Научная статья на тему 'ПОЛУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ СМЕСЕЙ ПРЯМОГОННОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ И Р АПСОВОГО МАСЛА'

ПОЛУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ СМЕСЕЙ ПРЯМОГОННОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ И Р АПСОВОГО МАСЛА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
Ключевые слова
прямогонная дизельная фракция / рапсовое масло / каталитическая переработка / цеолитный катализатор / топливные фракции. / straight run diesel fract ion / rapeseed oil / catalytic processing / zeolite catalyst / fuel fractions

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Дарья Вячеславовна Соснина, Андрей Андреевич Алтынов, Мария Владимировна Киргина, Илья Александрович Богданов

В работе у становлено, что совместн ая переработк а прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе позволяет получить компоненты моторных топлив. Кроме того, в результате переработки наблюдается значительное улучшение базовых физико химических и низкотемпературных свойств полученных продуктов, что обусловлено изменени ем группового углеводородного состава. Выявлен ы закономерности превращения веществ при совместной переработке прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе. Показано, что увеличение доли рапсового масла, вовлекаемого в переработку на цеолитном катализаторе, приводит к увели чению суммарной доли непредельных углеводородов в составе продуктов переработки , что, в свою очередь, приводит к увеличению плотности и снижению цетанового индекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Дарья Вячеславовна Соснина, Андрей Андреевич Алтынов, Мария Владимировна Киргина, Илья Александрович Богданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION COMPONENTS OF FUELS BY CATALYTIC PROCESSING OF DIESEL FRACTION AND RAPESEED OIL BLENDS

The paper found that the joint processing of straight run diesel fraction and rapeseed oil on a zeolite catalyst makes it possible to o btain components of motor fuels. In addition, as a result of processing, a significant improvement in the basic physicochemical and low temperature properties of the obtained products is observed, which is due to a change in the group hydrocarbon composition. The regularities of the transformation of substances during the joint processing of straight The regularities of the transformation of substances during the joint processing of straight--run diesel run diesel fraction and rapeseed oil on a zeolite catalyst are revealed. It is shown that an increase in the propor-fraction and rapeseed oil on a zeolite catalyst are revealed. It is shown that an increase in the propor-tion of rapeseed oil involved in processing tion of rapeseed oil involved in processing on a zeolite catalyst leads to an increase in the total propor-on a zeolite catalyst leads to an increase in the total propor-tion of unsaturated hydrocarbons in the composition of processed products, which, in turn, leads to an tion of unsaturated hydrocarbons in the composition of processed products, which, in turn, leads to an increase in density and a decrease in the cetane index.increase in density and a decrease in the cetane index.

Текст научной работы на тему «ПОЛУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ СМЕСЕЙ ПРЯМОГОННОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ И Р АПСОВОГО МАСЛА»

Научная статья

2.6.13 - Процессы и аппараты химических технологий (технические науки) УДК 665.753.4.097

с1сн: 10.25712AASTU.2072-8921.2023.04.030

ПОЛУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ СМЕСЕЙ ПРЯМОГОННОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ И РАПСОВОГО МАСЛА

Дарья Вячеславовна Соснина 1, Андрей Андреевич Алтынов 2, Мария Владимировна Киргина 3, Илья Александрович Богданов 4

1 2 3 4 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия

1 [email protected], https://crciC.crg/0009-0004-7686-4742

2 [email protected], https://crciC.crg/0000-0002-7216-1773

3 [email protected], https://crciC.crg/0000-0001-7407-8845

4 [email protected], https://crciC.crg/0000-0002-2327-5395

Аннотация. В работе установлено, что совместная переработка прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе позволяет получить компоненты моторных топлив. Кроме того, в результате переработки наблюдается значительное улучшение базовых физико-химических и низкотемпературных свойств полученных продуктов, что обусловлено изменением группового углеводородного состава. Выявлены закономерности превращения веществ при совместной переработке прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе. Показано, что увеличение доли рапсового масла, вовлекаемого в переработку на цеолитном катализаторе, приводит к увеличению суммарной доли непредельных углеводородовв составе продуктов переработки, что, в свою очередь, приводит к увеличению плотности и снижению цетанового индекса.

