А.В. Черняк ПОЛИТИКА
МУЛ ЬТИКУЛ ЬТУРАЛИЗМА В ЕВРОПЕ - ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция, характерная для экономически развитых стран Запада. Анализируется термин «мультикультурализм» с различных точек зре ния как оте чес твенных, так и зарубежных исследователей. Особое внимание автора обращено на интеграцию данной концепции в миграционную политику Германии, Франции и Великобритании. Обобщается практический опыт политики мульти-культурализма стран-лидеров ЕС. Раскрываются результаты проводимой политики мультикультурализма, порождающие напряженность и конфликты в современной Европе. Основной акцент сделан на заявлениях политических лидеров Европы о провале политики мультикультурализма. На основе полученного мультикультурного опыта Европы, значительное внимание уделено анализу предпосылок и перспектив внедрения политики мультикультура-лизма в российский контекст.
Ключевые слова:
Россия, Европа, мультикультурализм, интеграция, ассимиляция, миграция.
A. Chernyak
POLICY OF MULTICU LTU RALISM EUROPEAN EXPERIENCE FOR RUSSIA
Abstract
The article examines the policy of multi-culturalism as a concept characteristic of economically developed countries of the West. Analyzed the term «multicultural-ism» from different perspectives, both domestic and foreign researchers. Particular attention is paid to the integration of this concept in the migration policies of Germany, France and Britain. We generalize the experience of multi-culturalism policy of leading countries of the EU. Disclose the results of the policy of multiculturalism, generating tension and conflicts in modern Europe. The main emphasis is placed on the statements of political leaders in Europe about the failure of the policy of multi-culturalism. Based on this experience of a multicultural Europe, considerable attention is paid to the analysis of preconditions and prospects for the implementation of the policy of multiculturalism in the Russian context.
Key words:
Russia, Europe, multiculturalism, integration, assimilation, migration.
В современном обществе для решения проблем, связанных с миграцией и их последствиями, особой популярностью пользуются два подхода - мультикультурализм и ассимиляция. Цели данных моделей едины - создание интегрированного общества, в котором конфликты на почве иноэт-ничности и инокультурности отсутствуют или минимальны. Причем ставка на ассимиляцию происходит тогда, когда представители того или иного этноса обладают в обществе маргинальным статусом [25, с. 168].
Основной принцип политики мультикультурализма - это сохранение национальной и культурной идентичности мигрантов, что, в свою очередь, нередко предполагает определенную дистанцированность между мигрантами и коренным населением. Политика ассимиляции базируется на необходимости слияния мигрантов с принимающим обществом [33, с. 213].
Термин «мультикультурализм» изначально применялся для определения политики канадского правительства как ответ на квебекский, французский сепаратизм [8, с. 63]. Прорыв в сферу государственной политики мультикультурализм совершил в 60-е года XX века в США, вытеснив идеологию «плавильного котла» [13, с. 87], определив вопрос о борьбе негров за гражданские права [31, с. 201-202].
В Европе, изначально преобладала ассимиляционная модель, постепенно страны Западной Европы отказываются от ассимиляционистской парадигмы, проводя политику культурного плюрализма, называя ее «мульти-культурализмом» [20, с. 52]. В качестве официальной государственной политики Европы мультикультурализм выступил в 80-е годы прошлого века [19, с. 133]. Импорт мультикультурализма в Европу был связан с возникновением идеи о позитивной дискриминации, подразумевающей предоставление различных льгот и привилегий меньшинствам с целью уравнивания их возможностей с возможностями большинства [23, с. 63].
