УДК 94:327(73) 18/20 ББК Ф69(7США)
ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
(ЧАСТЬ ПЯТАЯ)
(Продолжение. Начало см.: Берегиня. 777. Сова. - 2011. - № 4(11). - С. 76-88; 2012. - № 1(12). - С. 47-54; № 2(13). - С. 78-90; № 3 (14). - С. 55-63.
Строганова Елена Дмитриевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Институт социологии РАН (г. Москва)
Аннотация. В этой части статьи рассматривается воздействие США на революционный процесс 80-х годов XX века в странах Центральной Америки на примере Никарагуа, Сальвадора и Гватемалы.
Ключевые слова: США, Р. Рейган, Центральная Америка, Никарагуа, А. Сандино, Сандинистская революция, Д. Ортега, Сальвадор, Гватемала.
US POLICY TOWARDS LEFTING REGIMES IN LATIN AMERICA
(PART V)
Stroganova E.D., candidate of historical sciences (Moscow)
Abstract. In this part of the Article, the impact of the USA on the revolutionary process in the eighties of the 20th century, in the countries of the Central America, in case of Nicaragua, El Salvador, and Guatemala is considered.
Key words: USA, R. Reagan, Central America, Nicaragua, A. Sandino, The Sandinist Revolution, D. Ortega, El Salvador, Guatemala.
История развития общественных отношений в странах Латинской Америки на протяжении XX века показывает, что важным двигателем прогресса и главным инструментом, позволяющим преодолевать кризисные явления в экономике и продвигать развитие политических институтов, являлись революции. В 27 из 33 политически независимых государств в этом столетии свершилось около 40 важных общественных событий, равных или приближающихся по своему значению к такому важному социальному феномену, как революция. Некоторые из них приобрели поистине международное значение. К разряду таких событий ученые относят следующие революции: мек-
сиканскую (1910-1917 гг.), гватемальскую (1944-1954 гг.), боливийскую (1952-1964 гг.), перуанскую (1968-1975 гг.), панамскую (1968-1978 гг.), кубинскую (с 1959 г. по настоящее время), чилийскую (1970-1973 гг.), гренадскую (19791983 гг.) и никарагуанскую (1979-1990 гг.) [1].
Независимо от характера, руководящих и движущих сил революционные процессы в разных странах преследовали в основном одинаковые цели. В политической области - это смещение диктаторских режимов (там, где они были), проведение демократических преобразований, создание правового конституционного государства, основанного на гражданских правах и политических свободах.
В экономической области - осуществление аграрной реформы, развитие национальной экономики, преодоление отсталости и односторонней экспортной направленности, национализация иностранных компаний и различных объектов инфраструктуры, укрепление государственного сектора, установление контроля над банками и внешней торговлей, и преодоление периферийного зависимого положения в мировой экономике. В социальной области - расширение прав трудящихся, улучшение их материального положения. Во внешней политике это, прежде всего, защита национального суверенитета и борьба против интервенционистской политики США. Взаимоотношения с Соединенными Штатами на протяжении всего века являются самой острой и трудноразрешимой проблемой.
Конечно, далеко не все поставленные задачи удавалось решить и, как правильно отмечает американский исследователь Томас Уолкер: «большинство из этих револю-
ций были подавлены или трансформировались в нереволюционные системы до того как социальные и экономические изменения были доведены до завершения» [2]. Лишь две из них продолжаются в наше время - это кубинская и никарагуанская. По признанию многих историков, никарагуанская революция открыла новую страницу в истории стран Центральной Америки. Ее успех вдохновил партизанские движения в Сальвадоре, Гватемале и других странах, демонстрируя возможность одержать победу [3].
Небольшие, слабые государства Центральной Америки рано стали объектом экспансии США и находились в сильной зависимости от североамериканской державы. Вашингтон придавал особое значение защите своих стратегических интересов в субрегионе. Неудивительно, что борьба за перемены в Центральной Америке, которая развернулась в 80-е годы, приняла особенно ожесточенный и упорный характер. Главными участниками в этой борьбе стали Никарагуа, Сальвадор и Гватемала.
Центральная Америка
Роль США в истории Никарагуа
Никарагуа - небольшое государство в Центральной Америке [4] на протяжении всего двадцатого столетия являлось объектом интервенционистской политики Вашингтона. Войска США под разными предлогами высаживались в Никарагуа: в 1894-1896 гг. - «для защиты американских граждан», в 1909 г. - чтобы убрать неугодного прези-
52
дента. В 1912 г. страна была оккупирована войсками США и фактически превратилась в полуколонию американских монополий, которые с большой выгодой для себя использовали ее природные богатства и сельскохозяйственные угодья. Они выдвигали своих ставленников на президентские посты, а на территории страны создавались военно-морские базы в важных для США районах. Только в 1925 г.
войска были выведены из Никарагуа, но в стране оставалась Национальная гвардия, созданная американцами для поддержания угодного Вашингтону порядка. Уже в 1927 г. американцы вновь высадились в Никарагуа, дабы противодействовать развитию народных выступлений против их ставленников у власти, проводивших антинародную политику.
С начала 20-х годов в Никарагуа начинает нарастать национально-освободительное движение. Борьбу, принявшую повстанческий характер, в 1926 г. возглавил выходец из крестьянской семьи Аугусто Сесар Сандино [5]. Целью борьбы он объявил изгнание американских войск из страны, восстановление подлинного суверенитета Никарагуа, установление демократической власти. За короткий период в его отряд влилось более двух тысяч человек. Повстанческая армия развернула успешные боевые действия, нанося поражение правительственным частям и отрядам американской морской пехоты.
Восстание А. Сандино получило широкий отклик во всем мире. Во многих странах возникли комитеты «Руки прочь от Никарагуа!», проводившие митинги и демонстрации против интервенции США, а также сбор средств и оружия для никарагуанских повстанцев. Добровольцы-интернационалисты отправлялись в Никарагуа. Имя Сан-дино стало знаменем национально-освободительной борьбы не только в Никарагуа, но и во всей Латинской Америке.
