УДК 342
ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ
© Татьяна Николаевна ГУБАНКОВА
старший преподаватель кафедры специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: qubankova@mail.ru
Рассмотрены теории о происхождении социального государства. Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. В настоящее время среди ученых нет единства в вопросе относительно авторства и времени появления понятия «социальное государство». Отмечено, что связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций, которые не просто приобрели правовые основания, а стали ведущими и меняющими его правовую основу. Предложена периодизация становления социального государства. В отличие от сложившихся в научной литературе представлений о периодизации, предложено свое видение развития социального государства. Сделан вывод о том, что современное российское государство находится в переходном состоянии. Специфика российского общества в том, что оно в отличие от западных государств не прошло путь от правового государства к социальному. Поэтому перспективное направление развития нашего общества связано с объединением двух направлений в одно и созданием новой социально-правовой конструкции, базирующейся на мировых социальных приоритетах, закрепленных в нормативно-правовых источниках. Также сказано о национальной и международной оценках социального государства. Предложены критерии оценки. В качестве одного из значимых оценочных критериев национального характера в России названо качество решения комплекса задач, стоящих перед государством, с учетом их социальной важности и сложности, закрепленных нормативно-правовыми актами на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Международный подход в содержании оценки социального государства основан на показателе уровня социально-экономического имиджа государства. Это новый подход в правовой науке. Проведен анализ конституций некоторых стран, выделены наиболее разработанные принципы и функции в сфере социального государства, а также анализ классификаций основных типов моделей социального государства на различных исторических этапах, на основании чего сделан вывод о том, что социальное государство возникает на основе государственной политики, направленной на развитие социальных институтов. Сделан вывод о том, что рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования социальной защиты населения приводит к тому, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период и что большинство зарубежных стран не имеют развитого социального законодательства в отличие от России.
Ключевые слова: социально-правовая политика; социальная политика; социальные функции государства; критерии оценки государства; правовое государство; социальное государство
Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.
В настоящее время среди ученых нет единства в вопросе относительно авторства и времени появления понятия «социальное го-
сударство». Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Лок-ка, ставшими продуктом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века.
Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина «социальное государство» является знаменитый немецкий экономист Л. фон Штейн (1815-1890). Его
теория социального государства сложилась под влиянием философии Г.В.Ф. Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии.
До настоящего времени многие зарубежные и отечественные авторы наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонима употребляют термин «государство всеобщего благоденствия», хотя между ними есть различия. Во-первых, понятие «социальное государство» не только означает заботу государства о социальном обеспечении своих граждан, но и включает в себя структурное реформирование общества, в том числе экономики, обеспечение участия трудящихся в управлении производством и т. д. Второе понятие «государство всеобщего благоденствия» связывают с государственным предоставлением льгот и социального обеспечения, предназначенных для улучшения благосостояния граждан.
Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций, которые не просто приобрели правовые основания, а стали ведущими и меняющими его правовую основу. Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству. Приобретение социальным государством правового обоснования стало вехой в развитии представлений о государстве и о его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление в нормах права.
Исходя из сложившейся научной дискуссии о роли, месте и значении социального государства для современного цивилизованного мира, можно провести периодизацию основных этапов развития социального государства. Предлагаем оригинальную версию периодизации, основанную на социально-правовом анализе прошедших трансформаций в обществе.
Первый этап становления социального государства укладывается в хронологические рамки с 70-х гг. XIX века до 30-х гг. XX века, его можно назвать социалистическим.
По сравнению с предшествующей эпохой государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
В свою очередь новые атрибуты, появившиеся у социального государства, могут рассматриваться как первичные критерии выделения социального государства из ряда других государств и основа его дефиниции. В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, а в 1910 г. - обязательное пенсионное страхование. Социальное страхование от несчастного случая появляется в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии - в 1900 г., Швеции -в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г.
Практически одновременное в течение менее двух десятков лет возникновение атрибутов социального государства в разных странах с различным уровнем общественно-экономического и политического развития свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизаци-онного развития.
Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, что выполнение государством всех вышеназванных функций стало результатом реализации социалистических идей. По мнению С.В. Калашникова, по времени совпали два объективных, относительно независимых процесса - формирование социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание [1, с. 14].
Второй этап становления социального государства, длившийся с 30-х до конца
40-х гг. XX века, в соответствии с его основной сутью можно обозначить как этап правового социального государства.
