УДК / UDK 338.481.31 DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-71-79
ИВАНОВ Андрей Александрович
Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины (Санкт-Петербург, Российская Федерация); кандидат исторических наук, доцент;
e-mail: bishop-1985@list.ru
ПОЛИТИЗАЦИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В СССР В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ_
В современной ситуации осложнения международного положения России и резкого ухудшения отношений с Соединенными Штатами Америки многие эксперты всерьез говорят о начале новой холодной войны. Эти процессы сегодня оказывают существенное влияние на развитие международного туризма, что делает весьма актуальным исследование различных аспектов советско-американских туристских контактов в предшествующие периоды политического обострения. Изучение истории советского туризма в годы холодной войны позволяет пролить свет не только на общую историю страны, но и детально раскрыть специфику работы туристских ведомств в ситуации эскалации идеологического конфликта. Хотя в тот период туризм наделялся иными, чем в настоящее время функциями, опыт «Интуриста» в налаживании культурных контактов между СССР и США заслуживает пристального внимания. В настоящей статье дается краткий анализ процесса политизации туризма в СССР в условиях противостояния с капиталистическими странами. Особое внимание уделяется исследованию влияния международного туризма на политический курс руководства Советского Союза и умонастроения советских граждан с точки зрения «теории конвергенции».
Ключевые слова: СССР, туризм, холодная война, конвергенция, индоктринация.
Введение. На сегодняшний день тема влияния туристско-экскурсионной деятельности на социально-экономическую и политико-идеологическую жизнь Советского государства пока не была полностью раскрыта в доступной широкому кругу читателей литературе. При исследовании истории СССР вопросам развития туризма, как правило, не уделялось должного внимания, так как долгое время на первый план в содержании советского туризма выставлялась скорее его экономическая или воспитательная, а не культурно-политическая составляющая. На данный момент введенные в научный оборот материалы позволяют утверждать, что институт международного туризма в Советском Союзе представлял собой полноценную арену идеологической борьбы с капиталистическим миром. Партийные чиновники открыто называли зарубежный туризм «новым не ядерным, не баллистическим, но межконтиненталь-
ным оружием» [9, с. 141], а количество людей и ресурсов, вовлеченных в борьбу на этом направлении, росло с каждым годом.
Естественно, функции органов, ответственных в СССР за данный вид деятельности - в первую очередь, ВАО «Интурист» и БММТ «Спутник» - находились за пределами простого оказания туристских услуг отечественным и иностранным путешественникам. Одной из их немаловажных задач была демонстрация принципиальной разницы в социальных отношениях, научно-техническом развитии и системе ценностей между социализмом и капитализмом [1, с. 39], а именно - формирование положительного имиджа собственной страны на фоне объятого множеством экономических, этнических и религиозных разногласий остального мира.
К примеру, в противовес существовавшей в большинстве стран расовой дискриминации Советский Союз предлагал
строить общество на принципах интернационализма и всячески демонстрировал свои достижения на данном поприще приезжим. Даже рекламные плакаты (рис. 1) и брошюры (рис. 2), предлагавшие иностранцам отправиться в путешествие по России, представляли межнациональные отношения в стране исключительно гармоничными и дружественными. Побывав в СССР в начале 1930-х гг., молодой чернокожий журналист из США Г. Смит заверял своих сограждан, что «Россия была единственным местом, где я мог скрыться от дискриминации по цвету кожи» [18, р. 7]. Сходную роль играла и организация хаджа советских мусульман в Мекку в период «оттепели». Эта операция была призвана показать отсутствие в социалистическом обществе ущемления прав религиозных групп, поэтому перед паломниками Советом Министров ставилась задача «вести беседы с мусульманами других стран о достижениях советского народа во всех областях жизни» и развеивать имеющиеся у них стереотипные представления о положении Ислама, рассказывая «правду о жизни мусульман в СССР» [6, с. 88-89].
Наряду с этим руководство «Интуриста» регулярно подчеркивало, что нужно «пребывание каждого иностранца на территории СССР использовать для того, чтобы оно способствовало распространению правдивой информации о жизни советского народа»1. По выражению историка М. Мицеля, перед туристскими учреждениями, фактически, «ставились требования индоктринации туристов. Создание позитивного образа СССР, кратковременная идеологическая обработка при обслуживании иностранных туристов относились к числу приоритетов» [8, с. 19]. На причинах столь радикального превращения деятельности из туристско-рекреационной в пропагандистскую стоит остановиться подробнее.
