Научная статья на тему 'Положение учительства Восточной Сибири во второй половине XIX начале XX вв. (исторический аспект)'

Положение учительства Восточной Сибири во второй половине XIX начале XX вв. (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
301
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щеблякова Елена Николаевна

В статье, на основании данных нормативных и архивных документов г.г. Иркутска, Красноярска, Читы, представлены факты о положении и формировании учительского корпуса Восточной Сибири. На основании проведенных исследований установлена специфика политики в регионах в области правового, социального положения-учительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение учительства Восточной Сибири во второй половине XIX начале XX вв. (исторический аспект)»

РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 378.01

Е. Н. Щеблякова

ПОЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЬСТВА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

(ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

По глубине происходящих преобразований современный этап развития школы и педагогики во многом созвучен с периодом второй половины XIX -начала XX вв. Вследствие изменения социально-исторических условий оба периода объединяет становление новой образовательной парадигмы, активизация поиска эффективных моделей качественного обучения, экономической ценности образования и конкретного профессионального знания.

Повышенный интерес современных ученых и практиков к системе образовательных реформ второй половины XIX - начала XX вв. и их результативности связан с кризисными процессами модернизации российского образования. Безусловно, для успешного решения возникших проблем необходимо изучение и обобщение не только опыта современной школы, но и критическое освоение исторического наследия, использование лучших его идей в практике современного образования.

Развитие капитализма в России, охватившее новыми производственными отношениями и Сибирь, в рассматриваемый период привело к необходимости увеличения числа грамотных, конкурентоспособных в условиях рыночных отношений работников, что вызвало потребность не только в развитии сети народного образования, но и поставило вопрос о комплектовании учебных заведений учительскими кадрами.

Проблема комплектования низших учебных заведений Восточной Сибири во второй половине XIX - начала XX вв. представляла собой сложный и противоречивый процесс в специфических социально-экономических, общественно-политических и социокультурных условиях. В статье мы рассматриваем становление учительского корпуса Восточной Сибири на примере губернских и областных городов Иркутск, Красноярск и Чита, где были сосредоточены основные образовательные учреждения и проявлялись типичные для того времени проблемы в организации школьного дела ведомства Министерства народного просвещения (МНГ1),

Анализ документов позволяет выявить критерии образовательного ценза, предъявляемые к лицам, желающим занять должность учителя низших

учебных заведений (уездных, приходских, городских и высших начальных училищ) (см. табл. 1).

Таблица 1

Критерии образовательного ценза учителей низших учебных заведений {1, с. 156; 11, с. 19,21)

Учебное заведение Образовательный ценз

Приходское и уездное училища (по Уставу 1828 г.) — лица, доказавшие на специальных испытаниях, что они имеют необходимый объем знаний и способны обучать; - лица, окончившие учительские семинарии (по Положению 1870 г.).

Городское (по Положению 1872 г.) и высшие начальное (по Положению 1912 г.) училища - общеобразовательные предметы: а) лица, доказавшие на специальных испытаниях, что они имеют необходимый объем знаний и способны обучать; б) лица, окончившие учительский институт; - рукоделие - лица, имеющие надлежащую подготовку; - пение и гимнастика - лица по найму (специальные требования не обозначались); - графических искусств — из лиц, имеющих право преподавать эти предметы.

Таким образом, на должности учителей (общеобразовательных предметов) низших учебных заведений назначались лица, как получившие профессиональное педагогическое образование, так и лица, получившие звание учителя по сдаче специальных экзаменов. Количественный состав преподавательского корпуса ведомства МНП Восточной Сибири рассмотрен нами в табл. 2*.

Из табл. 2 видно, что только через 20 лет после открытия низших учебных заведений в составе преподавательского корпуса появляются представительницы женского пола. На наш взгляд, в отношении жешцин-учитель-ниц присутствовал устойчивый гендерный стереотип, распространенный в исследуемый период. В подтверждение доводов может служить донесение за 1889/90 учебный год неустановленным заявителем Иркутскому Городскому голове, где указывалось, что «начальные городские училища требуют некоторых изменений в личном составе учащих, а именно в многолюдных мирских училищах необходимы более сведущие и опытные учителя, а не учительницы» мотивируя это тем, что «встречал при посещении класса

* Примечание к табл. 2. Зак. уч. — законоучитель (преподаватель закона божия). Следует отметить, что в задачу учебных заведений, в рассматриваемый период, входило не только «сообщение учащимся полезных знаний», но и «религиозно-нравственное воспитание», поэтому в число обязательно изучаемых предметов входил закон божий, преподавать который мог «только приходской священник или особый законоучитель с утверждения епархиального начальства, по представлению уездного училищного совета» [1, с. 4-5; 130: Прил.: 4]. Поэтому количественный состав законоучителей, как представителей преподавателей из лиц духовного звания рассмотрен нами отдельно.

