Останин-Головня В.Д.* ПОЛОЖЕНИЕ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
DOI: 10.31249/rimm/2024.03.05
Для цитирования: Останин-Головня В.Д. Положение шиитского меньшинства Саудовской Аравии на современном этапе // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 3 (333). Б01: 10.31249/rimm/2024.03.05
Аннотация. Статья посвящена положению шиитского меньшинства в Саудовской Аравии. Актуальность изучения проблемы межконфессиональных отношений в КСА обусловлена спецификой развития внутренней и внешней политики Королевства. Суннито-шиитские взаимоотношения оказывают влияние на политическую динамику Ближнего Востока как на уровне отдельных стран, так и в сфере межгосударственных отношений. Особое внимание автор уделяет историческому аспекту, анализируя зарождение шиито-ваххабитского конфликта и положение шиитской общины в социально-политической системе Саудовской Аравии. Современный этап рассматривается в контексте развития ирано-саудовских отношений, текущих региональных процессов, а также трансформаций политического курса и внутренних реформ КСА.
Ключевые слова: Саудовская Аравия; шиизм; суннизм; ваххабизм; суннито-шиитские взаимоотношения, «шиитский вопрос».
Положение шиитского меньшинства Саудовской Аравии вызывает большой интерес как с точки зрения политического развития и межконфессиональных отношений внутри самого Королевства, так и в контексте региональных и международных процессов. Известно, что своим возникновением саудовская государственность во многом обязана заключенному в середине XVIII в. союзу между эмиром Мухаммадом ибн Саудом и богословом Мухамма-дом ибн Абд аль-Ваххабом, учение которого стало «идеологическим базисом» объединения Аравийского полуострова под властью Саудидов. Несмотря на неудачные попытки построения
* Останин-Головня В. Д., научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока, ИНИОН РАН, e-mail: [email protected]
первых двух государств, династии Аль Сауд и Аль аш-Шейх сохранили верность друг другу и смогли образовать своеобразный «правящий тандем», где в руках первых находится вся полнота политической власти, в то время как за вторыми закреплена ведущая роль в религиозно-богословских делах.
Правящий монарх Саудовской Аравии носит почетный титул Служителя Двух Святынь (Хадим аль-Харамейн аш-Шарифейн), глава рода Аль аш-Шейх занимает должность Верховного муфтия, а государственный статус ислама в Саудовской Аравии закреплен на законодательном уровне через Основное уложение о власти (ан-Низам аль-Асасий ли-ль-Хукм) от 1992 г., первая статья которого символически провозглашает Коран и Сунну конституцией Королевства [1]. Более 93% населения страны, по оценкам Pew Research Centre, являются мусульманами [2], что, с учетом результатов переписи населения КСА 2022 г., составляет около 29 млн человек от общего показателя в 32,175,224 человека [3].
Примечательно, что официальная статистика делает акцент на таких показателях, как средний возраст жителей страны (29 лет), коэффициент фертильности (2,8), средний размер семьи внутри (4,8) и за пределами (2,7) Королевства, соотношение мужчин (61,2%) и женщин (38,8%), а также саудовцев (58,4%) и (не)саудовцев (41,6%), но не приводит никакой информации относительно этнического и религиозного состава населения. В связи с этим, для определения численности шиитской общины в Саудовской Аравии приходится полагаться либо на готовые оценки различных организаций, исследовательских коллективов или отдельных экспертов, либо на косвенные показатели и неподтвержденные данные.
Например, согласно одной из самых авторитетных англоязычных энциклопедий - «Британнике», в 2000 г., с учетом всех подданных, не-подданных и трудовых мигрантов, доля суннитов в Саудовской Аравии составляла 84% от общего количества верующих, шиитов - 10, католиков - 3, индуистов - 1, неверующих и представителей прочих вероисповеданий - 2% [4]. В докладе Международной кризисной группы (ICG) от 2005 г. под названием «Шиитский вопрос в Саудовской Аравии» приводится менее точная оценка в 10-15% [5, с. 5], что в середине 2000-х годов равнялось бы примерно 2 млн человек. Также имеется и американская версия: по данным отчета Госдепартамента США о международной свободе вероисповедания за 2022 г., общая численность мусульман в Саудовской Аравии составляет 85-90%, из которых около 10-12% являются шиитами [6].
