УДК 338.43 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ
к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
НИНАЛАЛОВА ЛЕЙЛА ГАДЖИКУРБАНОВНА
младший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация. Цель исследования заключается в определении направлений развития государственной поддержки и развития сельского хозяйства на основе опыта создания и функционирования комплекса мер государственной поддержки сельскохозяйственной сферы экономически развитых стран. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составили фундаментальные методы научного познания, включая принципы диалектического единства качественной и количественной оценки. Для достижения цели исследования были использованы методы системного, ситуационного, функционально-статистического анализа, экспертных оценок, а также формализованные и неформализованные аналитические процедуры: научная абстракция, метод аналогий и сравнение. Применение перечисленных методов позволило получить определенные результаты, которые заключаются в выявлении основных направлений поддержки сельскохозяйственной сферы и сельхозпроизводителей в экономически развитых странах Предложены пути повышения мотивации труда жителей сельских поселений и территорий, позволяющие решить указанные проблемы в сельском хозяйстве. Определена необходимость внедрения и использования тех форм и методов государственной поддержки, которые максимально интегрированы с рыночными механизмами. Область применения результатов. Полученные результаты позволят улучшить и повысить эффективность государственной политики по поддержке и развитию сельского хозяйства и смежный отраслей АПК. Выводы. Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. Если рассматривать западную систему организации сельского хозяйства в целом, то можно прийти к выводу, что наиболее адекватной и актуальной формой организации сельскохозяйственного производства на сегодняшний день выступает интенсивное и высокотехнологичное (высокомеханизированное) фермерское производство, основанное на семейных связях. Анализируя современные научные подходы, огромный мировой опыт последних нескольких десятилетий и тенденции современного развития сельского хозяйства, можно констатировать переход от прямых инструментов регулирования и поддержки экономики в сельском хозяйстве к косвенным. Такой переход позволяет сформировать высокоэффективную политику защиты как национального сельхозпроизводителя, так всех видов внутреннего производства, вопреки процессам развития всемирной глобализации.
Ключевые слова: сельское хозяйство, зарубежный опыт, государственная поддержка,
АПК.
ARSLANOVSHAMIL DZHAVADOVICH
Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
NINALALOVA LEILA GAJIKURBANOVNA
Junior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
POLICY OF STATE SUPPORT AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURE: FOREIGN EXPERIENCE
Abstract. The goal of the study is in determining the focus areas of development of the state support and development of agriculture based on the experience of creating and functioning of a complex of measures of state support of the agricultural sphere of economically developed countries. The method or methodology of performing work. The methodological basis of the study were fundamental methods of scientific cognition including the principles of dialectic unity of the qualitative and quantitative evaluation. In order to achieve the goal of the study, methods used were those of systemic, situational, functional-statistical analysis, expert evaluation, as well as formalized and non-formalized analytical procedures: scientific abstraction, method of analogies and comparison. Application of the listed methods allowed to get certain results that were in finding the main areas of focus of supporting the agricultural field and agricultural producers in the economically developed countries. The ways of improving motivation for work of residents of agricultural settlements and territories allowing to solve the specified problems in agriculture are suggested. The need has been determined of implementing and using those forms and methods of governmental support that are integrated with market mechanisms to the maximum. The area of using the results. The results obtained will allow to improve and increase the effectiveness of the governmental policy of support and development of agriculture and the associated industries of the AIC. The conclusions. The study performed allowed us to come to the following conclusions: If we discuss the Western system of organization of agriculture overall, we can come to the conclusion that the most adequate and relevant form of organization of agricultural production as of today, is the intensive and high tech (highly mechanized) farmer production based on family connections. Analyzing the modern scientific approaches, the great international experience of the recent several dozens of years and the tendencies of the modern development of agriculture, we can acknowledge the existence of a transition from direct instruments of regulation and support of the economy in agriculture towards the indirect ones. This transition allows to form a highly effective policy of protection both of the national agricultural producer, and all of the types of domestic production against the processes of the worldwide globalization. Keywords: agriculture, international experience, governmental support, the AIC
Введение. В современных условиях развития процессов глобализации и в то же время усиления межгосударственной конкуренции одним из главных и приоритетных направлений экономической политики любого государства выступает государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства. Политика поддержки и развития сельского хозяйства как фактора государственной безопасности включает в первую очередь законодательное регулирование, обеспечивающее закрепление механизмов, направленных на выработку эффективных программ, позволяющих обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие как отраслей сельскохозяйственного производства, так и всех смежных сфер реализации агробизнеса, включая развитие сельских поселений и территорий.
