ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 947
ПОЛИЦЕИСКАЯ СТРАЖА В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
© г. В. ГАРБУЗ Пензенский государственный университет, кафедра истории Отечества, государства и права e-mail: [email protected]
Гарбуз Г. В. - Полицейская стража в России в начале ХХ в. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С.368-372. -В статье рассматриваются причины возникновения одного из наиболее значительных подразделений полицейского аппарата позднеимперской России. Представлена развернутая характеристика условий формирования, особенностей структуры и состава полицейской стражи. В центре внимания также находится проблема роли и места данного учреждения в процессе взаимодействия между властью и обществом в начале ХХ века. Анализ некоторых аспектов деятельности полицейской стражи позволяет сделать выводы о недостаточной эффективности традиционных для самодержавного государства репрессивных структур в условиях общественного подъема начала прошлого века.
Ключевые слова: полицейская стража, революция, крестьянство, общественные процессы, властные структуры, аграрные выступления.
Garbuz G. V. - Police guard in Russia at the beginning of the XXth century // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 368-372. - This article examines the reasons of the foundation of one of most important departments of police staff of last empire Russia. There is a broad characteristic of forming conditions, peculiarly stricture and staff of police guard. There is also the problem of the role andplace of this staff in the process of interconnections between the power and society at the beginning of the XXth century. The analysis of some aspects of police guard’s activities is able to do the conclusions about a weak effectiveness, stricture with are traditional for absolute monarchy state with conditions of social development at the beginning of the last century.
Keywords: police guard, revolution, peasant, social process, power stricture, agrarian rebellions.
В условиях подъема общественного движения власть неизбежно начинает ощущать нехватку рычагов давления на общество. В подобной ситуации оказалось российское самодержавие в начале ХХ века. Относительная общественная стабильность в последние десятилетия XIX века порождала у властных структур различного уровня уверенность в способности полицейского аппарата держать под контролем общественные процессы. Однако политические катаклизмы начала нового века и особенно революция 1905-1907 гг. развеяли эти иллюзии. Неспособность существующих органов власти контролировать ситуацию на местах и оперативно реагировать на всплески общественного недовольства поставили самодержавие перед необходимостью расширения репрессивного аппарата. Ответом государства на вызов общества стало создание нового охранительного учреждения - полицейской стражи.
Полицейская стража состояла из двух частей -участковыхстражниковилетучихконно-полицейских команд. Первые подразделения полицейской стражи стали формироваться еще в 1903 г. Участковые стражники были призваны заменить часть служащих сель-
ской полиции (сотских) и расширить контроль местной администрации за сельской полицией. Введение в сельской местности полицейской стражи существенно увеличило штаты уездной полиции, но численность защитников правопорядка по-прежнему оставалась недостаточной для эффективной работы. На территории первого стана Чембарского уезда Пензенской губернии проживало в 1908 г. 63798 человек. В распоряжении станового пристава находилось 11 урядников и 9 стражников. Т аки мобразом, накаждого полицейского приходилось более 3-х тысяч жителей [1. Л.117 об.]. Особенно острой проблема стала в период первой российской революции.
Существовавших полицейских структур было явно недостаточно для эффективной борьбы с массовыми крестьянскими выступлениями. Отчаявшаяся навести порядок собственными силами, администрация главную надежду возлагала на войска, расквартированные в губерниях. Еще с весны 1905 г. предпринимались попытки создать действенную систему использования, немногочисленных в то время в провинции, воинских контингентов. В апреле 1905 г. из состава
войск, расквартированных в губерниях, были выделены летучие отряды. Местная администрация получила возможность обращаться за помощью напрямую к начальникам отрядов, минуя высшие инстанции. Но это зачастую приводило лишь к тому, что местные полицейские чиновники вызывали войска при малейшем подозрении на беспорядки, что раздражало армейское начальство, так как вести боевую подготовку войск в таких условиях не было никакой возможности. Доходило до того, что армейские командиры открыто игнорировали просьбы наиболее беспокойных исправников [16. Л. 61.]. Большие размеры территории и малое количество войск в большинстве случаев не позволяли местной администрации использовать их для подавления крестьянских выступлений. Особую ценность для местных властей представляли казаки, как наиболее мобильные и надежные части, но их было так мало, что губернаторы распределяли их по уездам буквально десятками. В самый тяжелый период (ноябрь 1905 г.) в Симбирской губернии было всего две сотни казаков, в Пензенской - две с половиной [2. Л.159.].