высланных во время урока по 3-4 ученика», считая, что «учительницы видимо не могут справиться с довольно взрослыми учениками» [5, с. 75].

Таблица 2

Количественный состав преподавательского корпуса низших учебных заведений ведомства МНП Восточной Сибири {15, с, 49—50; 16, с. 60—284;

18, с. 11-70; 13, с. 37-39; 17, с. 266-288; 12, с. 101-105; 14, с. 29-30]

Город 1861 г. 1881 г. 1900 г. 1912 г.

Количество учителей

Пол т а а СП Всего Пол Зак.уч. Всего Пол Зак. уч. 9 t<4 и со Пол Зак. уч. Всего

муж. жен. Щ Z жен. муж. жен. муж. жен.

Иркутск 7 - 4 и 9 - 5 14 20 13 И 44 25 | 41 14 80

Красноярск - - - ' - 4 1 1 6 11 3 3 17 24 38 7 69

Чита - - - - 2 - 1 3 6 4 3 13 16 15 17 48

итого 7 - 4 п 15 1 7 23 37 20 17 74 65 [94 38 197

При первоначальном назначении на должность учителя в виде материальной поддержки из Государственного казначейства выдавалось не в зачет третное жалованье* [19]. Но на практике, в некоторых учебных округах, выдача «не в зачет третного жалованья» производилась лишь лицам, которые подавали соответствующие прошения, хотя по закону подача прошений не предусматривалась. Так, в 1905 г. 45 лиц потеряли право на получение третного жалованья на сумму 5000 рублей. МНП циркулярным распоряжением от 19 декабря 1905 г. установило порядок выдачи «не в зачет третного жалованья» учителям и учительницам при определении на службу и указывало, что данная трактовка не соответствует нормам утвержденного закона, замедляет, а иногда лишае т получения данного жалованья при определении на службу [20].

Учителя, назначаемые на службу в отдаленные местности (кроме уроженцев той местности, куда назначались) пользовались особыми преимуществами службы. Особые преимущества составляли: прогонные деньги“ в усиленном размере; пособие на подъем и обзаведение; прибавки к жалованью; пособие по выслуге десятилетий; пособие на воспитание детей; отпуска на льготных основаниях; пенсионные преимущества (сокращался срок на 5 лет); пособия семействам лиц, умерших на службе [21]. Но и эти меры не могли решить проблему комплектования учебных заведений в 70—80-х гг. XIX в. не только в качественном, но и в количественном показателях. Это в известной мере подтверждал общественный деятель А. Линьков. Анализируя рост учебного дела в Восточной Сибири, он отмечал: «За недостатком

* 1/3 часть жалованья [22]

** деньги на проезд к месту службы

учителей с образовательным цензом приходилось довольствоваться лицами, получившими учительское звание по выдержанию специального испытания. Как показал опыт, учителя эти не обладают той степенью подготовки, которая дается в учебных заведениях, выпускающих специальных учителей. Но по необходимости приходится обращаться и к их услугам. За ничтожное вознаграждение, конечно, нельзя было иметь хороших учителей» [9 с. 530]. Как выход из создавшейся ситуации, генерал-губернатор Восточной Сибири в отчете за 1873-1874 учебный год предлагал для привлечения в регион «сколько-нибудь способных учителей» «...увеличить оклады содержания служащих в учебных заведениях против таковых в других губерниях империи» [9 с. 511]. К сожалению, в архивах не сохранилось результатов по данному предложению. То, что данная проблема была предметом гласности, позволяет судить о высоком уровне заинтересованности учебного начальства в комплектовании учебных заведений учителями с более высоким образовательным цензом.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в течение длительного времени к педагогическому труду были привлечены люди, чей образовательный уровень хотя и вызывал нарекания, но соответствовал курсу политики правительства (см. табл. 1), Прежде чем перейти к анализу качественных характеристик учителей рассматриваемых губернских и областных городов Восточной Сибири следует отметить, что произвести комплексный анализ качественных показателей не удастся из-за недостаточного количества соответствующих архивных фондов, в частности по Читинскому преподавательскому корпусу ведомства Министерства народного просвещения (МНП) за период с 1900 по 1917 гг. Анализ будет произведен по сохранившимся документам ведомства МНП, и мы не учитываем учительский состав других ведомств (Св. Синода, Министерства торговли и промышленности, Министерства земледелия, Министерства внутренних дел, Военного министерства, Морского ведомства, ведомства императрицы Марии) (см. табл. 3).