Насколько разнообразен современный мир, настолько же разнообразны и механизмы государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли, которые основаны на бесчисленном многообразии реализуемых экономических и финансовых инструментов. Сами инструменты механизма государственной поддержки сельского хозяйства отличаются своим многообразием и в то же время имеют много общего во многих странах, при этом, опять-таки, разнясь по масштабам и своеобразию форм и методов их применения. Все эти различия вытекают из географических и национальных особенностей формирования и развития сельского хозяйства, уровня развития производительных сил, конкурентных преимуществ страны на мировом сельскохозяйственном рынке и множества других объективных и субъективных факторов [2,4,6,7,14].
К примеру, механизмы государственного регулирования и поддержки большинства стран Европейского Союза включают в себя [12,17,18,19,20]:
1) формирование и контроль за регулированием рыночной цены сельхозпродукции, направ-
ленной на обеспечение рентабельности сельскохозяйственного производства;
2) финансовую поддержку при условии предварительной определенности целевого назначения субсидий;
3) финансовую поддержку при условии определенности посевных площадей;
4) систему контроля выполнения и систему штрафов при неисполнении сельхозпроизводителями установленных правил и экологических требований по организации и ведению сельскохозяйственного производства.
Помимо рассмотренных форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных производств, основываясь на мировом опыте, необходимо внедрять и использовать те формы и методы государственной поддержки, которые максимально интегрированы с рыночными механизмами [1,3,5,8]. К таким механизмам можно отнести амортизационную политику, механизмы реализации лизинга в сельском хозяйстве в совокупности с льготным кредитованием, механизмы обеспечения страхования рисков с привлечением коммерческих структур, жесткое регулирование и пресечение лоббирования при распределении компенсаций и дотаций в отношении определенных групп сельхозпроизводителей, в частности, необходимо использование жесткого государственного регулирования при распределении государственных инвестиций. Все перечисленные меры поддержки сельхозпроизводителей, основанные на мировом опыте развития сельского хозяйства, будут способствовать гармоничному и эффективному развитию сельского хозяйства.
Методы исследования. Во многих штатах американского государства важнейшая роль в развитии сельского хозяйства принадлежит федеральному центру, то есть государству, и регулируется в рамках государственной экономической политики. Экономическая политика США направлена на поддержку и создание максимально благоприятных условий для интенсификации своего сельского хозяйства, создания развитой социальной и производственной инфраструктуры на территориях, включенных в агробизнес. Существенное внимание уделено правовой регламентации и регулированию инвестиционных процессов в сельскохозяйственной сфере и смежных отраслях АПК. Такое регулирование проявляется посредством реализации государственных программ регулирования цен на сельхозпродукцию и доходы, организацию общенациональной системы стандартов в сельскохозяйственном производстве и формирование государственной инспекции. При этом государство прямо участвует и в формировании внутреннего спроса на продовольственные товары и сырье, и в поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. Реализуя политику эффективного развития сельского хозяйства и смежных сфер АПК, государство реализует и политику социальной защиты своих граждан, посредством удержания цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё [9,13,15].
Учитывая всё вышеизложенное, огромный интерес для сельского хозяйства России представляет опыт создания и функционирования комплекса мер государственной поддержки сельскохозяйственной сферы США. Особое внимание необходимо уделить тем её перспективным направлениям, которые позволят улучшить отечественную практику государственной поддержки сельского хозяйства.
Ключевыми направлениями реализации сельскохозяйственной политики США выступают: рост производства высококачественной сельхозпродукции, усиление поддержки занятых в сельском хозяйстве страны, как на внутри страны, так и за ее пределами, посредством регулирования цен на продовольствие. Основываясь на государственной политике поддержки сельского хозяйства, Министерство сельского хозяйства США разработало и внедрило программу поддержки национального сельского хозяйства, основы которой составили следующие ключевые направления [12,15]:
1. Обеспечение увеличения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории США, на международных рынках сельхозпродукции.
2. Увеличение конкурентоспособности сельхозпродукции внутри страны и увеличение доходности сельскохозяйственного производства.
3. Поддержка экономических механизмов развития сельских поселений и обеспечение достойного уровня и качества жизни сельского населения.
4. Создание системы обеспечения безопасности в сфере национального сельскохозяйственного производства.
5. Создание систем по улучшению качества питания населения.
6. Создание систем по обеспечению защиты национальных природных ресурсов и окружающей среды.
