источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
удк 261.7
ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
по отношению к религиозным организациям
В ОМСКОй ГУБЕРНИИ В 1921-1925 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ИЗъЯТИЯ ЦЕРКОВНыХ ЦЕННОСТЕй)
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко, выпускник Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви
Аннотация. В статье рассматривается политика советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской губернии в 1921-1925 гг. На основании данных Исторического архива Омской области сделаны выводы по итогам кампании по изъятию церковных ценностей, ряд исторических источников впервые вводится в научный оборот.
Ключевые слова. История Русской Православной Церкви, церковно-государственные отношения, Омская епархия, изъятие церковных ценностей.
policy of the soviet state in relation to religious organizations IN the oMSK province IN 1921-1925. (on the example of the seizure of church values)
Priest Igor Gennadievich Astapenko, graduate of Omsk Theological Seminary Omsk Eparchy Russian Orthodox Church
Abstract. The article discusses the policy of the Soviet state in relation to religious organizations in the omsk province in 1921-1925. Based on the data of the Historical Archive of the omsk Region, conclusions were drawn up on the results of the campaign for the seizure of church property, a number of historical sources were introduced for the first time into scientific circulation.
Keywords. The history of the Russian orthodox Church, church-state relations, omsk diocese, the seizure of church property.
В последнее десятилетие тема взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства стала одной из наиболее разрабатываемых в отечественной исторической науке. За указанный период было защищено немало кандидатских и докторских диссертаций, опубликовано множество статей. Исследования в этой области коснулись самых разных аспектов данной проблемы и можно уже с уверенностью сказать, что большинство «белых пятен», которые хранила история, ликвидированы. Но, несмотря на это, дальнейшая работа по изучению истории Церкви и государства продолжается. Все еще актуальными остаются исследования взаимоотношений Церкви и государства на местах.
Имеющиеся в распоряжении автора документы дают возможность проследить политику советской власти по отношению к религиозным организациям Омской губернии в 1921-1925 гг. Однако здесь стоит отметить отсутствие систематичности до-
№ 2, 2018 (5)
кументов. Поэтому фактический материал пришлось выявлять из источников общей информации.
Документы по истории Русской Православной Церкви, преимущественно 19201940-х гг. начали активно публиковаться в 1990-х гг. Архив М.Е. Губонина, изданный в книге «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943» является особенно ценным собранием документов по истории Русской Православной Церкви в эпоху большевистских гонений. Ряд документов опубликован в таких изданиях, как «Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991 гг.): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью» и «Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925».
С принятием ВЦИК декрета от 16 (23) февраля 1922 г. об изъятии ценностей началась сложная борьба за его интерпретацию и масштабная общерусская кампания изъятия. Экспроприация веками хранившихся в храмах ценностей потребовала энергичных усилий всего карательного и политико-идеологического аппарата страны, повседневного руководства и корректирования со стороны Политбюро и непосредственно главных вождей. Достаточно сказать, что связанные с этой кампанией вопросы в решающие недели весны 1922 г. ставились почти на каждом заседании Политбюро, между которыми, к тому же, не раз проводились опросы.
Во все губкомы рассылалась инструкция о порядке изъятия ценностей. Для изъятия церковных ценностей в волостях создаются комиссии из Предволисполкомов, представителей ячейки, а там, где ее нет - представителей Волкресткома и уполномоченного от Уездной комиссии под председательством последнего. Волостная комиссия своего технического штата не создает, а пользуется аппаратом Волисполкома. Комиссия предварительно по этому вопросу связывается с местным духовенством и церковным советом и с ним приступает к составлению описи имущества храма по инвентарным книгам до 1917 г., в случае же их отсутствия, или некоторых предметов, значащихся в этих книгах, составляется на это акт. Затем составленные описи имущества рассматривает комиссия с участием представителей от церковного совета и здесь же намечает предметы, подлежащие к изъятию. Причём при возникновении разногласий по вопросу изъятия того или другого предмета, представителям церковного совета и духовенству предоставляется право своё мнение фиксировать в протоколах. Члены комиссии к данному вопросу должны относиться весьма серьёзно и ни в коем случае не должны допускать оскорблений чувств верующих, а по отношению к представителям церковного совета и духовенства вести себя корректно. В случае отказа церковного приходского совета и священнослужителей от исполнения работы по изъятию ценностей, виновные предаются суду ревтрибунала как противники распоряжения соввласти. Сам акт изъятия оформляется соответствующим протоколом, где обозначены подробно все изъятые предметы, с указанием их размера, веса, рода металла, названия камней (где такие встречаются), их цвета, количества и качества предмета. Затем изъятые вещи вместе с копией акта препровождаются в финотдел, единовременно - в Укомиссию. Подлинный акт с копией и подлинная квитанция с копией направляются в Губкомиссию для проверки и проведения через ревизию Губрабкрика. По этому экземпляру копии акта и квитанции Уфинотдела остаются в Волкомиссии. Все документы скрепляются подписями членов комиссии, членов церковного совета и священнослужителями.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям
в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
Подлежат изъятию все ценные предметы, находящиеся в количестве свыше двух экземпляров, как-то: чаша, дискос, лжица, копье, звездица, трикирий, напрестольный крест, напрестольное Евангелие, блюда, тарелки, облачения из кованого серебра, кадила1.
