Научная статья на тему 'Положение социально-экономической сферы Ханты-Мансийского автономного округа, ее проблемы и перспективы развития'

Положение социально-экономической сферы Ханты-Мансийского автономного округа, ее проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2450
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ / KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG / SOCIO-ECONOMIC SPHERE / DEVELOPMENT / REGION / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копылова Юлия Викторовна

Характеризуется сложившаяся ситуация в социально-экономической сфере региона. На основании анализа возрастного состава населения, средней продолжительности жизни, уровня социального обслуживания устанавливается, что в последние годы увеличивается численность населения пенсионного возраста. При этом остается актуальной проблема повышения уровня социального обслуживания государственными учреждениями и необходимости расширения данных услуг частным сектором. В целом можно сделать вывод, что рынок социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе не развит. Негосударственные учреждения социального обслуживания высокого уровня на сегодня отсутствуют. Особое внимание уделено проблемам в области экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. Это связано с уменьшением объемов добычи нефти и газа, которые оказывают значительное влияние на развитие округа, так как данный регион имеет моносырьевую направленность в развитии. Сельское хозяйство на сегодняшний день нуждается в серьезном преобразовании, модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опыта развитых стран и других регионов России. При исследовании финансовой деятельности округа можно сделать вывод о том, что ситуация в округе меняется не в лучшую сторону. Запланированный дефицит бюджета на 2014 и плановый 2015 и 2016 гг. требует изменить долговую политику региона, которая ранее была направлена на уменьшение государственного долга. В результате проведенного анализа автором были установлены основные проблемы, которые необходимо решить на территории округа, а также предложены дальнейшие пути решения проблем для перспективы развития Ханты-Мансийского автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG, ITS PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article describes the current situation in the socio-economic sector in the region. Based on the analysis of the age composition of the population, life expectancy, level of social services, it is established that, in recent years, the number of pensioners is increasing. The issue of increasing the level of social services provided by the state institutions and the problem of expansion of these services by the private sector remain relevant. It can be concluded that the market of social services in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug is undeveloped. There are no private social service institutions of high quality. Particular attention is paid to the economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. This is due to a decrease in volumes of oil and gas that has a significant impact on the development of the district, as this region has raw directivity in development. Agriculture today is in need of serious reforms, modernization, both in terms of technology and in production management based on the experience of developed countries and other regions of Russia. When investigating the financial activity of the district, we can conclude that the situation in the district is changing for the worse. The deficit by 2014 and planned for 2015-2016 requires change of the debt policy of the region, which previously was aimed at reducing the public debt. In the result of the analysis the author identified major problems that must be solved in the district. The article suggests the further ways of solving problems for the prospects of development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug.

Текст научной работы на тему «Положение социально-экономической сферы Ханты-Мансийского автономного округа, ее проблемы и перспективы развития»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 121-127.

УДК332.122 (571.122):316.4 (571.122)

ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

STATUS OF THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG, ITS PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ю.В. Копылова Yu.V. Kopylova

Нижневартовский государственный университет

Характеризуется сложившаяся ситуация в социально-экономической сфере региона. На основании анализа возрастного состава населения, средней продолжительности жизни, уровня социального обслуживания устанавливается, что в последние годы увеличивается численность населения пенсионного возраста. При этом остается актуальной проблема повышения уровня социального обслуживания государственными учреждениями и необходимости расширения данных услуг частным сектором. В целом можно сделать вывод, что рынок социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе не развит. Негосударственные учреждения социального обслуживания высокого уровня на сегодня отсутствуют.

Особое внимание уделено проблемам в области экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. Это связано с уменьшением объемов добычи нефти и газа, которые оказывают значительное влияние на развитие округа, так как данный регион имеет моносырьевую направленность в развитии. Сельское хозяйство на сегодняшний день нуждается в серьезном преобразовании, модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опыта развитых стран и других регионов России. При исследовании финансовой деятельности округа можно сделать вывод о том, что ситуация в округе меняется не в лучшую сторону. Запланированный дефицит бюджета на 2014 и плановый 2015 и 2016 гг. требует изменить долговую политику региона, которая ранее была направлена на уменьшение государственного долга. В результате проведенного анализа автором были установлены основные проблемы, которые необходимо решить на территории округа, а также предложены дальнейшие пути решения проблем для перспективы развития Ханты-Мансийского автономного округа.