Если рассматривать западную систему организации сельского хозяйства в целом, то можно прийти к выводу, что наиболее адекватной и актуальной формой организации сельскохозяйственного производства на сегодняшний день выступает интенсивное и высокотехнологичное (высокомеханизированное) фермерское производство, основанное на семейных связях. Такая организация сельского хозяйства сложилась в ходе многих аграрных реформ и преобразований, к примеру: сельское хозяйство Японии и Европы претерпело уход от крестьянского уклада к фермерству, которое основывалось на росте товарности, механизации сельскохозяйственного производства, повышении интенсивности производства.
Семейно-фермерский тип организации сельского хозяйства предполагает высокую экономическую эффективность, достижение которой возможно лишь за счет интеграции смежных функций, выходящих за пределы полного цикла агротехнологического процесса. Такая интеграция функций позволяет развиваться кооперативам, корпорациям и государственно-частному партнерству в сфере сельскохозяйственного бизнеса.
Столь превалирующее положение фермерских хозяйств не может в то же время исключить существование более мелких сельскохозяйственных и агропромышленных фирм. Наличие столь широкого спектра хозяйств и фирм, занятых в сельском хозяйстве, позволяет решать проблемы децентрализации принятия решений и создания комплекса структур по реализации функций, находящихся далеко за пределами полного цикла производства сельскохозяйственной продукции.
Анализируя современные научные подходы к мировым тенденциям развития сельского хозяйства, можно выделить косвенные механизмы государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства. Так, кредитование фермеров осуществляется на уровне государственного регулирования. Специальные программы кредитования, разработанные и принятые во многих экономически развитых странах, направлены на обеспечение устойчивости финансового положения фермеров. Такие программы предусматривают создание центральной системы кредитования фермерских хозяйств, с привлечением частных банков и иных кредитных структур [10,11,12.16].
К примеру, в Германии используется финансово-кредитный механизм, направленный на стимуляцию развития специализированного производства. В Австрии реализованы два вида кредитования на льготной основе: аграрный инвестиционный кредит и специальный сельскохозяйственный кредит. Во Франции реализована система льготных ссуд, которые направляются на улучшение организации хозяйства, включая его модернизацию, развитие животноводства и растениеводства [12,15].
Основная роль в привлечении иностранных инвестиций также принадлежит государству. Инвестиционная политика практически всех экономически развитых стран за последние десятилетия переориентировалась на отмену большинства ограничений по привлечению иностранного капитала в национальное сельское хозяйство и акцентировала свое внимание на создании благоприятных условий для иностранных инвесторов (табл.).
Основная роль в привлечении иностранных инвестиций также принадлежит государству. Инвестиционная политика практически всех развитых стран за последние десятилетия переориентировалась на отмену большинства ограничений по привлечению иностранного капитала в национальное сельское хозяйство и акцентировала свое внимание на создании благоприятных условий для иностранных инвесторов.
Такая политика проявилась в законодательном закреплении гарантий иностранным инвесторам, которые обеспечивают защиту капиталовложений, режим наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров.
С учетом всего вышеизложенного можно констатировать, что сегодня в теории и хозяйственной деятельности назрела объективная необходимость разработки наиболее оптимальных форм и видов соотношений государственного регулирования экономики и ее важнейших отраслей.
Таблица
Политика и основные направления развития инвестиционной деятельности в экономически развитых странах
Страна Ограничения на осуществление инвестиц. деятельности Инструменты регулирования
США Режим взаимного предоставления прав — компании с иностранным участием не имеют права владеть нефтепроводами, угольными шахтами, если в стране их происхождения подобные права не предоставлены американским компаниям. Ограничения на добычу полезных ископаемых. Ограничения на деятельность компаний с иностранными инвестициями в авиационном, водном транспорте, сфере коммуникаций, банковской и страховой сфере Предоставляются на уровне штатов налоговые льготы: понижение ставки налогообложения, ускоренная амортизация, стандартные и постатейные вычеты, налоговый кредит, отсрочка уплаты налоговых платежей. Зоны свободной торговли. Льготные кредиты.
Германия Ограничения могут быть использованы в целях предотвращения неблагоприятного воздействия на национальный рынок ссудного капитала. Ограничения на действия иностранных инвесторов в пищевой, медицинской, фармацевтической, добывающей промышленности, авиационном и морском транспорте. Программы кредитования малого и среднего бизнеса. Программы содействия и финансовой помощи компаниям, работающим в депрессивных районах. Предоставление льготных ссуд. Налоговые льготы.
Франция Любая инвестиционная деятельность подлежит декларированию в Министерстве экономики, финансов и бюджета. Ограничения на осуществление капитальных вложений в сфере здравоохранения, общественной безопасности, производства и торговли оружием Субсидии, составляющие до 25% стоимости капитальных вложений в земельные участки, здания или оборудования. Льготные займы. Применение методов ускоренной амортизации. Налоговые льготы (налоговый кредит, освобождение от налога, освобождение от подоходного налога юридических лиц).
