4. Евсюков В.В. Управление кредитными операциями в коммерческом банке с использованием интегрированной модели // Известия ТулГУ. Серия Экономические и юридические науки. Вып. 1, ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 262-266.
5. Батыршин И.З., Недосекин А.О., Стецко А.А., Тарасов В.Б., Язе-нин А.В., Ярушкина Н.Г. Нечеткие гибридные системы. Теория и практика / под ред. Н.Г. Ярушкиной. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 208 с.
V.V. Evsujkov
Definition credit risk with hybrid technology modeling
In this article are examined questions connected definition the credit risk with hybrid technology modeling in commercial bank.
Key words: definition credit risk, hybrid technology, regression model, expert opinion, fuzzy logic.
УДК 338.23+124.4
Л.Г. Чувахина, канд. экон. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой «Фондовые рынки», 8-903-177-15-31, 1-есопот@таП.ги, (ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина РФ)
ПОЛИТИКА ФРС США В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Рассмотрены основные направления политики ФРС США в условиях кризиса. Подчеркивается сохранение нестабильности в экономике США.
Ключевые слова: США, Федеральная резервная система, учетная ставка, государственные облигации, кризис.
Главным звеном денежно-кредитной системы Соединенных Штатов Америки является Федеральная резервная система (ФРС), играющая ведущую роль в процессах регулирования денежного обращения и обладающая широким спектром административных полномочий, используемых для надзора и контроля за деятельностью кредитных учреждений. ФРС осуществляет различные меры регулирования, которые через кредитно-денежную сферу оказывают существенное влияние на состояние экономики США.
Финансовые рынки всего мира пристально следят за решениями, принимаемыми руководством ФРС, немедленно на них реагируя.
Будучи федеральным учреждением независимым от законодательной и исполнительной ветвей власти, ФРС обладает возможностями самостоятельно принимать решения в области денежно-кредитной политики. Неза-
висимость ФРС обеспечена не только законодательной гарантией ее статуса, но и процедурами назначения ее руководства.
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих в составе семи членов, назначаемых Президентом США с одобрения законодательных органов. Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых Федеральными резервными банками. Наиболее важным из региональных отделений ФРС является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, отвечающий за международные финансовые операции и операции на открытом рынке. В отличие от других Федеральных резервных банков этот банк Нью-Йорка обладает постоянным голосом в Федеральном комитете по открытому рынку (FOMC), являющимся ключевым органом, ответственным за монетарную политику. Решения Федерального комитета по открытому рынку направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.
Всего в структуру ФРС входят 38 % всех банков и кредитных союзов на территории США, являющихся держателями акций Федеральной резервной системы. Акции ФРС, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений. Их невозможно обменять или продать. По ним выплачивается дивиденд, не зависящий от прибыли ФРС.
Ежегодно Федеральная резервная система осуществляет значительные вливания в экономику страны. Эмиссия долларов со стороны ФРС превысила за последние три года 2,5 трлн дол., или 17 % ВВП [1]. Только в начале 2011 г. ФРС влила 600 млрд дол. в экономику страны. Однако большая часть денежных средств осталась на балансах крупнейших банковских структур и не добралась до потребителей из реального сектора экономики.
Методы кредитно-денежного регулирования ФРС опираются на использование трех инструментов, оказывающих влияние на общее состояние кредитно-денежной сферы, а через нее — на состояние экономической активности. К ним относятся: изменение нормы обязательных резервов для коммерческих банков и других кредитных учреждений; изменение учетной ставки кредитования ФРС; операции ФРС на открытом рынке.
Операции на открытом рынке представляют собой систему купли и продажи ФРС государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций, в сделках с кредитными учреждениями. Эмитентом ценных бумаг является правительство США. ФРС играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Уполномоченный руководством ФРС управляющий текущими операциями на открытом рынке связывается с дилерской сетью и выясняет, кто из дилеров продает ценные бумаги на предлагаемых условиях. После этого происходит оформление сделки.
