#
ПОЛИТИКО-МАССОВАЯ РАБОТА БОЛЬШЕВИКОВ В ДЕРЕВНЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИЙ)
BOLSHEVIKS' MASS POLITICAL WORK IN THE COUNTRYSIDE DURI NG THE CIVIL WAR (EXEMPLIFIED BY VLADIMIR, IVANOVO-VOZNESENSK AND KOSTROMA PROVINCES)
И. Д. Щавелёв
В статье рассматривается проблема организации и практики агитационной работы РКП (б) в деревне во Владимирской, Иваново-Вознесенской и Костромской губерниях. Изучаются формы и методы пропаганды в чрезвычайных обстоятельствах Гражданской войны.
Ключевые слова: партия большевиков, Гражданская война, пропаганда в крестьянской среде, Владимирская губерния, Иваново-Вознесенская губерния, Костромская губерния.
I. D. Schavelyov
The article examines organization and practice of the communist propaganda work in the countryside in the Vladimir, Ivanovo-Voznesensk and Kostroma provinces, forms and methods of propaganda in the extraordinary conditions of the civil war.
Keywords: Bolsheviks, Civil War in Russia, countryside propaganda, Vladimir region, Ivanovo-Voznesensk region, Kostroma region.
При рассмотрении взаимоотношений власти и общества в период Гражданской войны в России особое значение имеет проблема формирования однопартийной большевистской диктатуры. Ее становлению способствовала политико-массовая работа большевистской партии среди различных слоев населения. Особое внимание уделялось агитационно-пропагандистской работе среди трудового крестьянства, составлявшего большую часть населения и направлявшего значительный контингент мобилизованных в Красную армию.
На первом этапе (лето 1918 - начало 1919 г.) можно отметить в действиях большевиков превалирование жестких, зачастую репрессивных мер воздействия над пропагандой. С августа 1918 г. РКП(б) разворачивает мощную пропагандистскую кампанию среди крестьянства в пользу комбедов, видя в последних идеальное средство для отъединения середняцких масс от верхушки деревни, для смычки середняков с сельской беднотой [1].
На губернских совещаниях активных работников-коммунистов принимались решения об усилении печатной и устной агитации в деревне, для чего предполагалось оживление и увеличение формата печатных органов партии, издание целого ряда листков, воззваний, плакатов и т. д. [2].
Для постановки партийной работы в уездах Костромской губернии формировались специальные «летучие отряды». В каждый уезд одновременно направлялось по несколько работников, которые наряду с организационной работой, включавшей создание комбедов, восстановление Советов, проводили собрания и митинги, распространяли много газет, брошюр, листовок, плакатов [3; 4]. Подобные же действия предпринимают и другие губкомы.
На местах большевистские агитаторы вступали в полемику с крестьянскими массами. В агитационных выступлениях коммунисты обращали внимание крестьян не только на свои былые заслуги перед российской деревней (декреты о земле и мире), но и на защиту интересов сельской бедноты от кулаков и т. д. Успеху деятельности коммунистов сопутствовали публикации фактов о положении крестьянства во временно оккупированных противником районах страны и др.
Пропагандистская кампания среди крестьян по губерниям носила различные результаты. Согласно данным ЦК РКП(б), в рейтинге регионов по уровню партийной, агитационно-организационной работы, верхневолжские губернии находились в самой середине [5].
Трудности в политической работе в регионе были вызваны недостаточным обеспечением связи между губернским (или уездным) центром и отдаленными районами. Так, нередко уездные комитеты партии докладывали в губкомы осенью 1918 г., что партийная работа в деревне не особенно развертывается, за неимением в достаточности перевозочных средств [6].
Второй из выделенных нами этапов (весна 1919 - начало 1920 гг.) связан с маневрированием власти в отношении широких крестьянских масс. Он знаменовался поиском новых решений, разработкой установок в практике идеологической работы большевиков.
В марте 1919 г. на VIII съезде партии была провозглашена новая политика по отношению к среднему крестьянству. Компартия перешла от нейтрализации середняка к установлению с ним прочного союза. Однако в этом союзе руководящая роль, как объявлялось, должна была при-
Ф
надлежать рабочему классу. Участники прошедших после этого губернских конференций единодушно и полностью одобрили линию и практическую деятельность ЦК РКП(б), а также решения съезда.