В западноевропейских странах мультикультуралистский дискурс поначалу воспринимался как продукт интеллектуального импорта. Поскольку в Европе исторически не было репрессивной практики по отношению к меньшинствам, то культурное разнообразие в этих странах долгое время вообще не получало публичной артикуляции. В одних случаях считалось, что мигранты намерены культурно ассимилироваться в политическое сообщество (модель Франции). В других случаях проблема включения мигрантов в национальное сообщество не ставилась, так как предполагалось, что мигранты - гости, приехавшие работать, которым предстоит вернуться на Родину (модель Германии) [20, с. 50]. Третий вариант предусматривал формирование постколониального общества (модель Великобритании) [23, с. 63]. Особое внимание в данном случае заслуживает категория партнерства, реализация которой направлена на привлечение представителей этнических кругов к полноценной деятельности в рамках британского общества [16, с. 37].
Конструктивная политика сознания мультикультурного общества базируется на теориях Ч. Тэйлора, У. Кимлики, Ю. Хабермаса, Ч. Кукатаса и др.
В понимании Ч. Тэйлора мультикультурализм - это форма самоутверждения, это не только борьба индивидов за признание, но и требование признания оригинальности, своеобразия и равнозначности групп [38, с. 52].
Основой теории американского мультикультурализма и мультикультурного гражданства У. Кимлики является утверждение принципов либерализма [12, с. 256], которые, по его мнению, представляют собой залог стабильности и процветания общества [14, с. 64].
Современный немецкий философ Юрген Хабермас определяет мультикультурализм как особую форму интегративной идеологии, посредством которой полиэтничные государства, поликультурные национальные общества реализуют стратегии социального согласия и стабильности на принципах равноправного сосуществования различных форм культурной жизни, что позволяет определить мультикультурализм как «политику признания» [34, с. 127].
Американский политолог Чандран Кукатас выделил пять возможных вариантов реакции общества на проблему вынужденного столкновения культурных парадигм (изоляционизм, ассимиляторство, «мягкий» мульти-культурализм, «жесткий» мультикультурализм, апартеид). По его мнению, изоляционизм отражает стремление государственной политики сохранить существующие социальную структуру и привилегии. Ассимиляторство рассматривается ученым как альтернатива изоляционизму, сменяющая стратегию запрета иммиграции политикой культурного патронажа, при которой мигрантам предъявляются требования влиться в культурное пространство принимающего государства и принять систему его ценностей. «Мягкий» мультикультурализм предполагает поддержку общего культурного поля, проповедует ровное и равное отношение к этническим культурам, которые хотят сохранить локальное своеобразие. «Жесткий» мультикультурализм рассматривается как альтернатива изоляционизму, ассимиляторству и позиционирует всестороннюю поддержку культуры меньшинств, укрепляя и поддерживая ее. Апартеид направлен на искусственную дифференциацию этнических общностей и препятствует межкультурному и межэтническому смешению [17].
Среди российских исследователей феномена «мультикультурализм» отметим В.А. Тишкова, Э.А. Паина, В.С. Малахова, Е.Н. Пец, В.Ю. Сморгу-
нова, О.Б. Неменского. При рассмотрении проблем, связанных с культурным многообразием, В.А. Тишков акцентировал внимание на том, что мультикультурализм - это не только момент фиксации и признания в обществе наличия культурных различий, но и «концептуальная позиция в сфере политической философии и этики», находящая свое выражение в правовых нормах, общественных институтах, повседневной жизни людей [32, с. 179].
Э.А. Паин определяет мультикультурализм как проявление кратковременной «обратной волны», завершающей цикл индустриальной модернизации [27, с. 11].
По мнению В.С. Малахова, мультикультурализм обозначает, как минимум, две вещи. Первая - это факт культурного многообразия, будь то этническое, конфессиональное, жизненно-стилевое разнообразие и будь оно обусловлено исторической разнородностью общества или миграцией; вторая - это способ обращения с этим фактом, с этой реальностью [21].
Е.Н. Пец предполагает, что мультикультурализм представляет собой концепцию общества, в которой постулируется культурное многообразие, обеспечивающее развитие, интеграцию и защиту прав представителей разных культурных групп [28, с. 74].
По мнению В.Ю. Сморгуновой, мультикультурализм не сводится только к принятию и признанию культурных особенностей различных этнических групп, это признание самого феномена культурного многообразия, которое проявляется в этническом, религиозном, образовательном, профессиональном, социальном, демографическом, гендерном своеобразии населения любого государства [31, с. 202].