Выкупая ценные бумаги у банков, ФРС предоставляет им дополнительные денежные средства и открывает тем самым возможности для расширения кредитования и увеличения денежной массы. Когда ФРС продает ценные бумаги банкам, она «связывает» деньги банков и таким образом ограничивает возможности кредитования, одновременно сокращая разме-
ры денежной массы. Масштабы этих операций составляют порядка триллиона долларов в месяц, а их условия — ставки процента и другие параметры — являются объектом внимания всех участников финансового рынка. Ставка процента, взимаемая при проведении таких операций, прямо связана с уровнем ставки по федеральным резервным фондам.
Опыт США свидетельствует, что наличие открытого рынка государственных ценных бумаг позволяет осуществить правительству через ФРС заимствование временно свободных денежных средств у банков, других коммерческих структур и домашних хозяйств.
Изменение нормы обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики используется ФРС довольно редко для регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам банков. Средства обязательных резервов используются для поддержания ликвидности банковских институтов. В случае банкротства банков они размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.
Изменение норм обязательных резервов ведет к изменению величины денежной массы. Повышение нормы приводит к снижению ликвидных возможностей банка. Сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Сокращаются банковские ссуды и повышаются проценты по ним. Снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Уровень норм резервов ниже, как правило, при невысоком уровне инфляции.
В США до 1980 г. требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами ФРС. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Благодаря отчислению частными банками определенного процента от величины привлекаемых депозитов на свой резервный счет в ФРС образуются федеральные фонды, которые Федеральная резервная система может использовать для борьбы с кризисными явлениями в банковской сфере.
В результате взаимодействия банков с ФРС и между собой у них на счетах может образовываться излишек федеральных фондов, но в то же время может возникнуть и недостаток. По определенной ставке процента банки с недостатком федеральных фондов могут купить избыточные фонды у других банков. Эту ставку устанавливает ФРС. Именно она создает базу отсчета доходности и цены всех финансовых активов в стране, а в условиях глобализации служит ориентиром и для мирового финансового рынка.
То, что банки с недостатком федеральных фондов могут купить их по минимальной ставке у других банков, не отвлекая свои пассивы, можно назвать положительным эффектом рынка федеральных фондов. Банки с избытком получают тем временем процентный доход.
Федеральная резервная система свободна в своих действиях в отношении ставки по федеральным фондам. Данные средства сформированы из обязательных резервов, и ФРС имеет исключительные полномочия по управлению ими. Однако это не означает, что ее «власть» распространяется на все денежные ресурсы страны. Изменение ставки, устанавливаемой ФРС, влечет удорожание или удешевление операций по купле-продаже избыточных резервов. Они выступают в качестве ориентира для банковской системы, а не принуждают следовать за этими изменениями.
В современных условиях учетная ставка кредитования является основным и наиболее часто используемым инструментом. Определение размера учетной ставки является одним из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки является показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Когда ФРС намерена смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, она снижает или повышает учетную ставку. Снижение официальной учетной ставки сопряжено с удешевлением кредита и повышением деловой активности. Оно расширяет возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования, что приводит к увеличению денежной массы. Повышение официальной учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка может пересматриваться, исходя из экономической ситуации в стране. Уровень официальной учетной ставки является ориентиром для коммерческих банков при проведении кредитных операций. Как правило, учетная ставка несколько выше ставки по федеральным фондам (рисунок) [2, 3].
8,5 7,5 6,5 5/5 4,5 3/5 2,5 1/5 0/5 -0/5
^ Л [Я N 10 Ш 1Л
«и? «Й «Я 1Л X
«Л ш'Ч
»с
1Л 1Л 1Л 1Л
-Л 8Я Зд
оо о о О О 0-0
ПИ,п1,!!■■■■
□ Ставка по федеральным фондам
□ ставка рефинансирования
Динамика ставки по федеральным фондам и ставки рефинансирования за 1990-2012 гг., %
Когда экономика развивается невысокими темпами или переживает спад , устанавливаются низкие ставки. В результате этого возникает избыток финансовых ресурсов, что приводит к формированию их предложения по низким процентам, тем самым подталкивая экономику к росту.
