E. S. Serebrennikova Limited liability company of «Siberian sausages»
THE ANALYSIS OF ADVERTIZING FROM THE POINT OF VIEW OF THE USED MOTIVES
Now modern advertizing can be referred to the section of psychology in view of the fact that impact on audience is carried out exactly thanks to suggestion which happens on unconscious part of a brain of the consumer. Relevance of article doesn't raise doubts as impact of advertizing on the consumer happens thanks to various motives in it which make sometimes the veiled sense and induce to action, thanks to the arisen emotions from advertizing viewing.
Keywords: advertizing, psychology, rational motives, emotional motives, behavior of the consumer.
References
1.The analysis of motives and its use in advertizing: [Electronic resource]. URL: http://azps.ru/articles/pr/pr53.html. (Date of the address 05.05.2013)
2. Structure of requirements and motives from an advertizing psychology position : [Electronic resource]. URL: http://azps.ru/articles/pr/pr52.html. (Date of the address 06.05.2013)
© Е. С. Серебренникова, 2015
Автор статьи - Екатерина Сергеевна Серебренникова, консультант, Общество с ограниченной ответственностью «Сибколбасы», e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Игорь Владимирович Царев, кандидат экономических наук, доцент, Уфимский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Кайртай Жакупович Амиргазин, доктор педагогических наук, профессор, Высшая школа народных искусств (институт).
УДК 338.1+336.02
О. А. Тюрина,
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И КРИЗИСА ЗОНЫ ЕВРО
Данная статья посвящена обзору программ и концепций, которые предпринимает правительство Франции для поддержания и увеличения объемов потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Выбранная тема является достаточно актуальной для исследования ввиду недавнего мирового кризиса и продолжающегося по сей день кризиса зоны евро, в рамках которого Франция начала медленно терять свои позиции не только в Европейском Союзе, но и в мировом сообществе в целом. В статье автором раскрываются проблемы и недостатки инвестиционной политики действующего правительства Франции. Основной задачей, которая ставится перед автором статьи, является анализ и описание стратегий, направленных на освоение и дальнейшее развитие новых кластеров и отраслей, которые находятся на первом месте по объемам прямых иностранных инвестиций в экономику страны среди иностранных инвесторов. Особое внимание уделяется также российско-французским отношениям в области ПИИ.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кризис, прямые иностранные инвестиции, «Национальная инвестиционная программа», Competitive Cluster Strategy, кластер.
Реальность современной мировой экономики такова, что только те страны, которые обладают диверсифицированной и комплексной промышленной базой, передовыми технологиями и заботой об экологии, могут рассчитывать на долгосрочные иностранные инвестиции. Но по причине
долгового кризиса в Европе иностранному инвестору крайне сложно выбрать страну, которая отвечала бы всем требованиям быстроменяющейся ситуации на мировой арене. Но тем не менее существуют страны, которые даже во время мирового кризиса 2007-2010 гг. и кризиса зоны евро продолжают удерживать свои позиции в мировой экономике и оставаться привлекательными для иностранных инвесторов. К этой группе стран можно отнести Францию, которая имеет одну из наиболее привлекательных экономик для иностранного инвестора в Европе. Согласно последнему списку Thomson Reuters «Top 100 Global Innovators» («100 крупнейших инновационных компаний мира») Франция находится на третьем месте в рейтинге стран мира с наиболее инновационными предприятиями (после США и Японии). Так, в 2013 году экономическая привлекательность Франции в области исследований и инноваций стала выше: было принято 77 инвестиционных решений в области НИОКР, инженерии и дизайна. Этот показатель является рекордным: по сравнению с показателем 2012 года он поднялся на 33 % [7].
Объем накопленных во Франции прямых иностранных инвестиций составил в 2013 г. 436,49 млрд евро, в т. ч. из России - 1,26 млрд, или 0,29 % от общего объема накопленных ПИИ [8].
Таких результатов Франция смогла добиться благодаря запущенной в 2010 году «Национальной инвестиционной программе», суть которой заключается в повышении конкурентоспособности предпринимательства во Франции и использовании опыта инновационной деятельности в ключевых стратегических секторах (схема). Бюджет программы в 35 млрд евро направлен на поэтапное повышение качества высшего образования и подготовки специалистов.
Во время реализации первого этапа программы запланировано строительство городков для учащихся. Второй этап включает в себя проведение правительством Франции мер по усилению сектора нано- и биотехнологий, развитию промышленности, среднего и малого бизнеса, цифровой экономики и технологий по сохранению окружающей среды. В частности, в рамках национальной инвестиционной программы были проведены консолидация инновационных кластеров (одним из примеров является проект «Большой Париж», который превращает округ Парижа в открытую метрополию мира, отличающуюся конкурентоспособностью и инновационным подходом), реформа университетского образования, приняты новые условия возмещения налогов при ведении НИОКР, а также отменены некоторые местные налоги.