В первые дни марта 1922 г. по всей стране приступили к работе губернские комиссии по изъятию церковных ценностей. Созданы такие комиссии были и в Омской губернии. Так, 1 марта 1922 г. состоялось заседание коллегии Пропагита Омгубкома РКП (б), на котором слушались доклады об изъятии ценностей. Были вынесены постановления: кампанию признать необходимой, расширить пропаганду ее в печати для создания настроения, внести соответствующие вопросы на созываемые съезды.2
14 марта 1922 г. состоялось заседание комиссии по изъятию церковных ценностей в Омске. Вот выдержки из протокола этого заседания:
СЛУШАЛИ: организационные вопросы.
а) о широкой агитационной кампании среди населения.
ПОСТАНОВИЛИ: а) просить Губком и Губпрофсовет провести широкую агитационную кампанию по изъятию ценностей с последующим вынесением резолюций, каковые должны доставляться в тройку по изъятию ценностей.
(ПРИМЕЧАНИЕ: с 12 января 1921 г. в губерниях создавались и действовали особые тройки, являющиеся местными органами комиссии «по учету и сосредоточению ценностей». Но у них была своя задача - изъятие ценностей, ранее конфискованных ВЧК и «застрявших» в ее местных органах, ценностей, принадлежавших музеям или перемещенных туда, а также закрытым монастырям, церквям.).3
в) о создании Губернской комиссии по выяснению количества ценностей в составе представителей от Судебного Управления Губфинотдела, Губнаробраза, Губрабкрина и во главе члена тройки по изъятию ценностей.
ПОСТАНОВИЛИ: в) создать такую комиссию в срочном порядке.
г) создание таковой же Уездной комиссии под председательством Уисполкома и члена представителя Упомгола Уфинотдела, Унаробраза во главе - представитель Уисполкома.
ПОСТАНОВИЛИ: г) телеграфно оповестить уезды о создании таковой комиссии.
д) о выработке инструкции по изъятию ценностей для Губуездных и волостных комиссий.
ПОСТАНОВИЛИ: д) тов. Пелевину разработать инструкцию и представить в наикратчайший срок.
е) о секретаре для комиссии.
ПОСТАНОВИЛИ: е) просить Губисполком выделить работника для несения обязанностей секретаря комиссии по изъятию церковных ценностей.4
15 марта 1922 г. состоялось совещание секретарей райкомов совместно с Орготделом Губкома РКП (б). На нем слушались доклады об изъятии церковных ценностей и реализации их в помощь голодающим, о проведении агитационных кампаний на
1 Исторический архив Омской области (ИАОО), ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 79. 2ИАОО, ф. 1, оп. 1, д. 75, л. 54. 3Архивы Кремля. С. 217. 4ИАОО, ф. 1, оп. 2, д. 425, л. 34.
№ 2, 2018 (5)
фабриках и заводах. Отмечалось, что кампании идут успешно, но есть выкрики о том, что коммунистам больше нечего делать, как приниматься за церковные ценности. Постановления собраний были следующими: районы должны немедленно созвать собрания ячеек РКП (б) с месткомами производства и комячейками и обсудить вопросы об изъятии церковных ценностей, проценты отчислять как деньгами, так и натурой в пользу голодающих.5
В это же время Губкомам рассылается инструкция о порядке изъятия церковных ценностей находящихся в пользовании групп верующих.
Комиссия по изъятию церковных ценностей находящихся в пользовании групп верующих указанной в п. Постановления ВЦИК от 16 февраля сего года истребывает в недельный срок от всех местных Советов заверенные требования описей и договоров с группами верующих коим переданы в пользование храмы и другие церковные здания.
На основании описей и других имеющихся в распоряжении Комиссии данных устанавливается очередной порядок работ по изъятию ценностей в зависимости от имеющихся в том или ином храме ценностей, причем в первую очередь подлежат изъятию ценности из наиболее богатых храмов, синагог, монастырей, часовен и др.
ПРИМЕЧАНИЕ: Комиссия приступает к работе в наиболее богатых храмах не ожидая поступления описей по всей губернии.
Установив ближайший порядок работ, Комиссия назначает день и час производства работ в данном здании, вызывает через местные исполкомы к означенному часу от 3-5 лиц из числа граждан, в пользовании коих находится данное здание со всеми имеющимися у них документами и описями, причем до 1917 года перечневая опись или инвентарная книга.
К производству работ по уезду комиссия привлекает местный исполком в лице подкомиссии, состоящей из полномочного представителя Уфинотдела и представителя Укомпомгола. Губернская комиссия и уездная подкомиссия в означенном составе не создают особого аппарата, а пользуются аппаратом соответственно Исполкома и аппаратом Комиссии по сосредоточению ценностей, всюду - где таковые имеются, действовать с ними в полном контакте.
При составлении описей извлекаемых ценностей - все предметы, состоящие из золота, серебра и драгоценных камней, точно описываются и упаковываются применительно к инструкции местными комиссиями по учету, изъятию и сосредоточению ценностей от 23 января 1922 г., в присутствии членов комиссии отмечаются и имеющиеся при храмах описи и заносятся в особый протокол, подписанный как членами комиссии, так и представителями групп верующих в пользовании коих находятся эти предметы.
ПРИМЕЧАНИЕ: При отсутствии из наличности какого-либо из предметов, находящегося в пользовании групп верующих, об этом составляется особый протокол и представляется следственным органам для производства расследования и привлечения виновных к ответственности.
