УДК 94(430)«15»
С. А. Кариков
ПОЛИТИКА ЛЮТЕРАНСКОЙ КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В САКСОНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА
Статья посвящена развитию Евангелическо-лютеранской церкви в курфюршестве Саксонском после подписания Аугсбургского религиозного мира. Проанализированы основные мероприятия курфюрста Августа I Саксонского по созданию территориальной церковной организации. Сделан вывод относительно усиления влияния территориальной власти на церкви и школы как результата политики конфессионализации.
Ключевые слова: Реформация, конфессионализация, курфюрст Август I Саксонский, визитация, ортодоксия, Саксонский церковный устав.
Реформация в Германии - явление, кардинально повлиявшее на последующее развитие немецкого общества. Ключевые события Реформации связаны не только с рассмотрением религиозных проблем и переустройством церковной жизни, но и с развитием идеологии, культуры, образования. Происходившие изменения отразились на положении всех социальных групп немецкого общества: духовенства, высшего и низшего дворянства, горожан, крестьянства. Даже после подписания Аугсбургского религиозного мира 1555 г., ликвидировавшего главный источник внутриимперского раскола и узаконившего существование лютеранской конфессии [1, с. 64], остались нерешенными многочисленные вопросы, связанные с функционированием новых общественно-политических институтов, их взаимодействием с ранее существовавшими структурами.
Решение этих проблем, начавшееся уже в период так называемой поздней Реформации (15251555) и продолжавшееся в течение нескольких десятилетий XVI в., рассматривается многими современными историками в рамках исследовательской модели конфессионализации - процесса стабилизации церковной организации, связанного с политикой властей и общественным движением, в условиях идейного раскола христианства. До сих пор недостаточно изучена проблема конфессионализа-ции в различных регионах Германии. Значение этой проблемы определяется спецификой исторического пути германского народа. Геополитическое положение и конфедеративные (антицентрализа-торские) политические традиции обусловили отличие судеб отдельных регионов Германии (более значительное, чем в практически ставшей монолитной Франции) [2, с. 38].
К территориям, развитие которых в наибольшей степени повлияло на общее положение Священной Римской империи периода позднего Средневековья и раннего Нового времени, принадлежит Саксония. Ее политическое влияние, уровень экономического развития, активное участие в событиях Реформации обусловливают актуальность обращения
к событиям в этом регионе во второй половине XVI в., когда возникла необходимость закрепить многочисленные изменения, стабилизировать общественное устройство на территориальном уровне. Данные тенденции нашли воплощение в конфессиональной политике, проводившейся саксонскими властями. Ее основным субъектом в условиях формирования в Священной Римской империи системы территориального абсолютизма выступил правитель - курфюрст Август I (1553-1586).
Цель работы - проследить основные направления политики лютеранской конфессионализации, проводившейся в Саксонии в период правления Августа I, а также выявить основные результаты этой политики. Источниковую базу статьи составляют такие документы по истории территориальной церковной организации Саксонии, как инструкции для проведения визитаций и Саксонский церковный устав 1580 г.
С самого начала правления Августа I характерной чертой его политики стал курс на укрепление территориальной власти. Й. Брунинг обоснованно усматривает проявление такого курса в большом количестве специальных мандатов, рескриптов, уставов, составленных для регулирования главных сфер экономической и общественно-политической жизни курфюршества Саксонского (горные уставы 1554, 1571, 1575 гг., монетный устав 1558 г.) [3, Б. 116-117]. В 1572 г. законодательные инициативы курфюрста нашли отражение в кодификации процессуальных норм, договорных обычаев, наследственного и уголовного права [1, с. 206]. В связи с этим следует отметить, что уже предшественники Августа I, начиная с курфюрста Фридриха Мудрого, активно приглашали на службу профессиональных юристов. Такая политика способствовала созданию постоянных, регулярно действующих центральных органов управления (княжеского совета, главной казны, верховного суда) уже в первой половине XVI в. Этот процесс отражал этап централизации территориального государства и оформления институтов управления [4, с. 117]. Таким образом, Август I следовал прежнему политическому
курсу саксонских курфюрстов, одновременно направляя его на новые сферы общественной жизни.
