Научная статья на тему 'Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних'

Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1768
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
JUVENILE OFFENDER / CRIME PREVENTION / SHORT-TERM CARE CENTERS / RIGHTS OF MINOR / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРАВА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подколзина А. Ю.

В статье раскрываются проблемы, возникающие в сфере семейно-правовых отношений при помещении подростков в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Автором рассматривается сущность данной меры воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних, а также вопросы реализации права ребенка на общение с родителями или лицами, их заменяющими, в условиях изоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подколзина А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mitigating Juvenile Delinquency by Placing Difficult Minors in Custody of Dedicated Short-Term Care CentersRun by Bodies or Units of the Ministry of Internal Affairs

The author analyzes the nature of police custody and looks into its role in mitigating juvenile delinquency. The focus is on keeping difficult minors in dedicated short-term care centers run by bodies or units of the Ministry of Internal Affairs. Much attention is devoted to how to protect the right of an incarcerated minor to contact with his or her parents or other custodians.

Текст научной работы на тему «Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних»

А.Ю. ПОДКОЛЗИНА,

старший инспектор группы международного сотрудничества (Академия управления МВД России)

A.Yu. PODKOLZINA, Senior Inspector at the Section for International Cooperation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.137.5

Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних

Mitigating Juvenile Delinquency by Placing Difficult Minors

in Custody of Dedicated Short-Term Care Centers

Run by Bodies or Units of the Ministry of internal Affairs

В статье раскрываются проблемы, возникающие в сфере семейно-правовых отношений при помещении подростков в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Автором рассматривается сущность данной меры воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних, а также вопросы реализации права ребенка на общение с родителями или лицами, их заменяющими, в условиях изоляции.

Несовершеннолетний правонарушитель, профилактика, помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, права ребенка.

The author analyzes the nature of police custody and looks into its role in mitigating juvenile delinquency. The focus is on keeping difficult minors in dedicated short-term care centers run by bodies or units of the Ministry of Internal Affairs. Much attention is devoted to how to protect the right of an incarcerated minor to contact with his or her parents or other custodians.

Juvenile offender, crime prevention, keeping juvenile delinquents in dedicated short-term care centers run by bodies or units of the Ministry of Internal Affairs, rights of minor.

Нестабильность экономической и социальной обстановки в мире в настоящее время является фактором, снижающим способность государства обеспечить оптимальный уровень жизни и развития общества, в частности, наиболее незащищенной его составляющей — лицам, не достигшим совершеннолетия. Такая ситуация влечет за собой рост числа беспризорных и безнадзорных детей, являющихся основным источником преступности несовершеннолетних. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по итогам 2015 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 3,8 % (с 59 549 до 61 833) [6].

За первое полугодие 2016 г. наблюдается некоторое снижение количества таких преступлений — с 30 247 до 27 251 [10]. Несмотря на общее снижение, в 20 субъектах Российской Федерации отмечен рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. Не ослабевает также и проблема повторности совершения преступлений несовершеннолетними, что свидетельствует о существенных трудностях применения мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних в реализации деятельности субъектов системы профилактики.

В сложившейся ситуации успех профилактики безнадзорности и правонарушений несо-

145

146

вершеннолетних зависит от сбалансированной и хорошо скоординированной работы всех ведомств и учреждений, являющихся субъектами системы профилактики. Ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] (далее — Закон) определяет центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП) в качестве субъектов системы такой профилактики. ЦВСНП являются структурными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству [3].

В соответствии с Законом сотрудники ЦВСНП в своей деятельности решают следующие взаимосвязанные задачи:

— обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей;

— обеспечивают защиту их жизни и здоровья;

— организовывают и осуществляют профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями в целях предупреждения повторных правонарушений и формирования у них правопослушного поведения;

— осуществляют в пределах своей компетенции меры по дальнейшему устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Анализ вышеуказанных задач и нормативной правовой базы, регулирующей функционирование ЦВСНП, позволяет сделать вывод о том, что основная цель их деятельности — профилактика безнадзорности и недопущение совершения повторных преступлений и правонарушений подростками, в частности, ранее содержащимися в ЦВСНП. Однако ни в Законе, ни в ведомственных нормативных правовых актах цель деятельности центров не закреплена.

На основании Закона в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

— совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста наступления уголовной ответственности за это деяние, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния или обеспечить защиту жизни или здоровья подростка;

— совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Несовершеннолетний помещается в ЦВСПН при наличии следующих условий:

— его личность не установлена;

— он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение;

— он проживает на указанной территории, однако вследствие удаленности места проживания не может быть передан родителям или законным представителям в течение 3 часов.

Помимо указанных категорий, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа либо самовольно ушедшие из них.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона основанием помещения несовершеннолетних в ЦВСНП является приговор суда или постановление судьи, вынесенное в результате рассмотрения предоставленных в суд материалов. Исключением являются случаи помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел. Необходимо отметить, что перечень оснований для помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, указанных в Законе, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

При помещении подростка в ЦВСНП необходимо исходить из того, что данная мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетнего направлена на его социально-педагогическую и психологическую реабилитацию, формирование законопослушного поведения, предупреждение совершения повторных правонарушений, разъяснение несовершеннолетнему особенностей и последствий привлечения к уголовной и административной ответственности. Она не является наказанием либо мерой государственного принуждения, которые применяются в порядке уголовного судопроизводства.

