Научная статья. Политические науки УДК 327 (55)
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-067-074
ПОЛИТИКА ИРИ В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ
Владимир Муртузович Ахмедов
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/00000-0002-4952-2964
Аннотация. В статье исследуется политика Ирана в сирийском конфликте. Целью работы является выявление особенностей силового вмешательства ИРИ в сирийские события. Особое внимание уделено изучению наиболее важных аспектов политики Ирана в САР в условиях кризиса. В рамках системного подхода автор акцентировал внимание на исследовании роли исторического наследия сирийско-иранских отношений в политике Ирана в Сирии. Автор показывает роль силовых структур Ирана и шиитских милиций в сирийском кризисе. Дан анализ мотивов и факторов вооруженного вмешательства ИРИ в САР. Изучены особенности иранской вооруженной операции в Сирии. Рассмотрен характер взаимодействия регулярных иранских сил и специальных войск с милицейскими формированиями. Особое внимание автор уделил роли этнических и религиозных факторов в проведении войсковой операции ИРИ в САР. Проанализировано влияние войны в Газе на Сирию в контексте ирано-израильского противостояния на Ближнем Востоке.
Ключевые слова: Иран, сирийский кризис, Ближний Восток, шиитские милиции, Израиль, арабы
Дляцитирования: Ахмедов В. М. Политика ИРИ в сирийском конфликте. Восточная аналитика. 2024;15(4):67-74. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-067-074
Original article. Politics studies
IRAN POLITICS IN THE SYRIAN CRISIS Vladimir Akhmedov
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/00000-0002-4952-2964
Abstract. The article examines Iran politics in the Syrian crisis. Main research goal focuses on studying the reasons of the Iran's force envelopment in Syria. By adopting the historic approach, the author examines the role of Syria-Iran legacy in Iran's politics in Syria. The role of Iran's military and Shiites militias in Syrian crisis are shown. Given the analyses of Iran's imputes and motives in Syria, the author studies the specificity of Iran's military operation in this Arab country. The author observes the nature of Iran's interaction with Damascus's authorities as well as the character of cooperation between Iran's regular forces with paramilitary units. The role of sectarian factors in conducting Iran's policy in Syria is the subject of main author's attention. In context of Iran-Israel fighting on the Middle East, the author analyses how Gaza war affected Syria. The above-mentioned questions shape the urgency of presented research paper that investigates most of advanced statements and proves forwarded conclusions.
licci © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-It^^j^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©АхмедовВ. М.,2024 © Восточная аналитика, 2024
Keywords: Iran, Syrian Crisis, Middle East, Shiites Militias, Israel, Arabs
For citation: Akhmedov V. M. Iran Politics in the Syrian Crisis. Eastern Analytics. 2024;15(4):67-
74. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-067-074
Занятая Тегераном позиция в отношении сирийского конфликта, кардинально отличалась от традиционной политики ИРИ в регионе. После ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран практические избегал прямого вооруженного участия в региональных конфликтах, тем более, дислокации своих войск на территории третьих стран. Кризис в САР показал, что Дамаск является критическим фактором национальной безопасности Ирана.
Факторы вмешательства ИРИ в САР
После прихода к власти в САР Х. аль-Асада (1970 г.) сирийско-иранские отношения получили заметный прогресс. Идеологическая близость и религиозная схожесть сирийской и иранской элит сыграли важную роль в развитии этого альянса. Продвинув представителей шиитских общин Сирии и Ливана к власти, Иран получил возможность укрепить свои позиции в Леванте. Влияние Ирана в Сирии заметно выросло после прихода к власти Б. аль-Асада в июне 2000 г. Именно в этот период Тегеран и Дамаск подписали серию взаимовыгодных военных и экономических контрактов, которые получили развитие в 2019-2022 гг. Это позволило Ирану проникнуть практически во все институты сирийского государства. Тегеран стал играть возрастающую роль в сирийском обществе и оказывал выгодное ему влияние на умонастроения правящей сирийской элиты. С учетом стратегического характера сирийско-иранских отношений, Иран не мог допустить в САР смены режима, на который Тегеран опирался в неблагоприятном арабском окружении.
Фактор географии играл не последнюю роль в определении решения о вмешательстве в САР. Удержание САР в орбите своего влияния означало для Тегерана наращивание стратегической глубины в регионе. В контексте иранской перспективы на Ближнем Востоке свободный доступ к сирийской территории играл важную роль в сохранении иранского влияния и поддержании регионального баланса сил на Ближнем Востоке в интересах ИРИ.
