УДК 94
DOI: 10.24412/2686-9756-2024-3-22-38
Алексей Афонин
Польские инициативы регионального форматирования Центрально-Восточной Европы
Конец XX — первая четверть XXI вв.
Аннотация. В статье рассматриваются региональные проекты в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ) при участии Польши в исторической ретроспективе. Изучается эволюция определений географических, исторических и культурных границ региона. Выявляются истоки польских притязаний на главенствующую роль в ЦВЕ. Автор последовательно анализирует польские идеи регионального строительства, выраженные в проектах интеллектуалов и политических деятелей этой страны прошлого и настоящего, сравнивая их суть и внешнеполитические обстоятельства, прямо влияющие на формы центрально-и восточноевропейского сотрудничества. Устанавливается связь концепций Междуморья, Центрально-Восточной Европы, доктрины Гедройца-Мерошевского с современными политическими инициативами Республики Польша. В ходе исследования сделан вывод о постоянной трансформации региона, омываемого Черным, Балтийским и Адриатическим морями, его состава и границ, а также о существующей преемственности между внешнеполитическим курсом Польши, который она проводит в отношении стран ЦВЕ в наши дни, и концепциями и доктринами идеологов прошлого. Отмечено, что для Польши особые отношения с государствами этой части континента представляют собой возможность укрепления собственных позиций в общеевропейской политике, а взаимодополняющие форматы сотрудничества «Инициатива трех морей» и «Люблинский треугольник» являются инструментами к достижению давних геополитических целей страны.
Ключевые слова: Польша, Центрально-Восточная Европа, Центральная Европа, Восточная Европа, Междуморье, Инициатива трех морей, доктрина Гедройца-Мерошевского, Люблинский треугольник, региональное сотрудничество.
© Афонин Алексей Дмитриевич - магистрант РГГУ. E-mail: E-mail: [email protected]
Спор о том, что такое Центрально-Восточная Европа, имеет давнюю историю. Распространено мнение, что регион представляет собой территорию, пролегающую между тремя морями: Адриатическим, Балтийским и Черным, но нет единого видения точных его границ. Определения этой части Европы (Центральная, Центрально-Восточная, Центральная и Восточная, Новая Европа) допускали различные толкования, и до сих пор между исследователями существуют разногласия по этому вопросу.
На данном этапе одну из лидирующих позиций в развитии регионального сотрудничества среди стран столь сложно определяемого региона занимает Республика Польша. Это государство обладает историческим опытом в построении различных концепций по организации пространства в ЦВЕ.
Развитие польских проектов сотрудничества в ЦВЕ
до Второй мировой войны. Концепция Междуморья
Идея сотрудничества в Балто-Адриато-Черноморском регионе укоренена в давней традиции польской политической мысли. Истоки концепции можно отнести к периоду польско-литовских уний, существования блока Ягеллонских государств, включавшего Королевство Польское, Великое княжество Литовское, Королевство Венгерское и Чешское Королевство на рубеже XV-XVI вв. (Sienkiewicz M., 2016). В течение многолетнего периода могущества Речи Посполитой были также предприняты и другие попытки расширения польского влияния на континенте. Период расцвета польского государства стал источником вдохновения для последующих поколений, а идея Польши как сильной региональной державы в дальнейшем получила различные политические варианты и географические масштабы.
После окончания Первой мировой войны на месте империй Романовых, Габсбургов и Гогенцоллернов возникло множество малых и средних государств с зачастую слабыми государственными традициями. Таким образом, сформировалась геополитическая обстановка, которая стала благоприятной для начала сотрудничества между новообразовавшимися странами в этой части континента.
Тогда Ю. Пилсудский, начальник Польского государства, предпринял попытку реализовать концепцию федерации. Польша выразила готовность возглавить группу стран, расположенных между Балтийским и Черным морями. Амбиции Пилсудского распространялись на белорусские и украинские земли, Венгрию, Латвию, Литву, Румынию, Финляндию, Чехословакию и Эстонию. Федерация этих государств должна была играть ключевую роль в Центральной Европе, противостоять мощи Германии и России (Ларуэль М., Ривьера Э., 2019: 11). Однако эта концепция не мог-
<
и <
ла быть реализована, поскольку столкнулась с сопротивлением соседей, их недовольством попытками расширения польского влияния в регионе, напряженными отношениями Польши с Литвой и Чехословакией, а также войной с Советской Россией в 1919-1920 гг.
Стоит также добавить, что концепция Междуморья Ю. Пилсудского была тесно связана с движением прометеизма, предполагавшим польскую поддержку развитию националистических настроений среди населения бывшей Российской империи с целью распада СССР и образования независимых государств, дружественных Польше, которые бы отделили ее от большевистской России. Идеи прометеизма обрели практическое воплощение в деятельности организации «Прометей», созданной по инициативе Польши в Париже в 1926 г., в состав которой вошли представители различных национальных движений (Звягина Д.А., 2018).
Следующая серьезная попытка возвращения к концепции Междумо-рья произошла в то время, когда пост министра иностранных дел Польши занимал Ю. Бек (1932-1939 гг.). После подписания Договора о ненападении между Польшей и Советским Союзом 1932 г. и Декларации о неприменении силы между Германией и Польшей 1934 г. была разработана «политика равноудаленности» — в равной степени дистанцирование как от Германии, так и от СССР. Странам «Третьей Европы» (союзу Польши, Венгрии, Румынии, Югославии и прибалтийских государств) предстояло стать «реинкарнацией Междуморья», силой, находящейся между Германией и Россией (Ворожеина Я.А., 2023). В связи с активным ростом германского влияния в регионе, геополитическими разногласиями между центрально- и восточноевропейскими государствами и отсутствием с их стороны интереса к укреплению польских позиций в ЦВЕ, Ю. Беку не удалось осуществить свои планы на практике.
