УДК 93/94 В. В. Цысь
Нижневартовск, Россия
ПОМОЩЬ ВОЙСК 1-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА В ВОССТАНОВЛЕНИИ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛОРУССИИ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОСЕНЬ 1943 Г. — НАЧАЛО 1945 Г.)*
Аннотация. В статье выявлены этапы, причины, формы помощи войск 1-го Белорусского фронта в восстановлении народного хозяйства Белоруссии на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
Указывается, что привлечение частей Красной Армии к решению народнохозяйственных задач обусловливается несколькими факторами: решениями партийных и советских органов, определявших конкретные направления и задачи работы; социально-экономической ситуацией в освобожденных регионах, когда степень разрушений, убыль трудоспособного населения были настолько серьезными, что участие военнослужащих в восстановлении экономики оказывалось крайне необходимым; положением дел на фронте (моменты длительного затишья перед наступательными операциями); позицией политического руководства и высшего военного командования.
Описаны формы и виды помощи частей и соединений 1-го Белорусского фронта народному хозяйству и гражданскому населению: разминирование, восстановление дорог и мостов, сельскохозяйственные работы, налаживание деятельности медицинских и ветеринарных учреждений, передача захваченного в ходе наступательных операций трофейного имущества.
Показано, что для содействия в нормализации экономической жизни республики выделялись преимущественно запасные и тыловые части фронта. Отмечается, что наиболее активной данная помощь была весной 1944 года.
Делается вывод, что военнослужащими был внесён огромный вклад в восстановление народного хозяйства, социальной и политической инфраструктуры Белоруссии в самый сложный период после ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Объем и характер работ строился таким образом, чтобы ни в коей мере не умалять боевые задачи, стоявшие перед частями и соединениями.
Ключевые слова: 1-й Белорусский фронт; тыл; народное хозяйство; Белоруссия; помощь.
Сведения об авторе: Валерий Валентинович Цысь, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России.
Место работы: Нижневартовский государственный университет.
Контактная информация: 628605, г.Нижневартовск, ул.Ленина, д. 56; тел.: (3466)273510, e-mail: [email protected]
В годы Великой Отечественной войны главной задачей, стоявшей перед Красной Армией, как и перед всем советским народом, было отражение гитлеровской агрессии, разгром врага, вероломно напавшего на нашу страну. Ее решению на протяжении почти четырех лет были подчинены помыслы и чаяния как военнослужащих, так и мирных граждан.
По мере освобождения временно оккупированной территории возникала необходимость восстановить разрушенные во время боев, при отступлении или же в ходе нещадной эксплуатации немецко-фашистскими
захватчиками народнохозяйственные и социальные объекты, транспортную инфраструктуру.
В той степени, в какой это было возможно в условиях продолжавшегося кровопролитного противоборства с агрессором, к возрождению страны привлекались и части Красной Армии.
Особенно заметным было участие военных в восстановлении народного хозяйства Белоруссии, сильно пострадавшей от почти трехлетнего хозяйничанья оккупантов.
В основу их практической деятельности были положены постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» и от 1 января 1944 г. «О ближайших задачах Совнаркома БССР и ЦК КП (б) Белоруссии» (Коммунистическая партия 1985: 427—465, 485—489).
К этому времени в полосе 1-го Белорусского фронта наступила оперативная пауза, продолжавшаяся несколько месяцев, что давало возможность не только подтянуть тылы, оборудовать инженерные сооружения, но и использовать часть соединений для решения небоевых задач.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00116.
К тому же Красная Армия вступила на территорию, которой оккупантами был нанесен огромный ущерб. Своими силами восстановить разрушенное недавно воссозданные гражданские органы власти БССР не имели никакой возможности. В отчетах управлений и отделов тыла отмечается «почти полное разрушение ветучреждений», «населенные пункты сожжены, население живет в землянках, в шалашах, в норах. Ни мыла, ни белья в достаточном количестве нет» (ДА МО. Ф. 233. Он. 2342. Д. 17. Л. 442; ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 157. Л. 627).
В развитие указанных документов 25 февраля 1944 г. Военный Совет 1-го Белорусского фронта принимает постановление № 046, в котором названы точные объемы и формы помощи по различным направлениям, связанным со сферой компетенции отдельных тыловых соединений: «по линии санитарного управления», «по линии ветслужбы», «по линии автомобильного управления», «по линии дорожного управления» и т.д. В документе констатируется, чтобы вся масса военнослужащих «полностью и правильно осознала величие этой задачи и прониклась сознанием необходимости сделать все возможное для залечивания глубоких ран, нанесенных войной народному хозяйству» (Антипенко 1964: 72).
