Научная статья на тему 'Политика в области высшего образования стран Запада в контексте инновационного процесса'

Политика в области высшего образования стран Запада в контексте инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIONS / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEMS / GOVERNANCE / UNIVERSITY-INDUSTRY COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабешев Р. В., Рыхтик М. И.

В статье говорится об особой роли университетов в стимулировании инновационного и промышленного развития в регионе. Обсуждаются различные модели, особое внимание уделяется роли государства в управлении инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY ON HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE WEST OF INNOVATION

The article argues that universities can stimulate innovation activity and industrial development in a particular region. The type of university-industry cooperation must be fined-tuned according to the knowledge base of the university and to the dominant mode of innovation in the regional industry. State should play a crucial role.

Текст научной работы на тему «Политика в области высшего образования стран Запада в контексте инновационного процесса»

и институциональной среде, способствуют поощрению развития инновационной среды в Сингапуре. В 1998 году правительство Сингапура выделило 1 млрд. долларов США для инвестирования в венчурные фонды и для содействия предпринимательству. Специалисты и квалифицированные рабочие отбираются (отсеиваются) за счет жесткой политики «иностранных специалистов». Также было существенно увеличено финансирование фундаментальных исследований в университетах и государственных учреждениях [2].

Переход к стратегии инновационного развития требует скоординированных изменений, которые должны быть внесены в инфраструктуру страны, экономические институты и систему стимулирования. Экономическая структура науки и инноваций, создающая условия для инвестиций в науку и технологическую деятельность по сути та же самая, что и та, которая способствует формированию климата для инвестиций, рабочих мест и устойчивого роста. Для создания благоприятных условий для инноваций необходимы следующие факторы: макроэкономическая

стабильность; открытость для внешней торговли, прямых иностранных инвестиций, а также для иностранных высококвалифицированных специалистов; сильная правовая база в сфере защиты интеллектуальной собственности; а также создание условий для обеспечения справедливой конкуренции. Защита интеллектуальной собственности играет важную роль при создании стимулов в создании инновационных технологий, а также способствует распространению новых знаний, в то время как хорошо выстроенная политика в области конкуренции облегчает для фирм выход на новые рынки, стимулируя тем самым инновационную деятельность и коммерциализацию новых технологий.

Таким образом, пример государства Сингапур доказывает, что в отсутствии природных и ограниченности всех иных ресурсов, нет иного пути развития экономики, как только инновационный. Только курс на инновационное развитие позволяет государству оставаться (и усиливаться) конкурентоспособным в эпоху глобализирующейся экономики, а также сохранять свою экономическую независимость и поддерживать национальную безопасность.

Библиографический список

1. Шардин, И.В. Разработка и реализация инновационной политики: опыт высокоразвитых стран // Мир человека. - 2008. - № 3.

2. Winston, T.H. Koh Singapore's transition to innovation-based economic growth: infrastructure, institutions and government's role. R&D Management 36, 2, 2006.

3. Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000. Singapore: Singapore Press Holdings, 2000.

Bibliography

1. Shardin, I.V. Razrabotka i realizaciya innovacionnoyj politiki: opiht vihsokorazvitihkh stran // Mir cheloveka. - 2008. - № 3.

2. Winston, T.H. Koh Singapore's transition to innovation-based economic growth: infrastructure, institutions and govern-ment's role. R&D Management 36, 2, 2006.

3. Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000. Singapore: Singapore Press Holdings, 2000.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 316.614.6

KabeshevR.V., RykhtikMl POLICY ON HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE WEST OF INNOVATION.

The article argues that universities can stimulate innovation activity and industrial development in a particular region. The type of university-industry cooperation must be fined-tuned according to the knowledge base of the university and to the dominant mode of innovation in the regional industry. State should play a crucial role.

Key words: innovations, national innovative systems, governance, university-industry cooperation.