О.Б. Неменский отмечает, что формула мультикультурализма заключается в интеграции без ассимиляции, в которой нет господствующей культуры [23, с. 54].
В современном обществе мультикультурализм развивается как дискурс и идеология успешного сосуществования множественных культур. Для России как активного участника миграционного обмена и страны с культурным разнообразием особый интерес представляет мультикультурная позиция современной Европы, отражающая ее миграционную политику.
В конце прошлого века страны Европы еще не считали себя иммигрантскими, и поэтому идеология мультикультурализма была воспринята позитивно не только из-за потребности в привлечении дешёвой рабочей
силы, но и из-за определённого состояния общественного мнения. В большинстве стран Западной Европы, объявляя мультикультурализм официальной политикой государства, представители органов власти руководствовались позицией улучшения управляемости новыми, слабо ассимилированными иммигрантскими общинами, не обращая внимания на обратную сторону политики мультикультурализма, заключающуюся в том, что при такой политике человек вынужден был делегировать свои полномочия этноконфессиональной группе и его отношения с государством становились ею опосредованы [23, с. 61].
В Европе политика мультикультурализма успешно просуществовала до начала XXI века. В последние годы европейский опыт мультикульту-рализма стал подвергаться критике как со стороны политиков, так и со стороны общественности.
В европейских политических кругах политика мультикультурализма стала под сомнение с консервативной и либеральной точек зрения. Консервативная критика исходит из необходимости замены мультикультура-лизма на монокультурализм. Эта идея базируется на принципе традиционализма большинства и настаивает на законодательно закрепленных привилегиях для доминирующих культурных групп. Консервативной критики политики мультикультурализма придерживаются неонацисты в Германии, ультраправые партии во Франции - «Национальный фронт», в Великобритании - Партия независимости Соединенного Королевства, получившие существенное количество мест в Европарламенте на выборах 2014 года.
В то же время официальная позиция стран ЕС (Германия, Франция, Великобритания) ближе к либеральной критике мультикультурализма, которая заключается в сохранении культурного многообразия. Однако зачастую такое сохранение своеобразия отнюдь не добровольно и происходит под давлением общин, вступая в противоречие с правами других людей и принципом равноправия, гражданской сущностью современного общества [21].
Политика мультикультурализма на Европейском континенте на протяжении многих лет выступала в роли политической технологии борьбы за голоса избирателей. Активным толчком в обсуждения проблем мультикультурализма послужили публикации Тило Саррацина «Германия - самоликвидация» (2010 год) и Хайнца Бушковского «Нойкёлльн повсюду»
(2012 год), критикующие политику мультикультурализма в Германии. Основываясь на статистических данных, Т. Саррацин прогнозирует ликвидацию Германии, обосновывая свои выводы демографическим упадком коренного населения и постоянным ростом иммигрантов, не стремящихся интегрироваться в немецкое общество [30, с. 216-238]. Х. Бушковский в своей книге «Нойкёлльн повсюду» описывает жизнь берлинского района Ной-кёлльн, исходя из своего опыта работы мэром. Район Нойкёлльн он характеризует как край цивилизации, заселенный не желающими работать мусульманскими семьями, живущими на пособия. Дети мигрантов не желают получать образование, не разговаривают на немецком языке и воспитываются с навязыванием образа врага «ненавистные немцы» [35, с. 54-55].
Бурные дебаты общественности о несостоятельности и утопичности политики мультикультурализма подкрепили официальные заявления политических лидеров Германии, Франции и Великобритании с заголовками «провал мультикультурализма» [26] (канцлера Германии, президента Франции, премьер-министра Великобритании). Все они использовали слово «провал», оценивая мультикультурализм исключительно как особую политическую стратегию, то есть, говоря об ошибочном, неверно выбранном государственными деятелями принципе организации взаимодействия разных этнических, расовых и религиозных общин [18; 22; 29]. По сути, три европейских политика говорили только о мультикультурной дезинтеграции своих стран [27, с. 14].
