Подполковник внутренней службы
о. В. дубинина,
старший инспектор по оП оРУИИ УФСИН России по Белгородской области
положительным опыт работы уии по исполнению обязательных,
исправительных работ ^■
В условиях приближения правовых норм к европейским стандартам, гуманизации и индивидуализации уголовных наказаний роль УИИ возрастает. От сотрудников УИИ зависит не только эффективность исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, но и отношение осужденных к назначенным наказаниям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ). На территории Белгородской области, в состав которой входят 28 городских и 287 сельских поселений, функционируют 22 УИИ штатной численностью 59 сотрудников, в том числе 2 МРУИИ.
Взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления при исполнении наказаний в виде обязательных, исправительных работ определено Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ. В Белгородской области, в связи с возрастающей долей этих видов наказаний, взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления приобретает все большее значение.
Осужденные к исправительным, обязательным работам, состоящие на учете УИИ УФСИН России по Белгородской области, в соответствии с законодательством отбывают наказание на предприятиях и в организациях, определенных Постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Данными постановлениями определен перечень организаций, в которых возможно отбывание наказаний в виде исправительных, обязательных работ. В основном определено количество выделенных рабочих мест и виды работ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Количество осужденных к обязательным, исправительным работам в области ежегодно увеличивается при значительном сокращении осужденных условно с испы-
тательным сроком, и по итогам работы за 2009 год составляет 76% от общего количества осужденных без изоляции от общества.
Удельный вес состоящих на учете осужденных к исправительным работам составил: в 2007 году -31,1%, в 2008 году 37,2%, в 2009 году - 39,2%; к обязательным работам: в 2007 году 24,7%, в 2008 году 27,8%, в 2009 году 36,9%.
Удельный вес осужденных условно с испытательным сроком в 2007 году составлял 42%, 2008 году составлял 28,7%, в 2009 году 15,8%.
На 1 января 2010 года на учетах УИИ области состояло 2877 осужденных без лишения свободы (АППГ - 3050), в том числе:
к исправительным работам -1128 (АППГ - 1135);
к обязательным работам - 1063 (АППГ - 848).
Количество хозорганов в области, определенных в 2009 году для отбывания исправительных работ, составляет 508, обязательных работ - 512.
В ряде городов и районов области постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области количество рабочих мест для отбывания обязательных, исправительных работ в цифровом варианте не определено.
Информация для решения данного вопроса регулярно направляется УИИ в органы местного самоуправления.
В остальных районах области согласно постановлений глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов количество рабочих мест для отбывания исправительных работ составляет 829, обязательных работ - 869.
Уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работам составил: в 2007 году -93,1%, в 2008 - 90,3%, в 2009 году -92,5%;
ш 1=1
56 и
количество осужденных к обязательным работам, поставленных на учет уии
2700 2600 ^ 2500 § 2400 ® 2300 2200 2100 2000
~2Ш~
2230
(+ 184, или 9%)
2659
(+ 429, или 19,2%)
2007
2008 годы
2009
количество осужденных к исправительным работам, поставленных на учет уии
1175 1150 1125 1100 1050 1025 1000 975
1019
1150 (+ 131, или 12,9%)
1016
(- 134, или 11,7%)
2007
2008 годы
2009
количество осужденных по учетам уии области прошло без изоляции от общества
7400
7300
7200
ш 7100 -
о
и 7000 -
6900
6800
6700
6600
6732
7379
7185
2007
2008 годы
2009
к обязательным работам: в 2007 году -94,1%, в 2008 - 91,6%, в 2009 - 95,6%.
Большой удельный вес осужденных к исправительным, обязательным работам является одной из причин их несвоевременного привлечения к отбыванию наказания. Количественное соотношение несвоевременно привлеченных к труду осужденных к исправительным работам и состоящих на учете на 1 января 2010 года составил 38 человек, или 3,3%, к обязательным работам - 17 или 1,5%.
1651
2059
2151
количество прошедших по учетам уии осужденных к исправительным работам
2200 2000 1800 § 1600 -" 1400 -1200 -1000 -800
2007 2008 2009
годы
3507
количество прошедших по учетам уии осужденных к обязательным работам
3600 3400 3200 3000 2800 2600 2400 2200
2412
2953
2007
2008 годы
2009
Основной причиной несвоевременного привлечения к труду является неявка осужденных в УИИ в установленные сроки. Кроме этого, судами выносятся решения о наказании в виде исправительных, обязательных работ гражданам других государств, лицам, не имеющим паспорта, больным тяжелыми болезнями. Это также затрудняет привлечение осужденных к отбыванию наказания в срок.
Существовавшие ранее формы взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления, государственными и иными структурами не позволяют в полной мере организовать качественное исполнение наказаний в виде исправительных, обязательных работ, тем более в условиях экономического кризиса.
В целях повышения эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества возникла необходимость разработки новых форм сотрудничества, которые позволят более качественно, в соответствии с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовно-исполнительной системы страны, исполнять наказания без изоляции от общества.
