3. Всяких Ю.В. Пластиковые карты, как инструмент наличного и безналичного оборота денег: дисс. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2009. 147 с.
4. Кожевников И.Н. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. М.: Спартак, 1999. 278 с.
5. Гуаев А.Н. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации для предпринимателей. Экзамен, 2006. 413 с.
6. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел 8 УК РФ). М.: Волтер Клувер, 2006. 386 с.
7. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктриальное толкование. М.: Волтер Клувер, 2006. 430 с.
A.A.Meshcherjakova
The problem questions connected to practice of application by the item of 187 criminal codes of Russia
Having analysed Criminal code article 187 «Manufacturing or sale of counterfeit credit or settlement cards and other payment documents», the author suggests - «credit, settlement cards» to replace with a new subject - «plastic payment documents or payment cards».
Keywords: credit cards, plastic card, the plastic payment document, counterfeit card, the prepaid cards, settlement cards.
УДК 351.74
А.И. Никитин, соискатель Академии управления МВД России, (812)573-20-74, alignik@rambler.ru, (Россия, Санкт-Петербург,
ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)
ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИЦЕЙСКОГО ДЕЛА
Обосновывается полицейское право как элемент полицейской деятельности государства и указывается на его место в системе права.
Ключевые слова: полицейское право, полицейское дело, государство, полицейская деятельность, цель, задачи, признаки, понятие.
Причина возникновения и суть государства состоят в необходимости создать для жизни и деятельности граждан правовой и общественный порядок, обеспечить их безопасность. Другими словами, происхождение и функционирование государства объясняется его правоохранительным (полицейским) назначением, потребностью общества, всех и каждого в
безопасности. Удовлетворение всех других потребностей никогда не может быть полным, если не обеспечена безопасность и у человека не существует уверенности в том, что его жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, свобода, честь и имущество не подвергнуться насильственным действиям со стороны других лиц.
Эту потребность, как полагал английский философ и государствовед Т. Гоббс, может обеспечить только государство, так как в его руках находятся соответствующие средства. Для Т. Гоббса первоначальный смысл управленческой деятельности государства заключается в обеспечении порядка в обществе и безопасности для граждан. Первобытные люди, живущие вне государства, находились в том состоянии, которое характеризуется «войной всех против всех» и при котором каждый «гарантию личной безопасности видит в собственных кулаках». Обеспечить же гражданский мир между людьми может только государство. Фактически под гражданским миром Т. Гоббс понимал общественный порядок и рассматривал его как величайшее социальное благо.
Если Т. Гоббс, подчеркивая полицейский аспект в деятельности государства, считал, что эта деятельность основана на опыте и знании фактов и полагался на правосудие, то немецкий философ Г.Ф. Гегель в первой половине XIX в. признавал, что только судей и палачей недостаточно для охраны прав личности и защиты собственности в гражданском обществе, что для этого в составе государства необходимы определенные предупреждающие меры и структуры. Г.Ф. Гегель борьбу с противозаконными посягательствами возлагает на предупреждающую деятельность полиции, полицейский надзор, опеку и принуждение.
Тенденция указывать на полицейский аспект в деятельности государства сохраняется в европейском правоведении в течение Х1Х-ХХ вв., несмотря на мощные либеральные течения в нем. Данная тенденция заметна в сочинениях немецкого государствоведа Р. Моля, русского государствоведа Н.М. Коркунова, французского государствоведа М. Ориу, современных французских правоведов Ф. Люшера и Ж.-Л. Бержеля [4, с. 46].
Важно заметить, что в функционировании государства полицейский аспект реализуется в процессе практической деятельности исполнительной власти, при этом, если говорить строго принципиально, в деятельности той ее части, которая осуществляет в государстве организованное принуждение. Исполнительная власть, будучи подсистемой государственной власти, в свою очередь выступает как система, складывающаяся из ряда подсистем. Она имеет две основные подсистемы:
1. Регулятивно-управленческая, которая осуществляет
исполнительно-распорядительную деятельность в целях обеспечения
воздействия государства на экономику, финансы, оборону, образование и другие сферы общественной жизни.
2. Полицейская, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в целях охраны наиболее важных социальных объектов (общественный порядок, общественная безопасность и т. д.), без которых общество и государство не может нормально функционировать.
Эти две подсистемы сообщают исполнительной власти в определенной степени двойственный характер, определяют ее функциональное назначение, точнее, главные функции: регулятивноуправленческую и полицейскую.
