Научная статья на тему 'Пользовательские интерфейсы в автоматизированных системах: проблемы разработки'

Пользовательские интерфейсы в автоматизированных системах: проблемы разработки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC
1050
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / МАКЕТИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ / РАЗРАБОТКА ИНТЕРФЕЙСОВ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММЫ / ЭТАП АПРОБАЦИИ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / PROGRAM LIFE CYCLE / PROTOTYPING / LAYOUT CREATION / STANDARDIZATION AND UNIFICATION / INTERFACE DEVELOPMENT / USER INTERFACE / CONTROL AUTOMATION / SOFTWARE DEVELOPMENT / APPROBATION STAGE / DECISION SUPPORT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тиханычев Олег Васильевич

Предметом исследования является процесс разработки программного обеспечения автоматизированных систем управления. Объект исследования разработка пользовательских интерфейсов программных средств автоматизации управления. Общепризнанное перспективное направление повышения эффективности применения организационно-технических систем автоматизация управления ими, обеспечивающая повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений. Существенное влияние на эффективность любой автоматизированной системы оказывает её программное обеспечение. В первую очередь это относится к прикладному программному обеспечению. Разработка прикладных программ сопряжена с определёнными трудностями, в том числе, связанных с созданием пользовательских интерфейсов. Анализ практики разработки показывает наличие ряда проблем в данной области, определяющихся тем, что данная проблема находится на стыке научных дисциплин: теории управления, эргономики, технической эстетики и психологии. В ходе исследования использованы общенаучные методы анализа и синтеза. В обзорной статье проведён анализ факторов, влияющих на эффективность разработки пользовательских интерфейсов. На основе их анализа синтезированы предложения по решению проблемы, основанные на использовании средств стандартизации, унификации и прототипирования. Анализ показал, что для условий разработки прикладного программного обеспечения автоматизированных систем управления наибольшую эффективность обеспечивает последний из перечисленных подходов, а именно использование специализированных систем прототипирования. Предложено доработать нормативную документацию, задающую разработку автоматизированных систем управления, для реализации в структуре процесса создания подобных систем обязательного этапа прототипирования пользовательских интерфейсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тиханычев Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USER INTERFACES IN AUTOMATED SYSTEMS: DEVELOPMENT ISSUES

The subject of research is the software development process of automated control systems. The object of study is the development of user interfaces for control automation software. The generally recognized prospective direction for increasing the efficiency of organizational and technical systems is the automation of their management, which ensures increased efficiency and validity of decisions made. A significant impact on the effectiveness of any automated system is provided by its software. This primarily relates to application software. Application development is fraught with certain difficulties, including those associated with the creation of user interfaces. The analysis of development practice shows the presence of a number of problems in this area, determined by the fact that this problem is at the junction of scientific disciplines: control theory, ergonomics, technical aesthetics and psychology. During the study, general scientific methods of analysis and synthesis were used.The authors analyzes the factors affecting the efficiency of user interface development. Based on this analysis, suggestions for solving the problem are synthesized based on the use of standardization, unification and prototyping tools.The analysis showed that for the development conditions of application software for automated control systems, the last of the listed approaches provides the greatest efficiency, namely, the use of specialized prototyping systems. It is proposed to finalize the normative documentation specifying the development of automated control systems for the mandatory stage of prototyping user interfaces in the structure of the process of creating such systems

Текст научной работы на тему «Пользовательские интерфейсы в автоматизированных системах: проблемы разработки»

Программные системы и вычислительные методы

Правильная ссылка на статью:

Тиханычев О.В. — Пользовательские интерфейсы в автоматизированных системах: проблемы разработки // Программные системы и вычислительные методы. - 2019. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0714.2019.2.28443 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=28443

Пользовательские интерфейсы в автоматизированных системах: проблемы разработки

Тиханычев Олег Васильевич

кандидат технических наук заместитель начальника отдела, ГК "Техносерв 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 13

И [email protected]

Статья из рубрики "Автоматизация проектирования и технологической подготовки производства" Аннотация.