Представители групп верующих имеют право внести в протокол все свои замечания по поводу передачи в пользу голодающих предметов, без коих отправление богослужения является невозможным, и замены их другими менее ценными.
В случае если среди изъятых ценностей имеются вещи бесспорно музейного
5ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 67.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
значения, хотя и нечислящиеся на учете Губмузеев, они изымаются из храмов и под наблюдением представителя местного отдела музея передаются на хранение отделу музея впредь до особого распоряжения комиссии по изъятию церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, оставаясь на постоянном учете последней.
Все церковное имущество, изъятое на основании настоящей инструкции, пересылается в Губфинотделы и Уфинотделы для направления их в порядке инструкции местным комиссиям по учету, изъятию и сосредоточению ценностей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Никакой реализации ценностей на местах не производится. Центральная Комиссия, Помгол незамедлительно обращают реализованные суммы на закупку продовольствия, семян для голодающих.
Губфинотдел и Уфинотделы, а также Губкомполы и Укомпомголы обязаны один раз в месяц представлять в Центральную Комиссию Помгол и Наркомфины сведения об изъятых предметах: золотых и серебряных в весовых единицах и драгоценных камней - в штуках, с обязательным названием их; и ежемесячно подробный отчет для публикаций в газетах.
Комиссия по изъятию ценностей один раз в месяц публикует подробный перечень ценностей, изъятых из храмов, молельней, синагог, часовень и т.д.6
Как видно даже из заседаний местных органов по изъятию ценностей, кампанию намеревались провести быстро и решительно. Однако обстановка на местах обостряется с первыми известиями о подготовке местных властей к реализации декрета ВЦИК от 16(23) февраля 1922 г. По указанию из центра вся операция должна предваряться пропагандистской кампанией, включающей принятие соответствующих решений на собраниях верующих, беспартконференциях, митингах. С началом этих мероприятий губернские сводки фиксируют растущую враждебность масс, принятие на собраниях резолюций, прямо противоположных заданным властями. Ин-формсводки буквально пестрят сведениями о подобном результате первых собраний, хотя вскоре после начала применения вооруженной силы против недовольных значительно возрастает количество известий и о собраниях, проходящих по первоначально задуманному плану.
Значительный фактический материал о том, как проходила в разных губерниях страны кампания по изъятию церковных ценностей, дают периодические информационные сводки ГПУ-ОГПУ. Они составлялись в Информационном отделе и в 5-м (антирелигиозном) отделении Секретного отдела этого ведомства. И те, и другие сводки часто назывались «ежедневными»: сводки Информотдела - до конца сентября 1922 г. и сводки 5-го отделения - в марте 1922 г., но независимо от названия они могли быть сводками как за один, так и за несколько дней.
Вот несколько сводок об обсуждении проблемы изъятия церковных ценностей на собраниях в марте - апреле 1922 г.:
Новониколаевская губерния (15.04.). «В Барабинске выступавшего коммуниста с речью за изъятие вытолкали из церкви с криками «Бей коммунистов, не отдадим золото». Омская губерния (14-15.04.). «Рабочие Главжелдормастерских настроены к изъятию враждебно. В Тарском уезде крестьяне проводят собрания под видом религиозных, выносят постановления об избиении и разоружении коммунистов».
6ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 360, л. 44.
№ 2, 2018 (5)
Екатеринбург (24.04.) «Большинство верующих в городе вынесли постановление с протестом против изъятия. Арестован открыто агитирующий против изъятия архиерей».
Алтайская губерния (01.04.) «При посещении КИИЦ Иннокентиевского-Возне-сенского монастыря из собравшейся толпы слышались крики: не давать, пусть ломают дверь и грабят. Бейте богохульников».
Из Челябинска 21-23.04. сообщалось, что «контрреволюционную агитацию» местного духовенства возглавил епископ Дионисий (Прозоровский), который «объехал несколько волостей Челябинского уезда и призывал крестьян защищать церковь от посягательства богоотступников». Сходные известия приходили 15.04. и из Сибири - протестовали против изъятия ценностей омский архиерей Димитрий (Димитрий Никанорович Беликов, профессор Томского университета, историк) и епископ Томский Виктор (Островидов).7
Упоминавшиеся сводки пока не дают возможности определить цифровые характеристики: ни число столкновений между верующими и властями, ни количество убитых и раненых в этих столкновениях, ни число репрессированных после. По свидетельствам «живоцерковного» протопресвитера В. Красницкого, в ходе изъятия ценностей в 1922 г. произошло 1414 кровавых столкновений. По сведениям же священника Михаила Польского, общее число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду: 2691 человек белого духовенства, 1962 - монашествующих, 3447 монахинь и послушниц; всего 8100 жертв. В связи с изъятием церковных ценностей в стране прошло 231 судебное дело, на которых были вынесены приговоры 732 людям (372 приговора)8.
Изъятие церковных ценностей проводилось грубо и цинично, с оскорблением религиозных чувств верующих. В ряде городов (например, в Ивано-Воз-несенске, Шуе и др.) сопротивление прихожан против насильственных изъятий приняло форму открытых столкновений с представителями властей, повлекшие за собой человеческие жертвы и ставшие причиной целой волны политических процессов.