Использование рабочей силы военнослужащих должно было носить комплексный характер:
«Военный Совет фронта обязывает все армии, дивизии, отдельно стоящие полки, тыловые части и учреждения, без ущерба боевой деятельности войск оказать всемерную помощь в подготовке и проведении весеннего сева.
Каждый трактор, каждая лошадь, если позволяет обстановка, должны быть использованы на пахоту, на сев.
Личный состав частей должен принимать активное участие в возделывании колхозных и индивидуальных огородов (в первую очередь семьям красноармейцев, офицеров, жертв немецких оккупантов).
Военный Совет обязывает генералов, офицеров и политорганы добиться, чтобы каждая крупная и мелкая часть, не находящаяся на передовой линии, включилась в эту большую работу (пахота, сев, ремонт с/х инвентаря, построек, отдельных домов, принадлежащих вдовам, сиротам и т.д.)» (ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 163. Л. 50).
В течение последующих нескольких недель аналогичные постановления, «планы мероприятий» с более детальной конкретиза-
цией видов и объемов предполагаемых работ принимаются всеми Военными Советами армий, входивших в состав фронта.
Для согласования работы военных и гражданских учреждений 7 марта 1944 г. проводится совещание начальников управлений и отделов тыла 1-го Белорусского фронта с наркомом просвещения БССР Е. И. Ураловой, где последняя доложила план открытия детдомов по районам республики, после чего начальник тыла фронта произвел распределение заданий по армиям (ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. Л. 170). Такие же совещания организовывались и на уровне отдельных армий с представителями областных и районных исполкомов советов1.
Однако подобного рода решения, как нам представляется, определялись не только объективными обстоятельствами. Важное значение имела и позиция командования фронта, о чем свидетельствует следующий факт.
3 апреля 1944 г. на имя члена Военного Совета Западного фронта генерал-лейтенанта Л. 3. Мехлиса поступило письмо секретаря Витебского обкома ВКП (б) с просьбой «оказать районам нашей области такую же помощь, как это сделал Военсовет 1-го Белорусского фронта» (ЦА МО. Ф. 241. Оп. 2618. Д. 20. Л. 197). К письму прилагалось и вышеупомянутое постановление № 046. Несколькими днями ранее аналогичное письмо было направлено и от СНК БССР, опять же со ссылкой на пример 1-го Белорусского фронта, с тем чтобы «обсудить у себя этот вопрос и о принятых Вами решениях поставить нас в известность, чтобы учесть Вашу возможную помощь при планировании восстановления народного хозяйства Белоруссии» (ЦА МО. Ф. 241. Оп. 2618. Д. 20. Л. 225).
На просьбы последовала резолюция Л. 3. Мехлиса следующего содержания: «Хохлову, Макарову2. Прошу ознакомиться. У нас спущена директива помочь к севу. То, что делает Белорусский фронт, мы не можем и не имеем права» (ЦА МО. Ф. 241. Оп. 2618. Д. 20. Л. 197).
В дальнейшем содействие Белоруссии со стороны тыловых частей 3-го Белорусского фронта (как с 24 апреля 1944 г. стал именоваться Западный фронт) все-таки
1 См., напр.: (ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 7. Л. 154) — о совещании командования 65-й армии с представителями обл- и райисполкомов.
2 И. С. Хохлов (1895—1973) — генерал-лейтенант интендантской службы и В. Е. Макаров (1903—1975) — генерал-лейтенант — члены Военного Совета Западного (с 24 апреля — 3-го Белорусского) фронта.
оказывалось, поскольку принимается соответствующее решение высшего руководства, которое нельзя было проигнорировать. Но по своим масштабам оно никак не могло сравниться с тем, что делали соседи. Позиция командования 1-го Белорусского фронта в лице в первую очередь маршалов К. К. Рокоссовского, Г. К. Жукова и начальника тыла фронта генерал-лейтенанта интендантской службы Н. А. Антипенко в данном отношении оказалась более последовательной.
