Научная статья на тему 'Политика обеспечения экономического роста: стратегия инновационного развития страны1'

Политика обеспечения экономического роста: стратегия инновационного развития страны1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОСТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC GROWTH / MODERNIZATION / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоскутова Е. С.

В статье предпринята попытка анализа современной политики обеспечения интенсивного экономического роста страны, а также определение тенденций ее развития в современной экономике. С целью исследования политики экономического роста рассмотрены основные факторы и типы экономического роста России, определены основные приоритеты государственной политики модернизации экономики и направления активизации инновационной деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF ENSURING ECONOMIC GROWTH: STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COUNTRY

In this article, an attempt to analyze the modern policy of ensuring intensive economic growth of the country and to define the tendencies of developing it under the conditions of the modern economy is undertaken. In order to study the economic-growth policy the main factors and types of economic growth of Russia are examined. For the same purpose, the main priorities of both the public policy of modernizing the economy and the lines of activization of innovative activity of the country are defined.

Текст научной работы на тему «Политика обеспечения экономического роста: стратегия инновационного развития страны1»

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ1

Е. С. ЛОСКУТОВА

В статье предпринята попытка анализа современной политики обеспечения интенсивного экономического роста страны, а также определение тенденций ее развития в современной экономике. С целью исследования политики экономического роста рассмотрены основные факторы и типы экономического роста России, определены основные приоритеты государственной политики модернизации экономики и направления активизации инновационной деятельности страны.

Ключевые слова: экономической рост, модернизация, национальная инновационная система.

Обеспечение динамичного экономического роста является одной из важнейших задач политики любого государства. Это процесс, который с одной стороны, характеризует хозяйственную мощь страны, а с другой - отражает ее способности и возможности решать экономические и социальные проблемы. Особую актуальность для России имеют динамика и объемы экономического роста, что объясняется спецификой современного этапа ее экономического развития.

Государственная политика современного государства должна иметь направленность на устойчивый экономический рост. Экономический рост означает, прежде всего, увеличение производственных ресурсов, расширение масштабов производства, рост выпуска продукции и ее потоков, идущих как на текущее непроизводственное потребление, так и на пополнение производственных и непроизводственных ресурсов [2].

Основной движущей силой экономического роста признаются рост сбережений населения и технологический прогресс, однако наибольшее значение имеют инвестиции в перспективные научные исследования, которые выполняют две функции:

1. расширение производства при постоянном уровне производительности труда;

2. переход к более производительным средствам производства посредством использования научно-технического прогресса.

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Национальные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Наименование проблемы исследований: «Трансформация современной российской экономики в контексте активизации глобальных процессов»).

Также мы знаем, что существуют два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип экономического роста прежде всего характеризуется неизменным уровнем технологического развития и осуществляется преимущественно за счет увеличения объемов используемых ресурсов. С современных позиций данный тип роста является вчерашним днем экономического развития. Но, как это не печально, следует заметить, что именно этот тип роста присущ нашей нынешней экономике.

Российская экономика идет по энерго-сырье-вому пути развития и находится в достаточно сложном положении, теряя конкурентоспособность и стремительно опускаясь на сырьевую периферию мирового рынка. Россия занимает первое место в мире по добыче природного газа, производству асбеста и никеля; второе место по добыче нефти, производству алюминия, строительного кирпича и картофеля; третье место - по добыче бурого угля [4]. С 2010 г. по добыче нефти наша страна вышла уже на первое место.

Россия все больше и больше превращается в сырьевую страну, о чем свидетельствует товарная структура экспорта (табл. 1).

Если в 1995 г. минеральные продукты составляли 42,5 % в структуре экспорта РФ, то в 2007 г. они выросли в полтора раза - до 65,9 %, в тоже время доля машин и оборудования упала почти в 2 раза - с 10,2 % до 5,8 %. Если к минеральным продуктам добавить древесину, металлы и драгоценные камни, то доля этих изделий в товарной структуре экспорта превысит 80 %.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г.

млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу

Экспорт - всего 78217 100 103093 100 241219 100 335287 100

в том числе:

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1378 1,8 1623 1,6 4536 1,9 8257 1,8

минеральные продукты 33278 42,5 55488 53,8 155853 64,6 217947 65,9

продукция химической промышленности, каучук 7843 10,0 7392 7,2 14351 6,0 19554 5,5

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 313 0,4 270 0,3 330 0,1 290 0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4363 5,6 4460 4,3 8304 3,4 11943 3,2

текстиль, текстильные изделия и обувь 1154 1,5 817 0,8 934 0,4 592 0,3

металлы, драгоценные камни и изделия из них 20901 26,7 22370 21,7 40884 16,9 54697 16,3

машины, оборудование и транспортные средства 7962 10,2 9071 ,8 8, 13503 5,6 17795 5,8

другие товары 1026 1,3 1603 1,5 2524 1,1 4212 1,1

Такая структура экспорта заметно отличается от мировой. Для большинства стран с низким доходом типично, что половина их экспорта составляет готовая продукция. Тем более это характерно для стран со средним (64 %) и высоким (81 %) доходом. В России же на готовые изделия приходится лишь 21 %. Она сильно отличается от других стран и по доле топлива. Если во всем мире на него приходится только 8 % экспорта (причем в странах с высоким доходом - 5 %, со средним -17 % и с низким - 28 %), то в России - все 50 %. И, наоборот, за последние годы существенно вырос импорт машин, оборудования и транспортных средств (с 33,6 % в 1995 до 47,7 % в 2007) и продукции химической промышленности и каучука с 10,9 % в 1995 до 15,8 % в 2007 г. Наметившаяся в последнее десятилетие тенденция свидетельствует не только о сохранении, но и об углублении сырьевой специализации России.

Резко отличается от мировой и структура российского импорта. Для всего мира типичным является не только высокая доля готовой продукции в экспорте, но и в импорте. В России же доля готовой продукции в импорте более чем в 3 раза превосходит долю готовой продукции в экспорте. В структуре российского импорта продовольствие и сельскохозяйственное сырье занимает в 2 раза больший удельный вес (18 %), чем в странах с высоким (9 %) и средним доходом (9 %). По этому показателю мы гораздо ближе к странам с низким доходом (у них доля продовольствия

и сельскохозяйственного сырья составляет 14 %). И конечно, структура российского импорта отличается по доле топлива: на него приходится всего 3 %, тогда как во всем мире - 11 % (в странах с высоким доходом - 12 %, со средним - 9 % и с низким - 22 %) [4].

Однако необходимо отметить, что проблема топливно-сырьевого перекоса экспорта усугубляется тем, что имеющиеся у России запасы сырьевых ресурсов довольно скоро будут исчерпаны. Это касается прежде всего нефти и газа. Разведанных запасов российской нефти хватит только до 2030 г. Уровень воспроизводства запасов нефти и конденсата в России продолжает отставать от объемов их добычи. В 2002 г. прирост запасов составил 254 млн т (добыча - 380 млн т), в 2003 г. -240 млн т (добыча - 421 млн т), в 2004 г. добыча нефти - 440 млн т. Положение усугубляется тем, что значительная часть ресурсов уже перешла из собственности государства в частные руки. В настоящее время 92 % нефти уже переданы недропользователям, в нераспределенном фонде недр осталось только 8 % трудноизвлекаемых запасов. Правда, считается, что дефицит запасов можно покрыть за счет геологоразведочных работ в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в акваториях морей [10]. Однако государственных программ геологоразведки нет, отрасль фактически разрушена, а часные собственники в проведении поисков новых месторождений не заинтересованы.