Е.В. Андреев, исследуя провал государственной мультикультурной политики в Европе, отмечает, что проблемы современного мультикультурализма с точки зрения идеологии заключаются в европейском либерализме, позволившему мигрантам требовать и добиваться особых прав, получая всякую поддержку от апологетов либерализма [8, с. 71].
Таким образом, современная мультикультурная политика европейских государств находится в противоречии между включением иммигрантов в свое национальное пространство или их исключением, то есть, чтобы восполнить демографические пробелы, миграционная политика ЕС в мультикультурном контексте нацелена на внедрение иммигрантов в свой культурный контекст. С другой стороны, применяя «сдержанную» политику интеграции, страны ЕС имеют своей целью сохранить культуру национального большинства, приумножая численность путем принятия но-
вых групп меньшинств, не выходящих за рамки национальной культуры и общей гражданской идентичности.
В то же время выборы 2014 года в Европарламент показали на развитие ситуации, при которой в скором будущем у власти национальных государств могут быть ультраправые силы [37]. Такая тенденция может привести к смене политики мультикультурализма на политику монокуль-турализма, набирающую все большую популярность в радикально настроенной современной Европе.
Проблематика идей мультикультурализма продолжает не только будоражить европейское политическое пространство, но и активно вторгается в российский контекст.
По мнению И.Б. Орловой, европейская концепция мультикультура-лизма стала частью идейного багажа либерального реформирования российского общества в последние два десятилетия [26]. А.Г. Нестерова считает, что «российское общество изначально формировалось как мульти-культурное» [24; с. 133]. Р.Э. Бараш подчеркивает, что российское законодательство исходит из коллективистской интерпретации мультикультурализма [9; с. 11]. Позволим не согласиться с данными точками зрения, так как Федеральные законы РФ нацелены на сохранение и развитие коренных малочисленных народов, в частности Федеральный закон «О языках и народах Российской Федерации» от 25 октября 1991 года №1807-I [5]; Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ст. 6) [3]; Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года №74-ФЗ [4]; Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ [6]; Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года №3612-1 [7]. Мультикуль-турализм же предполагает иммигрантское общество, а Россия таковым не является. Однако миграционная реальность России создает все условия для мультикультурного подхода.
При увеличении миграционных потоков перед Россией нависает угроза в трансформации императива сохранения различных культур, понимаемых исключительно в фольклорно-этнографическом проявлении в политику мультикультурализма. Во избежание негативных последствий применения идей мультикультурализма в ЕС государственная миграцион-
ная политика России не должна отходить от принципов Всеобщей декларации прав человека в сторону прав и свобод этнических групп.
Таким образом, мультикультурный опыт политики ведущих стран ЕС, показывает на то, что в Германии, Франции и Великобритании сформировался новый европейский класс, не желающий интегрироваться в социальную систему Старого Света. Политика мультикультурализма, проводимая в этих странах воспринимается «новыми европейцами» как возможность противостоять принявшему их обществу, а непрерывные связи со своей Родиной позволяют не только сохранять свою культурную идентичность, но и навязывать богатому «северу» соблюдение традиций и обычаев бедного «юга». Упорное нежелание мигрантов интегрироваться в окружающую действительность формирует враждебное отношение ко всем представителям национальных меньшинств, провоцируя вспышки межэтнических столкновений и конфликтов, на что в России необходимо обратить внимание.
Оценивая сложившуюся ситуацию миграционной напряженности в Европе отметим, что внедрение политики мультикультурализма не допустимо в российский контекст даже при активном функционировании гражданского общества, поскольку с увеличением инокультурных мигрантов на территории Российской Федерации, тем более при их государственной поддержке, межэтническая напряженность будет только возрастать, что делает невозможной реализацию политики мультикультурализма в российском социуме.
