УДК 323:378.14.015.62
Лазутина Татьяна Владимировна
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета
ПОЛИТИКА И АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ МИРА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Lazutina Tatiana Vladimirovna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University
POLITICS AND AXIOLOGY OF EDUCATION: FORMATION OF THE VALUE SYSTEM BY MEANS OF PHILOSOPHY AT THE MODERN TECHNICAL UNIVERSITY
Аннотация:
В статье рассматривается отечественное образование на уровне государственной значимости, где философия занимает высокое положение среди предметов гуманитарного цикла, оказывающих влияние на формирование политической картины мира. В рамках аксиологии образования анализируется современная отечественная система технического университета в качестве среды формирования мира политических ценностей. Выявлены и описаны механизмы, детерминирующие смену политических ценностей будущих дипломированных специалистов. Раскрывается роль философии как теоретической формы мировоззрения, формирующей ценности гуманизма, патриотизма, толерантности в современном техническом университете.
Ключевые слова:
политика, политическое сознание, гуманизм, патриотизм, толерантность, философия образования, ценности, духовные ценности, система ценностных ориентаций студентов, современное образование.
Summary:
The article considers domestic education at the level of state relevance, where philosophy holds a high position among the liberal arts subjects influencing development of a political picture of the world. The author analyses the modern domestic system of technical university as the environment of political values development in the framework of axiology of education. The mechanisms determining the change of political values of future graduates are described. The author discusses the role of philosophy as a theoretical form of outlook developing the values of humanism, patriotism, tolerance at the modern technical university.
Keywords:
politics, political consciousness, humanism, patriotism, tolerance, philosophy of education, values, cultural values, students' value system, modern education.
На формирование специфических качеств политической жизни оказывает решающее влияние возникшая в конкретный период истории политическая культура, которая в свою очередь обусловливается особенностями сложившегося национального менталитета. Это вызывает интерес деятелей науки к проблемам поиска национальной самобытности и аутентичности, реализующейся в создании ценностного мира посредством разветвленной системы приемов и методов образования [1].
В наши дни политическая культура человека (общества) детерминирована сменой мировоззренческих установок, ориентированных на культивирование принципа толерантности в отношениях людей и признание личности как основополагающей ценности социума [2]. Несмотря на то что политическая картина мира современности характеризуется своеобразной мозаичностью палитры идеалов, принципов и убеждений, можно констатировать, что объединяющим элементом существующих разрозненных политических представлений являются ценностные отношения человека к действительности, которые находятся в центре исследования современной политологии как мировоззренческой дисциплины.
В современном российском обществе ценность образования выходит на первый план. Образование как часть культуры выполняет государственную задачу формирования ценностного мира будущего выпускника-инженера, не только способного к осуществлению производственной деятельности, но и включенного в разнообразные отношения с социумом. Неоспоримо, что от уровня образования дипломированного специалиста качественно зависит будущее государства и благодаря его системе становится возможной модернизация экономической сферы общества, обусловливающая рост благосостояния населения страны, что позволяет сохранить стабильность внутри государства и его безопасность на международном уровне.
Государственная политика, проводимая в современной Российской Федерации в отношении образования, ориентирована на модернизацию существующих педагогических традиций с целью формирования имиджа выпускника, способного приумножать интеллектуальный потенциал страны и внедрять инновационные технологии в производственную практику. Особую актуальность сегодня приобретает вопрос разработки стратегии воспитания инженера как личности, активной и суверенной, созидающей и приумножающей ценности культуры, ввиду особого состояния духовной атмосферы общества, где распространена позиция своеобразной «флюидности», то есть «бесконечной текучести, изменения, смены императивов в познании и ценностных ориентациях» [3, с. 3].
Для изменения создавшегося положения в сфере духовности социума современная политика государства предлагает продуманное урегулирование взаимоотношений между различными социальными группами, что способствует грамотному государственному планированию, направленному на распределение ценностей между его членами. В связи с этим отечественная образовательная система технического университета обращается к разработке аксиологической проблематики воспитания будущего инженера, что становится возможным благодаря наличию корпуса дисциплин гуманитарного цикла, где философии отводится ведущая роль в формировании развитого политического мировоззрения. Другими словами, проблема образования и воспитания инженера может быть решена посредством культивирования у студентов комплекса гуманистических ценностей, «общей чертой которых является то, что все они приобретают свой статус в результате их оценки по критерию "человечность или античеловечность"» [4, с. 308].
Для понимания сложившейся социокультурной ситуации следует указать, что в политических отношениях триада Истины, Добра и Красоты занимает ведущую роль среди иерархии ценностных представлений современности. Более того, наиболее ярко значение данных ценностей раскрывается именно в философии. К тому же философия, понимаемая в качестве теоретической формы мировоззрения, содержит ценностные элементы сознания и осуществляет развитие «...мировоззренческого кругозора, целостных взглядов на функционирование общества и природы» [5, с. 8], что реализует «.полноценное формирование гражданских и патриотических качеств» [6, с. 15].
