Научная статья на тему 'Положительные и отрицательные стороны «Нового» порядка расчета пособий по материнству'

Положительные и отрицательные стороны «Нового» порядка расчета пособий по материнству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ / ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ / ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПОСОБИЙ ПО МАТЕРИНСТВУ / MATERNITY ALLOWANCES / MONTHLY CHILD CARE ALLOWANCE FOR FAMILIES WITH A CHILD UNDER 18 MONTHS OLD / MATERNITY ALLOWANCES CALCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Юлия Александровна

Рассмотрен и проанализирован порядок расчета пособий по материнству. Выделены и систематизированы основные преимущества и недостатки «нового» порядка расчета пособий. Предложены изменения в области расчета пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF «NEW» PROCEDURE OF MATERNITY ALLOWANCES CALCULATION

The procedure of maternity allowances calculation has been studied and analyzed. The main advantages and disadvantages of the «new» procedure of allowances calculation have been determined and systematized. The author suggests some changes in calculation of statutory maternity pay and monthly child care allowance for families with a child under 18 months old.

Текст научной работы на тему «Положительные и отрицательные стороны «Нового» порядка расчета пособий по материнству»

УДК 364.3 Ю.А. ВАСИЛЬЕВА

ББК 65.272 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ «НОВОГО» ПОРЯДКА РАСЧЕТА ПОСОБИЙ ПО МАТЕРИНСТВУ

Рассмотрен и проанализирован порядок расчета пособий по материнству. Выделены и систематизированы основные преимущества и недостатки «нового» порядка расчета пособий. Предложены изменения в области расчета пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Ключевые слова: пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, порядок расчета пособий по материнству.

YU.A. VASILEVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF «NEW» PROCEDURE OF MATERNITY ALLOWANCES CALCULATION

The procedure of maternity allowances calculation has been studied and analyzed. The main advantages and disadvantages of the «new» procedure of allowances calculation have been determined and systematized. The author suggests some changes in calculation of statutory maternity pay and monthly child care allowance for families with a child under 18 months old.

Keywords: maternity allowances, monthly child care allowance for families with a child under 18 months old, maternity allowances calculation.

Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики любого развитого государства, именно степень ее внедрения говорит об уровне развития всего государства в целом. Новации, происходящие в сфере социальной защиты женщин, носят противоречивый характер. Необходимо найти баланс между финансовой и социальной сторонами развития общества, чтобы избежать конфликта между ними: осуществление социальной защиты не должно препятствовать экономическому росту и наоборот, бурное экономическое развитие не должно заглушать социальный аспект в деятельности государства.

Вступление в силу Федерального закона № 343-ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» существенно меняет порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

уходу за ребенком до полутора лет, т.е. тех пособий, размер которых зависит от среднего заработка. С 1 января 2011 г. средний дневной заработок для исчисления вышеперечисленных пособий рассчитывается делением суммы начисленного заработка за два года на 730 [3]. В 2010 г. средний дневной заработок определялся путем деления суммы заработка за расчетный период (12 месяцев) на количество календарных дней, при этом учитывались только реально отработанные дни, а периоды, когда, например, человек болел или был без работы, не оплачивались [4].

Чтобы вычислить итоговую сумму к выплате, необходимо умножить средний дневной заработок на количество календарных дней по листку нетрудоспособности. Рассчитаем сумму начислений, облагаемых взносами в Фонде социального страхования (ФСС) за два календарных года, предшествующих наступлению отпуска, т.е. с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. При этом средний заработок за каждый год не должен превышать

© ЮА. Васильева, 2012

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. До 2011 г. эта база составляла 415 000 р. Таким образом, максимальный дневной заработок для расчета пособий составит не более 1 136,99 р. (415 000 • 2 / 730).

Проанализируем, как «новый» расчет среднего дневного заработка повлияет на размер пособий по материнству.

Пособие по беременности и родам приравнивается к 100%-му среднему заработку и выплачивается за 140 дней [5]. Следовательно, максимальный размер пособия равняется 159 178,6 р. (1 136,99 • 140) или 34 604,04 р. за каждый месяц декрета. Ср.: в 2010 г. максимальный размер декретных составлял 34 583,32 р. в месяц [1].

Если до декрета женщина работает, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет составляет 40% ее среднего заработка [4] — 13 825,79 (1 136,99 р. • 30,4 • 0,4). До 2011 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет достигал 13 833,3 р. в месяц [1].

Эти доводы привлекают внимание к незначительной разнице итоговой суммы выплат за анализируемый промежуток времени. Однако уточним, что расчет по «новым» правилам производился в идеальных условиях: женщина за два года не болела и имела стабильную работу с высокой заработной платой.