«28 февраля (13 марта), в понедельник, в Шуйский соборный храм после Богослужения прибыла уездная комиссия по изъятию ценностей, потребовала немедленно сдать для помощи голодающим все украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Толпа прихожан ответила комиссии укорами и криками... Страсти накалялись, и комиссия подобру-поздорову убралась, когда почувствовала, что ей сейчас намнут бока. В среду же она появилась вновь, но уже с отрядом конной милиции. С колокольни ударили в набат. Рабочие и крестьяне окрестных деревень побросали дела и поспешили на соборную площадь. Угрозами, камнями и поленьями толпа отогнала конную милицию от храма. Тогда городские власти вызвали роту 146-го пехотного полка. Солдаты рассыпчатым строем, с винтовками на изготовку двинулись на толпу, а толпа с поленьями и кольями полезла на штыки. Рота дрогнула, четырех красноармейцев избили и отняли у них винтовки. Но тут прибыли два автомобиля с пулеметами и дали очередь по взбунтовавшемуся народу. Четырех убили, десятерых тяжело ранили, и толпа рассеялась. К вечеру были произведены аресты прихожан, наиболее громко заступавшихся за свой храм. Одновременно комиссия по изъятию
7Цит. по: Архивы Кремля. С. 220.
8Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1997. С. 300.; Алексеев В.А. Указ. соч. С. 211.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям
в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
церковных ценностей набрала в храме священных сосудов, риз, паникадил, подсвечников на три с половиной пуда серебром».9
В марте 1922 г. трагические события произошли в Старой Руссе. Узнав о решении уездного Совета приступить к изъятию церковных ценностей в местных храмах и монастырях - решении категоричном и бесцеремонном, без учета мнений клира и мирян - город заволновался. Уже вечером 15 марта, после окончания богослужения, огромная толпа собралась в ограде Спасо-Преображенского монастыря, с которого власти намеревались начать изъятие. В тесноте, в нервном ожидании рождались догадки и слухи, накалялись страсти. Появление в монастыре помощника коменданта Старой Руссы взорвало толпу. Незваный гость был избит. Но волнения на этом не закончились. Уже с утра 16 марта город напоминал бурлящий котел. Народ кинулся защищать свои ценности и святыни... Староруссцы собрались возле своего кафедрального собора, вся соборная площадь и ближайшие к ней улицы были заполнены людьми.10
В такой обстановке сверх нервного напряжения достаточно было небольшого толчка, чтобы вызвать беспорядки. Власти ничего не предприняли, чтобы успокоить разгоряченных людей. В результате трагической случайности, а быть может, провокации, гнев толпы вылился на трех старообрядцев, которые вошли в церковь, не перекрестясь, и были приняты за советских разбойников. Прибывшие к месту событий представители власти также оказались избитыми, и только спешно вызванный ими конный отряд сумел разогнать народ.11
События в Шуе вызвали немедленную реакцию в Политбюро. Известие о кровопролитии поступило в ЦК РКП (б) 18 марта 1922 г. в виде шифротелеграммы Ива-но-Вознесенского губисполкома: «Губком сообщает, что в Шуе 15 марта в связи с изъятием церковных ценностей под влиянием попов монархистов и с.р. возбужденной толпой было произведено нападение на милицию и взвод красноармейцев. Часть красноармейцев была разоружена демонстрацией. Из пулемётов и винтовок частями ЧОН и красноармейцами 146-го полка толпа была разогнана, в результате больницей зарегистрировано 5 убитых и 15 раненых. Из них убит один красноармеец (но потом выяснится, что он лишь был избит толпой). В 11 с половиной часов 15 марта на этой же почве встали 2 фабрики. К вечеру в городе установлен порядок. 16-го утром, как обычно, рабочие фабрик приступили к работе.12
Получив сообщение из Шуи, ЦК партии рассылает 19 марта шифротелеграмму всем губкомам, обкомам и оббюро РКП за подписью Молотова: «Ввиду имевших место осложнений на почве изъятия церковных ценностей ЗПТ Цека предлагает впредь до особых сообщений от Цека приостановить проведение изъятия церковных ценностей. В настоящее время сосредоточить в этом деле все силы на подготовительно-разъяснительной агитационной работе. Дополнительные директивы Цека даст 20 марта».13 Позднее местные органы не раз будут ссылаться на эту шифротелеграмму, оправдываясь перед центром в медлительности проведения кампании. Вскоре
9Цит. по: Вострышев М.И. Божий избранник. М., 1990. С. 113. 10Савинова И. Трагедия в Старой Руссе. «София». № 1. 1994. С. 34.
"История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1. 19171970. Спб., 1997. С. 401.
12Цит. по: Архивы Кремля. С. 221.
13Там же.
№ 2, 2018 (5)
последовало 6 практических директив партийным и советским руководителям на местах: провести широкую агиткампанию, расколоть духовенство, изъять ценности без какого-либо попустительства, расправиться с черносотенными попами, неофициально поддержать «сменовеховских», но заставить их определиться и взять на учет; начать подготовку ко второй кампании по разгрому и этих последних.
