Научная статья на тему 'Политика Вьетнама в АСЕАН (2007-2008 гг. ) (проблема интеграции)'

Политика Вьетнама в АСЕАН (2007-2008 гг. ) (проблема интеграции) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
739
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЬЕТНАМ (СРВ) / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурашева Галина Федоровна

Dr. Murasheva in her article «Vietnam's policy in ASEAN, (2007-2008)» showed the country's participation in the regional economic integration as the basic trend of Vietnam's regional policy. The article deals with three directions of Vietnamese regional policy: participation in the construction of ASEAN economic community by 2015, the drafting of ASEAN Charter and taking part in the concrete projects with the aim to narrow the gap in the socio-economic development of ASEAN countries. The Vietnamese leaders being the authors of the socio-cultural cooperation idea as the third component of ASEAN's «three pillar Community» pay great attention to this problem. The author argues that Vietnam in its ASEAN policy persues its national interests as well as follows the principle of garmonizing its own interests with those of other ASEAN countries and ASEAN as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Вьетнама в АСЕАН (2007-2008 гг. ) (проблема интеграции)»

© Мурашева Г. Ф.

ИВ РАН

ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В АСЕАН (2007-2008 гг.)

(проблемы интеграции)

Вьетнамская политика в АСЕАН в 2007-2008 гг. строилась в соответствии с магистральным направлением деятельности Ассоциации как внутри, так и за пределами региона.

Вызовы глобализации, быстрый рост и активизация в регионе таких экономических гигантов как Китай и Индия сделали дальнейшую интеграцию стратегическим приоритетом АСЕАН.

Если страны АСЕАН намерены успешно конкурировать и сотрудничать с более сильными партнерами, они должны еще теснее сплотиться и стать эффективным сообществом на «трех столпах» - экономическом, политики и безопасности, и социально-культурном - считают лидеры Ассоциации.

На 13-ом саммите АСЕАН в ноябре 2007 г. в Сингапуре интеграция (прежде всего экономическая) была названа жизненно важным делом для стран-членов АСЕАН, а принятие Устава - жизненно важным для интеграции. В Сингапуре был принят проект создания экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. и подписан Устав АСЕАН, который должен быть окончательно принят на следующем саммите в Таиланде в конце 2008 г. в случае его ратификации всеми членами АСЕАН. Понятно, что успех такого амбициозного регионального проекта, как создание экономического Сообщества АСЕАН к 2015 г., зависит от потенциала и реального вклада каждой из стран-участниц Ассоциации, которые должны уметь думать и оперировать категориями региона не в меньшей если не в большей степени, чем категориями национальными. В этом смысл регионализма.

Что касается Вьетнама, то он играет очень заметную роль в региональной интеграции. Исторически все процессы в ЮВА влияли на Вьетнам как часть региона, но, что касается интеграции, то ее начало, связанное с образованием в 1967 г. АСЕАН, находилось, помимо других причин, под сильным воздействи-

ем вьетнамского фактора. Традиционно выступая в Индокитае ведущей центрообразующей силой, Вьетнам в настоящее время органично ощущает себя в интеграционном процессе АСЕАН. Само вступление Вьетнама в АСЕАН в 1995 г. с последующим присоединением к Ассоциации Лаоса, Мьянмы и Камбоджи было крупным вкладом в процесс региональной интеграции и становления региона ЮВА как политико-экономической целостности. Конечно, были очевидны не во всем одинаковые мотивы участвовавших (Вьетнам - АСЕАН) сторон, когда, АСЕАН, например, рассчитывала помимо прочего, через «ангажирование» Вьетнама и интеграцию в рыночное хозяйство региона, получить страну с либеральной экономикой и политикой буржуазного толка, а Вьетнам прежде всего хотел использовать свое участие в АСЕАН с высокими технологиями ее отдельных стран для осуществления индустриализации и модернизации, дальнейшего развития по социалистическому пути и укрепления своих геополитических и геоэкономических позиций. Но по большому счету АСЕАН была заинтересована в успешном Вьетнаме, а Вьетнам - в успешной АСЕАН.

Модернизация Вьетнама, как страны с «догоняющей» экономикой проходит с использованием опыта более развитых стран региона (Сингапур, Малайзия) и во Вьетнаме поставлена задача «бороться за то, чтобы к 2010 г. научнотехнологический потенциал страны достиг уровня передовых стран региона в некоторых важных областях»1.

Концепция экономического развития СРВ в ходе реформ дой мой (обновление) базируется на использовании рыночных методов и многоукладности хозяйства и несмотря на то, что на официальном уровне декларируется социалистическая направленность вьетнамской экономики («рыночная экономика социалистической ориентации»), АСЕАН признала ее рыночный характер, в то время как США в 2008 г., только «рассматривали» этот вопрос.

Со своей стороны, Вьетнам, вчерашний «антагонист», принятый в Ассоциацию без всяких предварительных условий, как равный среди равных, а не как младший партнер экономически более развитых стран, уже в 1998 г. на Ханойском саммите АСЕАН говорил с лидерами Ассоциации на их языке, не

акцентируя такую особенность вьетнамской рыночной экономики как ее «социалистическую направленность», а призывал страны АСЕАН к солидарности. На Ханойской встрече в верхах Вьетнам показал полную осведомленность в иерархии политико-экономических проблем, стоящих перед АСЕАН, особенно в условиях финансового кризиса, к которому группировка оказалась не готовой, и что с вьетнамской точки зрения было ее серьезным просчетом. Кризис в регионе, подчеркивали во Вьетнаме, выявил необходимость устойчивого развития в АСЕАН, которое требует справедливого решения социальных вопросов, политической стабильности, максимального сочетания международного сотрудничества с развитием внутреннего потенциала стран АСЕАН .

На встрече лидеров АСЕАН в Ханое Вьетнам выступил с важными инициативами по продвижению интеграции в ЮВА. Основные идеи, изложенные в речи тогдашнего премьер-министра СРВ Фан Ван Кхая, нашли отражение в документах встречи - Ханойский план действий и Ханойская декларация.. На встрече в Ханое в 1998 г., и в последующие годы Вьетнам настаивал на сосредоточении усилий всех стран-членов АСЕАН на сокращении разрыва в уровне социальноэкономического развития между «старыми» и «новыми» членами Ассоциации, как необходимом условии эффективной интеграции в регионе.