Ключевые слова: прямогонная дизельная фракция, рапсовое масло, каталитическая переработка, цеолитный катализатор, топливные фракции.

Для цитирования: Получение компонентов моторных топлив каталитической переработкой смесей прямогонной дизельной фракции и рапсового масла / Д. В. Соснина [и др.] // Ползуновский вестник. 2023. № 4, С. 237-243. Coi: 10.25712yASTU.2072-8921.2023.04.030. ЕРЫ: https://elibrary.ru/NJFSDQ.

EDN: NJFSDQ

PRODUCTION COMPONENTS OF FUELS BY CATALYTIC PROCESSING OF DIESEL FRACTION AND RAPESEED OIL BLENDS

Daria V. Sosnina 1, Andrey A. Altynov 2, Maria V. Kirgina 3, Ilya A. Bogdanov 4

1, 2, 3, 4 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia

1 [email protected], https://orcid.org/0009-0004-7686-4742

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7216-1773

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7407-8845

4 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2327-5395

Abstract. The paper found that the joint processing of straight-run diesel fraction and rapeseed oil on a zeolite catalyst makes it possible to obtain components of motor fuels. In addition, as a result of processing, a significant improvement in the basic physicochemical and low-temperature properties of the obtained products is observed, which is due to a change in the group hydrocarbon composition.

© Соснина Д. В., Алтынов А. А., Киргина М. В., Богданов И. А., 2023

The regularities of the transformation of substances during the joint processing of straight-run diesel fraction and rapeseed oil on a zeolite catalyst are revealed. It is shown that an increase in the proportion of rapeseed oil involved in processing on a zeolite catalyst leads to an increase in the total proportion of unsaturated hydrocarbons in the composition of processed products, which, in turn, leads to an increase in density and a decrease in the cetane index.

Keywords: straight-run diesel fraction, rapeseed oil, catalytic processing, zeolite catalyst, fuel fractions.

For citation: Sosnina, D. V., Altynov, A. A., Kirgina, M. V. & Bogdanov, I. A. (2023). Production components of fuels by catalytic processing of diesel fraction and rapeseed oil blends. Polzunovskiy vest-nik, (4), 237-243. (In Russ.). doi: 10.25712/ASTU.2072-8921.2023.04.030. EDN: https://elibrary.ru/NJFSDQ.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мировой экономики приводит к значительному росту спроса на природные полезные ископаемые, которые, в частности, являются сырьем для производства моторных топлив. Наряду с увеличением потребления полезных ископаемых наблюдается истощение их запасов. Добываемые сейчас нефти, как правило, относятся к категории тяжелых, добыча и переработка которых требует больших капитальных и эксплуатационных затрат. Как следствие, возникает необходимость поиска возобновляемых источников энергии, из которых возможно получать углеводороды, по своему составу и свойствам близкие к углеводородам нефтяного происхождения.

В то же время географическое расположение большей части территории Российской Федерации обуславливает необходимость в получении низкозастывающих топлив, для обеспечения бесперебойной работы различных видов техники и транспорта в условиях низких температур.

Многочисленные исследования показывают, что в настоящее время все большее распространение для получения моторных топлив и их компонентов находят процессы переработки сырья, как нефтяного, так и растительного, на цеолитсодержащих катализаторах.

Основным преимуществом цеолитсодер-жащих катализаторов является их устойчивость к действию каталитических ядов. Кроме того, структура цеолитов позволяет значительно уменьшить крекирующую активность катализаторов на их основе, а также снизить закоксовы-вание катализаторов при переработке сырья утяжеленного фракционного состава.

Широкое применение цеолиты нашли в качестве катализаторов облагораживания прямогонных бензиновых фракций. Так, в работах [1-3] показано, что переработка прямогонных бензиновых фракций с различными пределами выкипания на цеолитных катали-

заторах позволяет получать экологически чистые продукты, удовлетворяющие требованиям европейских стандартов, характеризующиеся высоким выходом и значительным увеличением октанового числа.