Япония Ограничения на импорт капитала. Система кейрецу (ФПГ), нацеленная на интересы внутри группы. Система кросс-холдинга. Льготное долгосрочное (свыше 20 лет) кредитование приоритетных отраслей промышленности на основе заявок.
Результаты.
1. На основе исследования мер и форм поддержки сельского хозяйства в экономически развитых странах установлено, что зарубежный опыт создания и функционирования комплекса мер государственной поддержки сельского хозяйства представляет интерес для России, особенно те её перспективные направления, которые позволят улучшить отечественную практику государственной поддержки сельского хозяйства.
2. Установлены тенденции развития политики государственной поддержки сельского хозяйства в экономически развитых странах в совокупности с закономерностями развития государственной поддержки развития привлечения иностранных инвестиционных ресурсов.
Выводы. Если рассматривать западную систему организации сельского хозяйства в целом, то можно прийти к выводу, что наиболее адекватной и актуальной формой организации сельскохозяйственного производства на сегодняшний день выступает интенсивное и высокотехнологичное (высокомеханизированное) фермерское производство, основанное на семейных связях.
Огромный мировой опыт последних нескольких десятилетий свидетельствует о том, что экономически развитые страны переходят от прямых инструментов регулирования экономики
к косвенным. Такой переход позволяет сформировать высокоэффективную политику защиты как национального сельхозпроизводителя, так всех видов внутреннего производства, вопреки процессам развития всемирной глобализации.
Литература
1. Алиев, О. М. З., Курбанов, К. К. Маркетинг в управлении сбытом продукции аграрного и промышленного комплекса // Вопросы структуризации экономики. 2005. № 3. С. 59-61.
2. Арсланов, Ш. Д. Современные проблемы инвестиционного развития сельскохозяйственной отрасли // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 5. С. 58-62.
3. Арсланов, Ш. Д., Рамазанова, Д. Р. Поддержка инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций : зарубежный опыт // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-1. С. 121-126.
4. Арсланова, Х. Д. Формирование благоприятной предпринимательской среды в аспекте преодоления административных барьеров // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5 (43). С. 117-120.
5. Арсланова, Х. Д. Проблемы устойчивого развития экономики // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру : материалы V Международного конгресса. Пятигорск, 2007. С. 53-55.
6. Арсланова, Х. Д. Проблемы качества государственного управления в кризисных регионах // Современные тенденции в науке и образовании : сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 14 частях. 2014. С. 10-11.
7. Арсланова, Х. Д. Задачи государственной системы управления в условиях социально-экономических преобразований // Экономика современного общества : актуальные вопросы антикризисного развития : материалы IVмеждународной научно-практической конференции. 2014. С. 3-4.
8. Балиянц, К. М. Особенности оценки эффективности информационных технологий в управленческой деятельности в АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 1 (63). С. 38-43.
9. Дохолян, С. В., Дроздов, А. Г. Усиление взаимодействия государства и рынка как неотъемлемое направление концепции антикризисного управления // Вопросы структуризации экономики. 2001. № 6. С. 34-36.
10. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д. Особенности формирования ресурсного потенциала аграрной экономики // Научный обзор. Сер. 1. Экономика и право. 2010. № 3-4. С. 89-94.
11. Топсахалова, Ф. М.-Г. Особенности государственного регулирования аграрного сектора / Ф.М.-Г. Топсахалова, С.А. Хакунова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т.8, 1 (часть 3). С.89-95.
12. Кулов, А. Р. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере экономики зарубежных стран /А.Р. Кулов, М.Э. Гуззитаева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7. С. 82-83.
13. Курбанов, К. К. Экономический механизм функционирования рынка плодоовощной продукции // Наука и молодёжь : сб. статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. — Махачкала, 2001. С. 185-188.
14. Курбанов, К. К. Обновление маркетинга продукции АПК в свете вступления России во Всемирную торговую организацию // Вопросы структуризации экономики. № 5. 2012. С. 35-37.
15. Папцов, А. Г. Стратегический план поддержки сельского хозяйства США / А.Г. Папцов, С.В. Козлова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 6. С. 75-77.
16. Фролова, О. А. Развитие форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике : монография. — Княгинино, 2010.
17. Юнусова, П. С., Османова, З. М. Экономическая доступность продовольствия как условие повышения уровня и качества жизни населения //Вопросы структуризации экономики. 2008. С. 239-243.