Но как только волнения среди рабочих масс в связи с изъятием прекратились, Президиум ВЦИК и ЦК РКП (б) 30 марта посылает всем губисполкомам и губкомам шифротелеграмму: «Во многих местах в целях мирного изъятия церковных ценностей изъемлеют ничтожную часть, оставляя главные ценности, главным образом во многих местах изъятие приостановлено вследствие предложений верующих выкупить церковные ценности. Предлагается произвести изъятие ценностей согласно точного смысла декрета ВЦИК и инструкций. Неполное изъятие ценностей будет рассматриваться как нерадение местных органов. Где произведено неполное изъятие, немедленно нужно произвести дополнительное, согласно декрета и инструкций. Ходатайства об оставлении части ценностей не приостанавливает изъятие и с заключением комиссии направляется в ЦК Помгол ВЦИК».14
Итак, сразу после получения на местах директивы от 30 марта вновь начинают активно работать всевозможные коллегии. В Омской губернии основную работу по изъятию церковных ценностей проводил Пропагит Омгубкома РКП (б). На его заседаниях рассматривались вопросы, посвященные изъятию полученных из центра. Теперь более подробно рассмотрим действия различных Заседаний, проходивших в Омской губернии в апреле 1922 г. 2 апреля 1922 г. состоялось собрание сотрудников Омского Губернского Земельного Управления, на котором был заслушан доклад т. Лукстыка об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Комиссия постановила: принимая во внимание катастрофическое положение Поволжья и других районов, где население умирает тысячами от голода, а церковные ценности, не имеющие значения при содержании религиозного обряда, хранятся без всякой пользы, и реализацией этих ценностей можно спасти миллионы людей от голодной смерти, выпущено постановление одобрить и признать своевременным и целесообразным распоряжение власти об изъятии церковного имущества и реализации его для довольствия голодающих районов 15.
5 апреля на заседании коллегии Пропагита Губкома были приняты постановления:
1) В комиссию по изъятию церковных ценностей вместо нетактичного Пимвина ввести Путинцева.
2) Обработать общественное мнение, скомбинировать резолюции, вынесенные по предприятиям, 1-2 газеты посвятить изъятию.
3) Подготовить кампанию среди всего населения, разбить город на районы, отправить лучших докладчиков на организационные митинги с участием духовен-
ства16.
Следующее заседание коллегии Пропагита Омгубкома состоялось 12 апреля 1922 г. Вот протокол № 15 этого заседания:
СЛУШАЛИ: Путинцев - выработать инструкцию, согласно указаниям центра, созданы комиссии по уездам. Подготовительная работа закончена, Сибревком предла-
14Цит. по: Архивы Кремля. С. 222. 15ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 34. 16ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 56.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям
в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
гает отложить изъятие на после посевной кампании, но губернская комиссия намерена начать после Пасхи. Духовенство благодаря нерешительности комиссии считает, что им дана известная свобода. Комиссия решила вопрос об изъятии ставить только в рабочей среде. Духовенство лавирует, избегает прямого ответа, всячески противится изъятию. Широкие массы не идут навстречу.
Быть может, в виду малочисленности ценностей в губернии, отсутствии учета (нет инвентарных книг за 1915-1917 гг.) встанет перспектива не проводить изъятие, не обострять настроение.
Красноусов - с первого момента подход был неправильным. Нужно было сразу учесть, что может дать изъятие и только тогда приступить к кампании. Учет дал бы возможность иначе построить план кампании, т.к. не зная, что может дать изъятие, нельзя приступать к кампании. Нужно усилить работу по учету, выяснить, что реально даст кампания, и только тогда, усилив агитацию, приступать к изъятию.
ПОСТАНОВИЛИ: усилить работу губернской комиссии главным образом по учету ценностей.17
На следующий день, 13 апреля, состоялось общее Собрание Курсантов ОмГуб-совпартшколы. Обсуждалось распоряжение Сибревкома о начале работы комиссии по изъятию после Пасхи, и о вступлении в переговоры с архиепископом Дмитрием. Говорилось о том, что епископ не сдержал своего обещания написать воззвание к верующим о необходимости сдачи драгоценностей. Собрание вынесло постановления: требовать от Губкома изъятия церковных ценностей; объявить всех противников изъятия своими личными врагами.18
15 апреля на заседании Пропагита с губернской комиссией по изъятию церковных ценностей слушали доклад т. Бойкова о ходе работ Омской губернской комиссии по изъятию. Из принятых постановлений наиболее важными являются следующие:
1) Выступить во вторник 25 апреля в газете «Рабочий путь», посвященной изъятию.
2) Губкомиссии приступить к изъятию.
3) По отношению к духовенству проводить линию более определенную и решительную;
т. Путинцеву создать специальную анкету для духовенства «их отношение к изъятию»;
т. Полюдову на заседании большой коллегии сделать доклад об изъятии церковных ценностей.19
29 апреля 1922 г. состоялось общее собрание военных моряков и сотрудников Обь-Енисейского Гидрографического отряда товарообменной экспедиции.
Собрание постановило: «Как можно скорее произвести изъятие церковных ценностей и тем самым спасти от верной голодной смерти миллионы голодающих крестьян и рабочих. Мы, сыны трудового народа, громко и открыто заявляем, что всякое промедление считаем преступлением. Довольно нерешительности, нужно скорее выполнить свой человеческий долг. Все же лица подрывающие дело помощи явно или тайно должны быть наказаны самым суровым и беспощадным способом. У нас один выход спасти голодающих - это изъятие церковных ценностей. И мы как один
17ИАОО, ф. 1, оп. 1, д. 75, л. 34. 18ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 46. 19ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 47.
№ 2, 2018 (5)
готовы по первому зову прийти на помощь в этом деле»20.