В такой ситуации, чтобы компенсировать нехватку сил правопорядка и дать полиции собственную боевую силу для борьбы с революционными выступлениями, тем самым, уменьшить её зависимость от армейских подразделений, было принято решение
о создании не совсем обычной для МВД структуры -уездной конно-полицейской стражи. У каз о формировании соответствующих подразделений был опубликован 29 декабря 1905 года - в один из наиболее кризисных периодов революции.
Конно-полицейская стража имела двоякое назначение: с одной стороны она несла чисто полицейские функции по охране общественного порядка и безопасности, с другой представляла собой воинскую часть, предназначенную для подавления беспорядков силой оружия [23. С. 38.]. Последнее обстоятельство способствовало тому, что её подразделения получили военную организацию.
Двоякая структура конно-полицейской стражи создавала сложности при её формировании, поскольку у местных властей не было опыта в организации подобных подразделений. Отряды конно-полицейской стражи, расквартировывались казарменно, что создавало проблемы с размещением. Казенных зданий, пригодных для этой цели, в уездах, как правило, не имелось.Приходилось обращаться запомощью к частным лицам и общественным структурам. Помещики обычно охотно откликались на просьбы администрации. Размещение полицейского отряда в имении было относительной гарантией от крестьянских погромов. Земские учреждения шли на сотрудничество неохотно. Крестьяне, прекрасно понимавшие, что репрессии полицейской стражи будут направлены, в первую очередь, против них, всячески саботировали помощь в её организации. Нередкими были случаи поджогов зданий, в которых расквартировывались отряды стражи [19. С. 56.]. В некоторых случаях не находя подходящих помещений для казарм местные власти допускали расквартирование отрядов стражи по частным кварти-
рам. Но такой способ, с точки зрения администрации, имел ряд серьезных недостатков. Отмечалась быстрая деморализация расквартированных подобным образом частей. Возникали проблемы с хранением оружия.
Существовали трудности с формированием штатов. Несмотря на упрощенную процедуру приема в ряды полицейской стражи, ее численность почти никогда не достигала положенного уровня. Власть следующим образом определяла требования к кандидатам: « В уездную полицейскую стражу назначаются русские подданные, достигшие 25 лет от роду, обладающие здоровым телосложением, преимущественно из отставных и уволенных в запас нижних чинов. Кроме того от них требуется умение читать и писать и общее достаточное развитие» [3. л. 51 об.]. Первоначально, в стремлении быстрее создать боевую силу для борьбы с революционным движением, администрация интенсивно привлекала в ряды полицейской стражи местных уроженцев. Определенная часть населения, в основном, соблазненная перспективой поступить на государственную службу, гарантировавшую постоянный доход и некоторые льготы, откликнулась на призыв властей. Но вскоре выяснилось, что специфика полицейской службы и, в первую очередь, необходимость применять насилие по отношению к своим землякам, делали службу в страже малопривлекательной для местного населения. В январе 1906 г. в Бугурусланском уезде Самарской губернии из положенных по штату 225 стражников реально находились на службе лишь 30 человек. Как правило, вновь набранные стражники, разбегались после первого же выезда на подавление беспорядков [17. Л. 3.]. Для того чтобы как-то решить проблему власти переводили полицейские команды из одного уезда в другой. Однако эффект был незначительный.
В конечном итоге Департамент полиции определил правило, по которому уроженцам данной губернии разрешалось служить лишь в участковой страже, но за пределами своего уезда. Конно-полицейская стража формировалась выходцами из других губерний. Местная администрация не всегда могла выполнить это требование. Оптимальным решением для администрации было привлечение в ряды полицейской стражи казаков. Но оренбургские, уральские и донские казаки неохотно соглашались служить вдали от дома. Попытки привлечь на службу в полиции горцев Кавказа были малоуспешны. Трудности в общении и жестокий нрав горцев приводили к бессмысленным столкновениям с местным населением. В годы революции, веря в надежность горцев местная администрация часто закрывала глаза на подобные эксцессы, но в послереволюционный период негативный образ полиции, который кавказцы поддерживали своим поведением был неприемлем. Вице-директор Департамента полиции С.П. Белецкий (бывший самарский вице-губернатор) в августе 1910 г. вынужден был запретить особым циркуляром принимать на службу в полицейскую стражу горцев Кавказа» [5. л. 113 об.].