Однако применение цеолитных катализаторов не ограничивается лишь процессами облагораживания бензинов. В работе [4] исследован процесс совместной переработки растительного масла и вакуумного газойля на бицеолитном катализаторе, в ходе которого наблюдается увеличение конверсии и выхода бензиновой фракции, а также легких олефи-нов.

Авторами работы [5] было показано, что переработка смеси биомассы и отработанного растительного масла на цеолитном катализаторе структурного типа ZSM-5 позволяет получать углеводороды нефтяного ряда с выходом до 70 %. А в работе [6] при переработке масла кизила было получено биотопливо, состоящее из углеводородов, кислот, спиртов, сложных эфиров и кетонов. При этом максимальный выход углеводородов составил 89 %.

Получение компонентов моторных топлив каталитической переработкой смесей прямо-гонной дизельной фракции и растительного масла позволит увеличить объемы производства моторных топлив, в частности низкозасты-вающих, а также снизить зависимость топливной промышленности от невозобновляемого сырья за счет вовлечения растительного масла.

Цель данной работы - получение компонентов моторных топлив каталитической переработкой смесей прямогонной дизельной фракции и рапсового масла.

Объектами исследования в работе являются прямогонная дизельная фракция (С-1), рапсовое масло, смеси прямогон-ной дизельной фракции и рапсового масла с долей масла 10 и 25 % об. (С-2 и С-3 соответственно), продукты их переработки на цеолитном катализаторе, а также топливные фракции, полученные в результате разделения продуктов каталитической переработки.

Предмет исследования - состав и свойства сырья и продуктов каталитической переработки, а также закономерности превращения веществ, входящих в состав прямогонной дизельной фракции и рапсового масла, при их переработке на цеолитном катализаторе.

В качестве смесевого компонента, используемого спрямогонной дизельной фракцией, было использовано рапсовое масло. Выбор именно рапсового масла обусловлен несколькими факторами: во-первых, выход масла с одного гектара посевной площади у рапса наибольший, во-вторых, наблюдается ежегодное увеличение посевных площадей рапса и, соответственно, увеличение объемов производства рапсового масла; кроме того, рапсовое масло не нашло широкого применения в пищевой промышленности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Процесс каталитической переработки осуществлялся на лабораторной каталитической установке «САТАСОЫ», предназначенной для исследования процессов, протекающих в проточном реакторе при давлении не выше 90 бар и температуре не выше 700 °С.

В качестве катализатора процесса был использован цеолитный катализатор структурного типа ZSM-5, марки КН-30, предоставленный ПАО «Новосибирский завод химконцентратов».

Условия каталитической переработки исследуемых образцов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Условия каталитической переработки

Для исследуемых образцов были определены состав и свойства:

1) определение вязкости и плотности на вискозиметре Штабингера осуществлялось в соответствии с методикой, представленной в [7];

2) определение массовой доли серы осуществлялось на энергодисперсионном рентге-нофлуоресцентном анализаторе Спектроскан S в соответствии с методикой, представленной в [8];

3) определение температуры застывания (метод А), определение температуры помутнения (метод Б) осуществлялось с использованием жидкостного низкотемпературного термостата в соответствии с методикой, представленной в [9];

4) определение предельной температуры фильтруемости (ПТФ) осуществлялось с использованием жидкостного низкотемпературного

термостата и установки определения ПТФ дизельного топлива на холодном фильтре в соответствии с методикой, представленной в [10];

5) определение фракционного состава осуществлялось в соответствии с методикой, представленной в [11];

6) определение группового состава анилиновым методом осуществлялось в соответствии с методикой, представленной в [12];

7) определение цетанового индекса (ЦИ) осуществлялось в соответствии с методикой, представленной в [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с представленными методами исследования были определены состав и свойства образцов, используемых в качестве сырья процесса переработки на цеолитном катализаторе (таблица 2).