Практика свидетельствует, что среди мира ценностей, формируемых в системе современного технического образования, где культивируется идеал активной, креативной личности, наряду с ценностями прогресса и инноваций, понятие «традиционного» является определяющим. Осуществление образовательного и воспитательного процессов возможно лишь при условии обращения к вопросу формирования общенациональной идеи, «.поскольку вне его невозможно сформировать идеал, облик современного молодого человека, который удовлетворял бы требованиям государства, гражданского общества, служил бы ориентиром жизненных устремлений для молодежи и который бы пропагандировался в государственной идеологии, в системе образования» [7, с. 8]. Отсюда вытекает необходимость создания в политической философии концепции гражданственности и патриотизма, включающей в себя уважение к истории, традициям и обычаям не только своего, но и чужого народа, а также содержащей нетерпимость к расовой и национальной неприязни. К тому же это и «активная гражданская позиция личности, гражданское самоопределение, стремление к укреплению могущества Родины, готовность к ее защите, содействие развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов» [8].
Можно заключить, что в наши дни особую роль в системе ценностного многообразия мира выполняют патриотизм, понимаемый в качестве эталона гражданственности и выступающий «важнейшей составляющей национального достоинства человека как личности и как гражданина», формирующий нравственное единство общества [9], а также толерантность, рассматриваемая политологами как способность понять и принять инаковость другого человека, его способ бытия, мировоззренческие установки и мотивы его поступков.
Таким образом, современная политическая картина мира антропоцентрична, от политической позиции молодежи зависит социально-экономическое будущее страны. В техническом университете в рамках философии происходит формирование мира политических ценностей, способствующее возникновению образовательной парадигмы современности, где находят выражение ценности гуманизма, патриотизма и толерантности.
Ссылки:
1. См.: Ковалева С.В., Степанищенко О.В. Формирование феномена патриотизма в структуре сознания современной молодежи // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2014. № 3 (44). С. 25-33 ; Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи (на примере провинциальных вузов центра России) : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2006. 219 с. ; Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 3-20 ; Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 59-73.
2. См.: Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 64-70 ; Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. 2-е изд. М., 2013. 320 с. ; Якиманская И.С. Образовательная среда учреждений, с различным успехом внедряющих новые федеральные образовательные стандарты // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 169-171.
3. Копалов В.И. Курс лекций по русской философии истории. Екатеринбург, 2005. 258 с.
4. Пчелинцева И.Г. Педагогические условия формирования толерантности в условиях современной социокультурной ситуации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 305-309.
5. Копалов В.И. Указ. соч. С. 8.
6. Там же. С. 15.
7. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. С. 8-16.
8. Там же. С. 8.
9. Бражникова А.Н. Гражданская активность и патриотизм современной молодежи // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 212-216.
References:
1. See: Kovaleva, SV & Stepanenko, OV 2014, 'Formation of patriotism of the phenomenon in the structure of consciousness of today's youth', Policy. Social Science. Art. Sociology. Culture, no. 3 (44), p. 25-33; Kuleshova, IN 2006, Socio-psycholog-ical characteristics of students of political philosophy (for example, the provincial high schools in central Russia), PhD thesis, Ivanovo, 219 p.; Chudinova, IM 2003, 'The social and political values of modern Russian society: problems of renewal and assimilation', Socially-humanitarian knowledge, no. 5, p. 3-20; Yuryev, VM 2004, 'Regional university: a new stage of modernization', Higher education in Russia, no. 12, p. 59-73.
2. See: Petrov, VV 2012, 'Integration of science and education in the conditions of modernization of the Russian society', Philosophy of Education, no. 1 (40), p. 64-70; Traynev, VA 2013, New information and communication technologies in education, 2nd ed., Moscow, 320 p.; Yakimanskaya, IS 2014, 'Educational environment agencies, with varying degrees of success implementing the new federal education standards', The world of science, culture and education, no. 3 (46), p. 169-171.
3. Kopalov, VI 2005, Lectures on Russian philosophy of history, Ekaterinburg, 258 p.
4. Pchelintseva, IG 2012, 'Pedagogical conditions of formation of tolerance in today's socio-cultural situation', Regional Education of the XXI century: problems and prospects, no. 5, p. 305-309.
5. Kopalov, VI 2005, Lectures on Russian philosophy of history, Ekaterinburg, 258 p.
6. Kopalov, VI 2005, Lectures on Russian philosophy of history, Ekaterinburg, 258 p.
7. Bykov, AK 2011, 'Social and cultural problems of education of the Russian citizenship and patriotism in the education system', Teacher Education and Science, no. 2, p. 8-16.
8. Bykov, AK 2011, 'Social and cultural problems of education of the Russian citizenship and patriotism in the education system', Teacher Education and Science, no. 2, p. 8-16.
9. Brazhnikova, AN 2011, 'Civic Engagement and patriotism of the youth of today', Herald Bryansk State University, no. 1, p. 212-216.