При губкомах и уездных комитетах партии были созданы агитаторские коллегии для деревни. Решено не реже одного раза в две недели устраивать «крестьянские дни» пропаганды и агитации [7]. Вскоре после этого комитеты РКП(б) командировали в сельскую местность активных коммунистов с докладами о VIII съезде партии. Кроме того, партийные комитеты стали активно заниматься распространением официальных посланий к крестьянским массам, листовок и брошюр. По настоятельному требованию ЦК губернские комитеты осуществляют подготовку политработников на специально организованных курсах.
В 1919 г. развернулась мощная агитация за преимущества коллективного хозяйства перед единоличным. Губернские комитеты РКП(б) занимаются изданием листовок и брошюр, посвященных этому вопросу [8]. Предполагалось устраивать лекции и собеседования, организовывать экскурсии крестьян на образцовые советские хозяйства и т. п.
Однако протесты крестьян против политики советской власти не удается прекратить, к тому же все более увеличивается количество восстаний дезертиров.
Следующий, 1920 г. характеризуется в том числе непосредственным участием Центра в нормализации агитаторской деятельности региона; делегируются ответственные партийные и советские работники для выступления на губернских съездах.
Найденная к тому времени большевиками эффективная форма идеологической работы с крестьянскими массами сводилась к организации беспартийных крестьянских конференций, делегатских собраний: сельских, волостных, районных уездных и общегубернских, с освещением на них задач партии [9; 10; 11]. Если первоначальный опыт деятельности беспартийных крестьянских съездов в регионе показал враждебное отношение крестьян к партии коммунистов, то дальнейшая разъяснительная работа среди сельского населения позволила преодолеть подобные настроения.
Уезды нуждались в подготовке грамотных специалистов-агитаторов, инструкторов. Однако губкомы не могли послать достаточного количества политработников в уезды. Недостатком лекторских сил из губернских центров объяснялась невозможность создания партийных школ в уездах. В конечном итоге выход был найден: появляется идея создания базы политработников на местах. Трудности в работе на данном этапе вызывались тем, что партия отправляла на фронт и в продотряды опытных агитаторов и пропагандистов; на их место подчас направлялись люди с низким уровнем политической грамотности, не имевшие опыта партийной работы среди крестьянства.
В 1920 г. ЦК партии большевиков выдвигает лозунг укрепления связи между городом и деревней. С июля 1920 г. происходит очередная активизация политико-массовой работы, когда Центральным комитетом РКП(б) и партийными комитетами на местах было принято реше-
ние о проведении так называемой «Недели крестьянина». Создавались Центральная, а также губернские и уездные комиссии по проведению недели. В уездах были организованы агитационные «красные повозки».
Для более плодотворной деятельности среди крестьянских масс руководство отделами работы среди сельского населения указывало на необходимость ведения постоянной работы среди крестьянства [12].
В данный период также партия большевиков активизирует работу по созданию в деревне женотделов, нацеленных на политическое воспитание крестьянок. По губерниям проводились волостные конференции крестьянок, затем созывались уездные и губернские совещания делегаток. Однако, в отличие от успехов работы с женщинами на фабриках, продвижений в деятельности женотделов в деревне к 1920 г. практически не было.
К концу периода происходит слияние отдела по работе в деревне с агитационно-пропагандистским и организационным отделами. К осени 1920 г. в каждом уезде увеличивается количество партийных организаторов по работе в деревне. Однако следует отметить, что к концу рассматриваемого периода задача по перестройке и приспособлению аппарата данных отделов повседневной массовой деятельности среди крестьянства в указанном регионе выполнена не была.
Итак, в годы гражданской войны партией большевиков проводилась активная политико-массовая работа, которая разворачивалась по нескольким направлениям: партийная работа среди крестьянских масс по организации волостных ячеек, женских отделов и Союзов молодежи на местах. Наиболее эффективным методом агитационно-пропагандистской работы с широкими крестьянскими массами становятся беспартийные крестьянские конференции, которые организовывались местными партийными комитетами при участии представителей ЦК партии. Повышению эффективности агитационной работы среди крестьян также способствовали нормализация структуры отдела по работе в деревне, улучшение связи губернских органов партии с низовыми органами.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин Ю. А. Советская власть и крестьянство. Октябрь 1917 - март 1919 гг. - Иваново, 1998.
