Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
УДК 338.2
Политика регулирования приоритетных отраслей региона
Тумаланов Э.Н.
Кандидат экономических наук, начальник
Отдела труда и заработной платы ЗАО «ЧЭАЗ» (Чебоксары)
Выбор механизма регулирования в любой отрасли зависит от ее структуры и типа конкуренции. Основными характеристиками являются способность участников отрасли влиять на ценообразование, однородность продукции или возможность ее дифференциации, отсутствие (наличие) рыночной власти участников отрасли, эластичность спроса, барьеры входа и выхода. В зависимости от этих условий целесообразно выработать соответствующие механизмы регулирующей политики в отношении приоритетных отраслей.
Ключевые слова: политика регулирования, приоритетные отрасли, аграрная отрасль, структура рынка отрасли, стабилизация рыночных цен, преимущество по факторной обеспеченности.
Каждый регион по объективным условиям своего природно-географического местоположения, обеспеченности факторами производства, их доступности, исторически сложившихся особенностей социокультурной среды имеет преимущественный потенциал в развитии ряда отраслей, которые нередко становятся отраслями его специализации. Несмотря на имеющиеся общие предпосылки для развития, в сложных условиях роста конкуренции занять свое место на рынке отрасли и утвердиться на нем производителям нелегко. Облегчить решение этих задач способна рационально организованная политика регулирования по отношению к этим отраслям.
В экономике Чувашской Республики необходимо выделить несколько отраслей, которые по факторному обеспечению и условиям внутренней среды могут стать приоритетными в развитии. Исходя из этого, целесообразно рассмотреть, как функционирует политика регулирования в этих отраслях и что можно ожидать от ее осуществления в нынешних условиях.
В качестве приоритетных отраслей в Чувашской Республике можно выделить аграрное производство, легкую и пищевую промышленность, машиностроение. Первую - потому, что накоплен многовековой опыт выживания этой жизнеобеспечивающей отрасли в самых сложных условиях. Легкая и пищевая промышленность являются наиболее подходящи-
ми для развития по наличию в регионе факторных предпосылок (прежде всего - трудовых). В машиностроении определенный задел для развития создан за предыдущие, дореформенные периоды.
Исходя из этого, представляется целесообразным фокусироваться не на рассмотрении конкретных деталей региональных аспектов регулирования, а на раскрытии общих условий регулирования в пределах отраслевого рынка в масштабах макроэкономики.
Кроме того, немаловажно и то обстоятельство, что для агропродовольственной продукции характерно «...резкое падение рыночной цены... при относительно небольшом повышении определенного предела объема их предложения» [1, с. 21].
Известно, что аграрная отрасль во всех странах пользуется особым вниманием правительства. От ее благополучия зависит продовольственная безопасность страны. Функционирует же она в современной экономике в особо сложных условиях конкуренции. Поэтому речь идет чаще не столько о регулировании, сколько о поддержке. При формировании этой политики особого внимания требует неспособность производителей влиять на ценообразование в отрасли. Причиной тому является высококонкурентная структура отрасли в сочетании с неэластичностью
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 11-02-00569а; 11-1221011 а/в).
77
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
спроса, однообразность продукции без возможности её дифференциации и отсутствие рыночной власти участников отрасли, которые являются чистыми ценополучателями. Все эти условия усложняют положение аграрного производителя.
В связи с этим актуальным видится контроль и воздействие на закупочные цены на продукцию аграрного сектора, которые должны расти темпами, соответствующим средним темпам роста общего уровня цен. В противном случае аграрное производство становится нерентабельным, и это чревато резкими сокращениями производства и продовольственным кризисом.
Чтобы этого не произошло, в отношении аграрного производства уместно проводить политику поддержания плавного (в соответствии с темпом роста общего уровня цен) роста закупочных цен на его продукцию. Такое поддержание цен и обменных соотношений способна обеспечить система стабилизации рыночных закупочных цен на произведенную аграрным сектором продукцию (по видам).
Поддержка аграрной отрасли может осуществляться в ходе организованных закупок произведённых в аграрном секторе основных видов продукции (разных видов зерна, картофеля, свинины, говядины, молока). Цены организованных закупок устанавливаются специально учреждённой комиссией министерства сельского хозяйства. Продукты же, которые импортируются в страну, облагаются особым регулируемым налогом, который может меняться в текущем режиме даже в течение одного дня. Если регулируются закупочные цены на пшеницу, то при этом необходимо заранее оговорить качество и количество закупаемого объёма. Службы министерства сельского хозяйства, занимающиеся закупками, обязаны получать в установленный срок то количество поставляемого хозяйством зерна, которое было оговорено. Цены при этом целесообразно устанавливать и поддерживать на трех уровнях:
- целевые цены, устанавливаемые соответствующими органами, исходя из средних издержек плюс прибыль по норме;
- опорная цена, исчисляемая как процент от целевой цены;
- цена, при которой начинаются организованные закупки; она ниже целевых цен на 10 % (обычно при таких закупочных ценах наступает угроза убыточности производства).
