УДК343.244 B.Z. MALIKOV*
ББК 67.408.022 М19
THE TENDENCY OF LIBERALIZATION OF CRIMINAL LIABILITY AND PUNISHMENT: FORCED LABOR INSTEAD OF IMPRISONMENT
Аннотация: статья посвящена проблемам либерализации уголовной ответственности, нашедшим отражение в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовныйко-декс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» и в практике применения наказаний в виде ограничения свободы и принудительныхработ.
Ключевые слова: наказание, лишение свободы, принудительныеработы, ограничение свободы, лагеря принудительныхработ, исправительный центр, альтернативы лишению свободы.
БОРИС ЗУФАРОВИЧ МАЛИКОВ*
ПОЛИТИКА
ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
и наказания:
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ВМЕСТО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Annotation: the article is devoted to the problems of liberalization of the criminal liability, reflected in the Federal law of December 7, 2011, J№ 420-FL «On Introducing the Amendments to the Criminal Code and Particular Acts of the Russian Federation» and in restriction of liberty and forced labor practice.
Key words: punishment, imprisonment, forced labor, restriction of liberty, forced-labor camps, corrective center, alternative sanctions.
Стремление законодателя ослабить «заси-лие» лишения свободы в санкциях Особенной части Уголовногокодекса РФ (УК РФ) и в практике его применения судами в последнее время проявилось в принятии законов, позволяющих судам изменять категории ряда преступлений в сторону понижения их общественной опасности на одну ступень и смягчения уголовной ответственности путем применения принудительных работ вместо лишения свободы. Вновь расширен круг осужденных, к которым могут быть применены исправительные работы.
Введение в систему наказаний (ст. 44 УК РФ) и в санкции 340 составов преступлений в Особенной части Уголовного кодекса РФ «нового» альтернативного лишению свободы вида наказания - принудительных работ является своеобразной формой назначения наказания и смягчения уголовной ответственности1.
Следует отметить, что в истории уголовной и исправительно-трудовой политики России уже существовал дуумвират наказаний в виде лишения свободы и общественных принудительных работ. В первый год советской власти в правовых актах, устанавливающих ответственность за преступления, фигурировали в качестве санкций именно эти два вида наказаний, сущность которых еще не была четко выражена. Что касается принудительных работ, то под ними понимались и обязательные общественные работы, и принудительные работы, и при-
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России) E-mail: [email protected].
Уголовное право
Уголовное право
нудительные общественные работы, и обязательные принудительные работы.
В период «красного террора» и Гражданской войны Постановлением Совета РКО «О дезертирстве» от 25 декабря 1918 г. нормативно был определен срок назначения принудительных работ - до 5 лет2. Декретом ВЦИК «О лагерях принудительных работ» 1919 г. для исполнения принудительных работ организуются специальные лагеря3.
В них подлежали заключению лица, указанные в ст. 2 Положения о лагерях, за исключением:
а) лиц, подлежащих по постановлениям Всероссийской чрезвычайной комиссии заключению в особые лагери на все время Гражданс-койвойны;
б) лиц, страдающих хроническими болезнями и органическими недостатками, делающими их совершенно неспособными к труду4.
Отдельно в специальных лагерях содержались лица женского пола и несовершеннолетние
Все заключенные назначались на работы немедленно по поступлении в лагерь и должны были заниматься физическим трудом в течение всего времени их пребывания. Род работы определяла администрация лагеря.
Для заключенных устанавливался 8-часовой рабочий день. Сверхурочные и ночные работы могли быть введены с соблюдением правил Кодекса законов о труде5.
За побег в первый раз заключенному увеличивался срок заключения до 10-кратного размера срока первоначального заключения. За вторичный побег виновные предавались суду революционного трибунала, который имел право назначать наказание вплоть до применения высшей меры.
Свидания с заключенными могли происходить только в воскресные и праздничные дни для ближайших родственников (жена, дети, отец, мать, братья и сестры) без особого разрешения. Свидания с другими лицами допускались в те же дни по особым разрешениям отделауправления.
Тем заключенным, которые проявляли особое трудолюбие, могло быть: 1) разрешено жить на частных квартирах и являться в лагерь для исполнения назначаемых работ; 2) сокращен срок заключения отделом принудительных работ НКВД по представлению отдела управления местного исполнительного комитета.
Принудительные работы с отбыванием в специальных лагерях были достаточно суровыми, уступая по строгости кары лишь лишению свободы.