- С. 101.
2. Установление Советской власти в Костроме и Костромской губернии. Сборник документов (март 1917 - сентябрь 1918). - Ярославль, 1957.
- С.363-364.
3. Во имя победы революции: Костромская губерния в период гражданской войны 1918-1920. -Ярославль, 1984. - С. 6-7.
4. Переписка Секретариата ЦК РКП(б) с местными партийными организациями. - М., 1970. - Т. 5.
- С.319, 350-351.
5. Витковский В. А. Развитие общественно-политической активности тверского крестьянства в
#
годы гражданской войны (1918-1920 гг.). - Калинин, 1990. - С. 14.
6. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Ф. П-2. - Оп. 1. - Д. 16.
7. Рабочий край. 1919 г. № 53. 7 марта // В годы гражданской войны. Сб. докум. - Ярославль, 1967. - С. 88-89.
8. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 84.
9. Государственный архив новейшей истории Ко-
стромской области (ГАНИКО). - Ф. П-1. - Оп. 1.
- Д.282.
10. Очерки истории Владимирской организации КПСС. - Ярославль, 1972. - С. 211.
11. Очерки истории Ивановской организации КПСС.
- Ярославль, 1967. - С. 104-105.
12. Месяцев П. Работа партии коммунистов в деревне: итоги и перспективы // Иваново-Вознесенский губернский ежегодник: календарь-справочник на 1921 г. - С. 83.
К ВОПРОСУ О СТЕПЕНИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И. Н. УЛЬЯНОВА
ON THE DEGREE OF RELIGIOUS BELIEFS OF I. N. ULYANOV
Т. С. Сергеев
В статье затрагиваются различные подходы к оценке мировоззрения инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова (1831-1886), особенно его отношения к религии.
T. S. Sergeev
The article describes different approaches to the estimation of the world view of I. N. Ulyanov (1831-1886), inspector and head of national schools in Simbirsk region, and especially his attitude to religion.
Ключевые слова: школа, учитель, Закон Божий, церковь, мировоззрение, вера, Симбирская губерния, И. Н. Ульянов.
Keywords: school, teacher, God's Law / Religion school subject, church, world view, faith, Simbirsk region, I. N. Ulyanov.
В условиях модернизации системы образования в обновляющейся России весьма актуально изучение научно-педагогического наследия педагогов-демократов пореформенной России. Как известно, в последние двадцать лет роль церкви, в течение семи десятилетий всячески игнорируемой советской властью, невероятно возросла. Около 80% россиян считают себя православными, хотя истинно воцерковленных намного меньше [1, с. 12]. На фоне падения интереса к марксистской идеологии возрастающее внимание к религии в процессе формирования мировоззрения молодежи выразилась во введении по желанию большинства родителей с апреля 2010 г. в школах 19 регионов России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в разных вариантах [2, с. 43]. Такое образование востребовано обществом. Соответственно изменяются акценты в оценке мировоззрения известных в прошлом педагогов и просветителей.
В этом отношении представляет несомненный интерес научно-педагогическое наследие педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), который, будучи верующим, боролся за равное обучение и воспитание детей независимо от социального происхождения, пола, национальности, места проживания, степени достатка и т.д. Будучи инспектором (1869-1874) и директором народных учи-
лищ Симбирской губернии (1874-1886), он добился открытия 250 школ, строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им Пороецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», на 8 учительских съездах организовал повышение квалификации народных учителей. При нем число учащихся удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания [3, с. 293]. По словам М. И. Ульяновой, «Илья Николаевич и сам по себе был незаурядной личностью для того времени, в которое жил и работал» [4, с. 5]. Он был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики многонациональной и многоконфессиональной России. В данном случае нас интересует процесс формирования его мировоззрения, включая религиозные аспекты.
Взгляды И. Н. Ульянова на жизнь, культура его чувств, система ценностей, мировоззрение складывались в годы его детства, учебы в Астраханской мужской гимназии и Казанском университете, педагогической работы в Пензе, Нижнем Новгороде, Симбирске под влиянием окружающей среды, личного жизненного опыта, при воздействии передовых традиций, свободолюбивых идей русского и западноевропейского просвещения.
Ф