Другим важным направлением остается устойчивое развитие сектора безуглеродной и возобновляемой энергетики, создание ядерных реакторов четвертого поколения, долгосрочное благоустройство городов и развитие транспорта.
В результате данной программы было отмечено ежегодное увеличение роста количества инвестиционных зарубежных проектов, в результате чего происходит создание новых рабочих мест. С 2007 года насчитывалось 624 проекта, в 2009 году - уже 639. В 2011 году рост составил 22 %. В среднем 15 иностранных компаний каждую неделю решали вкладывать средства в экономику Франции [1].
Подведя итоги по реализации данной программы, можно сказать, что более половины всего объема инвестиций (35 млрд евро), заявленного в плане стимуляции экономики Франции в январе 2009 года, к концу 2010 года было направлено в экономику - на реализацию программы. В конечном счете уже в 2012 году государственные инвестиции выросли на 10,5 млр евро, 4 из которых поступили в стратегические отрасли экономики: инфраструктуру, высшее образование и научные исследования, оборонную промышленность, частно-государственный сектор, в такие ведущие компании, как Électricité de France, GDF Suez S.A. (энергетическая и газовая компания), RATP (государственная структура, управляющая общественным транспортом Парижа и его пригородов), SNCF (государственное предприятие, управляющее железными дорогами Франции) и La Poste (почтовая компания Франции).
Также в рамках проведения Национальной инвестиционной программы правительство Франции претворяет в жизнь не менее важный и ценный пакет реформ под названием «Стратегия повышения конкурентоспособности кластеров» (Competitive Cluster Strategy) (кластер является объединением и концентрацией по географическому признаку бизнес-центров либо учебных
организаций, например, общественных и частных исследовательских институтов, основой деятельности которых являются создание и осуществление инновационных проектов).
Основываясь на концепциях Competitive Cluster Strategy, заявленных 2 декабря 2004 года, правительство Франции опубликовало перечень предложений по развитию экономики страны, который охватывает как новые технологические поля, такие как нанотехнологии, биотехнологии и микроэлектроника, так и уже существующие области (автомобильная и аэрокосмическая промышленность).
Схема направлений использования бюджета «Национальной инвестиционной программы»
Источник: http://www.systematic-paris-region.org/en/cluster/what-competitiveness-cluster
Данная стратегия была разработана Межведомственным комитетом регионального планирования и развития (Interministerial Regional Planning and Development Committee (CIADT) на заседании 14 сентября 2004 года. В ней рассматриваются три основные задачи:
• ускорение инновационной деятельности;
• оказание поддержки в сфере высокотехнологичных проектов, в первую очередь промышленных;
• повышение привлекательности Франции через более тесное международное сотрудничество.
Каждый кластер, согласно стратегии, формирует пятилетний стратегический план, во время осуществления которого исследуются и анализируются центральные проблемы в деятельности и развитии конкретного кластера и способы их решения на правительственном уровне.
Государство обеспечивает поддержку кластерного развития как на национальном, так и на региональном уровнях, а именно:
1) выделяя финансовую помощь в лучший R&D проект и инновационную платформу через Единый Межведомственный фонд;
2) путем нахождения дополнительных партнеров в качестве учредителей той или иной программы;
3) опираясь на местные органы власти, которые также могут оказать финансовую поддержку кластерных проектов;
4) путем помощи кластерам и их членам в поиске перспективных международных партнеров и установлении технологического партнерства с ними [6].
Стратегия развития конкурентоспособных кластеров осуществляется также на уровне ЕС, в рамках установленной миссии, первостепенным направлением которой является осуществление плана по превращению Европы в самую конкурентоспособную интеграционную группировку в мире.
Каждый утвержденный кластер индивидуально контролируется координационным комитетом. Этот комитет отвечает за составление основного договора для определения стратегии, научно-исследовательских приоритетов и критериев оценки деятельности кластера. На заседании 2 декабря 2004 года было определено два основных типа кластеров:
1. очень высокотехнологичные кластеры с международным профилем;
2. кластеры, построенные на производственной базе.
В общей сложности в период 9-летнего существования стратегии более 1,5 млрд евро было выделено на создание и дилатацию кластеров с 2006 по 2012 гг., в том числе 300 млн евро в область социального обеспечения. Более 400 млн отпускается на модернизацию различных министерств, которые будут финансироваться совместно с Национальным агентством Research и Агентством по промышленным инновациям группы OSEO (Banque publique d'investissement).