Таким образом, привлечение частей Красной Армии к решению народнохозяйственных задач в рассматриваемый период обусловливается следующими факторами: решениями партийных и советских органов, определявших конкретные направления и задачи работы; социально-экономической ситуацией в освобожденных регионах, когда степень разрушений, убыль трудоспособного населения были настолько серьезными, что участие военнослужащих в восстановлении экономики оказывалось крайне необходимым; положением дел на фронте (моменты длительного затишья перед наступательными операциями); позицией политического руководства и высшего военного командования.
После перерыва, вызванного организацией и проведением операции «Багратион», 21 ноября 1944 г. за подписью Г. К. Жукова принимается новое постановление Военного Совета 1-го Белорусского фронта «О мерах помощи со стороны фронта в восстановлении народного хозяйства Белорусской республики», как отмечалось в тексте документа: «в целях оказания всесторонней помощи белорусскому народу в восстановлении хозяйства и в исполнении постановления от 24.2.44 г.» (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. Л. 487).
На данном этапе помощь не носила столь всеобъемлющего и разнообразного характера как ранее, а заключалась преимущественно в передаче в распоряжение СНК БССР большого количества имущества, техники, стройматериалов, ГСМ. Кроме того, для восстановления Минска направлялся автомобильный батальон в сто машин, военно-строительный отряд, отдельный отряд по разминированию (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. Л. 489).
В организационном отношении можно выделить участие в возрождении экономики следующих подразделений фронта:
1. Запасные части, готовившие пополнения для боевых: 10-я Запасная стрелковая дивизия (все виды работ), команды выздоравливающих из госпиталей.
2. Части тыла фронта и армий, специализировавшиеся на выполнении разного рода вспомогательных работ (разминировании, восстановлении железных и автомобильных дорог и мостов, сборе трофеев, охране тыловых объектов): Управление военно-восстановительных работ (железные дороги). Дорожное управление фронта (шоссейные и грунтовые дороги). Санитарное и Ветеринарное управления фронта. Инженерное управление (промышленные объекты). Интендантское управление (обеспечение продовольствием и фуражом). Управление трофейного вооружения (учет и передача народному хозяйству имущества невоенного назначения) и др.
Виды работ, выполнявшиеся воинскими частями, нужно разделить на две группы. 1. Связанные с выполнением боевых операций, обеспечением мобильности и боеспособности войск фронта. Сюда, в частности, следует отнести восстановление транспортной инфраструктуры, необходимой для переброски войск. 2. Непосредственное участие в восстановлении народного хозяйства в соответствии со специально принятыми решениями политического и военного руководства.
Формы участия. 1. Косвенное. Снятие нагрузки с экономики за счет принимаемых военным командованием мер. В первую очередь речь идет о переводе частей на самообеспечение по ряду важнейших видов продовольственного и материального снабжения, что позволяло существенно сокращать расходы на транспортировку различного рода довольствия к местам дислокации соединений. 2. Прямое.
Выполнение воинскими частями работ, связанных с восстановлением тех или иных отраслей народного хозяйства.
В свою очередь прямое участие могло выражаться в: а) создании условий для нормального функционирования экономики — разминирование, содействие формированию гражданских органов власти, меры противоэпидемического и противоэпизоотического характера, перемещение гражданского населения к местам проживания; б) участии военнослужащих в строительстве различных производственных объектов, в сельском хозяйстве, восстановлении дорог и мостов; в) выделении для нужд экономики, социальной сферы из собственных фондов или же трофейного имущества материалов, техники, медикаментов и т.п.
Необходимо рассмотреть конкретные виды помощи, оказывавшейся частями 1-го Белорусского фронта.
Важнейшей предпосылкой для успешного начала восстановительных работ являлось разминирование освобожденной территории. Так, воины-саперы 219-го отдельного отряда разминирования 1-го Белорусского фронта разведали и разминировали территорию 14 административных районов, 2 тыс. населенных пунктов, 10 тыс. км дорог, 800 различных объектов Бобруйской области (Чернушкевич
1986: 30). По другим областям суммарные цифры, представленные начальником инженерного управления 1-го Белорусского фронта, выглядят следующим образом (см. табл.1) (ДА МО. Ф. 233. Он. 2342. Д. 13. Л. 845). Таким образом, разминированию подверглась почти треть территории республики.
Таблица 1
Разминирование территории Белоруссии частями 1-го Белорусского фронта в конце 1943—1944 гг.