Начальники УИИ ежегодно направляют в суды по территориальности перечень организаций, определенных постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области для отбывания наказаний в виде исправительных, обязательных работ с целью снижения количества вынесения данных видов наказания лицам, по месту проживания которых нет организаций для отбывания таких наказаний.
Постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в 2007 году созданы комиссии по трудовому и бытовому устройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, содействию создания условий для отбывания наказаний без лишения свободы и профилактической работе с лицами, не имеющими постоянных источников доходов. В состав комиссий включены представители органов местного самоуправления, хозяйственных органов, отделов внутренних дел, представители общественности, начальники уголовно-исполнительных инспекций. Для рассмотрения на заседаниях комиссии начальники УИИ представляют сведения о трудовой занятости осужденных, отказах работодателей в трудоустройстве осужденных, несвоевременном информировании хозоргана-ми инспекций о фактах нарушений осужденными трудовой дисциплины.
По предложению отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями области для повышения эффективности исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных работ на заседаниях комиссий заслушиваются руководители хозорганов, отказывающих в трудоустройстве осужденных.
В целях содействия занятости лиц, осужденных к исправительным, обязательным работам, заключено Соглашение о сотрудничестве УФСИН России по Белгородской области и областного Управления по труду и занятости населения, организовано взаимодействие УИИ с сельскими администрациями. Главы сельских администраций информируются по вопросу отбывания наказания гражданами, проживающими на территории сельского поселения, и принимают активное участие в процессе перевоспитания осужденных.
При возникновении дефицита рабочих мест начальниками инспекций направляются предложения на имя глав местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов области о внесении изменений в постановления в части увеличения количества рабочих мест.
В связи с экономическим кризисом, несмотря на вносимые изменения в постановления, руководители хозорганов практически всех районов области отказывают в трудоустройстве осужденных к исправительным работам по причине сокращения имеющихся рабочих мест. С целью решения данной проблемы впервые в практике работы УИИ направлены предложения в законопроект области о предоставлении льгот по налогу на прибыль предприятиям и учреждениям, квотирующим по согласованию с органами местного самоуправления рабочие места для лиц, осужденных к исправительным работам путем понижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации с 17,5 до 13,5%.
Организация взаимодействия УИИ с хозор-ганами, в которых работают осужденные к обязательным, исправительным работам и вопрос состояния деятельности по созданию условий для отбывания данных наказаний находятся под постоянным контролем губернатора области, секретаря Совета безопасности области.
Сотрудники ОРУИИ в составе рабочей группы Совета безопасности области периодически выезжают в муниципальные районы и городские округа с целью проверки состояния работы по исполнению наказаний в виде обязательных, исправительных работ как сотрудниками УИИ, так и органами местного самоуправления. За 2009 год было осуществлено восемь таких проверок.
Информация о состоянии работы по созданию условий для отбывания наказаний в виде исправительных, обязательных работ ежеквартально направляется заместителю губернатора области - секретарю Совета безопасности области.
По его поручению ОРУИИ разработан план комплексных мероприятий по обеспечению взаимодействия УИИ УФСИН России по Белгородской области и администраций организаций, определенных для отбывания обязательных работ, по своевременному привлечению осужденных к отбыванию данного вида наказания, созданию условий и контролю за выполнением осужденными определенных для них работ. Выполнение всех этих мероприятий находится под постоянным контролем секретаря Совета безопасности области.
ш 1=1
56 и
Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними, осужденными без лишения свободы. Эти подростки выделены в отдельную категорию, в работе с которой участвуют психологи. Усилено взаимодействие всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении контроля за поведением осужденных при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера без лишения свободы. Сотрудники ОРУИИ в составе рабочей группы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе области осуществляют выезды в муниципальные районы и городские округи области с целью проверки деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений при исполнении наказаний, осуществлении контроля за поведением осужденных подростков.
В целях исполнения указания ФСИН России об участии УИИ в работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации проведена работа по вопросу участия в рамках программы «Не оступись». Предложенный на конкурсный отбор проект по ресоциализации осужденных без изоляции от общества подростков прошел конкурсный отбор. На реализацию этого проекта выделены денежные средства в размере 2306 тыс. рублей. В настоящее время разработан регламент взаимодействия участников проекта. УФСИН России по Белгородской области заключены соглашения о совместной деятельности по проведению работы с осужденными несовершеннолетними с областными УВД, Управлением по труду и занятости населения, Управлением организации медицинской помощи при департаменте здравоохранения и социальной защиты населения.
Решение проблем ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает также обеспечение их психологического сопровождения. С этой целью кроме психологов МРУИИ в работе с осужденными подростками и их семьями участвуют психолого-педагогические центры области. Кроме того, в целях организации исполнения обязательных работ несовершеннолетними, по инициативе МРУИИ № 1 г. Белгорода заключено соглашение с областным социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, в который направляются для отбывания наказания осужденные, проживающие в центре на момент вынесения приговора.
Подростки, осужденные к обязательным работам, отбывают наказание в муниципальном учреждении культуры «Белгородский зоопарк», с которым инспекцией также заключено соглашение.
Впервые в практике МРУИИ № 1 заключен договор об обмене электронными документами с УФК области с целью осуществления контроля за своевременным перечислением удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам в доход государства.