Р.В. Кабешев, д-р политич. наук, проф. Арзамасского гос. педагогического института им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]; М.И. Рыхтик, д-р политических наук, проф. НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЗАПАДА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА*

В статье говорится об особой роли университетов в стимулировании инновационного и промышленного развития в регионе. Обсуждаются различные модели, особое внимание уделяется роли государства в управлении инновационными процессами.

Ключевые слова: инновации, политика в сфере высшего образования, управление, инновационные процессы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием научного и технологического прогресса. Все новые и новые сферы производства товаров и оказания услуг организуются на основе научных достижений, становятся «знаниеемки-ми». Одним из стратегических векторов развития социально-экономической системы страны является рост инновационного потенциала высшей школы и на этой основе - расширение масштабов производства и распространения научно-технических достижений, и, как следствие, осуществление структурной перестройки экономики, заметное повышение доли наукоемких, инновационно-ориентированных предприятий. В этой связи актуализируется потребность в разработке экономико-организационного механизма, способного обеспечить приращение и эффективное использование инноваций, что предполагает, на наш взгляд, учет

позитивного опыта, апробированного в развитых странах. Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования, что будет способствовать успешному развитию общества и достижению как хозяйственного, так и культурного процветания.

Взаимодействие бизнеса с институтами высшего образования в странах Запада во многом связано с проникновением государства в «частную жизнь» [1, с. 114] учебных заведений, что выразилось в реализации мер по сокращению автономии университетов во многих странах Европы. Необходимость этого была вызвана, прежде всего, требованиями рынка труда, что привело к тщательному планированию механизмов регулирования систем высшего образования.

* В статье использованы материалы, собранные в рамках проекта «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия» РГНФ 11-03-00069а

Рост «экономики знаний», понимание того, что изменения в системе подготовки специалистов являются основой будущего экономического и социального развития привели к более активному вмешательству государства в область высшего образования. Данная тенденция прослеживается в реализации многих инновационных проектов 1970-х - начале 1980-х гг. Наиболее яркими примерами являются политехнические учебные заведения Британии1, региональные колледжи Норвегии2. Рынок труда стал определять потребности ВУЗов, направленность их развития, что подкреплялось соответствующими мерами со стороны правительств, стремящихся к обеспечению потребностей бизнеса высококвалифицированной рабочей силой.

Соответствующие изменения подкреплялись и законодательным путём: «Акт о реформировании высшего образования» в Швеции3, «Loi d'Orientation» [2] во Франции и т.д. Нововведения коснулись также системы финансирования высшего образования, которые теперь были нацелены на жёсткую экономию бюджетных средств, а также активный поиск внешних источников денежных вливаний, несвязанных с государством. Одновременно с этим происходило расширение административных структур систем высшего образования, образующих своеобразные «мезо-администрации», такие, как Комитет по грантам университета, Национальный совет в Британии, Собрание ректоров в Германии, университетский Совет в Норвегии и т.д. [3].

В настоящее время высшее образование рассматривается как один из важнейших стимулов внедрения инноваций, без чего невозможно поступательное развитие экономики. Особенно это характерно для учреждений высшего образования, объединенных со структурами бизнеса (корпорациями, предприятиями) в так называемые «инновационные цепочки» [4, p. 261].

Рассматривая взаимодействие бизнеса и университетов в странах Запада и США, необходимо выделить основные параметры и характеристики институтов высшего образования, играющие существенную роль в оценке складывающегося партнёрства.

Одной из важнейших характеристик является неизменность институтов высшего образования. Как и первые средневековые университеты Болоньи, Парижа и Оксфорда, высшее образование всё ещё рассматривается в качестве социальной системы, в которой основным видом деятельности является управление знанием [5, p. 12].

Приоритет данной роли связан с некоторыми другими фундаментальными характеристиками институтов высшего образования. Одна из них заключается в авторитете и власти профессорского состава. Во всех специализированных областях решения относительно того, как и что исследовать, в большей степени зависит от академического состава.