Не менее содержательный и глубокий шаг в поддержку и дальнейшее развитие инвестиционной политики во Франции был предпринят действующим руководством страны, а именно президентом Франсуа Олландом, который в своей предвыборной кампании заверил избирателей со стороны малого и среднего бизнеса в том, что в дальнейшем будет создан государственный инвестиционный банк (Banque publique d'investissement). В конце 2012 года вышеупомянутая финансовая организация начала свою деятельность. Согласно проекту банк специализируется в сфере выдачи кредитов малому и среднему предпринимательству. Уставный капитал банка составил 20 млрд евро, что дает возможность выдавать кредиты для финансирования французского бизнеса на сумму до 30 млрд евро [5]. Кроме того, 10 млрд евро будут выделены для привлечения предпринимателей к их участию в капитале банка. В частности, банк осуществляет следующие операции:
• финансирование инноваций (отчисление из бюджетных ассигнований со стороны государства и регионов) в виде субсидий и безвозмездных выплат;
• софинансирование других банков, выдача банковских кредитов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
• финансирование краткосрочных нужд государства (государственный долг и крупные частные заказы);
• инвестирование в капитал и квазикапитал непосредственно и через партнеров банка [3].
Инновации становятся мощным рычагом развития и основой конкуренции, в которую вступают различные страны для привлечения талантливых профессионалов и иностранного капитала. Россия и Франция не стали исключением. В период 2006-2012 годов более 50 % инвестиций России относились к области программного обеспечения, финансов, добычи и обработки металла, энергетического сектора. Производство, недвижимость, агроиндустрия и сфера услуг также представляют сферу интересов российских инвесторов.
Для российских инвесторов Франция интересна также и созданными здесь благоприятными экономическими условиями, наличием рабочих кадров высокой квалификации, а также развитием динамичного рынка, который открыт для других мировых рынков - средиземноморского, североафриканского и европейского. Здравоохранение и система образования эффективно осуществляют свою деятельность, готовя специалистов, а качество
инфраструктуры обеспечивает легкость во взаимодействии с различными европейскими метрополиями, а также со всем миром в целом [4].
Несмотря на показательные результаты проведения данных мероприятий по повышению конкурентоспособности страны, с точки зрения инвестиций и завидных перспектив в области развития иностранного бизнеса во Франции, существуют реальные угрозы ухудшения состояния в сфере капиталовложений иностранных инвесторов в страну, и это связано в большей мере с осуществлением нынешним правительством Франции во главе с Франсуа Олландом реформ по повышению налогов и с увеличивающимся государственным присутствием в экономике. По мнению аналитиков, может сложиться так, что в случае ухудшения общей экономической ситуации в Европе инвесторы начнут сомневаться в способности Франции к рефинансированию долгов. Похожая ситуация складывается в Бельгии и Италии [2].
Согласно последнему исследованию, проведенному Ernst & Young, именно Франция остается основным направлением для инвестиционных проектов в сфере промышленности. Если в 2010 году наблюдался спад инвестиционной активности в данной области, то в 2013 году было принято 209 решений, касающихся инвестиций в промышленность Франции. Такие факторы являются решающими для России, традиционно имеющей общее с Францией стремление к развитию индустрии и инноваций.
Российские компании расширяют свою деятельность в Европе и в мире. Так, в 2013 году во Франции были запущены 9 проектов. Для 4 компаний Франция стала новой страной для инвестирования. Количество инвестиционных решений во Франции не перестает расти: к 2013 году во Франции работали 38 российских компаний, что на 15 компаний больше, чем в 2012 году. Девять проектов были осуществлены при поддержке Агентства инвестиций в экономику Франции (AFII), что позволило создать 225 рабочих мест. В настоящее время инвестиционные потоки между двумя странами приходят к равновесию: совокупность российских прямых иностранных инвестиций во Франции выросла в десять раз всего за три года, с 0,15 млрд евро в 2010 г. до 1,30 млрд евро в 2013 г. Данные цифры включают в себя финансовые потоки, слияния и поглощения, а также инвестиции в проекты с созданием рабочих мест. Кроме того, с открытием многих научно-исследовательских и инженерных центров во Франции растет объем наукоемких инвестиций.
«Отчет 2013 года» подтверждает диверсификацию российских инвестиций, которая наблюдается за последние годы в сфере агропромышленного комплекса, машинного оборудования и транспорта. Следующие примеры недавно реализованных проектов-наглядно демонстрируют это.
«Прогресстех»: эта российская компания, являющаяся лидером предоставления услуг в сфере авиастроения и производства космической техники, решила открыть исследовательское бюро в Тулузе для того, чтобы в будущем сотрудничать с компанией Airbus и ее основными поставщиками. Филиал компании, зарегистрировавшийся под названием Tucana Engineering, создаст 50 рабочих мест в ближайшие три года.
«Active Optics »: после начала работы в Марселе в 2012 году эта компания, которая разрабатывает и производит системы адаптивной оптики, использующиеся в основном для работы с лазерным лучом в космической и медицинской областях, объявила о дополнительном приеме на работу еще десяти человек. Компания, находящаяся во Франции, обеспечивает своей продукцией всю Европу.
