П О Л И Т И К А Е Г И П Т А П О С О З Д А Н И Ю З О Н С В О Б О Д Н О Й Т О Р Г О В Л И И П Е Р С П Е К Т И В Ы С О З Д А Н И Я З О Н С В О Б О Д Н О Й Т O Р Г О В Л И М Е Ж Д У Р О С С И Е Й И Е Г И П Т О М
Бирюков Евгений Сергеевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО МИД России.
Адрес: Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76 Е-mail: biryukov_e@mail.ru
В статье рассматриваются перспективы создания зоны свободной торговли России с Египтом. Подробно изучены региональные торговые соглашения, в которых участвует Египет. Проанализированы различные специфические положения данных соглашений, даны рекомендации по их использованию в случае создания зоны свободной торговли России и Египта. Рассмотрены структура внешней торговли России и Египта, место и роль двух стран во внешней торговле, а также плюсы и минусы подписания соглашения о зоне свободной торговли.
Ключевые слова: Египет, торговая политика, экономическая интеграция, региональные торговые соглашения, зона свободной торговли, Трехсторонняя зона свободной торговли.
T H E P O L I C Y O F E G Y P T O N T H E C R E A T I O N O F F R E E T R A D E A R E A S A N D P E R S P E C T I V E S F O R T H E C R E A T I O N O F F R E E T R A D E A R E A S B E T W E E N E G Y P T A N D R U S S I A
Biryukov, Evgeny S.
PhD, Associate Professor of the Department for External and Foreign Economic Relations of MGIMO.
Address: Moscow State Institute of Economic Relations, 79 Vernadskogo Avenue, Moscow, 119454, Russian Federation. E-mail: biryukov_e@mail.ru
The article considers the prospects for a free trade zone between Russia and Egypt. Regional trade agreements with the participation of Egypt are studied in detail. Various specific provisions of the agreements are analyzed. The author gives recommendations on their use in case of free trade zone between Russia and Egypt creation. The structure of trade between Russia and Egypt is considered, the place and role of the two countries in the foreign trade of each other is examined, an analysis of the pros and cons of signing an agreement on free trade zone is made.
Keywords: Egypt, trade policy, economic integration, regional trade agreements, free trade area, Tripartite free trade area.
Египет является крупнейшим торгово-экономическим партнером России в Африке и среди арабских стран. В 2014 г. внешнеторговый оборот составил более 5 млрд долларов. Из-за схожести позиций по ряду ключевых вопросов в сфере международных отношений между Россией и Египтом активно развивается внешнеполитическое сотрудничество - начиная с 2013 г. состоялось по два визита президентов В. В. Путина и А. Ас-Сиси. В ходе данных встреч наряду с политическими обсуждаются и экономические вопросы, поскольку одним из важнейших аспектов сотрудничества является экономика.
Начиная с 1990-х гг. в мире наметилась тенденция к значительному росту числа региональных интеграционных торговых соглашений (РТС) [6. - С. 9].
Выборочная либерализация внешней торговли с учетом интересов экспортеров страны - важный инструмент экономической дипломатии1. У России существуют соглашения о свободной торговле со странами СНГ, а из стран дальнего зарубежья - только с Вьетнамом. В настоящее время рассматривается вопрос о создании зоны свободной торговли между Россией и Египтом. В этой связи анализ политики Египта в области создания зон свободной торговли представляет практический интерес. Поскольку Россия развивает интеграционное объединение с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, Евразийский экономический союз, который с точки зрения теории интеграции находится на третьей стадии - общий рынок - фактически речь идет о возможности либерализации доступа Египта не только на российский рынок, но и на рынок четырех стран [4. - C. 90].
Египет участвует в следующих региональных торговых соглашениях: Соглашение об ассоциации между ЕС и Египтом, Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАСТ, Соглашение о свободной торговле
1 Экономическая дипломатия в условиях глобализации : учебное пособие / под общ. ред. Л. М. Капицы. - М. : МГИМО Университет, 2010. - С. 20.
между Египтом и Турцией, Агадирское соглашение, ПАФТА, КОМЕСА. В Египте во взаимодействии с США и Израилем созданы квалифицированные индустриальные зоны [9. - С. 1]. В настоящее время Египет ведет переговоры о создании Трехсторонней зоны свободной торговли с участием ряда африканских стран.
