ОБСУЖДАЕМ ОБЩЕСТВО
УДК 316.4.06
ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
Д.В. Нефёдов
Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС, Новосибирк
soyer_98@mail.ru
В современном глобализирующемся мире вопросы интеграции и социальной адаптации мигрантов играют одну из наиболее важных ролей. Это подтверждают существующие сегодня во многих странах проблемы экстремизма на национальной почве. Германия является одним из пионеров на пути построения системы интеграции и социальной адаптации для мигрантов в новом обществе. Научное изучение опыта Федеративной Республики Германия может позволить другим государствам избежать многих проблем в рамках интеграции и социальной адаптации мигрантов.
В статье автор рассматривается опыт ФРГ в сфере интеграции мигрантов в современное немецкое общество. В статье представлены примеры конкретных подходов и методов социальной адаптации иммигрантов в современной Германии. Приведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей правовое положение иммигрантов в Германии. Подробно рассмотрен национальный план Германии по интеграции. Отражаются его основные направления. Приведены примеры программ по интеграции мигрантов. Автор описывает также систему социального обеспечения мигрантов. Наряду с положительным опытом, автор статьи также выделяет слабые стороны в социальной политике Германии. Приведены статистические данные по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: социальная адаптация, иммиграция, миграционная политика, интеграция мигрантов
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-102-111
Миграционные процессы на рубеже ХХ—ХХ1 вв. обрели поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, сферы жизнедеятельности общества, социальные слои населения. В современных обществах формируется осознание того, что от правильно сформулированных целей и задач регулирования миграционных отношений зависят экономическое и демографическое развитие, политическая стабильность и национальная без-
опасность государств. Таким образом, миграционная политика становится одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. В этой связи важнейшей составляющей иммиграционной политики государства является интеграция мигрантов в общество.
Германия накопила в этом направлении большой опыт и может в значительной степени выступать примером для других государств. Особенностью рассмотре-
ния социальной адаптации иммигрантов в немецкой научной литературе является отражение данного вопроса по большей части под сугубо практическим углом. Можно сказать, что существующие ныне подходы к интеграции мигрантов в ФРГ вырабатывались путем проб и ошибок в течение долго времени.
В Германии этот вопрос возник еще в 1970-е гг., когда, несмотря на закрытие программ трудовой иммиграции, количество приезжих продолжало увеличиваться. К 1988 г. число иностранных граждан ФРГ составляло 4,5 млн человек или 7,4 % всей численности населения [12]. Другими словами, можно сделать вывод о том, что проблемы, которые обострились в последние годы, берут свое начало именно в 1980-х гг., так как в то время практически не существовало законодательной базы и мер, способных содействовать интеграции.
Принятие Федеральным правительством 30 июля 2004 г. Закона «О контроле и ограничении иммиграции и о регулировании пребывания, занятости и интеграции граждан Европейского Союза и иностранцев» (das Gesetz zur Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung und zur Regelung des Aufenthalts und der Integration von Unionsbürgern und Ausländern (das Zuwanderungsgesetz)) [4], вступившего в силу 1 января 2005 г., явилось важным событием в жизни Германии, поскольку этот закон призван способствовать развитию политических, экономических и культурных интересов государства, а также служит основой для выполнения его гуманитарных обязательств.
Согласно отчету Международной организации по миграции за 2013 г., Германия занимает третье место по количеству мигрантов и является пятой в мире страной
по приему лиц, ищущих убежище (после США, Франции, Канады и Великобритании). Только с 1991 по 2012 г. на территории Германии приток мигрантов составил 20 миллионов человек [8]. Сегодня немецкий законодатель делит мигрантов на несколько категорий в зависимости от целей миграции. Таких групп семь:
1) миграция с целью осуществления трудовой деятельности;
2) миграция с целью учебы или получения высшего образования;
3) миграция беженцев, в том числе лиц еврейской национальности с территории бывшего СССР;
4) миграция с целью объединения с семьей или партнером по браку;
5) миграция подданных «третьих 1
стран» по иным причинам;
6) миграция поздних переселенцев;
7) возвращение граждан, имевших немецкое гражданство.