Таблица 3

Качественные характеристики образовательного ценза учителей низших учебных заведений Восточной Сибири [16, с. 50-61, 138-284; 18, с. 117,215-220]

Образовательный ценз 1881 г. 1900 г.

Количество учителей

Пол Зак.уч. Пол Зак.уч.

муж. жен. муж. жен.

1 2 3 4 5 6 7

Духовные академии 1

Духовные семинарии 7 2 12

Университеты і

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Гимназии 1 8

Высшие женские курсы 2

Учебные заведения Императрицы Марии 3

Учительские институты 6

Учительские семинарии 7 10

Уездные училища 1

Получившие звание учителя на специальных испытаниях . 3 1

Домашнее воспитание 1

Прочие 1 2

Анализ табл. 3 позволяет сделать вывод, что количество учителей, получивших звание учителя по специальному испытанию (экзамену), служивших в учебных заведениях МНП Иркутска, Красноярска и Читы было незначительным (в 1881 г. их было 17% от общего числа учителей, а в 1900 г. - зарегистрировано не было). Как указывалось выше, в рассматриваемый период одним из факторов, влияющих на качественные характеристики образовательного ценза преподавательского корпуса, являлся гендерный стереотип. Это в известной степени подтверждает заметка в газете «Восточное обозрение» (1896 г.) «открывающиеся вакансии в городских начальных школах отдают учителям из сельских школ, и отказывают в помещении на эти места учительницам, окончившим общий гимназический курс и сверх того, слушавшие специальный педагогический курс, что введет к снижению образовательного уровня учительского персонала» [10, с. 81].

Численность учительских коллективов в рассматриваемый период напрямую зависела от штатов, утвержденных для данного типа учебных заведений (от 1 до 3-х человек). На формирование коллективов отрицательное влияние оказывала текучесть кадров. Что в известной степени подтверждается не только обзором архивных документов, но и литературными источниками (обзор «Памятных книжек»). Основной причиной являлись низкая заработная плата. Уровень жизни педагогов серьезно влиял на качество обучения. Как и у большей части населения, он был невысоким и зависел от субъективных управленческих решений, так и объективных трудностей, которые переживала страна. В периодической печати публиковались статьи о необходимости улучшения положения учителей. Таким примером может служить статья в газете «Сибирь» за 1877 г., где неустановленный автор Д-ский указывал, что «при недостатке материального обеспечения учителей, при скудности вознаграждения за их труд — это в порядке вещей. В самом деле, возможно ли требовать от человека любви и преданности к своему делу,

когда физические, житейские нужды мучают его ежеминутно? Можно ли ожидать от него неутомимой деятельности, энергии в труде нравственном, когда он обессилен даже физически? Постоянное ограничение себя в самых насущных потребностях; экономия, рассчитывающая до гроша, их при всем том лишения в настоящем без надежды в будущем, - все это в состоянии разбить в пух самые благородные стремления учителя, погасить самую горячую любовь к своему делу, подавить самую юношескую готовность к добру - на пользу себе и другим» [7, с. 4-5].

Другой существенной проблемой для народных учителей была не своевременная выдача жалованья. Так, в 1893 г. инспектор народных училищ Иркутской губерний отмечал факт частой задержки жалованья народным учителям по 2-3 месяца [6, с. 12]. Многие учителя, имея низкую заработную плату 28-30 руб. в месяц (30 руб. х 12 мес. = 360 руб. в год) [19, с. 108], не могли осуществить проезд в отпуск на родину. Например, в 1896 г. учитель училища им. П. Понамарева г. Иркутска, М. Смирнов подал прошение о выплате пособия в сумме 60 руб., «т. к. несмотря на экономную жизнь, не смог скопить достаточной суммы на проезд в Казань и обратно (в отпуск)» [26, с. 48]. Следует отметить, что уровень жалованья, получаемого народными учителями Восточной Сибири, соответствовал средним показателям окладов жалованья народных учителей по России. Исключение составляли города Москва, С-Петербург, Рига, Ревель - там жалованье было выше на 40-68 руб. в год [19, с. 108-111].