Соглашение об ассоциации между Египтом и ЕС
Соглашение действует с 2004 г. и предусматривает обнуление тарифов на промышленные товары и значительную либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами. Тарифы на экспорт египетских промышленных товаров в ЕС были обнулены сразу с 2004 г. В отношении экспорта промышленных товаров из ЕС предусматривается двенадцатилетний переходный период, который завершится в 2016 г. Для сельскохозяйственного сырья и обработанных сельскохозяйственных товаров из Египта устанавливаются специальные квоты наряду с тарифными послаблениями.
В случае, если российские производители будут рассматривать возможность выхода на европейский рынок через Египет, нужно обратить внимание на правило страны происхождения товара [3. - С. 72]. Соглашение предусматривает использование критерия страны происхождения, согласно которому для того, чтобы экспортируемые из Египта в ЕС (и в обратном направлении) товары подпадали под Соглашение, не менее 60% комплектующих должно быть произведено в Египте (в ЕС). При этом 40% комплектующих могут являться импортом из третьих стран, в том числе России.
В 2013 г. ЕС и Египет начали переговоры об углублении торговых и инвестиционных положений посредством заключения Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (ССТ). Соглашение будет направлено на упрощение доступа на рынок и улучшение инвестиционного климата, поддержку экономических реформ, проводимых Египтом. Положения планируемого Соглашения значительно шире действующего Соглашения об ассоциации. Так, ССТ будет регулировать торговлю услугами, государственные закупки, конкуренцию, защиту прав интеллектуальной собственности и защиту инвестиций.
Зона свободной торговли Египет - ЕАСТ
Соглашение о зоне свободной торговли между Египтом и ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария) было подписано 27 января 2007 г. Оно охватывает продукцию обрабатывающей промышленности, рыболовства и обработанные сельскохозяйственные продукты. Кроме самого Соглашения были заключены двусторонние договоры между странами ЕАСТ и Египтом по торговле сельскохозяйственными продуктами. Данные договоры дополняют Соглашение о
зоне свободной торговли. Торговля основными видами первичной сельскохозяйственной продукции осуществляется на двусторонней основе, в то время как на ряд переработанных сельскохозяйственных продуктов распространяются льготы при импорте из Египта в ЕАСТ.
Основной целью Соглашения является достижение либерализации торговли товарами в соответствии со статьей XXIV ГАТТ-94. Предусматривается, что с 1 января 2020 г. будут обнулены таможенные пошлины практически на все промышленные товары. Также Соглашение включает в себя положения, касающиеся ликвидации прочих торговых барьеров, а также правил конкуренции, государственных монополий и субсидий. Соглашение выходит за рамки простой зоны свободной торговли товарами и охватывает широкий спектр вопросов. Оно содержит положения по таким вопросам, как защита интеллектуальной собственности, инвестиции, услуги, текущие платежи и движение капитала, правительственные закупки, экономическая кооперация и институциональные и процедурные вопросы. Согласно Соглашению, создан совместный комитет, который контролирует выполнение Соглашения и обеспечивает обязательный арбитраж.
Соглашение о свободной торговле между Египтом и Турцией
Соглашение о свободной торговле между Египтом и Турцией вступило в силу с 1 марта 2007 г. В целом его положения являются зеркальным отражением глав, содержащихся в Соглашении об ассоциации между Египтом и ЕС. Вследствие этого при импорте в Турцию промышленных товаров из Египта не происходит взимания таможенных пошлин и других платежей, имеющих аналогичный эффект.
При этом таможенные пошлины и имеющие аналогичный эффект другие платежи в отношении импорта в Египет промышленных товаров из Турции должны быть постепенно упразднены в соответствии с рядом процедур, похожих по содержанию на процедуры, предусмотренные Соглашением между Египтом и ЕС. Для наиболее чувствительных продуктов переходный период составит до 12 лет.
В сфере сельскохозяйственных, обработанных сельскохозяйственных продуктов и продукции рыболовства только для нескольких товаров Соглашение предусматривает возможность неограниченного свободного доступа на рынки. По большинству товаров предусматриваются ограниченные льготы в виде тарифных квот: ограничение льготного импорта либо по суммарной стоимости, либо по объему. Между сторонами существует договоренность о том, что вопросы торговли сельскохозяйственными товарами и продукцией рыболовства будут обсуждены в будущем.
При определении страны происхождения для данного вида товаров используются правила Пан-Евро-Мед (разработаны Европейской
комиссией в 1997 г. для определения правил происхождения при торговле ЕС с государствами ЕАСТ, Турцией и средиземноморскими государствами, подписавшими Барселонскую декларацию 1995 г.).
