Научная статья на тему 'Полиция в РФ: понятие и правовое регулирование её деятельности'

Полиция в РФ: понятие и правовое регулирование её деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11400
878
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЗАКОННОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / POLICE / LAW / INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS / LAW ENFORCEMENT / RULE OF LAW / THE FIGHT AGAINST CRIME / PUBLIC AUTHORITIES / THE LEGAL SYSTEM / THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куянова Арина Викторовна, Юрицин Андрей Евгеньевич

Обосновывается необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О полиции», не содержащий законодательного определения понятия «полиция», дефиниции данного понятия. Предлагаются авторские редакции ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куянова Арина Викторовна, Юрицин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police in the Russian Federation: concept and regulation of its activity

The necessity of making changes to the Federal Law «On Police», containing no legislative definition of «police», the definition of the concept. The author's version of Art. 1 and h. 1, Art. 4 of the Federal Law «On Police».

Текст научной работы на тему «Полиция в РФ: понятие и правовое регулирование её деятельности»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 70-75. УДК 342.9

ПОЛИЦИЯ В РФ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

POLICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT AND REGULATION

OF ITS ACTIVITY

А. В. КУЯНОВА, А. Е. ЮРИЦИН (A. V. KUYANOVA, A. E. YURITSIN)

Обосновывается необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О полиции», не содержащий законодательного определения понятия «полиция», дефиниции данного понятия. Предлагаются авторские редакции ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции».

Ключевые слова: полиция; законодательство; международно-правовые стандарты; правоохранительные органы; законность; борьба с преступностью; органы государственной власти; правовая система; права и свободы человека и гражданина; общественный порядок; общественная безопасность; государственное управление.

The necessity of making changes to the Federal Law «On Police», containing no legislative definition of «police», the definition of the concept. The author's version of Art. 1 and h. 1, Art. 4 of the Federal Law «On Police».

Key words: police; law; international legal standards; law enforcement; rule of law; the fight against crime; public authorities; the legal system; the rights and freedoms of man and citizen; public order; public safety; public administration.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (далее - Закон о полиции) понятие «полиция» раскрывается через призму её социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В то же время следует отметить, что Закон о полиции не содержит законодательного определения термина «полиция», ограничиваясь категорией «полиция предназначена» что, на наш взгляд, требует внесения изменений в действующее законодательство и введения данной дефиниции в законодательный и научный оборот.

© Куянова А. В., Юрицин А. Е., 2016

В Законе о полиции использован в адаптированном виде положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов. Сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. Учтены нормы и рекомендации, содержащиеся во многих международных документах, в числе которых Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.

Таким образом, в настоящее время в РФ, как и в большинстве стран мира, полиция представляет собой «специализированный правоохранительный орган, призванный охранять жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность» [2].

Полиция в Российской Федерации - это система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [3]. Считаем, что данная дефиниция нуждается в законодательном закреплении.

Правовую основу деятельности полиции составляет совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции. Отличительной чертой правового регулирования деятельно -сти полиции служит множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.

Ядро правовой основы деятельности полиции составляет Конституция Российской Федерации, в соответствии с которой непосредственная деятельность полиции и регулирующее эту деятельность законодательство должны исходить из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.

Основополагающее значение для деятельности полиции имеют положения Конституции Российской Федерации, уста-

навливающие основания ограничения прав и свобод, а также запреты на осуществление определённых действий, предопределяя принципы, закреплённые в гл. 2 Закона о полиции.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности полиции международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

Наряду с международными договорами Российской Федерации Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) называет составной частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права, не устанавливая, правда, в отличие от международных договоров России их приоритета по отношению к внутреннему законодательству.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепри-

знанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» констатируется, что: а) под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; б) к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; в) под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединённых Наций и её специализированных учреждений [4].

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности российской полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.

Федеральные конституционные законы -разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Для обеспечения надлежащей деятельности полиции важное значение имеют федеральные конституционные законы, устанавливающие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федераль-

ные законы. Одни из них регулируют её деятельность прямо, как, например, Федеральный закон «О полиции», другие - косвенно, определяя рамки такой деятельности.