Еще из выявленных документов имеется отчет Агитационно-пропагандистского отдела Татарского Угоркома за апрель 1922 г. «Кампания по изъятию церковных ценностей начала проводиться после Уездного Совещания Секретарей Волкомов и председателя Волисполкомов, которое проходило 10-12 апреля. На этом совещании разбирался вопрос об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, кроме этого, после организации Уездкомиссии по изъятию ценностей, Пропагитом Укома был издан циркуляр по Волкомам с практическими указаниями».21
Таковой была работа различных губернских коллегий в апреле месяце 1922 г., одном из самых напряженных в ходе изъятия церковных ценностей.
Начавшуюся кампанию в Омской губернии верующие тоже переживали болезненно. Несмотря на то, что духовенство всячески пыталось уберечь паству от какого-то ни было сопротивления, патриарх Тихон в своих воззваниях призывал духовенство идти на максимальные уступки, даже в случае насильственного изъятия святынь - клиру предписывалось воздерживаться от ответных действий. Конфликты, которые зачастую оканчивались столкновениями и жертвами, всё же происходили. В губернской газете сообщалось, что в одной из деревень Омской губернии во время изъятия собралась толпа, которая проявляла возмущение. Комиссия, во избежание эксцессов, прекратила работу. Но на следующий день поп, вызванный в Волиспол-ком для объяснений, сам принёс всё серебро.
Такое повиновение духовенства объясняется секретной инструкцией Губиспол-комов «О порядке и предметах изъятия церковных ценностей». Согласно п. 2.6. еще до изъятия со священнослужителей бралась подписка о политической благонадежности и отказе от контрреволюционной агитации. А согласно п. 2.9. они предупреждались, что в случае отказа от сдачи ценностей они будут привлечены к суду ревтрибунала.
К 1 ноября 1922 г. вся кампания по изъятию в основном закончилась. ЦК Послед-гола (бывшего Помгола) рапортовал 4 ноября 1922 г. в Секретариат ЦК о выполнении задачи по изъятию, представив ведомость. Согласно этому документу всего было изъято: золота - 33 пуда 32 фунта, серебра - 23 997 пудов 23 фунта, бриллиантов -35 670 штук. В конце ведомости общая оценка всего изъятого: 4 650 810 р. 67 к. в золотых рублях.22
По итогам операции в г. Москве там было изъято более 2 пудов золота, 3 тысячи пудов серебра, 3658 бриллиантов и алмазов, в Петрограде было изъято более 4 пудов золота, 1024 пуда серебра, 3690 бриллиантов.23 Опубликованная газетами в мае сводка сообщений местных финотделов о количестве изъятых церковных ценностей на 15 мая 1922 г. дает общую сумму по 45 губерниям: золота - 17 пудов 63 золотника, серебра - 9436 пудов 18 фунтов 35 золотников, бриллиантов - 7997 штук и т.д.; в июне эти цифры, сообщенные А.Н. Винокуровым корреспонденту РОСТА, немного увеличились: более 17 пудов золота, 11 415 пудов серебра, 13 581 штука бриллиантов и алмазов.24
20ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 351, л. 33. 21ИАОО, ф. 1, оп. 1, д. 75, л. 94. 22Архивы Кремля. С. 223.
23Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Указ. соч. С. 176. 24Там же. С.177.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям
в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
Что касается Сибири, то для этого региона было характерно более мирное изъятие церковных святынь. Это было обусловлено тем, что губернии этого региона не входили в число «важнейших», для которых были назначены «ближайшие сроки изъятия», и где надо было провести изъятие, ни перед чем не останавливаясь и в самый ближайший срок. Еще это было обусловлено тем, что сибирские церкви были бедны, и поэтому власти особенно и не занимались церквями, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей.
Историков давно интересовал вопрос, на что пошли с таким трудом добытые в 1922 г. церковные ценности? Итоговая ведомость А.Н. Винокурова дает эти сведения: из 4,6 млн. собранных рублей еще до развертывания массовой кампании по изъятию было решено, по предложению Троцкого, истратить 1 млн. золотых рублей на закупку хлеба для голодающих и развернуть вокруг этого широкую агиткампанию. Для оценки остающейся суммы изъятого стоит вспомнить сметы на расходы по проведению самой кампании: никакой документации по расходованию только на голодающих особого фонда, составленного из изъятого имущества (как предписывалось декретом 16 (23) февраля1922 г.), не обнаружено. Механизм контроля за этим расходованием (включая контроль духовенства и верующих), несмотря на все требования снизу, создан не был. Составленная смета технических расходов Московской, Петроградской и губернских КИЦЦ была утверждена Малым СНК в сумме 1 559 592 золотых рубля. Это только расходы на упаковочные материалы, грузчиков, транспорт, с прибавлением части расходов на агиткампанию. Главные расходы на агитацию шли по другим сметам. Сюда не включены также основные расходы на кампанию, связанные с массовым применением по всей стране революционного насилия по отношению к верующим и духовенству.25
Учитывая все это, вряд ли будет преувеличением сказать, что собранные (и не разграбленные!) церковные ценности пошли в первую очередь на саму кампанию по изъятию или, точнее говоря, на кампанию по расколу и разгрому Русской Православной Церкви.
Циркуляр
Всем Волисполкомам и ячейкам РКП Тарского уезда Дорогие товарищи!