Предметом исследования является процесс разработки программного обеспечения автоматизированных систем управления. Объект исследования - разработка пользовательских интерфейсов программных средств автоматизации управления. Общепризнанное перспективное направление повышения эффективности применения организационно-технических систем - автоматизация управления ими, обеспечивающая повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений. Существенное влияние на эффективность любой автоматизированной системы оказывает её программное обеспечение. В первую очередь это относится к прикладному программному обеспечению. Разработка прикладных программ сопряжена с определёнными трудностями, в том числе, связанных с созданием пользовательских интерфейсов. Анализ практики разработки показывает наличие ряда проблем в данной области, определяющихся тем, что данная проблема находится на стыке научных дисциплин: теории управления, эргономики, технической эстетики и психологии. В ходе исследования использованы общенаучные методы анализа и синтеза. В обзорной статье проведён анализ факторов, влияющих на эффективность разработки пользовательских интерфейсов. На основе их анализа синтезированы предложения по решению проблемы, основанные на использовании средств стандартизации, унификации и прототипирования. Анализ показал, что для условий разработки прикладного программного обеспечения автоматизированных систем управления наибольшую эффективность обеспечивает последний из перечисленных подходов, а именно -использование специализированных систем прототипирования. Предложено доработать нормативную документацию, задающую разработку автоматизированных систем управления, для реализации в структуре процесса создания подобных систем обязательного этапа прототипирования пользовательских интерфейсов

Ключевые слова: прототипирование, макетирование, стандартизация и унификация, разработка интерфейсов, пользовательский интерфейс, автоматизация управления, разработка программного обеспечения, жизненный цикл программы, этап апробации, поддержка принятия решений

DOI:

10.7256/2454-0714.2019.2.28443

Дата направления в редакцию:

19-01-2019

Дата рецензирования:

19-01-2019

Введение

История создания и применения автоматизированных систем управления (АСУ) насчитывает уже несколько десятилетий. В ней, как и в процессе создания любого наукоёмкого продукта, имеется чисто научная (фундаментальная, методологическая) и научно-практическая (технологическая) составляющая. Научно-исследовательские и опытно-конструкторский работы, выполняемые в целях создания наукоёмкой продукции, принято разделять на работы «первого» (фундаментальные исследования) и «второго» (прикладные) рода. При общепризнанной важности первых, вторые, как показывает практика, ничуть не менее важны: именно от них зависит внедрение результатов теоретических исследований в практику, обеспечивающее поступательное развитие технологий.

Одна из практических научных задач «второго рода» - оптимизация разработки программного обеспечения автоматизированных систем управления, обеспечивающих поддержку принятия решений, и в настоящее время остаётся одной из не до конца

решенных научно-практических задач [1,2,3,4]. В том числе, а может быть в первую очередь - из-за проблем с организацией разработки интерфейсной части программ, реализуемых в автоматических системах поддержки принятия решений (СППР).

1.Некоторые проблемы создания пользовательских интерфейсов

Как показывает практика эксплуатации программного обеспечения, именно пользовательский интерфейс является «лицом» программы, определяющим удобство её использования и, как результат, желание пользователя её эксплуатировать в процессе выработки управленческих решений. Известно достаточное количество случаев, когда

именно некачественный интерфейс мешал внедрению хорошей программы [5,6,7]. Вероятно, ещё большее количество случаев просто не предано огласке. Сложность указанной задачи определяется тем, что проблема разработки интерфейса является комплексной, находящейся на стыке дисциплин: математики, технической эстетики, психологии, эргономики. И, несмотря на достаточно долгую историю вопроса, рациональная организация разработки интерфейсов программ до настоящего времени не реализована в полном объёме и проблема её решения остаётся актуальной.

Как показывает опыт разработки программ, наличие указанной проблемы определяется целым рядом факторов:

- недостаточная унификацию интерфейсов, разрабатываемых для программных продуктов различного назначения, для разных операционных систем и технических платформ;

- слабое привлечение к процессу разработки специалистов смежных областей, способных оценить потребности пользователя и сформулировать пользовательские качества интерфейса уже на этапе разработки;

- не всегда рациональную организацию процесса разработки программной продукции, в первую очередь - в части организации взаимодействия с потребителем.

В совокупности, эти факторы не позволяют обеспечить требуемое качество интерфейсов разрабатываемых прикладных программ, чем определяется общее снижение эффективности автоматизированной поддержки принятия решений.

