Научная статья на тему 'Политика догоняющего развития во Вьетнаме: достижения и проблемы'

Политика догоняющего развития во Вьетнаме: достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЬЕТНАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ПЕРЕХОД К РЫНКУ / "ДОГОНЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ" / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ / УСКОРЕНИЕ РОСТА / РАЗРЫВ В ДОХОДАХ / ЭКСТЕНСИВНЫЙ ХАРАКТЕР / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / "CATCHING UP DEVELOPMENT" / VIETNAMESE ECONOMY MODEL / MARKET TRANSITION / EFFICIENCY AND SUSTAINABILITY / GROWTH ACCELERATION / GAP IN INCOME / EXTENSIVE CHARACTER / GLOBAL RECESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазырин Владимир Моисеевич

В статье показано ускорение хозяйственной динамики Вьетнама при переходе на рыночный путь и интеграции в мировую экономику. Его экономическая модель определена как «догоняющее развитие», повторяющее опыт НИС и Китая. Дан анализ ключевых установок, главных движущих сил и механизмов ускорения роста, сильные и слабые стороны, проблемы ее реализации. Такие достижения, как макроэкономическая стабилизация и устойчивый рост экономики, позволили сократить разрыв в доходах на душу населения от соседей по региону. Среди недостатков типичными оказались упор на количественные показатели, экстенсивный характер экономического роста. Выявлены особенности курса на индустриализацию и инвестиционной политики как основных рычагов ускорения развития СРВ. Отмечены гигантомания и ставка на государственный сектор, перенакопление основного капитала, низкая эффективность и большие потери при его использовании, недостаток вложений в человеческий фактор. В заключение аргументирована потребность корректировки экономической стратегии, возросшая в условиях глобальной рецессии. Она направлена на повышение эффективности и устойчивости развития, сохранение экологического равновесия. Сделан вывод о том, что новая модель вьетнамской экономики может помочь преодолению кризиса современного капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Politics of «Catching up Development» in Vietnam: Achieve- ments and Problems

This paper shows acceleration of Vietnamese economy growth during market transition and international integration. Its economic model is defined as «catching up development», which repeats experience of NIS and China. The author analyzes key politics, driving forces and mechanisms of growth, together with advantages, weaknesses, and problems of local model realization. The core achievements like macroeconomic stabilization and steady growth has allowed reducing the gap in income per capita compared with regional neighbors. Among shortcomings to be traced are an emphasis on quantity indicators and extensive character of economic growth. The paper reveals core features of industrialization and investment policies as basic levers of speedy growth. It assesses gigantism, public sector uncontrolled promotion, excessive fixed capital accumulation, low efficiency and huge losses in its use, lack of human capital development. For conclusion it is argued the need to update economic strategy of the country that significantly rose under global recession. Such correction aims at increasing of development efficiency, sustainability, and keeping of ecological balance. The author concludes by drawing that new Vietnamese model could contribute to avoid from modern capitalism crisis.

Текст научной работы на тему «Политика догоняющего развития во Вьетнаме: достижения и проблемы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 3

В.М. Мазырин

ПОЛИТИКА ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

В статье показано ускорение хозяйственной динамики Вьетнама при переходе на рыночный путь и интеграции в мировую экономику. Его экономическая модель определена как «догоняющее развитие», повторяющее опыт НИС и Китая. Дан анализ ключевых установок, главных движущих сил и механизмов ускорения роста, сильные и слабые стороны, проблемы ее реализации.

Такие достижения, как макроэкономическая стабилизация и устойчивый рост экономики, позволили сократить разрыв в доходах на душу населения от соседей по региону. Среди недостатков типичными оказались упор на количественные показатели, экстенсивный характер экономического роста.

Выявлены особенности курса на индустриализацию и инвестиционной политики как основных рычагов ускорения развития СРВ. Отмечены гигантомания и ставка на государственный сектор, перенакопление основного капитала, низкая эффективность и большие потери при его использовании, недостаток вложений в человеческий фактор.

В заключение аргументирована потребность корректировки экономической стратегии, возросшая в условиях глобальной рецессии. Она направлена на повышение эффективности и устойчивости развития, сохранение экологического равновесия. Сделан вывод о том, что новая модель вьетнамской экономики может помочь преодолению кризиса современного капитализма.

Ключевые слова: модель вьетнамской экономики, переход к рынку, «догоняющее развитие», эффективность и устойчивость, ускорение роста, разрыв в доходах, экстенсивный характер, глобальный кризис.