Причины политизации туризма в СССР
Первые шаги по приданию зарубежным путешествиям систематического характера были предприняты руководством
1 Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9612. Оп. 2. Д. 237. Л. 68.
СССР еще в конце 1920-х гг., когда по инициативе Народного комиссариата внешней торговли создается акционерное общество «Интурист». С первых дней своего существования общество было наделено крайне широким спектром функций - от продажи иностранцам билетов в СССР и экскурсионного обслуживания до строительства гостиниц, подготовки специализированного персонала и издания справочной литературы для путешественников.
При этом уже на начальном этапе своей истории «Интурист» в немалой степени стал заложником внешнеполитических противоречий между СССР и капиталистическими державами. Хотя члены правления общества считали приоритетными задачами привлечение иностранных инвестиций и укрепление международного авторитета своей страны, решения о допуске представителей тех или иных стран на советскую территорию порой принимались на высшем государственном уровне не столько по экономическим соображениям, сколько в угоду политической конъюнктуре. Так, в случае обострения отношений с той или иной страной советская граница для ее граждан оставалась закрытой, если же Политбюро было заинтересовано в развитии международных контактов, издавалось постановление «не возражать против приезда в СССР» какой-либо зарубежной туристической группы.
В результате такой политики клиентская база «Интуриста» оказалась крайне ограничена и большую часть приезжих поначалу составляли только американцы, англичане, немцы и испанцы, а первый год деятельности для акционерного общества обернулся убытками. На этом фоне постоянное повышение государством плановых показателей по привлечению новых клиентов из-за границы вступало в противоречие с необходимостью улучшения качества их обслуживания - в итоге, на некоторых экскурсионных направлениях доля неудовлетворенных советским сервисом иностранцев доходила до 95% [10, с. 37]. Попытки преодолеть наметившийся кризис спровоцировали ряд реорганизаций структуры «Интуриста», укрепление его материальной базы, что завершились в 1939 г.
Рис. 1 - Рекламный плакат «16-дневный круиз по Волге с посещением величайших городов Советского Союза»; 1930-е гг.
Fig. 1 - Advertising poster "16 Days Cruising the Volga and Visiting the Great Cities of the Soviet Union"; 1930s.
передачей Общества в ведение Наркомата внешней торговли.
Впрочем, несмотря на подобную структурную принадлежность, по окончании Второй мировой войны экономическая составляющая в работе отечественных туристско-экскурсионных ведомств стала все более уступать место политико-идеологической. Подобный поворот был обусловлен не только приоритетами руководства правящей партии, но и ограниченностью ресурсов самого акционерного общества (дефицит кадров одних только гидов-переводчиков доходил до 70%) при широте поставленных перед ним задач. К тому же из-за падения уровня жизни в европейских странах и осложнения отношений с США, являвшихся ключевыми партнерами СССР в сфере туризма до войны, возможности получения необходимой государству валютной выручки сократились. Советский Союз, напротив, теперь сам был вынужден оказывать европейцам финансовую поддержку через «Совет экономической взаимопомощи», поэтому до полного восстановления мировой экономики
рассчитывать на высокую прибыльность от деятельности «Интуриста» на рынке въездного туризма было сложно.
В сложившейся ситуации решением проблемы могло послужить как масштабное продвижение услуг Общества на новых рынках (что требовало дополнительного финансирования рекламной деятельности), так и концентрация доступных ему ресурсов на каком-либо одном из многочисленных направлений работы. Выбор второго пути развития, по-видимому, был в равной степени предопределен как сложностями экономического положения СССР, так и началом нового витка идеологического противостояния со странами Запада. Последнее было особенно важно, поскольку в условиях прекращения с 1943 г. деятельности Коминтерна, который И.В. Сталин считал малоэффективной структурой, именно «Интурист», возобновивший работу уже в 1947 г., был вынужден взять на себя задачу продвижения советского образа жизни и экспорта советских ценностей за рубеж [16, р. 760]. Все эти изменения вполне укладывались в логику развития советско-американских отношений, в которых с течением времени вероятность открытой военной конфронтации снижалась, сменяясь конкуренцией в таких сферах, как культура, наука, спорт и др.