18. Covin, J., Wales, W. The measurement of entrepreneurial orientation // Entrepreneurship Theory and Practice. 2011. Vol. 35. No. 5. Р. 1-26.
19. Dai, L., Maksimov, V., Gilbert, B. A., Fernhaber, S. A. Entrepreneurial orientation and international scope :the differential roles of innovativeness, proactiveness, and risk-taking // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. No. 4. Р. 511-524.
20. Grande, J., Madsen, E., Borch, O. The relationship between resources, entrepreneurial orientation and performance in farm-based ventures // Entrepreneurship & Regional Development. 2011. Vol. 23. No. 3-4. Р. 89-111.
References:
1. Aliyev, O. M. Z., Kurbanov, K. K. Marketing in management of sales ofproducts of agrarian and industrial complex // Questions of structurization of economy. 2005. No. 3. P. 59-61.
2. Arslanov, Sh. D. Modern problems of investment development of agricultural industry // Regional problems of transformation of economy. 2016. No. 5. P. 58-62.
3. Arslanov, Sh. D., Ramazanova, D. R. Infrastructure support of non-profit organizations : foreign experience //Basic researches. 2015. No. 11-1. P. 121-126.
4. Arslanova, H. D. Forming of the favorable entrepreneurial environment in aspect of overcoming administrative barriers // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 5 (43). P. 117-120.
5. Arslanova, H. D. To a problem of sustainable development of economy // The world in the North Caucasus through languages, education, culture : materials V of the International congress. Pyatigorsk, 2007. P. 53-55.
6. Arslanova, H. D. Problems of quality of public administration in crisis regions // Current trends in science and education : the collection of scientific works on materials of the International scientific and practical con-
ference : in 14 parts. 2014. P. 10-11.
7. Arslanova, H. D. Tasks of the state management system in conditions it is social-economic transformations // Economy of modern society : topical issues of anti-recessionary development: Materials IV of the international scientific and practical conference. 2014. P. 3-4.
8. Baliyants, K. M. Features of an efficiency evaluation of information technologies in a management activity in agrarian and industrial complex // Regional problems of transformation of economy. 2016. No. 1 (63). P. 38 -43.
9. Dokholyan, S. V., Drozdov, A. G. Strengthening of interaction of the state and market as integral direction of the concept of crisis management // Questions of structurization of economy. 2001. No. 6. P. 34-36.
10. Dokholyan, S. V., Umavov, Yu. D. Features offorming of resource potential of agrarian economy // Scientific review. Series 1: Economy and right. 2010. No. 3-4. P. 89-94.
11. Topsakhalova, F. M.-G. Features of state regulation of agrarian sector / F.M.-G. Topsakhalova, S. A. Hakunov // the Economic bulletin of the Rostov state university. 2010. T. 8, 1 (Part 3). P. 89-95.
12. Kulov, A. R. State regulation of investing activities in the agrarian sphere of economy offoreign countries / A.R. Kulov, M. E. Guzzitayeva // Economy of agricultural and processing enterprises. 2011. No. 7. P. 82-83.
13. Kurbanov, K. K. Economic mechanism of functioning of the market of fruit and vegetable products // Science and youth : the collection of articles of young scientists and graduate students on humanitarian problems. —Makhachkala, 2001. P. 185-188.
14. Kurbanov, K. K. Updating of marketing ofproducts of agrarian and industrial complex in the light of Russia's accession to the World Trade Organization // Questions of structurization of economy. 2012. No. 1. P. 3537.
15. Paptsov, A. G. Strategic plan of support of agricultural industry of USA / A.G. Paptsov, S. V. Kozlova // Economy of agricultural and processing enterprises. 2009. No. 6. P. 75-77.
16. Frolova, O. A. Development of forms of managing in multistructure agrarian economy : monograph. — Knyaginino, 2010.
17. Yunusova, P. S., Osmanov, Z. M. Economic availability offood as condition of increase in level and quality of life of the population // Questions of structurization of economy. 2008. No. 2. P. 239-243.
18. Covin, J., Wales, W. The measurement of entrepreneurial orientation // Entrepreneurship Theory and Practice. 2011. Vol. 35. No. 5. P. 1-26.
19. Dai, L., Maksimov, V., Gilbert, B. A., Fernhaber, S. A. Entrepreneurial orientation and international scope : the differential roles of innovativeness, proactiveness, and risk-taking // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. No. 4. P. 511-524.
20. Grande, J., Madsen, E., Borch, O. The relationship between resources, entrepreneurial orientation and performance in farm-based ventures // Entrepreneurship & Regional Development. 2011. Vol. 23. No. 3-4. P. 89-111.