Показательна в этом отношении изданная от лица курфюрста Августа I инструкция для осуществления генеральной визитации 1555 г. В этом документе отмечено: все школьные учителя, как и приходские священнослужители, должны быть проэкзаменованы относительно знания принципов Аугсбургского вероисповедания 1530 г., подтвержденного на территории Саксонии в 1551 г. («Саксонское вероисповедание»). Визитаторы должны были проверять поведение священнослужителей и школьного персонала, наличие необходимого для богослужения и занятий инвентаря, регулярность получения заработной платы, ее размеры [5, Б. 51]. Результатом визитации стало упорядочение церковной организации на основе лютеранства, после Аугсбурского мира ставшего официально признанной на территории Священной Римской империи конфессией.
Регламентация контрольных мероприятий, по мнению авторов, свидетельствует, с одной стороны, о постепенном совершенствовании евангелической церковной и школьной организаций, а с другой - о заинтересованности территориальной власти в постоянном усилении собственного влияния на церковь и школу. Стремление территориальной власти к упорядочению конфессиональных отношений в пределах курфюршества Саксонского выражают «Генеральные статьи» 1557 г. В рамках лютеранской идеологии утверждалось представление о правителе как об «отце», патриархе, покровителе церкви и подданных.
В 60-70-е гг. XVI в. политика лютеранской конфессионализации в курфюршестве Саксонском столкнулась с серьезными трудностями. Они были вызваны долгим идейным противостоянием ортодоксальных сторонников евангелизма (гнезиолю-теран) и последователей учения Филиппа Меланх-тона (филиппистов), в ряде пунктов отошедших от классического вероучения лютеранства. Основные теологические расхождения касались вопросов причащения, а также некоторых аспектов христо-логии, в рассмотрении которых филипписты сближались с кальвинизмом. В вопросах этики и теологической антропологии они отчасти следовали гуманистической традиции, в частности идеям Эразма Роттердамского [6, Б. 24-25].
Противостояние обеих группировок было разрешено силовым путем вследствие вмешательства курфюрста Августа I. В 1574 г. он отстранил от должностей ряд высокопоставленных приверженцев филиппизма (канцлера Георга Кракова, суперинтендента Иоганна Штесселя, профессора Каспара Пойцера и др.), изгнав их за пределы курфюршества Саксонского [7, Б. 215]. Тем самым была
преодолена возможность оппозиции, в перспективе способной ослабить позиции территориальной власти. Окончательное преодоление раскола в среде евангелических священнослужителей-теологов было оформлено подготовленной в 1577 г. «Формулой согласия». Она была положена в основу утвержденной в 1580 г. «Книги согласия», вошедшей в число вероисповедных книг Евангелическо-лютеранской церкви и закрепившей принципы лютеранской ортодоксии.
Определенным итогом политики лютеранской конфессионализации в регионе становится Саксонский церковный устав 1580 г. Содержание этого документа связано с предшествующей традицией евангелических церковных уставов, которые стали создаваться сподвижниками Лютера уже в 20-е гг. XVI в. Однако новый документ наряду с общими для евангелических уставов чертами обладал и некоторыми особенностями.
Саксонский церковный устав ввел единую форму образования на всей территории курфюршества. В устав вошли разделы, посвященные осуществлению визитаций на территории курфюршества. Была изменена их структура: теперь визита-торы должны были выяснять ответ на определенные вопросы, сведенные в несколько тематических разделов. Обзору состояния учебных заведений был посвящен раздел «О школах». Он содержал такие основные вопросы: «По какому уставу пастор проверяет школы?», «Насколько религиозными, знающими и старательными являются учителя и их помощники?», «Тщательно ли соблюдается школьный устав?», «Учатся ли в школе дети бедняков?». По желанию визитатора могли быть заданы и другие вопросы [5, Б. 152]. Можно сделать вывод, что основные критерии оценки деятельности учителей в период конфессионализации по сравнению с предшествующим периодом Реформации оставались неизменными - признание евангелического учения и профессиональное мастерство.
Саксонский устав 1580 г. сохранил и главные способы влияния территориальной власти на университеты, но разнообразил их формы. По мнению авторов, это прежде всего касается регламентации вопроса относительно княжеских стипендиатов. Во времена правления курфюрста Августа их количество в Виттенбергском университете выросло до 150. Предоставление стипендии должно было определяться не только профессиональными знаниями студента, но и его старательностью, которая проявлялась в посещении лекций, участии в диспутах, выполнении упражнений; учитывались также участие кандидатов в богослужениях, их общая дисциплина и «христианское воспитание». В уставе отмечалась необходимость обучать к университетам «старательных и серьезных» молодых
людей, способных в будущем служить в аппарате власти, в церквах и школах прежде всего на территории курфюршества Саксонского. Этим документом также было рекомендовано комплектовать преподавательский состав Виттенбергского и Лейпцигского университетов преимущественно местными кадрами [8, Б. 362]. Это свидетельствует о выполнении высшими школами курфюршества Саксонского своеобразного «государственного заказа», установленного территориальной властью.