2.Существующие подходы к решению проблем разработки пользовательских интерфейсов

Как показывает практика, чаще всего для оптимизации разработки интерфейсов используется наиболее простой и очевидный подход - унификация и стандартизация управляющих и отображающих элементов. Для их функциональной и визуальной унификации может быть использовано несколько подходов: как организационных, так и технологических.

К организационным подходам можно отнести формирование общих требований к интерфейсам программ их доведение до разработчиков и контроль исполнения. В нашей стране эти требования устанавливаются ГОСТ серии 34 (для АСУ) и серии 19 (для отдельных программ), описываются в техническом задании на опытно-конструкторскую работу (ОКР) и детализируются в форме руководящих указаний главного конструктора ОКР.

При формировании этих документов используются специализированные стандарты, созданные на основе международных аналогов, принятых к использованию РФ:

1)В части функциональных требований, например, к отдельным компонентам двумерных графических интерфейсов WIMP (window, icon, menu, pointing device), в стандартах ISO 9241-12, ISO 9241-14, ISO 9241-16, ISO/IEC 10741, ISO/IEC 12581 и других.

2)В части эргономических характеристик, в международных стандартах ISO 9241-10, ISO/IEC 13407, а также ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 и ряд других.

Зарубежные разработчики, преимущественно, пользуются комплексом стандартов по организации интерфейсов переносимых операционных систем (Portable operating system interfaces — POSIX). Входящие в POSIX стандарты принятоделить на четыре группы Г8.9.101 :

- базовые, определяющие общие принципы построения, директивы, основы реализации и тестирования интерфейсов переносимых приложений, серии IEEE 1003.1, -2, -3, -4, -7;

- конкретизирующие интерфейсы для операционных платформ, серии IEEE 1003.5, -9, -16, -19, -20;

- определяющие взаимодействие в распределенных открытых системах и телекоммуникационных сетях, а также защиту информации (IEEE 1003.8, -12, -15,-17,-6);

- регламентирующие процесс разработки программ, серия IEEE 1003.10, -11, -13, -14, -18.

Порядок применения этих стандартов регулируется Руководством POSIX Guide IEEE 1003.0. С использованием указанного набора стандартов, руководителем проекта формируются правила описания интерфейсов, обязательные для исполнения всеми

участниками процесса [11f12f13f14].

Технологические подходы обеспечиваются применением специализированных программных средств и библиотек интерфейсных компонентов, таких, как Linux Mint, UI-kit и им подобных. Они обеспечивают выбор перечня и типов интерфейсных компонентов, а также управление их списками, в том числе централизованное. Впрочем, как показывает опыт применения таких средств, они лишь автоматизируют подход к использованию унифицированных компонентов, упрощая труд разработчиков, не внося в него ничего принципиально нового в части создания эффективных интерфейсных форм и не устраняя недостатки методов на основе стандартизации и унификации.

В целом подходы, ориентированные на унификацию, упрощают работу по созданию пользовательских интерфейсов в рамках каждого отдельного проекта. В то же время, анализ практики создания программного обеспечения показывает, что подходы, основанные на унификации компонентов, обеспечивают лишь частичное решение проблемы создания эффективного пользовательского интерфейса, в первую очередь - в ч а с ти ра з р а б о тки ко мпоне нто в о б ще г о и о б щ е с ис те мно г о про г ра ммно г о о б е с пе че ния . Проблемы создания интерфейсов прикладных программ их применением решаются в ограниченном объёме.

Практика разработки АСУ показывает, что возможен ещё один подход к повышению качества разрабатываемых пользовательских интерфейсов - макетирование программ. В любой из известных методологий разработки программ: рациональное программирование RUP (Rational Unified Process), итеративно-инкрементальный метод OpenUP, технологии быстрой разработки приложений RAD (rapid application development), методология MSF (Microsoft Solutions Framework), методология разработки программ с сертифицируемым уровнем надёжности Cleanroom (Cleanroom Software Engineering), группа технологий гибкого программирования Agile, в том или ином виде

присутствует этап апробации программ Г15,16,17,18,19"". в настоящее время именно он является основой приведения функционала и интерфейсов прикладных программ в соответствие требованиям заказчика, их доработки под требования пользователей. Более того, данный этап, хоть не обязательный, но утверждён ГОСТ по разработке программной продукции. В том числе в части разработки специализированных АСУ, например, ГОСТ серии РВ 1210.