Если же опираться на результаты переписи населения КСА 2022 г., то с очевидными погрешностями, можно подсчитать соотношение населения провинций, где традиционно проживают шииты, с прочими регионами Королевства. Совокупная численность жителей Аш-Шаркийи (5,125,254 человека), Асира (2,024,285 человек), Джазана (1,404,997 человек) и Наджрана (592,300 человек) составляет 9,146,836 человек [7], или 28,43% от общей численности в 32,175,224 человека. Подобный подход, при учете устаревших данных по пропорциям конфессионального состава населения Королевства, дает некоторым исследователям возможность предположить, что доля шиитского населения Саудовской Аравии составляет около 20-25%, т.е. приблизительно 7,5 млн человек [8].
Так или иначе, вне зависимости от подхода к определению пропорций конфессионального состава населения КСА, шииты остаются меньшинством, а, с учетом численности суннитов и роли ваххабизма в развитии социально-политической системы государства, Саудовскую Аравию, без преувеличений, можно назвать крупнейшей суннитской монархией. При этом на протяжении истории религиозная специфика страны имела непосредственное влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики королевства.
* * *
После провозглашения Королевства в 1932 г. шииты, проживающие на территории Саудовской Аравии, оказались в положении дискриминируемого меньшинства. Многие представители шиитской общины еще до объединения Неджда и Хиджаза были вынуждены бежать на территорию Ирака, Ирана, Йемена и Бахрейна, так как в середине 1920-х годов они стали подвергаться систематическим гонениям со стороны наиболее ревностных ваххабитов [9, с. 135].
Однако на протяжении 1930 - 1960-х годов «шиитский вопрос» оставался преимущественно внутренней проблемой Саудовской Аравии. Шииты принимали участие в ряде забастовок работников нефтяных предприятий (например, 1944 и 1953) и демонстрациях против размещения американских войск на территории Королевства (вроде событий 1956 г. в Аз-Захране), но тогда они выходили в одном ряду с недовольными суннитами, а в качестве самостоятельной протестной силы фигурировали крайне редко.
В указанный период Эр-Рияд гораздо больше внимания уделял борьбе с оппозиционными политическими движениями по типу насеристов, баасистов и радикальных националистов. Однако уже в 1970-х годах на фоне начала «исламского пробуждения» и последовавших за ним трансформаций политического ландшафта Ближнего Востока ситуация стала меняться [10, с. 213]. Иранская революция 1979 г. дала мощный импульс для подъема шиитского движения во всем регионе, что привело к обострению противоречий с суннитами и, как следствие, усилению влияния исламского фактора на мировую политику. Своеобразные «линии разлома» возникли практически во всех странах Арабского Востока, где имелись шиитские общины: от Ливана, Сирии и Ирака до Йемена, Бахрейна и Саудовской Аравии.
С 1981 г., иранские паломники стали регулярно проводить политические демонстрации во время хаджа. Чаще всего их лозунги были направлены против Израиля, а также политики США и СССР в отношении стран «исламского мира». Обычно все заканчивалось разгоном подобных акций и единичными арестами, однако 31 июля 1987 г. силы полиции и Национальной гвардии КСА перекрыли маршрут демонстрации, что привело к давке и жестоким столкновениям, в результате которых погибло около 400 человек, среди которых насчитывалось 275 паломников из Ирана, 42 паломника из других стран и 85 саудовских силовиков [11].
Действия правоохранительных органов Саудовской Аравии в той ситуации были обусловлены тем, что в мае 1987 г. в Восточной провинции Королевства возникла военизированная организация под названием «Хизбалла Хиджаза», и в Эр-Рияде опасались, что ее члены могут попытаться превратить очередную демонстрацию в вооруженное восстание [12, с. 186-188]. Во многом опасения были оправданы, так как вскоре «Хизбалла Хиджаза» опубликовала заявление с призывом к свержению режима Саудидов, а в дальнейшем использовала события в Мекке для обоснования терактов на нефтяных объектах в Рас аль-Джуайма (августа 1987 г.) и Джубейле (март 1988 г.) [9, с. 138].