Материальное положение учителей городских и высших начальных училищ было лучше, чем народных учителей. Должностной оклад учителя общеобразовательных предметов городского училища составлял 540 руб. в год [11, с. 89-90], тогда как учителя высшего начального училища - 960 руб. в год [11, с. 35].

Для понимания того, каким было материальное обеспечение учителей (различных учебных заведений МНП) Восточной Сибири, необходимо знать не только стоимость труда, но и цены на продукты в данном регионе. Приведем цены на продукты первой необходимости в Восточной Сибири (г. Иркутск) в начале XX в. [4, с. 4-5].

«молоко (бутылка) - в среднем 11 коп.; мука ржаная (пуд) - в среднем - 1 руб. 15 коп.; крупчатка 2-ой сорт (пуд) - в среднем - 2 руб. 20 коп.; картофель (мешок в 4 пуда) - в среднем - 2 руб. 50 коп.; мясо (пуд) - в среднем- 3 руб. 60 коп.; сахар (пуд) - в среднем-7 руб. 15 коп.; масло коровье (пуд) - в среднем-11 руб. 50 коп.; керосин (за иуд) - в среднем - 2 руб.5 0 коп.».

Исходя из данных цен, иркутский народный учитель И. Белоусов рассчитал среднюю стоимость дневного рациона на одного человека. Которая рав-

нялась 20 - 25 коп. в день («на 1 человека: 1 фунт пшеничной муки без отрубей в печеном хлебе - 5Уг коп., 67 золотников мяса по 9 коп. за фунт - б коп., 14 золотников жира (масла) по 28 коп за фунт - около 4 коп., 24 золотников сахара по 18 коп. за фунт - 41Л коп., всего -20 коп.») [4, с. 7-8]. В рассматриваемый период средняя семья учителя, не зависимо от семейного положения, состояла примерно из 5 человек (одинокие учителя в основном проживали со своими родственниками). Содержание такой семьи из расчета И. Белоусова составляла «20 и 25 коп., взятые 5 раз и еще 30 раз в месяц превращаются в 30—37 руб. 50 коп.» [4, с. 8]. Помимо продуктов учителю необходимо было приобретать одежду, т. к. «город с деревней не сравнишь. В селах учителя занимаются в блузах и валенках, где полом дует, а в городе - в сюртуках и форменных тужурках и вицмундирах, которые, кстати, от мела очень скоро горят. Жене и детишкам тоже кое-какое прищеголье надо (не по-деревенски же ■ космачем и полунагими)» [4, с. 9]. Далее он подчеркивал, что жалованье учителей не соответствует рыночным ценам и, что незначительное повышение цен на товары первой необходимости является для них «смертельным приговором» [4, с. 10].

Таким образом, на основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что категория учителей, служивших в народных училищах, представляла социально незащищенную профессиональную группу.

Условия труда в исследуемый период оставляли желать лучшего. Это в известной мере подтверждает статья в Памятной книжке МНП за 1865 г., где отмечалось, что учителям учебных заведений Восточной Сибири приходилось работать в тесных, неудобных помещениях, чаще всего арендуемых [19]. Такое положение сохранялось на протяжении длительного периода. В 1888 г. в Думе был заслушан доклад о состоянии народных училищ г. Иркутска. «Теснота, сырость, холод, недостаток света, крайнее неудобство размещения классных комнат, полное отсутствие места для рекреаций и неудобство учительских квартир составляли общее больное место всех этих школ» [8, с. 241]. Так, «в Успенском училище принесенный туда термометр показывал по происшествии часа времени, в классной комнате 2 Я, в квартире учителя, помещавшейся наверху в мезонине - 4 К. Ученики и учитель сидели в шубах и валенках, класс начался с разогревания в печи замерзших за ночь чернил. О вентиляции нечего было, и думать, хотя в классной комнате воздуха на каждого ученика приходилось всего 0,33 кубических саженей. Отношение поверхности окон к полу равнялось 0,1 кубических саженей. Дети жаловались на головную боль и страдали кашлем» [8, с. 242].

