Дмитрий КОРШУНОВ
ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ РОССИИ: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КРИТИКА
В статье рассматривается критика успехов «перезагрузки» со стороны республиканцев. Обосновывается вывод о том, что политика администрации Б. Обамы после ряда достижений натолкнулась на серьезные проблемы, которые, скорее всего, будут определять будущее российско-американских отношений, по крайней мере в ближайшей перспективе.
The article analyzes the Republicans’ criticizing of successes in Obama’s policy of «reset». The conclusion is substantiated, that this policy after a number of achievements faced with serious problems, which most likely will define the future of Russian-American relations, at least in the nearer prospect.
Ключевые слова:
внешняя политика, «перезагрузка», СНВ-3, ядерное оружие, ВТО, модернизация; foreign policy, «reset», New START, nuclear weapon, WTO, modernization.
КОРШУНОВ
Дмитрий Сергеевич — к.полит.н., доцент кафедры международных отношений и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова korshunov2007@ list.ru
Предвыборная кампания является хорошим поводом для того, чтобы оценить осуществляемый политический курс и попытаться сформулировать повестку дня на будущее. В этих целях необходимо обратить пристальное внимание на критику прошлой и текущей политики и предложения по ее изменению. В условиях идущей президентской кампании в США роль критиков политики Б. Обамы в основном выполняют республиканцы. В связи с этим в данной статье предпринята попытка проанализировать республиканскую критику российского направления внешней политики США. Причем для изучения специально отобраны те аспекты «перезагрузки», по которым она, с точки зрения действующей администрации, является успешной. Такой анализ, как представляется, может помочь российской стороне понять, чего стоит ожидать от внешней политики США в ближайшей перспективе, и, возможно, скорректировать собственный курс с учетом подобных ожиданий.
Критику политики администрации Б. Обамы в отношении России можно рассматривать в нескольких аспектах.
Критика концептуальных основ «российской политики» демократов. После избрания президентом США Б. Обама занял прагматичную позицию в отношении России. Логика «перезагрузки» российско-американских отношений предполагала, что между двумя странами существуют определенные противоречия (например, представления о демократии и правах человека, о российской политике на постсоветском пространстве), но для достижения успеха важнее сконцентрироваться на сферах общих интересов, в которых Россия и США могут сотрудничать. Б. Обама обозначил такие сферы: проблемы нераспространения ядерного оружия, борьба с терроризмом, преодоление экономического кризиса и глобальное потепление.
Одновременно администрация Б. Обамы не могла полностью отказаться от традиционной политики США по поддержке и продвижению демократии за рубежом. Но это направление было реализовано в рамках политики, которую можно назвать «организацией двухстороннего движения» (dual track approach), предполагающей активное взаимодействие не только с правительствами других стран, но также с их гражданским обществом и бизнес-структурами1. Логика такой политики состояла в том, чтобы перестать непосредственно увязывать идеологические основания внешней политики
1 Advancing Our Interests: Actions in Support of the President’s National Security Strategy. May 27, 2010 // http://www.whitehouse.gov/the-press-office/advancing-our-interests-actions-support-presidents-national-security-strategy
США с перспективными направлениями сотрудничества с Москвой. Отказ от такой увязки как раз и открывал возможности для конструктивного взаимодействия между двумя странами, позволяя Белому дому рассчитывать на то, что Кремль бла -госклонно воспримет инициативу «пере -загрузки».