В Укомпарте имеется немало сведений о том, что коммунисты некоторых ячеек до сих пор еще не изъяли религиозных предрассудков. И вместо того, чтобы вести борьбу с религиозным фанатизмом, сами исполняют все религиозные обряды, начиная от венца, кончая похоронами и исповедью. Некоторые ячейки и даже Волкомы не придают никакого значения подобного рода явлениям, чем дают повод в особенности вновь вступающим, продолжать в одно и то же время быть коммунистами и верующими в бога людьми. Уком напоминает вам, что религия и коммунизм - это несовместимые два вопроса, и указанные выше допущения со стороны коммунистов совершенно ненормальное явление.
Надо помнить, что каждый отдельный случай исполнения коммунистами религиозных обрядов выбивает у вас на местах всякую почву для борьбы с религиозными
25Архивы Кремля. С. 225.
№ 2, 2018 (5)
предрассудками и тем самым укрепляет веру в бога среди беспартийных, а также подрывает авторитет нашей партии. Во избежание в дальнейшем подобного рода явлений Укомпарт предлагает:
1) Провести усиленную работу среди коммунистов в области борьбы с религиозными предрассудками, для чего рекомендуется делать соответствующий подбор литературы из имеющихся у нас библиотек, читать таковую на собраниях ячеек, вести беседы и пр.
2) Каждый отдельный случай исполнения церковных обрядов коммунистами рассматривать как непризнание пункта программы о борьбе с религиозными предрассудками. Поэтому товарищей, допустивших такие явления, считать механически выбывшими из партии, занося в протокол и сообщая немедленно в Укомпарт.
3) При вступлении в партию новых товарищей ячейка должна знать насколько они убеждены и разбираются вообще с религиозными вопросами, и если они не вполне отрешились от религиозных предрассудков, ни в коем случае не принимать таковых в ряды нашей партии.
4) Необходимо также обратить внимание на меры предотвращения. Если ячейка или Волком узнает о том, что тот или другой коммунист, быть может, под влиянием других членов его семейства намерен совершить церковный обряд, такого необходимо вызвать, сделав ему соответствующее внушение, напомнив о том, что он коммунист и что у него должна быть на первом месте не семья, а партия.
Если после этого он совершит обряд, то само собой понятно действовать согласно п. 2 настоящего циркуляра.
Настоящий циркуляр подлежит обязательному зачтению на общих собраниях ячеек и Волконференциях.
10 июня 1921 года. г. Тара.
Секретарь Угоркома РКП В. Мартынов, Зав. пропагитом Укома Чернов.
исторический архив ОМСКОЙ области, ф. 1, оп. 2, д. 410, л. 34-35
РАСПИСАНИЕ Проведения антирождественской кампании
Среда 19.12.23. Антирелигиозная лекция на тему происхождения Вселенной и человека.
Четверг 20.12.23. Ячейковое собрание, где стоит религиозный вопрос, почему коммунисты безбожники.
Пятница 21.12.23. Беседа на тему: «Миф об Иисусе и происхождение божеств».
Воскресенье 23.12.23. Лекция на тему: «Бог создал человека или человек - Бога».
Понедельник 24.12.23. Партдень, на собрании стоит вопрос о комсомольском Рождестве.
Среда 26.12.23. Лекция «Природа и человек».
Суббота 29.12.23. Лекция «Происхождение религии и веры в Бога».
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям
в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
Воскресенье 30.12.23. Комсомольский вечер и встреча Нового года. Доклад «Борьба за новый быт и религиозные предрассудки».
Понедельник 1.1.24. Лекция «Коммунизм и религия».
Среда 3.1.24. Лекция «Раскол церкви и его причины».
Суббота 6.1.24. Антирелигиозный вечер, лекция «Происхождение Рождества и христианских постов», спектакль и концертное отделение.
Воскресенье 7.1.24. Антирелигиозный комсомольский вечер, лекция на тему: «Классовая сущность религии, религия как орудие эксплуатации трудящихся».
исторический архив ОМСКОЙ области, ф. 1, оп. 4, д. 361, л. 45-46 Карнавальная процессия 15-16 мая 1924 года
Антирелигиозная Троица. Мотивы Троицы - оркестр - хор.
а) Бог - отец - Иегова со счетами. 2 Архангела. Бог - сын - Христос... Ученики Бог - дух.
б) Суеверие.
Четыре попа с кадилами, мощами, чашами и крапилами, 2 гадалки с картами. 10 больных (сифилитик, туберкулезник, ревматик на костылях), несколько лежащих трупов, над ними на ходулях - смерть в саване и с косой. Автомобиль, окруженный большой толпой нищих, калек, кликуш, черт, водяной, ведьма.
«Вера одна спасет Вас» (плакат)
в) Процессия. Бытовая Христианская Троица.
Поп, дьякон, дьячок, церковный староста с кружкой (пьяные, еле поют, еле-еле двигаются, шатаясь украдкой выпивают из бутылок в карманах старосты, временами вытряхивают деньги из кружки у старосты «на построение храма Св. Троицы». Пьяные крестьянки теряют грудных детей (кукол). Пляшут девушки и парни в венках. Церковные мотивы сливаются с плясовыми.
г) Подневольный труд
Капитал (пирамида мешков с деньгами и надписями 1 000 000, 2 000 000 и т.д. на огромном золотом кубе).