Региональные концепции ЦВЕ в польской
эмигрантской среде второй половины XX в.
В период холодной войны страны региона находились в политическом и военном блоке, организованном и контролируемом Советским Союзом. Как отмечает польский историк Р. Стобецкий: «После 1945 г. дискуссия о Центральной (Центрально-Восточной) Европе в очередной < раз сделалась заложницей политики великих держав. В находящихся о в сфере советского доминирования странах любая попытка акцентирования своеобразия этого региона фактически ставила под сомнение роль СССР в качестве гегемона» (Стобецкий Р., 2019). И действительно, между Восточной и Западной Европой не было места для Центральной Европы, выделенной в качестве отдельного субъекта международных отношений. Поэтому воплощение в жизнь идеи Междуморья было отложено. В то же
к
<
и <
время развитие концепций устройства региона стало происходить преимущественно в эмигрантской среде.
Существенную роль в определении термина Центрально-Восточной Европы (также Восточно-Центральной, то есть восточной части Центральной Европы) сыграл польский историк, один из выдающихся интеллектуалов-эмигрантов Оскар Халецкий (1891-1973 гг.). Только в девяностые годы его работы были опубликованы в Польше, благодаря Институту Центрально-Восточной Европы.
Из текста работы «Пределы и разграничения европейской истории» мы узнаем о том, что деление Европы на Восточную и Западную кажется автору чрезмерным упрощением, поэтому он вводит третий, «переходный», европейский регион — Центральную Европу, в то же время признавая, что нет единого мнения насчет определения её состава (На1есЫ О., 1962: 126). О. Халецкий говорит о том, что Центральную Европу можно разделить на две части: Западно-Центральную (Австрия и Германия) и Восточно-Центральную (страны, не относящиеся к германскому миру). Западно-Центральная Европа в таком случае этнически однородна, а Восточно-Центральная издревле населена разнообразными этническими и языковыми группами. Таким образом, согласно этой концепции, все государства-наследники Габсбургской монархии, за исключением Австрии, принадлежат к Центрально-Восточной Европе, в которую О. Халецкий включает также балканские страны, Польшу как крупнейшее государство региона, Финляндию и прибалтийские республики, являющиеся независимыми в межвоенное время. Очевидно, что географически и исторически они не представляют никакого единства.
При этом вопрос о восточных границах региона, а именно включать или нет Украину и Белоруссию в его состав, для О. Халецкого не является однозначным, ведь они также были частью Речи Посполитой. По его мнению, после недолгого признания этих государств отдельными нациями в 1917 г., навязав коммунистический строй, их заставили присоединиться к СССР, который во главе с Россией (РСФСР) автор считает не европейской, а отдельной евразийской цивилизацией. Если бы это не произошло, как пишет Халецкий, Белоруссию и Украину можно было бы считать Восточной Европой. В то же время историк отмечает, что их 2 тесные исторические связи с Центрально-Восточной Европой в даль- о нейшем могли бы благоприятствовать их включению в этот регион (На1еск О., 1962: 137).
Отдельное внимание он уделяет цивилизационной целостности Западного мира. В фундаментальном труде «Пограничья западной цивилизации. История Центрально-Восточной Европы» О. Халецкий утверждает, что страны региона ЦВЕ являются неотъемлемой частью западной циви-
лизации, которые на момент написания книги находились в «коммунистическом порабощении» Советского Союза (На1еск О., 1980: 9). В то же время Халецкий пытается обозначить границы Центрально-Восточной Европы пространством между тремя морями: Балтийским, Черным и Адриатическим.
Определенное место в труде историка занимает тема федерализации региона. По Халецкому, по результатам Второй мировой войны вновь возникла ситуация, когда Россия с ее сферой влияния стала непосредственным соседом Германии, как это уже было до Первой мировой войны. Если в начале Второй мировой отдельные государства региона вынашивали планы объединения и создания федераций или конфедераций — правительства Польши и Чехословакии в изгнании в Лондоне объявили о своих намерениях 11 ноября 1940 г., а правительства Греции и Югославии подписали аналогичное соглашение 15 января 1942 г. (предполагалось, что такое сотрудничество в рамках федеративной системы будет открыто для других стран) — то уже в конце войны подобные планы сошли на нет. Советский Союз однозначно выступил против проектов федерализации ЦВЕ (На1есЫ О., 1980: 513).
Возвращаясь к цивилизационной принадлежности региона, стоит отметить надежды автора на то, что в перспективе народы ЦВЕ «будут принадлежать к одному и тому же великому сообществу с Западной Европой и Америкой» (На1есЫ О., 1980: 517). Историк стремился доказать обособленность ЦВЕ от Москвы, утверждая, что «железный занавес» не должен привести к окончательному отрыву региона от западного мира, опорами которого являются христианство и греко-римская культура (Kloczowski J., 2014: 206). Таким образом, суть концепции О. Халецкого сводится к тому, что регион Центрально-Восточной Европы представляет собой восточную границу западной/атлантической цивилизации.