The article describes the current situation in the socio-economic sector in the region. Based on the analysis of the age composition of the population, life expectancy, level of social services, it is established that, in recent years, the number of pensioners is increasing. The issue of increasing the level of social services provided by the state institutions and the problem of expansion of these services by the private sector remain relevant. It can be concluded that the market of social services in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug is undeveloped. There are no private social service institutions of high quality.

Particular attention is paid to the economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. This is due to a decrease in volumes of oil and gas that has a significant impact on the development of the district, as this region has raw directivity in development. Agriculture today is in need of serious reforms, modernization, both in terms of technology and in production management based on the experience of developed countries and other regions of Russia. When investigating the financial activity of the district, we can conclude that the situation in the district is changing for the worse. The deficit by 2014 and planned for 2015-2016 requires change of the debt policy of the region, which previously was aimed at reducing the public debt. In the result of the analysis the author identified major problems that must be solved in the district. The article suggests the further ways of solving problems for the prospects of development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug.

Ключевые слова: Ханты-Мансийский автономный округ, социально-экономическая сфера, развитие, регион, проблемы.

Key words: Khanty-Mansi Autonomous Okrug, socio-economic sphere, development, region, problems.

I. Положение социально-экономической сферы ХМАО

В настоящее время в социальной сфере округа происходят значительные изменения. В области демографической ситуации автономный округ - самый крупный по численности населения территорий, относимых к районам севера. В числе субъектов Российской Федерации он занимает 33-е место по числу жителей. По уровню естественного прироста населения округ занимает третье место, уступая лишь Республике Дагестан и Чеченской республике. За девять месяцев 2013 г. естественный прирост населения составил 13,5 тыс. чел., что на 1,9 %

превышает аналогичный показатель за девять месяцев 2012 г.

Помимо положительно сложившейся ситуации относительно естественного прироста в социальной сфере, существуют проблемы обслуживания населения, которые обусловлены следующими сложившимися обстоятельствами.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на конец 2013 г. было зарегистрировано 1 562 тыс. чел. Численность лиц пенсионного возраста за последние десятилетия увеличилась в 2,1 раза и на сегодняшний день составляет 256 706 чел. или 17 % населения ок-

© Ю.В. Копылова, 2014

руга. Прогнозируя ситуацию, к 2020 г. численность людей пенсионного возраста будет достигать 312 170 чел. или 18 % населения округа. Это повлечет за собой рост потребности в социальных услугах, необходимых для данной категории граждан.

Еще одно обстоятельство, затрагивающее социальную сферу - это увеличение рождаемости в округе и, как следствие этого, потребность в детских садах и школах, в которых уже на сегодняшний день существует острая необходимость [1].

Все эти обстоятельства требуют расширения изменения сферы социального обслуживания.

По данным на 1 января 2013 г., численность сотрудников учреждений социального обслуживания, находящихся в ведомстве департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 7 543,5 штатных единиц, включая 738 работников учреждений социального обслуживания. В целом укомплектованность учреждений составила 97 %, должностей социальных работников - 99 %, должностей медицинских и педагогических работников - 97,5 %. Хотя данные говорят о высокой степени штатной укомплектованности, можно утверждать, что их численность не стабильна, так как текучесть кадров социальных работников в 2012 г. составила 20 %, педагогических работников - 23,7 %, медицинских работников - 21,9 % [2].

Проведя анализ кадрового потенциала по уровню образования, можно говорить о его дефиците, так как доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 15,8 %, среднее профессиональное образование - 42,5 %, образование не выше среднего общего - 41,7 %. В связи с этим необходимо повышать престиж работников социальной сферы для сохранения кадрового потенциала, повышения квалификации специалистов данной сферы и роста профессиональной компетенции [3].

В целом можно сказать, что рынок социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе не развит. Негосударственные учреждения социального обслуживания высокого уровня на сегодня отсутствуют. Социальноориентированным некоммерческим организациям, общественным организациям, физическим и юридическим лицам, оказывающим социальные услуги населению, оказывается грантовая поддержка, однако мероприятия, прово-

димые данными организациями, носят лишь культурно-оздоровительный характер [4].