Премьер-министр Японии К. Обути, представлявший свою страну на саммите АСЕАН+3, проходившей в рамках встречи в верхах АСЕАН, отмечая ее успех, подчеркнул, что «факт проведения саммита АСЕАН в Ханое свидетельствует о высоком авторитете Вьетнама в мировом сообществе»3.

Успех саммита в Ханое был очевиден и получил широкий резонанс в регионе, как событие, дающее дополнительный импульс развитию сотрудничества стран АСЕАН в направлении повсеместного сбалансированного развития. «Таким образом, если на определенных этапах кризиса была поставлена под сомнение устойчивость АСЕАН как сообщности стран, сплоченных идеей и интересами, то итоги саммита в Ханое консолидировали не только членов АСЕАН, но и всю ЮВА» - считает Н.П. Малетин4.

Примечательно, вместе с тем, что в Ханойской декларации 1998 г. во вьетнамском варианте текста понятие «интеграция» Ио1 пМр употребляется только применительно к глобальной экономике (Ио1 пМр уш пеп ктИ !е Ше §1^1). В отношении внутриасеановской интеграции вьетнамский текст (см. пункт 9) оперирует, так сказать, «около интеграционными» терминами, пользуется менее обязывающим вьетнамским словом Неп ке! (связываться, объединяться), «... мы и в будущем будем искать способ постоянно повышать связи между собой»5.

Действительно, в 90-ые гг., когда Вьетнам был уже активным участником региональной и международной экономической интеграции к понятию «интеграция» в политических текстах во Вьетнаме подходили с осторожностью. Неизменно вставал вопрос о воздействии этого процесса на суверенитет государства и независимость национальной экономики. И даже в самом начале 21 в., когда Вьетнам четко и недвусмысленно встал на путь «интеграции на основе независимой экономики», его лидеры продолжали задаваться вопросом «как соединить независимую экономику с интеграцией»6. В 2006 г. Х съезд КПВ вынужден был признать, что «наука пока не ответила на вопрос, как совместить независимость и суверенитет с активным инициативным участием в международной экономической

7

интеграции» .

Тем не менее, IX съезд КПВ (апрель 2001 г.) сформулировал концептуальный подход Вьетнама к глобальной и региональной интеграции, как направлению внешней политики СРВ «на основе независимости суверенной экономики». «Инициировать международную и региональную экономическую интеграцию при максимальном развитии внутреннего потенциала... и основываясь на принципе сохранения независимости, социалистической ориентации, государственного суверенитета и самобытной национальной культуры. Повышать роль и влияние нашей страны на региональную и мировую экономику»8. Таким образом на основании материалов IX съезда КПВ о региональной интеграции как «инициативном» направлении вьетнамской внешней и внешнеэкономической политики можно аргументировано говорить начиная с 2001 г.

Решение IX съезда КПВ, как и последующее Постановление ПБ ЦК КПВ в ноябре 2001 г.9 о международной экономической интеграции (МЭИ), где были сформулированы цели, концепция и конкретные задачи Вьетнама в МЭИ, стали ответом, конкретизацией и развитием инициативы АСЕАН об интеграции (IAI), с которой лидеры АСЕАН выступили на 4-ой неформальной встрече в верхах в Сингапуре 22 ноября 2000 г. Вьетнаму, который участвовал в составлении этого документа, импонировало, что он был в первую очередь направлен на сокращение разрыва в развитии стран АСЕАН и оказание помощи новым членам в процессе региональной интеграции.

Все последующие годы вьетнамские специалисты вместе с представителями других стран АСЕАН работали над планированием и внедрением инициативы АСЕАН (IAI) с целью сокращения разрыва в уровне развития старых и новых членов Ассоциации. В июле 2008 г. в интервью ВИА министр иностранных дел Фам За Кхием сообщил, что первая фаза (20012008 гг.) рабочего плана IAI завершается10. Вьетнам, являясь Председателем Рабочей группы по Инициативе интеграции АСЕАН (IAI) координирует свою работу с другими странами над проектом второй фазы плана действий в рамках Инициативы, где они сосредоточатся на проблеме развития трудовых резервов и инфраструктуры, усилении потенциала каждой страны АСЕАН (national capacity) и ее экономической интеграции. Проект будет представлен на 14 саммите АСЕАН в конце 2008 г.11. «Вьетнам будет продолжать играть ключевую роль в принятии серьезных решений в Ассоциации, а также в выдвижении инициатив по сотрудничеству в разного рода областях в странах АСЕАН» - сказал глава департамента АСЕАН МИДа СРВ Нгуен Хонг Кыонг в интервью ВИА на форуме, посвященном Инициативе по интеграции АСЕАН (IAI) в июле 2007 г. в Ханое12.

Анализ, проделанный российским исследователем В.М. Мазыриным, показал, что СРВ пока находится в начале процесса догоняющего развития и ей потребуется не один десяток

13

лет, чтобы подтянуться к уровню ведущих стран АСЕАН . Так думают многие, и в том числе признанный экономический авторитет во Вьетнаме и АСЕАН, бывший премьер-министр

Сингапура Ли Куан Ю, который побывал во Вьетнаме (не в первый раз!) в начале 2007 г. и заявил, что Вьетнам «легко будет иметь от 8 до 10% экономического роста ежегодно в следующие 10 лет, но стране потребуется не одно десятилетие, чтобы догнать своих более развитых соседей в АСЕАН14. Сами вьетнамские лидеры признают, что Вьетнам - все еще слаборазвитая страна, ее экономика отстает от многих стран региона и мира .» Но власть поставила задачу «поскорее вывести страну из слаборазвитости, по крайней мере до 2010 г.», а к 2020 г. Вьетнам должен стать в основном современным индустриальным государством15.