Тем не менее после завершения Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. и смены руководства Исламской республики в 1989 г. отношения между Эр-Риядом и Тегераном стали постепенно «теплеть», что сказалось и на положении шиитского меньшинства Саудовской Аравии. В 1993 г., по окончании зачистки наиболее радикальных элементов «Оргиназации за Исламскую революцию на Аравийском полуострове» (ОИРАП) и «Хизбаллы Хиджаза»,
король Фахд провел встречу с представителями оппозиции, большинство которых составляли шииты. В обмен на обещание прекратить подрывную деятельность на территории страны монарх обязался ликвидировать некоторые формы явной дискриминации. В частности, из учебников были исключены уничижительные термины по отношению к шиитам, некоторые оппозиционные активисты получили разрешение вернуться в КСА [13, с. 110]. Однако «перемирие» между Саудидами и шиитами было сорвано терактом 25 июня 1996 г. в Аль-Хубаре, ответственность за который была возложена на проиранскую «Хизбаллу Хиджаза», что повлекло за собой репрессии и в отношении шиитских активистов умеренного толка [12, с. 192-193].
Очередная попытка нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном была предпринята в период президентства Мухаммада Хатами (1997-2005). В 1999 г. состоялся официальный визит Хатами в КСА, его преемник - Махмуд Ахмадинежад (2005-2013) - также неоднократно встречался с саудовскими монархами. В начале 2000-х годов обе стороны были заинтересованы в стабилизации региона, что, в условиях Иракского кризиса и резкого усиления позиций США на Ближнем Востоке, было бы невозможно без очередной разрядки в отношениях между Эр-Риядом и Тегераном. Напрямую «шиитский вопрос» в ирано-саудовском диалоге того периода не поднимался, так как проблема межконфессиональных отношений могла свести на нет дипломатические успехи ваххабитского королевства и шиитской республики. Однако Эр-Рияд пошел на определенные уступки, чтобы продемонстрировать иранским партнерам и международному сообществу свою открытость и готовность к реформам.
4 августа 2003 г. по инициативе наследного принца Абдаллы был создан Центр национального диалога им. короля Абд аль-Азиза1. Само возникновение Центра, как отметил Г.Г. Косач, внесло «принципиально новые нюансы» в систему власти Саудовской Аравии, так как правящая элита, по сути, впервые открыто обратилась к общественному мнению на фоне проводимых реформ [14, с. 306]. Эффективность работы Центра и реальная степень «инклю-зивности» проведенных им «Национальных встреч», конечно, весьма сомнительны. Многое указывает на то, что данная инициатива, прежде всего, была нацелена на стабилизацию внутренней ситуации
1 В 2023 г. название организации было изменено на «Центр культурной коммуникации им. короля Абд аль-Азиза».
и консолидацию общества вокруг реформ. Так или иначе, в рамках заявленной темы особый интерес вызывают первые два форума.
К участию в эр-риядском форуме 2003 г. привлекли не только богословов официального ханбалитского мазхаба, но и представителей других правовых школ и течений - маликизма, шиизма, ис-маилизма, суфийских тарикатов и даже оппозиционного салафит-ского движения «Пробуждение» («Ас-Сахва ас-Саудия» или «Сахва биляд аль-Харамейн»). Основной темой для обсуждения было преодоление межконфессиональных конфликтов с целью укрепления национального единства в рамках «умеренного исламского дискурса». Одним из ярчайших эпизодов форума стал символический жест одного из лидеров «Ас-Сахвы» Салмана аль-Уда, который по окончании мероприятия предложил главе умеренного шиитского «Движения за реформы» («Аль-Харака аль-Ислахия») Хасану ас-Саффару подвезти его на своей машине [15, с. 271]. Тем не менее практических результатов первая «Национальная встреча» не принесла.