Подведем некоторые итоги. Безусловно, Россия является чрезвычайно богатой сырьевыми ресурсами. Однако запасы их не бесконечны. Многие из ресурсов, как показывают расчеты, носят исчерпаемый характер. Поэтому экономический рост за их счет может довольно скоро закончиться. В этих условиях естественно возникает вопрос о том, как выйти из создавшегося положения.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» В. В. Путин справедливо отметил, что Россия неизбежно идет к закреплению за собой роли сырьевого придатка мировой экономики, что может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснению из числа мировых лидеров.

«Единственной реальной альтернативой такому ходу событий - говорит В. В. Путин - является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» [5].

Было бы хорошо, если бы за такими правильными программными заявлениями последовали бы реальные действия. Пока же, кроме настойчивых претворений в жизнь «северных», «южных» и других нефтяных и газовых потоков необходимой структурной переориентации экономики не происходит. К этому вопросу вновь вернулся уже Президент страны. В своем Послании Федеральному собранию он говорил о настоятельной необходимости преодоления зависимости от сырьевого экспорта, модернизации экономики, перевода ее в русло инновационного развития [6]. Таким образом, научно обоснованная стратегия есть. Присутствуют и необходимые ресурсы. Нужна политическая воля и настойчивые действия государства по претворению стратегических разработок в жизнь.

Российское государство должно найти в себе силы сдвинуться с «мертвой точки» и пойти путем интенсивного экономического роста, интенсивного развития экономики. Определяющими приоритетами государственной политики должны стать: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний.

Модернизация (франц. modernisation, от moderne - новейший, современный) - изменение

в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. Модернизация это процесс приспособления экономики и общества к условиям, в которых существующая социально-экономическая система чувствует себя некомфортно, существенно проигрывая конкурентам, ощущая неизбежность отставания [11].

Минувший год продемонстрировал и то, что важнейшее препятствие для модернизации находится в самом российском обществе. На словах все согласны с важностью модернизации и диверсификации, однако произошедший в 2009 г. рост цен на нефть никак не стимулирует модернизаци-онные процессы. В обществе широкое распространение получает идеология business as usual: дождемся восстановления высоких цен на нефть, газ и металлы - и будем жить по-старому.

Руководство страны осознает эту опасность, и потому именно в кризисный год оно определило приоритеты государственной политики модернизации. К ним относятся:

- энергоэффективность;

- ядерные технологии;

- космические технологии и телекоммуникации;

- медицинские технологии;

- стратегические информационные технологии.

Следует подчеркнуть, что это именно приоритеты, но не исчерпывающий перечень направлений модернизации [9].

Почти все приоритетные направления модернизации связаны с техническим прогрессом, а соответственно с интенсивным экономическим ростом, который определяется как рост, достигаемый за счет увеличения производительности экономических ресурсов, т. е. при помощи технического прогресса и инновационной составляющей.

Как мы уже сказали ранее, правительству России для успешной модернизации государства необходимо выстроить национальную инновационную систему, то есть совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку инновационной деятельности не только в отдельных регионах и субъектах РФ, но, охватывая всю страну целиком. Формирование инновационных систем должно осуществляться на всех уровнях: глобальном, национальном, региональном и локальном.

Инновации являются важнейшим фактором современного экономического роста. Создание, внедрение и коммерциализация технологий является средством преодоления ресурсных и иных ограничений на пути экономического развития,

позволяют повысить конкурентоспособность национальных компаний, увеличить доходы страны и, как следствие, повысить уровень благосостояния населения.

Важнейшей задачей государства является не только стимулирование отдельных инноваций или инновационных сфер, но и формирование организационных, экономических и правовых условий для создания и развития национальной инновационной системы. Инновации все в большей степени востребуются не отдельными предпринимателями, а национальными хозяйственными системами и глобальной мировой экономикой в целом, и этот качественно новый этап проявляется в формировании таких систем. Проблема участия государства в экономике инноваций не сводится только к его участию в научных исследованиях и разработках. Главной отличительной особенностью инновационной экономики является то, что инвестирование в новые технологии, в образование, в новые отрасли как за счет средств частного бизнеса, так и за счет средств государства осуществляются не только с целью развития изолированных инновационных цепочек и сфер, но и с целью формирования, развития и повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы в целом [7].