На законодательном уровне правовое положение этих групп регулируется законом «Об иммиграции», который включает в себя Закон «О пребывании, занятости и интеграции иностранцев» (das Gesetz über den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von Ausländern im Bundesgebiet (das Aufenthaltsgesetz)) и закон «О свободе передвижения для граждан Европейского Союза» (das Freizügigkeitsgesetz/EU) [7], а также многочисленные изменения других законов, затрагивающих вопросы миграции.
В основу нового Закона легли опубликованные правовые предписания, регулирующие процедуру и допуск к занятию какой-либо деятельностью уже живущих в стране
1 «Drittstaatsangehörige» — правовое определение, используемое в европейском миграционном праве, обозначающее граждан государств, не попадающих под действие европейского закона о свободе перемещения.
иностранцев, а также недавно въехавших в страну. Новое Постановление «О пребывании» (Aufenthaltsverordnung) объединило в себе различные аспекты миграционных отношений, которые обеспечивались ранее разными нормативными актами, такими как «Исполнительное распоряжение к Закону "Об иностранцах"» (Verordnung zur Durchführung des Ausländergesetzes) от 18 декабря 1990 г., «Положение о налогах, сборах и пошлинах для иностранных граждан» (Ausländergebührenverordnung) от 19 декабря 1990 г. и другими. Закон «Об иммиграции» фактически заменил собой Закон «Об иностранцах» и затрагивает все элементы миграционных отношений [3].
Реализация вышеперечисленных нормативных предписаний привела к тому, что Германия из страны иммиграции de facto превратилась в страну иммиграции de jure.
Однако, с принятием Закона «Об иммиграции» 2005 г. вопрос интеграции стал еще более острым. Германия признала себя страной иммиграции, а значит, обязалась регулировать все процессы, связанные с ней. По инициативе А. Меркель в июле 2006 г. в Берлине был проведен первый саммит по проблемам интеграции иммигрантов, на котором была озвучена необходимость разработки политического интеграционного проекта и представлены сроки его разработки (до июля 2007 г.). В результате через год, в июле 2007 г., был утвержден «Национальный план по интеграции». На программы по интеграции иммигрантов Правительством было выделено около 750 млн евро, 2008 г. был объявлен в Германии Годом интеграции. Это дало свои результаты: уже к 2010 г. число различных интеграционных курсов насчитывало 16 тысяч. В основном это были курсы по немецкому языку, истории и основам
общественно-правовых наук. В 2008 г. также был введен тест на получение гражданства. Он ориентирован на тех иностранцев, которые проживали в Германии длительное время и желали получить паспорт, не имея немецкого свидетельства об окончании школы [1]. Последнее издание Национального плана по интеграции, размещенного на портале Федерального правительства [10], охватывает 200 страниц текста и включает в себя около 400 отдельных мер по интеграции. В документе можно выделить ряд наиболее важных направлений деятельности Правительства по интеграции, а именно:
— интеграция через образование;
— интеграция через изучение языка;
— меры, направленные на получение свободного доступа к образованию и освоению профессии;
— интеграция в научной сфере;
— интеграционные программы для лиц женского пола, направленные на воспитание последующих поколений граждан;
— принцип интеграции «на местах». Программы, направленные на развитие института интеграции в коммунах и небольших городах:
— интеграция через изучение культуры Германии;
— интеграция через спорт;
— программа, направленная на развитие интеграции через средства массовой информации;
— поддержка мероприятий социально активных иммигрантов.
Кроме вышеперечисленного в рамках отдельного направления, пожалуй, можно выделить активную поддержку организаций национальных меньшинств, осуществляющих образовательную и адаптационную функцию.
Среди данных организаций можно выделить несколько наиболее значимых [10]:
— «Турецкая община в Германии» (Türkische Gemeinde in Deutschland);
— Турецко-немецкий немецкий фонд здравоохранения (Türkisch-Deutsche Gesundheitsstiftung);
— Союз испанских родительских объединений (Bund der spanischen Elternvereine);
— Немецко-турецкий форум (Das Deutsche-Türkische Forum Stuttgart);
— Немецкая молодежь из России (Die Deutsche Jugend aus Russland);
— Федеральный союз женщин-мигрантов в Германии (Der Bundesverband der Migrantinnen in Deutschland e.V.).