Постепенно местная администрация устанавливала связи с командованием военных округов для вер-
бовки в полицейскую стражу, увольнявшихся в запас военнослужащих из других губерний, но при этом избегала принимать на службу бывших солдат Семеновского полка. Чего здесь было больше - щепетильности губернаторов или нежелания осложнять отношения с местной общественностью, считавшей семеновцев после подавления Московского восстания карателями, определить трудно, но, несмотря на настойчивые рекомендации правительства, бывших семеновцев в рядах полицейской стражи не было.
Еще одной проблемой при формировании полицейской стражи было невысокое материальное обеспечение. Должность стражника была одной из наименее оплачиваемых. В Пензенской губернии и 1905 г. конный стражник получал 200-240 руб. и год. Жалование могло варьироваться в зависимости от губернии но незначительно. Полицейским стражникам было отказано в праве на получение пенсии. В экономически развитых губерния это делало службу не престижной даже среди крестьянского населения. В поволжских губерниях наличие неплохих сезонных заработков способствовало оттоку стражников из полицейских команд в летний период. В поисках лучших материальных условий стражники могли переходить из одного подразделения в другое. Самарский полицмейстер жаловался губернатору:«Самарскийисправ-ник сманивает у меня стражников в свои уездные отряды, где жизнь дешевле и работы меньше» [18. Л.1.]. Некоторые чиновники даже предлагали брать со стражников денежный залог, чтобы удержать их от досрочного ухода со службы [12. Л. 5 об.]. В лучшем положении в Поволжье была полицейская стража Пензенской губернии, где материальные выгоды от службы перевешивали этические принципы местного населения. Меньшая, чем в других губерниях, стоимость жизни и отсутствие прочных сезонных заработков делала жалованье стражника привлекательным. Местная администрация даже воспользовалась этим, создав не предусмотренную законом категорию «пеших стражников, посаженных на коней». Пешие стражники охотно соглашались содержать за свой собственный счет лошадей. Инспектировавший по поручению МВД в начале 1906 г. пензенскую полицейскую стражу генерал-майор Соколовский с удовлетворением отмечал, что пензенская стража находитсяв лучшем состоянии, чем в других губерниях Поволжья и почти сплошь состоит из уволенных в запас нижних чинов армии и гвардии [4. Л. 26 об.-28об.].
В лице бывшего военнослужащего полиция, по мнению правительства, должна была получить грамотного и знакомого с основами строевой подготовки сотрудника. На практике долгое время уровень подготовки полицейских стражников оставлял желать лучшего. Многие стражники проходили службу в армии на нестроевых должностях и не имели соответствующих навыков. Генерал-майор Соколовский следую-щимобразомохарактеризовалуровенькавалерийской подготовки пензенской конно-полицейской стражи: « Большинство не только рубить, но даже вынуть шашку не умеет без риска задеть товарища» [9. Л. 35об.].
Слабой была огневая подготовка. Помощник начальника самарского губернского жандармского управления в январе 1906 г. доносил начальству, что во время учебных стрельб в Бугульме смогли попасть в ростовую мишень из винтовки менее половины стражников [6. Л. 31.]. Набранные в спешке стражники в начальный период существования полицейской стражи весьма смутно представляли объем своих обязанностей и полномочий, некоторые были неграмотны.
Низкий уровень компетентности и образования, не позволял полицейской страже эффективно выполнять поставленные задачи,служил питательной средой для развития произвола и преступлений. Увеличению количества должностных преступленийтакжеспособ-ствовал режим попустительства и безнаказанности, существовавший в полицейской среде. Возможность применения мер административного воздействия делала жалобы на полицейских чиновников явлением крайне редким. Если жалобы все же появлялись, то администрация делала все возможное, чтобы спасти честь мундира и уберечь своих подчиненных от наказания. В ход шли любые средства: давление на потерпевших, затягивание следствия, сокрытие следов преступления и т. д. Если потерпевшим удавалось довести дело до суда, то приговоры полицейским были довольно мягкие. В феврале 1907 г. крестьянин села Татарский Сыромяс Городищенского уезда Пензенской губернии Сулейман Чуриков обратился к губернатору И.Ф. Кошко с жалобой на избиение его урядником Денисовым и стражниками. Администрация попыталась дело замять, но публикации о произволе городищен-ской полиции, появившиеся в местной оппозиционной прессе, привлекли внимание Департамента полиции, и делу был дан ход. Усилиями местной администрации следствие затянулосьи, по сути, превратилось в комедию. Лишь в июне 1913 г. состоялся суд, приговоривший одного из участников избиения к аресту при полицейском управлении на две недели, остальных - при арестантском доме на 6 дней [5. Л. 313.]. Однако даже терпение полицейского начальства имело предел. Ежегодно из каждой полицейской команды увольнялось по нескольку человек. Наиболее распространенные причины - пьянство, неисполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью.