Борьба продолжалась вплоть до 1933 г., когда правительство либералов согласилось вести переговоры с Сандино. Его главным условием для начала мирных переговоров было требование вывода американских войск с территории Никарагуа и отказ правительства от соглашений с иностранными государствами, ущемлявшими суверенитет страны. В результате в январе 1933 г. войска США покинули страну, но
взамен они оставили своего надежного ставленника А. Сомосу, который возглавлял Национальную гвардию. Сандино распустил свою армию, поверив обещаниям правительства - обеспечить политический и экономический суверенитет республики и демократические права
Сандино Аугусто Сесар (1895-1934) Руководитель восстания в Никарагуа (1927-1933). Национальный герой Никарагуа
населения. Это было роковой ошибкой Сандино, стоившей ему жизни. 21 февраля 1934 г. во время переговоров с никарагуанским правительством Сандино и его соратники были арестованы и расстреляны гвардейцами Со-мосы при содействии американского посольства. Патриоты, поддерживавшие Сандино, подверглись жестокой расправе. Этим преступлением Сомоса проложил себе путь к власти [6]. США поддержали государственный переворот, совершенный Сомосой в 1936 г. и всячески содействовали в дальнейшем террористической диктатуре его семейства, продлившейся более 40 лет. Именно об этом диктаторе сказал известную фразу президент Ф. Рузвельт: «Сомоса, может быть сукин сын, но это наш сукин сын» [7]. Тем самым подтвердив намерение Вашингтона и дальше поддерживать одиозных военных диктаторов, если они действуют в интересах США.
Сандинистская революция в Никарагуа
Длительное господство жестокой диктатуры клана Сомосы [8] и учиненный ею разгром патриотических сил надолго приостановили и развитие революционного процесса в стране. Только в конце 50-х годов возрождается партизанское движение, в которое входит студенчество, радикально настроенная молодежь и средние слои. В 1961 г. ими была создана организация, получившая название Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) [9]. Возглавил ее Карлос Фонсека, находившийся под влиянием идей марксизма. Программа СФНО предполагала свержение диктатуры, установление демократической власти, ликвидацию эксплуатации и нищеты [10]. Молодые революционеры предпринимали партизанские вооруженные выступления в сочетании с пропагандистской работой. После длительного периода борьбы, неудач и потерь (в сражениях погибли сотни активистов СФНО, в одном из боев в 1976 г. погиб К. Фонсека) сандинистам удалось обрести реальную силу. В их ряды вливались патриотически настроенные городские и сельские наемные рабочие. В 1978 г. борьба приняла ожесточенный характер. Массовые протесты перерастали в политические забастовки и баррикадные бои. Восставшие захватили ряд городов. Но и в этом году Национальная гвардия Сомосы сломила сопротивление сандинистов с помощью террора и карательных операций, в результате которых было убито 5 тыс., ранено 10 тыс. и около 25 тыс. человек остались без крова [11]. Сандинисты были вынуждены перейти к партизанским действиям. Однако режим Сомосы оказался в явной изоляции. Вокруг СФНО объединилась вся оппозиция режиму.
В середине 1979 г. сандинисты начали генеральное наступление одновременно с всеобщей политической забастовкой и восстанием городского населения. 16 июня на территории соседней Коста-Рики был создан Руководящий совет Правительства национального возрождения, в который вошли сандинисты и все оппозиционные силы. В результате 45-дневных упорных боев Национальная гвардия была разгромлена, а сам диктатор бежал из страны [12]. Сандинисты заняли столицу Никарагуа, г. Манагуа. 19 июля 1979 г. стал днем победы никарагуанской революции, на-
53
чало которой было положено более 50 лет назад. Победа досталась дорогой ценой: 50 тыс. никарагуанцев погибли, 600 тыс. человек лишились крова, экономика страны была отброшена на 17 лет назад [13]. По тяжелому социальному положению своих граждан Никарагуа занимала второе или третье место среди наиболее отсталых стран Латинской Америки [14].
В истории Никарагуа начался новый период. Власть в стране перешла к Правительству национального возрождения во главе с Государственным советом, в состав которого вошли представители от разных партий, профсоюзов, массовых организаций и церкви. Правительство определило сандинистскую революцию как народную, демократическую, антиимпериалистическую и провозгласило курс на создание демократичного, плюралистического общества с сосуществованием государственной, кооперативной, частной и смешанных форм собственности в области экономики. Первыми декретами правительства были созданы Сандини-стская народная армия, полиция и органы безопасности. Имущество семейства Сомосы было экспроприировано, и на его основе создан государственный сектор. Под контроль государства поставлены частные банки, внешнеторговые операции, иностранные капиталовложения, природные ресурсы. Началось восстановление экономики страны, проведение аграрной реформы. Многое было сделано для развития социального сектора, улучшения условий и оплаты труда, жилищного строительства, ликвидации неграмотности, сокращения безработицы. Нормализованы дипломатические отношения с Кубой, СССР и другими странами [15].
В первые годы удалось добиться существенных успехов в этих областях, но в дальнейшем огромный объем работ, отсутствие опыта руководства и особенно необъявленная война, проводимая Соединенными Штатами против Никарагуа, сильно осложнили проведение революционных преобразований. С 1980 г. начинается отход в оппозицию к сандинистам предпринимательских организаций и умеренных партий, которые вышли из правительства и Государственного совета. В 1981 г. руководителем правительства становится член Национального руководства СФНО Даниэль Ортега, а его брат Умберто Ортега был назначен министром обороны и командующим Сандини-стской армией. В стране был осуществлен переход к конституционно оформленным органам власти. 4 ноября 1984 г. состоялись всеобщие выборы. Президентом республики на 6 лет был избран Даниэль Ортега [16]. Была разработана и в январе 1987 г. вступила в силу новая Конституция, закрепившая результаты революции.