Нельзя, однако, умалять заслуги прочих общественных организаций, поддерживающих национальную политику по интеграции, в уставе которых помощь в адаптации мигрантов присутствует на равных правах с другими важными задачами. В качестве примера можно привести общественную организацию Djo-Deutsche Jugend in Europa e.V. («Немецкая молодежь Европы»). Данная организация является многонациональным общественным объединением, исключающим дискриминацию по национальному или партийному признаку и действующим на федеральном уровне в области культуры и молодежной политики. Организация является «свободным носителем» прав по работе с молодежью и действует в интересах объеденной, демократической Европы. В рамках молодежной работы наряду с мероприятиями, направленными на помощь интеграции приезжей молодежи в новое европейское общество, особенное внимание уделяется программам по поддержанию национальной и развитию общеевропейской идентичности среди молодых мигрантов. Отдельно стоит выде-
лить программу по прохождению практики (Hospitationasprogramm), в рамках которой молодым людям, имеющим миграционное прошлое, предоставляется возможность получить свой первый опыт работы в международной организации и стать более компетентным в сфере межкультурного диалога.
С принятием закона об иммиграции главенствующая роль в процессе интеграции была отдана языковой политике. Успехи мигрантов в сфере образования и изучении немецкого языка Федеральное правительство рассматривает как инвестицию в будущее страны, так как люди, живущие в Германии, являются «наиболее важным ресурсом, которым страна обладает» [9]. Согласно плану по интеграции, изучение немецкого языка должно начинаться с самого раннего детского возраста. В этой связи было принято решение о строительстве ряда детских учреждений, обеспечивающих места для детей мигрантов возрастом до трех лет. Правительством было предложено создать 4579 классов по обучению немецкому языку за 17,5 млн евро, выделив еще 31,5 млн евро на проекты общей интеграции на местном уровне.
Говоря о социальной адаптации, важно уделить внимание адаптивной среде. В введении Национального плана по интеграции в своем вступительном слове Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель пишет о том, что интеграция не происходит автоматически, но в то же время и не может быть предписана силами «сверху»: «только при комплексном, систематическом применении интеграционной политики можно способствовать реализации потенциала людей из семей с миграционным прошлым, потенциала, который важен для целостности общества и экономического раз-
вития нашей страны», — пишет Меркель. Канцлер отмечает, что адаптация мигрантов — это общая ответственность.
Однако, не все граждане Германии положительно относятся к превращению родной страны в страну мигрантов. Сегодня проблема засилия мигрантов волнует многих немцев. Это доказывает социологическое исследование 2014 г. Селин Тени и Марка Хэльблинга, изложенное в статье «Элита и население думают о миграции по-разному» [6]. Ученые показали, насколько велик разрыв в мнениях элит и населения по ряду вопросов, касающихся иммиграции в Германию.
В 2010 г. министр иностранных дел Германии Т. де Мезьер, ссылаясь на статистику Федерального ведомства по делам мигрантов и беженцев, заявил, что от 10 до 15 % мигрантов в ФРГ не хотят интегрироваться: они не посещают курсы по интеграции, отгораживаются от немецкого общества и не признают немецкое государство. Кроме того, еще около 10 % мигрантов, которые начали посещать курсы, так и не закончили обучение. Также де Мезьер признал ряд упущений в проводимой политике по интеграции, добавив, что к проблеме мигрантов власти подходили зачастую легкомысленно. А уже 21 октября 2010 г. А. Меркель, выступая на собрании молодежной организации ХДС в Потсдаме, заявила о провале политики мульти-культурализма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правительство Германии столкнулось еще с одной задачей. А именно — формированием позитивного и лояльного отношения граждан Германии к прибывшим иностранцам. Для решения в том числе и этой задачи используются возможности средств массовой информации (СМИ).
Федеральное правительство было убеждено, что СМИ смогут произвести значительное влияние на процессы скорейшей интеграции мигрантов в немецкое общество. В этой связи правительство обратилось к крупнейшим теле- и телерадиокомпаниям Германии, таким, например, как ARD (крупнейшая телерадиокомпания ФРГ) и ZDF (второй канал немецкого телевидения), с просьбой разработать конкретные предложения и шаги для дальнейшего развития работы по данному направлению.
Цель была достигнута. ARD сегодня отображает будни людей из семей с миграционным прошлым как часть нормальной общественной жизни и при этом старается максимально достоверно показывать шансы для многокультурного общества, не избегая при этом существование проблем и рисков для его построения. Во всех значительных телевизионных передачах люди с миграционных прошлым должны выступать в роли главных героев, находящихся в разных жизненных ситуациях. Особенный акцент делается на отход от привычных клише. ADR разработала программу поддержки редакторов, актеров, авторов иностранного происхождения.