В условиях роста экономики, наоборот, возникает относительный недостаток свободных финансовых ресурсов, и конкуренция за их получение приводит к повышению процентных ставок. Повышая ставки, центральные банки стремятся сдержать чрезмерную деловую активность, которая проявляется в росте инфляции. Также поступает ФРС в периоды высоких темпов роста экономики США и при появлении признаков роста инфляции.
Повышение учетной ставки в 1999-2000 гг. соответственно до 5,5 % и 6,5 % явилось результатом проведения ФРС жесткой денежно-кредитной политики в условиях увеличения темпов роста потребительских цен и повышения уровня спекуляций на фондовом рынке [2, 3].
В 2001-2002 гг. Федеральная резервная система принимает меры, препятствующие замедлению экономического роста. Учетная ставка в этот период была понижена с 6,5 до 1,75 %. Целью политики ФРС США становится достижение баланса между темпом инфляции и экономическим ростом.
Ухудшение финансового состояния крупнейших компаний США, большое количество банкротств и дефолтов по обязательствам корпораций заставили ФРС в целях оживления деловой активности снизить в конце 2003 г. учетную ставку на 0,5 % — до 1,25 %. Однако достигнуть динамичного роста экономики США не удалось. В стране фактически сложился избыток денежных ресурсов при низком уровне активности бизнеса. В этих условиях ФРС США в середине 2004 г. понизила учетную ставку еще на 0,25 % — до 1 %.
К началу 2005 г. деловая активность существенно возросла. Рост экономики стал сопровождаться инфляцией , чему в немалой степени способствовало повышение мировых цен на нефть. В этих условиях ФРС США неоднократно повышала ориентир учетной ставки. За год ставка возросла с 1 % до 2,25 %.
В дальнейшем ФРС США провела еще несколько повышений учетной ставки, доведя ее значение к началу 2007 г. до 5,25 % годовых [2, 3].
В условиях начавшегося ипотечного кризиса (сентябрь-декабрь 2007 г.) ФРС снизила ставку до 4,5 %. В марте 2008 г. ставка была понижена до 3,25 % в целях предотвращения обрушения американских фондовых бирж. Резкое снижение цен на акции произошло на всех основных мировых рынках еще в январе 2008 г. Негативную роль в развязке биржевого кризиса сыграли предложенные американской администрацией меры по снижению налогов, которые только усилили биржевую панику. Охвативший в январе ведущие мировые биржи кризис явился следствием усилив-
шегося расхождения в рентабельности компаний с их капитализацией. Во многом падение на фондовых рынках было вызвано информацией о низкой рентабельности и больших убытках ведущих банков. Фондовые рынки вступили в полосу нестабильности.
Снижение ставки, по которой кредитуются банки, не возымело положительного действия. К обратному эффекту привело решение напрямую кредитовать крупнейшие финансовые институты. Намерение ФРС финансово содействовать банку J.P. Morgan Chase & Co в покупке за 236 млн дол. инвестиционного банка Bear Stearns повлекло обвал котировок других крупнейших американских банков.
Состояние американской банковской сферы в марте 2008 г. вызвало общемировую панику. Необоснованность высокого курса ценных бумаг терпящих бедствие компаний привела к массовой распродаже трейдерами их акций. На всех крупных фондовых площадках мира произошло падение. Ни один фондовый рынок от США до Японии не устоял. Британский индекс FTSE 100 понизился на 2,93 %. Японский Nikkei 225 обвалился на 3,71 %. Одновременно с дестабилизацией мировых фондовых рынков в мире произошло заметное усиление инфляционных процессов. Особенно явно это отразилось на состоянии мирового продовольственного рынка, где цены на многие товары поднялись на 40-60 %.
В сложившейся ситуации пришедшая к власти администрация Б. Обамы предприняла в декабре 2008 г. шаги по снижению учетной ставки ФРС до рекордно низкого уровня в 0,25 % в целях обеспечения необходимых монетарных условий для вывода экономики из состояния рецессии. Страна переживала период резкого снижения объема внутренних инвестиций, уровня сбережений населения, сокращения потребительских расходов ввиду обострения проблемы занятости и низких темпов роста доходов в США.
