УДК 347.92
Полюхович Вадим Андреевич
студент III курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: wadimierz.pl@mail.ru
ПОЛЬСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИМПЕРСКОЙ ПОЛИТИКИ РУСИФИКАЦИИ
Vadim A. Polyukhovich
IlIyear Student of the Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: wadimierz.pl@mail.ru
POLISH NATIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF THE IMPERIAL
POLICY OF RUSSIFICATION
Аннотация. Изложены особенности имперской политики русификации Польши в 1830-1890-е гг. Рассмотрены повседневная жизнь польского народа в XIX в., его национальный характер и автостереотип.
Ключевые слова: Польша, русификация, Российская империя, идентичность, автостереотип, поляки.
Abstract. The article outlines the peculiarities of the imperial policy of the Russification of Poland in the 1830s-1890s. The daily life of the Polish people in the XIX century, its national character and autostereotype are considered.
Key words: Poland, Russification, the Russian Empire, identity, autostereotype, Poles.
В 1795 г. в ходе разделов Речи Посполитой польский народ утратил свою государственность и оказался под иностранным правлением (России, Австро-Венгрии и Пруссии) до 1918 г. XIX век — одна из самых трагичных страниц в истории Польши, когда поляки вели вооруженную борьбу за национальное освобождение: Ноябрьское восстание 1830-1831 гг., Январское восстание 1863-1864 гг. Реакция со стороны властей Российской империи на польские восстания была незамедлительной. С 1832 г. Петербург начинает политику русификации Польши, которая продлится до конца XIX в.
Чем характеризовалась имперская политика русификации Польши и каковы ее особенности? Удалось ли польскому народу сохранить свою самобытность в XIX в.? Как польский народ представляет себя и свой национальный характер? Эти вопросы стоят в центре нашего исследования.
© Полюхович В.А., 2018
Имперская политика русификации Польши проводилась в два этапа (две волны): 1) с 1832 по 1856 г. — так называемый «режим Паскевича», 2) с 1863 по 1897 г.
Первая русификационная волна началась в 1832 г. в связи с введением Органического статута Николаем I, по которому Польша теряла автономию, становилась административно-территориальной единицей Российской империи, ликвидировались институт коронации польского короля, сейм, казна и армия Царства Польского [9]. В 1832 г. наместником Польши назначается русский генерал И.Ф. Паскевич, его режим продержался до самой егосмерти (1856 г.). Характерными чертами режима являются:
— интеграция Царства Польского с Российской империей в административном (1837 г. — переход от воеводского деления Польши к губернскому; ликвидация польского самоуправления; чистка чиновничьего аппарата от поляков, которые заменялись приезжими из России) и экономическом планах (введение рубля в качестве главной валюты вместо злотого; 1832 г. — введение российской системы мер и весов; 1851 г. — отмена таможни между Польшей и Россией) [5, с. 101-102];
— военно-полицейский режим (с 1832 г.), произвол царского чиновничества, высокий уровень коррупции, проведение репрессий по отношению к инакомыслящим;
— правительственные меры в просвещении, направленные на деградацию польского общества и его сознания (1831 г. — закрытие Варшавского университета, отсутствие возможности получения высшего образования на территории Польши; режим жесточайшей цензуры — запрет на ввоз иностранных книг исторической и общественно-политической тематики, пресса была поставлена под строгий контроль российского государства, диктовавшего «правильные» новости, типографиям воспрещалось издавать сочинения Мицкевича, Красиньского, Словацкого и других польских литераторов) [3, с. 632-634];
— пропаганда православия (1834 г. — открытие в Польше православной епархии), притеснение католической церкви (1842 г. — секуляризация, запрет отмечать юбилейные годы, создавать при костелах общества трезвости), ликвидация униатства в Западном крае (1839 г. — насильственное объединение униатской церкви с православной, проведение репрессий по отношению к униатскому духовенству и мирянству) [4, с. 413-414];
— деполонизация бывших восточных территорий Речи Посполитой (45 000 семейств мелкопоместной шляхты с восточных территорий бывшей Речи Посполитой было депортировано в причерноморские и приволжские губернии Российской империи).
Польское восстание 1863-1864 гг. стало причиной для проведения второй русификационной волны, более агрессивной, чем в николаевскую эпоху. С 1863 г. до Первой мировой войны в Царстве Польском действовало военное положение. Царская политика в Польше приняла характер устранения польской самостийности во всех сферах жизнедеятельности общества и превращения Польши в органическую часть России.