Первая треть XX века ознаменовалась принятием социальных законов и введением принципов социального государства в законодательную политику многих стран. Социальное законодательство не просто стало сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.
Появление социального законодательства и его непосредственное взаимодействие с другими государственными нормами обозначили проблему правовой природы самих социальных норм и стандартов. В 1930 г. Г. Геллер предложил категорию «социальное правовое государство» и дал его трактовку. Центральной идеей социального правового государства стало акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства.
С этого времени два понятия «правовое государство» и «социальное государство» не просто стали неразрывны, но некоторыми авторами используются как синонимы [2, с. 35].
Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций, которые не просто приобрели правовые основания, а стали ведущими и трансформирующими его правовую основу. Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Собственно социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача ему социальных функций от общества.
Обозначение социального государства как правового явилось принципиальным для определения его нового, социального качества.
Приобретение социальным государством правового обоснования изменило представления о государстве и о его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление, став основой дальнейшей эволюции государственных социальных функций.
Третий этап становления и развития социального государства попадает на середину прошлого столетия. Он начался в 40-е гг. и
длился по 60-е гг. ХХ века. Его можно обозначить как этап социальных услуг. На это повлиял процесс, связанный с приобретением государством принципиально новых социальных функций. Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов. По сути, этап «социальных услуг» в развитии социального государства знаменует переход государства от пассивной к активной социальной политике.
Четвертый этап периодизации охватывает период с начала 60-х гг. и до середины 80-х гг. XX века. Его можно обозначить как этап всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50-60-е гг. XX века, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей [1, с. 17].
С конца 70-х гг. ХХ века начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 1980-х гг. становится объективной. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.
Направленность государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилиза-ционными ограничениями и кризисом механизма страхования.
С 1970-х гг. расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами,
чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.
Увеличение нагрузки на экономику, в свою очередь, стало тормозом ее эффективности и потребовало снижения бремени обязательных взносов и налогов, а это привело к частичному сокращению социальных программ и пособий и, самое главное, к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.
Для пятого этапа, наступившего в начале 1980-х гг. и длившегося по середину 1990-х гг., характерны деструктивные процессы, которые можно назвать этапом деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.
В этот период критикуется эффективность сложившейся системы перераспределения благ; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсаций; традиционная концепция социальных прав подвергается пересмотру, появляются новые, массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняются роль и социальные функции государства.
С середины 90-х гг. ХХ века наступает перелом, связанный, с одной стороны, с реанимацией либеральных идей, а с другой - с повышением социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований изменения качества и эффективности социальной политики. В это время формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.
В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий, прежде всего, через социально-ориентированное рыночное хозяйство.
Шестой этап сложился в середине 90-х гг. ХХ века и длился до 2009 г. Его можно связать с периодом развития социального государства и обозначить как этап либерального
социального государства. В это время в европейских правовых системах появляются законодательные сегменты, отражающие социальные аспекты. Регламентируются социальные приоритеты того или иного государства.
Седьмой этап - это период социальной глобалистики, который начинается в 2010 г. и характеризуется как непростой и связанный с экономическим кризисом, свертыванием в отдельных государствах социальных программ. В то же время в названный период сложились условия, определяющие перспективные направления развития принятых мировым сообществом стандартов социального государства, которые напрямую связаны с глобальным развитием мировых экономик, международного права и решения проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Исследование особенностей и перспектив становления социального государства в России целесообразно осуществить на основе сравнительного анализа с формированием классической формы такого типа государства, которое существует в развитых странах Запада.
Процесс модернизации стран европейского региона характеризуется тем, что каждому историческому этапу было «отпущено» достаточно времени. Это давало возможность для «разбега», обусловливало постепенность, органичность вызревания каждого последующего этапа в предыдущем, каждой новой структуры на базе старой путем эволюционной трансформации последней. Социальное государство на Западе органически вырастало из архаических институтов, структур, которые адаптировались к потребностям усложняющегося общества, коррелировались ими. Социальная государственность на Западе развивалась в органичном единстве с утвердившейся правовой государственностью, атрибутами которой являются учет в законодательстве тенденций социального развития, требований юридического равенства, справедливости, приоритет и гарантии прав личности, взаимная ответственность государства и индивида, предсказуемость действий властей. Важно отметить, что на Западе формирование социальной государственности осуществлялось в условиях достаточно зрелого гражданского общества, в котором идеи и
практика благотворительности воспринимались не формально, а как естественные, нередко обязательные для государства и граждан [1].