Таблица 2 - Состав и свойства сырья

Table 2 - Composition and properties of raw materials

Как можно видеть из результатов, представленных в таблице 2, исходная дизельная фракция С-1 по физико-химическим свойствам, таким как плотность (не более 863,4 кг/м3) и кинематическая вязкость (3,0-6,0 мм2/с), а также по низкотемпературным свойствам (ПТФ не выше -15 °С), фракционному составу (50 % об. перегоняется при температуре не выше 280 °С, 90 % об. - при температуре не выше 360 °С) и значению ЦИ (не менее 45 пунктов) соответствует межсезонному дизельному топливу согласно [14].

Также можно видеть, что при добавлении к С-1 10 и 25 % об. рапсового масла наблюдается увеличение вязкости (на 0,84 и 3,21 мм2/с соответственно) и плотности (на 11,4 и 30,3 кг/м3 соответственно), снижение массовой доли серы (на 117 и 222 мг/кг соответственно), улучшение низкотемпературных

Table 1 - Conditions of catalytic conversion

Параметр С-1 1 С-2 С-3

Температура, °С 375 425

Давление, МПа 0,35

Скорость подачи сырья, ч-1 0,5

Характеристика С-1 С-2 С-3

Кинематическая вязкость 2,59 3,43 5,80

при 20 °С, мм2/с

Плотность при 15 °С, кг/м3 798,6 810,0 828,9

Массовая доля серы, мг/кг 661 544 439

ЦИ, пункты 55,1 53,2 53,5

Температура помутнения, °С -22 -23 -21

ПТФи, °С -23 -36 -31

Температура застывания, °С -37 -36 -34

Фракционный состав, °С: 0 % об.; 150 135 122

10 % об.; 167 160 162

50 % об.; 227 235 263

90 % об. 325 327 330

свойств (снижение ПТФ на 13 и 8 °С соответственно), а также изменение фракционного состава, которое заключается в облегчении начала кипения (на 15 и 28 °С соответственно) смесей С-2 и С-3 по сравнению с С-1.

Результаты определения группового состава С-1 показали, что преобладающей группой углеводородов в сырье являются парафины (74,1 % мас.), затем следуют непредельные углеводороды (17,3 % мас.) и нафтеновые углеводороды (8,6 % мас.). Групповой состав для смесей С-2 и С-3 не определялся, поскольку рапсовое масло, используемое в качестве сме-севого компонента, представляет собой неуглеводородное сырье, состоящее из жирных кислот различной молекулярной массы.

В соответствии с условиями, представленными в таблице 1 , была осуществлена переработка исследуемых образцов на цео-литном катализаторе.

Результаты определения состава и свойств полученных продуктов переработки представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Групповой состав продуктов переработки

*П-1, П-2, П-3 - продукты переработки С-1, С-2, С-3 соответственно.

Преобладающей группой углеводородов в полученных продуктах являются парафины (для П-1 и П-2) и непредельные углеводороды (для П-3), промежуточное положение занимают непредельные углеводороды (для П-1 и П-2) и парафины (для П-3), а наименьшую долю составляют нафтеновые углеводороды (таблица 3).

Полученные результаты изменения углеводородного состава при переработке исследуемых образцов на цеолитном катализаторе согласуются с представлениями о цеолитном катализе: основными реакциями, протекающими при переработке на цеолите, характерными для углеводородных соединений, являются реакции крекинга тяжелых длинноцепо-чечных парафиновых углеводородов с образованием более короткоцепочечных парафинов и олефинов. Образовавшиеся в результате крекинга короткоцепочечные олефины вступают в реакции перераспределения водорода с образованием непредельных, в том числе ароматических соединений. Образовавшиеся диеновые углеводороды вступают в реакции диенового синтеза с образованием циклооле-финов, которые, в свою очередь, подвергаются

перераспределению водорода с образованием ароматических и нафтеновых углеводородов.

Для неуглеводородных соединений -жирных кислот рапсового масла - характерны реакции декарбонизации и декарбоксилиро-вания, в результате которых образуются тяжелые олефины и алкины. Образовавшиеся тяжелые олефиновые углеводороды подвергаются крекингу с образованием более короткоцепочечных парафинов, а также олефинов, вступающих в реакции перераспределения водорода с образованием непредельных, в том числе ароматических соединений.