США против сандинистов
Никарагуанская революция стала для США в 80-е годы XX века такой же жуткой проблемой, как и кубинская - в 60-е гг. В обоих случаях реакция Вашингтона была аналогичной. Соединенные Штаты старались задушить революционные движения в Центральной Америке в зародыше посредством прямого военного вмешательства, экономического и дипломатического давления [17]. Появление в
Даниэль Ортега (1945) в период Сандинистской революции (1979-1990) Президент Республики Никарагуа (1984-1990)
Западном полушарии «второй Кубы» совершенно не устраивало Соединенные Штаты, которые решили всячески противодействовать этому.
Американские военные советники открыто призывали к ведению «тотальной войны» в регионе, используя все виды оружия, в том числе политические, экономические, психологические, а в крайнем случае и военные [18]. Этой же точки зрения придерживались руководители ЦРУ и Пентагона. Президент США Джимми Картер (19771981 гг.), выдвинувший доктрину «защиты прав человека», под напором таких оппонентов, критиковавших его за излишнюю мягкость во внешней политике, вынужден был ужесточить свою политику в отношении стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Он до самого последнего момента продолжал поддерживать одиозный режим Сомосы, а когда стало очевидным, что спасти его уже не удастся, постарался отсрочить его падение. Никарагуанцам предлагалось сформировать правительство «национального примирения», состоящее из представителей Национальной гвардии и сандинистов [19] и таким образом разделить власть с Сомосой. Получив отказ, Вашингтон развернул тотальную войну против Никарагуа [20], получившую наиболее жесткий характер в период правления Рональда Рейгана (1981-1989 гг.) [21].
Как пишет известный мексиканский писатель и журналист Карлос Фуэнтес, несмотря на то, что Никарагуа действовала в соответствии с соблюдением норм международного права, а международное сообщество предложило правовое урегулирование конфликтов, Соединенные Штаты отказались признавать права Никарагуа и предложенные правильные решения. Вместо этого, республиканская администрация Рональда Рейгана последовательно утверждала свое право вмешиваться в дела Никарагуа, с целью свергнуть его правительство. Уже через пятнадцать дней после победы Сандинистской революции, Рональд Рейган, еще будучи кандидатом от Республиканской партии на пост президента США, осудил то, что произош-
54
ло в Никарагуа и выступил против революции. В июле 1980 года, без каких-либо доказательств, Рейган указывал на опасность, исходящую от Никарагуа, якобы стремящуюся «расширить советскую власть в Западном полушарии», и добавил: «Мы осуждаем захват власти марксистско-ленинской Никарагуа». В этом же документе он пообещал, что в случае победы на выборах, республиканцы отрежут всякую помощь Никарагуа и «будут поддерживать усилия никарагуанского народа по созданию свободного и независимого правительства». То есть, еще до своего избрания, и независимо от того, что действительно произошло в Никарагуа, кандидат Рейган решил вмешаться в Никарагуа. «Во имя чего? - резонно спрашивает К. Фуэнтес и далее продолжает, - для восстановления демократии в Никарагуа. Но как восстановить то, что никогда не существовало раньше? А может ли быть демократия в Никарагуа, если не преобразовать условия, которые существовали до революции, когда не было институтов, школ, больниц, инфраструктуры, той материальной основы, на которой строится любой демократический режим. Только после революции в стране появился национальный проект, который успешно продвигается вперед, несмотря на войну против Никарагуа, которая финансируется и направляется из США. Соединенные Штаты никогда не заботились о судьбе демократии в Никарагуа в течение семидесяти лет между 1909-1979 гг. Демократия не то, что вызывает обеспокоенность США в Никарагуа. Главное, это провозглашенная страной независимость и желание решать самостоятельно свою собственную судьбу, обращаться во внутренние и международные каналы в поисках экономической, политической и военной поддержки, что совершенно не устраивает США» [22].
Бывшие гвардейцы Сомосы и другие контрреволюционеры, которых называли «контрас» (от лат. contra -против), бежали из страны и стали сосредоточиваться в специальных лагерях в пограничных районах соседнего Гондураса и частично Коста-Рики. Правительство США предоставило им вооружение и материальную помощь. Общая численность таких подразделений достигала 1520 тыс. человек. С 1981 г. начались вторжения отрядов кон-трас на территорию Никарагуа. Они привлекли на свою сторону часть индейцев и крестьян и создали опорные базы внутри страны. Эти вторжения превратились в необъявленную войну против сандинистов.
В 1983-1986 гг. военные действия приняли особенно широкие масштабы. Вашингтон официально ассигновал на материальную помощь контрас ежегодно до 100 млн долларов. Кроме того, Соединенные Штаты оказывали им дополнительно поддержку по неофициальным каналам [23]. Самолеты и корабли США непрерывно вторгались в воздушное пространство и территориальные воды Никарагуа. По заявлению Д. Ортеги на седьмом саммите Движения неприсоединения в Нью-Дели 9 марта 1983 года: «Соединенные Штаты предложили дестабилизировать и уничтожить Сандинистскую революции в Никарагуа. Они пытаются сделать это при помощи терроризма, саботажа, проникновения тысячи вооруженных
солдат Национальной гвардии на нашу территорию из Гондураса, где находятся их базы для реализации военных операций. В результате этой политики, после революции 19 июля 1979 года, было в общей сложности 458 нарушений воздушного пространства. В этот же период было обнаружено в общей сложности 137 полетов самолетов-разведчиков, а также сорок восемь морских нарушений, из которых сорок два были со стороны Гондураса. Кроме того, с февраля 1982 года, начинает обнаруживаться в наших территориальных водах присутствие американских военных кораблей» [24]. С 1984 г. США стали минировать никарагуанские порты с целью преградить доступ к революционной республике, в результате чего 11 судов различных стран получили повреждения. Территория соседнего Гондураса стала плацдармом для намеченной интервенции против Никарагуа, куда под видом маневров были введены тысячи американских солдат и доставлено большое количество военной техники. Угроза прямой интервенции американских вооруженных сил и соседних стран, вовлеченных в борьбу против сандинистов, была чрезвычайно велика.