Разумеется, своё видение ЦВЕ было не только у польских мыслителей, но и у историков и писателей других стран этого региона. Так, например, венгерский автор концепции самобытности Центральной Европы Ене Сюч (1928-1988 гг.) в своем эссе «Три исторических региона Европы», так же, как и О. Халецкий, ставил под сомнение законность советского ^ господства над Восточным блоком. Подобно польскому коллеге Сюч о утверждал, что регион не принадлежит ни к Восточной, ни к Западной
к
Европе, а развивается по третьему пути, как Центральная Европа, кото- <
рая по своей идентичности ближе к западной части континента (Сюч Е., ¡^
<
1996). Однако, на его взгляд, термин «Центральная и Восточная Европа» относится только к Польше, Венгрии и бывшей Чехословакии. В отличие от О. Халецкого, Сюч не включает в состав ЦВЕ Балканы (прежде всего
по причине сильного османского наследия, чуждого европейской цивилизации), Эстонию, Латвию, Литву и Финляндию.
Вопросам идентичности Центральной Европы было посвящено знаменитое эссе писателя, эмигрировавшего из Праги во Францию, Милана Кундеры (1929-2023 гг.) «Похищение Запада, или Трагедия Центральной Европы», опубликованное на французском языке в Париже в 1984 г. Главное, что следует отметить в тексте Кундеры, — его глубокую убежденность в том, что Европа в целом относится к категории культурно-ци-вилизационных, а не географических или политико-идеологических феноменов. Стоит подчеркнуть, что центральноевропейская концепция Кундеры не имеет четко обозначенных границ, в отличие от концепций двух вышеназванных авторов. В этом случае Центральная Европа — это не государства, а культура, традиции; границы региона воображаемы и могут быть перерисованы в зависимости от происходящих исторических событий (Kundera M., 1984).
Принимая во внимание определенные различия, следует подчеркнуть, что и О. Халецкий, и Е. Сюч, и М. Кундера полагали, что разделение Европы на Восток и Запад является недостаточным. Существование Центральной или Центрально-Восточной Европы не вызывало сомнений. Политическая ситуация второй половины XX в., по мнению всех трех интеллектуалов, не должна была стать более значимым критерием, чем многовековая история, особенности социально-экономического развития, культурное наследие и собственная отличительная идентичность центральноевропейцев. Однако вопросы: какие конкретные границы имеет регион и какие страны и народы включать в эту часть европейского континента, не имели однозначного ответа.
В несколько ином направлении развивалась политическая мысль известных польских эмигрантов Ежи Гедройца (1906-2000 гг.) и Юлиуша Мерошевского (1906-1976), направленная прежде всего на формирование особой концепции «восточной политики» Польши.
В разгар холодной войны, в 1950-е гг., эмигрант, политик и публицист Е. Гедройц, основатель известного издательства «Литературный институт» и ежемесячного журнала «Культура», объединяющих сообщество парижских эмигрантов против коммунистического правления в ЦВЕ, выдвинул тезисы о скором распаде СССР в результате центробежных на- о циональных движений (Droga na Wschód... 1989). Он выступил за улучшение отношений и тесное взаимодействие Польши с Литвой, Белоруссией и Украиной и призвал отказаться от каких-либо попыток возвращения потерянных после Второй мировой войны земель (прежде всего Львова и Вильнюса). На его взгляд, чем сильнее польские позиции на Востоке, тем больше с ней будут считаться в Западной Европе (Giedroyc J., 1999:
228). В то же время Гедройц отметил неактуальность для второй половины XX в. концепции Пилсудского по созданию федерации в регионе.
Значительный вклад в разработку идей Е. Геройца в 1970-х гг. внес польский публицист-эмигрант, журналист Ю. Мерошевский, который тоже работал в редакции «Культуры». Поэтому эту концепцию часто называют доктриной Гедройца-Мерошевского или концепцией УЛБ (Украина, Литва и Белоруссия). Ю. Мерошевский верил, что наступит момент, когда три народа смогут потребовать у Москвы либо автономии, либо независимости, а Польша должна будет поддержать устремления и защитить их интересы перед Россией, тем самым укрепив свои позиции в восточноевропейском регионе (Mieroszewski J., 1970). Одной из новаторских для того времени идей стала мысль Мерошевского о том, что демократическая Польша не может существовать без демократических стран за пределами своей восточной границы (Mieroszewski J., 1952), что прослеживается в современных польских внешнеполитических концепциях.
Конструирование региона ЦВЕ после 1989 г.:
от теории к практике
Когда страны региона отошли от социалистического строя, термины «Центрально-Восточная Европа», «Восточно-Центральная Европа» и «Центральная Европа» стали окончательно вытеснять «Восточную Европу» для обозначения стран бывшего Варшавского договора как среди историков и публицистов, так и среди политиков. Они стали интенсивно искать различные формы регионального сотрудничества. Польша приняла в этом процессе самое активное участие.
В 1990-е гг. «Центрально-Восточная Европа» была популяризирована многими польскими учеными, в том числе профессором Ежи Клочовским (1924-2017 гг.), основателем Института Центрально-Восточной Европы в Люблине, который просуществовал четверть века, способствовал развитию исследований по этому региону и стал институциональным выражением идеи ЦВЕ как пространства со своей собственной региональной идентичностью. Сначала он был открыт в Люблине в 1991 г. как неправительственная организация. Уже в 1992 г. была основана Федера- 2 ция институтов Центрально-Восточной Европы, в которую также вошли о институты в Вильнюсе, Минске, Киеве, Братиславе, Праге и Будапеште (Kloczowski J., 1999). Институт сразу же установил сотрудничество с МИД Польши и Польским комитетом по делам ЮНЕСКО. 5 октября 2001 г. указом министра иностранных дел Республики Польша Владислава Бартошевского был учрежден Институт Центрально-Восточной Европы в Люблине уже в качестве научно-исследовательского учреждения. С того
момента финансирование стало обеспечиваться Министерством науки и высшего образования.