Соответственно, на начальном этапе холодной войны советские туристские структуры оказались наделены изначально несвойственными им пропагандистскими функциями2. Подобная трансформация требовала не только налаживания связей «Интуриста» с такими важнейшими элементами советской политической системы, как КПСС, КГБ и ВЦСПС, но и создание особой методики экскурсионной работы, предполагавшей демонстрацию достижений социализма и сокрытие негативных сторон жизни в СССР [11, с. 75].
С одной стороны, «индоктринации туристов» способствовал рост международного авторитета Советского Союза и интереса к его достижениям в науке и культуре,
2 Характерно, что аналогичные процессы в данный период времени протекали не только в советско-американских отношениях, но и в разделенной Германии.
особенно - в космической сфере (рис. 3). Американские туристы в конце 1950-х гг. свидетельствовали, что значительная часть их сограждан «проявляет большой интерес к Советскому Союзу, сейчас тяжело достать путевку, так как много к вам едут» [12, с. 151]. В дальнейшем этот ин-
Рис. 2 - Рекламная брошюра «100 народов приглашают посетить Советский Союз» («Интурист», 1930-е гг.)
Fig. 2 - The advertising brochure «100 Peoples Invite You to Visit the Soviet Union» («Intourist», 1930s).
терес сохранился, несмотря на имевшие место кризисы в советско-американских отношениях.
С другой стороны, своеобразным препятствием для развития иностранного туризма служила психология советских граждан. Как заметил по этому поводу в своих мемуарах Н.С. Хрущев, в 1950-е гг. «мы... еще не отделались от наследия сталинских времен, когда в каждом иностранце видели неразоблаченного врага, приезжающего к нам только с целью вербовки советских людей или шпионажа» [14]. Получалось, что для успешной пропаганды советского образа жизни среди иностранцев следовало прекратить их демонизацию в глазах граждан СССР, однако именно в этом крылся один из главных парадоксов советской туристской политики.
Международный туризм в свете «теории конвергенции»
Дело в том, что «идеологическая обработка» в рамках туристических контактов не могла не носить двустороннего характера. Подобно тому, как иностранцы подвергались пропагандистскому воздействию со стороны гидов «Интуриста», они невольно оказывали аналогичное воздействие на советских граждан, в контакт с которыми вступали. Как полагают современные исследователи, «коммуникативная природа туризма углубляет взаимопонимание, формирует культурную толерантность, обеспечивает моральную и интеллектуальную основу международного сотрудничества» [4, с. 92]. Иными словами, даже ограниченное общение с представителями иной культуры существенно расширяло представления жителей СССР не только об альтернативных вариантах социально-политического и экономического устройства собственного государства, но и об образцах поведения, распространенных в других странах. Контролировать такие контакты становилось все тяжелее по мере того, как росло число иностранных туристов в СССР.
В результате изначально жесткие границы между социалистическим и капиталистическим обществом стирались, создавая эффект, который ученые той эпохи назвали «конвергенцией».
Под «конвергенцией» в науке понимается процесс сближения и уподобления друг другу субъектов конфликтного взаимодействия [5, с. 256], то есть рост сходств у изначально непохожих друг на друга социальных институтов, обусловленный наличием между ними противоречий по каким-либо значимым вопросам. Распространение этого термина в гуманитарных науках обычно связывают с именем русского социолога П.А. Сорокина, в трудах которого данная теория получила детальную проработку на материалах холодной войны. Исследователь выдвинул предпо-
ложение, что при пролонгации этого конфликта советский социализм и американский капитализм рано или поздно в чистом виде исчезнут, а их заменит некая «усредненная» («интегральная») форма общественно-политического и экономического устройства [19].
Любопытно, что конвергенции могут способствовать весьма разнородные факторы - война, международная торговля, научно-техническая революция, мода и др. Одним из таких факторов может выступать и интенсификация туристских контактов, так как благодаря им происходит обмен социокультурным опытом между гражданами разных стран. Вероятно, понимая это, руководство «Интуриста» совместно с органами государственной безопасности вело постоянный мониторинг «провокационных» вопросов, которыми интересовались иностранцы. При этом в методических рекомендациях гидам содержалось указание видеть идеологический подтекст в любом «праздном вопросе» туриста и стараться не допускать дискуссий между советскими гражданами и зарубежными
ТНЕ COUNTRY
OF THE WORLDS FIRST
COSMONAUT
гостями на такие темы, как культ личности И.В. Сталина, ограничение свободы прессы, отсутствие в магазинах продуктов питания, преследование инакомыслящих и т.д.