Правительство Никарагуа вынуждено было резко увеличить расходы на оборону. Численность Сандинист-ской армии увеличилась почти до 100 тыс. человек. До 40% мужского населения было вооружено и мобилизовано на защиту революционной власти. В период военных действий погибло более 50 тыс. человек, а общий ущерб достиг 17 млрд долларов [25].
В ответ на действия США власти Никарагуа обратились за помощью и поддержкой в международные организации. Обращаясь к Совету Безопасности Организации Объединенных Наций 25 марта 1982 года Даниэль Ортега заявил: «Я пришел, чтобы обратиться к этому органу потому, что мы не можем дальше терпеть скрытую агрессию против нашей революции. Она привела к глубокому кризису, который неизбежно ведет к вмешательству Центральной Америки. Мы прилагаем все усилия, чтобы избежать пожара, ведущего к неисчислимым последствиям в Центральной Америке, которые могли бы угрожать миру во всем мире. Я хочу сказать со всей искренностью и простотой, которая основана на моральной поддержке всех наших людей, что если угрозы, блокада и вторжения не будут остановлены и наши законные права на самоопределение не будут защищены, мы готовы к бою, сражаясь до последнего человека и последней капли нашей крови»
[26]. Совет Безопасности ООН в 1982 г. предложил проект резолюции, призывавший Вашингтон «воздержаться от прямого, косвенного, открытого применения силы в отношении какой-либо страны Латинской Америки или Карибского бассейна». США наложили вето на эту резолюцию
[27].
Международный суд в Гааге трижды принимал постановления, осуждавшие акции США по минированию никарагуанских портов (4 октября и 26 ноября 1984 г., 27 июня 1986 г.) [28]. Соединенные Штаты игнорировали эти решения. Вопреки им во многих странах Латинской Америки и Западной Европы создавались комитеты солидарности, проводив-
шие широкие кампании в поддержку Никарагуа. Панама выступила против вмешательства США в центральноамериканский конфликт, отказалась предоставить свою территорию для американских баз, направленных против Никарагуа и стала инициатором мирного решения этого конфликта. Позднее это стало одной из причин интервенции США в Панаму (1989 г.) [29]. За мирное урегулирование кризисной ситуации выступила Контадорская группа [30].
С 1981 г. началась настоящая информационная, пропагандистская и психологическая война против сандини-стов как внутри США, так и за их пределами [31]. В средствах массовой информации их обвиняли во многом: незаконном приходе к власти, не легитимности правления, отсутствии демократии, но особенно за помощь, якобы оказываемую никарагуанцами революционерам Сальвадора, которые в это время боролись с диктаторским режимом. Не имея никаких прямых доказательств, Соединенные Штаты отказывали Никарагуа даже в той помощи, которую обещали еще при Сомосе и начали прибегать к экономическим и финансовым санкциям против сандини-стов. В феврале 1981 г. был наложен запрет на поставку 10 тыс. тонн пшеницы, предотвращена отгрузка продовольственной помощи на сумму 9,6 миллионов долларов, было отказано в предоставлении обещанных 75 млн долл., в то время как оказывалась помощь в несколько миллионов противникам сандинистов в частном секторе. Сандинис-ты осудили сокращение помощи как «интервенционизм, шантаж и экономическую агрессию янки». СССР предложил поставить Никарагуа в течение нескольких недель 20 000 тонн пшеницы, чтобы восполнить отмененную американскую отгрузку. Ливия предложила ссуду на 100 млн долларов. Куба согласилась обеспечить техническую помощь на сумму в 64 млн долл. [32]. С осени 1981 г. США начали блокировать предоставление Никарагуа займов международными банками [33]. В 1983 г. США объявили о сокращении на 90% своих закупок сахара в Никарагуа, а затем был прекращен импорт никарагуанского хлопка и мяса. Социалистические страны оказывали помощь республике посылкой специалистов и поставками на льготных условиях оружия, сырьевых товаров, машин, оборудования.
Уже после того, как в мае 1985 г. в Никарагуа были проведены демократические выборы и на пост президента избран Д. Ортега, «необъявленная» война против Никарагуа усилилась. Вашингтон ввел эмбарго на все торговые связи США с Никарагуа [34], обещая восстановить их, если будет выполнен ряд политических условий, которые были неприемлемы для сандинистов. Экономические санкции США, ряда западноевропейских и латиноамериканских стран, поддерживавших политику Вашингтона, возымели свое действие, сильно осложнив внутреннее положение в Никарагуа. Доходы от экспорта сократились, а расходы на импорт возросли, национальное производство падало, безработица охватила более половины населения страны. Инфляция подскочила вверх. Разрослись черный рынок и теневая экономика. Несмотря на все эти трудности, республика устояла и даже сумела нанести пораже-
ние контрас, активность которых после 1986 г. быстро пошла на спад.
Как пишет бразильский исследователь М. Циммерман, «в результате войны, объявленной США, победу одержала революции в Никарагуа. С самого начала целью правительства США было свергнуть революционное правительство, но их намерения не удались. Тем не менее, они смогли жестоко наказать маленькую страну. Более 30 тысяч никарагуанцев были убиты во время войны с контрас, 350 тысяч семей фермеров были перемещены, и экономический ущерб составил в общей сложности девять миллиардов долларов, что соответствует эквиваленту сорока годовых объемов экспорта из Никарагуа в середине 1980-х годов. СФНО удалось провести две успешные революции, целью первой стало свержения Сомосы, а вторая оказалась еще трудней - защитить свою победу от массированных атак контрреволюционных сил» [35].