Институт организовывал международные конференции, симпозиумы и экспертные встречи, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с проблемами региона, «восточной политикой» Польши и ее отношениями со странами ЦВЕ. Было опубликовано множество научных статей. Одними из результатов работы команды профессора Клочовского стали установление обширной сети контактов, способствовавшей интеграции украинских и белорусских исследователей в интеллектуальное пространство Польши и других стран ЦВЕ (Adamski Ь., 2022), а также издание «Истории Центрально-Восточной Европы». На русском языке этот фундаментальный труд, представляющий собой результат совместной работы ведущих польских, французских и американских историков, вышел в свет в 2009 г. (Алексюн Н. и др., 2009). Среди авторского коллектива отдельно стоит отметить известного польского историка-эмигранта, профессора Йельского университета Петра Вандыча (1923-2017 гг.), который также внес существенный вклад в популяризацию концепции Центрально-Восточной Европы. Анализируя историю народов ЦВЕ, П. Вандыч приходит к выводу, что ключевым аспектом их истории является борьба за свободу. Историк уделяет особое внимание изучению противостояния населения региона как внешним, так и внутренним врагам (Wandycz Р., 2003: 25).
В политической сфере в короткий срок между распадом структур и организаций, связывавших страны ЦВЕ с Советским Союзом, и открытием для них пути в евро-атлантические структуры, стали создаваться новые интеграционные проекты. Стоит отметить, что бывшие социалистические страны начали дистанцироваться от своих ассоциаций с Востоком, акцентируя внимание на свою «центральноевропейскость» и связи с Западом. Термин «Центральная Европа» стал иметь явно позитивный оттенок, «Центрально-Восточная Европа» — скорее нейтральный, а «Восточная Европа» — негативный, подчеркивающий отсталый характер. Кроме того, в научной среде «Центрально-Восточная Европа», в которую, например, многими польскими историками включается вся территория Украины, невзирая на существенные различия восточных и западных регионов, стала рассматриваться несколько политизированным терми- < ном, поэтому более корректным стало использование словосочетания о «Центральная и Восточная Европа» (Горизонтов Л.Е., 2019).
Первым форматом сотрудничества в регионе стала «Квадрогональ»,
созданный в 1989 г. как форум для четырех стран: Италии, Австрии, ¡^
<
Венгрии и Югославии. В 1991 г. после присоединения Чехословакии и Польши четверка превратилась в шестерку или «Гексагональ». В связи со значительным расширением группы в 1992 г. она была переименована
к
<
в «Центральноевропейскую инициативу», которая сыграла определенную роль в популяризации термина «Центральная Европа». Однако почти сразу же данный формат показал свою слабость (прежде всего из-за кризиса в Югославии и военных действий) и отсутствие четких общих интересов, которым могло бы служить дальнейшее сотрудничество стран, принадлежащих к столь обширному пространству от Италии до Украины и Республики Беларусь.
В 1991 г. Йожеф Анталл, Лех Валенса и Вацлав Гавел, главы Венгрии, Польши и Чехословакии, в небольшом венгерском городе Вишеград подписали соглашение, которое стало основой для дальнейшего сотрудничества. В основе объединения трёх, а с распадом Чехословакии четырех стран лежала идея совместной работы для более быстрой подготовки к вступлению в Европейский союз и НАТО. Важно подчеркнуть, что участники группы нашли удачную историческую аналогию: в 1335 г. в Вишеграде состоялась встреча королей Богемии, Венгрии и Польши для укрепления взаимного сотрудничества и демонстрации дружбы между тремя государствами Центральной Европы. В академическом дискурсе Вишеградская четверка стала часто рассматриваться как синоним Центральной Европы (Шишелина Л.Н., 2010: 16).
Довольно остро вопросы об особой идентичности ЦВЕ и месте этих стран в западных сообществах встали после расширения ЕС (2004 и 2007 гг.) и НАТО (1999 и 2004 гг.). Смещение границ Запада к восточной границе Польши ознаменовало разделение Центральной и Восточной Европы. В то время как «центральная» часть региона интегрировалась в трансатлантическое сообщество, влияние России оставалось сильным на востоке. Восточной Европой стали считать страны-участницы проекта «Восточное партнерство», который был представлен министром иностранных дел Польши Р. Сикорским 26 мая 2008 г. Украина, Республика Беларусь, Республика Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан все чаще стали именоваться не соседями Европы, а восточноевропейскими партнерами ЕС (Eastern Partnership... 2022).
Проект «Восточного партнерства», призванный не гарантировать вышеназванным странам перспективу членства в ЕС, а лишь приблизить их к европейскому уровню, идеально вписался в «восточную политику» < Польши, способствуя укреплению её имиджа носителя демократических о и рыночных ценностей, стремящегося обеспечить стабильность и безопасность к востоку от границ Европейского союза. В польском регио- < нальном проектировании и активном участии Варшавы в формировании и реализации Европейской политики соседства (ее восточного измерения), а также попытках выступления от лица всего ЕС в отношениях с постсоветскими государствами можно увидеть не только конкуренцию
с Москвой за влияние в регионе, но и желание противостоять доминированию Германии. Как отмечала Л.С. Лыкошина, Восточное партнерство стало самой значимой и масштабной инициативой Польши в рамках Европейского союза (Лыкошина Л.С., 2013).