На мекканском форуме 2003 г., посвященном проблеме терроризма и распространения радикального исламизма в Саудовской Аравии, другой шиитский деятель - Хашим Салман - открыто жаловался на продолжение и рост дискриминации шиитов, хотя в итоге все участники подписали заявление с призывами к терпимости, расширению представительности органов власти, а также отказу от фетв, вынесенных отдельными лицами «по вопросам, представляющим национальный интерес» [16]. В определенной степени это отразило две основные тенденции политики саудовского руководства по отношению к шиитскому меньшинству в период 2000-х годов.
Важно упомянуть, что еще до запуска формата «Национальных встреч» 30 апреля 2003 г. 450 представителей шиитской общины Саудовской Аравии подали наследному принцу, премьер-министру и главе Нацгвардии коллективную петицию, известную под названием «Партнеры по Отечеству» («Шурака фи-ль-Уатан) [17]. Документ содержал 16 предложений по укреплению национального единства посредством расширения состава старых и создания новых представительных органов власти, реформы образования, пересмотра подходов к профилактике межконфессиональных конфликтов и улучшения положения шиитов.
Можно сказать, что на фоне разрядки в ирано-саудовских отношениях на рубеже 1990-2000-х годов среди шиитов КСА оформилось новое умеренное реформаторское движение, готовое к мирной политической борьбе за права, а также к конструктивному
сотрудничеству с правящим режимом. Саудиды, в свою очередь, пошли навстречу, увидев в этом возможности для укрепления общесаудовской идентичности и повышения собственного имиджа как внутри государства, так и на международной арене. Лидеры шиитской общины признают, что с приходом к власти короля Аб-даллы правительство стало демонстрировать большую открытость и готовность к диалогу. Однако замедление темпов реформ во второй половине периода правления короля Абдаллы негативно сказалось на ситуации в межконфессиональных отношениях внутри Королевства, так как процесс интеграции лояльных и умеренных шиитов ограничился формальными мерами, а репрессии против радикалов и их сторонников набирали оборот.
3 сентября 2009 г. Human Rights Watch опубликовала доклад с говорящим названием «Лишение достоинства: Систематическая дискриминация и враждебность к саудовским подданным-шиитам» [18]. Немногим позже Нимр ан-Нимр выступил с публичной критикой властей Саудовской Аравии, заявив, что, в случае дальнейшего притеснения и несоблюдения прав шиитов, Восточная провинция должна отделиться от Королевства. В ответ правоохранительные органы КСА вновь арестовали ан-Нимра, а также задержали 35 его сторонников, среди которых, по данным Amnesty International, было семь несовершеннолетних, включая 16-летнего племянника шейха - Али Ахмада аль-Фараджа [19].
События «арабской весны», конечно, затронули богатые монархии Залива «по касательной», протесты были там не столь значительными, как в Тунисе, Египте, Сирии и т.д. Однако в Бахрейне ситуация вызвала серьезные опасения в ССАГПЗ и на островное государство был введен контингент «Щита полуострова», основную часть которого составили военнослужащие КСА, что возмутило саудовских шиитов. В начале марта 2011 г. власти Саудовской Аравии запретили любые митинги, заявив при этом об иностранном вмешательстве, прежде всего со стороны Ирана. Полиция и Национальная гвардия получили разрешение на применение любых средств для пресечения незаконных собраний. Нимр ан-Нимр под предлогом солидарности с бахрейнскими единоверцами призвал своих сторонников к акциям «ненасильственного сопротивления», но достаточно быстро демонстрации переросли в массовые беспорядки, обернувшиеся столкновениями с полицией и, как следствие, жертвами с обеих сторон.
После ареста ан-Нимра 8 июля 2012 г. интенсивность протестов в Восточной провинции стала постепенно снижаться. Без
лидера выступления обрели полустихийный характер и, несмотря на свою яркость, пресекались достаточно быстро и жестоко. Тем не менее повышенное внимание со стороны мировых СМИ и международных правозащитных организаций к протестной активности на Ближнем Востоке в период «арабской весны» превратило «шиитский вопрос» Саудовской Аравии не только в одну из самых обсуждаемых тем, но и в ключевой элемент критики в адрес властей Королевства.