Виды работ /Области БССР Гомельская Полесская Могилев-ская Минская Баранович-ская Пинская Брестская Всего
Разминировано территории (км2) 15832 17889 3289 2193 2303 7573 14808 63887
В том числе сдано местным властям (км2) 14042 17889 3289 2193 2303 6436 14808 60960
Снято, собрано и подорвано мин (шт.) 611212 375707 20187 4423 2091 41394 76740 1131754
На восстановлении железных дорог и мостов в составе 1-го Белорусского фронта было задействовано Управление военно-восстановительных работ № 1, включавшее части железнодорожных войск и специальных формирований НКПС: 3-я, 5-я, 8-я отдельные железнодорожные бригады, 9-й, 16-й, 22-й поезда по ремонту и восстановлению подвижного состава (подремы), 20-й, 27-й поезда по ремонту и восстановлению связи (связьремы), 18-й, 31-й мостопоезда, 16-я головная база (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 157. Л. 150).
На оккупированной территории противник производил восстановление участков железной дороги по западноевропейской колее. Работы железнодорожников состояли не только в ремонте поврежденных участков, но и в перешивке дорог на отечественную колею, чтобы единой нитью связать их с остальной страной. Всего же с октября 1943 г. по май 1945 г. на территории Белоруссии было восстановлено свыше 10 тыс. км линейных и станционных путей, 2 тыс. мостов и труб, свыше 700 путевых зданий, 20 паровозных и вагонных депо (Чернушевич 1986: 35).
О состоянии дорожной сети можно судить по «Справкам о состоянии основных
фронтовых и армейских дорог» за различные периоды времени. Например, в справке от 1 марта 1944 г., указывается, что на шоссе Калиновичи — Людиновка протяженностью 50 км «большинство дорожных сооружений было сожжено противником. В настоящее время восстановлены дорожными частями» (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 53. Л. 120 об.). В работах участвовали отдельные дорожно-строительные, дорожно-эксплуатационные и мостостроительные батальоны фронтового и армейского подчинения. Общая численность военнослужащих, задействованных на данном виде работы, достигала 23 тыс. чел. С октября 1943 г. по август 1944 г. дорожными войсками на территории Белоруссии было подготовлено и обслужено более 37 тыс. км автомобильных дорог, проложено 400 км дорог с деревянным покрытием (Чернушевич 1986: 40), велось восстановление мостов через реки Березина, Днепр, Западный Буг, Припять, Сож, различные мелкие реки и ручьи.
В работе на промышленных объектах использовались преимущественно инженерные части фронта. Так, в марте 1944 г. 350 чел. были направлены на восстановление Гомельской электростанции (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 17. Л. 431). Военнослужащие также
участвовали в восстановлении лесопильного и станкостроительного заводов в Гомеле, Добрушского бумажного комбината. Летом 1944 г. в с. Слобудка Брестской обл. был оборудован полевой авторемонтный завод, в конце войны переданный правительству БССР (Антипенко 1982: 145).
Особое значение имело участие красноармейцев в сельскохозяйственных работах: уборке, обмолоте, пахоте и севе, ремонте тракторов и комбайнов. Заготовка зерновых в ноябре — декабре 1943 г. велась на уже покрытых снегом полях и была предназначена, в первую очередь, для обеспечения нужд самого фронта. В результате было получено 13,7 млн. пудов зерна. Излишки передавались населению Витебской и Могилевской областей, а 10 тыс. тонн было отправлено жителям Ленинграда. В работе участвовало 27 тыс. солдат
и 2,5 тыс. офицеров, 2 тыс. автомобилей (Антипенко 1982: 112—114).
Этот вид помощи возобновляется весной 1944 г., что находило отражение, в том числе, и на страницах армейской печати. Материалы помещались без указания конкретных частей и соединений: «В восстановлении разрушенного хозяйства, в подготовке и проведении весенне-полевых работ большую помощь колхозам Белоруссии оказывают наши части, наши бойцы и офицеры... Несколько тыловых частей отремонтировали для колхозов 2000 комплектов упряжи, выделили для тракторов 165 тонн керосина...» (Мы возродим тебя любимый край 1944: 4).
Отдельные виды работ распределялись между армиями фронта. Это, в частности, относится к ремонту детских домов (см. табл.2) (ДА МО. Ф. 233. Он. 2342. Д. 33. Л. 170).