Подражание западному образу жизни не поощрялось (вплоть до борьбы с ношением джинсов, которые считались символом буржуазности), однако, несмотря на идеологические ограничения, в советском обществе наблюдался устойчивый интерес к иностранному кинематографу, музыке и литературе. Граждане СССР, при возможности, скупали у приезжих одежду и другие предметы зарубежного производства, а диссиденты использовали иностранных путешественников для передачи на Запад материалов, содержащих критику общественно-политического строя СССР.
В целом, наличие контактов с капиталистическим миром в равной степени влияло как на рядовых граждан, так и на элиту Советского Союза. В частности, на государственном уровне наблюдалась устойчивая тенденция к заимствованию достижений Запада в научно-технической сфере, поэтому партийные функционеры следующим
Рис. 3 - Рекламные плакаты «Посетите СССР -
Родину первого в мире космонавта» («Интурист», 1960-е гг.)
Fig. 3 - Advertising posters «Visit the Soviet Union - the Country of the World's First Spaceman" ("Intourist", 1960s)
образом описывали характер советско-американского противостояния: «у наших военных и политиков не было подлинной стратегии. Каждый копировал друг друга: вы получили атомную бомбу, мы получили атомную бомбу; вы двигались вверх, и мы двигались вверх»3. При этом в рамках процесса «конвергенции» происходило постепенное смягчение советской идеологии - например, если в начале 1960-х гг. партия вела активную борьбу с влиянием религии в обществе, то уже к концу десятилетия руководители СССР не возражали против приезда в страну группы американских баптистов, а, по данным председателя КГБ Ю.В. Андропова, в 197273 гг. в СССР побывали примерно 380 католических священников из Ватикана.
Интересные изменения происходили и в настроениях рядовых граждан. К примеру, после принятия руководством КПСС в начале 1960-х гг. решения о расширении сотрудничества Советского Союза с африканскими странами, освободившимися от колониальной зависимости (число африканских студентов в СССР с 1959 по 1969 гг. выросло почти в 70 раз), выяснилось, что отношение к приезжим с другим цветом кожи в социалистическом обществе было таким же дискриминационным, как и в капиталистических государствах [17, р. 72]. Несмотря на заверения советских исследователей, что «в СССР не может быть места таким позорным явлениям, как дискриминация иностранцев по национальному и расовому признаку» [2, с. 33], чернокожие студенты регулярно сталкивались с нетолерантным отношением и неоднократно протестовали против фактов ущемления своих прав.
По сути, это было одним из симптомов отказа от следования принципам интернационализма, закрепленным в общественном сознании в первые десятилетия после Октябрьской революции. С точки зрения правоохранительных органов, причиной подобной ситуации была подрывная работа иностранных спецслужб. Так, согласно
3 25-летие Кубинского ракетного кризиса 1962 года. Конференция американских и советских политиков и ученых в Кембридже // Вопросы истории. 2013. № 6. С. 4.
«Отчету о работе Комитета государственной безопасности за 1975 год», «среди иностранцев, приезжавших в нашу страну по линии культурного, научного обмена и в качестве туристов, выявлено значительное количество эмиссаров зарубежных сионистских и других антисоветских организаций. За попытки проведения идеологической диверсии выдворено из СССР 114 иностранцев, 679 установленным эмиссарам и функционерам зарубежных антисоветских центров и другим иностранцам закрыт въезд в СССР» [3, с. 112].
За «пропаганду западного образа жизни» из Союза высылались даже иностранные студенты и аспиранты, прибывшие по обмену из США и Европы. Справедливости ради заметим, что советско-американский обмен научными кадрами действительно «обеими странами рассматривался, в том числе, и как возможность для осуществления идеологических диверсий, хотя это никогда открыто не подчеркивалось, но активно использовалось спецслужбами и СССР, и США» [7, с. 105-106]. Однако процессы взаимопроникновения культур происходили и без вмешательства профессиональных агентов зарубежных разведок.