Стоит отметить, что в целом в своей «восточной политике» Третья Речь Посполитая во многом последовала идеям прометеизма Пил-судского и концепции Гедройца-Мерошевского. Ещё в 2005 г. страна приняла участие в создании Сообщества демократического выбора, неформального объединения некоторых постсоциалистических европейских государств, направленного на продвижение демократии, которое многие стали считать альтернативой СНГ. Отдельного внимания заслуживает геополитическое соперничество Москвы и Варшавы за влияние на Украине. Польша с особым рвением стала поощрять прозападные настроения Киева. Президент РП А. Квасьневский (1995-2005 гг.) сыграл особую роль в урегулировании кризиса во время «оранжевой революции» 2004 г., а во время событий на Майдане 2014 г. министр иностранных дел Р. Сикорский (2007-2014 гг.) одним из первых среди глав дипломатий ЕС отправился в украинскую столицу и стал одним из «гарантов» соглашения В. Януковича с оппозицией. Незамеченным не остался и российско-грузинский конфликт 2008 г., когда президент Л. Качиньский (2005-2010 гг.) после начала боевых действий незамедлительно отправился в Тбилиси и резко осудил действия Москвы.
Возвращаясь к центральноевропейским государствам, которые к началу XXI в. стали членами ЕС и НАТО, следует подчеркнуть, что уровень их экономического и инфраструктурного развития до сих пор продолжает значительно разниться со стандартами остального западного мира. Более того, представители «Новой Европы» (еще один популярный термин для обозначения стран ЦВЕ, вступивших в ЕС в начале столетия) во многих отношениях воспринимаются некоторыми западными партнёрами не как неотъемлемая часть Запада, а как некая особая, отличная от него часть. Вопрос о необходимости усиления центральноевропейских связей встал на повестку дня в середине 2010-х гг.
Важным толчком к обсуждению вопроса о переосмыслении региона послужили изменения в архитектуре безопасности, что было связано 2 с событиями на территории Украины 2014 г., растущим недоверием к Рос- о сии, недовольством общей миграционной политикой ЕС (прежде всего в странах Вишеградской группы), а также проблемами энергетической безопасности. Такое положение дел стало сопровождаться активным ¡^ развитием региональных форм сотрудничества, особо заметным с 2015 г.
Сотрудничество в рамках Вишеградской четверки стало более динамичным перед лицом миграционных вызовов кризиса 2015 г. В ноябре
<
2015 г. по инициативе президентов Польши и Румынии была создана т.н. Бухарестская девятка для укрепления отношений в рамках НАТО между странами восточного фланга этой организации: Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Польшей, Румынией, Словакией, Чехией и Эстонией. В том же году возникла идея создания Инициативы трех морей (3SI, от англ. The Three Seas Initiative), которая появилась благодаря росту американских интересов в регионе и усилиям президентов Польши и Хорватии.
При содействии аналитических центров США концепция Междумо-рья вновь возродилась в Центральной Европе. Еще в 2014 г. на проблемы региона обратил внимание американский Атлантический совет, выпустив аналитический доклад «Завершение Европы» (Completing Europe... 2014), который указал на внешние угрозы и недостаточность связей между странами ЦВЕ по оси Север-Юг. С учётом американских планов энергопоставок в Европу, были выбраны две страны - Хорватия и Польша, являющиеся воротами Центральной Европы со стороны Балтики и Адриатики.
Уже в начале сентября 2015 г. в Кракове президенты Польши и Хорватии подчеркнули важность создания объединения государств между Балтийским, Адриатическим и Черным морями, чтобы способствовать политической, экономической, социальной и культурной сплоченности этой части Европы (Spotkanie prezydenta... 2015). 29 сентября 2015 г. состоялась предварительная встреча лидеров стран ЦВЕ в Нью-Йорке, на которой было положено начало инфраструктурному сотрудничеству в рамках Инициативы трёх морей. 3SI объединила страны-члены ЕС: Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Эстонию, а затем (с 2023 г.) и Грецию, сфокусировавшись главным образом на развитии сотрудничества в сферах транспортной инфраструктуры, энергетики и цифровых коммуникаций.
Нельзя не подчеркнуть, что современная концепция Триморья была внедрена во внешнюю политику Польши сразу после того, как в 2015 г. Анджей Дуда стал президентом. Кроме того, в том же году консервативная партия «Право и справедливость», к которой принадлежит президент, одержала победу на парламентских выборах, поэтому ПиС можно назвать главным покровителем Инициативы трех морей. Следует отметить, ^ что во время того, когда лидирующие позиции занимала Гражданская о платформа, польская внешняя политика была более ориентирована на развитие сотрудничества с Германией и Францией, меньше обращая внимание на вопросы о роли Польши в центрально-восточноевропейском регионе. Выражая желание своей страны увеличить влияние на Европейский союз и стать соавтором идеи европейской сплоченности, А. Дуда назвал 3SI одним из приоритетов своего президентства (Prezydent Duda.
2017). Поэтому Триморье можно рассматривать как ответ на неблагоприятные для страны тенденции со стороны институтов ЕС и наиболее экономически сильных стран Западной Европы (Франции и Германии) игнорировать мнения и роль стран-членов Центральной Европы в процессе принятия решений.
Украинский кризис 2014 г., обострение отношений с Россией, рост внутренних разногласий в ЕС между Брюсселем и Варшавой, а также германо-российское энергетическое сотрудничество в рамках «Северного потока» подтолкнули польских политиков к мысли о необходимости укрепления позиции страны. Центральноевропейское направление польской внешней политики при углублении трансатлантических связей региона с США приобрело особую значимость. Создание Триморья стало отражением геополитических претензий Польши на роль лидера в ЦВЕ при поддержке Соединенных Штатов, а сама инициатива — способом сделать голос стран региона (а в частности, Польши) более услышанным в Европейском союзе.