Изменение доли парафиновых и нафтеновых углеводородов в продуктах переработки с рапсовым маслом обусловлено температурами реализации процесса. Так, для продукта П-2 наблюдается снижение массовой доли нафтеновых углеводородов с одновременным увеличением доли парафиновых углеводородов. Это объясняется тем, что температура процесса переработки П-2, которая составила 375 °С, достаточна для протекания реакций крекинга с образованием короткоце-почечных парафинов из жирных кислот рапсового масла. Из короткоцепочечных олефи-нов в результате протекания реакций перераспределения водорода с термодинамической точки зрения наиболее вероятно образование ароматических соединений (наблюдаемое увеличение доли непредельных углеводородов), образование нафтенов через диеновый синтез наиболее вероятно из более длинноцепочечных олефинов (наблюдаемое снижение доли нафтеновых углеводородов).

В составе продукта П-3, который был получен в результате переработки при температуре 425 °С, наоборот, наблюдается увеличение доли нафтеновых углеводородов и снижение доли парафиновых углеводородов по сравнению с П-1. Полученные результаты говорят о том, что 425 °С - температура, при которой образовавшиеся в результате крекинга жирных кислот тяжелые олефины не крекируют, а вступают в многостадийные реакции образования нафтенов.

Изменение группового состава продуктов, полученных в результате переработки исследуемых образцов на цеолитном катализаторе, обуславливает изменение физико-химических и низкотемпературных свойств (таблица 4).

По результатам, представленным в таблице 4, можно видеть, что по кинематической вязкости продукты каталитической переработки не удовлетворяют требованиям [14], так как значения вязкости ниже регламентируемых диапазонов.

Table 3 - Group composition of processed products

Группа углеводородов, % мас. П-1 П-2 П-3

Непредельные 40,3 40,9 44,9

Нафтеновые 9,8 6,7 10,8

Парафиновые 49,9 52,4 44,3

Таблица 4 - Состав и свойства продуктов переработки

Table 4 - Composition and properties of pro-

По плотности (не более 833,5 кг/м3), массовой доле серы (не более 500 мг/кг) и фракционному составу (50 % об. перегоняется при температуре не выше 255 °С, 90 % об. - при температуре не выше 360 °С) и значению Ци (не менее 45 пунктов), полученные продукты каталитической переработки удовлетворяют требованиям [14], предъявляемым для арктической марки дизельных топлив.

Низкотемпературные свойства полученных продуктов также удовлетворяют требованиям [14] для арктической марки дизельных топлив (ПТФ не выше -45 °С).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крекинг парафиновых углеводородов приводит к снижению плотности и вязкости, облегчению фракционного состава, улучшению низкотемпературных свойств полученных продуктов переработки.

Также можно видеть, что вовлечение рапсового масла привело к незначительному увеличению вязкости полученных продуктов, а также к снижению для П-2 и увеличению для П-3 плотности (на 7,2 и 6,0 кг/м3 соответственно) по сравнению с П-1. Изменение плотности для продуктов совместной переработки с маслом объясняется тем, что из различных групп углеводородов наибольшей плотностью обладают ароматические, а наименьшей - парафиновые углеводороды, что наглядно отражает групповой состав полученных продуктов. Для П-2 наблюдается увеличение доли парафиновых углеводородов и, соответственно, снижение плотности, а для П-3 - увеличение доли непредельных углеводородов и повышение плотности по сравнению с П-1.

Снижение ЦИ у продуктов совместной переработки с маслом П-2 и П-3 (на 1,8 и

6,4 пункта соответственно) обусловлено образованием непредельных, в частности, ароматических соединений, которые обладают наименьшими значениями ЦИ по сравнению с другими группами углеводородов.

Кроме того, продукты, полученные в результате переработки смесей прямогонная дизельная фракция/рапсовое масло на цео-литном катализаторе, характеризуются значительным облегчением начала кипения и широким фракционным составом (таблица 4).

Значения вязкости полученных продуктов не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к дизельным топливам в соответствии с [14] и обуславливают необходимость разделения П-2 и П-3 на топливные фракции, такие как бензиновая (БФ), керосиновая (КФ) и дизельная (ДФ) с пределами выкипания н.к.-180 °С, 140-240 °С, 180 °С-к.к. соответственно.