Широкий резонанс вызвал смертный приговор Специализированного уголовного суда КСА от 15 октября 2014 г. в отношении Н. ан-Нимра. Заместитель директора программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке Саид Бу-медуха заявил, что данный шаг «является частью кампании властей Саудовской Аравии по подавлению любого инакомыслия, в том числе тех, кто защищает права мусульман-шиитов Королевства» [20]. В ноябре 2015 г. 15 правозащитных организаций передали через Госсекретаря США королю КСА коллективную петицию с призывом отменить решение суда, однако документа остался без внимания со стороны саудовских властей [21].
Надежда на пересмотр приговора появилась после кончины 90-летнего Абдаллы 23 января 2015 г., но приход к власти Салмана ничего не изменил, и 2 января 2016 г. ан-Нимр был казнен с 46 другими заключенными, что стало самой массовой экзекуцией в истории Королевства с 1980 г., когда были казнены участники захвата Мечети аль-Харам. Казнь шейха вызвала очередное обострение в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном. 3 января 2016 г. в Тегеране толпа демонстрантов при попустительстве полиции разгромила посольство КСА, консульство в Мешхеде также подверглось нападению, что дало формальный повод для разрыва дипломатических отношений.
Очередная волна протестов охватила Восточную провинцию в период 2017-2020 гг. Формальным поводом послужил инцидент 12 мая 2017 г., когда в ходе перестрелки в г. Аль-Авамия погибли малолетний ребенок и пакистанский мигрант. Ситуация обрела столь серьезный характер, что для подавления беспорядков Нац-гвардии КСА потребовалось применить тяжёлое вооружение и, по сути, взять город «в осаду», обнеся его заградительными сооружениями [22]. Примечательно, что протесты начались на фоне визита в Саудовскую Аравию Дональда Трампа, к которому был приурочен Эр-Риядский саммит 20-21 мая 2017 г. с участием представителей 52 государств - членов ССАГПЗ и ОИС. Иран и Турция
бойкотировали встречу, что не помешало провести торжественную церемонию открытия Глобального центра по борьбе с экстремистской идеологией с говорящим названием «И'атидаль» (араб. «Умеренность»).
* * *
Тем не менее, несмотря на жестокое подавление протестов 2017-2020 гг., после прихода к власти короля Салмана в Саудовской Аравии начался новый этап реформирования, который, прежде всего, связан с деятельностью наследного принца Мухаммада ибн Салмана. Модернизационный проект «Видение: 2030» был представлен в апреле 2016 г. и со временем обрел, как выразился Г.Г. Косач, «черты национальной идеи» [23, с. 104]. В частности, «Видение: 2030» содержит обширную социальную программу, где вопрос межконфессиональных отношений напрямую не фигурирует, но ряд целей все-таки предполагает решение наиболее острых проблем. Как минимум можно выделить такие пункты, как «Продвижение ценностей умеренности и терпимости», «Укрепление национальной идентичности», «Равный доступ к образованию» и т.д. [24].
4 августа 2021 г. в Мекке прошел форум Всемирной исламской лиги по вопросам межконфессиональных отношений в Ираке, во время которого, как считается, была озвучена новая позиция Саудовской Аравии по «шиитскому вопросу». Генсек ВИЛ Му-хаммад ибн Абд аль-Карим аль-Иса, выступая на открытии мероприятия, заявил, что «между суннитами и шиитами нет ничего, кроме братского взаимопонимания, образцового сосуществования, взаимопомощи и дополнения друг друга в искренней любви», а религиозные инстанции обеих общин должны «во имя ценностей религии и отечества» бороться с тем, кто «соскользнул в лабиринт такфиризма, столкновения и противостояния» [25]. Также в качестве сигнала о готовности Саудовской Аравии вернуться к диалогу с умеренной частью шиитских общин Ближнего Востока была воспринята встреча наследного принца Мухаммада ибн Салмана с лидером «Национального движения мудрости» («Тайяр аль-Хикма аль-Уатаний») Аммаром аль-Хакимом - одним из ведущих шиитских шейхов Ирака [26].