A. K. Dellos: российская сеть кондитерских магазинов и чайных салонов продолжает развиваться за рубежом, в частности, во Франции, с открытием двух новых точек «Кафе Пушкинъ» в Париже. Одно кафе уже было открыто в магазине Printemps Haussmann. Существует также кулинарная лаборатория, которая находится в департаменте Сен-Сан-Дени. Было создано 20 новых рабочих мест.
Агентство инвестиций в экономику Франции - это государственное агентство, целью которого является продвижение, поиск и привлечение иностранных инвестиций. Это организация, отвечающая за экономическую привлекательность Франции. Агентство инвестиций в экономику Франции работает в тесном сотрудничестве с региональными агентствами экономического развития с целью предоставления услуг иностранным инвесторам [7].
Библиографический список
1. Экономика Франции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index. php?page= cat&newsid=13 84&type=news
2. РБК QUOTE: Франция, Бельгия и Италия могут попасть в «черный список» инвесторов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://quote.rbc.ru/topnews/2013/11/06/34056570.html
3. Servir l'avenir. Bpifrance investira environ 8 milliards d'euros d'ici à 2017 dans les entreprises françaises. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bpifrance.fr/bpifrance
4. АИР: Франция является привлекательной страной для иностранных инвесторов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.innoros.ru/publications/interesting/11/frantsiya-yavlyaetsya-privlekatelnoi-stranoi-dlya-inostrannykh-investoro
5. Франция планирует организовать государственный инвестиционный банк [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forexclass.ru/news/francia-planiruet-organizovat-gosudarstvennyy-investicionnyy-bank.html
6. French «pôles de compétitivité». Clusters serving business and job growth [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://competitivite.gouv.fr/les-brochures-de-presentation-des-poles/french-poles-de-competitivite-clusters-serving-business-and-job-growth-787.html
7. Сайт Посольства Франции: Российские инвестиции во Франции в 2013 году [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.ambafrance-ru.org/Rossijskie-investicii-vo-Francii-v
8. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: Российско-французские инвестиционные проекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fr/ fr_ru_relations/fr_rus_proj ects/
О. А. Tyurina
Postgraduate of World economy Department Plekhanov Russian University of Economics
FRENCH POLICY IN FOREIGN DIRECT INVESTMENTS SPHEREIN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS AND CRISIS EURO ZONE
This article provides an overview of programs and concepts that the French government is taking to maintain and increase the flow of foreign direct investment (FDI).This theme is quite relevant for the study, due to the recent global financial crisis and continues to this day, the euro zone crisis, in which France began slowly lose its position not only in the European Union, but also in the world community as a whole. The article describes the problems and shortcomings of the investment policy of the current government of France. The main task that confronts the author of this article is to analyze and describe the strategies aimed at the development of new clusters and industries. Particular attention is also paid to the Russian-French relations in the field of FDI.
Keywords: TOmpetitiveness, crisis, foreign direct investment (FDI), «National investment program», «Competitive Cluster Strategy», cluster.
References
1. Jekonomika Francii [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.webeconomy.ru/index.php ?page=cat&newsid=13 84&type=news
2. RBK QUOTE: Francija, Bel'gija i Italija mogut popast' v "chernyj spisok" investorov [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa:
http://quote.rbc.ru/topnews/2013/11/06/34056570.html
3. Servir l'avenir. Bpifrance investira environ 8 milliards d'euros d'ici à 2017 dans les entreprises françaises. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.bpifrance.fr/bpifrance
4. AIR: Francija javljaetsja privlekatel'noj stranoj dlja inostrannyh investorov [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa : http://www.innoros.ru/publications/interesting/11/frantsiya-yavlyaetsya-privlekatelnoi-stranoi-dlya-inostrannykh-investoro
5. Francija planiruet organizovat' gosudarstvennyj investicionnyj bank [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.forexclass.ru/news/francia-planiruet-organizovat-gosudarstvennyy-investicionnyy-bank.html
6. French "pôles de compétitivité". Clusters serving business and job growth [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa : http://competitivite.gouv.fr/les-brochures-de-presentation-des-poles/french-poles-de-competitivite-clusters-serving-business-and-job-growth-787.html
7. Sajt Posol'stva Francii: Rossijskie investicii vo Francii v 2013 godu [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.ambafrance-ru.org/Rossijskie-investicii-vo-Francii-v
8. Sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii : Rossijsko-francuzskie inve-sticionnye proekty [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fr/ir_ru_relations/fr_rus_projects/
© О. А. Тюрина, 2015
Автор статьи - Ольга Андреевна Тюрина, аспирантка, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Ирина Борисовна Стукалова, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
Алексей Энверович Садеков, кандидат экономических наук, ООО «Консет-Рус».