Ключевой характеристикой можно назвать принцип организации, при котором области научного знания формируют поле деятельности. Области знания являются своеобразными «строительными блоками», без которых высшее образование как таковое не может существовать. Данный принцип формирует типичную организационную структуру институтов высшего образования, что подразумевает специализацию и взаимодействие всех элементов. Специалисты в своих областях формируют научные группы для совместных исследований.

По мнению Бёртона Кларка, такая организационная фрагментация объясняет необыкновенную адаптивность институтов высшего образования. Под адаптивностью здесь подразумевается «способность объединять и разъединять одни области знания и соответствующие им элементы без нарушения целостности других» [6, p. 186].

Еще одной примечательной характеристикой институтов высшего образования является крайняя диффузия власти в процессе принятия решений. Власть при этом распределяется между множеством акторов. Высшее образование становится федеративной системой с относительно автономными департаментами и отделениями, кафедрами и факультетами, «действующи-

1 Система образования Великобритании // Информационный портал

GLOBUS International. - URL: http://www.globus-abroad.ru/

system_obrazovania_england.htm (дата обращения: 28.08.11).

2 Учеба в Норвегии // Информационно-справочный портал «Образование за рубежом». 20 сентября 2010 г. - URL: http://www.yastudent.ru/ articles/1/0/219.html (дата обращения: 29.08.11).

3 Образование в Швеции: уроки для жизни // Официальный портал Швеции в Интернете. - URL: http://www.sweden.se/ru/Start/Education/Facts/ Education-in-Sweden/ (дата обращения: 28.08.11).

ми наподобие небольших суверенных государств, преследующих собственные определённые интересы, противостоящие власти целого» [6, р. 267].

Учитывая данные характеристики институтов высшего образования следует подчеркнуть, что любые попытки внешнего государственного контроля над ним обречены на неудачу. Учебные заведения лелеют и превозносят свои традиции, унаследованные ещё с периода Средневековья. Вероятность внешнего контроля институтов высшего образования возможна лишь при ограничении профессорского состава, а также сокращении организационных структур. Сопутствующие риски могут навредить реализации образовательных задач, выполняемых ВУЗами. В условиях детальной регламентации представители университетских сообществ могут просто разочароваться в научных исследованиях, будучи неспособны изучать то, чего от них требует профессиональная компетенция. Обременённые повседневной деятельностью, они рискуют потерять интерес к новым исследованиям, а также к самим инновациям в науке.

Экономика, основанная на знаниях, нуждается в наличии многоотраслевых сетей организаций, участвующих в самых разных аспектах хозяйственного процесса. В развитых странах Европы и в США подобным структурам оказывается мощная финансовая поддержка. Это обусловливает необходимость тщательного мониторинга направления и использования государственных инвестиций, а также определение наиболее перспективных сфер взаимодействия бизнес-структур и учреждений высшего образования. Сотрудничество бизнеса и институтов высшего образования является залогом результативности технологических инноваций, помогая бизнесу «развивать свои динамические возможности с учётом новых форм конкурентных преимуществ» [4, р. 261].

Основными выгодами подобного сотрудничества можно назвать:

1. Усиление роли в развитии региональной и национальной экономики.

2. Финансирование с относительной свободой использования средств.

3. Возможность реального применения разрабатываемых идей.

4. Доступ к высокотехнологичному оборудованию.

5. Возможность поощрения и стимулирования собственных сотрудников путём премирования и назначения стипендий.

Цель подобного подхода - стимулирование всей образовательной системы не только к обучению и исследованиям (как основной сфере деятельности), но и к плодотворному участию в консультировании, проведении тренингов, осуществлении исследований по целевым заказам коммерческих фирм и оказании поддержки их повседневной работы. Изучая данный вопрос, можно отметить, что в случае формирования взаимодействия бизнеса и университетов по схеме «поставщик-потребитель», все усилия могут оказаться тщетными. Вопросы рыночного характера, такие как ценообразование, экономия средств на обучение, качественная информация коммерческой направленности - все это, безусловно, важно. Однако это само по себе не может привести к максимальному результату совместной работы.