Потребность в квалифицированных служащих привела к организации ряда учебных заведений для профессиональной подготовки полицейских стражников. Пионером в этой области в России, стала самарская полиция. В Самаре под руководством вицегубернатора С.П. Белецкого в 1908г. открылась школа урядников, при ней была создана учебная команда для вновь поступивших на службу полицейских стражников [20. С.24.]. Учебные команды для полицейских стражников вскоре появились в других губерниях. В программу таких школ входили как специальные, так и общеобразовательные предметы. Стражники получали знания по уголовному, государственному и административному праву, сыскному делу, закону божию, арифметике, географии, истории, медицине и ветеринарии [13. Л. 53.]. В качестве преподавате-
лей высыпали советники губернских правлений, товарищи прокуроров, начальники сыскных отделений, жандармские офицеры, врачебные и ветеринарные инспекторы, а также полицейские чиновники. Строевую подготовку вели офицеры полицейской стражи. Чтобы стимулировать приток слушателей в школы, губернаторы запрещали местному полицейскому начальству повышать в должности лиц, не прошедших профессиональную подготовку.
Некоторые полицейские начальники сами открывали учебные заведения для подчиненных. В 1913 г. были открыты курсы для стражников при курмыш-ском уездном полицейском управлении Симбирской губернии. Курмышский исправник с удовлетворением отмечал, что проходящие обучение стражники не только получают профессиональную подготовку, но и «постепенно отвыкают от дурных привычек и наклонностей как, то, например, игры в карты и пьянства» [14. Л. 68.].
Местная администрация пыталась использовать различные пути для повышения профессиональной компетентности полицейских. В Самаре в 1908 г. был открыт криминалистический музей, получивший высокую оценку в России и за границей [21. С. 50.]. Одной из функций этого музея была учебно-просветительская. В Пензе с 1911 г. издавался «Пензенский полицейский листок» - газета, которая в обязательном порядке распространялась по всем полицейским учреждениям губернии. В ней печатались распоряжения правительства и губернского начальства, а также статьи для полицейских, носившие учебный характер [6. Л. 29.]. Керенский уездный исправник открыл при полицейском управлении библиотеку для того, чтобы «чины полиции могли пополнить свой умственный запас и расширить кругозор» [7. Л. 176.]. Постепенно удалось добиться относительной подготовленности основных кадров полицейской стражи к выполнению своих функциональных обязанностей.
В период революционного подъёма основной задачей полицейской стражи в провинции была борьба с крестьянским движением. В таких условиях преимущественное развитие получила конно-полицейская стража, которая больше всего подходила для подавления крупных крестьянских выступлений. Повсеместно наблюдается перевод участковых стражников в структуры конно-полицейской стражи. Наиболее интенсивно конно-полицейская стража использовалась в 19061908 гг. В Чембарском уезде Пензенской губерний в 1907 г. её подразделения вызывались для пресечения беспорядков 28 раз, из них лишь три раза для пресечения уголовных преступлений [8. Лл.38-40.]. При подавлении аграрных беспорядков стражники часто шли на крайние меры, в Пензенской губернии в период с
1 августа 1906 по 1 сентября 1907 г. было 47 случаев применения оружия полицейской стражей [9. Л.60.].
Спад волны аграрного движения после окончания первой российской революции заставил правительство пересмотреть приоритеты в деятельности полицейской стражи в сторону усиления полицейского надзора за населением на местах. В 1911 г. произошла
реорганизация полицейской стражи. В связи с пере-распределениемфункцийсократиласьчисленность летучих отрядов, и увеличилось количество участковых стражников, которые теперь использовались,в первую очередь, как ближайшие помощники урядников.