При этом, отметим, что идеология мультикультурализма предполагает сохранение национальной и культурной идентичности мигрантов. В условиях постоянно нарастающего миграционного потока, отсутствие общей культуры приводит к трансформации сфер общественной жизни, провоцируя конфликтные ситуации на межнациональной и межконфессиональной почве.
Идея мультикультурализма предполагает культурный плюрализм, а значит, государства должны обеспечить всем этносам и культурам одинаково равное положение [10, с. 44]. Таким образом, обозначенные обстоятельства вызывают весьма неоднозначное отношение к необходимости внедрения политики мультикультурализма в России.
Перед государствами, ощущающими демографический кризис, к которым относятся страны ЕС и Россия, давно стоит дилемма о необходимости
миграции. С одной стороны, возникают опасности социально- политических последствий, с другой стороны, возможности демографического восполнения населения и экономического развития страны. Поэтому проблема баланса максимизации выгод и минимизации рисков от миграции остается основным трудно разрешимым вопросом современности [15, с. 147].
Опыт политики мультикультурализма стран ЕС, столкнувшихся с дефицитом трудовых ресурсов и, как следствие, вынужденным привлечением мигрантов, позволяет России осмыслить происходящее и избежать ошибок при реализации миграционной политики.
Необходимо обратить внимание на то, что в Посланиях Президента Федеральному Собранию особое внимание уделяется вопросам миграционной политики и ее роли в общегосударственной стратегии. Впервые оценка миграционных процессов с позиции национальных интересов российского общества прозвучала в Послании Президента от 12 декабря 2012 года, в котором глава государства акцентировал внимание на выправлении демографической ситуации не путем привлечения внешней миграции, а путем использования внутренних резервов страны и ее национально-культурного потенциала [1; 2].
В заключение можно согласиться с предположением американского политолога Фрэнсиса Фукуямы о том, что мультикультуралистская модель, основывавшаяся на признании прав отдельных сообществ, не работает с появлением иммигрантских групп, которым чужды либеральные ценности. Поэтому на смену этой модели должна прийти энергичная политика по интеграции иммигрантов в доминирующую либеральную культуру в качестве отдельных личностей, а не социокультурных групп [36].
Необходимо понимать, что обязательным условием существования нации является культурная унификация, которую подрывает мульти-культурализм, принося массу межэтнических проблем вместо ожидаемой интеграции.
Литература
1. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря
2012 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 15.03.2015).
2. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря
2013 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 19825 (дата обращения: 15.03.2015).
3. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» // Официальный сайт Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://base.garant.ru/10164235/1/ (дата обращения: 15.03.2015).
4. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Официальный сайт Информационно-правового портала Гарант. URL: http://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 15.03.2015).
5. Федеральный закон от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках и народах Российской Федерации» // Официальный сайт Информационно-правового портала Гарант. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/ 10148970/ (дата обращения: 15.03.2015).
6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» // Официальный сайт Информационно-правового портала Гарант. URL: http://constitution.garant.ru/ act/right/180406/ (дата обращения: 15.05.2015).
7. Федеральный закон от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Официальный сайт Информационно-правового портала Гарант. URL: http://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 15.03.2015).
8. Андреев Е.В. Проблемы современного западноевропейского мультикультурализма // Обозреватель. 2014. №5.
9. Бараш Р.Э. Нормативные и социальные предпосылки реализации политики мультикультурализма в России // Мониторинг общественного мнения. 2012. №6.
10. Бурганова И.Н. Реалии мультикультурализма в Евросоюзе и в СНГ: возможности и перспективы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции (15 июля 2013 г.). Новосибирск: СибАК, 2013.
11. Вишнякова О.Д. Оценочные характеристики концепта «мульти-культурализм» и способы его языковой репрезентации (на материале современной англоязычной политической публицистики) // Научные ведомости. 2013. №20.
12. Волкова Т.П. Классические философские концепции мульти-культурализма и толерантности // Вестник МГТУ. 2011. №2.