Результаты определения характеристик топливных фракций, полученных при разделении продуктов переработки смесей прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолит-ном катализаторе, представлены в таблицах 5-7.

Бензиновая фракция, полученная в результате разделения продукта каталитической переработки смеси прямогонной дизельной фракции и 10 % об. рапсового масла, удовлетворяет требованиям [15] для бензина марки АИ-80 экологического класса К2 (содержание бензола не более 5 % об.). Бензиновая фракция продукта каталитической переработки прямогонной дизельной фракции и 25 % об. рапсового масла не удовлетворяет требованиям [15] по содержанию бензола (не более 1 % об. для экологического класса К5 и не более 5 % об. для К2) ароматических соединений (не более 35,0 % об. для экологического класса К5) и плотности (725,0-780, кг/м3). Однако полученная бензиновая фракция характеризуется высоким значением ОЧИ (более 90,0 пунктов) и может быть использована в качестве смесевого компонента при получении товарных бензинов методом компаундирования.

Таблица 5 - Характеристики бензиновых фракций продуктов переработки смесей

Table 5 - Characteristics of gasoline fractions of

processed mixtures

Характеристика Фракция

БФ(П-2) БФ(П-3)

Октановое число, пункты:

по исследовательскому методу; 85,8 91 ,4

по моторному методу 79,3 85,0

Объемная доля бензола, % 2,2 5,4

Объемная доля

углеводородов, %: олефиновых; 9,4 22,3 11 ,1 43,4

ароматических

Плотность при 15 °С, кг/м3 754,3 787,0

cessing products

Характеристика П-1 П-2 П-3

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 1,35 1,38 1,43

Плотность при 15 °С, кг/м3 800,5 793,3 806,5

Массовая доля серы, мг/кг 232 284 252

ЦИ, пункты 55,3 53,5 48,9

Температура помутнения, °С ниже -70 ниже -70 ниже -70

ПТФ, °С ниже -70 ниже -70 ниже -70

Температура застывания, °С ниже -70 ниже -70 ниже -70

Фракционный состав, °С: 0 % об.; 46 35 41

10 % об.; 123 88 100

50 % об.; 230 216 218

90 % об. 338 321 337

Таблица 6 - Характеристики керосиновых фракций продуктов переработки смесей

Table 6 - Characteristics of kerosene fractions of

Керосиновые фракции КФ(П-2) и КФ(П-3), полученные из продуктов переработки по низкотемпературным и физико-химическим свойствам, соответствуют требованиям, предъявляемым [16] для марки РТ (температура начала кристаллизации не выше -55 °С, вязкость не ниже 1,25 мм2/с, плотность не ниже 775 кг/м3).

Таблица 7 - Характеристики дизельных фракций продуктов переработки смесей

Table 7 - Characteristics of diesel fractions of

Дизельные фракции, полученные в результате разделения продуктов переработки П-2 и П-3 по низкотемпературным свойствам, соответствуют требованиям [14], предъявляемым для арктической марки дизельных топлив (ПТФ не выше -45 °С) (таблица 7). Однако по физико-химическим свойствам фракции ДФ(П-2) и ДФ(П-3) соответствуют требованиям для межсезонного по плотности (не выше 863,4 кг/м3) и зимнего по вязкости (1,8-5,0 мм2/с) дизельного топлива [14].

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности и перспективности разделения полученных продуктов совместной переработки прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе для получения компонентов различных топлив - бензинов, керосинов и дизельных топлив.

ВЫВОДЫ

В ходе работы были получены следующие результаты:

1. Установлено, что образец прямогонной дизельной фракции по физико-химическим и низкотемпературным свойствам соответствует требованиям [14] для межсезонного дизельного топлива. Показано, что при добавлении рапсового масла к прямогонной дизельной фракции в количестве 10 и 25 % об. наблюдается увеличение вязкости, плотности, снижение массовой

доли серы, снижение ПТФ, а также облегчение начала кипения.