Участие в сирийском конфликте давало ИРИ уникальную возможность приобретения опыта боевых совместных операций двух силовых подразделений (КСИР - «Артеш»), которые отличались по своим тактическим задачам и социальному уровню личного состава. Впервые после
|{сс) © © wor'<'s licensed under a Creative Commons
Attrihl itinn-SharpAlib Л n International (CC BY-SA4.0).
©AkhmedovV. M.,2024 ©EasternAnalytics,2024
ирано-иракской войны Иран продемонстрировал в новых региональных реалиях свои возможности вести широкомасштабные военные операции за пределами национальной территории.
Этапы иранской операции в САР
Иранское участие в сирийских событиях прошло несколько этапов. После начала протестных движений весной 2011 г. Тегеран ограничивался материальной и гуманитарной поддержкой сирийского правительства. По мере развития кризиса Иран направил в САР несколько сотен своих военных советников из корпуса «Аль-Кодс» и разместил на сирийской территории армейские подразделения «Артеш». В Сирию были направлены около 7 тыс. контрактников из «Басидж» (Силы народного ополчения) и отрядов «Фатехин» (спецподразделения «Басидж»). Иран направил в Сирию бойцов ливанской «Хезболлы» (10-14 тыс. чел.) и шиитские милиции для поддержки сирийской армии, которая в результате серьезных потерь терпела поражения [Sam, Fitch, 2015]. Корпус «аль-Кодс» осуществлял общее командование и мониторинг деятельности всех подразделений иранских ВС и шиитских милиций в САР. Общая численность иранских военных в САР составляла немногим более 15 тыс. чел. На рубеже 2019-2020 гг. в рядах шиитских милиций Сирии сражалось около 53 тыс. бойцов из Ирака, Афганистана и Пакистана. Численность афганской бригады аль-Фатимиюн составляла 10-20 тыс. чел.1 Общая численность проиранских милиций в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене, Афганистане и Пакистане составляла 250 тысяч бойцов. В 20212022 гг. Иран увеличил численность шиитских вооруженных формирований. В целях закрепления своего военного присутствия в САР Иран использовал новую тактику, которая предусматривала значительное расширение ареала действий шиитских милиций. Для охраны своих военных складов в районах Хомса, Хамы, Халеба, Дейр эз-Зора, Пальмиры, Иран создал новые отряды шиитских милиций. К марту 2022 г. отряды ливанской «Хезболлы», афганских милиций, «Асаиб Ахл аль-Хак», «Хара-кат ан-Нажба» (Ирак), «Бригады аль-Бакир» (САР) заметно нарастили численность своего личного состава и пополнили свои арсеналы новым вооружением. К началу апреля 2022 г. указанные милиции создали около 120 новых укрепрайонов на востоке Хомса, в Хаме, Ракаъа, Дейр эз-Зоре, разместив там более 4,5 тыс. бойцов2. В 2022 г. Иран и его шиитские мили-
1 Фатамун-ишкер-сардаран-ба-адае-мдафе-харам (Фатимиюн - армия праведных бойцов-защитников святынь) // Машрик Ньюз. URL: https://www.mashreghnews.ir/news/514104 (accessed: 12.08.2023). На перс.яз.
2 Абдерразак, С., Карам, Ф. Ускоренное иранское размещение на земле Сирии..., и под землей. 04.07.2022. URL: https://tinyurl.com/y2nemurw (accessed: 12.08.2023). На араб.яз.
ции практически полностью контролировали значительные участки территории САР и соседние районы Ливана. Вооруженное участие Ирана в сирийском конфликте знаменовало коренной поворот в конфессиональной политике Тегерана на Ближнем Востоке. С учетом конфессиональных предпочтений и политических целей шиитских милиций, их интеграция в состав регулярных частей меняла идеологическую основу индокринации сирийских военных. Данное обстоятельство делало проблематичным создание в Сирии инклюзивного правительства и достижение национального согласия в обществе.