Управление государством общественными процессами, например экономикой, финансами, образованием и другими сферами, является одним из основных условий жизнедеятельности любого общества. Однако выполнение возложенных на государственное управление задач, осуществление регулятивно-управленческой функции исполнительной властью зависит от порядка в государстве, обеспечения государством безопасности общества и отдельной личности. Поэтому возникает необходимость в устранении «возмущений» в социальных системах, а именно: преступлений, природных и техногенных катастроф, терроризма и т. д. Осуществление этой задачи обеспечивается с помощью правоохранительной деятельности органов государства и, в первую очередь, посредством полицейских органов, входящих во вторую подсистему исполнительной власти. В системе административно-правовых категорий полицейская деятельность является одной из основных категорий, которая дает материал, служащий для образования и развития полицейского права. Поэтому следует проанализировать категорию
полицейской деятельности и сказать о ее основных признаках.
Под полицейской деятельностью понимают определенный вид
управленческой деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и связанной с применением государственного принуждения.
Отметим следующие признаки полицейской деятельности:
1. Деятельность по руководству специальными структурами
исполнительной власти (МВД России, ФСБ, Налоговая полиция, таможенные органы и т. д.) по организации их деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной,
государственной, экономической и любой другой безопасности. Можно заметить, что с рассматриваемой точки зрения полицейской деятельности присущи в основном все черты деятельности управленческой: это деятельность организующая, контролирующая, государственно-властная, непрерывная, отвечающая перед компетентными органами.
2. Полицейская деятельность представляет собой особый вид государственного управления. Определенный характер полицейской деятельности обусловлен двумя моментами:
- Участвующие в области полицейской деятельности стороны (органы полиции, граждане, организации) не связаны служебным подчинением одна другой, они подчинены в равной степени закону. Подчиненность, а за ней и применение административного принуждения органом полиции наступает тогда, когда гражданин совершает правонарушение или когда возникает угроза общественной безопасности (аварии, природные бедствия, эпидемии).
- Особый характер полицейской деятельности раскрывается в понятии охраны, которое входит в ее содержание и составляет основу этой деятельности. Охрана означает защиту кого-либо или чего-либо от чьих-нибудь нападений, посягательств, защиту от опасностей социального, природного, биологического или техногенного характера. Одним из элементов охраны выступает объект охраны. К объектам могут относиться здания, граница, общественный порядок, общественная безопасность, экономическая (финансовая) безопасность и т. д. Но если есть объект, то должен быть субъект охраны, от которого охраняется объект. Таким субъектом могут быть люди, звери, силы природы, инфекционные заболевания. Именно они могут нападать, посягать, угрожать своим проявлением. Поэтому охранять такие объекты от чужого посягательства должны также определенные субъекты, т. е. лица обеспечивающие охрану объектов от нападений, враждебных действий.
3. Для характеристики полицейской деятельности особое значение имеют административный надзор и административное принуждение.
Административный надзор в самом обще виде — это гласное или негласное наблюдение органов полиции за кем-либо или чем-либо. В процессе осуществления надзорной деятельности органы полиции могут осуществлять наблюдение за людьми, организациями, органами государства, но только с точки зрения закона, не вмешиваясь в их отраслевую деятельность и не управляя ими с этой стороны. Посредством надзора органы полиции (милиция, ГИБДД, пожарный надзор, таможенный надзор) предупреждают огромное количество
административных и уголовных правонарушений. Принудительные полномочия полиции нужны для немедленного прекращения противоправных действий, ликвидации природной или техногенной опасности, пресечения отклоняющегося от правопорядка поведения граждан. При наличии указанных законом обстоятельств полицейские органы предпринимают принудительные действия непосредственно, не ожидая ни просьбы, ни участия или согласия заинтересованного лица, ни решения суда. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 22 января 1997 г. «О внутренних войсках МВД России» военнослужащие этих
войск «... имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших» [6].
4. Полицейская деятельность является профессиональной по своей природе. Профессиональный характер полицейской деятельности обусловлен тем, что это специализированная деятельность, требующая от тех, кто ее осуществляет, соответствующих профессиональных знаний (право, педагогика, психология) и определенной выучки. Будучи правопринудительной, полицейская деятельность требует от тех, кто ее осуществляет, хорошо знать свое дело, осторожно и компетентно применять принуждение, так как неосторожное и неумелое использование принудительных мер приводит к злоупотреблению, недовольству среди подчиненных сотрудников и граждан.