2. Показано, что продукты переработки прямогонной дизельной фракции и смесей пря-могонной дизельной фракции и рапсового масла с долей масла 10 и 25 % об. удовлетворяют требованиям [14] для арктической марки дизельных топлив по плотности, массовой доле серы, низкотемпературным свойствам и фракционному составу. Кинематическая вязкость полученных продуктов ниже диапазона, установленного требованиями [14].

3. Выявлены закономерности превращения веществ при переработке прямогонной дизельной фракции и смесей прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на цеолитном катализаторе. Установлено, что изменение группового углеводородного состава обусловлено протеканием реакций крекинга тяжелых, длинноце-почечных парафинов с образованием короткоцепочечных парафинов и олефинов. Образующиеся короткоцепочечные олефины вступают в реакции перераспределения водорода с образованием ароматических углеводородов. Крекинг длинноцепочечных парафинов приводит к снижению кинематической вязкости, облегчению фракционного состава, улучшению низкотемпературных свойств продукта каталитической переработки. Показано, что с увеличением доли масла, вовлекаемого в переработку, в составе продуктов увеличивается доля непредельных и нафтеновых углеводородов и снижается доля парафинов. Это обусловлено тем, что при высоких температурах жирные кислоты, входящие в состав рапсового масла, подвергаются реакциям декарбоксилирования и декарбонилирования с образованием непредельных углеводородов, в частности длинноцепочечных олефинов и алки-нов. Из длинноцепочечных олефинов образуются диены, которые, в свою очередь, вступают в реакции образования нафтеновых и ароматических углеводородов. Также показано, что увеличение доли масла при совместной переработке приводит к повышению плотности, вязкости, снижению ЦИ и массовой доли серы, утяжелению фракционного состава продукта каталитической переработки смеси прямогонной дизельной фракции и 25 % об. рапсового масла по сравнению с продуктом переработки прямогонной дизельной фракции и 10 % об. рапсового масла, что обусловлено увеличением доли ароматических и нафтеновых углеводородов.

4. Показано, что в связи с широким фракционным составом полученных продуктов каталитической переработки целесообразным является разделение их на топливные фракции -бензиновую (н.к.-180 °С), керосиновую (140-240 °С) и дизельную (180 °С-к.к.). Показано, что полученные топливные фракции являются перспективными смесевыми компонентами моторных топлив. В частности, бензиновая фракция продукта переработки смеси прямо-

processed mixtures

Характеристика Фракция

КФ(П-2) КФ(П-3)

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 1,26 1,28

Плотность при 20 °С, кг/м3 813,5 819,5

Массовая доля серы, мг/кг 99 1G6

Температура начала кристаллизации, °С ниже -7G ниже -7G

processed mixtures

Характеристика Фракция

ДФ(П-2) ДФ(П-3)

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 4,16 4,57

Плотность при 15 °С, кг/м3 847,9 854,7

Массовая доля серы, мг/кг 473 423

ПТФ, °С -46 -45

гонной дизельной фракции и 10 % об. рапсового масла удовлетворяет требованиям [15] для бензина марки АИ-80, а бензиновая фракция продукта переработки смеси прямогонной дизельной фракции и 25 % об. рапсового масла характеризуется ОЧИ более 90 пунктов, что позволяет использовать её в качестве смесевого компонента при получении товарного бензина методом компаундирования. Керосиновые фракции полученных продуктов соответствуют требованиям [16], предъявляемым для керосина марки РТ, который нашел широкое применение в качестве авиационного топлива. Дизельные фракции, полученные в результате разделения продуктов каталитической переработки, удовлетворяют требованиям для арктической марки дизельных топлив по значениям ПТФ и могут быть использованы в качестве смесевых компонентов низкозастывающих топлив для обеспечения бесперебойной работы различных видов техники и транспорта в условиях низких температур.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 23-2300101, https://rscf.ru/project/23-23-00101.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеленская Е.А. Исследование процесса облагораживания низкооктановых углеводородных фракций на органически модифицированных цеолитных катализаторах / Е.А. Зеленская, Ю.П. Ясьян, И.С. Завалиская, В.В. Илларионова // Экспозиция Нефть Газ. 2011. № 5/Н. С. 48-49.