13. Герасимова О.Е. Модели этнической конструкции общества: проблемы и перспективы // Публичная политика в социальном пространстве культуры и образования: формирование, развитие. СПб.: ГУКИ,2013.
14. Кимлика У. Либеральное равенство. М.: Прогресс-Традиция,
1998.
15. Кондратьева Н.Б. Миграция в Европе: реалии и вызовы. По материалам международной конференции «Миграционные проблемы в Европе и пути их решения» // Современная Европа. 2015. №1.
16. Кондратьева Т.С. Великобритания: Провал политики мульти-культурализма // Актуальные проблемы Европы. 2011. №4.
17. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма // Официальный сайт Информационный канал новостей политики. URL: http://polit.ru/article/2007/05/27/ multiculturalism/ (дата обращения: 01.03.2015).
18. Кэмерон Д. Выступление на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности 2011 год // Официальный сайт ВВС. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/02/110205_cameron_ multicultural-ism_failed.shtml (дата обращения: 01.03.2015).
19. Лялина А.В. Опыт национальной политики интеграции мигрантов ЕС // Балтийский регион. 2014. №2.
20. Малахов В.С. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
21. Малахов В.С. После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты // Официальный сайт информационно-политического канала «Полит.ру». URL: http://polit.ru/article/2012/01/27/malakhov/ (дата обращения: 01.03.2015).
22. Меркель А. Выступление на конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме, 2010 год // Официальный сайт ВВС. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/
2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml (дата обращения: 01.03.2015)
23. Неменский О.Б. Соблазн мультикультурализма // Вопросы национализма. 2011. №4.
24. Нестерова А.Г. Построение межкультурных отношений в муль-тикультурных регионах: опыт России и европейских государств // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. №3.
25. Нечаев Д.Н., Волкова А.Е. Модели и практики разрешения этнокультурных противоречий в национальных государствах: международный опыт // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №2.
26. Орлова И.Б. Мультикультурализм в Европе и России: теория и практика // Конференция «Европа и Россия - Партнеры в мире глобализации» 12-13 октября 2012 года, Вена, Австрия // Официальный сайт Федерации за всеобщий мир (UPF). URL: http://eurasia.upf.org/index.php?option=com_content&view=article&id=84 4:2012-10-30-22-18-45&catid=98:2012-10-30-12-12-59 (дата обращения: 01.03.2015).
27. Паин Э.А. Закат вульгарного мультикультурализма как возрождение культуры модерна // Россия в глобальной политике. 2011. №2.
28. Пец Е.Н. Национальная культурная идентичность как основа для решения проблемы реализации индивидуальных и групповых прав в мультикультурном британском обществе // Перспективы науки. 2014. №1.
29. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. М.: Рид Групп, 2012.
30. Сморгунова В.Ю. Сравнительно-политический анализ мульти-культурализма как политической технологии и фактора устойчивого развития общества // Вестник Омского университета. 2013. №1.
31. Тишков В.А. Теория и практика мультикультурализма // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.
32. Тремба В.А. Мультикультурный или интергационный подход к современной российской миграционной политике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. №2.
33. Хабермас Ю. Политические работы / Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005.
34. Bushkovky H. Neuköllnistüberall. Berlin: Ullstein, 2012.
35. Fukuyama F. Identity and migration // «Prospect». URL: http://www.prospectmagazine.co.uk/features/identity-migration-multiculturalism-francis-fukuyama (дата обращения: 01.03.2015).
36. Results of the 2014 European elections European elections (22-25 May 2014) // Официальный сайт European Parliament. URL: http://www.results-elections2014.eu/en/election-results-2014.html (дата обращения: 01.03.2015).
37. Taylor Ch. Multiculturalism and the «Politics of Recognition». Princeton, Princeton University, 1992.
References
1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu, 12 dekabrya 2012 g. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (data obrashcheniya: 15.03.2015).
2. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu, 12 dekabrya 2013 g. // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 19825 (data obrashcheniya: 15.03.2015).