Шиитский фактор
В военной кампании ИРИ в САР «шиитский фактор» имел два основных измерения - военное и общественно-политическое. Как показано выше, Иран сформировал в САР милицейские отряды из афганских и иракских шиитов, сражавшиеся на стороне правящего режима. Важное место Иран отводил работе с местным населением в целях создания широкой социальной базы поддержки. Иран вел активную проповедническую деятельность среди сирийских племен на востоке страны, стремясь максимально «шиитизировать» их представителей. Иранские проповедники смогли обратить в шиизм одно из влиятельных сирийских племен Дейр эз-Зора - Баггара. Летом 2018 г. КСИР организовал вывод нескольких шиитских деревень из занятых оппозицией районов Идлеба, в обмен на разрешение ряду суннитских общин беспрепятственно оставить пограничные ливанские территории [Reuters, 2018]. В конце 2021 г. КСИР и шиитские милиции установили свои религиозные порядки в ряде районов САР (Дейр эз-Зор). В конце 2021 г. Иран официально возобновил религиозный туризм в САР. За годы вооруженного конфликта в САР Иран построил несколько десятков новых мечетей в ключевых центрах страны (Дамаске, Халебе, Хомсе, Дейр эз-Зоре, Деръа), восстановил и реставрировал шиитские святыни в Дамаске и Халебе. В итоге Иран расширил географию паломничества в Сирии и увеличил число паломников. В конце 2021 г. в Сирии был принят закон № 28 об укреплении роли Высшего исламского совета (ВИС), который ограничил права четырех суннитских мазхабов (ханбалитский, ханифитский, шафиит-ский, маликитский) на религиозную работу с населением и управление вакфами. В новом законе было прописано, что сунниты больше не являются религиозным большинством в САР и ставятся в один ряд с другими конфессиями, - алавитами, друзами, исмаилитами, шиитами, которые перестают считаться религиозными меньшинствами. Новый закон не только укрепил позиции Ирана в религиозной сфере, но и легитимировал его работу по «шиитизации» сирийского населе-
ния3. Иран использовал доверенных сирийских клириков, крупных строительных подрядчиков, серьезных дельцов в сфере торговли недвижимостью для продолжения процесса активной «шиитизации» населения столичных центров страны, главным образом Дамаска и его ближайших пригородов. Созданные Ираном за последние несколько лет заделы в сирийском обществе гарантируют Тегерану сохранение его позиций в САР в случае эвентуальной смены власти в процессе мирного транзита.
Вызовы иранской политике в условиях войны в Газе
Укрепление иранских позиций в САР оказало неоднозначное влияние на характер взаимоотношений ИРИ с крупными региональными и мировыми игроками на поле сирийского конфликта. Кризис в САР усилил ирано-израильскую конфронтацию. После начала войны в Газе Сирия превратилась в арену ирано-израильской вооруженной конфронтации, жертвами которой пали более десятка руководящих кадров КСИР и проиранских милиций4. Специальные службы Израиля работали по трем основным направлениям; срыв иранской ядерной программы, уничтожение ракетного потенциала «Хезболлы», ослабление иранского влияния на Ближнем Востоке.
Иран и его союзники наладили надежные каналы доставки оружия палестинским отрядам на Западном берегу, в Газе и Ливане. Иран стремится к тому, чтобы в случае крупномасштабной войны Израиль столкнулся с глубоко эшелонированным палестинским сопротивлением и ему пришлось отражать удары ИС из Ливана, Ирака, Йемена и Сирии (Голан-ские высоты). В начале августа 2024 г. Иран поставил своим союзникам в Ливане, Ираке и Йемене высокоточное ракетное вооружение и средства ПВО. Иран завершил сооружение новой военной базы в районе Тар-тус, строительство которой курировал генерал КСИР Р. Зераи до своей гибели в результате налета израильской авиации летом 2024 г.5
Распространение войны в Газе на другие ближневосточные государства вызвало отрицательное отношение в политических кругах арабских стран. Многие арабские политики сочли, что Иран использует арабские страны в качестве полигона для решения своей стратегической задачи -
3 Аль-Хейр М. Объявление шейха Усамы ар-Рифаъи муфтием Сирии: ответственность и последствия. Рассказ о борьбе за сирийский муфтият со времен Г. А. Насера до Башара аль-Асада // Aljazeera. 21.11.2021. URL: https://mubasher.aljazeera.net/opinions/ (accessed: 10.09.2024). На араб.яз.
4 Баада-ихтияль-аль-арури-ва-тавиль-халь-хизб-алла-мухтарак-истихибаратийян? (После убийства аль-Арури и Тавиля встает вопрос о разведывательном проникновении в Хезболлу) // Anadolu Ajansi. 09.01.2024. URL: https://tinyurl.com/5a8c8996 (accessed: 12.01.2024). На араб. яз.