Сегодня некоторые специалисты по истории туризма придерживаются точки зрения, что «иностранное политическое и культурное влияние сыграло огромную роль в создании политической оппозиции в СССР» и привело к «увеличению численности и высокому уровню организации многочисленных нонконформистских и оппозиционных властям групп, преимущественно из среды студенчества и интеллигенции». Более того, по мере активизации туристских контактов с капиталистическим зарубежьем начиная с сер. 1950-х гг. правоохранительные органы стали отмечать усиленное распространение в СССР таких явлений, как проституция, валютные спекуляции, нелегальная торговля [13, с. 12, 25] и т. п.
Как заключил американский исследователь П. Бойл, продукция Голливуда, джинсы, «Кока-Кола», рок-музыка и телевизионные «мыльные оперы» сыграли гораздо большую роль в падении коммунизма в Советском Союзе и Восточной Ев-
ропе, чем весь ракетно-ядерный потенциал и вооруженные силы их противников [15, р. 488].
Выводы. Можно сделать вывод, что повышение степени открытости советского общества для иностранцев за счет эффекта «конвергенции» спровоцировало целый комплекс изменений в общественно-политической жизни граждан СССР. «Интурист», призванный оказывать пропагандистское воздействие на зарубежных гостей, невольно стал проводником принципиально новых для социалистического общества ценностей и образцов поведения. Воздействие въездного туризма носило многосто-
ронний характер, оценить потенциальные риски от которого руководство КПСС не только не сумело вовремя, но и не смогло противопоставить ему достойной альтернативы. При этом дальнейшие события в истории страны показали, что это воздействие оказалось необратимым - возврата к ценностям и принципам довоенной жизни так и не произошло.
Данная ситуация в очередной раз подтвердила высокую степень влияния туристской политики на социокультурные процессы в консервативных обществах, а также необходимость уделять внимание этой сфере со стороны государства.
Список источников:
1. Байбаков А.И., Кулдашина Н.М. Иностранный туризм на службе мира. М.: Ин-т повышения квалификации Госкоминтуриста СССР, 1983. 63 с.
2. Богуславский М.М., РубанА.А. Правовое положение иностранцев в СССР. М.: Ин-т международных отношений, 1962. 143 с.
3. Власть и диссиденты. Из документов КГБ и ЦК КПСС. М.: Московская Хельсинская группа, 2006. 282 с.
4. ГончаренкоА.Б. Закономерности культурной диффузии в отечественном туристском дискурсе // АРТИКУЛЬТ. 2015. Т.3. № 19. С. 92-98.
5. Иванов А.А., Воронов В.М. Негативистская конфликтология. М.: Флинта, 2015. 304 с.
6. Косач Г.Г. Саудовская Аравия и советское мусульманское сообщество: хадж в контексте советской внешней политики (время «оттепели» - 1950-е - 1960-е годы) // Нижегородский журнал международных исследований. 2009. Осень - зима. С. 87-91.
7. Крымская А.С. К истории научно-образовательных обменов между СССР и США в конце 1950-х -1960-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 2. С. 99-106.
8. Мицель М. Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра // Голокост i сучасысть. 2007. № 1. С. 9-30.
9. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». 1953-1964 гг. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 512 с.
10. Севостьянов Г.Н. Москва - Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933-1936. М.: Наука, 2002. 537 с.
11. Холландер П. Политические пилигримы. Путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе. 1928-1978. СПб.: Лань, 2001. 592 с.
12. Хрипун В.А. Некоторые проблемы организации иностранного туризма в Ленинграде в 1950-е -1960-е годы // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2011. Вып. 1. С. 149-155.
13. Хрипун В.А. Иностранцы в Советской России в 1950-е - 1960-е гг. (на материалах Ленинграда): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2011. 27 с.
14. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания. В 4 ч. Часть 4. М., 1999. URL: http://www.2lib. ru/getbook/11996.html (Дата обращения: 22.07.2016).
15. Boyle P.G. The Cold War Revisited: Review Article // Journal of Contemporary History. 2000. Vol. 35. № 3. P. 479-489. DOI: 10.1177/002200940003500309.
16. Gorsuch A. There's no Place like Home: Soviet Tourism in late Stalinism // Slavic Review. 2003. Vol. 62. № 4. P. 760-785. DOI: 10.2307/3185654.
17. Matusevich M. Journeys of Hope: African Diaspora and the Soviet Society // African Diaspora. 2008. Vol. 1. P. 53-85. DOI: 10.1163/187254608X346033.