Однако подход Б. Обамы к российско -американским отношениям создал для него определенные внутриполитические трудности. Дело в том, что американ -ское общество (особенно в предвыбор -ный период) довольно плохо восприни -мает неидеологизированную внешнюю политику, что открывает возможность для критики проводящих ее деятелей. Кроме того, администрация Б. Обамы не смогла полностью сохранить привер женность реалистическому курсу. США сделали ставку на противопоставление «либерального» Д. Медведева «авторитар -ному» В. Путину. Во время своего визита в Россию в начале 2011 г. вице - президент США Дж. Байден довольно неосторожно высказался о том, что США предпочли бы видеть Д. Медведева президентом РФ после выборов 2012 г. Выступая в МГУ в марте 2010 г., тот же Дж. Байден заявил о непосредственной связи экономической и политической модернизации1. В этом смысле возвращение В. Путина на пост президента России нанесло заметный удар по самой идее «перезагрузки», одновре менно добавив американцам скептицизма относительно возможности либерализа -ции российского политического режима «сверху». Республиканцы получили воз можность критиковать Б. Обаму за то, что он позволил В. Путину обмануть себя либеральной риторикой Д. Медведева2.
Еще одним концептуальным недостат -ком «перезагрузки» для американского общества явилось отсутствие (а по сути, сознательный отказ) от формирования четкого образа России в США. С учетом внутри - и внешнеполитических трансфор -маций в России в нулевых годах позиции либералов в США, выражающих надежду на демократические преобразования в
1 Vice President Biden’s Remarks at Moscow State University. March 10, 2011 // http://www.whitehouse. gov/the- press - office/2011/03/10/vice- president -bidens- remarks-moscow- state - university
2 Cohen A. Rethinking Reset: Re- Examining the Obama Administration Russia Policy. Testimony before the House of Foreign Affairs Committee. July 7, 2011 // http://foreignaffairs.house.gov/112/coh070711.pdf
России по западному образцу и ее после -дующее возможное вовлечение в «миро -вое сообщество», заметно ослабли. Это сделало более востребованными взгляды республиканцев и близких к ним пред ставителей экспертного сообщества, где доминируют представления о России как о государстве с тенденциями к политиче скому авторитаризму внутри и великодер жавной экспансии вовне. Исходя из этого представления, противники Б. Обамы предлагают значительно изменить амери канскую политику в отношении России. Наиболее радикальные подходы пред -полагают комбинацию «сдерживания» России во внешней политике с актив ными усилиями по продвижению демо кратии и поддержке оппозиции внутри страны. Так, рекомендации по россий -скому направлению внешней политики США экспертов фонда «Наследие»3 вклю -чают в себя комплекс мер по активной поддержке Украины, Грузии, государств Центральной Азии, с тем чтобы не допустить укрепления позиций России в реги оне, ведение с Россией переговоров «с позиции силы» в вопросах ядерного разо ружения и политики в отношении Сирии. Позиция одного из кандидатов в прези -денты США от республиканцев М. Ромни состоит в том, чтобы «перезагрузить пере загрузку», т.е. «препятствовать агрессив -ному или экспансионистскому поведе нию со стороны России и способствовать демократическим политическим и эконо мическим реформам»4.
Ядерноеразоружение. В 2010 г. Б. Обама и Д. Медведев подписали новый Договор об ограничении стратегических наступа тельных вооружений (СНВ - 3), который устанавливал определенные ограничения на стратегический арсенал обеих стран. С позиции критиков Б. Обамы СНВ 3 предполагает одностороннее сокраще ние со стороны США5. Дело в том, что для российской стороны количественные параметры СНВ 3 проблемы не представ
3 http://www.heritage.org/research/reports
4 Romney M. An American Century. A Strategy to Secure America’s Enduring Interests and Ideals. October 7, 2011 // http://www.mittromney.com/ sites/default/files/shared/AnAmericanCentury WhitePaper_0.pdf.
5 Spring B. Seeking the Right Balance in U.S.—
Russia Missile Defense Cooperation. December 7, 2011 // http://www.heritage.org/research/
reports/2011/12/seeking the right balance in us russia missile defense cooperation.