Сложная ситуация в стране отразилась на всеобщих выборах 1990 г. Как отмечает американский исследователь УМ. Леогрэйнд, «с 1981 до 1990 г США участвовали в совместной и многогранной кампании, чтобы свергнуть правительство Никарагуа. В истории американских попыток дестабилизировать другие правительства, усилие против Никарагуа выделяется как одно из самых интенсивных и длительных. Свержение Сандинистского правительства военными средствами не достигло своей цели, тогда как экономические санкции, объединенные с затратами на войну, преуспели в разрушении экономики Никарагуа. Благодаря широко распространенным лишениям в стране, народная поддержка сандинистов существенно снизилась, и они были побеждены на выборах 1990 г. на законных основаниях» [36].
Да, действительно, Сандинистская революция в Никарагуа потерпела неудачу в попытке найти быстрый и радикальный путь к созданию альтернативного капитализму общества социальной справедливости. Но ее ближайшие цели были достигнуты: свергнута многолетняя диктатура, в стране установился конституционный режим. Политический плюрализм, аграрная реформа, смешанная экономика, миролюбивая внешняя политика - эти основные программные положения СФНО стали реальностью. Было нанесено поражение вооруженной контрреволюции, которую так активно поддерживали Соединенные Штаты. Никарагуанская революция завершила цикл латиноамериканских революций XX века, начатый Мексикой в 1910 г.
На выборах 1990 г. в Никарагуа победила сторонница либерально-реформистских взглядов, бывшая сподвижница Д. Ортего, Виолетта Барриос де Чаморро [37], обещавшая восстановить экономику, преодолеть инфляцию и навести порядок в стране. Перейдя в оппозицию, санди-нисты сохранили влияние в стране, сотрудничая, а временами враждуя с правительством и отстаивая свои позиции в течение 16 лет. Только в 2006 г. Д. Ортега был вновь избран президентом.
56
Виолетта Барриос де Чаморро (1929) Президент Никарагуа (1990-1996)
Политика США в отношении Сальвадора и Гватемалы
Те же проблемы, которые привели к революции в Никарагуа, испытывали на себе народы Сальвадора и Гватемалы: жестокие диктаторские режимы, слабые экономики, трудные социальные условия и многое другое вынуждало людей уходить в партизаны и вести борьбу с антинародными властями. Для их подавления создавались террористические организации, такие как «Мано бланко», «Эскадрон смерти», «Антикоммунистическая лига Гватемалы» и многие другие. С их помощью правителям удавалось устраивать суровые расправы над оппозиционными силами и держать в подчинении народы своих стран длительное время.
На грани 70-80-х годов под воздействием никарагуанской революции активизируется антиправительственная борьба как в Сальвадоре, так и в Гватемале. Обстановка внутри этих стран вызывала недовольство различных слоев общества, которые объединялись в оппозиционные союзы. В октябре 1980 г. в Сальвадоре оформился Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) [38] - военно-политическая организация, выдвинувшая программу, предусматривавшую революционное преобразование власти, проведение радикальной аграрной реформы, ограничение иностранного капитала, широкие социальные мероприятия. В январе 1981 г. вооруженные отряды Фронта начали общее наступление против правительственных войск.
В Гватемале после подавления в 1960 г. антидиктаторского восстания возникли повстанческие организации, которые с переменным успехом вели трудную, длительную войну с режимом. Рассматривая Гватемалу в качестве опорного пункта в борьбе с революционным движением в Центральной Америке, Соединенные Штаты на протяжении 30 лет оказывали ей большую экономическую и военную помощь и снисходительно относились к террору и любым нарушениям демократических прав в этой стране. В недавно опубликованных секретных документах Госдепартамента США говорилось: «мы считаем, что это
хорошая тактика - убивать коммунистов. Убийства, пытки и издевательства в порядке вещей, если это делает наша сторона, а жертвы - коммунисты» [39]. В разряд «коммунистов» и «марксистов» власти относили любого гватемальца, который выступал за проведение даже самых скромных реформ. Администрация США не только поддерживала такую политику военного режима, но и награждала его за каждого уничтоженного коммунистического лидера [40].
В 1981 г. повстанческие группировки объединились, создав организацию Гватемальское национальное революционное единство (ГНРЕ), что способствовало активизации вооруженной борьбы с военно-авторитарными режимами, которые, сменяя друг друга, оставались верными сторонниками США и придерживались политики жесткого репрессивного курса против собственного народа.
Оказавшись перед угрозой массового революционного движения в Центральной Америке и опасаясь развития никарагуанского варианта, Р. Рейган выступил 24 февраля 1982 г. в Организации американских государств (ОАГ) с «Карибской инициативой» [41], программой помощи странам Центральной Америки и Карибского бассейна. Она предусматривала расширение торгово-экономического сотрудничества США с этими государствами, отмену таможенных пошлин на ввоз в США большой группы товаров, а также увеличение экономической помощи дружественным Вашингтону режимам. Одновременно предлагалось содействовать экспорту в эти страны частного капитала путем предоставления американским корпорациям налоговых льгот. Часть расходов на помощь нуждающимся странам предполагалось переложить на плечи партнеров из Европы и Латинской Америки, в то время как доходы корпораций могли намного превысить предполагаемую помощь.
Реализация «Карибской инициативы» началась в 1984 г. Она имела как положительные, так и отрицательные стороны. Осуществление плана способствовало расширению товарооборота между США и карибскими странами с 9 млрд долл. в 1982 г. до 42,8 млрд долл. в 2000 г. В виде помощи нуждающимся странам Р. Рейган предложил выделить в 1982 г. 350 млн долл. (при срочной необходимости в 5 млрд долл.) и 60 млн на военные нужды. При этом треть экономической и более половины военной помощи предназначалась сальвадорской хунте, а остальное - «друзьям или будущим друзьям» США [42]. Это свидетельствовало о том, что Соединенные Штаты намеревались создать военно-политический блок угодных Вашингтону режимов, с помощью которых надеялись обуздать революционное движение в регионе. Особая роль предназначалась военно-гражданским правителям Сальвадора.