По проведенной в 1911 г. МНП однодневной переписи начальных школ в городах Восточной Сибири были сделаны следующие выводы: в 199 начальных школах, подвергшихся статистическому наблюдению, на одного учащегося в среднем приходилось по 2,7 кв. аршин площади пола, 13,1 куб. аршин воздуха, средняя высота классных комнат составляла 4,8 аршин. Наиболее

просторные классные комнаты находились в городах Иркутской губернии, Забайкальской области, а тесные - в городах Енисейской губернии [23]. В исследуемый период «но мнению 2-го съезда земских врачей Московской губернии размеры классных комнат должны составлять на учащегося не менее 15 кв. футов площади и не менее 150 куб. футов вместимости» [2, с. 74]. Иркутский учитель И. Белоусов отмечал: «при вечерних занятиях от 2-х до 4-х часов в день учитель довольствуется семилинейной керосиновой лампой или одной свечой» [4, с. 14-15], что на наш взгляд, влияло на состояние здоровья не только учителей, но и учеников. Учителя как профессиональная группа подвергались различным заболеваниям, в частности болезням гортани, верхних дыхательных путей, которые длились месяцами, часто заканчивающихся туберкулезом [4].

Из-за нарушений охраны труда у многих учителей были проблемы со здоровьем, вследствие чего они подавали прошения об увольнении с занимаемой должности. Так, Иркутская учительница школы им. А. М. Клади-щевой А. А. Зыбина «вследствие расстроенного здоровья» 29 апр. 1890 г, подала прошение об увольнении с занимаемой должности и о зачислении на нее кандидаткой [26, с. 48].

Поправить свое здоровье учителя могли в санаториях, «но.. .только ему (народному учителю - Е. Щ.) это не по средствам», так содержание в Андреевском санатории Самарской губернии составляло 115 руб. в месяц, Крымское «Общество борьбы с туберкулезом» - 70-100 руб. в месяц и т. д. [24 с. 56-57]. С 1903 г. учителя Восточной Сибири могли воспользоваться местным санаторием, расположенным на озере Шира Минусинского уезда, содержимым тремя «Обществами взаимопомощи учащим» Иркутского, Енисейского и Томского (с 1912 г Томское Общество отказалось от содержания санатория). В 1916 г. народный учитель П. П. Устюгов отмечал, что в Ширинский учительский санаторий ехали не только лечиться, но и отдохнуть от трудового года, а некоторые искали просто развлечений [25 с. 90].

Следует отметить, что народные учителя как социально незащищенная профгруппа, прослужив 7-8 лет, задумывались над вопросом оставаться ли им на педагогическом поприще. При решении данного вопроса учителя руководствовались: «Уставом о служебных правах», по которому при переходе на другую службу они теряли право на получение первого классного чина (ст. 415); «Уставом о пенсиях», по которому при переходе на другую службу учитель утрачивал право на получение пенсии (ст. 403), т. к. «служба приходских учителей не засчитывается ни в какой другой службе» [4, с. 29]. Так, на наш взгляд, в поисках лучшей доли учительница Иркутского Глазков ского женского училища А. Г. Мясников а подала прошение об увольнении с занимаемой должности, в связи с желанием «поступить на фельдшерские женские курсы в Москве» [5, с. 34]. Говоря словами общественного деятеля И. Белоконского, вопрос заключался «вовсе не в коростылюбии

народных учителей, а главным образом - в совокупности тех ненормальных условий, которые окружали деятельность учителя русской народной школы» [3, с. 136]. И такое положение было характерно для всей Российской Империи.

Учительская профессия в годы экономических реформ была вытеснена в сферу мало оплачиваемых, занимала нишу малопрестижных профессий. Следствием этого является возникновение экономических барьеров для притока в образование высококвалифицированных кадров и, наоборот, усиливается их отток из сферы образования.

Библиографический список

1. Аннин, П. Свод законоположений и распоряжений о начальных народных училищах / П. Аннин. - СПб. : [Б.и.], [18 - ?]. - Ч. 1. - 435 с.

2. Бакай, Н. Н. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1869-1894 гг.) / Н. Н. Бакай. - Красноярск : Тип. А. Д. Жилкина, 1895. - 79 с.