3. Federal'nyi zakon ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-I «Ob obrazovanii» // Ofitsial'nyi sait Informatsionno-pravovoi portal Garant. URL: http://base.garant.ru/10164235A/ (data obrashcheniya: 15.03.2015).
4. Federal'nyi zakon ot 17 iyunya 1996 g. № 74-FZ «O natsional'no-kul'turnoi avtonomii» // Ofitsial'nyi sait Informatsionno-pravovogo portala Garant. URL: http://base.garant.ru/135765/ (data ob-rashcheniya: 15.03.2015).
5. Federal'nyi zakon ot 25 oktyabrya 1991 g. № 1807-I «O yazykakh i narodakh Rossiiskoi Federatsii» // Ofitsial'nyi sait Informatsionno-pravovogo portala Garant. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/ 10148970/ (data obrashcheniya: 15.03.2015).
6. Federal'nyi zakon ot 30 aprelya 1999 g. № 82-FZ «O garantiyakh prav korennykh malochislennykh narodov» // Ofitsial'nyi sait Informat-sionno-pravovogo portala Garant. URL: http://constitution.garant.ru/ act/right/180406/ (data obrashcheniya: 15.05.2015).
7. Federal'nyi zakon ot 9 oktyabrya 1992 g. № 3612-I «Osnovy zako-nodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture» // Ofitsial'nyi sait Informat-
sionno-pravovogo portala Garant. URL: http://base.garant.ru/104540/ (data obrashcheniya: 15.03.2015).
8. Andreev E.V. Problemy sovremennogo zapadnoevropeiskogo mul'ti-kul'turalizma // Obozrevatel'. 2014. №5.
9. Barash R.E. Normativnye i sotsial'nye predposylki realizatsii politiki mul'tikul'turalizma v Rossii // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2012. №6.
10. Burganova I.N. Realii mul'tikul'turalizma v Evrosoyuze i v SNG: vozmozhnosti i perspektivy // Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya: materialy XXVI mezhdunarod-noi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (15 iyulya 2013 g.). Novosibirsk: SibAK, 2013.
11. Vishnyakova O.D. Otsenochnye kharakteristiki kontsepta «mul'ti-kul'turalizm» i sposoby ego yazykovoi reprezentatsii (na materiale sovre-mennoi angloyazychnoi politicheskoi publitsistiki) // Nauchnye ve-domosti. 2013. №20.
12. Volkova T.P. Klassicheskie filosofskie kontseptsii mul'tikul'turalizma i tolerantnosti // Vestnik MGTU. 2011. №2.
13. Gerasimova O.E. Modeli etnicheskoi konstruktsii obshchestva: problemy i perspektivy // Publichnaya politika v sotsial'nom prostranstve kul'tury i obrazovaniya: formirovanie, razvitie. SPb.: GUKI, 2013.
14. Kimlika U. Liberal'noe ravenstvo. M.: Progress-Traditsiya, 1998.
15. Kondrat'eva N.B. Migratsiya v Evrope: realii i vyzovy. Po materia-lam mezhdunarodnoi konferentsii «Migratsionnye problemy v Evrope i puti ikh resheniya» // Sovremennaya Evropa. 2015. №1.
16. Kondrat'eva T.S. Velikobritaniya: Proval politiki mul'tikul'turalizma // Aktual'nye problemy Evropy. 2011. №4.
17. Kukatas Ch. Teoreticheskie osnovy mul'tikul'turalizma // Ofit-sial'nyi sait Informatsionnyi kanal novostei politiki. URL: http://polit.ru/article/2007/05/27/ multiculturalism/ (data obrashcheniya: 01.03.2015).
18. Kemeron D. Vystuplenie na 47-i Myunkhenskoi konferentsii po be-zopasnosti 2011 god // Ofitsial'nyi sait VVS. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/02/110205_cameron_ multicultural-ism_failed.shtml (data obrashcheniya: 01.03.2015).