Исследуя социально-экономическое положение региона нельзя обойти стороной рынок рабочей силы, большая часть которого принадлежит работникам нефтегазовой промышленности [5]. Численность экономически активного населения Ханты-Мансийского автономного округа в 2012 г. в среднем составила 912,8 тыс. чел., а за аналогичный период

2011 г. - 903,6 тыс. чел. Нельзя сказать, что данный показатель значительно растет или уменьшается каждый год, он испытывает небольшие изменения в сторону увеличения или сокращения. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2013 г. составил 0,46 %, что на 0,12 % меньше показателя 2012 г.

В структуре безработных граждан увеличилась доля женщин: их удельный вес в общем числе безработных - 56,8 % в 2013 г. и 55,9 % -в 2012 г., - а также доля инвалидов: их удельный вес в общем числе безработных - 9,2 % в

2013 г. и 7,4 % - 2012 г. Снизилась доля молодежи, безработных в сельской местности и безработных из числа народов Севера [6].

Система здравоохранения, сложившаяся на территории округа, характеризуется разба-лансированностью ее отдельных составляющих. Это обуславливает неодинаковый уровень развития и доступности для населения как специализированных видов, так и первичной медико-санитарной помощи. Произошедшие на уровне федерального законодательства разграничения полномочий в вопросах охраны здоровья между различными уровнями власти диктует необходимость модернизации отрасли, что будет способствовать созданию условий для последующего более эффективного развития и обеспечения доступности медицинской помощи, востребованной населением Югры [7].

Проводя анализ данных по численности врачей и среднего медицинского персонала, можно утверждать, что наблюдается их устойчивый рост на протяжении нескольких лет. Если в 2011 г. численность врачей составляла 8 531 чел., то в 2012 г. - 8 559 чел. Данные по обеспеченности врачами за 2012 г. представлены в таблице.

Анализируя данные таблицы, можно с точностью утверждать, что по численности врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения лидирующие позиции принадлежат Ханты-Мансийскому автономному округу.

Обеспеченность врачами в 2012 г.

Регион Численность врачей, тыс. чел. Численность врачей на 10 000 чел. населения Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения

Российская Федерация 703 43,9 1 520 92,3

Тюменская область 17 47,9 44 115,1

Ханты-Мансийский автономный округ 8 51 23 137,9

Ямало-Ненецкий автономный округ 2 42,8 7 120,2

Состояние системы здравоохранения на текущем этапе развития отличается высоким уровнем оснащенности лечебным и диагностическим оборудованием учреждений автономного округа, применением на практике широкого спектра самых современных методов диагностики и лечения, включая уникальные методы высокотехнологичной медицинской помощи, высококвалифицированными кадрами [8].

В области образования также происходят изменения - это связано с реализацией стратегии развития образования до 2020 г. Основу данной стратегии составляют система мер управления образованием, опирающаяся на долгосрочные приоритеты и направленная на развитие интеллектуального и кадрового потенциала, повышение качества жизни населения в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике, высокого уровня социальной и профессиональной мобильности населения [9].

На конец 2012 г. в округе функционировали 413 дошкольных образовательных учреждения, из них 317 находятся в городской местности, а 96 - в сельской. Количество дошкольных учреждений в городе ежегодно увеличивается, что связанно с ростом рождаемости и, как следствие, увеличением спроса на детские сады. Численность воспитанников в городской местности составляет 72 900 чел. В сельской местности ситуация относительно детских садов противоположна городской, количество дошкольных учреждений здесь ежегодно сокращается, при том что численность воспитанников в последние годы изменилась в сторону роста.

Количество общеобразовательных учреждений с каждым годом снижается. Если на начало 2010/11 учебного года количество общеобразовательных учреждений в городской местности составляло 260 единиц, а в 2011/12 учебном году - 256, то в 2012/13 учебном году их численность сократилась до 247. Аналогич-

ная ситуация наблюдается и в сельской местности [10].

Доступность школьного образования по показателю охвата в автономном округе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов. Это свидетельствует о том, что практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вовлечены в систему общего образования. Продолжена работа по созданию системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это позволит детям, обучающимся на дому, получать качественное образование, реализовывать свой творческий потенциал. Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Ханты-Мансийский автономный округ -Югра тратит на школьное образование относительно больше, чем другие регионы со сходными социально-экономическими условиями. Данный факт обусловлен приоритетностью отрасли образования: значительные средства, помимо текущих расходов и строительства, идут на оснащение оборудованием, компьютерной техникой в соответствии с современными условиями [11].