Таблица 2
Ремонт детских домов частями 1-го Белорусского фронта
Ответственные за ремонт Место расположения детского дома Количество мест в детском доме
Начальник тыла фронта пос. Ченки Гомельской обл. 200
Начальник тыла 65-й армии д. Бабичи Васильевического района Полесской обл. 200
Начальник тыла 48-й армии г. Речица Гомельской обл. 150
Начальник тыла 61-й армии г. Калинковичи Гомельской обл. 150
Начальник тыла 50-й армии Пропойский район Могилевской обл. 150
Начальник тыла 3-й армии Журавичский район Гомельской обл. 150
Начальник тыла 10-й армии Чериковский район Могилевской обл. 150
Медицинская и ветеринарная помощь населению способствовала нормализации мирной жизни, созданию условий для созидательного труда. При отступлении оккупанты распускали инфекционных больных из лечебных учреждений по домам, что создавало угрозу распространения эпидемий. В марте 1944 г. из лагерей было освобождено около 30 тыс. чел., перемещенных немцами из оставленных ими территорий. Люди оказались в крайне тяжелом состоянии, истощенные, встречалось много сыпно-тифозных.
Налаживание систематической медицинской помощи гражданскому населению считалось важной предпосылкой для ограждения войск от заболеваний. Соответствующие меры стали приниматься еще до выхода постановления № 046, о чем свидетельствуют материалы совещания, состоявшегося 15 февраля 1944 г. в Управлении тыла Белорусского фронта:
«Что касается медицинской службы, то мы не ослабим своей системы, если восстановим больницы в Гомеле, Мозыре, Речице и других местах. Для этого потребуется не много госпиталей, чтобы отдать Белорусскому правительству.
Мы сейчас не имеем в Белоруссии не только ни одной больницы, но даже ни одной амбулатории, где можно было бы организовать медицинскую помощь населению...
исключительно правильное решение, в том смысле, что ведь прежде всего для того, чтобы бороться с сыпным тифом, надо госпитализировать больное гражданское население. Если бы мы поставили задачу госпитализировать гражданское население силами здравоохранения Белоруссии, то это было бы утопией. Поэтому мы должны все это взять на себя.
В связи с этим был поставлен вопрос перед Правительством о разрешении выделить
соответствующее количество госпиталей для помощи гражданскому населению и сейчас мы уже 5000 сыпно-тифозных из гражданского населения берем на себя...
Мало этого. Учитывая разрушенную сеть здравоохранения, большую бедность, в которую привел фриц народ Белоруссии, мы считаем необходимым выделить мыло и другие средства.
Мы выделили более 150 человек медицинских работников для систематической работы среди гражданского населения» (ДА МО. Ф. 233. Он. 2342. Д. 157. Л. 627).
Для помощи освобожденному из лагерей гражданскому населению Военный Совет 65-й армии создал Чрезвычайную комиссию и оперативную группу. Район, где располагались лагеря, был объявлен на чрезвычайном положении. Организуется в первый же день 8 сборных и 15 питательных пунктов (8 с горячей пищей, 7 с выдачей сухих пайков), оказывалась при необходимости и медицинская помощь (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 161. Л. 176).
В дальнейшем в населенные пункты и на важнейшие дороги в тыловых районах фронта посылались 54 противоэпидемических отряда в составе 79 врачей, 145 человек среднего медперсонала, 75 санинструкторов и дезинфекторов (см. также табл. 3).
Среди встречавшихся проблем необходимо упомянуть такую как неналаженность аппаратов местных властей, зачастую не успевавших принимать передаваемое из армии имущество. В документах также нередки
упоминания о конфликтах по поводу небрежного отношения отдельных бойцов и командиров к народнохозяйственным объектам — разбор складов и сараев на топливо, занятие производственных
помещений, не позволявшее начать работу предприятиям и госучреждениям, хищения колхозного продовольствия и фуража, на что обращалось внимание в письме военного отдела ЦК КП (б) Белоруссии на имя члена Военного Совета фронта генерал-лейтенанта К.Ф.Телегина (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. Л. 83).
Однако подобные примеры относятся, преимущественно, к концу 1943 — началу 1944 гг., и характерны для недавно освобожденных территорий, где порядок взаимоотношений между военными и гражданскими учреждениями еще не успел сложиться. В дальнейшем любые злоупотребления жестко пресекались, а конфликты старались разрешить по взаимному согласию сторон, свидетельством чему являются в том числе и соответствующие резолюции командования: «Издать приказ о прекращении этих безобразий, расследовать и предать суду виновных...» (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. Л. 83).