Как только рыночные цены закупок агропродовольственной продукции (в данном случае зерна) снижаются на 10 % от целевых цен, начинают осуществляться организованные закупки, которые рыночный избыток зерна изымают и обращают на хранение как государственные запасы.
Напротив, когда рыночные цены закупок растут по причине недостатка предложения и превышают целевые цены, то регулирующие органы прибегают
к товарной интервенции. Тем самым достигается снижение закупочных цен. Вывод на рынок государственных запасов позволяет увеличить объём предложения и уравновесить закупочную цену на величину целевой цены.
Одновременно ответственные за рынок агропродовольственной продукции органы осуществляют контроль за импортом. Импорт целесообразно регулировать посредством специальной шкалы налога на него. Ставка налога на импорт повышается по мере снижения закупочных цен от целевых и ниже. Когда снижение закупочных цен делает их ниже цен организованных закупок, рост налоговой ставки на импорт может достигнуть высокого уровня, который вовсе блокирует импорт.
Когда же закупочные цены повышаются из-за недостатка предложения, налог на импорт может снижаться вплоть до полной его отмены, что в совокупности с товарной интервенцией должно стабилизировать закупочные цены на уровне между целевой ценой и ценой организованных закупок. Эту схему регулирования можно успешно применять как на рынках зерна, бобовых, кукурузы, картофеля, так и на рынках животноводческой продукции (молока, говядины, свинины, мяса птицы).
Эти виды поддержки отрасли касаются непосредственно ценообразования на рынке и направлены на её корректировку. Будучи осуществлены, они оказывают на макроэкономическое равновесие многоступенчатое воздействие.
В политике поддержки аграрного хозяйства применяется ряд других методов и механизмов: субсидии, субвенции, поддержка экспорта. Но эти виды поддержки неэффективны в том смысле, что большая доля выделенных средств трудноконтролируема в процессе использования. Тем не менее нельзя отказываться от их осуществления. Они необходимы, надо лишь наладить эффективную систему контроля над целевой реализацией выделенных средств.
Типичным примером «локомотивной отрасли» является машиностроение. Для выработки и осуществления политики его регулирования требуются иные подходы. В этой отрасли политика эта начинается с определения сегментов рынка, в которых продукция может стать или уже стала конкурентоспособной по отношению к продукции иностранных компаний. Эти подотрасли могут стать “локомотивными” для отечественной экономики. Исходя из этого, необходимо выбирать направления и способы стимулирования их развития. Если эти компании нуждаются в инвестиционном капитале, то им необходимо оказать поддержку через соответствующие механизмы финансовой системы.
Неоднозначно в регулировании машиностроительной отрасли значение антимонопольной политики. Ограничение слияний, поглощений, безусловно, затребовано, равно как и регулирование цен.
78
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
Однако образование крупных объединений в отраслях машиностроения не только дает монопольную власть корпорациям, оно способствует возникновению эффекта масштаба производства, что позволяет производителям значительно сокращать издержки. Это обстоятельство в современной регулирующей политике в машиностроении должно находить соответствующее отражение. Также должно учитываться и то, что ряд отраслей отечественного машиностроения в пределах национальной экономики по сути своей относятся к рыночной категории естественных монополий. Таковыми являются судостроение, производство космической техники, ряд специфических производств в авиастроении, производство военной техники, производство промышленных тракторов и др. В них масштабы производства, а значит, и количество фирм в отрасли не могут определиться исходя из стандартных положений антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В ряде отраслей машиностроения действует закономерность естественной монополии. Появление дополнительной конкурирующей фирмы отрасли резко увеличивает издержки производства единицы продукции, (как это происходит в водоснабжении, газотранспортировке, подаче электроэнергии и др.).
Также важно и другое преимущество рынков монополии и олигополии с высокой концентрацией и с доминирующими фирмами. В таких отраслях - это возможность крупных капиталовложений. Они в состоянии создать и концентрировать крупный капитал (в том числе и предоставленный в кредит или в качестве субсидий государством), успешно его инвестировать и создать инновационные производства, приоритетные для отечественной промышленности.
Регулирующая политика в этих отраслях с рыночной структурой, близкой к естественной монополии, может быть одновременно стимулирующей и ограничивающей. Стимулирует их развитие отсутствие антимонопольных ограничений в концентрации капитала и производства. Целесообразно также и создание особого статуса этих отраслей, привилегированного положения ввиду особой их значимости в национальной системе. Большим преимуществом для них являются гарантированные государственные заказы.
Ряд отраслей в машиностроении сталкиваются с необходимостью консолидироваться и создать единый фронт в противостоянии с иностранными конкурентами. Так поступили отечественные тракторостроители, создав объединение из 12 предприятий отрасли, производящих специфическую продукцию для использования в разных отраслях и эксплуатационных условиях. Предполагалось создать конкурентное преимущество отечественных производителей, не угрожая при этом потребителям злоупотреблением этих предприятий в ценообразовании.
