ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ
© Беляева Е.Г.*
Белгородский юридически институт МВД России, г. Белгород
Статья посвящена вопросам полицейской этики и служебной дисциплины в странах Европы.
Ключевые слова полицейская этика, служебная дисциплина.
Решением проблемы внедрения полицейской этики в деятельность полиции и в профессиональное обучение сотрудников полиции на всех этапах обучения, воспитания нравственности в полицейской среде явилось использование в качестве нормативно-ориентрующей основы для полицейских о должном профессиональном поведении Европейского Кодекса Полицейской Этики, который был принят в Европе в 2001 году [1].
Основными принципами Европейского Кодекса Полицейской Этики являются:
- уважение права на жизнь;
- уважение фундаментальных прав и свобод личности;
- принцип разделения властей в системе наказаний;
- принцип презумпции невиновности;
- принципы беспристрастности, прозрачности, честности, вежливости, справедливости, ответственности, благоразумия, подчинения закону;
- принципы равенства перед законом, объективности, необходимости и взвешенности, неподкупности и уважения к обществу.
Наиболее значимым аспектом обеспечения профессиональной этики и служебной дисциплины в органах полиции становится проведения служебных проверок по выявленным фактам правонарушений среди сотрудников полиции. Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить характерные нюансы в порядке их проведения, актуальные для отечественной практики.
В Великобритании сформировано Управление по рассмотрению жалоб на недостойные и противоправные действия работников полиции. Сотрудниками Управления являются уважаемые в стране лица, бывшие руководители финансовых компаний, армейские генералы в отставке, дипломаты, назначаемые на свои посты министром внутренних дел. При этом сотрудники данного Управления не являются ни работниками полиции, ни юристами. Этот своеобразный общественный контроль рассматривает жалобы на не-
* Начальник отдела морально-психологического обеспечения.
достойное поведение полиции, с тем чтобы проверка такого рода проводилась беспристрастно, объективно и добросовестно. В компетенцию сотрудников Управления входят проверка материалов по всем жалобам на действия полиции, руководство процессом служебного разбирательства, решение вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной или уголовной ответственности.
В США и Германии служебная проверка представляет собой форму следствия и проводится специальной службой. Перед проведением служебной проверки полицейский, в отношении которого она назначена, принимает присягу, которая обязывает его честно сообщить все известные факты по делу проверки. Нарушение присяги вследствие лжесвидетельства приводит к увольнению сотрудника из органов полиции без права назначения пенсии, которая достаточно значительна в странах Европы. Срок проведения служебной проверки по факту противоправной деятельности сотрудника полиции не установлен. В связи с чем, служба имеет право на сбор и проверку информации о сотруднике до тех пор, пока весомость доказательств будет признана достаточной для уголовного преследования и передачи досье в суд. При этом официальным обвинителем в суде выступает прокуратура.
Одним из важных элементов проведения служебных проверок является моральное воздействие на подозреваемого сотрудника. Например, в Китае сотрудник обязан в течение трех дней дать письменные объяснения по совершенному им противоправному действию с указанием всех обстоятельств происшествия, причин, которые этому способствовали, и оценки степени вины. Полученные объяснения проверяет специалист-психолог.
В целях недопущения совершения сотрудниками полиции правонарушений организована работа по профилактике должностных проступков, которая состоит из двух элементов.
Первый - анализ материального состояния сотрудников и их близких, в который входит декларирование доходов, расходов и имущества сотрудников (США, Финляндия) обязанность о предоставление сведений (декларирование) о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников полиции, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера близких (супругов) и несовершеннолетних детей; контроль баланса кредитной зарплатной карты служащих; получение в кредитных финансовых и микрофинансовых организациях сведений о сотрудниках, являющихся должниками (США).
Второй - ежедневный контроль за служебной деятельностью сотрудника, который включает:
- стимулирование соблюдения законности сотрудником: увеличение срока контракта на службу в полиции при отсутствии правонарушений (Израиль), перевод на более престижный участок в работе (США);
- проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа на допуск к сведениям, составляющим служебную тайну, а также в рамках проводимой служебной проверки (США, Израиль, Испания, Канада);
- обязательный порядок дачи сотрудником объяснений (рапорта) по обстоятельствам проводимой в отношении его служебной проверки (США, Финляндия, Израиль).
Особого внимания заслуживает опыт Королевской конной полиции Канады. В целях профилактики должностных правонарушений в настоящее время вводится специализированная система «раннего антикоррупционного вмешательства», которая позволит определять индивидуальную предрасположенность конкретных сотрудников к совершению должностных преступлений, своевременно и компетентно влиять на начавшийся негативный процесс, оказывая при этом необходимую моральную помощь потенциальным правонарушителям. Система должна по специальным индикаторам, отражающим психофизиологическое состояние, отслеживать динамику поведения служащих полиции в течение всей их карьеры, наличие жалоб на их действия, информацию о совершенных дисциплинарных проступках, нарушениях правил пользования автотранспортными средствами, результаты работы, уровень благосостояния и ряд других.