Для российской истории характерна прерывность развития новых общественных структур в недрах предыдущих. В силу ряда причин российское общество, не исчерпав потенциал одного этапа, не разрешив присущих ему противоречий, вынуждено было решать задачи, разрешать противоречия следующего этапа общественного развития. Это обусловливало асинхронность, разнонаправ-ленность перемен, порождало в обществе перманентную переходную ситуацию, стимулируя ощущения прерывности развития России.
На Западе шли от гражданских и политических прав к социальным правам по мере созревания материальных, политических, юридических, психологических и иных предпосылок. Принцип конституционализма был дополнен принципом социальности. В России до революции 1917 г. отсутствовали многие политические права и свободы.
После революции 1917 г. в советской России некоторые категории граждан получили ряд политических и социальных прав, реализация которых не подкреплялась соответствующими материальными и политическими основами. В период сталинского правления неукоренившиеся еще завоевания в области гражданских прав человека были резко сужены. Социальные права трактовались весьма специфично, а равенство утверждалось через отрицание свободы выбора человека.
Советский опыт показал, что противопоставление гражданским правам и свободам отдельно выделенных социальных прав ведет к девальвации последних. В России формирование социально-правового государства идет по сравнению с Западом весьма специфично. Происходят резкие колебания от абсолютизации социальных прав до сокращения гражданских прав и свобод или соединения первых и вторых на базе административного ресурса. Такие процессы могут породить социально-политический гибрид, не способный к реальному существованию и никоим образом не способствующий развитию социального гражданского общества.
В современном состоянии российского государства наблюдаются несколько тенденций. Первая связана с изменением стратегии государства в сторону социализации (отчасти направленной на реализацию социальных программ). Эта позиция активно рекламировалась во время президентских выборов 2012 г. Ее реализация - это перспектива ближайшего будущего. Вторая тенденция определена вступлением России в ВТО, что повлечет за собой принятие европейских стандартов в производстве, и, в конечном счете, повлияет на состояние российской экономики. В случае ее ухудшения многие декларированные социальные программы будут заморожены на неопределенный срок. Третья тенденция зависит от процесса глобализации мировой экономики и цены на энергоресурсы. В случае изменения глобальных тенденций и активного снижения цены на энергоресурсы (углеводороды) российские социальные проекты окажутся не реализованными в ближайшие годы, а «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» останется очередным социальным макетом.
Отметим также, что при оценке сущности социального государства необходимо включать комплекс различных социально-правовых, политических и экономических критериев, которые могут складываться на базе национальных и международных стандартов.
В качестве одного из значимых оценочных критериев национального характера в России называется качество решения комплекса задач, стоящих перед государством, с учетом их социальной важности и сложности, закрепленных нормативно-правовыми актами на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Международный подход в содержании оценки социального государства основывается на показателе уровня социально-экономического имиджа государства. Это новый подход в правовой науке. В теории права данная категория не использовалась, в основном оценку состояния государства предлагали экономисты, опираясь на внутренние экономические показатели хозяйственной деятельности той или иной страны. В расчет не принимались такие критерии, как право-
вые гарантии развития экономики и социальной деятельности государства. В мировой практике долгое время развитие территорий оценивалось преимущественно такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой внутренний продукт на душу населения, индекс промышленного производства и т. д. В настоящее время развитие стран и регионов включает в себя еще одну значимую категорию, такую как социальная сфера. Сюда же можно добавить критерий качества правового обеспечения (гарантий) экономической и социальной деятельности в государстве. При этом экономическая и социальная сферы тесно связаны между собой, влияют друг на друга [3, с. 98].
Развитие критерия «социально-экономический имидж государства» позволит определить качество социально-экономического и правового обеспечения. Этот критерий можно закрепить набором рейтингов, характеризующих положение обследуемых стран относительно друг друга. Одним из значимых элементов названного рейтинга является качество нормативно-правового обеспечения (соответствия правового обеспечения тестируемого государства международным стандартам). Предлагается ввести соответствующие мировым стандартам критерии нормативно-правового обеспечения социального государства, выделив в качестве приоритетных уровень федеральных и региональных документов, регламентирующих развитие социальной сферы. К таким показателям можно отнести закрепление данного принципа в конституцию страны с указанием конкретных целей социального государства и подробным перечнем социальных прав, как предлагает А.И. Бобылев [4, с. 21].