ляют, т.к. на уровень вооружений, заяв -ленный в договоре, РФ способна выйти только через несколько лет. Кроме того, республиканцы отмечают, что СНВ - 3 не имеет определяющего значения для обе -спечения безопасности США. СНВ - 3 ограничивает стратегические ядерные вооружения, но ничего не говорит о тактических (ТЯО). Опасения критиков Б. Обамы вызывает то, что Россия может применить ТЯО в случае нападения на нее с применением обычных вооруже -ний, а также в пограничных конфликтах на Кавказе, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Для сторонников жест -кой линии в отношении России положе -ние СНВ - 3 о возможности выхода из него по причинам национальной безопасности (ст. XIV, п. 3) ослабляет позиции США в том смысле, что не позволяет давить на Россию по вопросам ТЯО1.
Даже умеренные эксперты полагают, что в 2012 г. (а возможно, и позднее) достичь дальнейших успехов в деле кон троля над ядерным оружием не удастся. С одной стороны, предвыборные кампа нии в обеих странах не являются благо приятным периодом для подобных шагов, с другой — США необходимо заняться «домашней работой»: привести военные планы в соответствие с уже заключенным договором. В российско американских отношениях будут возможны лишь пере говоры, уточняющие принципы будущего сокращения ЯО2. С американской сто -роны такие принципы неизбежно должны затронуть вопрос о ТЯО, что вряд ли бла -госклонно будет воспринято Россией.
По мнению экспертов фонда Карнеги, договор СНВ 3 был относительно легким делом, поскольку предполагал умеренный уровень сокращения вооружений и избе -гал действительно сложных вопросов, по которым у США и России имеются проти -воречия (ТЯО, неразвернутые боеголовки, ПРО, высокоточное обычное оружие). Поэтому даже если Б. Обама будет переиз бран, его администрации вряд ли удастся
1 Aron L. What Russia’s Election Was Really About. December 08, 2011 // http://www.aei.org/article/ foreign- and - defense - policy/regional/europe/what -russias election was really about/
2 Pifer S. Avoiding a Pause in Nuclear-Arms Control. January 6, 2012 // http://nationalinterest. org/commentary/avoiding pause nuclear arms control- 6327
заключить еще один договор о сокраще нии ЯО3.
Совместные дипломатические усилия.
«Перезагрузка» предполагала, что США не могут и не должны действовать на между -народной арене в одностороннем порядке. Следовательно, дипломатической задачей США должно было стать подключение других стран к решению вопросов, затра -гивающих общие интересы. Круг таких вопросов включает в себя проблемы ядер ной программы Ирана, а также реакцию на события в Ливии и Сирии.
Первоначально политика сотрудниче -ства себя оправдала. Россия поддержала санкции против Ирана в СБ ООН летом 2010 г. (резолюция № 1929), а в сентябре 2010 г. отменила продажу Ирану комплек -сов С - 300. Россия не воспользовалась пра -вом вето в СБ ООН при принятии резолю ции № 1973 в марте 2011 г. по Ливии.
Российско американские отношения осложнились с учетом изменения ситуации в Ливии и началом антиправительствен -ных выступлений в Сирии. Положения резолюции № 1973 были использованы для оправдания военной операции НАТО против режима М. Каддафи, с чем не согласилась Россия. Ситуация вокруг Ливии привела к тому, что Россия стала занимать более жесткую позицию в отно шении Ирана и отказалась поддержать позицию США и их союзников по Сирии, предполагая, что резолюции СБ ООН по этим двум странам, в случае их принятия, могут быть использованы для оправдания политики «смены режимов».
Для критиков Б. Обамы эти шаги России послужили очередным доказательством принципиальной антиамериканскойпози ции Москвы. Эксперт фонда «Наследие» А. Коэн заявил, что Россия «явно игнори рует политику администрации Обамы по “перезагрузке”» и «продолжает подрывать политику США», что, с его точки зрения, явилось результатом курса Б. Обамы на российском направлении4.