Канал ZDF отображает тему жизни людей различных культур наравне друг с другом как нечто само собой разумеющееся. Количество программ, в которых обсуждается тема мигрантов, было значительно увеличено. С 2008 г. запущен формат передач для детей дошкольного возраста из числа мигрантов, которые направлены на приобретение языковых знаний и подготовку к дальнейшей образовательной программе в рамках школьного образования.
Медиакомпания DeutscheWelle предоставляет рабочие места для нового поколе-
ния журналистов из числа мигрантов. Компания включилась в проект «интеграции на местах» и предоставляет свои образовательные услуги в рамках своей Академии [5].
Многие частные организации массового вещания также поддерживают социальную политику правительства, направленную на адаптацию мигрантов. Кроме наращивания внимания в отношении мигрантов на экранах страны, многие компании проявляют социальную активность и в других направлениях, организуя и спонсируя различные программы по указанной тематике. Примером может выступить крупнейший коммерческий телеканал RTL. Компания реализует различные образовательные программы, тренинги и конкурсы, целью которых является отражение проблем мигрантов. Победители подобных конкурсов получают возможность пройти практику в компании.
Данной политики придерживаются такие СМИ, как Объединение немецких издателей (VDZ), Союз молодежной прессы (Verband der Jugendpresse), Медиафонд CI-VIS (CIVIS Mediaschtiftung GmbH), Объединение «Инициатива Д21» (Initiative D21), Объединение «Наш дом Германия» (Unser Haus Deutschland), Werner Media Group, Ih-las Media Group и многие другие [4].
Эти примеры являются лишь малой долей тех мер, которые принимает правительство для повышения занятости мигрантов. Однако, несмотря на это, многие из них остаются не трудоустроены и «сидят» на социальном пособии.
Социальная помощь выплачивается мигрантам исходя из следующей логики: «Тот, кто не в состоянии собственными силами обеспечить свое существование или в силу сложившихся особых обстоятельств не может получить помощь от других, имеет право на персональную
материальную поддержку, отвечающую его личным потребностям. Эта поддержка должна способствовать преодолению сложившегося положения, служить полноценному участию в общественной жизни и обеспечивать ведение достойного человека существования» [11]. Таким образом, в законе закрепляются государственные гарантии получения помощи, право нуждающихся требовать ее от государства, а также то, что размеры помощи должны дать возможность человеку «достойно существовать». Однако, применительно к иммигрантам нормативные положения уточняются:
• мигрант может получать «social», если он докажет, что у него действительно нет других возможностей прокормить себя, в том числе отсутствует жилье и бизнес на родине, нет материально успешных ближайших родственников;
• размеры социальной помощи иммигрантам должны быть таковыми, чтобы не наносить ущерба благополучию немецкого общества и не формировать негативного отношения к переселенцам со стороны местных жителей, т. е. существенно меньшими, чем у граждан ФРГ;
• иммигрант обязан приложить все усилия по самостоятельному поиску вариантов трудоустройства, способствующего двум благим целям: включению его в местный социум и отказу от «social».
Виды (от большего к меньшему размеру помощи: ALG I, ALG II и ALG II облегченный) и величина пособия сильно разнятся, зависят от многих факторов: возраста получателя, количества человек в семье, наличия детей и стариков, места учебы детей и др.
Система социального обеспечения выстроена так, что предлагает самую ми-
нимальную «сеть безопасности», старясь ограничить возможности «полеживания на социальной лавке». Логика препятствия социальному «нахлебничеству» исходит из выбранной государством социальной модели, финансирование в которой идет за счет налогов, уплачиваемых работающим населением, а оказание социальной помощи в ней связано с (предыдущим) статусом занятости, когда неработавшие или имеющие небольшой трудовой стаж индивиды получают незначительные пособия. Сама природа такого рода системы социального обеспечения делает ее особенно зависимой от высокого уровня занятости. Итак, с одной стороны, именно уровень занятости становится фактором, предопределяющим возможности существования избранной социально-адаптивной системы; с другой стороны, расселение репатриантов в маленьких городах — с весьма узкими и профилированными рынками труда — препятствует возможностям трудоустройства иммигрантов. Тогда как в таких городах, как Берлин, Мюнхен, Ганновер или Дюссельдорф, без работы остаются только те, кто в самом деле сознательно решил не работать [2].