Методология макетирования, реализуемая через этап апробации, подразумевает создание пробной версии полнофункционального продукта c реализацией базовой части функционала (так называемой В-версии) и её проверки на пригодность пользователями. Для реализации принципа макетирования, как правило, используются штатные средства разработки программ.

Но, как показывает личный опыт автора, в применении методологии макетирования имеются некоторые проблемы. Определяются они следующим. В структуре технического задания на ОКР по разработке программной продукции, описание интерфейсов программ нормативными и руководящими документами не предусмотрено. Первоначальный вариант

интерфейса программист разрабатывает сам, с учётом своего видения проблемы. При средней продолжительности ОКР по разработке программной продукции в 2-3 года, первая апробация, как правило, проводится не ранее, чем через год. С учётом времени проведения самой апробации и срока обработки её результатов, до программиста требования пользователя по уточнению интерфейсов доходят через 13-15 месяцев. Времени на доработку остаётся крайне мало. Это существенно снижает эффективность данной методологии.

Есть ещё один вариант частного решения данной проблемы - создание интерфейсов, адаптируемых под пользователя (настраиваемые интерфейсы) [20,21,22]. Но даже самые совершенные адаптивные интерфейсы настраиваются в определённых границах, которые тоже требуется задавать при разработке, что не слишком упрощает процесс создания входных и выходных форм программ.

Таким образом, существующие подходы обеспечивают только частичную оптимизацию процесса разработки пользовательских интерфейсов и ограничены в использовании либо по функционалу, либо по времени. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

3.Прототипирование программ как метод совершенствования разработки пользовательских интерфейсов

Как показывает анализ мирового опыта разработки программной продукции, альтернативой макетированию может стать методология быстрого прототипирования (RP-технологии: Rapid Prototyping). В её рамках обеспечивается создание прототипов с минимальной функциональностью но с полным набором входных и выходных форм и совместная работа с ними будущего пользователя и разработчика с целью оперативного уточнения требований к интерфейсам программ. В нашей стране прототипирование используется не так активно, как за рубежом, преимущественно - при создании web-

приложений [23,24,25]. Что, впрочем, не отрицает перспектив использования данного подхода при разработке интерфейсов прикладных программ различного назначения.

На практике, для прототипирования могут использоваться самые разные подходы и реализующие их средства: от простейших визуальных форм, описываемых в Power Point или Visio Professional до специализированных систем, обеспечивающих не только визуализацию, но и имитирующих реакцию интерфейсных форм на действия

пользователя. Общий обзор средств прототипирования по данным из работ [26,27], прив одитс я в та б лице .

Таблица - Перечень некоторых программных средств прототипирования

Наименование Краткая характеристика

Powerpoint Простое средство разработки внешнего вида экранных форм. Прототипирование с его использованием обеспечивается возможностью создания интерактивных «горячих» точек, которые можно использовать для переходов между слайдами и наличием эффектов анимации

Visio Professional Простой редактор для описания внешнего вида экранных форм. Обеспечивает создание простейших прототипов с минимальной интерактивностью

MockupScreens Несложный графический редактор для создания экранных форм без интерактивных возможностей. Обеспечивает распределённую работу в интерактивном режиме

Keynote Несложный инструмент, обеспечивающий описание внешнего вида форм. Напоминает Power Point, при этом обеспечивает создание «кликабельных» объектов, открытие внешних ссылок, запуск видеофайлов

Flex WYSIWYG редактор с поддержкой импорта визуальных форм из Adobe Illustrator. Имеется возможность экспорта Flash или Air приложений

Axure RP Pro Инструмент, ориентированный на создание прототипов web-сайтов. Генерирует «кликабельные» HTML страницы и документы

Balsamiq Mockups Программа, позвояющая быстро создавать макеты пользовательских форм интерфейсов web-сайтов и прикладных программ, сохранять их в виде XML-файлов

CogTool Инструмент с открытым кодом, обеспечивающий разработку простых макетов пользовательского интерфейса

Coutline Web-приложение для создания и просмотра интерактивных прототипов. Включает в себя функции по управлению проектом

Dreamweaver Виртуальный HTML-редактор. Обеспечивает формирование и размещение элементов дизайна с помощью drag-and-drop, добавление элементов интерактивности, и редактирование кода для прототипирования пользовательских форм web-приложений

EasyPrototype Приложение, позволяющее проектировать экранные формы web-приложений, экспортировать интерактивные HTML-прототипы и документацию