О некоторых результатах оказания помощи частями 1-го Белорусского фронта народному хозяйству Белоруссии можно составить представление по приведенной ниже таблице (см. Табл. 3) (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 13. Л. 465—468).
Таблица 3
Перечень помощи частями 1-го Белорусского фронта народному хозяйству Белоруссии (осень 1943 г. — 1 августа 1944 г.)
Виды помощи Годы Всего
1943 1944
1. Помощь сельскому хозяйству
Вспахано и заборонено (га) 527 15853
Посеяно разных культур (га) 5964 4301
Перевезено сельскохозяйственных грузов: удобрений, семян и др. (т) 1473 185690
Отремонтировано и передано сельхозинвентаря (шт.) 77 3078
Выделено тракторов на сельхозработы (шт.) - 36 36
Убрано сена (га) 1837 48
Отпущено разных семян (тонн) - 43 43
Отремонтировано тракторов (шт.) 1 60 61
2. Помощь материальными средствами
Передано колхозам лошадей (голов) - 554 554
—II— жеребят (голов) 1 486 - 1486
—II— дойных коров (голов) - 3 3
Отпущено автобензина (т) - 45 45
Таблица 3. Продолжение
Виды помощи Годы Всего
1943 1944
--//-- керосина (т) - 713 713
—II— дизтоплива (т) - 201 201
—II— автола (т) - 5 5
—II— солидола (т) - 107 107
—II— лигрола (т) - 0,2 0,2
—II— ведер (шт.) - 446 446
—II— бочек разных (шт.) - 3209 3209
-II- резервуаров разных (шт.) - 554 554
—II— шлангов (шт.) - 1 273 1273
—II— воронок (шт.) - 272 272
—II— кузнечных инструментов — комплектов (шт.) - 5 5
—II— упряжи одноконной (шт.) - 6005 6005
—II— дуг (шт.) - 2400 2400
—II— седел (шт.) - 2000 2000
—II— хомутов (шт.) - 824 824
—II— колесных ободьев (шт.) - 7000 7000
—II— подков (шт.) - 3000 3000
—II— колесной мази (кг) - 1000 1000
—II— оконных переплетов (шт.) - 100 100
—II— изоляционного провода (м) - 10 000 10 000
—II— жести листов (шт.) - 1000 1000
—II— лопат железных (шт.) - 8000 8000
—II— печей железных (шт.) - 1300 1300
—II— весов десятичных (шт.) - 3 3
—II— насосов разных (шт.) - 222 222
—II— пил поперечных (шт.) - 100 100
—II— гвоздей (кг) - 2360 2360
—II— краски (кг) - 12355 12355
—II— клея (кг) - 375 375
—II— стройматериалов разных (т) - 73 73
Изготовлено и передано детских костюмов (шт.) - 900 900
—II— ботинок (пар) - 600 600
—II— инвентаря для детдомов (шт.) - 500 500
Передано продуктов разных для детдомов (т) - 90 90
—II— жиров, мяса, рыбы (кг) - 36224 36224
—II— сахара (кг) - 7200 7200
-II- картофеля (т) - 45 45
—II— молока (кг) - 17100 17100
—II— соли (кг) - 3850 3850
—II— пайков для госпитализированных инфекционных больных (шт.) - 2000 2000
—II— мешкотары (шт.) - 500 500
—II— корзин и ящиков (шт.) - 8357 8357
3. Строительство и ремонт бытовых, культурно-просветительских и общественных зданий
Восстановлено административных, жилых и промышленных зданий в Гомеле и Ново-Белице (кубометров) - 169322 169322
Построено щелей и бомбоубежищ для ЦК КП (б) Б и правительства БССР (кубометров) - 11545 11545
Таблица 3. Продолжение
Виды помощи Годы Всего
1943 1944
Построено и отремонтировано хоз. помещений, жилых домов колхозам, колхозникам, МТС (ед.) 672 1757
Построено землянок (ед.) 46 - 46
Построено и отремонтировано бань (ед.) 149 1111
—II— школ и клубов (ед.) 1 60 61
Изготовлено школьных парт (шт.) - 84 84
Восстановлено детских домов (шт.) - 2 2
—II— кузниц (шт.) - 18 18
—II— колодцев (шт.) - 1505 1505
—II— мельниц разных (шт.) 16 46 62
—II— лесозаводов (шт.) - 2 2
—II— мостов (погонных метров) - 9387 9387
Отремонтировано автомашин (шт.) - 22 22
Передано автомашин (шт.) 26 - 26
Отремонтировано повозок (шт.) 22 - 22
4. Медицинская помощь
Построено и оборудовано санпропускников (ед.) 12 229
-II- дезкамер (ед.) - 620 620
Организовано больниц и медпунктов (шт.) - 30 30