5. По своему характеру полицейская деятельность является публичной: она осуществляется не для частной выгоды тех, на кого возложены полицейские обязанности, а в интересах всего общества.
6. Полицейская деятельность осуществляется на нормативноправовой основе, под которой понимается система правовых норм в основном норм административного права. По содержанию их можно подразделить на материально-правовые и административнопроцессуальные. Данные нормы определяют обязанности, права и ответственность органов полиции, их взаимоотношения с гражданами, содержат исчерпывающие перечни административных проступков, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют порядок применения мер прямого принуждения, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях, образуя в совокупности полицейское право.
Деятельность органов полиции (милиции), применяющих меры административно-государственного принуждения, которые не застрахованы от неправомерного их использования, предполагает наличие такой совокупности правовых норм, которые могли бы точно определять обязанности, права и ответственность этих органов. Законы, содержащие нормы полицейского права, отграничиваются от других законов, регламентирующих государственно-управленческую деятельность, так как нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере полицейской деятельности, нельзя смешивать с другими административно-правовыми нормами, поскольку у них предмет регулирования имеет свои особенности.
Существование полицейского права обусловлено не наименованием, а, прежде всего, содержанием, спецификой тех отношений, которые регулируются нормами полицейского права. Эти отношения обратны государственно-управленческим, направлены на вытеснение явлений, угрожающих охраняемым государством объектам. Эти отношения
организационно-охранительные, запретительные, надзорно-
принудительные и юрисдикционные. К ним применяется особый метод правового регулирования.
Метод полицейско-правового регулирования выражается прежде всего в виде запретов, обязывающих граждан воздержаться от совершения определенных действий. Анализ общественных отношений в сфере полицейской деятельности показывает, что характерным для них является признак охраны, объединяющий их в одно целостное образование, которое вызывает к жизни определенную совокупность административно-правовых норм — норм полицейского права. Признак охраны в сочетании с признаком административного принуждения отграничивает нормы полицейского права от других норм административного права, создает основу для конструирования самостоятельной подотрасли административного права — полицейского права.
В социальной действительности нормы полицейского права регулируют весьма обширную часть общественных отношений. Прежде всего, эти нормы регулируют деятельность надзорных органов по наблюдению и применению административного принуждения в системах, имеющих общественное значение (улицы, проспекты, вокзалы и т. д.), по обеспечению общественной и иной безопасности. Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение, регламентируют порядок применения мер прямого административного принуждения, в том числе специальных средств и огнестрельного оружия, регламентируют лицензионно-разрешительную и регистрационную деятельность, порядок введения на территории РФ специальных режимов (чрезвычайный, пограничный и т. д.).
Нормы полицейского права возлагают на граждан различные обязанности в сфере общественного порядка и общественной безопасности: соблюдать правила дорожного движения, правила,
регулирующие санитарную безопасность. Таким образом, реализация гражданами прав и свобод должна сочетаться с соблюдением ими правил по охране общественного порядка, т. е. административно-правовых запретов, что, собственно, предполагает некоторое ограничение в пользовании правами и свободами. Вместе с тем нормы полицейского права возлагают обязанности также на органы полиции и их должностных лиц. МВД России, ФСБ, Федеральная налоговая полиция и другие структуры — это органы, которым государство доверило применение государственной силы, т. е. применение государственного принуждения.
Полицейское право как подотрасль административного права может быть охарактеризовано с двух сторон:
- с одной стороны, оно обладает всеми признаками подотрасли, обеспечивая специфический юридический режим правового регулирования;
- с другой стороны, сохраняет системные связи со своей отраслью, занимая в ней соответствующее место. Определение места полицейского права в системе административного права предполагает необходимость предварительного разрешения вопроса о системе административного права.
Под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Система административного права есть такое распределение нормативного материала и построение его, которое позволяет наглядно увидеть различные блоки данной отрасли в их единстве. Другими словами, система административного права — это совокупность правовых норм, распределенных по группам — правовым институтам, связанным в подотрасли, которые образуют отрасль — целостное нормативное образование. Каждая отдельная подотрасль выполняет свою служебную роль не изолированно, а лишь в системе единого административного права. Поскольку критерий предмета правового регулирования разграничивает нормы административного права на три главные подотрасли — управленческое право, полицейское право и административно-юстиционное право, то необходимо указать на связь полицейского права с каждой из подотраслей и на место их в составе.