Нередко в правовых актах предусматривалось применение принудительных работ в сочетании с лишением свободы6.
Мы полагаем, что принудительные общественные работы без содержания под стражей, применение которых определялось Декретом СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде», стали прообразом исправительных работ и получили наиболее полную регламентацию в советском уголовном и исправительно-трудовом законодательстве.
Первым систематизированным нормативным актом уголовного права в Советской России были Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года. В них в системе наказаний (ст. 25 п. «м») были закреплены принудительные работы без помещения в места лишения свободы. В ст. 35 УК РСФСР определялось, что принудительные работы назначаются на срок от
7 дней и разделяются на виды в зависимости от места отбывания:
а) на работы по специальности, при которых осужденный продолжает трудиться по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие либо в другую местность; б) работы неквалифицированного физического труда.
Таким образом, законодательство и практика исполнения принудительных работ советского периода свидетельствуют о том, что их становление как вида наказания шло не только в направлении их трансформации в исправительные работы, как утверждают отдельные авто-ры7. Одна из их организационно-правовых форм действительно совершенствовалась и стала ныне действующими исправительными работами. Другая организационно-правовая форма принудительных работ, которая предполагала трудо-использование осужденных и их содержание в специализированных лагерях, применялась непродолжительное время. В 1977 г. в УК РСФСР была включена мера уголовно-правового характера (ст. 24-2) - условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду8. Именно в содержании этой меры были отражены основные правоограничения, свойственные принудительным работам с отбыванием их в лагерях принудительных работ.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. «советские» виды принудительных работ первоначально закрепил в системе наказаний в качестве исправительных работ, обязательных работ и ограничения свободы.
Однако политико-социальные преобразования в стране в последующие два десятилетия существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Обрушение советской системы занятости населения и социальной защиты возродило безработицу, страх потерять работу и остаться без средств к существованию, а рыночные отношения добавили к этому социальную дисгармонию (отставание в доходах, невостребован-ность, неравенство, незащищенность основной массы населения, а также наличие «сытой» (не по труду) жизни незначительной его части). Это проявилось в методичном погружении общества в правовой нигилизм, безнравственность, хамство, социальную апатию, и обстановку явного «сожительства» права, правосудия и коррупции. Эти проблемы современности не позволили и не позволяют сформировать должный правопорядок и сдерживать мощный натиск криминала в стране.
В настоящее время при сохранении высокого уровня преступности в ее структуре отмечается значительный удельный вес тяжких и особо тяжких видов преступлений, что не позволяет в применении действующей системы наказаний (ст. 44 УК РФ) значительно сократить численность осужденных к лишению свободы, поэтому законодательные меры депенализации практики применения наказаний пока не дали желаемого результата. В местах изоляции (исправи -тельных учреждениях и следственных изоляторах) продолжает ежегодно содержаться более 700 тыс. чел. (без учета их движения).
Правовая реформа как направление политики государства в сфере противодействия преступности также оказалась не вполне адекватной складывающимся отношениям, вызовам и проблемам современности и на протяжении 20 лет остается не завершенной в своей основе9.
В системе наказаний, содержащейся в УК РФ три вида , не связаны с лишением свободы и предполагают привлечение осужденных к труду: обязательные работы (ст. 49), исправительные работы (ст. 50), принудительные работы (ст. 53.1). По своей карательной сущности к этой группе наказаний тяготеют и ограничение свободы (ст. 53), и лишение свободы с отбыванием его в колониях-поселениях. Указанные альтернативы лишению свободы дополняют условное осуждение (ст. 73) и штраф (ст. 46).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» его положения относительно наказаний в виде ареста, обязательных работ и ограничения свободы должны были вводиться в действие феде-
ральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Затем сроки введения в действие положений УК РФ относительно названных наказаний были изменены: для обязательных работ - не позднее
2004 г., для ограничения свободы - не позднее
2005 г., для ареста - не позднее 2006 г.
Реально же применение и исполнение наказания в виде обязательных работ было обозначено Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и У головно-исполнительного кодексаРоссийской Федерации о наказании в виде обязательных работ» с 5 января 2005 г.10
Очередным шагом в разблокировании Уголовного кодекса РФ в части применения наказания в виде ограничения свободы стало принятие в декабре 2009 г. Федерального закона № 377-ФЗ11. Этим законом под наименованием «ограничение свободы» вводился совершенно новый по своей карательной сущности вид на-казания12, который представлял собой установление судом осужденному правовых ограничений, сдерживающих его пребывание вне дома в определенное время: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и т. д. При этом суд вправе возложить на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.