Принятие Федерального закона № 343-ФЗ привело к многочисленным пикетам в защиту прав беременных женщин. После акций протеста 14 января 2011 г. Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект, который предлагает ввести переходный период в течение 2011 г. по применению нового порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. У женщин появилась возможность выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий. Данные поправки не в полной мере устроили женщин, и уже 18 января 2011 г. прошел всероссийский пикет в защиту прав беременных женщин, в ряде городов России: Москва, Ульяновск, Омск, Саратов, Санкт-Петербург, Ижевск, Пермь, Вологда, Великий Новгород.

В результате 25 февраля 2011 г. Госдумой РФ был принят Федеральный закон № 21-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14

Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»"». Этим законом осуществляется новый порядок расчета пособий по беременности и родам, а также уходу за ребенком до полутора лет. Таким образом, переходный период продляется до 2012 г. С января 2011 г. по декабрь 2012 г. действуют два варианта расчета пособий по материнству («новый» в соответствии с Федеральным законом № 343-ФЗ и «старый», действовавший до января 2011 г.).

Разумеется, что с 1 января 2013 г. у женщин не будет права выбирать порядок назначения пособия; изменится база для исчисления данных видов пособий. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за два года, предшествующих выходу в декретный отпуск, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующий промежуток времени:

- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

- период освобождения работника от труда с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФФОМС» не начислялись.

Иными словами, база для исчисления пособий, по сравнению с предыдущей редакцией Федерального закона № 343-ФЗ, и, соответственно, их размер увеличатся.

Принятие «нового» порядка расчета пособий по материнству, на наш взгляд, имеет ряд положительных аспектов:

1. Уменьшение дефицита бюджета ФСС за счет снижения размера пособий по бе-

Известия ИГЭА. 2012. № 1 (81)

ременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

2. Соблюдение страхового принципа: «больше заплатил — больше получил». Напомним, что порядок исчисления пособий, действующий до 1 января 2011 г., ставил в равные условия как граждан, за которых страховые взносы уплачивались полностью и длительное время, так и тех, кто внес минимальный вклад в формирование страховых средств.

3. Устранение фактов завышения заработной платы незадолго до выхода в декретный отпуск. Порядок расчета пособий по материнству, действовавший до января 2011 г., позволял довольно легко создавать ситуацию, при которой пособие назначалось не в размере заработка, с которого уплачивались страховые взносы, а в размере последнего, более высокого заработка, установленного незадолго до наступления страхового случая.

Однако, на наш взгляд, предлагаемый порядок расчета пособий по материнству несовершенен и имеет ряд отрицательных моментов:

1. Сложность при вычислении заработка за два календарных года, предшествующих году ухода в декрет (либо в отпуск по уходу за ребенком), если за прошедшее время женщина часто меняла место работы. Но-

вые правила требуют предъявить справки о среднем заработке со всех предыдущих мест работы за последние два года.

2. Кроме того, в 2009-2010 гг., с учетом кризиса и инфляции, сумма среднего заработка и, соответственно, пособий может оказаться микроскопической.

Исследование вопроса изменения порядка расчета пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет показывает, что размер пособий женщины с постоянной работой и стабильным заработком по «новому» порядку расчета останется примерно на том же уровне, что и до 2011 г.

Однако автор считает целесообразным изменить порядок расчета размера пособий по материнству: средний дневной заработок рассчитывать делением начисленного заработка за предшествующий год (полгода) на фактически отработанные дни. При расчете среднего дневного заработка включать только те периоды, когда женщина работала и имела доход.

Анализ нормативно-законодательной базы, а также сложившейся практики в области социальной защиты женщины показывает, что данные законопроекты нуждаются в доработке для эффективного повышения уровня социальной защиты женщин.

Список использованной литературы

1. Виды пособий и выплат в 2010 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.fss.ru/ru/fund/ activity /1 1 106/22870.shtml.

2. Ежемесячное пособие по беременности и родам [Электронный ресурс]. URL: http://www.fss.ru/ru/ fund/activity/11106/11110.shtml.

3. О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс]: фе-дер. закон от 8 дек. 2010 г. № 343-ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Пособие по беременности и родам [Электронный ресурс]. URL: http://www.fss.ru/ru/fund/

activity/11106/11108.shtml.

Referenses

1. Vidy posobii i vyplat v 2010 godu [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.fss.ru/ru/fund/ activity /1 1 106/22870.shtml.

2. Ezhemesyachnoe posobie po beremennosti i rodam [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.fss.ru/ru/fund/ activity/11106/11110.shtml.

3. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 № 255-FZ «Ob obyazatel'nom sotsial'nom strakhovanii na sluchai vremennoi netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom» [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 8 dek. 2010 g. № 343-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».

4. Ob obyazatel'nom sotsial'nom strakhovanii na sluchai vremennoi netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 29 dek. 2006 g. № 255-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».

5. Posobie po beremennosti i rodam [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.fss.ru/ru/fund/ activity/11106/11 108.shtml.

Известия ИГЭА. 2012. № 1 (81)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.