Сразу же после подавления Январского восстания Петербург принялся за русификацию административной, правовой и судебной системы Польши. В 1868 г. был принят указ, провозглашающий русский язык официальным языком всех правительственных учреждений Польши. Начался процесс полного уничтожения местных органов управления Царства Польского: в 1867 г. был ликвидирован Государственный Совет, а в 1868 г. — Административный Совет и ведомственные комиссии правительства (по внутренним делам, просвещения, доходов и казны), в 1871 г. — Учредительный комитет. Упраздненные польские административные учреждения заменялись на новые российского образца, а все делопроизводство администрации, находящейся на территории Царства Польского, теперь обязывали вести на русском языке. С 1874 г. Царство Польское на административной карте отныне будет именоваться Варшавским генерал-губернаторством, а в официальных документах — Привислинским краем [6, с. 82-83]. Вся полнота власти сосредоточится в руках
генерал-губернатора, назначаемого российским императором.
147
Польское право унифицировали в соответствии с российским законодательством. Таким же изменениям подвергли и судебную систему, ликвидировав в 1876 г. польскую комиссию юстиции, тем самым установив на территории Польши российский суд (правда, с исключением: в Польше отсутствовал суд присяжных) [1, с. 396-398].
Реформаторы-русификаторы принялись и за образование. В 1869 г. закрывается единственный вуз Польши — Главная Варшавская школа (с обучением на польском языке), на базе которого был открыт российский Императорский Варшавский университет, где все лекции читались на русском языке. Одновременно с этим нагрянули нововведения на средние и начальные учебные заведения. С 1870 г. в средних школах все предметы должны были преподаваться на государственном (русском) языке [6, с. 81]. В начальных школах ученики обучались на польском языке, но их уже заранее приучали к осваиванию русской азбуки и грамоте и к навыку перевода польского языка на русский, также они были лишены возможности узнавать основы католического вероучения. В 1872 г. по министерскому циркуляру в средних школах преподавателям и ученикам было запрещено разговаривать на польском языке. Была попытка кириллизации польского языка: в 1865 г. это реализовано на практике, но, исходя из неэффективности, в 1869 г. вернули латиницу.
Из-за того что католическая церковь способствовала сохранению польской национальной идентичности, в 1867 г. по указу Александра II польская католическая церковь должна была подчиняться напрямую не папе Римскому, а петербургской духовной римско-католической коллегии. Несогласный с этим высший католический клир был сослан в глубину России. Также были секуляризированы все имения и конфискованы капиталы, принадлежащие католической церкви. С этой поры в Царстве Польском почти не осталось ни одного действующего женского или мужского католического монастыря. В губерниях Западного края русское правительство запретило католикам строить новые костелы, а большая часть старых (наравне с монастырями) была передана православному духовенству [4, с. 454].
148
Поляки также ущемлялись в правах приобретения земельной собственности, так как по указу 1865 г. они не могли ее покупать за пределами территории Царства Польского, и в налогообложении, потому что с 1869 г. все католики-землевладельцы были обязаны платить 5-процентный сбор от своих доходов.
С воцарением Александра III положение польского народа еще значительнее ухудшилось, т. к. русификация при нем достигла максимума. Правительственный курс был направлен на полное обрусение польской нации, осуществление которого было поручено Иосифу Гурко, назначенному в 1883 г. на пост варшавского генерал-губернатора, и попечителю варшавского учебного округа Александру Апухтину.
В 1885 г. А. Апухтин реформировал польские начальные школы, в которых отныне все преподавание велось на русском языке. Также вместе с этим уменьшалось количество учебных заведений, в сельской местности они практически отсутствовали: в 1901 г. 82 % польских детей школьного возраста не получали от государства образования [7, с. 222-223]. Поэтому на рубеже Х1Х-ХХ вв. привислинские губернии занимали последние позиции в рейтинге уровня грамотности населения в Российской империи.
Функции воспитания и образования переместились в сферу семьи: родители втайне от российских властей прививали детям любовь к польшчизне (польскому отечеству), обучали их польской литературе, грамматике, истории, традиционным танцам и песням, католическим молитвам. У многих обеспеченных поляков дома имелись подпольные собрания книг на польском языке [4, с. 459].