Следует принять во внимание, что с момента образования 3SI стала предметом геополитических интересов не только США, но и Китая. Триморье было создано в то время, когда в рамках глобального экономического проекта «Один пояс, один путь», направленного прежде всего на развитие транспортной инфраструктуры, уже реализовывался другой формат регионального сотрудничества, инициированный Пекином — «16+1» (Китай и страны ЦВЕ). В Вашингтоне тут же увидели необходимость остановить усиление позиций Пекина в Балто-Адриатико-Черно-морском регионе.
Можно сделать предположение, что 3SI позволила выделить Центральную Европу из Центральной и Восточной. Изначально в большинстве случаев о Триморье писали и говорили как о Центрально-Восточной или Центральной и Восточной Европе. В настоящее время все чаще используется термин «Центральная Европа». В 2019 г. в одном из интервью Кшиштоф Щерский, глава канцелярии польского президента (2017-2021 гг.) заявил, что 3SI — это Центральная Европа, ее территория не выходит за восточные границы ЕС (Wywiad z Szefem Gabinetu... 2019).
Поскольку Инициатива трёх морей стала стратегическим проектом нового правительства в области внешней политики, в 2018 г. разразились о активные дискуссии по поводу ликвидации Института Центрально-Восточной Европы ^^ likwiduje... 2018). Несмотря на многочисленные
протесты со стороны сотрудников этого учреждения, на его месте был ¡^
<
создан «Институт Центральной Европы», чья деятельность стала тесно связана с продвижением концепции Триморья. Местонахождением нового института по-прежнему остался город Люблин, курировать его стал
премьер-министр через главу канцелярии премьер-министра. В задачи нового института вошло ведение аналитической деятельности, поддержка политики по налаживанию сотрудничества Польши со странами Центральной Европы.
В то же время Польша не собиралась отказываться от развития особых отношений со странами восточной части европейского континента, с которыми ее связывает давнее общее прошлое. Своеобразным продолжением концепции УЛБ в новых геополитических реалиях и дополнением к формату Триморья стало сотрудничество в рамках Люблинского треугольника (13).
Инициатива Ь3 была создана 28 июля 2020 г. в ходе встречи в Люблине Яцека Чапутовича, Линаса Линкявичюса и Дмитрия Кулебы, министров иностранных дел Польши, Литвы и Украины (Тщк^ Lubelski... 2020). Интересно заметить, что это место и название объединения были выбраны неслучайно: Люблин — город, где летом 1569 г. была принята уния Королевства Польского и Великого княжества Литовского.
Подписав в 2020 г. совместную декларацию, министры иностранных дел трёх стран заявили, что признают многовековые исторические и культурные связи между своими народами (Wsp6lna Deklaracja МтБ^ом... 2020). Кроме того, было подчеркнуто, что Польша, Литва и Украина имеют общее видение будущего Центральной Европы. Самым важным направлением сотрудничества стали вопросы региональной безопасности и противодействие «агрессивной политике России». Стороны обязались углублять и расширять польско-литовско-украинское военное сотрудничество посредством трехсторонних действий, а также путем полного использования возможностей, созданных НАТО. В этом вопросе стороны ссылаются на функционирование литовско-польско-украинской военной бригады (LITPOLUKRBRIG), созданной еще в 2014 г. Кроме того, было заявлено, что потенциал сотрудничества в рамках Ь3 также должен быть направлен на развитие культурных связей и межличностных контактов между гражданами трех стран, их научными кругами и аналитическими центрами.
В тексте декларации содержатся ссылки на ЕС, НАТО, ООН и ОБСЕ, а также на Восточное партнерство и Инициативу трех морей, что говорит <
П
о пристальном внимании трех стран-подписантов к развитию инициатив о регионального сотрудничества в Центральной и Восточной Европе.
В то же время три страны L3 понимают, что региональное сообще- < ство, построенное в рамках Люблинского треугольника, не будет полным без участия Белоруссии, с которой их объединяют многовековые исторические и культурные связи. Попытки пригласить Республику Беларусь к участию в совместных проектах были предприняты еще до президент-
^ ских выборов 2020 г. После них и последующих протестов 2020-2021 гг. ^ лидеры Польши, Литвы и Украины пришли к выводу о необходимости ° символического привлечения белорусской оппозиции к деятельности ^ L3. Поэтому в январе 2021 г С. Тихановская участвовала в заседании Лю-^ блинского треугольника.
В 2021 г. главы дипломатий Литвы, Украины и Польши в очередной £ раз заявили о том, что Беларусь должна иметь шанс на сближение с Евро-н союзом (Deklaracja ministrow... 2021), а Украина — право на полноправное членство в западных структурах: ЕС и НАТО; лидеры Польши и Литвы обязались способствовать продвижению сотрудничества Украины с Инициативой трех морей и Бухарестской девяткой (Plan wspolpracy... 2021). Иными словами, польская дипломатия в очередной раз обратилась к цивилизаторской миссии страны нести «свободу» и «демократию» на Восток, что ранее выражалось в прометеизме Пилсудского и концепции Гедройца-Мерошевского.
Следует отметить, что в 2022 г. Украина, а в 2023 г. и Республика Молдова получили статус партнеров-участников 3SI, которая, таким образом, стала выходить за границы Европейского союза. Были нарушены изначальные условия деятельности Инициативы трех морей, к которой могли присоединяться лишь страны-члены ЕС, что свидетельствует о незавершенном процессе конструирования региона и продолжающейся трансформации его состава, изменчивости границ.