5 Амин М. Каида-аскарийя-иранийя-фи-сахедь-аль-сурий-ли-каср-аль-ихтикар-аль-русй (Иранская военная база на сирийском побережье разрушает российскую монополию) // The New Arab. 14.08.2024. URL: https://tinyurl.com/4h65r77d. (accessed: 02.09.2024). На араб.яз.
вывода американских войск из Ирака и Сирии. В июне 2024 г. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) потребовал от сирийского режима выполнить обязательства по политическому урегулированию в соответствии с положениями Каирской декларации (август 2023 г.) на основе резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Отсутствие внутриполитической устойчивости в САР чревато дестабилизацией обстановки в других странах Ближнего Востока. Напряженность в арабо-иранских отношениях, эскалация вооруженного конфликта между Израилем и силами «Исламского Сопротивления» в лице ХАМАС и «Хезболлы» тормозят процессы сирийской нормализации. После убийства летом 2024 г. главы Политбюро ХАМАС И. Хании в Иране и Генерального секретаря «Хезболлы» Х. Насруллы в Ливане США провели серию контактов с иранским руководством, пытаясь убедить Тегеран отказаться от мести Израилю. Новый иранский президент М. Пезешкиан ищет сближения с Западом в целях разблокирования переговоров по ядерной программе ИРИ. По некоторым данным (нуждаются в дополнительной проверке -А. В.) М. Пезешкиан пытался остановить в сентябре 2024 г. отправку в Россию группы офицеров спецназа КСИР, которые должны были участвовать в операции по зачистке районов Курска от украинских боевиков. Однако он столкнулся с сильной оппозицией в ВСНБ в лице руководства КСИР и Артеш, которое опасается негативных последствий в результате подрыва отношений с Россией. Руководство КСИР настояло на отправке военных, сделав упор на то, что их офицеры будут помогать России в регионе, расположенном в пределах российских границ6.
Эскалация ирано-израильского противоборства в Ливане в сентябре - октябре 2024 г. шла вразрез с планами Москвы по окончательному завершению военной фазы конфликта и выводу иностранных войск из Сирии. В ходе визита в Тегеран в августе 2024 г. глава Совета Безопасности РФ С. К. Шойгу передал иранскому руководству несколько важных посланий российского руководства. Москва выразила готовность защитить Иран в случае внешней агрессии. Россия предостерегла Тегеран от того чтобы поддаться провокациям Б. Нетаньяху, который стремится стравить США и ИРИ в крупномасштабной конфронтации в регионе. С. К. Шойгу подчеркнул нежелание Москвы втягивания Дамаска в конфронтацию вокруг Газы, в результате чего могут пострадать российские интересы в САР7.
6 Бизшикьян-ямнаа-аль-харас-мин-ирсаль-куват-иля-русия... (Пезишкян запретил КСИР направлять военных в Россию...) // Аль-Джарида. 02.09.2024. URL: https://www.aljarida.com/ article/73598 (accessed: 03.09.2024). На араб. яз.
7 Саляса-расаиль-русийя-ли-иран-... (Три российских послания Ирану ...) // Аль-Модон. 07.08.2024. URL: https://tinyurl.com/y8dnrudb accessed: 10.08.2024). На араб. яз.
Заключение
Сирийский кризис изменил характер ирано-сирийских отношений и привел к значительному укреплению позиции ИРИ в Леванте. Но эскалация вооруженной конфронтации в регионе после начала войны в Газе ставит под вопрос иранскую перспективу в САР и на Ближнем Востоке в целом. Сегодня кризисная политика ИРИ в арабских странах решает несколько стратегических задач. С помощью «Хезболлы» Иран укрепляет контроль над территорией Ливана и Сирии и одновременно стремится сохранить нормальные отношения с Саудовской Аравией, чтобы предотвратить распространение войны на юге Ливана и отработать возможный сценарии перемирия в Газе. Тегеран разработал дорожную карту урегулирования ситуации в Красном море и наладил отношения с военным командованием Судана, стремясь взять под контроль порт Судан.