Вопросы торговли услугами будут обсуждены в ходе будущих двусторонних встреч с учетом развития регулирования вопросов торговли услугами на мировом уровне в рамках ГАТС или крупных региональных торговых соглашений.
Ожидается, что влияние Соглашения с Турцией на экономику Египта будет не столь значительным и приведет к увеличению ВВП Египта не более чем на 0,1%. Торговля между двумя странами растет с относительно низкой базы, при этом данное соглашение будет способствовать дальнейшему росту торговли.
Прирост импорта в Египет из Турции в результате полного выполнения Соглашения составит 500 млн долларов к 2020 г. по сравнению с 2004 г., что будет означать удвоение импорта Египта из Турции по сравнению с 2004 г. [10. - С. V]. Однако рост импорта в Египет из Турции будет в основном вызван не общим экономическим ростом, а экстенсивным фактором - замещением импорта из третьих стран, при этом суммарный импорт в Египет вырастет только на 100 млн долларов. Таким образом, в основном будет наблюдаться эффект замещения торговли, а не эффект создания торговли.
Агадирское соглашение
Агадирское соглашение ставит целью создание зоны свободной торговли между арабскими средиземноморскими странами: Марокко, Иордания, Тунис и Египет. Инициативу поддерживали страны ЕС, она была частью Барселонского процесса. Соглашение вступило в силу в марте 2007 г., с этого момента торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами между четырьмя странами-участницами была полностью либерализована.
Одним из ключевых элементов соглашения стали правила происхождения. В случае, если товар состоит из компонентов, произведенных в любой стране Агадирского соглашения, и затем экспортируется в ЕС, то в отношении данных компонентов действует такое же регулирование, как если бы они были произведены в самом Египте, и, таким образом, ввоз в ЕС происходит беспошлинно. Это призвано стимулировать торговлю между странами Агадирского соглашения.
Панарабская зона свободной торговли (ПАФТА)
Соглашение по содействию и развитию торговли между арабскими государствами было подписано членами Лиги арабских государств 27 февраля 1981 г. С целью реализации Соглашения страны-члены
19 февраля 1997 г. договорились о создании в течение 10 лет Панараб-ской зоны свободной торговли.
На Арабском саммите, состоявшемся в Бейруте в марте 2002 г., и на встрече в рамках ЭКОСОС, состоявшейся в сентябре 2002 г., было решено сократить переходный период до семи лет, т. е. до января 2005 г. [7. - С. 86].
Члены ПАФТА: Египет, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Тунис, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Ирак, Оман, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Йемен. Ряд членов Лиги арабских государств еще не завершили процедуры по вступлению в ПАФТА: Алжир, Джибути, Сомали, Коморские острова, Мавритания.
В контексте создания зоны свободной торговли снижение таможенных пошлин и сборов, имеющих аналогичный эффект, происходило следующим образом: в 1998-2003 гг. с 1 января каждого года -10%-ное снижение пошлин, в 2004-2005 гг. - 20%-ное. Что касается нетарифных барьеров, страны-члены должны их ликвидировать полностью, включая административные, денежные, финансовые и технические барьеры.
На Арабском саммите в 2002 г. было решено предоставить товарам из стран-членов, относящимся к категории наименее развитых стран, преференциальный подход, в рамках которого будет обеспечиваться свободный, без каких-либо пошлин, доступ их экспорта на рынки других стран-членов, в свою очередь наименее развитые страны должны будут постепенно снизить свои таможенные тарифы за пять этапов, начиная с января 2005 г.
В настоящее время правила происхождения трактуются таким образом, что добавленная стоимость в стране-экспортере должна составлять не менее чем 40% от заводских издержек, чтобы товар попал под Соглашение. Странами-членами обсуждаются детализированные правила происхождения, после достижения договоренности будут приняты новые правила.
Стороны пришли к концептуальному согласию по положениям Соглашения по торговле услугами. В ближайшее время между странами-членами должны начаться переговоры по специфическим обязательствам каждой из них.
Египет - МЕРКОСУР
В 2004 г. Египет подписал рамочное соглашение с государствами Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) - Южноамериканского таможенного союза в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Венесуэлы (последняя - с 2012 г.).
Цель переговоров между Египтом и странами МЕРКОСУР - заложить основу зоны свободной торговли. В августе 2010 г. стороны за-
вершили переговоры, по результатам которых было подписано соглашение о свободной торговле между Египтом и МЕРКОСУР. Соглашение не вступило в силу, однако, имеет значительный потенциал для активизации двусторонних торговых потоков. Например, Египет является крупнейшим в мире импортером пшеницы, в то время как Аргентина - один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции. Экспорт этих видов товаров на рынки стран-участниц потенциальной ЗСТ приведет к увеличению взаимной торговли.