В силу того что осужденный к ограничению свободы теперь приговаривался к пребыванию дома в свободное время, данный виртуальный вид наказания получил неформальное название - «домашний арест». Признаков заключения осужденного на дому ограничение свободы не содержит. Реально (физически) оно не ограничивает свободу осужденного. Установление судом отмеченных правоограниче-ний лишь направлено на коррекцию его поведения путем запретов, чтобы уберечь последнего от попадания в неблагоприятные условия, которые способны провоцировать его на совершение правонарушений. Нам представляется, что сущность таких правовых ограничений более напоминает административный надзор за лицами, отбывшими лишение свободы, вве-
Уголовное право
Уголовное право
денный в правоохранительную практику с
1 июля 2011 г.13
Не всегда последовательная, нередко декларативная либо не совсем четко определенная в законе политика либерализации уголовной ответственности с момента принятия Уголовногоко-декса РФ не только не привела к каким-либо позитивным подвижкам в усовершенствовании правового механизма применения и исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, но и, на наш взгляд, значительно его усложнила, ослабив правосудие несовершенством уголовного закона14.
Введение Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в систему наказаний и в санкции УголовногокодексаРФ нового (старого) вида наказания - принудительных работ, по нашему мнению, также не обеспечит большей предпочтительности в судебной практике применения наказаний, альтернативных лишению свободы. Дело в том, что принудительные работы - это «утяжеленный» дополнительными правоограничениями прежний вариант ограничения свободы. Тем самым законодатель вернул в правовую материю, организационную структуру ФСИН России и деятельность судов проблемы конкуренции наказаний, дублирование функционирования таких организационных форм исполнения наказаний, как колонии-поселения и исправительные центры, расширил пределы усмотрения суда в применении наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Вместе с тем Федеральным законом № 420-ФЗ ограничено применение лишения свободы за преступления небольшой тяжести, которые теперь составляют преступления с санкцией в Особенной части УК РФ до 3 лет лишения свободы. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено за данную категорию преступлений лишь лицам, впервые их совершившим, и только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, осужденным за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, а также осужденным за преступления, в санкциях которых в УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания. Это означает; что отмеченный контингент осужденных будет осуждаться условно или ему будет назначаться лишение свободы с отбыванием в колонии-поселении или принудительные работы. Осужденные за преступления средней тяжести будут в соответствии с нормами ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывать лишение свободы либо в колонии-поселении, либо в исправительной колонии общего режима, либо к ним будутприме-
няться положения ч. 2 ст. 53.1 УК РФ о принудительных работах, либо ч. 1 ст. 73 УК РФ об условном осуждении.
Новый основной вид наказания в виде ограничения свободы предусмотрен санкциями 66 статей Уголовного кодекса РФ. Закон ввел ограничение свободы в качестве основного вида наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания - в 22 статьи УК РФ. Как нам представляется, этот вид наказания будет конкурировать лишь с облегченной формой лишения свободы, отбываемого осужденными в колониях-поселениях. Применение ограничения свободы и назначение осужденным отбывания лишения свободы в колониях-поселениях рассчитано на одну и ту же категорию осужденных за преступления небольшой и средней тяжести (ч. 2 ст. 53 и ч. 1 ст. 58 УК РФ).
Более того, применение судами принудительных работ вместо реального отбывания лишения свободы также предусматривается в основном за преступления небольшой и средней тяжести. Уголовный закон закрепляет возможность блокирования реального исполнения лишения свободы применением принудительных работ за тяжкие виды преступлений, но лицам, впервые осуждаемым за совершение этой категории преступлений на срок не свыше 5 лет (ч. 1 ст. 53.1 УК РФ).
Мы считаем, что ни ограничение свободы, ни принудительные работы не усиливают блок наказаний, альтернативных лишению свободы. Принудительные работы вынуждены конкурировать при их назначении не только с лишением свободы, подлежащим отбыванию в колониях-поселениях, но и с условным осуждением. Применение принудительных работ и условного осуждения возможно при назначении судом наказания в виде лишения свободы, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Это основание одинаково для применения и принудительных работ (ч. 2 ст. 53.1 УК РФ), и условного осуждения (ч. 1 ст. 73 УК РФ). Следует отметить, что правовые ограничения более льготны и предпочтительны, чем применение и исполнение принудительных работ. Еще есть один негативный фактор принудительных работ, который будет влиять и на судебную практику, и на эффективность наказания. Согласно норме ч. 5 ст. 53.1 УК РФ из заработной платы осужденного к принудительным работам должны производиться удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Это означа-
ет, что по своей карательной суровости прину- нем случае, прийти туда через исправитель-
дительные работы превосходят лишение сво- ную колонию общего режима.