Солидная экономическая и военная помощь, оказанная такому небольшому государству, как Сальвадор (4,5 млн. чел. в 1979 г.), осложнила борьбу революционеров. В общей сложности за 1981- 1988 гг. помощь составила 3,5 млрд долл. В Сальвадор были направлены американские военные советники и инструкторы, поступи-
ло большое количество современного вооружения. Численность армии увеличилась с 15 тыс. человек в 1981 г. до 56 тыс. в 1985 г. [43]. Это позволило сальвадорскому режиму выстоять. Часть полученной экономической помощи была направлена на проведение аграрной реформы, что позволило правящим кругам привлечь на свою сторону колеблющиеся слои населения. В марте 1982 г. состоялись всеобщие выборы. К власти пришли правые партии, которые получив атрибуты представительной демократии, мало отличались от военной хунты. В стране продолжался террор, действовали «эскадроны смерти». За эти годы погибли 70 тыс. человек, 30 тыс. пропали без вести, около миллиона сальвадорцев эмигрировали, сотни тысяч бежали из зон боевых действий, где проводилась крупномасштабная резня тысяч женщин, стариков и детей [44].
В результате революционеры не смогли победить, но и властям не удалось их уничтожить. ФНОФМ не только сохранился, но и продолжил борьбу, которая в 1992 г. завершилась подписанием мирного соглашения с правительством. ФНОФМ трансформировался в легальную политическую партию и принял активное участие в политической жизни страны. А в 2009 г. его кандидат М. Фунес стал законным президентом Сальвадора.
В особо трудных условиях развивалась борьба гватемальского народа. Экономика страны находилась на грани полного краха, в то время как в руках небольшой группы лиц были сосредоточены основные национальные богатства. Значительная часть индейского населения подверглась изгнанию с их исконных земель, поскольку там были обнаружены ценные природные ископаемые. Почти половина трудоспособного населения не имела работы и жила в страшной нищете. Все это толкало народ на борьбу с правительством, которое подавляло все выступления с изуверской жестокостью. За 36 лет, на протяжении которых длилась гражданская война в Гватемале, число жертв составило около 200 тыс. человек, которые были убиты и еще 40-50 тыс. «исчезли». 1 миллион стал беженцами, 200 тыс. детей остались сиротами, и 40 000 женщин стали вдовами, четыреста сорок индейских деревень были уничтожены. Подавляющее большинство погибших стали жертвами официально санкционированного террора со стороны правительственных сил [45].
Несмотря на применение самых жестоких методов борьбы с повстанцами, режиму не удавалось справиться с ними. Недовольство политикой военных правительств охватывало все более широкие слои общества. Противоречия нарастали и внутри офицерского корпуса. Реформистски настроенное крыло в армии выступило за проведение либерализации режима и подготовку выборов, которые состоялись в 1986 г. Президентом был избран лидер христианско-демократической партии В. Сересо, который стал первым гражданским президентом Гватемалы за более чем тридцатилетний период, на протяжении которого страной правили военные хунты. Начался
постепенный переход к демократии в условиях вооруженного конфликта и сохранения автономии военного командования, выступавшего против переговоров с партизанами. Провести переговоры правительства с ГНРЕ удалось только в 1996 г. при содействии ОАГ. Были подписаны мирные соглашения, предусматривающие проведение реформ, направленных на соблюдение прав человека, обеспечение прав индейского населения, создание основ правового государства и судебной системы, демократизацией и демобилизацию Гватемалы. За реализацией этих соглашений обязалась наблюдать миссия ООН. Однако и к началу XXI века меры, предусмотренные соглашением, не были выполнены из-за многих трудно разрешимых внутренних проблем, но гражданская война была прекращена. ГНРЕ перешла на мирные формы борьбы.
Революционные события 80-х годов в Центральной Америке представляют особый интерес тем, что одновременно в борьбу включились несколько стран, чего раньше не наблюдалось. Победа революции в Никарагуа произвела огромное впечатление на различные слои латиноамериканского общества. Сам этот факт, а также поддержка, оказываемая мировой общественностью этому процессу, были столь значимы, что Соединенные Штаты не решились предпринять «гренадский вариант» (наподобие интервенции в Гренаду) в этих странах и перешли на другие меры воздействия. Несмотря на то что борцам за свободу, независимость и демократию в Сальвадоре и Гватемале пришлось отказаться от революционной альтернативы и перейти на эволюционный путь развития, им удалось добиться свержения диктаторских режимов и начать демократизацию политических структур в своих странах. Все эти факторы ускорили процесс демократизации в Южной Америке. В Эквадоре (1979) и в Перу (1980) умеренные военные режимы передали власть избранным конституционным режимам. После нескольких лет острой политической борьбы, переворотов и контрпереворотов в 1982 г. было восстановлено конституционное правление в Боливии. В 1985 г. в Уругвае военные передали власть законно избранному правительству. В 1986 г. конституционное правительство пришло к власти в Гондурасе. В том же году пала диктатура Ф. Дювалье в Гаити. В результате военного переворота в 1989 г. была свергнута самая долговечная в регионе диктатура А. Стресснера в Парагвае (1954-1989) и начался переход к конституционному правлению. Дольше всех продержалась военная хунта во главе с А. Пиночетом. В 1990 г. она вынуждена была уступить власть избранному президенту, который возглавил гражданское правительство. К началу XXI века Латинская Америка полностью освободилась от диктаторских режимов.