В достижении этих целей Вьетнам рассчитывает, прежде всего, на собственные ресурсы, на высокие технологии и капитал крупных развитых стран, а также интеграционный потенциал своих партнеров по АСЕАН, ушедших вперед в своем развитии. По расчетам вьетнамских экспертов экономика Вьетнама уже выиграла от вступления в АСЕАН, и в ней произошли крупные перемены. За 10 лет (1995-2005 гг.) поток инвестиций из стран Ассоциации во Вьетнам возрос с 2 млрд. долл. до 11,3 млрд. долл.16. В 2006 г. объем торговли составил более чем 20 млрд. долл., что на 40% больше, чем в 2005 г., и равняется У всего объема торговли Вьетнама. В 2007 г. эта цифра по оценкам должна была увеличиться. Страны АСЕАН сейчас имеют во Вьетнаме около 1000 инвестиционных проектов с капиталом более 13 млрд. долл. США, что составляет приблизительно около 20% всех проектов с иностранными инвестициями во Вьетнам. Со своей стороны Вьетнам инвестирует более чем 120 проектов в странах АСЕАН с капиталом более 700 млн.

17

долл. США . Под знаком необходимости оказания помощи новым членам АСЕАН - Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму [СЬМУ] в процессе региональной интеграции прошла 34-я встреча министров иностранных дел АСЕАН в Ханое в июле 2001 г. «Если не принять эффективных мер для преодоления негативного воздействия глобализации, разрыв в развитии

стран и регионов будет только увеличиваться» - говорилось в

18

Заявлении встречи . «Мы полностью поддерживаем все меры, направленные на помощь странам СЬМУ с целью их интегрирования в единую региональную экономику АСЕАН, включая

зону свободной торговли (AFTA), зону инвестиций АСЕАН (AIA) и либерализации торговли и услуг» — говорилось в Заявлении19. АСЕАН при этом имела в виду через реализацию проекта развития бассейна Меконга вовлечь CLMV в процесс интеграции уже на более сбалансированной основе развития. Последнее полностью отвечало интересам Вьетнама, который через реализацию проекта «Меконг», например, намеревался использовать интеграционный потенциал АСЕАН и внешних партнеров для развития своей инфраструктуры в стратегически важных районах страны.

Идея региональной интеграции получила развитие на VII саммите АСЕАН в Брунее в ноябре 2001 г., где премьер-министр СРВ Фан Ван Кхай, выступая с речью, выделил в качестве главного политического направления усиление сотрудничества по реализации Ханойского плана действий 1998 г., а в области торгово-экономического сотрудничества настаивал на

увеличении показателя внутрирегиональной торговли АСЕАН

20

с 20% до 25% . В усилиях по сокращению разрыва в развитии стран АСЕАН и между АСЕАН и другими странами, Фан Ван Кхай предлагал сосредоточиваться на трех приоритетных областях: развитие инфраструктуры, подготовка трудовых ресурсов, информационные технологии. Фан Ван Кхай также напомнил об обязательствах более развитых стран оказывать конкретную технологическую помощь остальным членам АСЕАН, а также добиваться, чтобы помощь новым членам АСЕАН в реализации этих проектов была оказана со стороны внешних партнеров из Северо-Восточной Азии. Поддержав позицию АСЕАН по борьбе с терроризмом Фан Ван Кхай высказался в том смысле, что «нельзя под предлогом борьбы с терроризмом реализовывать личные планы, тем более вмешиваться во внутренние дела всех стран.. ,»21.

Тема региональной и международной экономической интеграции неизменно была магистральной на всех последующих саммитах и важных встречах в рамках АСЕАН: на 8-й встрече в верхах в Пномпене (ноябрь 2002 г.), на 9-й встрече на о. Бали (октябрь 2003 г.), на 10-й встрече в верхах во Вьентьяне (ноябрь 2004 г.) и т.д., где Вьетнам неизменно отстаивал свои национальные интересы, совпадающие с базовыми смыслами ре-

гиональной интеграции: сужение разрыва в уровне развития всех стран АСЕАН, в уровне развития стран АСЕАН и других государств вне региона, обеспечение устойчивого развития региона с акцентом на социальные проблемы и стабильность, обеспечение развития стратегически важных для многих стран

АСЕАН субрегионов, в частности, через проект Большого Ме-

22

конга и в целом экономического коридора Восток - Запад .

Реализуя накопленный интеграционный потенциал, Вьетнам активно участвует в проектах по созданию экономического сообщества АСЕАН (АЕС). Х съезд КПВ (апрель 2006 г.) назвал «Участие Вьетнама в процессе строительства экономического сообщества АСЕАН» в числе первостепенных задач по

23

внешнеэкономической политики . Руководство СРВ поддержало идею образования Сообщества АСЕАН к 2020 г., выдвинутую на 9-й встрече АСЕАН в октябре 2003 г., продвигало Вьентьянскую программу действий (УАР), приоритетной целью которой было построение Сообщества. Учитывая изменения в расстановке сил в мировой политике, вызовы глобализации, Вьетнам поддержал предложение АСЕАН на 11-м саммите Ассоциации в дек. 2005 г. в Куала-Лумпуре перенести срок создания Сообщества на 2015 г. Вьетнам участвовал на 12-м саммите АСЕАН в январе 2007 г. на о. Себу (Филиппины), где было принято решение ускорить создание Сообщества АСЕАН и

24

осуществить этот проект к 2015 г. .

Вьетнам был активным участником 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре в ноябре 2007 г., где были подписаны Устав АСЕАН, проект экономической интеграции - построение экономического Сообщества к 2015 г. и две декларации по окружающей среде25.

Идея Сообщества АСЕАН уже несколько лет вынашиваемая в Ассоциации и предложенная на о. Бали во Второй Декларации Согласия АСЕАН 2003 г. как «стратегический ответ АСЕАН на подъем Китая и необходимость поднять уровень конкурентоспособности стран АСЕАН перед лицом глобализа-ции»26 - целиком и полностью отвечала национальным интересам СРВ.