Рекомендации критиков по изменению американской внешней политики предпо -лагают усиление дипломатического давле ния на Москву. Мягкая форма такого дав
3 Collins J., Rojansky M. An Enduring Approach to U.S. — Russian Cooperation. July 27, 2011 // http:// carnegieendowment.org/files/bpc_permanent.pdf
4 Cohen A. Will Russia Bog Down in Syria? November 30, 2011 // http://blog.heritage.org/2011/11/30/will-russia bog down in syria
ления может состоять в том, чтобы пока зать России, что противодействие США не послужит ее национальным интере сам. Так, Дж. Манкофф пишет, что пози ция России по Сирии грозит ей не только тупиком в отношениях с США, но и поте рей влияния в регионе, поскольку санк ции против режима Б. Ассада поддержаны не только Западом, но и Лигой арабских государств1. Жесткая форма дипломати -ческого давления должна дать Москве понять, что санкции — последнее средство для решения международных проблем мирными средствами. А. Коэн указывает, что Европа и США не должны исключать возможность применения силы против Ирана2.
Экономическое сотрудничество между США и Россией с самого начала было важным фактором «перезагрузки». Акцент на экономику соответствовал стремле -ниям как Б. Обамы, для которого миро вой экономический кризис стал главным вызовом, так и Д. Медведева, провозгла сившего курс на экономическую модер низацию России. Успехами «переза -грузки» в экономике стали громкие согла шения, заключенные между российскими и американскими компаниями (между «Боингом» и «Аэрофлотом», «Эксон Мобил» и «Роснефтью», «Дженерал Электрик», «Ростехнологиями» и ИНТЕР РАО ЕЭС).
Однако и представители американ ской администрации, и эксперты были согласны в том, что указанные сделки не могли кардинально изменить американо российские экономические отношения. Несмотря на то что американская тор говля с Россией выросла в 2010—2011 гг., тем не менее она составила лишь 1% общего объема американской торговли. Российский рынок для США находится на 37 - м месте3. Помощник госсекретаря США Ф. Гордон заявил, что экономиче -ские связи остаются «одной из наиболее
1 Mankoff J. Russia’s Self- Defeating Game in Syria. February 2, 2012 // http://csis.org/node/34985/ expert
2 McNamara S. The Failure of the «Russia Reset»: Next Steps for the United States and Europe. January 5, 2012 // http://www.heritage.org/research/ reports/2012/01/the - failure - of- the -russia-reset-next-steps for the united states and europe
3 Burns W. Keynote Remarks at the Annual Meeting
of the U.S. - Russia Business Council. October 3, 2011
// http://www.state.goV/s/d/2011/174958.htm
недоразвитых сфер» отношений РФ и США4.
Важнейшим политико экономическим достижением «перезагрузки» для США стало решение о присоединении России к ВТО. Б. Обама позиционировал это как серьезный успех своей администрации: предположительно американский экс -порт в Россию удвоится (с 9 млрд долл. в 2008 г. до 19 млрд долл.), Россия будет обязана снизить таможенные пошлины, а также провести экономические реформы, направленные на повышение прозрачно сти, законности и борьбу с коррупцией. С целью продвижения «экономической повестки дня» российско американских отношений администрация Б. Обамы уси лила давление на конгресс для отмены поправки Джексона-Вэника в отноше -нии России.
Республиканцы недовольны несколь -кими обстоятельствами экономической политики Б. Обамы в отношении России. Они считают, что администрация при ложила слишком много усилий для обе спечения вступления России в ВТО (речь идет, в частности, о давлении на Грузию, которая сопротивлялась членству России в ВТО). Критики Б. Обамы указывают, что целью дипломатии США должно было быть недопущение России в ВТО до тех пор, пока она не урегулирует вопрос с Грузией и не откажется от планов по строения экономического союза на пост советском пространстве5.