Таким образом, меры по интеграции иммигрантов в немецкое общество, предпринимаемые правительством, безусловно имеют значительные успехи.
Примером успешной практики интеграции явилась первая в истории Германии политическая партия мигрантов-мусульман «Союз за обновление и справедливость», которая выступала в защиту интересов иммигрантов-мусульман, за улучшение их положения и интеграцию в немецкое общество. В 2009 г. ей удалось провести двух своих кандидатов в городской совет Бонна, но активность они проявляли только тогда,
когда дело касалось вопросов религии, например, вопроса о ношении традиционного мусульманского платка женщинами в общественных местах [1].
Еще одним ярким примером успешной интеграции мигрантов в политической сфере служит Партия Зеленых, которая 15 ноября 2008 г. на партийном собрании в Эрфурте впервые в своей истории избрала сопредседателем германского политика турецкого происхождения Д. Озде-мира. Следом одна из крупнейших партии страны, Социал-демократическая партия Германии, ввела у себя обязательные квоты для выходцев из иммигрантской среды в органах партийного управления. Доля выходцев из иммигрантской среды в руководстве СДПГ в будущем должна составить 15 %.
Можно привести примеры успешной интеграции из других сфер. Музут Озил (нем. Mesut 0%11), атакующий полузащитник сборной Германии, обладатель одного из самых высоких рейтингов, отличившийся на чемпионате мира по футболу в Бразилии 2014 г. в матче с Алжиром, является этническим турком. Музыкальные альбомы Анис Мохамед Юсуфа Ферчичи (Ви-вЫёо) — этнического турка по происхождению и Петра Пангеля (^акша) — уроженца Австрии, являются одними из наиболее продаваемых в сфере хип-хоп музыки современной Германии.
Подводя итог, можно констатировать, что все приведенные выше примеры, конечно, демонстрируют действенность мер по социальной адаптации иммигрантов в Германии, но, к сожалению, неудачных, спорных опытов пока все же больше. Заявление А. Меркель о провале политики мультикультурализма в октябре 2010 г. является тому наиболее ярким под-
тверждением. Трудности интеграции, построения мультикультурного общества, недовольство граждан Германии, всплеск ультраправых идей — это лишь небольшая часть проблем, с которыми предстоит столкнуться немецкому обществу. Но понимание того, что без «иммигрантской прививки» развиваться, а тем более быть в лидерах Европы Германии не удастся, уже существует и закрепилось в умах немцев. Германия — относительно молодая иммиграционная страна, которой требуется время на сглаживание углов проводимой ею политики по отношению к приезжим. Удастся ли при этом избежать «французского мигрантского пожара» и успокоить антимигрантски настроенную общественность; вывести иммигрантов на рынки труда без зарплатного демпинга; снизить социальное макроэкономическое бремя, но остаться «социальным государством»; наконец, стратегически и тактически оставить иммиграцию важнейшим демографическим ресурсом, находясь в рамках и демократии, и прагматизма? Методом проб и ошибок спустя некоторое время Германия придет к решению проблем, связанных с иммиграцией, просто потому, что за этим ее будущее.
Литература
1. Кадиров Э.К., Ющенко О.И. Проблемы социальной адаптации иммигрантов в Германии. Научный портал СибАК [Электронный ресурс] - http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5400-2012-12-15-17-27-41
2. КарачуринаЛ.Б. Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России? // Население и общество. 2007. — № 303304. [Электронный ресурс]. — URL: http:// demoscope.ru/weekly/2007/0303/analit08.php (дата обращения 09.08.2014)
3. НемытинаМ.В., Куличенко НА. Правовое регулирование миграционных отношений: опыт Германии // Вестник РУДН (серия Юридические науки). - 2010. - № 4. - С. 110-117.