Мировой практикой является система ротации кадров в Великобритании. Так, поступивший на службу сотрудник в течение определенного времени (в ФБР Минюста США до 3 лет) должен отработать в территориальном офисе службы. Затем он переводится в другое территориальное подразделение (для работы по той же линии) с возможным повышением. После этого сотрудник может быть переведен для работы в головное подразделение и в дальнейшем может быть назначен руководителем в территориальные подразделения службы.
Осознание реальных возможностей полиции привело к тому, что сегодня на уровне правительств США и Западной Европы признана ошибочность требований, ранее предъявляемых к полиции. Отечественные же подразделения МВД, невзирая на явные противоречия между декларируемой социальной миссией «борьбы с преступностью» и возможностями ее реализации, по-прежнему остаются в рамках традиционной силовой модели, которая, в свою очередь, является фундаментальной с точки зрения определения ведомственной идеологии правоохранительных органов.
Выход из сложившейся практики для полицейских видится в переходе от реактивного к проактивному способу воздействия на преступность. В качестве основной функции полиции предлагается не «борьба с преступностью», а «служба обществу», «обеспечение общественной безопасности», что предполагает отказ от агрессивной политики и восприятия преступников не как врагов общества, а как граждан с деформированным поведением, подлежащим коррекции.
В связи с этим в европейской криминологии все более четкое оформление получает идея приоритетного развития ведомственной полицейской этики как теоретического базиса высокоморального поведения личности. В немалой степени подобной переоценке стратегических ценностей способствовала работа Экспертного комитета по полицейской этике и проблемам, связанным с осуществлением функций полиции (The Committee for Experts on Police Ethics and Problems of Policing), созданного в составе Комитета Совета Европы по проблемам преступности (The European Committee on Crime Problems - CDPC). Первые результаты его работы, представленные на 12-м Коллоквиуме по криминологии 1999 г., организованном Советом Европы по теме «Полномочия и ответственность полиции в демократическом обществе», рассматривали роль полиции в демократическом обществе и ее место в системе уголовной юстиции, задачи полиции в соответствии с верховенством закона, контроль над полицией, а также непосредственно этические аспекты управленческой деятельности полиции.
К числу основных аргументов в пользу первоочередного развития именно этических принципов зарубежные криминологи относят следующие особенности деятельности работников правоохранительных органов:
- работники полиции имеют право выбора при принятии решений относительно жизни, свободы и собственности других граждан;
- именно на них ложится непосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;
- они обязаны защищать права граждан;
- как служители и защитники интересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения (рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);
- полиция имеет право использовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от личных качеств сотрудников;
- для представителей этнических меньшинств работники полиции часто являются олицетворением всех органов власти и общества в целом;
- неквалифицированные и противоправные действия работников полиции наносят моментальный и значительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органов государственной власти.
Хотя в научном плане данная проблема подробно не рассматривается, вопрос о формировании ведомственных этических принципов, применимых для повседневной деятельности, действительно относится к разряду насущных. Поскольку этические принципы правоохранительной деятельности в немалой степени формируют особенности служебного менталитета, определяющем конкретные действия полиции в ситуациях морального выбора, их развитие с точки зрения соблюдения прав человека представляется не менее важным, нежели решение задач материально-технической, кадровой и социальной обеспеченности МВД России.
Однако, следует помнить, что не всякий опыт эффективной воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов за рубежом может быть столь же эффективен в нашей стране и в наших условиях. Более того, наш подход к зарубежному опыту предусматривает решение несколько иных задач, поскольку ни один зарубежный опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов невозможно перенести в нашу систему МВД «один к одному».
Список литературы:
1. Европейский Кодекс полицейской этики. Изложение мотивов. Рекомендация Rec. (2001)10. Принята Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polis.osce. org/library/f/2687/1492/CoE-FRA-RPT-2687-RU.pdf. - С. 17.
2. Interpol. Code of ethics for law enforcement officers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interpol.int/Public/Corruption/IGEC/Co-des/Default.asp.
3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утв. приказом МВД РФ No 1138 от 24 декабря 2008 г.
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ В СФЕРЕ РЕЖИМА ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Горбунова Е.Г.*
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются административно-правовые санкции за совершение правонарушений в области обеспечения установленных режима охраны государственной границы, режима в пунктах пропуска через нее, режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Указывается порядок применения наказания, существующие противоречия и пути их преодоления. Представлена судебная практика и данные социального опроса.
Ключевые слова административные наказания, административный штраф, административный арест, административное выдворение, административное приостановление деятельности, государственная граница.
* Аспирант кафедры Конституционного и административного права.