Передано рентгенкабинетов (ед.) - 1 1
—II— клинических лабораторий (ед.) - 3 3
—II— зубоврачебных кабинетов (ед.) - 1 1
Оказана медпомощь (чел.) 1500 99157
Пропущено через бани (чел.) 174193 1327333
Продезинфицировано одежды (компл.) 173989 1091835
Обследовано населенных пунктов (ед.) 5350 6738
Выявлено очагов сыпного тифа (ед.) - 23678 23678
Прохлорировано колодцев (шт.) - 3387 3387
Отпущено мыла (т) 30 78
—II— противопаразитарных средств (т) 3 - 3
—II— дуста (кг) 10000 - 10000
—II— халатов, госпитальных туфель (компл.) - 1250 1250
Выделено эпидемических отрядов (ед.) 20 - 20
—II— обмывочных дезинфекционных рот (ед.) 13 - 13
5. Ветеринарная помощь
Организовано ветпунктов (ед.) - 17 17
Оказана ветпомощь (голов) 9822 9666
Выделено жеребцов для случной кампании (голов) - 30 30
Ликвидировано очагов сапа (ед.) - 77 77
Обследовано на сап (голов) 14647 9945
Отпущено серы (кг) 6095 3000
Малленизировано лошадей (голов) 3605 3016
Выделено креолина (кг) 990 - 990
—II— едкого натра (кг) 100 - 100
Оборудовано газокамер (ед.) 160 - 160
—II— бань конских (ед.) 85 - 85
6. Политическая работа
Проведено лекций и бесед на разные темы (ед.) 223 1333
С продвижением Красной Армии на территорию Польши и Германии части 1-го Белорусского фронта постепенно перемещаются все дальше на Запад, за пределы нашей страны. Во второй половине 1944 — начале 1945 гг. основная помощь народному хозяйству Белоруссии заключалась преимущественно в передаче огромных объемов трофейного имущества, захваченного в ходе операции «Багратион»: металлы, тара, трактора, гвозди, двигатели, вагонетки, трубы, отопительные батареи, дорожные катки, трансформаторы, телефоны, коммутаторы, упряжь, рабочий скот, минеральные удобрения и мн. др. Обобщенные данные об этом приведены в справке, составленной 9 февраля 1945 г. начальником тыла фронта Н. А. Антипенко на имя зам. председателя СНК СССР В. М. Молотова (ДА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 45. Л. 34—40).
В ходе передислокации подсобные хозяйства фронта оставляли местным колхозам и совхозам заготовленный фураж и зерно. К концу 1944 г. все фронтовые и армейские подсобные хозяйства были ликвидированы, а их имущество, в том числе 40 тыс. голов скота, передано колхозам и совхозам.
Таким образом, можно выделить следующие периоды оказания помощи войск 1-го Белорусского фронта народному хозяйству БССР:
1) От начала освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков до выхода постановления ВС 1 БФ № 046 (осень 1943— февраль 1944 гг.). В этот период поддержка носила эпизодический характер;
2) От принятия постановления ВС 1-го БФ № 046 до начала операции «Багратион» (март—июнь 1944 г.). Время стабилизации фронта и относительного затишья, когда содействие Красной Армии в восстановлении народного хозяйства становится одной из важных задач всех армий и тыловых соединений;
3) От окончания операции «Багратион» до начала Висло-Одерской операции (осень 1944 г. — начало 1945 гг.). Оказание помощи западным областям Белоруссии, недавно освобожденным от оккупантов.
Общими усилиями солдат, офицеров, генералов, тружеников тыла был внесен огромный вклад в восстановление народного хозяйства, социальной и политической инфраструктуры Белоруссии в самый сложный период после ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Объем и характер работ строился таким образом, чтобы ни в коей мере не умалять боевые задачи, стоявшие перед частями и соединениями.
ЛИТЕРАТУРА
Антипенко Н. 1964. Помощь советских войск в восстановлении народного хозяйства Белоруссии // Военно-исторический журнал 6, 71—74.
Антипенко Н. А. 1982. На главном направлении. Минск: Беларусь.
Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898—1988). 1985. Т. 7: 1938—1945. Москва: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 427—465, 485—489.
Мы возродим тебя, любимый край! Воины помогают колхозам Белоруссии // Красная Армия. Ежедневная фронтовая красноармейская газета. 1944. 29 апр. № 102. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 7. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 13. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 17. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 33. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 45. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 53. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 157. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 161. ЦА МО. Ф. 233. Оп. 2342. Д. 163. ЦА МО. Ф. 241. Оп. 2618. Д. 20.
Чернушевич С. А. 1986. Деятельность политорганов и партийных организаций Советской армии по оказанию помощи партийным и советским органам Белорусской ССР в восстановлении и развитии народного хозяйства в послевоенный период (сентябрь 1943—1950 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Минск.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВКП (б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)
НКПС — Народный комиссариат путей сообщения СССР
СНК — Совет народных комиссаров
ЦА МО — Центральный архив Министерства обороны
REFERENCES
Antipenko N. Voenno-istoricheskiy zhurnal [Military Histoiy Journal], 1964: 71-74 (In Russian).
Antipenko N. A. Na glavnom napravlenii [On the main line], Minsk: Belarus. 1982 (In Russian).
Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Souza v rezolutsiyakh i resheniyakh sjezdov, konferentsiy i plenumov TsK (1898— 1988) [The Communist Party of the Soviet Union in the resolutions and decisions of the congresses, conferences, and plenums of the Central Committee (1898—1988)]. Vol. 7: 1938—1945. Moscow: Institute of Marxism-Leninism, 1985. p. 427—465, 485— 489 (In Russian).
Krasnaya Armiya [The Red Army], no. 102 (1944) (In Russian).
The Central Archives of the Ministiy of Defense (hereinafter — CAMD). Fund 233. Inv. 2342. Case 7 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 13 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 17 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 33 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 45 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 53 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 157 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 161 (In Russian).
CAMD. Fund 233. Inv. 2342. Case 163 (In Russian).
CAMD. Fund 241. Inv. 2618. Case 20 (In Russian).
Chemushevich S. A. Deyatelnost poliorganov i partiynykh organizatsiy Sovetskoy Armii po okazaniyu pomoshchi partiynym i sovetskim organanm Belorusskoy SSR v vosstanoslenii i razvitii narodnogo khozyaistva v poslevoeyenniy period (sentyabr 1943—1950 gg.) [Soviet army organizations assisting the Communist Party and government authorities of the Byelorussian SSR in restoring and redeveloping national economy in the postwar period (September 1943—1950): A thesis for the degree of Candidate of Historical Sciences], Minsk, 1986 (In Russian).
V. V. Tsys'
Nizhnevartovsk, Russia
ENGAGING THE TROOPS OF THE 1ST BELORUSSIAN FRONT IN THE RESTOR-TION OF THE NATIONAL ECONOMY IN BELARUS DURING THE FINAL STAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (FALL 1943 — EARLY 1945)
Abstract. The paper identifies the stages, causes, forms of assistance provided by the troops of the 1st Belorussian front in the restoration of the national economy of Belarus during the final stage of the Great Patriotic War.
The author indicates that the Red Army was involved in solving economic challenges for to a number of reasons. First, this was a decision of the Party and Soviet authorities responsible for specific economic objectives and tasks. Second, the troops had to be involved due to the social and economic situation in the areas liberated from the invaders, since a large part of the infrastructure was destroyed and the population was demoralized and unable to work. Third, the troops had time to help with economic restoration during the long period of relative calm before offensive operations. Finally, the idea coincides with the general standpoint of political and military leaders.
The paper describes the types of works in redevelopment of the national economy and forms of assistance to the civilian population provided by the troops of the 1st Belorussian front, including mine clearance, restoration of roads and bridges, agricultural works, medical and veterinary services, assignation of trophy property seized during offensive operations.
The data shows that spare and logistical troops of the front the ones allocated to assist in the economic redevelopment in the Belarus Republic. The author notes that the most assistance was provided in the spring of 1944.
The author concludes that soldiers made a huge contribution to the economic redevelopment and restoration of social and political infrastructure of Belarus in the most difficult period after its liberation from Nazi invaders. The amount and character of works provided in no way detracted the troops from combat and military operations.
Key words: 1st Belorussian front; rear; national economy; Belarus; the power.
About the author: Valery Valentinovich Tsys', Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Russian History.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University.