Если внутри руководства СРВ есть скептики, сомневающиеся в реализации такого грандиозного проекта как построе-

ние экономического Сообщества к 2015 г. из-за низкой культуры исполнения решений в АСЕАН и других важных объективных причин, подобные сомнения на официальном уровне во Вьетнаме не высказывались. Сам процесс реализации идеи, которая предполагает выравнивание уровней развития стран Сообщества был в интересах Вьетнама, независимо от сроков. Лидеры Вьетнама время от времени в своих выступлениях отмечают факты, которые заставляют усомниться в том, что в складывающихся в АСЕАН и вокруг нее условиях можно успеть построить Сообщество в указанные сроки. Но при этом они предлагают меры, которые по их мнению могли бы ускорить процесс, и в целом их оценки оптимистичны.

Например, вьетнамские руководители - президент Нгуен Минь Чиет и председатель Национального собрания СРВ Нгуен Фу Чонг высказались в поддержку решения 12-го саммита АСЕАН (о. Себу, Филиппины) в январе 2007 г., в котором была подтверждена необходимость сократить на 5 лет сроки образования Сообщества АСЕАН. Вьетнамские руководители при этом отметили, что решение «потребует более тесной кооперации и более серьезных усилий исполнительной и законодательной ветвей власти». В своем послании 28-й сессии Межпарламентской Ассамблее АСЕАН (AIPA) в августе 2007 г. в Куала-Лумпуре Нгуен Минь Чиет сказал: «Я уверен, что мы сейчас на правильном пути к сильному Сообществу АСЕАН, построенному на принципах взаимопомощи и взаимной поддержки (caring and 8Иаг^)». В свою очередь Нгуен Фу Чонг, который представлял Вьетнам на сессии в Куала-Лумпуре, отметил важность 2007 г. как вехи в строительстве Сообщества АСЕАН. «2007 г. мог бы стать важнейшим годом во всей 40-летней истории АСЕАН если бы решительно взяться за строительство политико-экономического Сообщества стран ЮВА» - сказал Нгуен Фу Чонг в своей речи на сессии27. Размытую и сослагательную тональность председателя Национального собрания СРВ «подправил» генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг, который указал на грандиозность задач, связанных со строительством Сообщества АСЕАН, по существу поставив под сомнение возможность его реализации к 2015 г. «Чтобы построить Сообщество АСЕАН к 2015 г. группировка должна

работать в направлении интеграции экономики в единый рынок, сокращать разрыв в развитии стран-членов АСЕАН и обратиться к социальным аспектам экономического развития, выдвигая на первый план создание общества, основанного на взаимной поддержке. Все это потребует более сильной и более эффективной организации, чем АСЕАН сегодня» - сказал Онг Кенг Йонг28. В свою очередь премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг в речи на саммите по бизнесу и инвестициям в ноябре

2007 г. в Сингапуре, который происходил в рамках 13-го саммита АСЕАН, отмечая важные успехи АСЕАН в торговоэкономической либерализации и экономической интеграции внутри Ассоциации, вместе с тем обратил внимание на отсутствие «радикального прорыва в торгово-экономических отношениях внутри АСЕАН». Только 25% от общего объема торговли Ассоциации по-прежнему приходится на долю торговли между ее странами. И каждая отдельно взятая экономика в АСЕАН не является сколько-нибудь мощной экономикой. Отсутствие объемных торгово-экономических связей между странами-членами АСЕАН безусловно не способствует процессу асеановской интеграции. В этих условиях, считает премьер СРВ, оправданной выглядит приоритетная нацеленность АСЕАН на отношения с развитыми странами-партнерами, чтобы через торгово-экономическое сотрудничество и создание зон свободной торговли (БТА) обеспечить на-

29

чало более широкой интеграции в регионе . Во Вьетнаме считают, что за период 2010-2020 гг. надо создать зоны свободной торговли АСЕАН-Китай, АСЕАН-Южная Корея, АСЕАН-Япония, АСЕАН-Индия, АСЕАН-ЕС, АСЕАН-Австралия и Новая Зеландия30. В соответствии с этой установкой Вьетнам в 2007-2008 гг. координировал свои действия с АСЕАН и партнерами по диалогу в части продвижения переговоров по строительству зон свободной торговли, с целью дальнейшей инте-

31

грации стран АСЕАН и участия их на мировых рынках . Вьетнам в настоящее время продолжает оставаться страной-координатором экономических отношений АСЕАН с Европейским Союзом и в этом качестве играет ведущую роль в группе АСЕАН-БиУ1810М, которая выступила с рекомендациями для АСЕАН и ЕС установить всестороннее экономическое парт-

нерство, включая зону свободной торговли АСЕАН-ЕС

32

(FTA) . Как страна-координатор Вьетнам вносит заметный вклад в партнерские отношения АСЕАН-ЕС, особенно в переговорах по созданию зоны свободной торговли.

На первой встрече в верхах 22.11.2007 г. по поводу 30-летия установления отношений диалога между ЕС и АСЕАН, министр иностранных дел СРВ Фам За Кхием заявил, что Вьетнам и ЕС приступают к переговорам о Соглашении по сотрудничеству и партнерству Вьетнам-ЕС, которое станет базой

33

для более эффективных отношений . Кроме этого уже в течение нескольких лет Вьетнам выполняет роль координатора взаимоотношений между АСЕАН и Россией, США, Японией, Австралией и Канадой, помогая, по словам Фам За Кхиема «выстраивать отношения как качественно, так и количествен-

34

но» .

Вьетнам внес значительный вклад в концепцию строительства Сообщества АСЕАН, когда предложил дополнить его конструкцию социо-культурной составляющей, в результате чего сообщество стало базироваться на 3 «столпах»: экономическом, политики и безопасности и социо-культурном.

Фам За Кхием, в интервью ВИА по окончании 41-й встречи министров иностранных дел АСЕАН в Сингапуре в июле

2008 г., говоря о вкладе Вьетнама в разработку Устава и «мастер-планов» по строительству Сообщества АСЕАН на «трех» основах (pillars) заявил, что именно Вьетнам выступил с предложением о социо-культурной компоненте Сообщест-

35

ва АСЕАН35. То есть вьетнамские лидеры сформулировали идею, которая подсказывается всем ходом формирования процесса строительства Сообщества АСЕАН: без решения социокультурных проблем строительство Сообщества будет затруднительным.