3. Белоконский, И. Учительский вопрос в народной школе / И. Белоконский // Русская школа. - 1899.№ 1-4. щ С. 129-138.

4. Белоусов, И. Экономическое и правовое положение учителя министерской школы в Иркутской губернии / И. Белоусов. - Иркутск : Губ. тип., [18 - ?]. - 29 с.

5. ГАИО, ф. 194, оп. 1, д. 51, 152 л.

6. Донесение Инспектора народных училищ Иркутской губернии о ходе и успехах народного образования со статистическими сведениями по Иркутской губернии. - Иркутск : Тип. А. А. Сизых, 1893. - 168 с.

7. Д-скиЙ, Как живется народному учителю / Д-ский // Сибирь. - 1877. — №25.-С. 4-5.

8. Иркутск: его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири / под ред. В. П. Сукачева. - М. : Тип. Т-ва Кушнерев и Ко, 1891. - 268 с.

9. Линьков, А. Рост учебного дела в Восточной Сибири / А. Линьков // Сибирский архив. - 1912. - №7.- С. 505-524.

10. Лисичникова, А. В. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. В. Лисичникова. - Иркутск, 2000. - 358 с.

И. Меленевский, А. Высшие начальные училища : сборник законов, распоряжений, статистических сведений о городских и высших начальных училищах / А. Меленевский. - СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1914. - 268 с. Памятная книжка Енисейской губернии на 1913 год / Енис. Губ. Стат. ком. - Красноярск : Енис. губ. тип., 1913. - С. 61-65.

12, Памятная книжка Забайкальской области на 1900 год / Забайк. Обл. Стат. ком. - Чита : Тип. Забайк. обл. Правления, 1900. - С. 38-39.

13, Памятная книжка Забайкальской области на 1912 год (с изменениями, последовавшими к 1 мая 1912 г.) / Забайк. обл. Стат. ком. - Чита : Электро-тип. Забайк. обл. Правления, 1912.-С, 29-30.

14, Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. - Иркутск : Тип. губернского Правления, 1861. - 220 с,

15. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа. Составлена по сведениям к 1 января 1881 года и дополнена по данным по 1 октября 1881 года. - Иркутск : Тип. штаба Вост. Сиб. воен. округа, 1881. —349 с.

16. Памятная книжка Иркутской губернии на 1912 год / Изд. Иркут. Губ. Стат. ком. - Иркутск : Губ, тип., 1912. - С. 263-266

17. Памятная книжка управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1899—1900 учебный год. - Иркутск ; Тип. П. И. Макушина, 1900. -438 с.

18. Россия. Министерство народного просвещения. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год / Россия, М-во народного просвещения. - СПб. : Тип. В. А. Рогальского и К, 1865. — 584 с.

19. Россия. Министерство народного просвещения. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения / Россия. М-во народного просвещения. — СПб. : Тин. «Север», 1907. — Т. 16, ч. 1. - 680 с,

20. Русская женщина на государственной и общественной службе : сборник постановлений и распоряжений / сост. А. Полянский. - М. : Тип. Т-ва И. Н. Кушнарев и К, 1901. — 499 с.

21. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 год / Изд. В. Ф, Хардина, И. И. Серебренникова. — Иркутск : Тин. И. П. Казанцева, 1915.-132 с.

22. Серебренников, И. Начальные шхсолы в городах Восточной Сибири / И. Серебренников. - Иркутск : Тип. И. И. Казанцева, [Б.г.]. - 27 с.

23. Соломатин, П. Как живет и работает народный учитель. Личные впечатления / П. Соломатин. - СПб. : Тип. «Печатный труд», [1913 ?]. - 204 с.

24. Устюгов, П. П. В Шири некой учительской санатории (наброски) / П. П. Устю-гов // Сибирская школа. - 1916. - №7,- С. 90-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Щеблякова, Е. Н. Учительство Иркутской губернии второй половины ХТХ в. / Е. Н. Щеблякова // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы пед. чтений. — Иркутск, 2003, — С. 46-50.

УДК 378. 96-1

О. А. Юрмашева, Т. А. Питерскова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Г. ПЕНЗЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

На протяжении многих веков наука играет особую роль в жизни общества. Следует отметить, что как любой общественный институт, наука перманентно находится в состоянии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.