боды с отбыванием их в колонии-поселении. Оценивая правовой и организационный ме-
Как показывает практика исполнения и отбы- ханизм альтернатив лишению свободы, мы при-
вания лишения свободы в колониях-поселениях, шли к определенным выводам:
за последние годы контингент осужденных в 1. Система наказаний и иных мер уголовно-
этих учреждениях усложнился за счет увели- правового характера, альтернативных лишению
чения среди них доли лиц, совершивших умыш- свободы, имеет свои пределы в плане увеличе-
ленные преступления. В этом виде учрежде- ния разнообразия их видов.
ний преобладают такие правонарушения, как 2. Степень общественной опасности, выра-
побеги и уклонения от отбывания наказания, женная в категориях преступлений, а также ре-
совокупная доля которых составляет 83,4 %15. цидив преступлений являются правовыми об-
Проблема трудовой занятости в колониях-по- стоятельствами (основаниями), которые выс-
селениях в полной мере не решена16. тупают и будут выступать в качестве фактоУказанные сложности исполнения лишения ров, ограничивающих сферу применения альтер-
свободы в колониях-поселениях могут про- натив лишению свободы.
явиться и в деятельности исправительных цен- 3. Сферу действия альтернатив лишению
тров. Это может быть связано с заработком свободы надо развивать за счет более эффек-
осужденных. Отсутствие работы и заработ- тивного использования механизма прогрессивка, несвоевременное трудоустройстве, низкие ной системы отбывания лишения свободы. Сле-
зарплаты, удержания из заработка - все это дует шире использовать замену лишения сво-
будет провоцировать осужденных на уклоне- боды более мягкими видами наказаний, приме-
ние от отбывания наказания и побеги из ис- нять условно-досрочное освобождение. В ма-
правительных центров, поэтому у некоторых териалах диссертационного исследования в 2004 г.
из них будет определенный смысл «поменять» мы предлагали встроить элементы условного
принудительные работы на отбывание лише- осуждения в механизм реального отбывания
ния свободы в колонии-поселении или, в край- лишения свободы17.
1 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации: Федер. закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.
2 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1918. № 99.
3 См.: О лагерях принудительныхработ: Декрет ВЦИК // Собр. узаконенийРСФСР 1919. № 12.
4 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1919. № 20.
5 См.: Там же. 1918 г. № 87, 88. Ст. 905.
6 См.: О взяточничестве: Декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. // Собр. узаконенийРСФСР 1918. № 35.
7 См.: Марков В. П. Возникновение исправительных работ как вида уголовногонаказания. // История гос-ва и права. 2006. № 5. С. 34.
8 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1977. № 12. Ст. 255; 1980. № 20. Ст. 535; 1982. № 49. Ст. 1821.
9 См.: Вступительноеслово министра юстиции РоссийскойФедерации А.В. Коновалована научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (г. Москва, 10 сентября 2009 г.). Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / под общ. ред. А. А. Реймера М.; Рязань, 2009. С. 4.
10 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 2005. № 1. Ст. 3.
11 См.: О внесении изменений в отдельные законодательныеакты РоссийскойФедерации в связи с введением в действие положенийУголовногокодексаРоссийскойФедерации и Уголовно-исполнительногокодексаРоссийской Федерациио наказании в виде ограничениясвободы Федер. законот 27 декабря2009 г № 377-ФЗ // Рос. газ. 2009. 30 дек.
12 См.: Российскаягазета. 2011. 9 дек.
13 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 апр.
14 См.: Чернов А.Д. Лишение свободы как вид уголовногонаказания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 19; Босхолов С. С. Уголовная политика современной России в условиях конституционнэправового реформирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук М., 1999. С. 4 и др.
15 См.: Предупреждениепреступлений и иных правонарушений в колониях-поселениях: учеб.-метод пособие. М., 2007. С. 4-5.
16 См.: Там же. С. 43.
17 См.: МаликовБ.З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовноми уголовно-исполнительномзаконодательствеРоссии: дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2004. С. 438-444; Его же. Лишение свободы в политике наказания и законодательствеРоссии. Самара, 2003. С. 205-209.
Уголовное право