Однако процесс демократизации латиноамериканского континента был взят под контроль Соединенными Штатами. Практически во всех странах, за исключением Боливии, где в 1982-1985 гг. у власти находилось левое пра-
58
вительство с участие коммунистов [46], на смену военным режимам пришли лояльные Вашингтону гражданские политические деятели. По признанию многих исследователей в 90-е годы XX века США сумели стабилизировать свое влияние в Латинской Америке, хотя оно и не восстановилось в прежних объемах [47]. Распад Советского Союза и усиление влияния Соединенных Штатов Америки в мире и Западном полушарии сужали возможности маневра для латиноамериканских стран во взаимоотношениях с могучим североамериканским соседом. В этот период приходившие время от времени к власти в некоторых странах (Аргентина, Панама, Ямайка, Барбадос, Гайана) деятели левого толка во многом пересмотрели свои прежние взгляды и осуществляли руководство в рамках предложенной и активно пропагандируемой Вашингтоном неолиберальной модели экономического развития, которая в конечном итоге породила серьезные трудности для большинства жителей Латинской Америки.
Продолжение следует
Примечания:
1. Королев, Ю.Н., Кудачкин, М. Ф. Латинская Америка: революции XX века. - М., 1986. - С. 5-6; Коваль, Б.И. Латинская Америка: революция и современность. - М., 1981. -С. 48-49; Walker, T.W. Introduction // Revolution and Counterrevolution in Nicaragua. - Boulder u.a. - 1991. - P. 12; Selbin, E. Modern Latin American Revolutions. - Boulder, CO, 1999.
2. Walker, T.W. Op. cit. P. 1-2.
3. См.: Страны Центральной Америки: тенденции экономического и социально-политического развития. - М., 1986. -С. 4, 128-129; Brands, H. Latin America's Cold War. Cambridge - London, 2010. - P. 187; Wright, T.C. Latin America in the Era of the Cuban Revolution. - Westport, 2001. - P. 166.
4. Население Никарагуа в 1979 г. составляло 2 640 тыс. человек. См.: Латинская Америка. Энциклопедический справочник. - Т. 2. - М., 1982. - С. 751.
5. Сандино (Sandino) Аугусто Сесар (18.5.1895, Никиноомо, департамент Масая, — 21.2.1934, Манагуа), национальный герой никарагуанского народа, генерал (1926). Родился в крестьянской семье. Переменив много профессий, в поисках работы покинул родину. Работал на рудниках в Гондурасе, Гватемале и на нефтепромыслах в Мексике. В 1926, вернувшись на родину, включился в национально-освободительную борьбу против американских империалистов и местной реакции. Возглавленная им в середине 1927 партизанская борьба против войск США, оккупировавших Никарагуа, переросла в гражданскую войну и привела к освобождению страны от оккупантов (январь 1933). В феврале 1934 С., вызванный в Манагуа для официальных переговоров с правительством о прекращении гражданской войны, был вероломно убит. Подробнее см. : Гонионский, С.А. Сандино. - М., 1965.
6. Подробнее см. : raëeaHo, Э. Вскрытые вены Латинской Америки. - М., 2G1G. - С. 14S-149.
7. Цит. но: Winn, P. Americas: The Changing Face of Latin America and the Caribbean. - Berkeley, Calif. [u.a.], 1999. - P. 517.
S. Семейство Сомосы правило в Никарагуа с 1936 но 1979 г: Анастасио Сомоса с 1936 но 1956, когда был убит в результате покушения. На смену ему пришел сын Луис Сомоса, который находился у власти с 1956 до 1967 гг. Умер от сердечного приступа. Его сменил младший сын Сомосы-стар-шего, который тоже носил имя Анастасио. Oн руководил страной с 1967 г. до его свержения в 1979 г.
9. Сандинистский фронт национального освобождения назван так в намять о народном герое А. Сандино, руководителе партизанской войны 1927-1933 гг. В дальнейшем и революция в Никарагуа стала называться Сандинистской, а ее участники - сандинистами.
1G. El programa historico del FSLN. - Managua, 19S1; Plataforma programatica del FSLN. - La Habana, 19S1.
11. Страны Центральной Америки ... - С. 1G5.
12. 16 июля 1979 г. А. Сомоса отправился в США, а затем перебрался в Парагвай, где в 19SG г. был убит агентами никарагуанских революционеров.
13. См. : История Латинской Америки. Вторая половина XX века ... - М., 2GG4. - С. 163.
14. Walker, T.W. Op. cit. - P. 5-6.
15. Подробнее см.: Страны Центральной Америки ... - С. 21S-257.
16. Даниэль Oртега родился в 1945 году в маленьком никарагуанском городке Ла-Либертад в семье интеллигентов. По окончании средней школы обучался на факультете нрава престижного Центральноамериканского университета в Манагуа. Революционной деятельностью начал заниматься в пятнадцатилетнем возрасте, тогда же впервые был арестован секретной полицией диктаторского режима Сомосы (ноябрь 196G г.).
В 1962 году Даниэль вступил в ряды Сандинистского Фронта Национального Oсвобождения. В декабре 1963 года был арестован в Гватемале и депортирован в Никарагуа. С 1965 года 20-летний Даниэль Oртега становится членом Национального руководства СФНO. В 1966—1967гг. он — командующий Центральным фронтом СФНO.
В 1967 был приговорён к тюремному заключению за участие в вооружённом ограблении отделения Bank of America, но в конце 1974 был освобождён вместе с другими заключёнными-сандинистами в обмен на взятых партизанами заложников. После освобождения Oртега уехал на Кубу, где несколько месяцев проходил партизанскую подготовку. В 1976 году нелегально вернулся в Никарагуа, возглавлял вооружённую борьбу против режима А. Сомосы в ряде районов страны. В 1979 году вошёл в Руководящий совет правительства Национального возрождения.
После победы Сандинистской революции (19 июля 1979 г ) возглавил Правительство национального возрождения, которое с 19SG начало строительство социализма в Никара-
гуа. В марте 1981 года Даниэль Ортега становится координатором Руководящего совета СФНО. В ноябре 1984 года Ортега был избран президентом Никарагуа и официально вступил на этот пост 10 января 1985 года. Подробнее см.: Cockcroft, J.D. Daniel Ortega. - New York, 1991.
