© С.А. Робская, 2008
УДК 327.56(4) ББК 66.4(0).302
ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОСОВСКОГО КОНФЛИКТА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
С.А. Робская
Статья посвящена роли Европейского Союза в урегулировании последствий косовского конфликта. Основными акторами миротворчества на Балканах выступают НАТО и ООН. Но и ЕС активно принимает участие в политическом процессе постъюгославских государств, реализует свои геополитические интересы в регионе и в Косово, в частности. В статье выявляются этапы и методы политики ЕС по регулированию косовского конфликта.
Ключевые слова: Европейский Союз, международные отношения, военные конфликты, Косовский кризис, албанцы, сербы, урегулирование конфликтов.
Косовский кризис, всколыхнувший Европу, явился зеркальным отражением сложных процессов в региональной и мировой политике в начале XXI века. Будущее Балкан самым тесным образом связано с трансформациями, которые переживает современная Европа. Европейский союз, являясь транснациональным актором, на деле доказывал свою весомость в принятии решений в регионе.
При посредничестве и сильном давлении ЕС 14 марта 2002 г. было подписано Белградское соглашение о преобразовании Союзной Республики Югославии (далее - СРЮ) в Сообщество (Союз) Сербии и Черногории. Новообразование сохраняло единую международную правосубъектность - одно место в международных организациях. Структура общих органов и порядок принятия решений были таковы, что позволяли каждой республике в любой момент парализовать их, что и происходило на практике. Еще существеннее, что новообразование лишилось материальной основы, вопреки провозглашаемым целям интеграции в Европу. Таким образом, состояние полураспада, в котором последние годы находилась СРЮ, было заменено режимом временного существования, окончательная судь-
ба которого зависела от ЕС, наделенного функциями посредника и арбитра в решении споров между членами Союза.
Отсутствие общего видения того, что представляет собой жизнеспособный Союз государств, поставило под сомнение долговечность сербско-черногорского конституционного устройства. Это повлекло самопровозгла-шение независимости Черногории. Позже был проведен референдум черногорцев по данному вопросу. Фактически признав самостоятельность Черногории, Евросоюз обеспокоился реакцией Белграда на прошедший референдум. «Сербия - наш ключевой партнер по обеспечению стабильности и безопасности на Балканах» [2, с. 55], - подчеркнула в середине мая 2006 г. глава МИД Австрии Урсула Пласник, чья страна председательствовала в ЕС в первом полугодии 2006 года. Надо полагать, что переговоры о вступлении Сербии в ЕС возобновятся нескоро из-за нерешенности косовской проблемы.
Референдум в Черногории, прошедший в 2006 г., был во многом формальным. На протяжении ряда лет ее отношения с Сербией поддерживались на минимальном уровне. Так, в Черногории имела хождение немецкая марка, а позднее евро (этому во многом способствовал ЕС). Инициатор движения за отделение от Сербии премьер-министр Черногории Мило Джуканович сразу заявил о победе. Российский политолог П.Е. Кандель считает, что
«независимость Черногории покончила с остатками югославской государственности, но ситуация в Косово показывает, что раздел постъюгославского пространства еще не завершен» [3, с. 198].
Процесс отделения Косова оказался куда более драматичным, нежели самостоятельность Черногории. Временная администрация ООН, ставшая в 1999 г. верховной властью в крае, формально провозгласила курс на построение демократического мно-гоэтничного общества. В соответствии с этой целью выборы были проведены уже четыре раза: дважды муниципальные (в 2000 и 2002 гг.) и дважды парламентские (в 2001 и 2004 гг.). Все избирательные кампании свидетельствовали о мало менявшейся расстановке политических сил.
В 2001 г. была принята временная конституция Косова, создавшая правовые основы для строительства государственных институтов: был избран парламент, президентом стал албанец Ибрагим Ругова, создано правительство. Эти события не могли скрыть плачевных условий существования сербского населения. Начавшийся в феврале 2005 г. переговорный процесс по урегулированию проблемы Косова был заморожен и возобновлен только в феврале 2006 г. и закончился 10 марта 2007 года.
Первый раунд переговоров между представителями сербского государства и международного сообщества с представителями косовских албанцев состоялся в Вене 20 и 21 февраля 2006 года. Главным международным посредником по традиции стал представитель ООН, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. Ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе не скрывали, что был запущен процесс «окончательного определения статуса» края и что итогом его должно стать скорейшее провозглашение независимости Косова.
В начале февраля 2007 г. М. Ахтисаари выступил за заседании Североатлантического совета (САС) с участием не входящих в НАТО стран, на котором предложил обновленный проект статуса Косова [1]. На данном этапе Совет Безопасности ООН проект не принял, но это, несомненно, была очередная попытка становления Косова на путь, ве-
дущий к независимости. В этом случае предполагалось, что косовары примут собственную конституцию, будут иметь свои гимн и флаг, а главное - смогут вступить в международные организации, в частности ООН. Разумеется, в тексте термин «независимость» не значится: это противоречило бы Уставу ООН. Ведь обретение независимости должно быть результатом двух действий: ее провозглашения и признания другими странами. Наконец, в документе Ахтисаари не содержится ни одного упоминания о суверенитете Сербии: упоминание о нем было бы равнозначно утверждению, что и Косово должно получить суверенитет.