В целом позитивная динамика этих показателей обусловлена, прежде всего, активным развитием социальной сферы округа, в рамках действующих региональных целевых программ.

Сфера строительства в Ханты-Мансийском автономном округе активно развивается. В Югре введено за 2013 г. более одного миллиона квадратных метров (1 021 344 кв. м) жилой площади, что составляет 99,1 % к соответствующему периоду прошлого года. Данная ситуация связана с увеличением миграции населения на территорию округа и высоким коэффициентом рождаемости. На уровне округа разрабатываются и реализовываются целевые программы для доступности жилья на-

селению. Это компенсация процентной ставки и выплаты субсидий на приобретение жилья. Недостатком целевых программ является их долгая реализация и высокая очередность [12].

Строительство в целом является источником экономического роста в государстве, т. е. залогом его эффективного развития в двух направлениях - как в экономическом, так и в социальном. Развитие данной сферы деятельности способствует привлечению инвестиций в такие сектора, как банковский, торговый, которые в свою очередь удовлетворяют возникшие потребности у собственников построенной недвижимости.

Высокий рост строительства создает благоприятную среду для населения и способствует развитию семьи и увеличению рождаемости в округе. Следовательно, рост именно жилищного строительства - это общественная стабильность, стремление не только удовлетворить основные потребности людей, но и обеспечить здоровье нации и улучшить демографическую ситуацию.

В области промышленности ХМАО - Юг-ра один из наиболее значимых регионов, обеспечивающий энергетическую безопасность страны. Округ занимает первое место по добыче нефти и газа в стране, второе - по выработке электроэнергии, добыче природного и попутного газа. Более 7 % мировой добычи нефти относится к Ханты-Мансийскому автономному округу. Развивается не только добыча нефти и газа, но и перерабатывающая промышленность. Нефтегазодобывающая отрасль на сегодняшний день является основной в социально-экономическом развитии региона. Налог на прибыль данной отрасли формирует 65 % консолидированного бюджета автономного округа. Хотя отрасль и является фундаментом для развития региона, ее добыча в последние три года падает в среднем на 1 %.

Основные проблемы нефтегазодобывающей отрасли:

1. Отсутствие дифференцированного подхода в системе налогообложения по добыче и реализации углеводородов.

2. Отсутствие программ стимулирования для привлечения освоения трудноизвлекаемых нефтяных и газовых запасов.

3. Высокие платежи на этапе лицензирования.

4. Неразвитое финансирование геологоразведочных работ со стороны государства.

5. Ограниченные возможности субъектов Российской Федерации в области распоряжения государственным фондом недр;

6. Отсутствие эффективного льготирования системы налогообложения малой нефтегазодобычи [13].

Характер и уровень сельского хозяйства в округе показывает, что этот производственный сектор экономики сегодня нуждается в серьезном преобразовании и модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опыта развитых стран и других регионов России. Большой минус в развитие сельского хозяйства оказывают тяжелые природные условия. Основную часть территории округа занимают леса, а вегетационный период недостаточен для благоприятного выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому для дальнейшего развития сельского хозяйства необходимо стимулировать и мотивировать местных производителей на расширение производства с помощью льгот, субсидий, беспроцентных ссуд.

Несмотря на сложность развития сельского хозяйства, в округе в 2013 г. организовано 101 крестьянско-фермерское хозяйство и сельскохозяйственный кооператив, благодаря чему в агропромышленном комплексе создано 680 рабочих мест. По результатам 2013 г. поголовье крупного рогатого скота выросло на 11,4 %, свиней - на 10 %, птицы - на 28,1 %. За последние пять лет количество фермерских хозяйств выросло в 2,6 раза - результат пока не высок, но при сохранении данного уровня поддержки со стороны окружного правительства доля фермерских хозяйств будет ежегодно расти, включая не доминирующие на сегодняшний день отрасли - птицеводство и оленеводство.

Характер и уровень развития торговли в последние годы развивается положительно. Стабильное экономическое развитие округа позволяет потребительскому рынку сохранить положительную динамику развития. За девять месяцев 2013 г. торговый оборот вырос на 7,3 % по отношению с аналогичным периодом прошлого года и составил 240,4 млрд руб. Росту объема торговли способствовали растущие доходы населения - заработная плата работающего населения и пенсии, причем доля непродовольственных товаров возросла за девять месяцев 2013 г. до 52 % - по сравнению с предыдущим периодом 2012 г. она составляла 51,7 %. Продовольственных товаров реализовано на сумму 115,4 млрд руб., за 2012 г. - на 108,0 млрд руб. Преобладание оборота непродовольственных товаров над продовольственными связано с расширением сферы потребительского кредитования [14].