Из этого следует, что возникает перспектива создания более терпимой и открытой атмосферы в обществе, которая может положительно сказаться на положении не только шиитской общины, но и иных меньшинств Саудовской Аравии. Однако на текущем
этапе о практических результатах социальных реформ «Видения:
2030», из-за отсутствия объективных показателей и достоверных
источников, судить достаточно трудно.
Список источников и литературы
1. Основной низам правления (f^ ^l^Vl ¡.Ifcjll) // Консультативный совет КСА (^jjill ^«kx). - URL: https://www.shura.gov.sa/wps/wcm/connect/shuraarabic/ internet/laws+and+regulations/the+basic+law+of+government/the+basic+law+of+ government (дата обращения: 04.04.2024).
2. Fahmy D. 5 fact about religion in Saudi Arabia // Pew Research Center. - URL: https://www.pewresearch.org/short-reads/2018/04/12/5-facts-about-religion-in-saudi-arabia/ (дата обращения: 04.04.2024).
3. Перепись населения Саудовской Аравии 2022 (2022 jIj*j) // SAUDI CENSUS. - URL: https://portal.saudicensus.sa/portal (дата обращения: 04.04.2024).
4. Religion of Saudi Arabia // Britannica. - URL: https://www.britannica.com/ place/Saudi-Arabia/Religion (дата обращения: 04.04.2024).
5. Middle East Report №45: The Shiite Question in Saudi Arabia. - Brussels: ICG, 2005. - 20 p.
6. 2022 Report on International Religious Freedom // U.S. Department of State. - URL: https://www.state.gov/reports/2022-report-on-international-religious-freedom/ (дата обращения: 04.04.2024).
7. Население по национальной принадлежности (ShM о1^) // SAUDI CENSUS. - URL: https://portal.saudicensus.sa/portal/public/1/18/101511?type= TABLE (дата обращения: 04.04.2024).
8. Сколько шиитов в Саудовской Аравии? ^а ЦшИ jjc // Полная арабская энциклопедия (ALliJl ajjjJI a^j^jJI). - URL: https://www.mosoah.com/
news/ksa-news/ПППППППП-ПП-ПППППП-ППП-ПП/ (дата обращения: 04.04.2024).
9. Кириченко В. Положение шиитского меньшинства в Саудовской Аравии: социальный и политический аспекты // Россия и мусульманский мир. - 2015. -№ 6 (276). - С. 134-147.
10. Останин-Головня В.Д. Поворот на Ближний Восток: фактор «исламского пробуждения» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2022. - Т. 15 (2). - С. 209-221. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.11
11. Saudis Report Broad Support for Mecca Policy: Envoy Says Heads of 40 Nations Hail Tough Stand Against Iranian Rioters // Los Angeles Times. - 1987, August 7. -URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1987-08-07-mn-1141-story.html (дата обращения: 04.04.2024).
12. Matthiesen T. Hizbullah al-Hijaz: A History of the Most Radical Saudi Shi'a Opposition Group // Middle East Journal. - 2010. - No. 2. - Р. 179-197.
13. Федорченко А.В. Межконфессиональные противоречия в Саудовской Аравии: «шиитский вопрос» // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2 (29). -С. 107-112.
14. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: Центр национального диалога в контексте «этапа реформ» // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. - 2010. - № 5. -С. 303-324.
15. Lacey R. Inside the Kingdom. - New York: Viking, 2009. - 466 p.
16. Second National Meeting: Fighting fanaticism and extremism // The King Abdu-laziz Center for National Dialogue. - URL: https://web.archive.org/web/ 20080119202013/http://www.kacnd.org/eng/second_meeting.asp (дата обращения: 04.04.2024).
17. Текст документа «Партнеры по Отечеству» (о^ ^ imj ^j) // Al-Jazeera. - URL: https://ww.aljazeera.net/2004/10/03/2-oM-<#*-*l^-3%3j-^'j (дата обращения: 04.04.2024).
18. Denied Dignity: Systematic Discrimination and Hostility toward Saudi Shia Citizens // Human Rights Watch. - 2009, September 3. - URL: https://www.hrw.org/ report/2009/09/03/denied-dignity/systematic-discrimination-and-hostility-toward-saudi-shia-citizens (дата обращения: 04.04.2024).