О влиянии территориальной власти свидетельствует и право утверждения саксонским курфюрстом ректора, избиравшегося из числа профессоров университета [9, Б. 10]. Помимо того, Саксонский устав 1580 г. зафиксировал создание так называемого «канцлерского совета», который включал в состав профессоров-теологов, обязанных контролировать соответствие деятельности преподавателей принципам Аугсбургского вероисповедания [10, Б. 130]. Устранять возможные несоответствия этой деятельности политике саксонского курфюрста должны были назначенные им асессоры из числа дворянства, ежегодно проводившие визитации университетов [11, Б. 68].
Саксонским уставом было определено, что кандидаты на должность учителей должны быть утверждены на этом посту консисторией (ключевым органом территориальной церковной организации, состав которого назначался самим саксонским курфюрстом). Члены консистории проверяли как профессиональные знания будущих преподавателей (владение латинским языком), так и их религиозность (знание и понимание Библии). Устав 1580 г. признал существование разных типов начальных и средних школ - сельских «немецких», городских «латинских», а также «княжеских» школ. Их программа не испытала существенных изменений сравнительно с предыдущими десятилетиями. Как в университетах, так и в школах преподаватели должны были поддерживать единство знаний и дисциплины.
Принятие Саксонского устава происходило лишь 6 лет спустя после отстранения курфюрстом Августом от власти группировки филиппистов. Вероятно, стремление окончательно искоренить влияние кальвинизма, с которым сближались филип-писты, повлияло на содержание Саксонского устава 1580 г. в разделах, посвященных сущности лютеранского вероучения. В них подчеркивалась необходимость недопущения на должность учителей и священнослужителей анабаптистов, ариан, сторонников учения Швенкфельда, антитринитариев [8, Б. 379]. В условиях оформления лютеранской ортодоксии такое запрещение представляется закономерным шагом территориальной власти, стремившейся поддерживать идейное единство в обще-
стве. И именно школы, рядом с церковными институтами, становились главным средством влияния на общественное сознание.
Основными достижениями развития саксонских школ и университетов в условиях политики лютеранской конфессионализации стали оформление четкой структуры образования, регламентация учебных программ, упорядочивание материального обеспечения преподавателей. В то же время дифференциация имущественного уровня учеников (в частности, выходцев из крестьянства) значительно затрудняла возможности низших слоев общества получить образование. Решение этой проблемы путем принудительных мероприятий (во время визитаций) или материального стимулирования (ввод княжеских стипендий) могло дать лишь частичный эффект. Территориальная система образования в курфюршестве Саксонском становится одним из основных социальных институтов, деятельность которого в то же время была подчинена государственной власти.
Общие результаты политики лютеранской кон-фессионализации в Саксонии в историографии оцениваются по-разному. Так, в частности, М. Штейн-мец характеризует политику курфюрста Августа I как пример курса, направленного на укрепление консервативных тенденций Реформации, а Саксонию рассматривает как центр такого консерватизма [12, Б. 243]. Й. Брунинг оценивает курфюрста как правителя, находившегося на первых ролях среди территориальных лидеров Священной Римской империи в период стабилизации политических отношений после Аугсбургского религиозного мира [3, Б. 125]. По мнению Т. Н. Таценко, изменения во внутриполитическом развитии курфюршества Саксонского свидетельствуют о постепенном переходе от типично средневековых форм государственного управления с характерными для них персональными связями между государем и вассалами к формам государственной жизни Нового времени, когда между государем и всеми жителями его территории устанавливаются связи через посредство государственных институтов [4, с. 128].
