Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА'

ПОЛНОМОЧИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / нормативные правовые акты / правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / указ / поручения / рowers of the highest official of the subject of the Russian Federation / normative legal acts / legal acts of the highest official of the subject of the Russian Federation / decree / instructions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомякова К. Д., Гиздатов А. Р.

Статья посвящена полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в части правотворческой деятельности. Проведен анализ федерального и регионального законодательства. В заключение статьи предлагаются действия для улучшения законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хомякова К. Д., Гиздатов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE HIGHEST OFFICIAL

Focus of the article is on the authority of the top leader of a region in Russia when it comes to creating laws. The article examines both national and local laws. Finally, the article proposes steps to enhance legislation

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА»

Инновационные центры, созданные вблизи высших учебных заведений, обеспечивают участие молодых ученых в научной работе. Например, в 2023 году в Ашхабаде открылся «Центр инновационных технологий», направленный на то, чтобы сделать молодых людей лидером цифровой экономики.

В 2024 году молодые ученые реализовывали более 50 научных проектов в результате творческой и научной работы, выставок и конкурсов, организованных государством для раскрытия их потенциала. Повышение молодежной активности и производительности труда в Туркменистане является одним из приоритетных направлений государственной политики. Эта политика включает в себя осуществление масштабных мер по обеспечению успеха молодого поколения в жизни, повышению уровня их образования и профессиональной подготовки, обеспечении занятости в различных секторах экономики. Возможности, предоставляемые молодым людям, программы, предоставляемые государством и общественной поддержкой, позволяют обнаружить активность и творческие способности.

Список использованной литературы: 1. Зиновьева, Е.В. Молодежь и государственная политика: механизмы взаимодействия. - Санкт-Петербург: Политическая книга, 2020.

© Ходжамов Р., Алтыбаева А., 2024

УДК 34

Хомякова К.Д.

Магистрант 2 курса ЮУрГУ г. Челябинск, РФ Научный руководитель: Гиздатов А.Р.

Доцент, кандидат юридических наук ЮУРГУ

г. Челябинск, РФ

ПОЛНОМОЧИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА Аннотация

Статья посвящена полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в части правотворческой деятельности. Проведен анализ федерального и регионального законодательства. В заключение статьи предлагаются действия для улучшения законодательства.

Ключевые слова

полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты, правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, указ, поручения.

Khomyakova K.D.

2nd year undergraduate student of SUSU Chelyabinsk, Russia Scientific supervisor: Gizdatov A.R.

Associate Professor, Candidate of Law, SUSU

Chelyabinsk, Russia

POWERS OF THE HIGHEST OFFICIAL Annotation

Focus of the article is on the authority of the top leader of a region in Russia when it comes to creating

laws. The article examines both national and local laws. Finally, the article proposes steps to enhance legislation.

Keywords

powers of the highest official of the subject of the Russian Federation, normative legal acts, legal acts of the highest official of the subject of the Russian Federation, decree, instructions.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является одной из ключевых фигур в управлении государственной властью региона, для выполнения возложенных на него функций необходимо использовать все правовые формы регулирования общественных отношений, если это напрямую не запрещено федеральным законом, поскольку без такой возможности он не сможет реализовать свои обязанности перед народом. Одной из форм реализации обязанностей является процесс правотворчества, заключенный в издании правовых актов.

Полномочия главы субъекта Российской Федерации отражены в Федеральном Законе № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021, статья 26 Федерального Закона устанавливает, какие документы издает главный представитель субъекта Российской Федерации, а именно указы (постановления) и распоряжения.

Федеральный закон не содержит определений для терминов "указ" и "распоряжение", поэтому регионы вынуждены самостоятельно определять эти понятия в своем законодательстве.

На наш взгляд, указ - это подзаконный акт изданный главой государства, субъекта. Регламентирует определенную сферу деятельности, принимается во исполнении каких либо функций, устанавливая нормы и правила. Распоряжение - подзаконный акт и в отличие от указа издается по оперативным конкретным вопросам. Реквизиты указов (постановлений) и распоряжений остаются

идентичными в каждом регионе, вне зависимости от юридического содержания, а именно: изображение герба, вид правового акта, дата принятия, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица.

Важно учитывать качественные различия между актами и их соотношения при использовании.

В процессе повседневной деятельности высшего должностного лица субъекта РФ создаются правовые акты не только такие как указы и распоряжения, которые могут порождать комплекс юридических последствий.

Существуют локальные акты это - инструкции, регламенты, поручения, правила которые подписываются (утверждаются) руководителем соответствующего органа исполнительной власти. Здесь важно отметить такую форму документа как поручения Губернатора области. Законодательство не устанавливает юридический статус поручений, что дает возможность субъектам Федерации самостоятельно регулировать этот вопрос на уровне подзаконных актов [1, с. 57]. В Инструкции по делопроизводству Правительства Нижегородской области № 912 от 28.12.2018, поручение определяется как индивидуальный акт установленной формы, имеющий организационно-распорядительный характер для решения вопросов связанных с материально-техническим обеспечением и деятельностью органов исполнительной власти. В директивной части документа содержится предписываемые управленческие действия, указывается исполнитель и срок исполнения. В инструкции по делопроизводству утвержденной Губернатором Калининградской области № 58-у от 28.06.2024, поручение трактуется как акт распорядительного характера по вопросам деятельности органа исполнительной власти субъекта.

В некоторых областях существуют постановления о порядке осуществления контроля, за исполнением поручений Губернатора, в Волгоградской области разработан данный порядок №1036 от 14.10.2013 и направлен на повышение эффективности управления.

Если указы и распоряжения издаются официально и рассчитаны на многократное применение, то поручения носят ситуативный характер и рассчитаны на однократное применение, не подлежат

официальному опубликованию.

Недостаток прозрачности при издании указов и невозможность их оспаривания могут привести к злоупотреблениям и нарушениям законов в сфере государственного управления.

Анализ демонстрирует, что поручения классифицируются как распорядительные документы. Однако они не обладают ключевыми характеристиками нормативного характера, такими как многократное применение или наличие правил поведения направленных на неопределённый круг лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поручение не является нормативным правовым актом, поручения высшего должностного лица региона России имеют все характеристики и свойства индивидуального правового документа, но не имеют официального признания данного статуса.

Следовательно, необходимо закрепить в федеральном законодательстве основные понятия, такие как указ, распоряжение, поручение, определить нормативность каждого акта. Возможно, расширить ряд правовых актов закрепленных за высшим должностным лицом до поручения.

Список использованной литературы: 1. Артамонов.А.Н. Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Вестник ТвГУ. 2021. № 2 (66). С. 53 - 60.

© Хомякова К.Д., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.