Пр облема в том, что прогресс в американо российских экономических отношениях в США зачастую связывается с проведением широких реформ, нося щих в большей степени политический характер. Даже с позиции официального Вашингтона, которую озвучил, например, Дж. Байден, для развития российской экономики и российско американских экономических отношений Россия должна успешно бороться с коррупцией,
4 Gordon Ph. The State of Human Rights and the Rule of Law in Russia: U.S. Policy Options. Statement before the Subcommittee on European Affairs of the Senate Foreign Relations Committee. December 14, 2011 // http://www.state.goV/p/eur/rls/ rm/2011/178830.htm
5 Cohen A., Blank S. «Reset» Regret: Russian «Sphere of Privileged Interests» in Eurasia Undermines U.S. Foreign Policy. July 21, 2011 // http://www. heritage.org/research/reports/2011/07/reset-regret-russian sphere of privileged interests in eurasia undermines us foreign policy
а для этого, в свою очередь, необходимы независимые суды, пресса и реальная политическая оппозиция1. В более кон сервативных кругах рассуждают жестче. Так, эксперт Американского предприни мательского института Л. Арон утверждает, что российская «неоавторитарная» политическая система не сможет решить экономические проблемы страны2. По мнению аналитиков ЦРУ, долгосрочные перспективы развития российской эконо мики не внушают оптимизма вследствие сокращения рабочей силы, высокого уровня коррупции, трудностей с привле чением капитала в неэнергетические сек тора экономики, плохой инфраструктуры, нуждающейся в инвестициях3. Таким образом, судьба американо российских экономических отношений фактически увязывается с политическими рефор мами в России. По «индексу экономиче -ской свободы», исчисляемому фондом «Наследие», Россия находится на 143 - м месте (из 179 стран).
Кроме того, дебаты о российско-американских экономических отноше ниях тесно связаны с темой энергетики. Здесь американцы настаивают на повы шении прозрачности в энергетическом секторе России и привлечении в него американских компаний. Таким образом, республиканцы получают хорошую воз можность критиковать политику Б. Обамы за недостаточное, по их мнению, давление на Москву именно в политической и энер гетической сферах.
Ясно, что, с одной стороны, критика
1 Biden J. The Next Steps In the U.S. Russia Reset. March 13, 2011 // http://www.nytimes. com/2011/03/14/opinion/14iht- edbiden14.html
2 Aron L. Putin is Already Dead. February 08, 2012 // http://www.aei.org/article/foreign- and - defense -policy/regional/europe/putin is already dead
3 McNamara S. Op. cit.
российского направления внешней поли тики администрации Б. Обамы республи канцами обусловлена предвыборным фак -тором. В этой связи Э.Г. Соловьев вполне справедливо указывает, что серьезных сдвигов в российско американских отно шениях не стоит ждать до 2013 г.4, когда выборы американского президента оста нутся позади и глава Белого дома почув ствует определенную свободу маневра. Одновременно это означает, что амери канская сторона вряд ли в ближайшей пер спективе пойдет на улучшение российско американских отношений. Б. Обама уже обнаружил стремление занять более жест кую позицию в отношении России. Как пишет «Вашингтон пост», администра ция Б. Обамы показала признаки менее терпимого подхода к России, указывая, что «перезагрузка» достигла своих целей. Следовательно, появляется возможность для проверки отношений5.
Как показывает проведенный анализ, даже те направления «перезагрузки», кото рые администрация Б. Обамы предлагает в качестве внешнеполитических успехов, вряд ли в ближайшей перспективе могут стать основой для активного сотрудни-чества двух стран. После достижения определенного прогресса в период «пере загрузки» практически все «успешные» области российско американских отно шений обнаружили более сложные про блемы, диалог по которым между США и РФ не обещает быть легким.
4 Соловьев Э.Г. Россия — США: предвыборный контекст. 22 декабря 2011 // http://perspektivy.info/
rus/desk/rossija__ssha_predvybornyj_kontekst_2011 -
12- 22.htm
5 Lally K. Putin Lashes Back at Clinton Criticism. December 9, 2011 // http://www.washingtonpost. com/world/putin- lashes- back- at- clinton-criticism/2011/12/08/gIQAQ5rYg0_story.html