Expression Blend W YSIW YG-инструмент для проектирования по л ьз о в а те льс ко г о инте рфе йса пр ил о ж е ний, создаваемых на основе W indows Presentation Foundation. Обеспечивает разработку дизайна web-интерфейсов и графических настольных приложений. Может генерировать прототипы для Silverlight и WPF-приложений с интерактивными возможностями

Expression Blend + SketchFlow Инструмент динамичного прототипирования, обеспечивающий создание концепций интерфейсов, которые выглядят как продукты Sketch. Позволяет

преобразовывать прототипы в конечный продукт с помощью приложения Expression Suite

Expression Design Профессиональный инструмент для графического дизайна и подготовки иллюстраций, который позволяет создавать элементы пользовательского интерфейса для настольных и web-приложений. Обеспечивает создание прототипов HTML, Silverlight и WPF-приложений с ограниченной интерактивностью

Fireworks Растровый и векторный графический редактор для web-дизайнеров и разработчиков, позволяющий быстро создавать, редактировать и оптимизировать эскизы сайтов. Обеспечивает создание сложных интерактивных прототипов. Содержит библиотеку готовых настроек, хорошо интегрирован с продуктами Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Dreamweaver и Adobe Flash. Имеется возможность экспорта результатов в PDF или HTML

FlairBuilder HTML-редактор, позволяющий создавать интерактивные экранные формы с помощью десктопного Air приложения. Формирует результат для просмотра в виде самостоятельного приложения

ForeUI Профессиональный HTML-редактор для создания статических или интерактивных опытных образцов программного обеспечения или вебсайта. Обеспечивает создание макетов, моделирующих поведение приложения в браузере, в том числе в режиме распределённой работы

FormBuilder for Drupal Профессиональный инструмент разработки интерактивных пользовательских форм. Имеет web-интерфейс с возможностью «перетаскивания» элементов на страницу. Создаёт работающие пр о то типы фо рм, в то м ч ис ле в час ти в ыпо лне ния требований к вводимым параметрам

GUI Design Studio Профессиональный инструмент, для проектирования графических пользовательских интерфейсов (GUIs) прикладных программ и вебсайтов Обеспечивает создание интерфейсов, аннотаций к ним, построение раскадровок для определения рабочего прототипа

iPlotz Профессиональное web-приложение для создания интерактивных экранных форм. Включает в себя базовый набор функций для управления проектом и обеспечения распределённой работы

iRise Комплексный инструмент для моделирования бизнес-процессов с возможностью проектирования интерфейсов прикладных программ

Justinmind Prototyper Инструмент, обеспечивающий создание экранных форм web-приложений с возможностью определения их поведения через описание UseCase-диаграмм. Позволяет экспортировать прототипы в формате HTML, генерировать текстовую документацию

JustProto Web-приложение, ориентированное на удалённую работу, в том числе в реальном масштабе времени. Имеет развитые библиотеки типовых интерфейсных элементов

Pencil Project Плагин для FireFox с функцией разработки прототипов. Схемы сайтов создаются непосредственно в браузере, в том числе в распределённом режиме. Обеспечивает создание активных экранных форм

Pidoco Web-инструмент для прототипирования, с возможностью совместной работы в стандартном режиме и режиме Sketch. Интуитивно понятный drag-n-drop интерфейс

Protoscript Простой скриптовой язык, обеспечивающий возможность добавления динамических элементов к существующим HTML-страницам

Protoshare Web-приложение, ориентированное на групповую работу с интерактивными экранными формами

Screen Architect Дополнение для инструмента U ML-моделирования Enterprise Architect, обеспечивающее создание несложных прототипов интерфейсов

При анализе данных таблицы, обращает на себя внимание существенное различие в сложности и функциональности систем прототипирования, а также то, что большинство из них используется для разработки web-интерфейсов. Последнее вполне объяснимо в

рамках тенденции [28,29] активного развития UX/UI дизайна (User Experience/User Interface). В любом случае, каждый из перечисленных в таблице инструментов имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

А наличие широкого спектра возможностей, от простейшего визуального PowerPoint до полнофункциональной GUI Machine Project (рисунок 1), обеспечивает, как показывает практика, то, что каждое из указанных средств находит своего пользователя. Использование того или иного из них определяется конкретными условиями разработки.