Албанские лидеры приветствовали подготовленный текст, в котором делается важный шаг навстречу их главному требованию. Новый протекторат, который будет осуществлять Евросоюз, придет на смену восьми годам международного протектората ООН, отмеченного крайне скудными результатами. Курс на многоэтническое общество по-прежнему относится к благим намерениям, местное правосудие абсолютно бессильно, социально-экономическая ситуация остается катастрофической. Хотя в документе Ахтисаари не установлено сроков, международный протекторат остается временной мерой. Документ Ахтисаари предусматривает особые права для представителей всех национальных и конфессиональных сообществ. Символы Косова должны включать национальную символику каждого из них [6].
Абсурдно думать, что предлагаемые сербам преимущества убедят их добровольно принять гражданство независимого Косова. В ежедневной сербской газете «Danas» бывший американский посол в Белграде Уильям Монтгомери сам признал, что «у сербов Косово нет никаких причин доверять международному сообществу» и что обещанные национальным меньшинствам гарантии не более чем «клочок бумаги» [5].
17 февраля 2008 г. Сербия пережила национальное унижение [4, с. 81]. Президент и премьер-министр Косова выразили благодарность США и ЕС за политическую поддержку независимости сербского края Косово. Премьер-министр Сербии в своем выступлении, напротив, обвинил государства Запада «в
90
С.А. Робская. Политика Евросоюза по регулированию косовского конфликта
участии в провозглашении независимости сербского края Косово, который составляет неотъемлемую часть Сербии и не может быть отделен» (цит. по: [там же, с. 82]).
В настоящее время американо-европейская риторика носит, скорее, политико-эмоциональный, а не юридический характер. Позиция Запада заключается в утверждении того, что независимость Косова не может служить прецедентом для других сепаратистских движений, а является «уникальным случаем». Ответственность за него несут сербы, а не американцы или европейцы, поскольку косовские албанцы сильно пострадали от тирании, геноцида и «этнических чисток» режима С. Милошевича, упразднившего автономию косоваров и нарушавшего их права и свободы. Албанцы, по их мнению, заслужили свободу и уже не могут сосуществовать вместе с сербами. «Ведение Сербией “войны против собственных граждан” лишило ее права опираться на принцип неприкосновенности государственных границ, а косовары получили моральное право на самоопределение» [там же, с. 83].
В качестве основных этапов политики Европейского союза по регулированию косовского конфликта можно выделить следующие:
1. 1999-2001 гг. - создание правовых основ в Косове для последующего строительства государственных институтов, свержение режима С. Милошевича, введение международных миротворческих войск и утверждение новой конституции Косова при посредничестве ЕС.
2. 2002-2003 гг. - процесс преобразования СРЮ в Союз Сербии и Черногории, арбитром которого выступал ЕС.
3. 2005-2006 гг. - неудачные попытки международного диалога о статусе Косова, а также референдум в Черногории по вопросу выхода из Союза Сербии и Черногории с последующей независимостью республики.
4. 2007 г. - план М. Ахтисаари по вопросу о статусе Косова, а также новые безрезультатные раунды переговоров сербской и албанской сторон при посредничестве Евросоюза.
5. 2008 г. - самопровозглашение Косова независимым от Сербии и признание данного факта некоторыми государствами Европы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахтисаари, М. [Выступление] / М. Ахтисаари. - Режим доступа: http://www.nato.int/docu/ speech/2007/s070216a. html.
2. Деран, Ж. А. Сербия перед вызовом: от Черногории до Косово / Ж. А. Деран, Л. Жезлен // Свободная мысль - XXI век. - 2006. - N° 4.
3. Кандель, П. Е. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / П. Е. Кандель ; под ред. А. А. Язьковой. - М., 2007.
4. Моисеев, А. А. Косовский прецедент и система международного права / А. А. Моисеев // Международная жизнь. - 2008. - № 5.
5. Kosovski Srbi nemaju razloga da veruju medjunarodnoj zajednici // Danas. - 10.02 2007.
6. Special package: Kosovo Final Status. Main Points Ojf Ahtisaari Plan Relevaled. - Mode of access: http://www.kosovo.birn.eu.com/en71/70/2193/.
THE EUROPEAN UNION POLICY IN SETTLEMENT OF THE KOSOVO CONFLICT
S.A. Robskaya
The article is devoted to a role of the European Union in settlement consequences of the Kosovo conflict. The base peacebuilding actors in the Balkans are the NATO and the United Nations. But also the European Union takes an active part in political process postyugoslavian countries, realizes the geopolitical interests in region and in particular in Kosovo. In the article, stages and methods of the EU policy in settlement of the Kosovo conflict come to reveal.
Key words: the European Union, international relations, military conflicts, the Kosovo conflict, Albanian, Serbian, settlement of the conflicts.