Однако эти обстоятельства не свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от ограничительного регулирования в целях стабилизации цен отрасли. Стремление повышать цены, получать сверхприбыли неотделимо от бизнес-единиц, функционирующих в рыночных условиях. Это свидетельствует в пользу того, что необходимо осуществлять и ограничительную ценовую политику, которая предотвращает возможность корпораций устанавливать чрезмерно высокие монопольные цены на свою продукцию с их ориентацией на получение сверхприбыли. Это в совокупности со снижением издержек за счёт эффекта масштаба производства, хорошо поставленного обучения персонала, совершенствования технологий и бизнес-процесса позволяет поддерживать в машиностроительной отрасли умеренный уровень цен при растущем уровне качества и дифференциации продукции.
Эти два вида регулирования, которые имеют стимулирующий и ограничительный характер, лучший результат могут дать при их комплексном применении. Отсутствие ограничений в масштабе производства и концентрации на рынке приводят к достижению эффекта масштаба и сокращению издержек в большинстве отраслей машиностроения и сдерживают рост отпускных цен предприятий, а в иных случаях создают условия для их снижения при качественном улучшении изделий. При попытке отдельных компаний необоснованно повысить цены на свою продукцию на внутреннем рынке вступают в действие регулирующие органы, которые рекомендуют обоснованные отпускные цены предприятиям этих отраслей.
Такой подход к регулированию важного для экономической системы страны, обширного и чрезвычайно разнообразного по структуре рынков отраслей машиностроения будет способствовать их быстрому развитию с инновационной направленностью.
Лёгкая промышленность традиционно относится к тем отраслям, где как поддержка государства, так и ограничительная политика значительно менее затребованы, чем в большинстве других отраслей. Благодаря стабильности спроса на свою продукцию, относительной эластичности спроса по цене отрасль в целом не страдает сильно от конъюнктурных колебаний, как другие отрасли. Широкие возможности дифференциации продукции позволяют предприятиям отрасли преодолевать те препятствия в ценовой политике, которые ставит рынок отрасли, где множество продавцов и покупателей, каждый из которых обладает лишь очень малой долей рынка. Дифференциация продукции позволяет создавать множество малых сегментов рынка, где производитель может в течение определённого времени оказывать влияние на ценообразование. Это дает некоторую рыночную власть и возможность для выживания в условиях высокой конкуренции.
79
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
Не случайно, исторически в рыночной экономике в начальный период ее развития практически во всех странах легкая промышленность проявила себя как отрасль-лидер, первая переходящая на рыночные отношения, заполняющая товарами внутренний рынок, предлагающая все большее разнообразие товаров, тянущее своей активностью за собой другие отрасли.
Свои проблемы с дифференциацией продукции, с обеспечением спроса со стороны потребителей, с приобретением дешёвых факторов производства легкая промышленность решает в рыночных условиях сама, прибегая, кроме дифференциации и снижения издержек, к рекламе, бренду, торговым маркам и другим приёмам. В политике регулирования лёгкая промышленность требует минимального вмешательства и не требует, как правило, особых усилий со стороны регулирующих органов. В условиях российской экономики основными проблемами лёгкой промышленности являются иностранная конкуренция, и в связи с этим потеря огромной части внутреннего рынка, а также большие входные издержки на основные факторы, в особенности - на труд и капитал. Поэтому на первый план в политике поддержки выходит создание барьеров от внешних конкурентов в рамках протекционистской политики.
Кроме того, в политике регулирования и поддержки в целях создания благоприятных условий для развития важное значение имеет создание условий для получения приемлемых по цене факторов труда
и капитала. В этой сфере целесообразно обратить внимание на подготовку высококвалифицированных кадров для отрасли в государственных учебных заведениях. Налицо также необходимость обеспечения предприятий отрасли доступными краткосрочными и долгосрочными (инвестиционными) кредитами под государственной гарантией и выплатой государством части суммы процента по кредиту. Это благотворно повлияет на цены на продукцию в отрасли в сторону снижения, что, несомненно, повысит конкурентоспособность производителя.
Литература:
1. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике.
- Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. - 170 с.
2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: «Гелиос АРВ»., 1999. - 352 с.
3. Фишер И. Покупательная сила денег. - М.: Изд-во «Дело», 2001. - 320 с.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития.
- М.: Прогресс, 1982. - 454 с.
The Policy of Prior Regional Sectors Regulation
E. Tumalanov
The joint-stock company «Cheboksary Electric Apparatus Plant»
The choice of regulating mechanisms in any sector or branch depends on its structure and type of competition. Main characteristics are an ability of the sector’s participants to influence price formation, product homogeneity or possibility of its differentiation, absence (presence) of market power, elasticity of demand, entry and exit barriers. Depending on these factors it is reasonable to form relevant mechanisms of regulating policy concerning prior sectors.
Key words: policy of regulation, prior sectors, agricultural sector, the structure of sector market, stabilization of market prices, advantage in the sphere offactorial provision.
80