19. Lyalina A.V. Opyt natsional'noi politiki integratsii migran-tov ES // Baltiiskii region. 2014. №2.
20. Malakhov V.S. Mul'tikul'turalizm i transformatsiya postsovet-skikh obshchestv. M.: Institut etnologii i antropologii RAN, 2002.
21. Malakhov V.S. Posle mul'tikul'turalizma: Evropa i ee immi-granty // Ofitsial'nyi sait informatsionno-politicheskogo kanala «Polit.ru». URL: http://polit.ru/article/2012/01/27/malakhov/ (data ob-rashcheniya: 01.03.2015).
22. Merkel' A. Vystuplenie na konferentsii molodezhnoi organi-zatsii Khristiansko-demokraticheskoi partii v Potsdame, 2010 god // Ofitsial'nyi sait VVS. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/ 2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml (data obrashcheniya: 01.03.2015)
23. Nemenskii O.B. Soblazn mul'tikul'turalizma // Voprosy na-tsionalizma. 2011. №4.
24. Nesterova A.G. Postroenie mezhkul'turnykh otnoshenii v mul'-tikul'turnykh regionakh: opyt Rossii i evropeiskikh gosudarstv // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №3.
25. Nechaev D.N., Volkova A.E. Modeli i praktiki razresheniya etno-kul'turnykh protivorechii v natsional'nykh gosudarstvakh: mezhdunarodnyi opyt // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2014. №2.
26. Orlova I.B. Mul'tikul'turalizm v Evrope i Rossii: teoriya i praktika // Konferentsiya «Evropa i Rossiya - Partnery v mire globalizatsii» 12-13 oktyabrya 2012 goda, Vena, Avstriya // Ofitsial'nyi sait Federatsii za vseobshchii mir (UPF). URL: http://eurasia.upf.org/index.php?option=com_content&view=article&id=84 4:2012-10-30-22-18-45&catid=98:2012-10-30-12-12-59 (data obrashcheniya: 01.03.2015).
27. Pain E.A. Zakat vul'garnogo mul'tikul'turalizma kak vozrozhdenie kul'tury moderna // Rossiya v global'noi politike. 2011. №2.
28. Pets E.N. Natsional'naya kul'turnaya identichnost' kak osnova dlya resheniya problemy realizatsii individual'nykh i gruppovykh prav v mul'ti-kul'turnom britanskom obshchestve // Perspektivy nauki. 2014. №1.
29. Sarratsin T. Germaniya: samolikvidatsiya. M.: Rid Grupp, 2012.
30. Smorgunova V.Yu. Sravnitel'no-politicheskii analiz mul'tikul'tural-izma kak politicheskoi tekhnologii i faktora ustoichivogo razvitiya ob-shchestva // Vestnik Omskogo universiteta. 2013. №1.
31. Tishkov V.A. Teoriya i praktika mul'tikul'turalizma // Mul'ti-kul'turalizm i transformatsiya postsovetskikh obshchestv. M.: In-t etnologii i antropologii RAN, 2002.
32. Tremba V.A. Mul'tikul'turnyi ili intergatsionnyi podkhod k sovre-mennoi rossiiskoi migratsionnoi politike // Gosudarstvennoe i munitsi-pal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2013. №2.
33. Khabermas Yu. Politicheskie raboty / Per. s nem. B.M. Skuratova. M.: Praksis, 2005.
34. Bushkovky H. Neukollnistuberall. Berlin: Ullstein, 2012.
35. Fukuyama F. Identity and migration // «Prospect». URL: http://www.prospectmagazine.co.uk/features/identity-migration-multiculturalism-francis-fukuyama (data obrashcheniya: 01.03.2015).
36. Results of the 2014 European elections European elections (22-25 May 2014) // Ofitsial'nyi sait European Parliament. URL: http://www.results-elections2014.eu/en/election-results-2014.html (data obrashcheniya: 01.03.2015).
37. Taylor Ch. Multiculturalism and the «Politics of Recognition». Princeton, Princeton University, 1992.