Таким образом, можно говорить о сложности определения географических и исторических границ Центрально-Восточной Европы, что создает трудности в формировании единой концепции региона. ЦВЕ оказалась переменной во времени и пространстве концептуальной моделью. Разнообразие определений и изменчивость ее состава соотносятся с трансформацией международного порядка и смещением границ между Западом и Востоком.
В настоящее время наиболее вовлеченной в региональное строительство страной является Польша. Вступив на рубеже веков в НАТО и ЕС, это государство не захотело оставаться незначительной фигурой в большом сообществе. Оно решило стать лидером в своей части Европы, опираясь на историческое наследие, былое величие, региональные инициативы политических деятелей и интеллектуалов XX в.: Междуморье Ю. Пилсудского, Центрально-Восточную Европу О. Халецкого и доктрину УЛБ Е. Гедройца и Ю. Мерошевского. С тем или иным успехом Польша воплотила эти идеи в разных форматах сотрудничества, что особенно ярко проявилось в то время, когда у власти находились представители ПиС.
^ Исследование соотношения и динамики концепций позволяет говорить ^ об определенной степени преемственности и взаимодополняемости.
Так, основные положения доктрины УЛБ легли в основу современной ^ «восточной политики» республики. Польша признала новые независимые
к
^ постсоветские государства и начала оказывать им поддержку на пути ° к «единой Европе». Люблинский треугольник можно назвать очередной ^ попыткой обратиться к видению региона Гедройцем и Мерошевским, н задуманным как распространение Польшей европейских идей и ценностей на территорию бывшего СССР. Наиболее амбициозная и масштабная с точки зрения состава стран-участниц Инициатива трех морей стала своеобразным продолжением Междуморья. Несмотря на то, что Три-морье, подразумевающее инфраструктурный характер сотрудничества, не декларирует цели противодействия германским и российским «империалистическим устремлениям», как это было ранее, нет сомнений в том, что развитие транспортной инфраструктуры и укрепление энергетической безопасности имеют геополитические последствия как для Польши, так и для всей ЦВЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFENCES
Алексюн, Н., Бовуа, Д., Дюкрё, М.-Э., Клочовский, Е., Самсонович, Г., Вандич, П. (2009). История Центрально-Восточной Европы. СПб.: Евразия.
Ворожеина, Я.А. (2023). Генезис и эволюция польской геополитической концепции Между-морья // Современная Европа. № 1(115). С. 127-138. DOI: 10.31857/S0201708323010102
Горизонтов, Л.Е. (2019). Региональная терминология российского славяноведения // Славяноведение. № 3. С. 46-55. DOI: 10.31857/S0869544X0004731-7
Звягина, Д.А. (2018). Политика Польши в Восточной Европе: возрождение концепции меж-думорья? // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. № 1(15). С. 78-86.
Ларуэль, М., Ривера, Э. (2019). Концепция Междуморья: от Пилсудского до Трампа. М.: Институт внешнеполитических исследований и инициатив.
Лыкошина, Л.С. (2013). Польша и проект «Восточное партнерство» // Вишеградская Европа. Приложение к журналу Института Европы РАН «Современная Европа». № 4(2). С. 20-33.
Стобецкий, Р. (2019). Центрально-Восточная Европа в польском публичном дискурсе вчера и сегодня // Славяноведение. №3. С. 56-67.
Сюч, Е. (1996). Три исторических региона Европы // Центральная Европа как исторический < регион. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН. о
Шишелина, Л.Н. (ред.) (2010). Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. М.: Весь Мир.
Droga na Wschód. Z Jerzym Giedroyciem rozmawia M. Zieliriski (1989) // Wi^z. No 10(397). P. 42-50.
Adamski, L. (2022). Europa Srodkowa-Wschodnia - poj^cie w sluzbie polityki // In: St^pniewski, T. (Ed.). Zrozumiec Europa Srodkow^: od Haleckiego do Kloczowskiego. Lublin: Instytut Europy Srodkowej. P. 130-137.
к
<
и <
Completing Europe. From the North-South Corridor to Energy, Transportation, and Telecommunications Union Completing Europe. The official website of the Atlantic Council. 21.11.2014. Available at: https://www.ceep.be/Www/wp-content/uploads/2014/11/ Completing-Europe_Report.pdf (accessed: 07.02.2024).
Deklaracja ministrow spraw zagranicznych panstw Tröjk^ta Lubelskiego o wspolnym dziedzictwie europejskim i wspolnych wartosciach. Rzeczpospolita Polska. Ministerstwo Spraw Zagranicznych. 07.07.2021. Available at: https://www.gov.pl/attachment/262f000a-6f52-4868-ac12-61793f16bcc7 (accessed: 04.10.2024).
Eastern Partnership. European Union External Action. The Diplomatic Service of the EU. 17.03.2022. Available at: https://www.eeas.europa.eu/eeas/eastern-partnership_en (accesssed: 02.10.2024).
Giedroyc, J. (1999). Autobiografia na cztery rçce. In: Pomian, K. (ed.) (1999). Warszawa: Tow. Opieki nad Archiwum Instytutu Literackiego.
Halecki, O. (1962). The Limits and Divisions of European History. Indiana: University of Notre Dame Press.
Halecki, O. (1980). The Borderlands of Western Civilization. A History of East Central Europe. In: L. Simon, A. (ed.) (1980). New York, United States.
Kioczowski, J. (1999). Z zycia nauki i zycia Towarzystwa: Polska a Europa w oczach polskich historykow // Rocznik Towarzystwa Naukowego Warszawskiego. No 62. P. 53-61.