Постепенно полицейская стража прочно заняла отведенное ей место в системе полицейских учреждений. В общем, местная администрация была довольна деятельностью её структур, значительно облегчивших контроль над ситуацией в уездах [15. Л.3.]. Отношение провинциального общества к полицейской страже было неоднозначным. Помещики относились к ней в основном благожелательно. Нередко стража являлась единственной защитой от крестьянских выступлений. В годы революции землевладельцы деятельно способствовали укреплению полицейских структур. Широкое распространение в этот период получила частная полицейская стража. Указом от 6 декабря 1905 г. губернаторам было предоставлено право учреждать по ходатайствам помещиков в их имениях полицейскую стражу. Причем, для большей оперативности был установлен семидневныйсрокдля рассмотрениятаких заявлений» [5. л. 38об.]. В условиях подъёма революции это привело к быстрому росту числа полицейских стражников в помещичьих имениях. В Пензенской губернии к началу 1906 г. их насчитывалось 235 человек [10. Л. 103.]. Это приветствовалось местной администрацией, так как полицейское руководство получило право использовать частную стражу для подавления аграрных беспорядков по своему усмотрению, хотя и с согласия лиц, её финансировавших. В период спада революции количество частной полицейской стражи резко пошло на убыль, а в послереволюционный период частная полиция почти исчезает. В Пензенской губернии к январю 1914 г. осталось всего 16 частных стражников [11. Лл. 2-12.].
Иное отношение к полицейской страже было в крестьянской среде. Полицейская стража была тем государственным инструментом, который ближе всего соприкасался с крестьянской массой и соответственно острее испытывал на себе её недовольство правительственной политикой. Стражники, по большей части выходцы из крестьянской среды, воспринимались общиной как предатели. Имели место приговоры общинных сходов об исключении стражников из сельских обществ. Родственники требовали от конных стражников возврата лошадей, находившихся в совместном пользовании. Случались поджоги домов и хозяйственных построек принадлежавших стражникам. Ярким примером отношения к полицейской страже в крестьянской среде является решение одного из сельских сходов в Самарской губернии: « ... стражникам квартир не давать, провизии не отпускать, кто дает напиться воды, или курить, или спичку, того крестьяне должны из общества исключить и не считать своим товарищем» [22. С.50.]. Противостояние между общиной и полицейской стражей было постоянным явлением на протяжении всего периода существования последней. В период революции 1905-1907 гг. полицейская стража была одним из важнейших инструментов борьбы
с крестьянским движением, в послереволюционный период она становиться рычагом давления на общину при осуществлении столыпинской аграрной реформы.
Создание полицейской стражи можно считать характерным примером реакции полицейского по сути государства, каковым являлось российское самодержавие, на рост общественного недовольства. Полувоенная, полуполицейская организация стала одним из основных инструментов давления на общество. Если в годы революционных катаклизмов применение властью военизированных структур в борьбе с освободительным движением в какой-то степени объяснимо, то в период относительной стабильности подобная практика указывает на укоренившуюся привычку разговаривать с народом языком силы. Полицейская стража, впитавшая все недостатки существующей полицейской системы,оказаласьмалоэффективныморудиемв руках местной администрации и лишь частично оправдала ожидания властей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГосударственныйархивПензенскойобласти(ГАПО).
Ф.6.Оп.1а.Д.197.
2. ГАПО.Ф.5.Оп.1.Д.7588.
3. ГАПО.Ф.6.Оп.1а.Д.391.
4. ГАПО.Ф.6.Оп.1а.Д.55.
5. ГАПО.Ф.6.Оп.8.Д.332.
6. ГАПО.Ф.176.Оп.1.Д.17.
7. ГАПО.Ф.5.Оп.1.Д.7989.
8. ГАПО.Ф.6.Оп.3.Д.6.
9. ГАПО.Ф.6.Оп.1а.Д.35.
10. ГАПО.Ф.5.Оп.1.Д.7587.
11. ГАПО.Ф.6.Оп.1а.Д.161.
12. ГосударственныйархивУльяновскойобласти(ГАУО). Ф.88.Оп.1.Д1792.
13. ГАУО.Ф.88.Оп.5.Д.501.
14. ГАУО.Ф.88.Оп.1.Д.2049.
15. Российский государственный исторический архив. Ф.1284 Оп.194.1907.Д.63.
16. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф.3.Оп.233.Д.1913..
17. ЦГАСО.Ф.468.Оп.1.Д.868.
18. ЦГАСО. Ф.1.Оп.1. Д.4715.
19. Кузнецов В.Н. Конно-полицейская стража в симбирской деревне ( 1905-1907 ) // «Постигая прошлое и настоящее».Межвузовскийсборникнаучныхтрудов. Выпуск 3. Саратов, 1999.
20. Памятная книжка Самарской губернии на 1908 г. Самара. 1908.
21. Перегудова З.И. Политический сыск России (18801917). М., 2000..
22. Сенчакова Л.Т. Крестьянское движение в революции 1905-1907 г.г. М., 1989
23. Снегирев И. Безопасность и полиция. Витебск, 1912.