17. См.: Wright, T.C. Op. cit. - P. 166.
18. См. об этом: Kornbluh, P. Nicaragua, the Price of Intervention: Regan's Wars Against the Sandinistas. - Washington, D.C., 1987.
- P. 4.
19. Ramirez, S. Adios muchachos. Una memoria de la revolucion Sandinista. Mexico, 1999. - P. 100. Цит. по: История Латинской Америки. Вторая половина XX века ... - С. 534.
20. См.: Kornbluh, P. Op. cit.
21. Morley, M.H. Washington, Somoza, and the Sandinistas: State and Regime in U.S. Policy toward Nicaragua, 1969-1981. -Cambridge, 2002. - P. 314.
22. Fuentes, C. Prologo // Ortega, D. Combatiendo por la paz. -Mexico, 1988. - P. 10.
23. Подробнее см.: Kornbluh, P. Op. cit. - P. 7-92.
24. Ortega, D. Op. cit. - P. 89.
25. Строганое, А.И. Латинская Америка в XX веке. - М., 2008.
- С. 312-313; Walker, T.W. Op. cit. - P. 8.
26. Ortega, D. Op. cit. - P. 50.
27. История Латинской Америки. Вторая половина XX века ... -С. 540-541.
28. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного суда. 1948-1991. ООН, Нью-Йорк, 1993. - С. 162, 175, 198.
29. См.: Перкинс, Дж. Исповедь экономического убийцы. - М.,
2005. - С. 97; Harding, R. The History of Panama. - Westport,
2006. - P.89-108.
30. Контадорская группа была создана на совещании президентов Мексики, Венесуэлы, Колумбии и Панамы в 1983 г на острове Контадора (Панама) с целью содействовать мирному урегулированию политического кризиса в Центральной Америке. Позднее к ним присоединились Аргентина, Бразилия, Перу и Уругвай.
31. Подробнее см.: Kornbluh, P. Op. cit. - P. 157-212.
32. LeoGrande, W.M. Making the Economy Scream: U.S. Economic Sanctions against Sandinista Nicaragua // Third World Quarterly. - London, 1996. - Vol. 17, No. 2. - P. 330.
33. Ibid. - P. 39-348.
34. Zimmermann, M. A revolucao nicaraguense. - Sao Paulo, 2006.
- P. 136.
35. Ibid. - P. 137.
36. LeoGrande, W.M. Op. cit. - P. 39.
37. Виолетта Барриос родилась в городе Ривасе (Никарагуа) в богатой аристократической семье. Супруга известного лидера оппозиции в годы диктатуры Анастасио Сомосы, Пед-ро Чаморро. Её муж был убит в 1978 году агентами режима Сомосы. После смерти мужа сменила его на посту редактора оппозиционной газеты «La Prensa», обладавшей самым большим тиражом в Никарагуа тех лет. Затем стала её директором и совладелицей. Была вице-президентом Комите-
та по свободе печати при Межамериканском обществе печати. После свержения Сомосы вошла в состав революционной хунты, где занималась вопросами здравоохранения и социального обеспечения. Однако уже через год, в апреле 1980 года, ушла в отставку в знак протеста против усиления влияния сандинистов в коалиционном правительстве, которое возглавлял Даниэль Ортега. С апреля 1990 года — президент Никарагуа (избрана от оппозиционной коалиции). Осуществила в стране процесс национального примирения, отменила обязательную военную службу, либерализовала экономику. После завершения президентских полномочий в январе 1997 года политической деятельностью не занимается.
38. Фронт национального освобождения назван именем сальвадорского революционера и коммуниста Фарабундо Марти (1893-1932). В 1923 году в Гватемале была основана коммунистическая партия, в создании которой Ф. Марти принимал активное участие. Занимая пост личного секретаря Сандино, участвовал в партизанской войне в Никарагуа. Боролся за права коммунистов в Сальвадоре, за что и был расстрелян 1 февраля 1932 г.
39. National Security Archive Electronic Briefing Book No. 11: U.S. Policy in Guatemala, 1966-1996 // Website of the National Security Archive (The George Washington University). Document 1, 5. URL: http://www.gwu.edu/~nsarchiv/ NSAEBB/NSAEBB11/docs/.
40. Ibidem.
41. Department of State Bulletin. - Washington, D.C., 1982. - Vol. 82, No. 2061.
42. Глинкин, A.H., Мартынов, Б.Ф., Яковлев, П.П. Эволюция латиноамериканской политики США. М., 1982. - С. 171.
43. Строганов, А.И. Указ. соч. - С. 316.
44. Gibb, T. U.S. Role in Salvador's Brutal War // BBS News. 2002. 24 March. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/ 1891145.stm.
45. См.: Guatemala Memory of Silence: Report of the Commission for Historical Clarification, 1999. URL: http://shr.aaas.org/ guatemala/ceh/report/english/conc2.html; cм. также: Iadicola, P., Shupe, A. Violence, Inequality, and Human Freedom. Lanham [u.a.], 2003. P. 363-364.
46. Встретив противодействие со стороны крупного местного и иностранного капиталов, наркомафии и экономическими трудностями правительство Боливии во главе с президентом Э. Силесом Суасо потерпело поражение на досрочных всеобщих выборах 1985 г К власти в стране пришло правоцентристское правительство.
47. См. напр.: Oliva, C. Estados Unidos, America Latina y el Caribe: entre el Panamericanismo hegemonico y la integra^n independiente // Historia y perspectiva de la integracion latinoamericana. Michoacan - Mexico, 2000. -P. 242; Bertonha J.F. O fim de hegemonia americana na America do Sol? Russia, China e Uniro Europeia como actores regionais? // Negocios Estrangeiros. - Lisboa, 2010. -No. 18. - P. 122.
60