За приоритет социальных проблем также высказываются в Малайзии, где политики считают, что «при строительстве Сообщества АСЕАН социальные проблемы развития народа не должны оставаться на задворках, а быть главной заботой АСЕАН». Малайзия, где число бедных упало с 50% в 70е гг. до 5% в настоящее время, так же как и Вьетнам готова по-

делиться своим опытом для улучшения положения дел в АСЕАН36.

Вьетнам развивал тему о необходимости справедливого решения социальных вопросов в АСЕАН с самого начала своего вхождения в Ассоциацию. На 6-м саммите в Ханое в 1998 г. вьетнамские руководители подчеркивали, что финансовый кризис, разразившийся в Азии, выявил необходимость устойчивого развития в регионе, которое требует повышенного внимания к социальным проблемам, от которых зависит политическая стабильность, а также максимального сочетания международного сотрудничества с развитием внутреннего потенциала стран АСЕАН37.

В частности, программа по борьбе с бедностью и нищетой во Вьетнаме реализуется уже много лет в разных формах и многочисленными методами. В программе социально-

экономического развития на 2001-2010 гг. решение проблем

38

бедности и голода поставлено в качестве приоритетной цели . Страна успешно участвует вместе с другими в Программе ООН Миллениум (MDG), где в борьбе с бедностью реализуются 8 целевых направлений39. В рамках форума «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ACD) СРВ была названа авангардом сотрудничества в борьбе с бедностью и в области подготовки трудовых резервов40.

Наряду с другими вьетнамские специалисты активно участвовали на всех стадиях подготовки проекта Устава АСЕАН, заключительный этап которой приходится на 2007 г. В январе 2007 г. на 12 саммите АСЕАН на о. Себу (Филиппины) было принято решение закончить работу над проектом к 13 саммиту в Сингапуре в ноябре 2007 г.41. Там проект был одобрен и рекомендован к ратификации странами-участницами АСЕАН. Учитывая, что Вьетнам систематически настаивал на приверженности принципу «невмешательства» как основополагающему в ряду признаков, которые составляют т.н. «путь АСЕАН» (ASEAN way), или образ действий АСЕАН, можно было предполагать, что Вьетнам будет стараться, чтобы в Уставе в качестве действенных принципов среди прочих в неприкосновенности остались «невмешательство» и «консенсусное» принятие решений, а компетенция Комиссии по правам человека,

которую предлагали «старые» участники АСЕАН была неопределенной. В феврале 2003 г. генсек ЦК КПВ Нонг Дык Мань на встрече с журналистами АСЕАН в Ханое сказал: «Как никогда раньше, мы должны строго придерживаться базовых принципов АСЕАН: взаимное уважение, невмешательство во внутренние дела друг друга, консенсус и консультации. Вместе продвигаться в направлении целей, обозначенных в Ханойской декларации и Ханойском плане действий (дек. 1998 г.)42.

Летом 2007 г., глава департамента АСЕАН МИДа СРВ Нгуен Хонг Кыонг, выступая перед Вьетнамским информационным агентством, в очередной раз напомнил «Вьетнам всегда был активен в укреплении солидарности и единства стран АСЕАН и мы будем защищать базовые принципы Ассоциации

43

в особенности принцип невмешательства» - сказал Кыонг . Среди специалистов из стран ЮВА сложилось стойкое убеждение, что «создание Устава главным образом направлялось «новыми» членами АСЕАН», что, конечно, в первую очередь подразумевает Вьетнам44. Правота этого мнения была подтверждена высказываниями вьетнамских официальных лиц. Министр иностранных дел СРВ Фам За Кхием в уже упоминавше-емся интервью в июле 2008 г. в Сингапуре подчеркнул «активное и с полной отдачей участие Вьетнама в сотрудничестве с АСЕАН за последние 13 лет», особенно выделив роль своей страны в составлении Устава АСЕАН45. Создание Устава во Вьетнаме считается важным шагом асеановской политики в трех аспектах:

1) Через принятие Устава, все принципы, правила и установки АСЕАН систематизируются, утверждаются и принимают законную силу в одном правовом документе. С ратификацией Устава все члены АСЕАН не только обязаны выполнять все обязательства в АСЕАН и не только из духа сотрудничества или по доброй воле, а подчиняясь юридическим нормам. Важно, что в Уставе сохранили все базовые принципы АСЕАН: уважение суверенитета, равенства, территориальной целостности, национальной самобытности всех членов, отказ от агрессии, угрозы или использовании силы, или деятельности, противоречащей международному праву; разрешение всех споров мирными средствами46. Вьетнамские лидеры согласны и под-

черкивают важность новых принципов и содержательных моментов в Уставе, таких как придание АСЕАН статуса юридического лица, повышение консультативного участия в крупных вопросах, влияющих на интересы АСЕАН, неучастие в какой-либо деятельности с использованием территории одной страны-члена организации для угроз суверенитету, территориальной целостности и экономической стабильности других стран АСЕАН. Важно, что Устав подтверждает характер АСЕАН как организации межправительственного сотрудничества в регионе и принцип равенства и суверенности всех ее членов.

2) Принципиальное значение для жизнедеятельности АСЕАН имеет усиление роли ее Генерального секретаря и в целом секретариата.

3) Принятие Устава рассматривается во Вьетнаме как воплощение политической решимости лидеров строить более мощную и сплоченную АСЕАН, и прежде всего построить Сообщество АСЕАН к 2015 г. на трех основах - экономики, политики и безопасности и социо-культурной сферы47.

Для Вьетнама, как отмечают его политики, Устав имеет дополнительное значение, так как это первый основополагающий юридический документ Ассоциации, в подготовке которого Вьетнам принимал участие.