Членство Египта в КОМЕСА
Соглашение об Общем рынке Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) было подписано в 1994 г. В Соглашение входят 19 стран. Оно предусматривает ликвидацию пошлин в торговле товарами между странами. Согласно правилам происхождения, доля местных компонентов в добавленной стоимости должна составлять 45%.
При этом 11 стран из 19 смогли создать зону свободной торговли без изъятий (Джибути, Египет, Кения, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Судан, Замбия и Зимбабве - в 2000 г., Бурунди и Руанда - с 2004 г.).
Таким образом, экспорт в данные страны через территорию Египта является весьма выгодным, поскольку средние тарифы на ввоз продукции в данные страны составляют около 15%.
Члены КОМЕСА обсуждали возможность создания таможенного союза. В рамках подготовки к этому шагу был проделан значительный объем работы, это касается номенклатуры товаров, которые будут подпадать под общий тариф, общую систему оценки стоимости, таможенные правила и процедуры, а также вопросов ликвидации нетарифных барьеров.
Трехсторонняя зона свободной торговли
В июне 2015 г. 26 африканских государств, входящих в три наиболее влиятельные экономические организации Восточной и Южной Африки — Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканское сообщество (ВАС) и Сообщество развития Юга Африки (САДК) подписали Соглашение о создании Трехсторонней зоны свободной торговли.
Предполагается создание зоны свободной торговли товарами с последующим введением в Соглашение услуг и инвестиций. Данное соглашение является важным шагом на пути формирования всеафри-канской зоны свободной торговли, которую планируется создать к 2017 г. Соглашение прорабатывалось на протяжении достаточно долгого времени [5. - С. 45], и по сфере охвата включает широкий круг вопросов, выходящих за регулирование торговли товарами.
Для Египта подписанное Соглашение даст возможность выйти на новые африканские рынки. Египет рассчитывает, что его экспорт в
африканские страны вырастет на 100% в последующие три года и составит 5 млрд долларов по сравнению с 2,7 млрд долларов в 2013 г. [8].
Таким образом, Египет при регулировании своей внешнеэкономической деятельности активно использует механизм региональных торговых соглашений. Египет обладает крупным рынком, по численности населения (90 млн человек) находится на первом месте среди стран Ближнего Востока и Северной Африки, хотя уровень платежеспособного спроса является достаточно низким (ВВП на душу населения - 3 050 долларов1.
Вместе с тем многие страны заинтересованы в выходе на египетский рынок.
При определении необходимости создания Россией зоны свободной торговли с Египтом следует прежде всего рассмотреть структуру внешней торговли Российской Федерации с Египтом и определить, позволит ли ЗСТ увеличить сальдо внешней торговли, а также рассмотреть подходы к созданию ЗСТ.
С точки зрения структуры торговли (таблица) обращает на себя внимание, что экспорт из России в 9 раз превышает импорт (4,9 млрд долларов против 0,5 млрд долларов), поэтому дополнительное наращивание экспорта перекроет рост импорта.
Крупнейшие товарные группы во внешней торговле России и Египта в 2014 г.* (в млн долл.)
Экспорт - всего 4 939 млн долл. Импорт - всего 540 млн долл.
Наименование Объем Наименование Объем
Нефтепродукты 1 153 Цитрусовые 195
Пшеница 1 029 Картофель 172
Полуфабрикаты из железа и стали 382 Лук 35
Лесоматериалы 320 Костюмы, пиджаки, платья 26
Подсолнечное масло 287 Виноград 10
Фанера 133 Машины, оборудование 8
Грузовые автомобили 125 Ковры 5
* Источник: сайт Федеральной таможенной службы России.
Девальвация рубля, произошедшая в 2013-2015 гг., значительно повысила конкурентоспособность российской продукции, в том числе на рынках развивающихся стран [2. - С. 659]. Есть потенциал наращивания экспорта в Египет за счет продукции химической промышленности, различных видов сырья и сельскохозяйственной продукции. Египет из-за исторических, политических, экономических и культур-
1 Egypt, Arab Rep. Data. The World Bank [Electronic Resource]. - URL: http:// data.worldbank.org/country/egypt-arab-republic
ных факторов традиционно считается ключевой из 22 арабских стран, поэтому выход на рынок данной страны открывает возможность последующего выхода на быстрорастущие рынки Ближнего Востока в целом [1. - С. 82].