В связи с контрреформистскими воззрениями Александра III в русской Польше ужесточилась цензура (связано это было также с ростом националистических, радикальных, социалистических и трудовых организаций и движений, ставших реакцией на политику обрусения), польская культура всячески вытеснялась русской (например, в архитектуре: здания строились и перестраивались в стиле псевдорусского модерна).
149
Повседневная жизнь польского народа также подверглась русификации: делопроизводство почт, железнодорожных станций, частных общественных учреждений переходило на русский язык; самостоятельный польский банк превратился в филиал русского государственного банка, гроши и злотые окончательно были изъяты у населения; все польские мужчины стали нести воинскую повинность, которую отбывали в кавказских или восточных губерниях; расписки, торговые счета, вывески на магазинах, аптеках, цирюльнях, ресторациях и различные объявления должны были переводиться на русский язык [3, с. 698; 6, с. 84-85].
Главным отличием русификации от германизации польских земель является то, что фактически русская колонизация отсутствовала. Русское население, представленное в основном чиновниками, военными и учителями, проживало в городах и составляло незначительную часть от общегородского населения. Например, по итогам первой переписи населения Российской империи 1897 г. в Варшаве проживало 49 997 великороссов, то есть 7,31 % населения польской столицы [11].
После смерти Александра III новым императором Николаем II была проведена ротация правительственных кадров: в 1896 г. должность генерал-губернатора получает князь Имеретинский, который добивается отставки ярого поляконенавистника Апухтина и при одобрении Петербурга сворачивает агрессивную политику русификации. Но желанная польским обществом либерализация страны не была начата имперской властью и в Польше по-прежнему сохранялись инкорпорация и военный режим, действовавший до 1915 г. [6, с. 85].
Имперская политика русификации провалилась, т. к. попытки обрусения и навязывания православия лишь больше усугубили и так непростые русско-польские отношения, а польская национальная идентичность сохранялась и укреплялась. Произведения таких великих польских писателей, как Генрик Сенкевич, Болеслав Прус и Элиза Ожешко, поднимали польский национальный дух и вселяли надежду, что когда-нибудь Польша снова возродится из пепла.
150
Грубая русификация, проводимая Гурко и Апухтиным, дала свои плоды: большинство поляков (в том числе первый глава Польской республики Юзеф Пилсудский) участвовало в Первой мировой войне на стороне Германии и воевало против русских войск [2]. Польша обрела независимость в 1918 г.
Имперская политика русификации практически никак не повлияла на повседневную жизнь простого польского народа, которому в XIX в. удалось сохранить свою самобытность. По-прежнему общими для всех поляков традиционными сельскохозяйственными отраслями оставались земледелие и молочное и мясное животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы). В каждом деревенском хозяйстве был стандартный инвентарь: вилы, лопаты, косы, рамочные бороны и грабли. В XIX в. у польских крестьян средством передвижения являлись лошади и волы. От поколения к поколению переходили традиции народного творчества (резьба по дереву, ткачество, вырезание узоров из бумаги (выцинанки), керамика, живопись на стекле и др.) и устного народного творчества (легенды, сказки, обрядовые и календарные песни, баллады, пословицы и т. п.) [10, с. 280-282, 285].
Простой польский народ даже в условиях чужеземного владычества смог сохранить традиции и обычаи своей народности, продолжая следовать им, как это делали его предки, а именно исповедовал католицизм, еженедельно ходил в костелы на воскресные мессы, праздновал Вигилию (Сочельник), Рождество, Вельканоц (Пасха), Поливайки, День Всех Святых, совершал главные обряды — крестины, свадьбу, погребение и поминовение усопших, готовил традиционную еду (бигос, жур, капустняк, колбасы и т. д.), танцевал краковяк, мазурку, полонез, обертас, верил в нечистую силу польской мифологии (вампиры, упыри, оборотни) и т. д.
Анализ особенностей имперской политики русификации Польши ставит вопрос об эффективности этой политики, рассматриваемой с точки зрения состояния польской национальной идентичности. Можно согласиться с точкой зрения тех исследователей, которые полагают, что стержнем любой национальной идентичности (или национального самосознания) является
151
национальный характер. Национальный характер — это совокупность психологических качеств народа [12].