18. Smith H. Black Man in Red Russia: A memoir. Chicago: Johnson Publishing Company, 1964. 221 pp.
19. Sorokin P.A. Mutual Convergence of the United States and the USSR to the Mixed Sociocultural Type // International Journal of Comparative Sociology. 1960. № 1(2). P. 143-176. DOI: 10.1177/ 002071526000100202.
AndreyA. IVANOV
Saint-Petersburg State Academy of Veterinary Medicine (St. Petersburg, Russia);
PhD in History, Associate Professor; e-mail: bishop-1985@list.ru
POLITIZATION OF INCOMING TOURISM IN USSR DURING THE PERIOD OF THE COLD WAR: CAUSES AND CONSEQUENCES
In the current situation of complication of Russia's international position and a sharp deterioration of relations with the United States, many experts are talking seriously about a new Cold War. Nowadays these processes have a significant impact on the development of international tourism, what makes the investigation of various aspects of Soviet-American tourism contacts in the previous periods of political aggravation very accurate. Studying the history of Soviet tourism during the Cold War not only sheds light on general history of the country, but also reveals in detail the specifics of the tourist agencies' activity during the escalation of ideological conflict. Although at that time tourism was endowed with other function than it is now, «Intourist's» experience in promoting cultural contacts between Soviet Union and United States deserves great attention. This article provides a brief analysis of the process of tourism politicization in the USSR in the conditions of confrontation with the capitalist countries. Particular attention is paid to investigating the impact of international tourism on the policy of the Soviet leaders and mindset of Soviet citizens in terms of «theory of convergence».
References
1. Bajbakov, A.I., & Kuldashina, N.M. (1983). Inostrannyj turizm na sluzhbe mira [Foreign tourism in the service of peace]. Moscow, Goskominturism USSR. (In Russ.).
2. Boguslavskij, M.M., & Ruban, A.A. (1962). Pravovoe polozhenie inostrancev v SSSR [The legal status of foreigners in the Soviet Union]. Moscow, Institute of International Relations. (In Russ.).
3. (2006). Vlast' i dissidenty. Iz dokumentov KGB i CK KPSS [Power and dissidents. From the KGB and the CPSU Central Committee documents]. Moscow, Moscow Helsinki Group. (In Russ.).
4. Goncharenko, A.B. (2015). Zakonomernosti kul'turnoj diffuzii v otechestvennom turistskom diskurse [Main trends of cultural diffusion in Russian touristic discourse]. ARTIKULT, 3(19), 92-98. (In Russ.).
5. Ivanov, A.A., & Voronov, V.M. (2015). Negativistskaja konfliktologija [Negativist Conflict Resolution]. Moscow, Flinta. (In Russ.).
6. Kosach, G.G. (2009). Saudovskaja Aravija i sovetskoe musul'manskoe soobshhestvo: hadzh v kontekste sovetskoj vneshnej politiki (vremja «ottepeli» - 1950-e - 1960-e gody) [Saudi Arabia and the Soviet Muslim community: Hajj in the context of Soviet foreign policy (the "thaw" 1950-1960's)]. Nizhegoro-dskij zhurnal mezhdunarodnyh issledovanij [Nizhny Novgorod Journal of International Studies], (2), 87-91. (In Russ.).
7. Krymskaya, A.S. (2011). K istorii nauchno-obrazovatel'nyh obmenov mezhdu SSSR i SShA v konce 1950-h - 1960-e gg. [About USSR-USA scientific and educational exchanges at the end of 1950s-1960s]. Novejshaja istorija Rossii [Modern History of Russia], 2(2), 99-106. (In Russ.).
8. Mitsel, M. (2007). Zapret na uvekovechenie pamjati kak sposob zamalchivanija Holokosta: praktika KPU v otnoshenii Bab'ego Jara [Banning the immortalization of memory as a method for suppression of the Holocaust: the practice of the Communist Party of Ukraine in relation to Babi Yar]. Golokost i suchasnist' [The Holocaust and the Present], 1(2), 9-30. (In Russ.).
9. Pyzhikov, A.V. (2002). Hrushhevskaja «ottepel'». 1953-1964 gg. [Khrushchev's «thaw». 1953-1964's]. Moscow, OLMA-PRESS. (In Russ.).