Полицейское право, будучи разновидностью управленческого права, прежде всего, тесно связано с этой подотраслью административного права. Если управленческое право регулирует отношения, возникающие в процессе руководства и организации экономики, финансов, культуры, образования и других сфер общественной жизни, то полицейское право продолжает «практику» организации общественных отношений в сфере охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. В государственном управлении деятельность органов исполнительной власти направлена на создание определенных материальных и духовных ценностей. В «полицейском управлении» деятельность органов исполнительной власти направлена на охрану соответствующих социальных объектов и вытеснение из жизни общества тех отрицательных явлений, которые угрожают охраняемым объектам.
Административно-юстиционное право регулирует судебный порядок разрешения административных споров между гражданами (организациями) и органами государственной власти. Нормы административно-юстиционного права регулируют конфликтогенные управленческие и полицейские отношения, возникающие между властью и гражданами. Административно-юстиционные нормы образуют такую подсистему административного права, которая призвана обеспечить корректное и законное функционирование других подсистем, в частности полицейского права. Административно-юстиционное право по отношению к полицейскому праву имеет производный, вторичный характер. Административно-юстиционные нормы «следуют» за всеми другими
нормами административного права, регулирующими государственноуправленческую и полицейскую деятельность. При этом необходимо подчеркнуть следующее: вторичный характер административно-
юстиционного права определяется таким его правовым институтом, как право жалобы. Жалоба (административный иск) как процессуальный документ несет вторичную информацию, приобретенную из опыта, неправомерных действий полицейского чиновника, которые жалобщик (истец) признал незаконными, нарушающими его права и законные интересы.
Таким образом, полицейское право занимает место между двумя другими подотраслями административного права, следуя за управленческим и находясь перед административно-юстиционным. В плане своего названия полицейское право может перевоплощаться и называться «милицейским правом», «охранительным правом» или без какого-либо названия растворяться в административном праве, как это было в СССР и как это имеет место в современной российской административно-правовой науке. Однако фактически оно реально, очевидно и имеет свое традиционное адекватное самому себе название, которое неуничтожимо, как неуничтожима полиция.
За всю историю существования государства бок о бок с ним существовала и полицейская деятельность, основным элементом которой являлось и является полицейское право. Без полицейской деятельности не может существовать государство, поскольку основные его функции — обеспечение безопасности граждан, их имущества, неприкосновенности своих границ и территорий. В ходе данной деятельности возникают определенные отношения, которые регулируются полицейским правом. Таким образом, полицейское право является основным элементом полицейского дела, без которого последнее превратилось бы лишь в набор деклараций.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. 1981.
2. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. 2001. № 12.
3. Бельский. К.С. Полицейское право. 2003.
4. Корнеев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970.
5. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
6. О внутренних войсках МВД России: Федеральный закон от 22 января 1997 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
A.I. Nikitin
The police right of Russia as an element ofpolice affair
The problem of the police right is very actual today as the police right represents an extensive education system, in turn, are made from the large legal institutes. The aim of this article consists of proving the police right as an element of police activity of the state and of specifying in its place in right system.
Keywords: the police right, police affair, the state, police activity, the aim, problems, signs, concept.
УДК 343.1
Ю.М. Носов, соискатель, (Россия, Москва, Московский университет МВД России)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ,
ЭКСПЕРТА И СПЕЦИАЛИСТА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Поднята актуальная проблема, касающаяся взаимодействия органов расследования и экспертных подразделений. Рассматриваются вопросы правового статуса следователя, эксперта и специалиста, особенности их взаимодействия в целях повышения эффективности расследования преступлений.
Деятельность правоохранительной системы по раскрытию преступлений наиболее эффективна тогда, когда структурные подразделения тесно взаимодействуют между собой. Особенно важное значение в этой сфере имеет взаимодействие таких участников уголовного судопроизводства, как следователь, эксперт и специалист. В процессе слаженных совместных действий следователя и сотрудников экспертнокриминалистических подразделений могут быть собраны такие доказательства, которые не могут быть получены и закреплены следователем экспертом и специалистом по отдельности.
В настоящее время в преддверии реформирования деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации особенно важно правильно решить проблему эффективного взаимодействия всех лиц, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел. Данный вопрос является предметом обсуждения уже в течение длительного времени. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации издаются приказы и утверждаются инструкции по взаимодействию подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений. Однако и по сей день нет четкого представления