Все это обусловливает насущную необходимость создания разветвленной сети «сотрудничающих организаций», являющейся площадкой для открытого сотрудничества университетов и бизнес-структур. Для максимальной плодотворности подобной деятельности, всем участникам взаимодействия нужно четко определить «правила игры», наладить так называемые «отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении», в которых обе заинтересованные стороны своевременно адаптируются под запросы и специфику работы своих партнеров. В основе подобных взаимоотношений лежит высокий уровень взаимного доверия. В то же время не следует чрезмерно концентрироваться лишь на совершенствовании «двусторонних связей», забывая про необходимость активного привлечения в процесс взаимодействия как можно большего числа участников. Экономика, основанная на знаниях, требует усилий не только коммерческих фирм и университетов, но и финансово-кредитных учреждений, правительственных структур, различных организаций некоммерческого характера, а также СМИ. Сетевой характер взаимоотношений в данной ситуации является наиболее оптимальным.

Те же учреждения высшего образования, которые проявляют пассивность и не участвуют во взаимодействии с бизнес-

структурами, оказываются в уязвимом положении. Они теряют источники финансовых поступлений, утрачивают положение в глазах общественности и элиты, лишаются перспектив участия в международном научном и образовательном сотрудничестве. Но главное - снижается возможность успешного трудоустройства выпускников данных вузов, что приводит к оттоку потенциальных абитуриентов, усугубляя возникающие проблемы.

Еще одним следствием трудностей в налаживании взаимодействия бизнес-структур и образовательного сообщества можно назвать такое явление, как создание «корпоративных университетов». Данный процесс развивается вне традиционного высшего образования, по своим специфическим закономерностям. Например, в США насчитывается более 1600 корпоративных бизнес-школ [9]. Традиционные бизнес-школы, являющиеся структурными подразделениями университетов, зачастую оторваны от реальной коммерческой практики и не отвечают запросам коммерческих компаний. В целях упрощения получения необходимых знаний и разработок, многие крупные корпорации предпочитают не обращаться за помощью к уже существующим учреждениям высшего образования, а создавать их «под себя».

Современное развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет организовать процесс дистанционного обучения на высшем уровне. У традиционных университетов появляются своеобразные конкуренты, открывающие перед своими абитуриентами широкие перспективы, причем не связанные лишь с деятельностью создавшей их компании. Например, «Национальный университет полупроводников» (The National Semiconductor University) помимо узкоспециализированных учебных курсов и программ предлагает обучение по программам бакалавриата и магистратуры совместно с традиционными университетами [10]. Подобные явления приобретают особую остроту в связи с тем фактов, что традиционные и корпоративные ВУЗы имеют совершенно разную природу и нацелены на удовлетворение разных потребностей.

Библиографический список

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

1) особенностью политики в области высшего образования стран Запада в контексте инновационного процесса заключается усиление государственного вмешательства в деятельность ВУЗов в целях укрепления их сотрудничества с коммерческими структурами и выстраивания «инновационных цепочек»;

2) специфика взаимодействия бизнеса и университетов заключается в стимулировании всей образовательной системы как к обучению и исследованиям, так и к плодотворному участию в работе по целевым заказам коммерческих фирм и оказании поддержки их повседневной работы;

3) партнерство бизнес-структур и учреждений высшего образования на примере Великобритании и США характеризуется трансфером знаний и технологий посредством обмена студенческими и преподавательскими кадрами между университетами и предприятиями, при серьезном вовлечении бизнеса в систему вузовского администрирования;

4) перспективы сотрудничества университетов и бизнеса зависят от способности всех участников взаимодействия четко определить «правила игры» и наладить называемые «отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении», в которых обе заинтересованные стороны своевременно адаптируются под запросы и специфику работы своих партнеров.

Ситуация, сложившаяся в российской экономике, является гораздо более сложной и трудно предсказуемой. Рыночные отношения, тенденции глобализации, открытость границ - все это делает процесс решения стоящих перед страной задач чрезвычайно непростым делом. Это обусловливает необходимость широкого участия в процессах экономического развития страны представителей научного сообщества. Лишь путем комплексного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования, бизнес-структур, органов государственной власти, общественных организаций возможно построение современной экономики, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие страны.