2. Мамедов С.Э. Каталитические свойства биметаллических Zr-Zn содержащих ультрасилов в превращении прямогон-ный бензиновой фракции / С.Э. Мамедов, Н.Ф. Ахмедова, С.Э. Мирзалиева, А.З. Мамедова [и др.] // Башкирский химический журнал. 2019. Т. 26. № 1. С. 54-58.

3. Туктин Б.Т. Безводородное облагораживание низкосортных бензиновых фракций на модифицированных цеолит-содержащих катализаторах / Б.Т. Туктин, Л.Б. Шаповалова, А.А. Омарова, ГД. Закумбаева // Серия химии и технологии. 2012. № 5. С. 60-66.

4. Махмудова Л.Ш. Облагораживание фракций «черного соляра» на деалюминированных цеолитах / Л.Ш. Махмудова, Х.Х. Ахмадова, З.А. Абдулмежидова, Ж.Т. Хадисова // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. 2018. С. 159-162.

5. Dada T.K. Probing the effect of Cu-SrO loading on catalyst supports (ZSM-5, Y-zeolite, activated carbon, Al2O3, and ZrO2) for aromatics production during catalytic co-pyrolysis of biomass and waste cooking oil / T.K. Dada, A. Vuppaladadiyam, A.X. Duan, R. Kumar, E. Antunes // Bioresource Technology 2022. Vol. 360. 127515.

6. Li C. Catalytic cracking of Swidawilsoniana oil for hydrocarbon biofuel over Cu-modified ZSM-5 zeolite / C. Li, J. Ma, Z. Xiao [et. al] // Fuel. 2018. Vol. 218. P. 59-66.

7. ГОСТ 33-2016. Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости. М. : Издательство стандартов, 2017. 34 c.

8. ГОСТ 32139-2013. Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентге-нофлуоресцентной спектрометрии (с Поправкой). М. : Стандар-тинформ, 2014. 18 с.

9. ГОСТ 5066-2018. Топлива моторные. Методы определения температур помутнения, начала кристаллизации и замерзания. М. : сГаццартинформ, 2019. 7 с.

10. ГОСТ 22254-92. Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре. М. : Издательство стандартов, 1992. 15 с.

11. ГОСТ 2177-99. Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава. М. : Издательство стандартов, 2001. 23 с.

12. Определение группового и структурно-группового составов нефтяных фракции : методические указания к лабораторной работе для студентов химико-технологического факультета / сост. О.С. Сухинина, А.И. Левашова. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 22 с.

13. ГОСТ 27768-88 «Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL https://docs.cntd.ru/document/ 1200008532. Доступ свободный. Дата обращения: 05.06.2023.

14. ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное Технические условия». Электрон. дан. URL : https://docs.cntd.ru/document/ 1200107826. Доступ свободный. Дата обращения: 09.06.2023.

15. ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». Электрон. дан. URL : https://files.stroyinf.ru/Data/563/56325.pdf. Доступ свободный. Дата обращения: 09.06.2023.

16. ГОСТ 10227-2013 «Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL : https://files. stroyinf.ru/Index2/1/4293774/4293774595.htm. Доступ свободный. Дата обращения: 10.06.2023.

Информация об авторах

Д. В. Соснина - инженер, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

А. А. Алтынов - инженер, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

М. В. Киргина - к.т.н., доцент, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

И. А. Богданов - ассистент, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Author information

D. V. Sosnina - engineer, National Research Tomsk Polytechnic University.

A. A. Altynov - engineer, National Research Tomsk Polytechnic University.

M. V. Kirgina - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, National Research Tomsk Polytechnic University.

I. A. Bogdanov - Assistant, National Research Tomsk Polytechnic University.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 26 марта 2023; одобрена после рецензирования 18 сентября 2023; принята к публикации 20 ноября 2023.

The article was received by the editorial board on 26 Mar 2023; approved after editing on 18 Sep 2023; accepted for publication on 20 Nov 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.