Новшеством в деятельности МРУИИ является заключение трехсторонних договоров о совместной деятельности по обеспечению исполнения наказания в виде исправительных работ между УИИ, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
По проблемным вопросам, возникающим при исполнении наказаний в виде исправительных, обязательных работ, информация регулярно направляется в суд, прокуратуру по территориальности, обобщенная информация направляется в областной суд и областную прокуратуру. Спорные вопросы, возникающие в деятельности УИИ, рассматриваются на заседаниях федеральных и мировых судей области с участием руководства УФСИН России по Белгородской области. В результате количество вынесенных наказаний гражданам других государств, лицам, не имеющим паспортов, больным снижается, что способствует повышению уровня привлечения осужденных к труду.
С лицами, уклоняющимися от отбывания наказания и скрывающимися от контроля УИИ, работа проводится во взаимодействии с ОВД и розыскным отделом УФСИН России по Белгородской области. С ОВД - на основании плана комплексных мероприятий по обеспечению взаимодействия УИИ УФСИН России по Белгородской области и УВД по Белгородской области по осуществлению контроля за поведением, профилактике и предотвращению правонарушений и повторных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы на 2008-2012 годы. С розыскным отделом -на основании плана совместных мероприятий отделения розыска оперативного управления и УИИ УФСИН России по Белгородской области по осуществлению розыска осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания и скрывшихся от контроля УИИ.
Также, в целях повышения эффективности исполнения наказаний, предусматривающих исправительные, обязательные работы, и розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, впервые заключено соглашение о взаимодействии УИИ УФСИН России по Белгородской области с районными отделами судебных приставов УФССП по Белгородской области.
С целью организации взаимодействия УИИ и ОВД по вопросу организации розыска и доставки в суд лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, принято Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов по Белгородской области от 30.09.2009 № 20-3кс-09. В отношении этих осужденных инспекция направляет в суд представление о замене данных видов наказания лишением свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 и ч. 4 ст.50 УК РФ.
Уровень замен на лишение свободы осужденных от общего количества прошедших по учетам к обязательным работам составил: за 2007 год - 11,2%, за 2008 год - 9,8%, за 2009 год - 7,3%;
к исправительным работам: за 2007 год - 17,6%, за 2008 год - 15,6%, за 2009 год - 16,6%.
Уровень рецидива преступлений в области снижается: в 2007 году - 1,57%, в 2008 году - 2,9%, в 2009 году - 1,5%.
Количество снятых с учета осужденных по отбытии наказания за 2007 год составило: 1284 человек - к обязательным работам, 312 - к исправительным работам.
В 2008 году отбыли наказание: 1634 осужденных к обязательным работам, 408 - к исправительным работам.
В 2009 году отбыли наказание - 1964 осужденных к обязательным работам, 412 - к исправительным работам.
В доход государства из заработной платы осужденных к исправительным работам в 2007 году перечислено 1 млн.722 тыс. рублей, в 2008 году - 2 млн 842 тыс. рублей, в 2009 году - 3 млн 358 тыс. рублей.
Осужденными к обязательным работам бесплатно выполняются работы по благоустройству и уборке территорий городских и районных поселений.
Экономическая эффективность от использования труда осужденных к обязательным работам в 2007 году составила 3 млн 210 тыс. рублей, в 2008 году - 4 млн 85 тыс. рублей, в 2009 году - 4 млн 910 тыс. рублей.
Таким образом, имеющийся опыт организации взаимодействия УИИ области с государственными и иными структурами при исполнении наказаний в виде исправительных, обязательных работ позволил повысить занятость трудом и снизить повторную преступность при ежегодном росте удельного веса данных наказаний. ОРУИИ продолжается работа по совершенствованию имеющихся и поиску новых форм сотрудничества с органами местного самоуправления, государственными и иными структурами с целью повышения эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества.
Слово гарантия (от фр. garantie) означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. Говоря о гарантиях законности, речь должна идти о тех условиях, средствах, способах и механизмах, которые обеспечивают реальность режима законности.
В настоящее время общепризнанными являются выделение в системе гарантий двух групп: общие (экономические, политические, идеологические, социальные, организационные) и специальные (юридические или правовые) средства обеспечения законности1.
Предметом нашего рассмотрения будут только юридические гарантии законности.
Как нам представляется, правовых гарантий в самостоятельном виде не существует. Они закреплены в конкретных правовых нормах, и эти нормы необходимо систематизировать. Для того чтобы любая классификация обладала научной ценностью и практической значимостью, необходимо правильно определить соответствующие критерии. Гарантии в административной деятельности сотрудников ФСИН России надлежит классифицировать по форме их выражения. Это следующие нормы:
зафиксированные в качестве правовых принципов;
выступающие в виде прав и обязанностей;
приобретающие характер конкретной ответственности;
определяемые как юридические факты;
обозначенные в виде функций контроля и надзора;
зафиксированные в виде запрета.
Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде принципа. Так, ч. 1 ст. 15 Основного закона гласит, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди-
ш 1=1
56 и