Рис.1.Форма работы с проектами GUI Machine Project

Но главное, не наличие и функционал средств, а сам факт использования метода прототипирования, применения технологии, которая позволяет существенно сократить цикл взаимодействия между пользователем и разработчиком. Как показал опыт работы автора над разработкой АСУ, при использовании средств прототипирования, длительность цикла взаимодействия при разработке пользовательского интерфейса может быть сокращена до 3-5 месяцев. И это, при обеспечении приемлемой функциональности, позволяющей оценить не только визуальные, но и функциональные особенности интерфейсов. То есть при функциональности как при использовании метода апробации, обеспечивается сокращение времени «отклика» в 5-6 раз.

Заключение

Таким образом, анализ ситуации, сложившейся с разработкой интерфейсов прикладных программ позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых , как показал анализ возможностей существующих методов и средств разработки пользовательских интерфейсов, подход с использованием прототипирования обладает преимуществами других методов, не повторяя от их недостатков.

Во-вторых , использование метода прототипирования обеспечивает проведение до начала этапа апробации 3-4-х циклов согласования интерфейсных форм программ, что позволит на этом этапе работать уже с функционалом программ, а не тратить время на совершенствование их входных и выходных форм. А сокращение времени - это практически всегда сокращение затрат.

Более того , простота и сетевые возможности систем прототипирования позволят активно включить пользователя, других необходимых специалистов, непосредственно в разработку интерфейсных форм, перейдя от итерационного подхода к непрерывному процессу работы.

Можно возразить, что использование методов прототипирования может нарушать 188-ФЗ от 29.07.2015 года «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как большинство программных средств, реализующих этот подход, не включены в реестр доверенного отечественного программного обеспечения. В то же время, разместить необходимые средства разработки в реестре не так уж сложно, порядок включения достаточно прозрачный и подробно описан в законе. Ситуацию упрощает то, что многие средства прототипирования технически не связаны с кодом конечного продукта, чем снижается проблема информационной безопасности.

Впрочем, гораздо важнее не проблема сертификации, а то, что использование прототипирования не определено нормативными документами, определяющими разработку программной продукции.

В третьих , тенденции развития АСУ показывает, что функционал существующих средств прототипирования, как и других средств, используемых сейчас для обеспечения разработки интерфейсов, недостаточен. В обозримой перспективе, вполне вероятно, потребуется создавать не только стандартные графические, но и 3D-интерфейсы, а также аудио- и нейро-интерфейсные компоненты. Соответственно, потребуются средства оптимизации их разработки.

И последнее. Нельзя забывать, что для использования средств прототипирования потребуется корректировка нормативных документов, регламентирующих ведение ОКР по разработке программной продукции АСУ: как в части введения этапа прототипирования, так и привлечения специалистов из смежных областей. Но эти меры не слишком сложны и затратны, а их реализация обещает дать существенный прирост эффективности разработки прикладных программ.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что использование методов прототипирования обеспечит оптимизацию цикла разработки пользовательских интерфейсов и, в итоге, повышение эффективности процесса разработки АСУ и СППР в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография

1. Емельянов А. А. Технология создания компьютерных моделей для систем поддержки принятия решений // Прикладная информатика. 2006. - № 1 (1). - С. 121-135.

2. Тиханычев О. В. Теория и практика автоматизации поддержки принятия решений. -М.: Эдитус, 2018. - 76 с.

3. Емельянов А. А., Шильникова О. В., Емельянова Н. З. Моделирование процесса поддержки работоспособности развивающейся АСУ // Прикладная информатика. 2015. - №5(10). - С.93-108.

4. Корончик Д.Н. Пользовательские интерфейсы интеллектуальных систем // Кибернетика и программирование. — 2012.-№ 1.-С.16-22. DOI: 10.7256/23064196.2012.1.13861. URL: https://e-notabene.ru/kp/article_13861.html

5. Improving Web Site Usability and Appeal. MSN Usability research. July, 2017. - 13 p.

6. Сартасова Е. Как не потерять лояльность клиентов из-за устаревшего и неудобного интерфейса сайта. Деловой мир. Практический онлайн-журнал. URL:

https ://delovoymir.biz/kak-ne-poteryat-loyalnost-klientov-iz-za-ustarevshego-interfeysa.html (дата обращения 19.12.2018)

7. Тиханычев О.В. Субъективные аспекты применения математического моделирования военных действий в практике работы органов военного управления // Военная мысль. 2011. - № 10. - С.49-53

8. Quarterman J.S., Wilhelm S. Unix, Posix and open systems: The open standards puzzle. N.Y., Addison-Wesley Publishing; Company, 1993. 416 p.