Kioczowski, J. (2014). Koncepcja Europy Srodkowo-Wschodniej Oskara Haleckiego w kontekscie przemian politycznych ostatniego stulecia i lat biez^cych. In: D^browska, M. (Ed.). Oskar Halecki i jego wizja Europy. Vol. 2. Warszawa & Lodz: Instytut Pamiçci Narodowej.
Kundera, M. (1984). The Tragedy of Central Europe. New York Review of Books. No 31(7). P. 33-38. Available at: https://is.muni.cz/el/1423/jaro2016/MEB404/um/Kundera_1984.pdf (accessed 25.11.2024).
Mieroszewski, J. (1952). Nad grobem slonia ze „Sprawy Polskiej" // Kultura. No 12(62). P. 83-90.
Mieroszewski, J. (1970). Moze zdarzyc siç i tak // Kultura.Vol. 271. No 4. P. 47-54.
Plan wspolpracy pomiçdzy Rzeczpospolita Polsk^, Republik^ Litewsk^ i Ukraine w ramach Tröjk^ta Lubelskiego. Rzeczpospolita Polska. Ministerstwo Spraw Zagranicznych. 07.07.2021. Available at: https://www.gov.pl/attachment/cd34e295-7b9a-45cd-9c54-352f2e2cac04 (accessed: 04.10.2024).
Prezydent Duda na konferencji GLOBSEC: «Polska chce wspoltworzyc wspolnotç euroatlantyck^. Jestesmy czçsci^ Zachodu». Wpolityce.pl. Polski portal informacyjny. 26.05.2017. Available at: https://wpolityce.pl/polityka/341547-prezydent-duda-na-konferencji-globsec-polska-chce-wspoltworzyc-wspolnote-euroatlantycka-jestesmy-czescia-zachodu?strona=1 (accessed: 04.01.2024).
Rz^d likwiduje Instytut Europy Srodkowo-Wschodniej. Nowa jednostka zajmie siç koncepcja Trojmorza. Wiadomosci onet Lublin. 29.11.2018. Available at: https://wiadomosci.onet.pl/ lublin/instytut-europy-srodkowo-wschodniej-zlikwidowany/xpqls3y (accessed: 03.10.2024).
Sienkiewicz, M. (2016). Koncepcja Trojmorza w polityce zagranicznej Polski po 2015 r. In: c= Dyplomacja i Bezpieczenstwo. No 1(4). P. 139-151.
Spotkanie prezydenta Andrzeja Dudy z prezydent Chorwacji. Oficjalna strona Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej. 08.09.2015. Available at: https://www.prezydent.pl/aktualnosci/ wizyty-krajowe/spotkanie-prezydenta-andrzeja-dudy-z-prezydent-chorwacji-,2268 (accessed: 05.03.2024).
Wandycz, P. (2003). Cena wolnosci. Historia Europy Srodkowowschodniej od sredniowiecza do wspolcz esnosci. Krakow: Znak.
о
к
<
и <
Trojk^t Lubelski - perspektywy wspolpracy polsko-litewsko-ukrainskiej. Instytut Europy Srodkowej. 13.08.2020. Available at: https://ies.lublin.pl/komentarze/trojkat-lubelski-perspektywy-wspolpracy-polsko-litewsko-ukrainskiej-2/ (accessed: 03.10.2024).
Wspolna Deklaracja Ministrow Spraw Zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej, Republiki Litewskiej i Ukrainy w sprawie ustanowienia Trojk^ta Lubelskiego. Uniwersytet Marii Curie-Sklodowskiej w Lublinie. 28.07.2020. Available at: https://phavi.umcs.pl/at/ attachments/2021/0803/114847-wspolna-deklaracja-pl-lt-ua-wersja-pl-1.pdf (accessed: 07.10.2024).
Wywiad z Szefem Gabinetu Prezydenta RP, ministrem Krzysztofem Szczerskim. Projekt pt. Centrum Badawcze Inicjatywy Trojmorza przy ISP PAN. 17.07.2019. Available at: https:// trojmorze.isppan.waw.pl/wywiadyiwystapienia/wywiad-z-owczesnym-szefem-gabinetu-prezydenta-rp-ministrem-krzysztofem-szczerskim-17-lipca-2019/ (accessed: 04.01.2024).
POLISH INITIATIVES FOR REGIONAL FORMATTING OF CENTRAL AND EASTERN EUROPE late 20th - early 21st century
Aleksey Afonin Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with regional projects in East Central Europe (ECE) with the participation of Poland in historical retrospect. The evolution of determinations of geographical, historical and cultural boundaries of the region is studied. The origins of Polish aspirations for a dominant role in ECE are revealed. The author consistently analyzes Polish ideas of regional construction reflected in the projects of the country's intellectuals and political figures of the past and present, comparing their nature and foreign policy circumstances directly influencing the forms of Central and Eastern European cooperation. The connection between the concepts of the "Intermarium", "East Central Europe", Giedroyc-Mieroszewski Doctrine and modern political initiatives of the Republic of Poland is established. The paper concludes that there is a constant transformation of the region surrounded by the Black, Baltic and Adriatic Seas, its composition and borders, as well as the fact that there is a continuity between the Polish foreign policy course in relation to the ECE countries today and the concepts and doctrines of the ideologists of the past. It is noted that for Poland special relations with the states of this part of the continent represent an opportunity to strengthen its own position in the common European policy, and the complementary formats of cooperation "Three Seas Initiative" and "Lublin Triangle" are tools to achieve the country's long-standing geopolitical goals.
Keywords: Poland, East Central Europe, Central Europe, Eastern Europe, Intermarium, Three Seas
Initiative, Giedroyc- Mieroszewski Doctrine, Lublin Triangle, regional cooperation o
a.