В перспективе политика Ирана на Ближнем Востоке будет во многом определяться характером эволюции отношений между Ираном и САР, динамикой развития политических процессов в них, трансформацией их правящих элит. Отсутствие внутриполитической устойчивости в САР и сохраняющаяся напряженность в арабо-иранских отношениях чреваты дестабилизацией обстановки в других странах Ближнего Востока. Заметное влияние на региональную политику ИРИ будет оказывать и политика мировых держав на Ближнем Востоке. Несмотря на союзнические отношения Израиля и США, Тель-Авиву вряд ли удаться втянуть Вашингтон в войну с Ираном на Ближнем Востоке. От того, удастся ли в ближайшие месяцы договориться Вашингтону и Тегерану, будет зависеть развитие ситуации в палестино-израильском конфликте и перспектива «Большой войны» на Ближнем Востоке. В этом контексте усилия Москвы по укреплению каналов связи с Ираном и налаживанию ядерной дипломатии имеют решающее значение в процессе управления кризисом.
Литература / References
1. Reuters. Evacuation of Two Pro-Assad Syrian Villages Complete. 18.07.2018.
2. Sam D., Fitch, А. Iran Expands Role in Syria in Conjunction with Russia's Airstrikes. Wall Street Journal. 02.10.2015.
Электронные ресурсы / Electronic sources
1. Абдерразак С., Карам Ф. Ускоренное иранское размещение на земле Сирии..., и под землей. 04.07.2022. URL: https://aawsat.com/home/article/3577076/%D8% AA°/oD8°/oB3°/oD8°/oA7°/oD8°/oB1°/oD8°/oB9-°/oD8°/oA7°/oD9%84°/oD8°/oAA°/oD9°/o88°/oD8 °/oBA°/oD9°/o84-°/oD8°/oA7°/oD9°/o84°/oD8°/oA5°/oD9%8A°/oD8°/oB1°/oD8°/oA7°/oD9°/o86°/oD 9°/o8A-°/oD9°/o81°/oD9°/o88°/oD9°/o82-°/oD8%A3°/oD8°/oB1°/oD8°/oA7°/oD8°/oB6°/oD9°/o8A-°/oD8°/oB3°/oD9°/o88°/oD8°/oB1°/oD9°/o8A°/oD8°/oA7-°/oD9°/o88°/oD8°/oAA°/oD8°/oAD°/oD8°/oA A%D9%87%D8%A7 (дата обращения: 03.08.2024). На араб. яз.
2. Аль-Хейр М. Объявление шейха Усамы ар-Рифаъи муфтием Сирии: ответственность и последствия. Рассказ о борьбе за сирийский муфтият со времен Г.А. Насера до Башара аль-Асада // Aljazeera. 21.11.2021. URL: https://mubasher. aljazeera.net/opinions/ (accessed: 10.09.2024). На араб. яз.
3. Амин, М. Каида-аскарийя-иранийя-фи-сахедь-аль-сурий-ли-каср-аль-ихти-кар-аль-русй (Иранская военная база на сирийском побережье разрушает российскую монополию) // The New Arab. 14.08.2024. URL: https://tinyurl.com/ 4h65r77d (accessed: 02.09.2024). На араб. яз.
4. Баада-ихтияль-аль-арури-ва-тавиль-халь-хизб-алла-мухтарак-истихибара-тийян? (После убийства аль-Арури и Тавиля встает вопрос о разведывательном проникновении в Хезболлу) // Anadolu Ajansi. 09.01.2024. URL: https://tiny-url.com/5a8c8996 (accessed: 12.01.2024). На араб. яз.
5. Бизшикьян-ямнаа-аль-харас-мин-ирсаль-куват-иля-русия... (Пезишкян запретил КСИР направлять военных в Россию.) // Аль-ДЖарида. 02.09.2024. URL: https://www.aljarida.com/article/73598 (accessed: 03.09.2024). На араб. яз.
6. Саляса-расаиль-русийя-ли-иран-... (Три российских послания Ирану.) // Аль-Модон. 07.08.2024. URL: https://tinyurl.com/y8dnrudb accessed: 10.08.2024). На араб. яз.
7. Фатамун-ишкер-сардаран-ба-адае-мдафе-харам (Фатимиюн - армия праведных бойцов-защитников святынь) // Машрик Ньюз. URL: https://www.mash-reghnews.ir/news/514104 (accessed: 12.08.2023). На перс. яз.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ахмедов Владимир Муртузович -
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия
Akhmedov Vladimir M. -
PhD(Hist.), Senior Research Fellow, Assistant Professor, Center for The Study on General Problems of the Modern East, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science, Moscow, Russian Federation
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 18.10.2024.
Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 22.10.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest. Article info
Submitted: 18.10.2024.
Approved after peer reviewing and accepted for publication: 22.10.2024. The author has read and approved the final manuscript.