Стратегия построения национально-инновационного экономического развития страны предполагает: анализ, разработку и осуществление сложной, последовательной и взаимоувязанной системы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых параметров развития национальной инновационной системы; концентрации инвестиционных, трудовых и научно-технологических ресурсов для производства, продвижения и реализации инновационных конкурентных товаров с целью обеспечения устойчивого экономического роста и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики на глобальных мировых рынках [8].

Роль государственной политики в построении национально-инновационной системы определяющая. Она должна создать благоприятные условия для разработок и внедрения новшеств на всех направлениях экономической политики. Необходимо снизить фискальное бремя на товаропроизводителей, создав систему налоговых льгот для инвестиций и инноваций, а затраты на государственную поддержку инновационного процесса увеличить «в разы».

Анализируя состояние инновационного процесса в России в инновационной политики, Л. А. Гафинова предлагает ряд мер по решению

этой проблемы. По ее мнению основой национальной инновационной политики должна быть государственная поддержка отечественной науки и передовых научных школ, ориентированных на потребности экономики; такая поддержка касается и институционального совершенствования, в том числе оптимизация «архитектуры» системы научных организаций и адресного финансирования по приоритетным направлениям. Политика, о которой идет речь, должна охватывать также реформирование высшей школы, в том числе ее экономики (системы финансирования вузов, регулирования цен на их услуги, госзаказа и т. п.).

Еще одно направление активизации инновационной деятельности - стимулирование развертывания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот. Так, для развития конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, которые в состоянии стать очагами формирования постиндустриальных укладов (речь идет, в частности, об авиокосмиче-ском комплексе и атомной энергетике, о производстве изотопов и о био- и информационных технологиях), необходимо разработать и реализовывать общегосударственную программу развития научно-технических моногородов (наукоградов) и научно-технических парков (технопарков) вокруг университетских образовательных центров, а также инновационных коридоров (соединяющих крупные города с инновационными центрами и концентрирующих соответствующие институты). Одна из назревших акций государственной инновационной политики - создание венчурных фондов с государственным (на начальном этапе) участием.

Что касается возможностей стимулирования инновационной деятельности предприятий, равно как и расширения спроса на научные разработки средствами инвестиционной и налоговой политики, то их следует использовать, прежде всего, по линии поощрения инвестиций в прикладные исследования. Пора резко активизировать поддержку участия крупного отечественного капитала в инновационной деятельности и в воспроизводстве интеллектуального потенциала, а также поддержку малого инновационного предпринимательства. Чтобы повысить эффективность организационноправового сопровождения инновационной деятельности, следует развернуть в должных масштабах подготовку менеджеров соответствующего профиля (способных помогать исследователям в поисках финансирования НИР), улучшить патентную защиту и защиту прав интеллектуальной собственности в целом.

Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижения к «Экономике знаний» требуют создания мощного сектора «новой экономики», с одной стороны, и модернизации, диверсификации структуры существующей промышленности - с другой. Обе задачи должны решаться синхронно и в кратчайшие сроки, что может быть обеспечено исключительно на основе соответствующих усилий государства. Причем среди мер государственной структурной политики приоритет следует отдать не «горизонтальным» мерам (типа «стимулирования предпринимательской инициативы»), которыми в основном ограничиваются правительственные программы, а мерам «вертикальным», ориентированным на активизацию деятельности новых и перерабатывающих секторов с высокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью продукции.

Переход к инновационному развитию может произойти лишь постепенно по мере освоения все более передовых технологий, разработанных странами-лидерами. Главная предпосылка перехода - изменение относительной эффективности заимствований и инноваций. Только тогда, когда создание «принципиально нового» окажется выгоднее для страны, чем имитация, может возникнуть массовый спрос на новшества. Для этого необходимо, чтобы страна развила достаточно мощную фундаментальную и прикладную науку и создала инфраструктуру, позволяющую быстро внедрять результаты исследований. Инновационное развитие должно опираться на сильные институты и высококачественный человеческий капитал. По мере достижения этих условий все большее значение приобретают малые фирмы и финансовый рынок, именно тогда в структуре НИС все большую роль начинают играть венчурные фонды и инкубаторы [1].