10. Sevostyanov, G.N. (2002). Moskva - Vashington: Diplomaticheskie otnoshenija, 1933-1936 [Moscow - Washington: Diplomatic relations, 1933-1936's]. Moscow, Science. (In Russ.).
11. Hollander, P. (1981). Political pilgrims: Travels of Western intellectuals to the Soviet Union, China, and Cuba, 1928-1978. New York: Oxford University Press. (Russ.ed.: Hollander P. (2001). Politicheskie pili-grimy. Puteshestvija zapadnyh intellektualov po Sovetskomu Sojuzu, Kitaju i Kube. 1928-1978. St. Petersburg, Lan'.).
12. Hripun, V.A. (2011). Nekotorye problemy organizacii inostrannogo turizma v Leningrade v 1950-e -1960-e gody [Some problems of the foreign tourism organization in Leningrad in 1950s - 1960s]. Vest-nik SPbGU [Vestnik of Saint Petersburg University], 2(1), 149-155. (In Russ.).
Keywords:
USSR, tourism, Cold War, convergence, indoctrination
13. Hripun, V.A. (2011). Inostrancy v Sovetskoj Rossii v 1950-e - 1960-e gg. (na materialah Leningrada) [Foreigners in Soviet Russia in the 1950s - 1960s. (On materials of Leningrad)]: Candidate of Historical dissertation: author's abstract. St. Petersburg, St. Petersburg University. (In Russ.).
14. Hrushhev, N.S. (1999). Vremja. Ljudi. Vlast': Vospominanija [Time. People. Power: Memories]. Part 4. Moscow. URL: http://www.2lib.ru/getbook/11996.html (Accessed on July 22, 2016) (In Russ.).
15. Boyle, P.G. (2000). The Cold War Revisited. Journal of Contemporary History, 35(3), 479-489. doi: 10.1177/002200940003500309.
16. Gorsuch, A.E. (2003). "There's no Place like Home": Soviet Tourism in Late Stalinism. Slavic Review, 62(4), 760-785. doi: 10.2307/3185654.
17. Matusevich, M. (2008). Journeys of Hope: African Diaspora and the Soviet Society. African Diaspora. 1(1), 53-85. doi:10.1163/187254608x346033.
18. Smith, H. (1964). Black Man in Red Russia: A memoir. Chicago: Johnson Pub.
19. Sorokin, P.A. (1960). Mutual Convergence of the United States and the U.S.S.R. to the Mixed Sociocultural type. International Journal of Comparative Sociology, 1(2), 143-176. doi:10.1177/002071526000100202.
Иванов А.А. В Политизация въездного туризма в СССР в период «холодной войны»: причины и последствия // Современные проблемы сервиса и туризма. Т.10. № 4. С. 71-79. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-71-79.
Дата поступления статьи: 02 августа 2016 г.
Ivanov, A.A. (2016). Politization of incoming tourism in USSR during the period of the Cold War: causes and consequences. Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 71-79.
doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-71-79 (In Russ.). Received August 2, 2016.
ТУРДАЙДЖЕСТ_
TOURDIGEST
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ИНТУРИСТ» ПОЛУЧИЛА НАГРАДУ ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РОССИИ
Во Всемирный день туризма, 28 сентября 2016 г., министр культуры РФ Владимир Мединский вручил ведомственные награды деятелям туристической отрасли, особо отметив заслуги компании «Интурист» в развитии внутреннего и въездного туризма России. «Вы были первыми и сейчас остаетесь лидерами» - так Министр оценил роль компании «Интурист». В. Мединский обратил внимание присутствующих на то, что именно «Интурист» в настоящем времени обеспечивает большой организованный поток отдыхающих в Крым, а также на курорты Краснодарского края. Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев стал одним из немногих представителей коммерческих туристических организаций, получивших в этот раз почетную награду.
В рамках состоявшейся встречи была особо подчеркнута важнейшая роль бизнеса в становлении туристической отрасли страны. Многолетний опыт компании, ставшей символом туризма страны с давних времен, и традиционное первенство в формировании самого социально-ориентированного туристического продукта - основа устойчивых лидирующих позиций компании «Интурист» на рынке.
«Мы всегда стараемся первыми предоставлять новые интересные возможности для путешествий. Внутренний туризм сейчас интересует людей, и наша задача заключается в том, чтобы создать для отдыхающих удобные условия и, как результат, хорошие впечатления от отдыха», - отметил Виктор Тополкараев.