В 2009 г., несмотря на некоторое оживление деловой активности, было принято решение оставить учетную ставку на уровне 0-0,25 % в надежде на стимулирование расходов и инвестиций [4]. При неизменном состоянии финансовых рынков была зафиксирована активность в секторе продаж жилой недвижимости, отмечен рост потребительских расходов населения, который, однако, сдерживался растущим уровнем безработицы, превысившим показатель в 9 %.
В 2010-2011 гг. учетная ставка сохранилась в диапазоне 0-0,25 %. В определенной степени это связано с попытками сократить дефицит бюджета и соответственно рост государственного долга. Фактически сегодня США живут в долг с целью обеспечения потребления и стимулирования экономического роста. Дефицит бюджета увеличился с 161 млрд дол. в 2007 г. до 1,3 трлн дол. в 2011 г., что составило 10,3 % ВВП страны. Достигнутая договоренность Б. Обама с Конгрессом США в августе 2011 г. о повышении в три этапа предельного уровня государственного долга на
2,1 трлн дол. против ранее установленной в феврале 2010 г. максимально допустимой суммы в 14,3 трлн дол. в обмен на обещания снизить бюджетный дефицит спасла страну от объявления технического дефолта по долговым обязательствам. Однако уже к началу 2012 г. государственный долг достиг 15,23 трлн дол. против 14,6 трлн дол. в августе 2011 г., 10,4 трлн дол. в январе 2009 г. и 4,3 трлн дол. в середине 2007 г. [5]. При этом общий объем услуг и товаров, произведенных американской экономикой за год, оценивался в 15,17 трлн дол. [6]. В 2011 г. государственный долг США достиг 100 % ВВП, а в середине марта 2012 г. составил 102 % ВВП [1].
Для покрытия расходов США остро нуждаются в притоке иностранного капитала. В качестве меры финансирования дефицита бюджета активно используются вложения накопленных сбережений иностранных партнеров в государственные облигации США. Такими инвесторами, прежде всего, являются страны Восточной Азии — Япония и Китай, а также арабские страны — нефтеэкспортеры с высоким уровне накоплений и формированием значительных золотовалютных резервов, номинированных по большей части в американской национальной валюте. Между тем к концу 2011 г. эти страны, особенно Китай, сократили вложения в американские государственные облигации. В этих условиях Федеральная резервная система решила увеличить объем закупок ценных бумаг, одновременно повысив долю облигаций с более длительными сроками обращения. ФРС намерена до конца 2012 г. приобрести казначейские облигации США на сумму 400 млрд дол., срок погашения которых наступает через 6-30 лет, продать такой же объем краткосрочных ценных бумаг, до погашения которых остается не более трех лет. Данная программа ФРС направлена на понижение процентных ставок по долгосрочным обязательствам и дальнейшее облегчение финансовых условий в экономике. В общем балансе ФРС свыше 60 % приходится на облигации казначейства США. На конец 2011 г. ФРС владела казначейскими облигациями и ипотечными ценными бумагами на сумму в 2,9 трлн дол. Чистая прибыль Федеральной резервной системы снизилась в 2011 г. на 6 % до 77,4 млрд против 81,7 млрд в 2010 г.
[7].
Начало 2012 г. сюрпризов не принесло. ФРС сохранила ключевую учетную ставку в диапазоне 0-0,25 % годовых, повторив намерение удерживать ставку на исключительно низком уровне до конца 2014 г. Ранее в 2010 г. было обещано сохранить рекордно низкий уровень ставки по меньшей мере до середины 2013 г. [4].
Многие эксперты считают, что ситуация в экономике США сейчас еще более тяжелая, чем в период кризиса 2008-2009 гг. Экономический рост остается медленным. Сохраняется слабость рынка труда, несмотря на устойчивое снижение уровня безработицы, составившего 8,3 % в марте 2012 г. [8]. Дальнейшего снижения уровня безработицы в этом году вряд ли можно ожидать. Улучшение обстановки на рынке труда потребует бо-
лее стабильного экономического роста, повышения конечного спроса. Потребительские расходы продолжают расти, однако увеличение инвестиций компаний в основные фонды замедлилось. Рынок жилья остается в состоянии рецессии. Дефицит торгового баланса все больше и больше увеличивается, достигнув в январе 2012 г. 52,6 млрд дол. Из-за нестабильной макроэкономической ситуации ФРС приходится периодически выкупать государственные облигации с финансовых рынков. К тому же сохраняется «турбулентность» на мировых финансовых рынках, обусловливающая «значительные понижательные риски» в отношении экономических перспектив США.