Однако помещение несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП как профилактическая мера на практике применяется крайне редко, в связи с чем отмечается снижение количества помещенных в ЦВСНП несовершеннолетних правонарушителей.

По нашему мнению, данный факт обусловлен отсутствием единого понимания сущностной особенности данного участка профилактической работы [5] как сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, так и судами при вынесении постановлений (приговоров) о помещении подростков в ЦВСНП. Так, отдельные руководители убеждены, что «многими судами

Центр рассматривается как учреждение пенитенциарной системы, что не соответствует цели существования данных учреждений» [9].

При этом обязательным содержанием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП является ориентированность на устранение противоправной составляющей в поведении, приобщение к учебе и труду, развитие новых умений и навыков, положительных склонностей, интересов, увлечений, хобби.

Некоторые авторы считают, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является отобранием ребенка и ограничением родительских прав, но данная норма не закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации [1] (далее — СК РФ). Так, Л.В. Туманова говорит о том, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должен основываться непосредственно на нормах СК РФ, и семейное законодательство необходимо дополнить особым случаем ограничения родительских прав, когда подросток может быть помещен в Центр или иное специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей [8].

По нашему мнению, помещение несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП не является отобранием ребенка у родителей либо особым случаем ограничения родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК РФ под ограничением родительских прав понимается отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав. Данная мера ответственности применяется к родителям, не выполняющим возложенные на них родительские обязанности по содержанию и воспитанию ребенка, нарушающим его права. Помимо сказанного, ограничение родительских прав — превентивная мера, которая применяется в отношении родителей, неспособных понимать значение своих действий и руководить ими либо имеющих тяжелое заболевание, для обеспечения безопасности ребенка [7].

Таким образом, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является мерой, применяемой к подростку в целях изъятия его из той сложившейся криминальной среды, в которой он совершает правонарушения и которая в определенной степени отрицательно влияет на его поведение. При этом указанная мера осуществляется исключительно для защиты его жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений и не ограничивает права несовершеннолетнего на общение со своими родителями либо лицами, их заменяющими.

В ч. 2 ст. 55 СК РФ закреплено положение о том, что ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение

под стражу, нахождение в медицинской организации и др.), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Под экстремальной ситуацией в контексте данной статьи следует понимать чрезвычайную, необычную ситуацию, сопряженную с вынужденной изоляцией ребенка. Она может быть вызвана разными причинами, в том числе связанными с возможной краткой либо продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его противоправными действиями, но даже в таких случаях право на общение ребенка с родителями, лицами их заменяющими, а также родственниками не перестает существовать [4].

В свою очередь, помещение несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП целесообразно считать экстремальной и исключительной ситуацией, в которой на основании ч. 2 ст. 8 Закона поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий осуществляется без ограничения их количества. В ч. 4 ст. 8.1 Закона указано, что по отношению к подросткам, находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не допускается ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями.

На практике право общения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП, с родителями либо законными представителями без каких-либо ограничений, как правило, используется родителями и лицами, их заменяющими, с учетом понимания необходимости проведения с их ребенком профилактической работы в изолирующих условиях содержания в ЦВСНП, смысл которой состоит в изменении сформировавшегося негативного противоправного поведения, направлении на путь исправления, привитии положительных качеств и навыков.

Таким образом, по нашему мнению, помещение подростка-правонарушителя в ЦВСНП не противоречит нормам СК РФ, регулирующего семейно-правовые отношения, в том числе возникающие при применении к несовершеннолетнему указанной формы воздействия, не умаляет права ребенка на общение с родителями или лицами, их заменяющими. Это является профилактической мерой и тем самым дает возможность для несовершеннолетнего, который находится в конфликте с законом, в полной мере осознать противоправность своего поведения, встать на путь исправления и вернуться к нормальной законопослушной жизни.

147

Список литературы:

1. Семейный кодекс Российской Федерации 6. от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен- 7. нолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) //

СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

3. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовер- 8. шеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Рос. газ. 2012. № 290.

4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И.М. Кузне- 9. цова. М., 1996.

5. Микаутадзе С.Р. Использование возможностей центра временного содержания

для несовершеннолетних правонаруши- 10. телей в осуществлении профилактики подростковой преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4.

Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL. http://www. genproc.gov.ru/upload/iblock/d07/0112_2015. pdf (дата обращения: 05.04.2016). Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / под ред. П.В. Крашенниникова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. Туманова Л.В. Обеспечение защиты прав при решении вопроса о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Семейное и жилищное право. 2015. № 2. Хашимова Л.Г. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Законность. 2013. № 3. Центральная база статистических данных. URL. http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. cgi (дата обращения: 05.04.2016).

E-mail: podkolzik@gmail.com

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.