При анализе существующей структуры импорта из России в Египет обращает на себя внимание, что в случае снижения пошлин в результате создания ЗСТ конкуренции с российскими производителями наблюдаться не будет по таким группам, как цитрусовые, виноград, ковры так как в производстве данных товаров Россия априори неконкурентоспособна.
В связи с этим создание ЗСТ не привело бы к негативным последствиям в случае увеличения импорта данных товаров, поскольку данный импорт станет замещать импорт из других стран. Но по таким товарам, как картофель, лук, костюмы произойдет рост конкуренции с российскими производителями.
Общий объем внешнеторгового оборота Египта составляет 38,7 млрд долларов1. В то время как для России Египет не относится к числу крупных внешнеторговых партнеров (его доля во внешнеторговом обороте составляет 1%), для Египта Россия с долей 14% - один из крупнейших внешнеторговых партнеров.
С точки зрения подходов Египта к созданию интеграционных группировок следует обратить внимание на то, что эта страна активно использует правило страны происхождения при создании РТС. При создании интеграционного объединения с Египтом России следовало бы также использовать данный подход, поскольку он не позволит третьим странам, прежде всего, тем, которые имеют РТС с Египтом, или подпишут подобные соглашения в будущем, использовать территорию Египта для беспошлинного реэкспорта продукции в России.
Кроме того, при заключении ЗСТ со многими странами Египет оговаривает условие о переходном периоде сроком в несколько лет, в течение которого пошлины на египетский экспорт обнуляются, но при импорте на египетский рынок сохраняются таможенные барьеры, что не выгодно торговым партнерам Египта. Данные пункты в соглашении желательно исключить.
Весьма перспективным считается опыт Египта по взаимодействию с США и Израилем по созданию квалифицированных экспортных зон. Они действуют в форме районов с льготным налогообложением, получающих иностранное инвестирование и ориентирующихся на экспорт. Египет предложил России создание аналогичной зоны на побережье Суэцкого канала. Также данный опыт может быть востребован
1 Central Bank of Egypt: Economic Review [Electronic Resource]. - 2013/2014. - Vol. 54. -No. 4. - P. 83. - URL: http://www.cbe.org.eg/NR/rdonlyres/F2013705-FDC2-4943-B8AD-E6FF7D2BF346/3049/EconomicReviewVol54No4En.pdf
в самой России для привлечения азиатских инвестиций в различные регионы Дальнего Востока.
В целом очевидно, что за счет значительного превышения российского экспорта в Египет над импортом, создание ЗСТ с этой страной выгодно для российской экономики в случае включения в соглашение правила происхождения, делающего невозможным использование территории Египта третьими странами для реэкспорта. Кроме того, Египет является потенциально важным геополитическим партнером России.
Таким образом, активизация экономического взаимодействия была бы и одним из факторов, содействующих политическому взаимодействию наших стран.
Список литературы
1. Бирюков Е. С. Новые тенденции в деятельности исламских банков (на примере аравийских монархий) / / Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 7. - С. 82-91.
2. Бирюков Е. С. Управление валютным курсом экспортеров ресурсов / / Научное обозрение. - 2014. - № 8-2. - С. 659-665.
3. Бирюкова О. В. Зарубежный опыт создания региональных рынков услуг / / Мировая экономика и международные отношения. - 2012.
- № 11. - С. 71-79.
4. Бирюкова О. В. Проблемы и перспективы формирования регионального рынка услуг стран СНГ / / Общество и экономика. - 2011.
- № 6. - С. 77-92.
5. Дегтерёв Д. Фондовые биржи стран Африки // Азия и Африка сегодня. - 2004. - № 5. - С. 45-50.
6. Лисоволик Я. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». - М. : Экономика, 2007.
7. Шкваря Л. В. Проблемы субрегиональной межарабской экономической интеграции в условиях глобализации. - М. : РЭА им. Г. В. Плеханова, 2008.
8. Al-Aees S. Egypt Seeks Export Increase to African Countries over Next 3 Years // Daily News Egypt. - 2015. - June 6.
9. Bolle M. J. Qualifying Industrial Zones in Jordan and Egypt / M. J. Bolle, A. B. Prados, J. M. Sharp // CRS Report for Congress. - 2006. -July 5. - URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/69474.pdf (accessed 15.02.2016).
10. The Egypt-Turkey Free Trade Agreement. US Aid, Ministry of Trade & Industry of Egypt. - 2007. - August. - URL: http://pdf. usaid.gov/ pdf_docs/pnadx293.pdf (accessed 15.02.2016).