Примером может служить социальное законодательство Российской Федерации: основные положения социального государства закреплены в Конституции РФ, которые конкретизируются в социальном законодательстве, в действующей Конституции РФ одна треть статей посвящена правам и свободам человека и гражданина, в том числе социальным [5].
Проведенный анализ конституций стран, закрепивших норму социального государства в той или иной формулировке, а также не имеющих такого закрепления, но относимых к типу стран с социальной рыночной эконо-
микой, показывает, что среди принципов и функций, традиционно относимых к сфере социального государства, наиболее разработаны: социальная направленность экономической политики, включая социальную роль бюджета; социальная ответственность государства; социальное партнерство; национальная солидарность.
В частности, в Конституции Австрии 1920 г. и в ее последующих редакциях такого понятия нет, но описан механизм реализации конституционной формулы или приоритетов социальной политики, которая выражается в строгом разграничении полномочий федерального центра и земель в социальной сфере, сфере экологии и образования (ст. 10 в ред. ФКЗ от 2 марта 1983 г. и ст. 11-14а, Независимая Коллегия народной правозащиты, раздел 7) [6; 7].
В Конституции Бельгии 1994 г. и в ее последующих редакциях понятие «социальное государство» не употребляется, но ст. 24 декларирует, что «каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству» и гарантирует экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной, помимо прочего, на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости; право на справедливые условия труда и вознаграждение; право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную, медицинскую и юридическую помощь; право на достойное жилище; право на здоровую окружающую среду; право на культурное и социальное процветание [8].
В Испании включение концепта социального государства в Конституцию произошло в 1978 г. В ст. 1 Испания определяется как «правовое, социальное и демократическое государство». В ст. 138 государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, «наблюдая за установлением адекватного и справедливого экономического равновесия между различными частями испанской территории». Согласно ст. 128, «все виды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам». А ст. 130 обязывает власти заботиться «о модернизации и развитии всех отраслей экономики... в
целях выравнивания уровня жизни всех испанцев». Есть отдельная гл. 3 «О руководящих принципах социальной и экономической политики». В ст. 40. на публичные власти возложено «создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности». Ст. 47 декларирует, что «все испанцы имеют право на пользование благоустроенным жильем», публичные власти способствуют созданию для этого необходимых условий. Кроме того, ст. 50 гарантирует «престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются». Кроме того, социальные службы призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями престарелых граждан и их досугом [6; 9].
С 1997 г. Польша позиционируется как «демократическое, правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости» (ст. 2). В ст. 20 закреплено, что основой экономического строя служит «социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров». В качестве механизма осуществляется закрепление политики, направленной «на полную производительную занятость посредством осуществления программ борьбы с безработицей, включая организацию и поддержку профессионального консультирования и обучения, а также публичных работ или интервенционного труда» (ст. 65). Публичные власти проводят политику, благоприятствующую удовлетворению жилищных нужд граждан, в частности, противодействуют бездомности, поддерживают развитие социального строительства, а также поощряют действия граждан, направленные на приобретение собственного жилища (ст. 75) [6; 10].
Конституция России 1993 г. в ст. 7 определяет РФ как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Согласно ст. 37, «каждый имеет право на труд в усло-
виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [6].
Несмотря на юридическое закрепление в России положения о социальном государстве и декларированных условиях достойной жизни, многие исследователи скептически относятся к признанию нашей страны социальным государством. Политические формы в ней ориентированы на идеальное правосознание, а следовательно, не адекватны правосознанию реальному, уровень которого на сегодняшний момент остается достаточно низким. Поэтому в рамках конкретно -реальной, идеальной и оптимальной формы реализации идеи социального государства Россия не может быть признана социальным государством [11, с. 144].
В большинстве европейских стран социальное законодательство выражено не так ярко, но по существу значительное количество социальных программ там решаются на высоком качественном уровне [12, с. 154].
Обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации, можно констатировать, что социальным является не то государство, которое провозгласило себя таковым, а лишь то, где его деятельность направлена на регулирование социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, на установление в нем социальной справедливости и солидарности.