Национальный характер частично находит свое отражение в автостереотипе. Какими виделись этноотличительные качества поляков ими самими, иначе говоря, что собой представлял автостереотип поляков?
Знаменитый поэт Адам Мицкевич был одним из первых поляков, попытавшихся осмыслить свою «польскость». В «Лекциях по славянской литературе» он дает характеристику польскому народу, имеющему, по его мнению, следующие отличительные особенности: 1) неупорядоченность и податливость, 2) развитая интуиция, 3) мало склонности к практицизму, 4) отсутствие интереса или слабый интерес к общественной и политической жизни, 5) экзальтированность и пассивность, 6) способность не падать духом, 7) жизнелюбие и веселость, 8) сообразительность, 9) любовь к своей Отчизне и готовность «пожертвовать собой во имя ее спасения и процветания» [Цит. по: 8]. Образ поляка, сконструированный Мицкевичем, стал в определенной мере каноническим.
Польская научная среда второй половины XIX в. рассматривала польский народ через образ «поляка-шляхтича», для которого характерны любовь к удовольствиям, страстность (фанатизм), пылкость, веселость, непостоянство в настроении, безудержная восторженность, воодушевленность, порывистость, уступчивость, легкомыслие, безответственность, склонность к анархии.
Можно согласиться с современными антропологами, занимающимися изучением связи современных и прошлых польских автостереотипов [13, с. 6; 14], и сделать вывод о том, что в разрез с замыслом политики русификации польское национальное самосознание в Х1Х в. проявлялось в следующем:
1. Самоидентификация польского народа в качестве хранителя нравственных ценностей Запада и просветителя Востока.
2. Образ «католического народа», уделяющего большое внимание своей вере и борьбе за нее.
3. Идеал «шляхетского», «героического» и «бунтарского» благородства.
4. Толерантное отношение к другим народам, религиям, расам.
152
5. «Типичный набор поляка», состоящий из любви к свободе, независимости духа, великодушия, доброты, храбрости, героизма, высокого почитания чести, веры в превосходство духовных сил, неприятия абсолютной власти, чрезмерного доверия к иностранцам, поддающегося их влиянию.
6. Мессианская роль польской нации, заключающаяся в том, что поляки — это богоизбранный народ, который своими страданиями должен искупить грехи остальных народов, а также стать освободителем покоренных народов.
Список литературы
1. Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М.: Юрид. лит., 1980. 564 с.
2. Голденков М. К чему приводили насильственные русификации // Аналитическая газета «Секретные исследования». 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.secret-r.net/arkhiv-publikatsij/34-2015/k-chemu-privodili-nasilstvennye-rusifikatsii (дата обращения: 06.04.2018).
3. Грабеньский В. История польского народа. Минск: Минская фабрика цветной печати, 2006. 800 с.
4. Денисов Ю.Н. Россия и Польша: история взаимоотношений в XVII-XX вв. М.: Наука, 2012. 608 с.
5. Долбилов М., Миллер А.И. Западные окраины Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 608 с.
6. Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX в. Петроград: Огни, 1915. 93 с.
7. Краткая история Польши: С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1993. 528 с.
8. Лескинен М.В. Польский характер в российской этнографии XIX века // Отечественные записки. № 4 (61). 2014. С. 112-130 [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.rU/2014/4/polskiy-harakter-v-rossiyskoy-etnografii-xix-veka (дата обращения: 05.04.2018).
9. Манифест «О новом порядке управления и образования Царства Польского» («Органический статут 1832 г.») [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/1832polon.php (дата обращения: 27.03.2018).
10. Очерк VII. Быт польского народа // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. IV. Ч.1. СПб, М.: Тов. М. О. Вольф, 1896. 500 с.
11. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи за 1897 г. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку. (Губернские итоги). Т. 51-89. СПб.: 19031905 [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=4 (дата обращения: 03.04.2018).
12. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 203 с.
13. Чубарова В.В. Стереотип поляка в польском и русском восприятии: опыт антропологического исследования // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 206. М., ИЭА РАН, 2008. С. 3-32.
14. TarasiewiczP. SpecyfikaPolakowjakonarodu // Cywilizacja. № 37. 2011. S. 40-50. [Zasob elektroniczny]. URL: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/3824/Specyfika%20Polak%C3%B3w.pdf?sequen ce=1 (дата обращения: 05.04.2018).