4. Bundesministerium des Inneren. - URL: http://www.bmi.bund.de
5. Deutsche Welle [Официальный сайт Академии при государственной немецкой телерадиокомпании]. - URL:http://www.dw.de/dw-akademie/medienentwicklung/s-11812
6. Helbling M, Teney С. Elite und Bevölkerung denken unterschiedlich über Migration. портал Migazin Migration in Germany. - URL: http://www.migazin.de/2014/02/20/wie-elite-bevoelkerung-migration
7. Informationsverbund Asyl und Migration. -URL:http://www. asyl.net
8. Migrationsberricht 2012. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. С. 13-14. - URL: http://www.bamf.de/
9. Nationaler Integrationsplan - Kurzfassung für Presse. - URL: http://www.bundesregierung. de/Content/DE/Archiv16/Artikel/2007/07/ Anlage/2007-07-12-nationaler-integrationsplan-kurzfassung.pdf ?_blob=publicationFile
10. Nationaler Integrationsplan [Официальный сайт Федерального правительства Германии]. - URL: http://www.bundesregierung.de
11. Sozialgesetzbuch. - URL: http://www. sozialgesetzbuch-sgb.de/sgbix/9.html
12. Statistisches Bundesamt. - URL: http:// www.destatis.de
GERMAN POLICY OF MIGRANTS' ADAPTION IN THE MODERN SOCIETY
D.V. Nefedov
Siberian Institute of Management — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk
soyer_98@mail.ru
In the modern globalizing world issues of integration and social adaptation play one of the most important parts. The problems of ethnic extremism which exist today in many countries prove this fact. Germany is one of the pioneers in construction of the integration and social adaptation system for migrants on the way to the new society. The scientific research of the Federal Republic of Germany's experience can enable the other states to avoid many problems of migrants' integration and social adaptation.
In the article the author considers the Federal Republic of Germany's experience in the field of migrants' integration into the modern German society. The article shows examples of the concrete approaches and methods of immigrants' social adaptation in modern Germany. The analysis of the legal and regulatory framework governing the legal status of immigrants in Germany is cited. The national plan of the integration in Germany is considered. The main trends of development are reflected. The examples of the programs of migrants' integration are provided. The author also describes the social security system of migrants. Along with the positive experience, the author also highlights weaknesses in German social policy. The author of the article presents statistical data on the topic.
Keywords: social adaptation, immigration, migration policy, the integration of migrants.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-102-111
References
1. Kadirov Je.K., Jushhenko O.I. Problemy social'noj adaptacii immigrantov v Germanii. Nauchnyj portalSibAK. [The problem of social adaptation of immigrants in Germany. Scientific portal SibAK]. URL: http://sibac.mfo/rndex.php/2009-07-01-10-21-16/5400-2012-12-15-17-27-41 (in Russian)
2. Karachurina L.B. Prostranstvennoe razmeshhenie i social'naja adaptacija migrantov v sovremennoj Germanii: uroki dlja Rossii? [Spatial distribution and social adaptation of migrants in modern Germany: lessons for Russia?]// Naselenie i obshhestvo [Population and society]. 2007. №303-304. URL: http://demo-scope.ru/weekly/2007/0303/analit08.php (in Russian)
3. Nemytina M.V, Kulichenko N.A. Pravovoe regulirovanie migracionnyh otnoshenij: opyt Germanii [Le-
gal regulation of migration relations: the German experience]. Vestnik RUDN [Bulletin of PFUR]. 2010. № 4. S. 110-117. (in Russian)
4. Bundesministerium des Inneren. — URL: http://www.bmi.bund.de
5. Deutsche Welle. — URL: http://www.dw.de/ dw-akademie/medienentwicklung/s-11812
6. Helbling M., Teney S. Elite und Bevölkerung denken unterschiedlich über Migration. portal Migazin Migration in Germany. — URL: http:// www.migazin.de/2014/02/20/wie-elite-bevoelker-ung-migration
7. Informationsverbund Asyl und Migration [jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.asyl.net
8. Migrationsberricht 2012. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. S. 13-14. - URL: http:// www.bamf.de/
9. Nationaler Integrationsplan — Kurzfassung für Presse. — URL:http://wwwbundesregierung. de/Content/DE/Archiv16/Artikel/2007/07/ Anlage/2007-07-12-nationaler-integrationsplan-kurzfassung.pdf ?_blob=publicationFile
10. Nationaler Integrationsplan. Oficial'nyj sajt Federal'nogo pravitel'stva Germanii. — URL: http://www.bundesregierung.de
11. Sozialgesetzbuch. - URL: http://www. sozialgesetzbuch-sgb.de/sgbix/9.html
12. Statistisches Bundesamt. - URL: http:// www.destatis.de