УДК 33 ББК 65
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]; АЙГУЛЬ ФАРГАТОВНА САМАТОВА, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются некоторые особенности проводимой сегодня политики импортозамещения как фактора обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Автор проводит анализ и делает выводы. Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, импортозамещение, Российская Федерация
Annotation. In thisarticle we explore some peculiarities of the provided nowadays policy of import substitution as a factor of ensuring the economic security of the Russian Federation. The author makes an analysis and gives conclusions. Keywords: security, economic security, import substitution, Russian Federation
Серьезные изменения современного международного геополитического ландшафта и нестабильность мировых рынков вынуждают многие государства устанавливать в качестве приоритетной задачу повышения уровня собственной экономической безопасности. Являясь одним из важнейших элементов национальной безопасности, экономическая безопасность характеризуется наличием системы, должное функционирование которой обеспечивает экономическую независимость государства, а также эффективность, конкурентоспособность, стабильность, устойчивостьи прогресс национальной экономики1.
Безусловно, своеобразным триггерным механизмом стало бы относительное включение экономики Российской Федерации в международное разделение труда2. При этом надо отметить, что подобная интеграция в мировое хозяйство, вызванная необходимостью активизации внешнеэкономических связей, всегда сопровождается увеличением количества рисков, избежать или снизить вероятность наступления которых возможно, если государство при этом проводит разумную, но одновременно и жесткую политику протек-ционизма.Опыт ведущих экономических держав показывает, что национальные интересы первостепенныпо
отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.
Согласимся с мнением В.И. Авдинского и В.А. Дадалко, которые полагают, что в основе обеспечения национальной экономической безопасности лежит решение следующих задач:
• расширение импорта и сокращение экспорта капиталов;
• развитие высоких и новых технологий с помощью международных инвестиций, а также законодательное регулирование такой деятельности;
• расширение международного сотрудничества в научно-технической и технологической сферах;
• уменьшение зависимости от зарубежных государств и корпораций или полное избавление от такойзависимости в области современных высоких технологий независимо от отрасли их применения;
• расширение сфер сотрудничества с международными экономическими организациями3.
Нарастание геополитической напряженности, ограничительные меры экономического характера со стороны Соединенных Шатов Америки и государств-
членов Европейского Союза, ухудшающийся тренд в национальной экономике России заставляют сегодня все чаще и громче говорить об импортозамещении, как одном ключевых факторов сохранения и развития российской экономики.Меры по импортозамещению, принимаемые в настоящее время руководством государства, позволили увеличить конкуренцию между российскими производителями, привлечь внимание инвесторовк внутренним проектам, разработать и применить меры по поддержке отечественных предприятий с тем, чтобы последние в будущем могли создавать конкурентоспособную продукцию.
Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин 17 июня 2016 г. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума заявил: «Наша программа импортозамещения также нацелена на создание продукции, конкурентной на мировом рынке. И в этом смысле, хотел бы тоже это подчеркнуть, импортозамещение — это важный этап для наращивания несырьевого экспорта, для встраивания наших компаний в глобальные производственные и технологические альянсы, и не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных партнеров»4.
При этом важно, на наш взгляд, понимать, что полная замена зарубежных товаров и технологий отечественными невозможна, а, в свою очередь,наложение абсолютногозапрета на ввоз импортной продукции неизбежно приведет к снижению качества продукции российских предприятий. Также глава государства отметил, что Россия и после снятия соответствующих экономических санкций будет проводить активную политику импортозамещения особенно в тех отраслях, где можно вывести отечественную продукцию на мировой конкурентный уровень. В частности Президент Путин говорил о рынке продовольствия, легкой промышленности, производства программного обеспечения, энергетического оборудования и т.д.
Активная деятельность, основанная на труде высокой квалификации при условии, что обществом были четко сформулированы и поставлены соответствующие цели, придает динамизм и мобильность факторам производства как источникам развития. При этом одно лишь наличие значительных запасов природных ресурсов и углеводородного сырья на территории страны не является залогом успеха экономической политики государства и процветания общества5.
Участие государства в международном разделении труда может происходить по-разному. Например, во времена существования колоний развитые страны поставляли в менее развитые, как правило,готовую продукцию, в обратном же направлении «шли» сырье и полуфабрикаты. Несомненно, страны богатые сырьем должны учувствовать в международном разделении
труда через имеющиеся у них ресурсы6. Однако следует подчеркнуть, что если одновременно с указанными процессами государство не будет создавать и/или укреплять собственный промышленный потенциал, используя доходы от реализации сырья, то у местных элит достаточно быстро может сформироваться привычка получать легкие доходы7 безнеобходимости осуществления сложной и кропотливой работы по созданию, содержанию и совершенствованию своей современной промышленной базы8.