Отрицательное влияние на состояние экономики США оказывает нестабильное положение в Европе. Федеральная резервная система вынуждена предпринимать меры по стимулированию экономики на фоне долгового кризиса в еврозоне. На страны ЕС приходится до 20 % американского экспорта. Европейские долговые проблемы оказывают негативное влияние на мировой финансовый рынок. Из-за напряженности в еврозоне инвесторы во всем мире сокращают вклады в рисковые активы, что приводит к падению стоимости акций многих американских компаний, ведущих бизнес в Европе.
Целями ФРС в настоящее время являются осуществление контроля за деятельностью финансовых институтов США, укрепление их устойчивости к возможным шокам в мировой экономике, снижение инфляции, своевременная реакция на малейшие изменения экономической конъюнктуры и стабилизация экономического роста в целом.
Библиографический список
1. Жуковский В. Дисбалансы американской гегемонии [Электронный ресурс]. Режим доступа: Б1оош-Воот.ги>Ь1оа/21873.Ь1ш1.
2. http://research.st1ouisfed.org/fred2/graph/?s%5Ь1%5d%5Ьid%5d=F.
3. http://research.st1ouisfed.org/fred2/series/INTDSRUSM193N.
4. ФРС США решила не менять ключевую ставку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosba1t.ru/business/2012/01/26/ 937740.htm1.
5. Чувахина Л.Г. Вторая волна кризиса: миф или реальность // Финансовый журнал. 2011. № 4. С. 19-28.
6. Государственный долг США превысил уже годовой ВВП [Электронный ресурс]. Режим доступа: topwar.ru >
7. Чистая прибыль ФРС США в 2011 г. снизилась на 6 % [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.rosЬa1t.ru/Ьusiness/2012/03/21 / 959698.htm1.
8. ФРС: Экономика США не дотягивает до докризисного уровня [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.rosba1t.ru/business/2012/ 03/23/960642/Ыт1.
L. Chuvakhima
U.S. Federal Reserve System policy during the financial crisis
The work discusses the main directions of the U.S. Federal Reserve policy during the crisis. It emphasizes the preservation of instability in the U.S. economy.
Keywords: United States, the Federal Reserve System, discount rates, government bonds; crisis.
УДК 336.77.067
К.В. Рудакова, магистр экономики, аспирант, (4872) 23-32-65, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА НОВОЙ ССУДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЯ СОВОКУПНОГО КРЕДИТНОГО РИСКА БАНКА
Предложен подход к оценке качества ссуды в зависимости от кредитного риска банка. Приводится алгоритм определения изменения категории качества ссуды в зависимости от состояния кредитного портфеля. Рассматриваются возможные варианты изменения категории качества ссуды по конкретному заемщику.
Ключевые слова: риск, кредитный риск, оценка кредитного риска.
В коммерческом банке должен обеспечиваться постоянный контроль за состоянием кредитного портфеля и величиной совокупного кредитного риска. На этапе выдачи кредита при оценке кредитного риска отдельного заемщика не уделяется должное внимание текущему состоянию кредитного портфеля, возможности увеличения его рискованности при принятии новой ссуды, т. е. не принимаются в расчет стратегические цели банка в области кредитования.
Принятие дополнительных рисков по новым операциям должно осуществляться с учетом оценки текущего риска, иными словами, риск по конкретному заемщику должен напрямую зависеть от риска по банку в целом. По нашему мнению, основное внимание при управлении кредитным риском банка должно быть уделено начальному этапу взаимоотношений с заемщиком. Банк, выдавая кредит, должен определить, согласуется ли принятие новой ссуды с его кредитной политикой, его позицией по отно-