На этапе подготовки Устава Вьетнам «защищал» такие базовые цели Ассоциации как мир, стабильность, интеграцию региона, преодоление разрыва в развитии стран АСЕАН, такие базовые принципы как консенсус и невмешательство во внутренние дела, а также такие новые принципы как неиспользование территории одного участника Ассоциации против другого

48

и т.д. . «АСЕАН более сплоченная, сильная, становясь юридическим лицом с таким инструментом как Устав, сохраняя климат мира и стабильности в регионе , поможет Вьетнаму и другим странам АСЕАН в их социально-экономическом развитии, продвинет интеграцию в регионе и на глобальном уровне, что в свою очередь поднимет авторитет АСЕАН на мировой арене» -считает Фам За Кхием49.

Вместе с тем во Вьетнаме видят многочисленные препятствия на пути дееспособности Устава в актуальных условиях в регионе и вне его50. «Чтобы Устав работал, каждая страна

должна более ответственно и квалифицированно подходить к участию в переговорах и реализации каждого решения, больше заботиться об общих целях АСЕАН, «гармонизировать» свои интересы развития и интересы всего региона» - заявил Фам За Кхием. Для Вьетнама участие в сотрудничестве с АСЕАН имеет стратегическое значение. Стабильная, тесно сплоченная и сильная АСЕАН - важный фактор обеспечения интересов безопасности и развития Вьетнама. Вьетнам располагая динамичным потенциалом, способен играть более ответственную и более инициативную роль в деле реализации Устава, утверждают его лидеры51.

Считается необходимым обеспечить тесное взаимодействие министерств отраслей в многообразном сотрудничестве с АСЕАН, и не только в рамках ЮВА, но и Восточной Азии, и с важными партнерами в рамках сотрудничества АСЕАН+1, АСЕАН+3, в рамках Восточноазиатского саммита (БАБ) и Регионального Форума АСЕАН (АЯБ), где АСЕАН играет ключевую роль. Во Вьетнаме уже сейчас ведется подготовительная работа, к выполнению роли Председателя АСЕАН в 2010 г., проведению очередного саммита АСЕАН и готовятся кадры, способные представлять Вьетнам в АСЕАН. Работа по претворению в жизнь Устава рассматривается руководством СРВ как серьезная возможность для Вьетнама внести важный вклад в дело продвижения интеграции АСЕАН и в то же время повысить роль и авторитет страны в мире. «Вьетнам, как член АСЕАН сделает все от него зависящее, чтобы претворить дух и содержание Устава в жизнь, что в интересах каждой страны-участницы и всей АСЕАН» - считает министр иностранных дел СРВ52. Удовлетворенность Вьетнама Уставом АСЕАН как документом, отвечающим его национальным интересам, проявилась в том, что он одним из первых уже в марте 2008 г. ратифицировал этот документ53.

Двусторонние отношения Вьетнама со странами АСЕАН -важная часть вьетнамского участия в интеграционном процессе АСЕАН. На двусторонних отношениях Вьетнама со странами АСЕАН можно проследить действие такого принципа вьетнамской внешней политики как многовекторность и диверсификация в международных связях. Все страны АСЕАН на офици-

альном уровне признаны одним из внешнеполитических приоритетов СРВ54. Однако визит премьер-министра Нгуен Тан Зунга в 6 стран АСЕАН в августе 2007 г. показал, насколько разные по своему содержанию отношения связывают эти страны с Вьетнамом, и как по-разному они влияют на процесс интеграции в регионе. Особое положение среди вьетнамских приоритетов в ЮВА, конечно, занимает Сингапур.

Вьетнамо-сингапурские отношения служат примером действенности ханойской стратагемы «для успешного построения экономического Сообщества АСЕАН каждая страна-участница должна прежде всего гармонично сочетать национальные интересы и интересы сообщества». С этой целью правительства обеих стран ищут рычаги для взаимодополняемости «экономической мощи» через взаимодействие, взаимоувязывание своих экономик, для чего 6 декабря 2005 г. было подписано рамочное соглашение о «связи» экономик Вьетнама и Сингапура. Согласно этому документу обе стороны договорились осуществлять постоянную связь в шести областях - инвестиции, торговля и услуги, транспорт, информационные технологии, финансы, образование и подготовка кадров55.

Во время поездки премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга в Сингапур в августе 2007 г. правительства договорились расширить рамки этого соглашения в интересах бизнеса Сингапура и вьетнамской экономики. Торговое сотрудничество расширяется введением двух новых секторов - порты и логистика, а также городская инфраструктура56. Ранее стороны подписали Совместную декларацию о долговременном и всестороннем сотрудничестве в 21 веке, отразив общую заинтересо-

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ванность в «более интегрированной АСЕАН» .

Сингапур смотрит на Вьетнам как на потенциальный экономический «мотор» роста АСЕАН, отводит ему значительную роль в интеграции экономик группировки. Это тем более обосновано, что Вьетнам сам остро нуждается в региональном рынке для собственного развития. Это мнение высказал бывший премьер-министр, ныне старший министр Сингапура Гок Чок Тонг, побывавший со Вьетнаме с официальным визитом в декабре 2007 г., в связи с открытием парка высоких технологий, третьего по счету, построенного сингапурскими и вьет-

58

намскими специалистами . В феврале 2008 г. Вьетнам посетил президент Сингапура С.Р. Натан59. Все указанные визиты свидетельствуют о тесных межгосударственных связях Вьетнама и Сингапура.

Сейчас Сингапур находится на втором месте среди иностранных инвесторов Вьетнама (после Ю.Кореи) и на 4-м как его торговый партнер после Китая, Японии и США. В первой половине 2007 г. объем двусторонней торговли вырос и составил 6,33 млрд. долл.60.

Сингапур занят в более чем 500 вьетнамских проектах стоимостью в 9,6 млрд. долл.61. Стороны создают совместный комитет на уровне министерств (1МС) для контроля и обеспечения политической поддержки на высоком уровне проектам, в

62

которых обе стороны сотрудничают62. Развитию и укреплению вьетнамо-сингапурских отношений и взаимопогимание способствует в целом одинаковая оценка значения США для региона.

Курс Вьетнама на дальнейшее развитие и углубление отношений с США вполне совпадает с подходом Сингапура к оценке роли США в регионе: присутствие США считается крайне необходимым.