Инфраструктура торговых предприятий округа велика и многообразна, она представлена организациями, имеющими различный вид, форму и форматы, включающая приблизительно 8,2 тыс. предприятий розничной торговли с площадью 1 310,2 тыс. кв. м. Недостатком в сфере торговли является неравномерное распределение торговых площадей по территории округа, которые располагаются в основном только в крупных городах. Некоторые населенные пункты сильно удалены от центров торговли, поэтому доставка товаров к ним затруднена и производится на вертолетах и зимниках, что значительно увеличивает затраты на транспортировку, которые отражаются на цене реализации.

При исследовании финансовой деятельности округа, в значительной степени зависящей от сырьевой промышленности, можно сделать вывод о том, что ситуация в округе меняется не в лучшую сторону. Так как добыча сырья в последние годы снижается, то и доходы окружного бюджета уменьшаются. В округе был разработан трехлетний бюджет на 2014 и плановый 2015 и 2016 гг. Трехлетний бюджетный цикл спрогнозирован с дефицитом бюджета. Бюджет имеет социальную направленность, более 73 % его составляющей будет направленно именно на развитие человеческого потенциала. Значит, средства бюджета будут израсходованы на услуги здравоохранения, спорта, образования, культуры, на реализацию демографической и социальной политики. Более чем 96 % расходов общего объема регионального бюджета привязано к 25 государственным программам [2].

Запланированный дефицит бюджета на

2014 и плановый 2015 и 2016 гг. потребовал изменить долговую политику региона, которая ранее была направлена на уменьшение государственного долга.

Основной доходной частью бюджета является поступление трех налогов: налог на прибыль организаций, на имущество организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Стабильными для бюджета являются налог на имущество организаций и НДФЛ, а их исполнение на конец 2013 г. является выше запланированного. Поступление налоговых отчислений за счет прибыли организации ежегодно уменьшается. Главная причина сокращения поступлений налога на прибыль (а это 92 % недополученных доходов) связана с финансово-хозяйственной деятельностью нефтегазовых предприятий. Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа состоит из:

• налоговых доходов - 87,8 %;

• неналоговых доходов - 8,8 %;

• поступлений от вышестоящего бюджета - 3,4 %.

Исчерпавшая себя сырьевая модель экономики требует перехода на новый уровень экономического развития, что подтверждает состояние социально-экономического развития на сегодняшний день и прогноз бюджета на 2014 и плановый 2015 и 2016 гг., основными направлениями развития которого являются поддержка и развитие инвестиционной деятельности путем формирования новых институтов, повышения качества жизни населения путем развития среднего бизнеса, вовлечение в экономический оборот средств пенсионных накоплений, повышение роли инновационных предприятий и малого бизнеса в экономике Югры. Все поставленные задачи правительство округа планирует реализовать в среднесрочном периоде, сохраняя при этом все социальные обязательства перед населением округа. Инструментами, реализующими поставленные задачи, будут механизмы налоговой, бюджетной и долговой политики [15]. Если среднесрочные планы будут реализованы, то доля инвестиций в основной капитал региона в ВРП увеличится с 26,2 % за

2012 г. до 27,6 % к 2016 г., протяженность дорог общего пользования межмуниципального и регионального значения увеличится на 223 км, продолжительность жизни населения возрастет с 71,8 года в 2012 г. до 74,1 года к 2016 г., рост реальной заработной платы к 2016 г. составит 10,4 % к уровню 2012 г. [2].

Проведенный анализ показал особенности социально-экономического развития округа в последние годы и выявил следующие основные проблемы социально-экономической сферы региона:

1. Сырьевая направленность экономического развития.

2. Невысокий уровень качества социальных услуг и отсутствие подобных услуг у частных организаций.

3. Слабое развитие сельского хозяйства и отсутствие его модернизации.

4. Плохое развитие транспортной инфраструктуры, труднодоступность удаленных поселений.

5. Отставание в развитии местного производства товаров.