Представленная ситуация достаточно легко инден-тифицируется в современной российской экономике в нескольких стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях (см. Таблицу 1). При этом надо сказать, что отрасли, которые не связаны с длительным циклом производства товара, такие как, например, сельское хозяйство и сфера государственных закупок, уже демонстрируют положительную динамику, однако пищевая промышленность постепенно теряет свои позиции из-за снижения реальных доходов населения.
Таблица 1
Текущая и прогнозируемая доля импорта
Доля импорта 2014 г. 2020 г. (прогноз)
Станкостроение 88,4% 58%
Радиоэлектроника 82% 44%
Фармацевтика 80% 55%
Нефтегазовое машиностроение 60% 40%
Источник: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Необходимо отметить тот факт, что импортоза-мещение в указанных отраслях напрямую зависит от привлечениязарубежных инвестиций, недостаток в которых остро ощущается в условиях имеющегося сегодня кризиса в экономике Российской Федерации. В целях нивелирования существующих проблем принят Федеральный закон9 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.09.2016 г.), который предусматривает заключение специального инвестиционного контракта.Суть такого контракта состоит в создании промышленного производства на территории Российской Федерациипосред-ством предоставления инвесторам отраслевых льгот и преференций, а также стабильных условий ведения бизнеса при условии выполнения обязательств10.
По нашему мнению, для привлечения иностранных инвестиций и создания эффективных предприятий и производств в субъектах Российской Федерации необходима грамотная политика местных властей, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, а также формирование, создание и привлечение высококвалифицированных кадров.
В заключение хотелось бы отметить, что политика импортозамещения — не панацея и не средство решения всех экономических проблем, имеющихся сегодня в России. Успех, характеризующийся достижением намеченных результатов, возможен, на наш взгляд, лишь черезнахождение баланса между национальными интересами и международными обязательствами. Так, обеспечение высокого уровня экономической безопасности государства, а равносоздание и развитие-собственного промышленного потенциалав основном заключается в следующем:
• использование сырьевой доступности;
• диверсификация рисков;
• активное международное сотрудничество, позволяющее расширить импорт капитала;
• выход на качественно новый уровень научно-технического и технологического сотрудничества с зарубежными государствами.
Результатом выполнения всех указанных действий и мер в сфере импортозамещения должны стать появление и выход конкурентоспособных по качеству и цене российских товаров на мировой рынок11.
1 Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб.пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. С. 254.
2 Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В. Конституционные основы и роль государства в регулировании экономики Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности», 2016, № 1. С. 45 - 47
3 Указ.соч. С. 259
4 Путин В.В. Импортозамещение - важный этап в развитии экономики России URL: https:// ria.ru / economy / 20160617 / 1448961051.html (дата обращения: 21.02.2017)
5 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 104
6 Предпринимательское право: учебник. 5-е издание. Эриашвили Н.Д., Коршунов М.Н., Алексий П.В., Петров И.В., Щербачева Л.В., Борякова С.А., Эриашвили М.И., Ткачев В.Н., Саудаханов М.В., Линев А.Н., Косов М.Е., Горелик А.П., Бы-струшкина И.В., Лобаков А.В., Сорокина А.Э. / Изд-во ЮНИ-ТИ-ДАНА, М.: 2010.
7 Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2008, № 10. С. 205 - 206
8 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С.106
9 http://base.garant.ru/70833138/
10 Импортозамещение не означает отказ от международного сотрудничества // Минпромторг России URL: http:// minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!gleb_nikitin_my_ne_ orientiruemsya_na_izolyaciyu (дата обращения: 18.02.2017)
11 Импортозамещение: как избежать ошибок // Forbes URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/271103-importozameshchenie-kak-izbezhat-oshibok (дата обращения: 20.12.2017)
иФинансы "кредит
Третье издание
Яь.
Финансы и кредит. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика». 3-е издание. ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
Представлены теоретические основы устройства денежной и кредитно-финансовой системы страны, а также практика реализации финансово-кредитного механизма, современные проблемы этой сферы.
Третье издание существенно переработано и дополнено в соответствии с последними изменениями в области государственных финансов, финансов коммерческих организаций и кредита. Учтены изменения российского законодательства в финансово-кредитной сфере по состоянию на 1 марта 2017 г.
Для студентов и преподавателей экономических вузов, а также практических работников финансово-бюджетной и кредитной сферы.