На фоне разочарований, звучащих в странах-членах АСЕАН по поводу того, что США, занятые Ираком, в последнее время меньше внимания уделяют региону, прозвучало заявление зам. Государственного секретаря США Джона Негропонте на встрече членов АРФ в Маниле в августе 2007 г. о том, что США остаются верными своим обязательством перед АСЕАН. «Мы хотим углубить партнерство с вами на инди-

/ГО

видуальной и коллективной основе» - сказал он .

Выступивший от имени АСЕАН министр иностранных дел Сингапура Дж. Ео (Уес) сказал, что участие США в ЮВА помогло обеспечить стабильность и процветание, хотя появление Китая и Индии «изменило конфигурацию региона». «Время бросает вызов и руководящая роль США имеет решающее значение. Если США останутся в регионе, это может стать новым золотым веком для Азии и мира» - сказал он64.

Двусторонние отношения США и Вьетнама как раз подтверждают заинтересованность как Вашингтона, так и Ханоя в развитии отношений «на индивидуальной основе» в условиях

новой конфигурации сил в Юго-Восточной Азии и прежде всего нарастающего присутствия Китая.

Очевидно, что «вьетнамо-американские отношения сейчас находятся на более высоком уровне, который мотивируется стратегическими императивами и торговлей, и обе страны взяли курс на долгосрочное сотрудничество» - писала в июне 2007 г. сингапурская газета Стрейтс Таймс65.

Это нашло подтверждение в Совместном заявлении, которое президент Дж. Буш и премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг сделали в ходе визита последнего в США в июне 2008 г. Оба руководителя поддержали идею учредить новый механизм диалога по вопросам политики, обороны, а также сделать консультации (обмен) по вопросам стратегии и безопасности постоянным и более глубоким. Президент США снова подтвердил поддержку своего правительства государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности Вьетна-ма66. Текст совместного вьетнамо-американского Заявления (июнь 2008 г.) также позволяет сделать вывод о кое-каких подвижках во взаимоотношениях Вьетнама и США в военной области. Раньше Вьетнам избегал участия в каких-либо структурах или инициативах, обязывающих к вьетнамскому военному присутствию за границей. Во время саммита Форума АТЭС в Ханое в ноябре 2006 г. Дж. Буш, якобы убеждал вьетнамских руководителей присоединиться к борьбе с распространением оружия массового поражения ^МБ), но не получил ясного

/''7

ответа67. В совместном Заявлении (июнь 2008 г.) говорится о том, что Вьетнам «Завершает подготовку к участию в миротворческих силах ООН», а также по приглашению Дж. Буша «Вьетнам будет принимать участие в учениях и другой миротворческой деятельности в рамках программы 0Р01»68.

Вопрос о том, в какой мере военный вектор вьетнамоамериканских отношений, а также отношений других стран АСЕАН с США способствует интеграции АСЕАН в сфере политики и безопасности, и в целом укреплению регионализма в ЮВА - остается открытым для дискуссии69.

Вьетнам, как уже говорилось, будучи страной-участницей АСЕАН, рассматривает укрепление и развитие объемных и эффективных отношений со странами Ассоциации как приори-

тетную составляющую своей интеграционной региональной политики. В ходе визитов Нгуен Тан Зунга в страны АСЕАН в августе 2007 г. удалось:

с Индонезией укрепить сотрудничество в области культуры, сельского хозяйства, рыболовства, в борьбе с коррупцией. Была подчеркнута необходимость дальнейшего развития отношений всестороннего, долгосрочного и стабильного сотрудничества между двумя странами. Соответствующим министерствам было поручено составить программу действий по внедрению Совместного Заявления Вьетнама и Индонезии о дружественном и всестороннем сотрудничестве в начале 21 века;

с Филиппинами была подписана программа на 20072010 гг. по исполнению Совместного Заявления о рамках сотрудничества в первые годы 21 в. В программе подробно очерчены ключевые направления сотрудничества в политике, национальной обороне и безопасности, экономике, торговле, лесном хозяйстве, рыболовстве, туризме, здравоохранении, куль-

70

туре, образовании, науке и технологии;

с Мьянмой договорились усилить двустороннее сотрудничество в экономике, торговле, сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и расширить сотрудничество в других областях, таких как нефть и газ, здравоохранение и телекоммуникации. Договорись поднять объем торговли до 100 млн. долл. в 2008 г. с 79 млн. долл. в 2006 г. Мьянма предложила Вьетнаму инвестировать в сельское и лесное хозяйство, гидроэнергетику и нефть и газ. Примечательно, что Вьетнамская компания «Нефть и газ групп» и министерство энергетики Мьянмы подписали соглашение о стратегическом партнерстве, что открывает возможности для дальнейшего двустороннего сотрудничества по нефти и газу с Мьянмой.

С Брунеем основные направления сотрудничества коснутся торговли, инвестиций, нефти, газа. Лидеры Брунея предложили усилить сотрудничество и обмен опытом в разработке месторождений нефти и газа, а также принять у себя вьетнамских рабочих. Бруней - потенциальный рынок труда для Вьетнама с его избытком рабочей силы.

Всего за время визитов Нгуен Тан Зунга в страны АСЕАН в августе 2007 г. было подписано 7 соглашений на правитель-

ственном уровне, а также ряд важных контрактов, в частности, по газу и нефти. Оценивая свои визиты, премьер-министр Нгуен Тан Зунг сказал, что они помогли поднять роль и престиж Вьетнама в регионе, помогли созданию благоприятных условий для сотрудничества в ключевых сферах каждой страны-члена АСЕАН и АСЕАН в целом71. Оценку интегрированной АСЕАН для Вьетнама премьер-министр сделал в августе 2008 г., выступая по случаю 41-й годовщины образования АСЕАН. Нгуен Тан Зунг сказал: «Вьетнам - органичная часть АСЕАН и ответственный член семьи АСЕАН. Регион ЮВА и АСЕАН имеют стратегическое значение для Вьетнама, т.к. непосредственно влияют на безопасность и развитие страны. Тесно интегрированная АСЕАН, солидарная и единая, имеющая важное международное значение и авторитет в мире, полностью отвечает коренным долгосрочным интересам Вьетнама»72.