Можно сделать вывод о том, что современное российское государство находится в переходном состоянии. Специфика российского общества в том, что оно в отличие от западных государств не прошло путь от правового государства к социальному. Поэтому перспективное направление развития нашего общества связано с объединением двух направлений в одно и созданием новой социально-правовой конструкции, базирующейся на мировых социальных приоритетах, закрепленных в нормативно-правовых источниках.
А также констатируем, что большинство зарубежных стран не имеют развитого социального законодательства в отличие от России. В то же время внутренняя социальная политика и нормативно-правовое выражение
основных социальных позиций являются для государства приоритетными. Отсутствие конституционно закрепленных социальных прав в некоторых странах, скорее всего, связано с трезвой оценкой законодателя государственных материальных (экономических) и иных ресурсов, которыми государство может распоряжаться, чтобы реально выполнять социальные обязательства.
Список литературы
1. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. № 10.
2. Самойленко В.А. Социальное государство в зарубежных странах // Юридическая мысль. 2004. № 5.
3. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гумманитарные знания. 2000. № 3.
4. Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. 2003. № 3.
5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
6. World Wide Constitutions. URL: http://concourt. am/wwconst/constit/ consts2l.htm#B (accessed: 01.05.2016).
7. Конституция Австрийской Республики. URL: http ://legalns .co m/компетентные -юристы/ пра-вовая-библиотека/конституции-стран-мира/ конституция-австрийской-республики (дата обращения: 25.10.2016).
8. Конституция Бельгии от 17.02.1994 г. (консолидированный текст) (с изменениями от
25.03.1996 г., 28.02.1997 г., 11.03.1997 г.,
20.05.1997 г., 12.06.1998 г., 17.06.1998 г.,
20.11.1998 г., 11.12.1998 г., 12.03.1999 г.,
07.05.1999 г., 23.03.2000 г. и 16.05.2000 г.). URL: http://www.studmed.ru/docs/document343 83/content (дата обращения: 12.09.2016).
9. Конституция Испанской империи. URL: http:// newrespublika.ru/topic/18585-%E2%99%94-konstitutciia-ispanskoj-imperii-%E2%99%94/ (дата обращения: 23.10.2016).
10. Конституция Республики Польша от 02.04.1997 г. // Дневник Законов от 16 июля 1997 г. № 78, поз. 483. URL: http://mspa7520. ru/konstituciya-respubliki-polsha (дата обращения: 23.10.2016).
11. Каргалова М.В. Социальное государство: концепция и сущность // Современная Европа. 2004. № 2.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть. М., 1999.
References
1. Kalashnikov S.V. Sotsial'noe gosudarstvo: evolyutsiya i etapy stanovleniya [Social state: evolution and stages of development]. Chelovek i trud [Human and Labour], 2002, no. 10. (In Russian).
2. Samoylenko V.A. Sotsial'noe gosudarstvo v za-rubezhnykh stranakh [Social state in foreign countries]. Yuridicheskaya mysl' [Juridical Thought], 2004, no. 5. (In Russian).
3. Avtsinova G.I. Sotsial'no-pravovoe gosudarstvo: sushchnost', osobennosti stanovleniya [Social and constitutional state: essence, features of development]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya -Socio-humanitarian Knowledge, 2000, no. 3. (In Russian).
4. Bobylev A.I. Teoriya i praktika formirovaniya pravovogo i sotsial'nogo gosudarstva [Theory and practice of formation of constitutional and social state]. Pravo i politika - Right and Policy, 2003, no. 3, p. 21. (In Russian).
5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 g. [Constitution of Russian Federation of December 12, 1993]. Rossiyskaya gazeta -Russian Newspaper, 1993, 25 December. (In Russian).
6. World wide constitutions. Available at: http:// concourt.am/wwconst/constit/consts2l.htm#B) (accessed 01.05.2016).
7. Konstitutsiya Avstriyskoy Respubliki [Constitution of Republic of Austria]. (In Russian). Available at: http://legalns.com/kompetentnye-yuristy/ pravovaya-biblioteka/konstitutsii-stran-mira/kon-stitutsiya-avstriyskoy-respubliki (accessed 25.10.2016).