19. Shi'a men and teenagers held incommunicado by Saudi Arabian authorities // Amnesty International. - 2009, March 23. - URL: https://www.amnesty.org/ en/latest/news/2009/03/shi039a-men-and-teenagers-held-incommunicado-saudi-arabian-authorities-20090323/ (дата обращения: 04.04.2024).
20. Saudi Arabia: Appalling death sentence against Shi'a cleric must be quashed // Amnesty International. - 2014, October 15. - URL: https://www.amnesty.org/ en/latest/news/2014/10/saudi-arabia-appalling-death-sentence-against-shi-cleric-must-be-quashed/ (дата обращения: 04.04.2024).
21. NGOs Urge Sec. Kerry to Act in Case of Sheikh Nimr al-Nimr // Shia Rights Watch. - 2015, November 15. - URL: https://shiarightswatch.org/ngos-urge-sec-kerry-to-act-in-case-of-sheikh-nimr-al-nimr/ (дата обращения: 04.04.2024).
22. Inside the Saudi town that's been under siege for three months by its own government // The Independent. - 2017, 4 August. - URL: https://www.independent. co.uk/news/world/middle-east/saudi-arabia-siege-town-own-citizens-government-kingdom-military-government-awamiyah-qatif-a7877676.html (дата обращения: 04.04.2024).
23. Косач Г.Г. Саудовская Аравия после «арабской весны»: меняющаяся внутренняя политика // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. -2021. - № 3. - С. 97-108.
24. Программа развития человеческого потенциала (SjjAJl Ciljjill ¡j*Uji) // Saudi Vision 2030. - URL: https://www.vision2030.gov.sa/ar/vision-2030/vrp/human-capacity-development-program/ (дата обращения: 04.04.2024).
25. Форум по Ираку (salj^l CiU^jJI ^iiL) // Всемирная исламская лига ( fJUl З-kiIj ^x^VI). - URL: https://www.themwl.org/ar/forum-of-iraqi-references (дата обращения: 04.04.2024).
26. Саудовская Аравия: Причина визита Аммара аль-Хакима и встреча с Мухам-мадом ибн Салманом вызвали резонанс ( о1 »lilj ^j^^Jl jUc SjLj 1_ш
^^ jjy ul—") // CNN Arabic. - URL: https://arabic.cnn.com/middle-east/article/2022/08/19/ammar-alhakeem-visit-saudi-mbs-meeting-social-reactions (дата обращения: 04.04.2024).
Статья поступила в редакцию 27.07.2024.
Принята к публикации 10.09.2024.
Ostanin-Golovnya V.D.
The Shia Minority in Saudi Arabia:
The Current Situation
Vasily D. Ostanin-Golovnya,
Research Associate,
Department of the Near and Post-Soviet East,
INION RAN,
e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the situation of the Shiite minority in Saudi Arabia. The relevance of studying the problem of interfaith relations in Saudi Arabia is due to the specifics of the development of domestic and foreign policy of the kingdom. Sunni-Shia relations influence the political dynamics of the Middle East both at the country level and at the level of interstate relations. The author pays special attention to the historical aspect, analyzing the roots of the Shia-Wahhabi conflict and the position of the Shia community in the social and political system of Saudi Arabia. The current situation is considered in the context of the development of Iranian-Saudi relations, ongoing regional processes, as well as transformations of the political course and internal reforms of Saudi Arabia.
Keywords: Saudi Arabia; Shia Islam; Sunni Islam; Wahhabism; Sunni-Shia relations; "Shia issue ".
Бибикова О.П.*
ПРИЧИНЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ СУННИТОВ ИРАКА (2003-2005)
DOI: 10.31249/rimm/2024.03.06
Для цитирования: Бибикова О.П. Причины радикализации суннитов Ирака (2003-2005) // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 3 (333). DOI: 10.31249/rimm/2024.03.06
* Бибикова О.П., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований, ИНИОН РАН, e-mail: [email protected]