9. Open systems handbook: A guide to building open systems. Digital Equipment Corporation. USA, 1991.

10. Липаев В.В. Управление разработкой программных средств. Методы, стандарты, технология.-М.: Финансы и статистика, 1993.

11. Арефьев Р.А., Зудилова Т.В. SOA паттерн проектирования пользовательских интерфейсов для мультиплатформенных приложений // Программные системы и вычислительные методы. 2016. - № 2. - С. 201-209. DOI: 10.7256/23056061.2016.2.18627

12. Gamma E. Pattern languages of program design. Addison-Wesley Longman Publishing Co. 1997. pp.79-85.

13. Conference on Mobile Ubiquitous Computing, Systems, Services and Technologies, p.18-23.

14. Shahzad, S., Granitzer, M., Tochtermann K.: Designing User Interfaces through Ontological User Model, Proceedings of the Fourth International Conference on Computer Sciences and Convergence Information Technology ICCIT 2009, Seoul, Korea, 24-26 November 2009. pp.99-104

15. Лукинова О.В. Методологические аспекты управления жизненным циклом информационной системы на основе инструментов функциональной стандартизации // Программные продукты и системы. 2016.-. № 4. - С.27-35

16. Сныткин Т. И., Поляков А. Е., Руденко Г. А. Системное проектирование автоматизированной системы военного назначения с использованием нотаций Archimate 2.1. // Динамика сложных систем-XXI век. 2018. Т. 12. - № 2. - С.44-55.

17. Тиханычев О.В., Макарцев Л.В., Гахов В.Р. Рациональная организация процесса разработки прикладного программного обеспечения как предпосылка успешной автоматизации поддержки принятия решений // Программные продукты и системы. 2017.-№4. - С.706-710

18. Штрик А.А. Технологии и инструментальные средства создания программного обеспечения: состояние и перспективы // Программные продукты и системы. 1991. -№ 2. - С.57-64

19. Вичугова А. А. Этапы, методы и средства конфигурирования информационных систем // Прикладная информатика. 2015. - №3(57). - С.88-99

20. Трегубов А.С. Разработка адаптивных контекстозависимых интерфейсов с использованием онтологических моделей // Кибернетика и программирование. — 2017.-№ 6.-С.50-56. DOI: 10.7256/2306-4196.2017.6.24747. URL: https://e-notabene.ru/kp/article_24747.html

21. Gauch, S., Chaffee, J., & Pretschner, A. Ontology-based personalized search and browsing. Web Intelligence and Agent Systems, 1, 2003. p. 219-234.

22. McAvoy, L. M., Chen, L., & Donnelly, M. An ontologybased context management system for smart environments. UBICOMM 2012, September

23. Ковальчук С. В., Князьков К. В., Чуров Т. Н., Смирнов П. А., Бухановский А. В. Организация человеко-компьютерного взаимодействия в средах компьютерного моделирования на базе облачной инфраструктуры // Прикладная информатика.

2012. - №5(41). - С.89-102

24. Кейно П. П., Силуянов А. В. Разработка и внедрение интерпретатора декларативного языка моделирования Web-интерфейсов на высоконагруженных системах // Прикладная информатика. 2015. - №1(55). - С.55-70

25. Кольчугина Е. А., Заваровский К. В. Применение методов генетического программирования к разработке web-интерфейсов // Прикладная информатика. 2012. - №5(41). - С.64-74

26. Инструменты быстрого прототипирования // Сайт habr. URL: https://habr.com/post/70001 (дата обращения 13.12.2018)

27. Интерактивное прототипирование с GUI Machine // Сайт habr. URL: https://habr.com/post/70001 (дата обращения 13.12.2018)

28. How Human. Memory Works: Tips for UX Designers. UX Planet. URL: https://uxplanet.org (дата обращения 9.01.2019)

29. User Research. Empathy Is the Best UX Policy. UX Planet. URL: https://uxplanet.org (дата обращения 9.01.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.