8. Konstitutsiya Bel'gii ot 17.02.1994 g. (konsolidi-rovannyy tekst) (S izmeneniyami ot 25.03.1996 g.,
28.02.1997 g, 11.03.1997 g., 20.05.1997 g,
12.06.1998 g., 17.06.1998 g., 20.11.1998 g., 11.12.1998 g., 12.03.1999 g., 07.05.1999 g., 23.03.2000 g. i 16.05.2000 g.) [Constitution of Belgium of February 17, 1994 (consolidated text) (ed. as of March 25, 1996, February 28,
1997, March 11, 1997, May 20, 1997, June 12,
1998, June 17, 1998, November 20, 1998, December 11, 1998, May 12, 1999, May 7, 1999, March 23, 2000, May 16, 2000)]. (In Russian). Available at: http://www.studmed.ru/docs/docu-ment34383/ content (accessed 12.09.2016).
9. Konstitutsiya Ispanskoy imperii [Constitution of Spanish Empire]. (In Russian). Available at: http ://newrespub -lika.ru/topic/18585-%E2%99% 94-konstitutciia-ispanskoj-imperii-%E2%99%94/ (accessed 23.10.2016).
10. Konstitutsiya Pespubliki Pol'sha ot 02.04.1997 g. [Constitution of Polish Republic of April 2, 1997] Dnevnik Zakonov ot 16 iyulya 1997 g., № 78, poz. 483 of April 2, 1997 [Journal of Leg-
islative Acts of 16 July, 1997, no. 78, position 483]. (In Russian). Available at: http://mspa 7520.ru/konstituciya-respubliki-polsha (accessed 23.10.2016).
11. Kargalova M.V. Sotsial'noe gosudarstvo: kont-septsiya i sushchnost' [Social state: conception and essence]. Sovremennaya Evropa - Contemporary Europe, 2004, no. 2, p. 144. (In Russian).
12. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo za-rubezhnykh stran: Obshchaya chast' [Constitutional Law of Foreign Countries: General Part]. Moscow, 1999. (In Russian).
Поступила в редакцию 08.11.2016 г. Received 8 November 2016
UDC 342
UNDERSTANDING OF SOCIAL STATE IN RUSSIAN AND FOREIGN LAW Tatyana Nikolaevna GUBANKOVA
Senior Lecturer of Special Preparation and National Security Protection Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: qubankova@mail.ru
The theories of social state origin are considered. The ideological basis of social state dates back the notions of ancient thinkers about ideal state organization, providing welfare for all citizens. Its practical formation reflects objective process of social role of state increase in the regulation of social relations in industrial and post-industrial society. At the moments the scientists are not unified concerning the question of authorship and time of the notion "social state" appearance. It is marked, that the connection of social state and its legal nature was an important step of social function fixation. They did not only have legal basis, but became leading and changing its legal basis. The dating back of social state becoming is proposed. Comparing to the notions existing in scientific literature about date back the new idea of social state development is proposed. It is concluded that modern Russian state is in transitional state. The specifics f Russian state lies in that comparing to Western state did not overcome the way from legal state to social. That is why prospective direction of our society development is connected with union of two directions in one and creation of new social-legal construction, basing on world social priorities, fixed in normative-legal sources. National and international evaluation of social state is discussed. The criteria of estimation is proposed. As one of significant value criteria of national nature the first major problem facing Russia is the quality of some tasks decision, taking into consideration their importance and complexity, fixed by normative-legal acts for short-term and long-term prospect. International approach in the content of social state evaluation is based on the degree of level of social-economic image of the state. This is a new approach in legal science. The analysis of constitutions of some countries is carried out. The most worked out principles and functions in the sphere of social state are marked and also the analysis of classifications of basic types of models of social at different historic stages. Basing of these facts it is concluded that social state appears on the basis of state policy, aimed at development of social institutes. It is concluded that the consideration of legal forms of social state activity and legal regulation of social security of the population leads to the prevalence of these categories in the system of social security of population in Russia in modern period. The most of foreign countries do not have the developed social legislation comparing to Russia.
Key words: social-legal policy; social policy; social functions of state; criteria of state evaluation; legal state; social state
Информация для цитирования:
Губанкова Т.Н. Понимание социального государства в российском и зарубежном праве // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 70-78.
Gubankova T.N. Ponimanie sotsial'nogo gosudarstva v rossiyskom i zarubezhnom prave [Understanding of social state in Russian and foreign law]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Politicheskie nauki i pravo - Tambov University Review. Series: Politics and Law, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 70-78. (In Russian).