II. Перспективы развития социальноэкономической сферы Югры

Для сохранения положительно сложившейся на сегодняшний день динамики естест-

венного прироста необходимо активное изменение сферы социального обслуживания. В первую очередь это касается сферы здравоохранения, модернизация которой уже давно назрела. Необходимо строительство новых объектов данной сферы с целью разгрузки имеющихся, наращивание технической базы здравоохранения и увеличение штатной численности работников данной сферы. Решение этих вопросов позволит увеличить количество рабочих мест в бюджетной сфере, повысить качество и доступность оказываемых услуг.

Увеличение естественного прироста неразрывно связано и с уровнем доступности дошкольных и общеобразовательных учреждений. В данной области необходимо стимулирование частных организаций для предоставления ими подобных услуг. Следствием этого окажется предоставление дополнительных рабочих мест населению.

Сегодня и в ближайшей перспективе усилия следует направить непосредственно на качество оказываемых социальных услуг, ориентируясь на мировой опыт. Главным инструментом задач социальной сферы должно стать развитие человеческого капитала на территории как одно их необходимых условий для полноценной интеграции человеческих ресурсов в единое социально-экономическое пространство Российской Федерации.

Сегодня в округе необходимо тесное сотрудничество центров занятости с предпри-ятиями-работодателями, помогающими выявить спрос на требующиеся рабочие места и сократить численность безработных в округе.

Относительно сырьевой направленности экономики возможно привлечение инвесторов для строительства перерабатывающих заводов сырья на территории округа.

Округу необходима продуманная аграрная политика. Ее цель не только в увеличении внутренней потребности сельскохозяйственной продукции, но и в возможностях поставки производимой продукции в другие регионы России. Высокие затраты на содержание и развитие ферм ограничивают вхождение предпринимателей в данный сектор. Поэтому необходимо предоставлять субсидии и льготы, земельные участки на открытие и первоначальное ведение деятельности. Нынешнюю структуру производства сельскохозяйственной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе следует оптимизировать в сторону роста в ней животноводства.

Приоритетной задачей на сегодняшний день остается развитие транспортной инфра-

структуры. Недоступность многих населенных пунктов из-за неразвитой транспортной системы, усугубленная жесткими природными условиями, усложняет связь с крупными городами. Следовательно, необходимо расширение транспортной системы, позволяющей регулярно передвигаться населению в любом необходимом направлении, используя программы федерального уровня.

Решение поставленных задач на перспективу развития округа станет возможным только при условии, если регион будет постоянно уделять внимание политике, направленной на повышение качества человеческого капитала. Речь идет о повышении уровня квалификации трудовых ресурсов.

1. Симагин Ю. А., Глушкова В. Г. Динамика численности населения и социально-экономическое развитие регионов России // Региональные исследования. - 2012. - № 3 (37).

- С. 65-69.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. / Росстат. -М., 2012.

3. Колесов В. П. Назревшие проблемы модернизации высшей школы // Вестн. Моск. унта. - 2012. - № 6. - С. 3-18.

4. Глазырин М. Системные факторы регионального развития // Экономист. - 2013. -№ 6. - С. 90-96.

5. Глазьев С. Перспективы социальноэкономического развития России // Экономист.

- 2009. - № 1. - С. 3-18.

6. Богатырев В. Об актуальности программно-целевого планирования // Экономист.

- 2010. - № 2. - С. 3-10.

7. Замятина Н. Инновационная политика региона // Экономист. - 2009. - № 9. -С.53-60.

8. Павлов К. В. Патологические социально-экономические процессы на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 37. - С. 2-17.

9. Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. - 2013. - № 1. - С. 27-46.

10. Блинов А., Рудакова О. Модернизация образования и безопасность государства // Экономист. - 2013.- № 1. - С. 70-75.

11. Погосов И. Особенности текущего социально-экономического развития // Экономист. - 2009. - № 9. - С. 21-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Свиридов Н. Ситуация в регионе и общественное мнение // Экономист. - 2013. -№ 8. - С. 75-82.

13. Кузнецова О. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 121130.

14. Гладкий А. В. Современные научные концепции регионального менеджмента и ре-

гиональной политики // Региональные исследования. - 2012. - № 1 (35). - С. 19-27.

15. Чистяков П. А. Региональные аспекты реализации Федеральных целевых программ // Региональные исследования. - 2011. - № 1 (31).

- С. 117-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.