Таким образом, территориальная власть курфюршества Саксонского, заинтересованная в усилении идейного влияния на общество, после Реформации включила в число государственных органов и институты управления церковью. Материалы для проведения визитаций свидетельствуют об усилении контроля курфюрста над местной церковной организацией, о стремлении власти не допустить идейных разногласий в среде священнослужителей и учителей. Одновременно шел процесс интегрирования земель государства в единую компактную территорию. Основным итогом этого процесса стало укрепление как политической
власти саксонского курфюрста, так и его влияния на церкви и школы, положение которых в период конфессионализации постепенно стабилизировалось. Саксонский церковный устав 1580 г. определил основные направления развития евангелической церковной и школьной организаций в регионе согласно принципам, установленным территориальной властью.
Теоретическая значимость представленного в статье материала по истории лютеранской конфес-сионализации заключается в установлении веду-
щей роли саксонского курфюрста в проведении преобразований церковной и школьной организаций, интегрированных в единую систему территориального государства. В практическом плане материалы статьи могут быть использованы в ходе преподавания университетских курсов по истории Средних веков, истории религии, при подготовке методических разработок по этим дисциплинам, для написания квалификационных и научно-исследовательских работ по истории Средних веков и раннего Нового времени.
Список литературы
1. Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 483 с.
2. Зайцева Т. И. Специфика ранней европейской модернизации в контексте современного историко-социологического знания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagógica! University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 35-40.
3. Bruning J. August (1553-1586) // Die Herrscher Sachsens. Markgrafen, Kurfürsten, Könige. 1089-1918. München: Beck, 2007. S. 110-125.
4. Таценко Т. Н. Укрепление территориальной власти и развитие централизованного государственного управления в курфюршестве Саксонском во второй половине XV - первой половине XVI в. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л.: Наука, 1990. С. 106-131.
5. Überblick über der Kirchenvisitationen des sächsischen Kurkreises // Die Registraturen der Kirchenvisitationen im Ehemals sächsischen Kurkreise. Halle: Hendel, 1906. T. 1. S. 1-178.
6. Smolinsky H. Albertinisches Sachsen // Die Territorien des Reiches im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisierung. Münster: Aschendorff, 1990. S. 8-33.
7. Koch E. Das konfessionelle Zeitalter - Katholizismus, Luthertum, Calvinismus (1563-1675). Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2000. 360 S.
8. Des durchlauchtigsten, hoehgebornen fürsten und herrn, herrn Augusten, herzogen zu Sachsen a. s. w. Ordnung, wie es in seiner ehnrf. g. landen bei den kirchen mit der lehr und ceremonien, desgleichen in derselben beiden universiteten, consistorien, fürsten und partikular schulen, Visitation, synodis und was solchem allem mehr anhanget, gehalten werden sol. 1580. // Die evangelischen Kirchenordnungen des 16. Jahrhunderts. Leipzig: Riesland, 1902. Bd. 1. S. 360-458.
9. Lämmel R. Kurfürst August und die Universitätsreform von 1580 in Kursachsen. München: GRIN Verlag, 2005. 18 S.
10. Thomas R. Die Neuordnung der Schulen und der Universität Leipzig // Das Jahrhundert der Reformation in Sachsen. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1989. S. 113-132.
11. Wartenberg G. Die Kursächsische Landesuniversität bis zur Frühaufklärung. 1540 bis 1680 // Alma mater Lipsiensis. Geschichte der Karl-MarxUniversität. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 1984. S. 55-75.
12. Steinmetz M. Deutschland von 1476 bis 1648 (Von der frühbürgerlichen Revolution bis zum Westfälischen Frieden). Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965. 428 S.
Кариков С. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры, доцент.
Национальный университет гражданской защиты Украины.
Ул. Чернышевская, 94, Харьков, Украина, 61099.
E-mail: karsan2002@mail.ru
Материал поступил в редакцию 24.12.2012.
S. A. Karikov
THE POLICY OF LUTHERAN CONFESSIONALIZATION IN SAXONY IN THE SECOND HALF OF THE 16TH CENTURY
The article is devoted to the development of Evangelic and Lutheran church in the electoral district of Saxony after signing of the Peace of Augsburg. The basic measures of Elector Augustus ! of Saxony on creation of territorial church organization are analysed. The conclusion about strengthening of territorial authorities’ influence on churches and schools as a result of the policy of confessionalization is done.
Key words: Reformation, confessionalization, Elector Augustus І of Saxony, visitation, orthodoxy, church ordinance of Saxony.
National University of Civil Defence of Ukraine.
Ul. Chernyshevskaya, 94, Kharkiv, Ukraine, 61099.
E-mail: karsan2002@mail.ru