Инновационная политика должна быть направлена на регулирование инновационных процессов, поддержку приоритетных отраслей экономики, стимулирование производства конкурентных товаров и услуг для достижения целей устойчивого экономического роста.

За последние годы правительство России приняло целый ряд законодательных актов. Они определяют главные направления инновационной политики на период до 2020 г. Также законодательными актами определены перспективные направления развития, соответствующее законодательное и ресурсное обеспечение и механизмы, призванные обеспечить создание организационных и экономических условий для формирования и развития национальной инновационной системы

и всех ее составляющих. С 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В соответствии с этим законом все финансовые инвесторы инноваций получат дополнительные льготы по налогам на добавленную стоимость, на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения и др.

Новой попыткой инновационного развития Российской Федерации стала идея создания инно-града в Сколково. Законопроект «Об инновационном центре «Сколково» направлен на обеспечение условий для создания и обеспечения функционирования центра «Сколково». В соответствии с концепцией проекта закона центр представляет собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки инновационных энергетических технологий;

ядерные технологии; космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры); медицинские технологии: оборудование, лекарственные средства; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

«Город ученых» должен стать не только главным реальным проектом модернизации страны, но и своеобразным локомотивом процесса ее технологического развития. Именно поэтому в эту особую территорию предполагается вложить, по выражению зампредседателя комиссии по модернизации Владислава Суркова, «десятки миллиардов рублей госвложений и столько же еще частных инвестиций» [3].

Стратегия инновационного экономического развития и модернизации страны предполагает разработку и осуществление сложной, последовательной и взаимоувязанной системы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых параметров развития национальной инновационной системы, концентрации инвестиционных, трудовых и научно-технологических ресурсов для производства, продвижения и реализации инновационных конкурентных товаров с целью обеспечения устойчивого экономического роста и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики на глобальных мировых рынках.

Литература

1. Абалкин Л. И., Рубинштейн А. Я. Стратегические ориентиры экономического развития России Ала-тея: науч. доклад // Библиотека Новой экономич. ассоциации. СПб., 2010.

2. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М., 1986.

3. Гликин М., Костенко Н. Чудо возможно // Ведомости. 2010. № 26 (2544)

4. Нуреев Р. М. Россия на пути в ХХ1 век // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4.

5. Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. Москва, Кремль. ИРЬ: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/ 02/159528^№1

6. Российская газета. 2009. № 214. 13 нояб.

7. Савина Е. Н., Волков С. Д. Роль инноваций в формировании конкурентных преимуществ на рынке услуг // Управление инновациями в образовании: меж-вуз. сб. науч. ст. СПб., 2006. 0, 2 п.л.

8. Савина Е. Н., Дятлов С. А. Государственная поддержка инновационной деятельности // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому эконо-

мическому форуму 2007 года: сб. науч. статей. СПб., 2007.

9. Шувалов И. Россия на пути модернизации // Экономическая политика. № 1. 2010.

10. ИРЬ: http://ww.ko1oko1.rU/Economy/m.66273.htm1

11. ИРЬ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/109977/

* * *

POLICY OF ENSURING ECONOMIC GROWTH: STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COUNTRY

E. S. Loskutova

In this article, an attempt to analyze the modem policy of ensuring intensive economic growth of the country and to define the tendencies of developing it under the conditions of the modern economy is undertaken.

In order to study the economic-growth policy the main factors and types of economic growth of Russia are examined. For the same purpose, the main priorities of both the public policy of modernizing the economy and the lines of activization of innovative activity of the country are defined.

Key words: economic growth, modernization, national innovative system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.