1. Trow, M. The public and private lives of higher education // Daedalus. - 1975. - № 2.

2. Кананыкина, Е.С. Система регулирования правового образовательного пространства Французской Республики // Образование и общество. - 2007. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http://www.jeducation.ru/4_2007/76.html.

3. Филиппов, В.М. Сравнительный анализ систем управления в вузах, организации и экономики образования // Университетское управление. - 1998. - № 1. - [Э/р]. - Р/д: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/65.

4. Dasgupta, M. Linking Technological Innovation, Technology Strategy and Organizational Factors / M. Dasgupta, R. Gupta, A. Sahay // Global Business Review. - 2011. - № 12.

5. Kerr, C. The Uses of the University. - Cambridge, 1982.

6. Clark, B. The Higher Education System. - Berkeley, 1983.

7. В вузы не только за знаниями // Экстра-Н. 20 апреля 2007 [Э/р]. - Р/д: http://www.extra-n.ru/text/bisnes/v_vuz_-_ne_tolko_za_znaniyami/

8. Lambert Review of Business-University Collfboration. July, 2003. - [Э/р]. - Р/д: http://www.hm-treasury.gov.uk/d/lambertemergingissues_173.pdf

9. Ryan, L. Corporate Universities: An Overview from Academic and Professional Journals // Corporate Education Advisers. - [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.corpedadvisers.com.au/resources/research

10. Crainer, S. Corporate views of University // Management Skills and Development. 13.10.03. - [Э/р]. - Р/д: http://www.managementskills.co.uk/ articles/univer.htm

Bibliography

1. Trow, M. The public and private lives of higher education // Daedalus. - 1975. - № 2.

2. Kananihkina, E.S. Sistema regulirovaniya pravovogo obrazovateljnogo prostranstva Francuzskoyj Respubliki // Obrazovanie i obthestvo. -2007. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http://www.jeducation.ru/4_2007/76.html.

3. Filippov, V.M. Sravniteljnihyj analiz sistem upravleniya v vuzakh, organizacii i ehkonomiki obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie. - 1998. -№ 1. - [Eh/r]. - R/d: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/65.

4. Dasgupta, M. Linking Technological Innovation, Technology Strategy and Organizational Factors / M. Dasgupta, R. Gupta, A. Sahay // Global Business Review. - 2011. - № 12.

5. Kerr, C. The Uses of the University. - Cambridge, 1982.

6. Clark, B. The Higher Education System. - Berkeley, 1983.

7. V vuzih ne toljko za znaniyami // Ehkstra-N. 20 aprelya 2007 [Eh/r]. - R/d: http://www.extra-n.ru/text/bisnes/v_vuz_-_ne_tolko_za_znaniyami/

8. Lambert Review of Business-University Collfboration. July, 2003. - [Eh/r]. - R/d: http://www.hm-treasury.gov.uk/d/lambertemergingissues_173.pdf

9. Ryan, L. Corporate Universities: An Overview from Academic and Professional Journals // Corporate Education Advisers. - [Eh/r]. - R/d: http:/ /www.corpedadvisers.com.au/resources/research

10. Crainer, S. Corporate views of University // Management Skills and Development. 13.10.03. - [Eh/r]. - R/d: http://www.managementskills.co.uk/ articles/univer.htm

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 316.4.05:303.4

Kashnik O.I., Shekoldin V.Y., Kitaeva G.G., Timofeeva E.G. SOCIAL RISKS: FAKTOR ANALYSIS. Article is devoted to the calculation of social risks methodology in companies. Authors developed and applied a method that combines factor analysis and paired comparison. They identified indicators of social risk and constructed formulas, allowing to determine the correct number of significant latent factors, and to assess the value of social risks.

Key words: social risk, indicators of social risk, factor analysis, assessment of social risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.