1 Документы Х съезда КПВ. Ханой 2006, с.98 (вьет.яз.) (Далее Документы Х съезда...).

2 Нян зан. 13.12.1998.

3 Нян зан. 16.12.1998.

4 Малетин Н.П.. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М., 2008, с. 184.

5 Нян зан. 17.13.1998.

6 Документы IX съезда КПВ. Ханой, 2001, с. 155 (вьет.яз.) (Далее Документы IX съезда) (вьет.яз.)

Документы Х съезда., с. 69.

Документы IX съезда., с. 43, 167. В документах IX съезда вьетнамское понятие интеграции «hoi nhap» применялось уже и к глобальной и региональной интеграции.

9 Фам За Кхием. Вьетнам уверенно идет по пути интеграции. Тап тьи конг шан. 2007, №7 (вьет.яз.).

10 http://www.mofe.gov.vn/en/nr 04087104143/nr 040807105001/ns 080728092604/new...

11 Там же.

12 http://www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104 143/nr 040807105001/ns 070726080035/new

13

Мазырин В.М, Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М., 2007, с.221.

14 The Straits Times. 21.01.2007.

15 Документы Х съезда., с. 69,24,98,23.

16 http:/Vietnamnet.vn/service/printversion.vnn?Article.id=699632

17 http:/vibroforum.vcci.com.Vn news detail asp? News id=10874&apparent

18 Нян зан. 24.07.2001

19 Там же.

20 Нян зан. 6.11.2001.

21 г-р

Там же.

22

Еще в 1998 г. в Ханойской декларации лидеры АСЕАН обязались бороться за сокращение разрыва в уровне развития стран АСЕАН и уровня развития между регионами путем реализации программы сотрудничества в субрегионах, в том числе развития коридора Восток -Запад (WEC), строительства железной дороги Сингапур - Куньмин (Китай) и т.д. Нян зан. 17.12.1998.

23

Документы Х съезда., с.204.

24 The Straits Times. 8.08.2007.

25 The Straits Times. 21.11.2007

26 Noel Morada ASEAN at 40: Prospects for Community Building in Southeast Asia. Asia Pacific Review, v.15, №1, 2008, с.39-40. О создании Сообщества АСЕАН как «стратегическом приоритете» Ассоциации см. Н.П. Малетин, ук. соч., с. 204.

27 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 070823110605/new...

28 Там же

29 Нян зан. 19.11.2007.

30 Там же.

31 http:/www.mofa.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 080728092604/new.

32 http:/www.mofa.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 070813095404/new...

33 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 071123102558/new...

34 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 080728092604/new.

35

Там же.

36 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 0708823110605/new.

37 Нян зан.13.12.1998.

38 См. В.М. Мазырин. Указ. соч., с.268.

39 Документы Х съезда КПВ., с.222.

40 The Voice of Vietnam News. 3.06.2004.

41 The official site of 12-th ASEAN Summit: Cebu, Philippines.

42 Нян зан. 25.02.2003.

43 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 070726080035/new.

44 Jusuf Wanandi «Outlook for RI, ASEAN and East Asia in 2008», Jakarta Post, 3.01,2008. Цит. По Noel Morada ASEAN at 40: Prospects for Community Building in Southeast Asia. Asia Pacific Review, v.15, №1, 2008, с.45.

45 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 080728092604/new.

46 Ibid.

47 Ibid.

48 Ibid.

5490 Ibid.

50 По данным бывшего в 2007 г. Г енсека АСЕАН Онг Кенг Йонга и двух его предшественников только 30% решений за всю историю АСЕАН было выполнено. The Sunday Times. 19.11.2007.

51 См. сноску 45.

52

См. сноску 45.

53 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 080728092604/new.

54 «Продвигать всестороннее и эффективное сотрудничество со всеми странами АСЕАН, странами АТР.». Документы Х съезда КПВ, с. 114.

55 Framework Agreement on Singapore - Vietnam Connectivity. http:/Vietnam.en/service/printversion.vnn?article id_741512; Sunday Times 02.07.2006; Сингапур и Вьетнам постоянно обмениваются визитами на высшем государственном уровне, и Сингапур стал первой страной в АСЕАН, которая в 2004 г. завершила двусторонние переговоры с Вьетнамом о вступлении его в ВТО. Нян зан. 12.12.2004.

56 The Straits Times. 14.08.; 15.08.2007.

57

The Sunday Times. 02.07.2006; Декларация была подписана в марте 2004 г. в ходе визита Фан Ван Кхая в Сингапур.

58 The Sunday Times. 16.12.2007.

59 The Straits Times. 28.02.2008.

60 The Straits Times. 14.08.2007.

61 The Straits Times. 15.08.2007.

62 The Strait Times. 14.08.2007. Некоторые эксперты считают, что Ханой в целом ориентируется на современную модель развития Сингапура и Малайзии. Сингапур по свидетельству норвежского исследователя Тоннессона вызывает у вьетнамских политиков неподдельное восхищение сочетанием политического авторитаризма с экономикой свободного рынка. В.М. Мазырин. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.). М., 2007, с.17.

63 В настоящее время экономические связи между США и странами АСЕАН развиваются, объем торговли составляет 168 млрд. долл и ЮВА является четвертым по величине торговым партнером США. The Straits Times. 2.08.2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64 The Straits Times. 02.08.2007.

65 The Straits Times. 23.06.2007.

66 Нян зан. 27.06.2008.

67 The Straits Times.29.03.2007.

68 Нян зан. 27.06.2008; GPOI - Инициатива по миротворческим операциям глобального масштаба.

69 Об отношении США к проблеме регионализма в ЮВА см.: Victor Sumsky. The Art of the Possible in the ASEAN’s Future Global Asia. 2008, v. 3, №1, р.100.

70 http:/vibforum.vcci.com.vn/news_detail.asp?news_id=10885

71 http:/www.mofe.gov.vn/en/nr 040807104143/nr 040807105001/ns 070817153112/newsitem_print_preview

72 Нян зан. 8.08.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.