Сотрудники полиции в своей деятельности руководствуются: УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Федеральными законами: от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [5]; от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6]; от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [7]; от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [8] и др.

Нормотворческие полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации [9]. В связи с этим указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов в первую очередь назовём Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [10], которым установлен состав полиции, т. е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента Российской Федерации утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции [11].

К числу президентских актов, регулирующих непосредственно организацию и деятельность полиции, относятся, например, Указы Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции -Интерпола» [12], от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [13] и др.

Целесообразно выделить ряд указов Президента Российской Федерации, непосредственно ориентированных на обеспече-

ние правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, противодействие коррупции. Это, в частности, Указы Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [14], от 11 апреля 2014 г. № 266 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» [15] и др.

Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство Российской Федерации, которое участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов [16]. Соответственно постановления Правительства Российской Федерации регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.

Нормативные правовые акты МВД России издаются в виде приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов [17].

Приказ издаётся по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел [18].

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.

Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения [19]. Положение издаётся также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел.

Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации [20].

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок её осуществления конкретными категориями сотрудников.

Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности [21].

Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности [22].

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей [23].

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.

В системе МВД России запрещается издание актов управления, содержащих правовые нормы, в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов и других служебных документов.

В своей деятельности полиция руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [24].

Принципиально новыми являются положения ч. 3 ст. 3 Закона о полиции, которые наделяют МВД России правом разрабатывать и представлять Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции. Указанная норма предполагает инициативную деятельность МВД России, его структурных подразделений и отдельных сотрудников по совершенствованию нормативной правовой базы. Это особенно важно, так как сотрудники полиции

профессионально представляют те отношения, участниками которых они выступают, видят пробелы и другие дефекты правового регулирования и в наибольшей степени заинтересованы в их преодолении.

Таким образом, в настоящее время система нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, продолжает формироваться с учётом международно-правовых стандартов в области защиты прав человека и гражданина. Российское «полицейское» законодательство соответствует стандартам, принятым в наиболее развитых государствах мирового сообщества. В то же время в целях совершенствования правовых основ деятельности полиции в Российской Федерации необходимо закрепить понятие «полиция» в действующем законодательстве.

1. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин и др. - М. : Проспект,

2011. - С. 7.

3. Шевченко С. В., Юрицин А. Е. К вопросу о законодательном закреплении понятия «полиция» // Законодательство и практика. -

2012. - № 2. - С. 61.

4. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 12.

5. СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.

6. Там же. - № 33. - Ст. 3349.

7. Там же. - № 50. - Ст. 4873.

8. Там же. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.

9. См.: О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 (в ред. от 21 июля 2015 г.) // СЗ РФ. - 2012. -№ 22. - Ст. 2754.

10. СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1336.

11. См.: Об утверждении «Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств -участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» : Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 (в ред. от 13 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. - 2011. -№ 10. - Ст. 1339.

12. СЗ РФ. - 1996. - № 32. - Ст. 3895.

13. Там же. - 2006. - № 8. - Ст. 897.

14. Там же. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

15. СЗ РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1729.

16. О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.). - Ст. 19 // СЗ РФ. - 1997. - № 51. -Ст. 5712.

17. Об утверждении «Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» : Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. См., напр.: О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России : Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» ; Об утверждении «Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» : Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. См., напр.: Об утверждении «Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» : Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» ; Об утверждении «Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» : Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. См., напр.: Об утверждении «Устава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации"» : Приказ МВД России от 20 июля 2009 г. № 571. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении «Устава федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области"» : Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 463. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. См., напр.: Об утверждении «Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» : Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении «Инструкции по организации дея-

тельности внештатных сотрудников полиции» : Приказ МВД России от 10 января

2012 г. № 8. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

22. См., напр.: Об утверждении «Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» : Приказ МВД России от 26 июля

2013 г. № 575. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении «Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» : Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г.

№ 83. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. См., напр.: Об утверждении «Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» : Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. См., напр.: Кодекс Омской области об административных правонарушениях : Закон Омской области от 24 июля 2006 № 770-ОЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.