Обеденный стол, цветы, вина, фрукты. За столом банкиры, генералы, священники, кокетки всех наций. Музыка (оркестр сзади пирамид). Церковные мотивы сменяются залихватско-шантанными. За столом у общества - оргия. Автомобиль тянут рабочие разных родов, изнуренные, мрачные, часть в кандалах. Плакат «Рабочий труд», по бокам толпа оборванцев - женщин и детей. Городовые подгоняют толпу ударами длинных бичей и палками полисмены бьют по головам. Плакат «12 часов работы». За автомобилем - конные жандармы. Попы всех мастей с громадным Евангелием (библиями, талмудами и коранами благославляют рабов труда). Плакат «Есть власть еще не от Бога», «Всякая душа властям да повинуется», «Трудящийся да не есть», « Радость сытым, радость пьяным», «Смерть рабочим и крестьянам»
Капиталистическая троица
Процессия плакальщиков. Поп, генерал, деревенский кулак, эссэр в пестрых брюках с двуглавым орлом на заду, помещик с собакой и двухаршинной трубой, дамы, барышни с фиалками. Громилы со значками членов Союза русского народа
Оркестр. Хор. («Боже, Царя храни», «Со святыми упокой» и т.д)
№ 2, 2018 (5)
Несут памятник капитала. Виселицы, катафалк, где сидят спинами царь, городовой и купец, везут три пары лошадей с пестрыми попонами национальных цветов бывшей Российской империи. Группа фашистов в черных рубашках, защитных куртках (французского образца). Группа Ку-клукс-клан в белых балахонах, масках, бубенчиках. Политическая Троица - Пуанкаре, Муссолини, Макдональд - в крайне неудобных позах на двухколесном шарабане. На козлах - меньшевики. Воют в голос. Лошади самые худые.
Наша троица
Плакат. Оркестр - Хор. Интернационал.
Красный автомобиль. В центре интернациональной группы - красноармеец с рабочим и крестьянином, в руках у них боевые знамена. Над ними - красная звезда. Весь автомобиль обтянут красным с буквами СССР, возвышение для красноармейцев замаскировано серпом и молотом.
Свободный труд.
Четыре горна - восемь рабочих куют по углам, автомобиль в центре, хор в костюмах рабочих, пост «Мы - кузнецы».
Здоровые бодрые лица, уверенные движения. Автомобиль весь украшен зеленью, цветами, красными лентами с лозунгами. Процессия детдомов и дошкольников с песней «Мы дети вольного народа». Пионеры с гимном пионеров. Группа рабочих с песней «Мы пожара всемирного пламя».
Красная Армия
Распорядок: № 1 А и Б - клуб Карла Маркса. В - Водники, Г - школа милиции.
№ 2 А.Б. Строители. Политическая Троица, Дом Молодой Гвардии. Наша Троица. № 3 - «Пролетарий»
Свободный труд № 6 - Д.М.Г.
Производственное шествие - Фриц
Спортгруппы - Медведев.
Бутафория и реквизиции
На 14 белых тог. 2 трико. 2 лат., 2 алебарды. 2 пары крыльев. 12 плащей разных цветов, 14 ореолов на головы (нимбов двухсторонних), один ореол для клетки, мешок с деньгами.
Живые книги (Талмуд, Библия, Евангелие, Коран), по эскизам Моора из «Безбожника». Белый саван, коса двухсаженная, лохмотья детские и женские.
Бутылка с водкой
Четыре рясы, кадило, крапило, чаша, три пары костылей, костюмов женских, крестьянских и городских, мужских, подставка для смерти. Виселица.
две рясы, подрясник, ризы, кадила, кресты, звезда шестиугольная, халат, кута, цицесы, талесы, мфилин, свитки торы и талмуда, алькорай (углем клуфер-лянен-эстляфине), полушубки, рубахи, сарафаны, платки, лапти на 25 человек. Четыре березки молодых, кружка с надписью «На храм Святой троицы»
12 белых мешков с черными надписями (1.000.000, 2.000.000 и т.д), 1 золоченый куб, 2 кубических метра. 10 шинелей для город., 2 генеральских костыля, 4 шансонетных костюма, два для архиереев, 6 смокингов, фраков, фрукты, вина, цветы, шампанское в четверть.
Производственная процессия
Паровоз, пароход, фабрика, соха, плуг, веялка, пивная бутылка и т.д.
^^источниковедение, церковное краеведение
Иерей Игорь Геннадьевич Астапенко «Политика Советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской губернии в 1921-1925 гг.» (на примере изъятия церковных ценностей)
твердая валюта
Похороны совзнака (спекулянты, лавочники везут гроб совзнака, изукрашенный образцами всех совзнаков с 1917 г.)
исторический архив ОМСКОЙ области, ф. 1, оп. 5, д. 330, л. 57-60.
Библиографический список:
1. Исторический архив Омской области (ИАОО), ф. 1, оп. 1, д. 75, л. 34, 54, 94.
2. ИАОО, ф. 1, оп. 2, д. 425, л. 34.
3. ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 351, л. 33.
4. ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 360, л. 44.
5. ИАОО, ф. 1, оп. 3, д. 365, л. 34, 46, 47, 56, 67, 79.
6. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией. М., 1992.
7. Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922-1925 / Изд. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М.,1997-1998.
8. Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994.
9. Вострышев М.И. Божий избранник. М., 1990. С. 113.
10. История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1. 1917-1970. Спб., 1997.
11. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1997.
12. Савинова И. Трагедия в Старой Руссе // София. № 1. 1994.
146 Л^Т^МЗ^&Т^МЗ^^!^
-дЛ^оЧгО С