This paper shows acceleration of Vietnamese economy growth during market transition and international integration. Its economic model is defined as «catching up development», which repeats experience of NIS and China. The author analyzes key politics, driving forces and mechanisms of growth, together with advantages, weaknesses, and problems of local model realization.

The core achievements like macroeconomic stabilization and steady growth has allowed reducing the gap in income per capita compared with regional neighbors. Among shortcomings to be traced are an emphasis on quantity indicators and extensive character of economic growth.

The paper reveals core features of industrialization and investment policies as basic levers of speedy growth. It assesses gigantism, public sector uncontrolled promotion, excessive fixed capital accumulation, low efficiency and huge losses in its use, lack of human capital development.

For conclusion it is argued the need to update economic strategy of the country that significantly rose under global recession. Such correction aims at increasing of development efficiency, sustainability, and keeping of ecological balance. The author concludes by drawing that new Vietnamese model could contribute to avoid from modern capitalism crisis.

Key words: Vietnamese economy model, market transition, «catching up development», efficiency and sustainability, growth acceleration, gap in income, extensive character, global recession.

Ускорение динамики развития

В 1960-1980-е гг. северная, а после государственного воссоединения в 1976 г. и южная части Вьетнама двигались по пути «социалистической модернизации», которая являлась одним из вариантов догоняющего развития. Копируя советскую модель, лидеры страны осуществляли индустриализацию, техническое переоснащение народного хозяйства на основе максимальной мобилизации внешних и внутренних ресурсов1. Тогда за счет предельного напряжения сил и преимущественно внеэкономического принуждения удалось добиться экономического роста и общественного переустройства на уравнительных началах.

Однако с конца 1970-х гг. командно-административная система Вьетнама все отчетливей обнаруживала черты упадка и застоя. Сказались чрезмерные затраты по милитаризации народного хозяйства, подавление частной инициативы, необщественных форм собственности. Директивная плановая экономика, в целом способствовавшая ускоренному проведению индустриализации и решению военно-политических задач в условиях полуавтаркического существования, оказалась неэффективной в новой обстановке мирного созидания и расширения контактов с внешним миром. Лидеры СРВ осознали, что, сохраняя государственно-распределительную систему, они не смогут обеспечить поступательное экономическое развитие страны.

Политика обновления, старт которой дал VI съезд КПВ (1986), положила начало возрождению в СРВ рыночного хозяйства и товарно-денежных отношений. С распадом мировой системы социализма Вьетнам, как и другие страны, шедшие по социалистическому пути, не имел иного выбора среди немногочисленных альтернатив развития.

За основу рыночной модели экономического роста во Вьетнаме был взят опыт реформ в КНР, успешно осуществлявшихся уже почти 10 лет, ввиду схожести прежнего пути развития и их общественно-политических систем. В то же время были заимствованы многие элементы, которые сложились в новых индустриальных странах Азии в период их рывка. Эта модель определяется как «догоняющее развитие» и имеет вынужденный характер. При ней целевым ориентиром экономического роста и социального прогресса выступает

1 Ее характеристику подробнее см.: Фридман Л.А. О многовариантности международных экономических сопоставлений // Фридман Л.А., Бельчук А.И. Россия в окружающем мире. М., 2006. С. 182-183.

36

достижение в исторически сжатые сроки уровня более развитых государств. Отставшие страны стремятся догнать их по общему и среднедушевому производству валового внутреннего продукта, объему доходов и структуре потребления населения, в области техники и технологии. Наиболее сильные стороны такой модели - ускорение общественного прогресса, решение крупных, масштабных проблем, опора на сравнительные преимущества. Но при ориентации на стратегические, долгосрочные цели «догоняющие страны» зачастую не учитывают свои ограниченные возможности, проявляют поспешность и субъективизм, опираясь на мобилизационные механизмы.

Задачи «ускорения» решаются в СРВ в рамках Стратегии социально-экономического развития, рассчитанной на 10 лет (2001-2010), с учетом перспективы до 2020 г. К этому времени Вьетнам должен превратиться из отсталого в «современное индустриальное государство» путем ускорения промышленного роста, модернизации и технического перевооружения народного хозяйства. Достижению поставленной цели послужат также начатая в 1990-е гг. интеграция в мировой рынок, раскрытие потенциала многоукладной экономики, повышение уровня жизни граждан2.

По данным статистики избранный путь развития приносит успех. Наиболее очевидным достижением Вьетнама стала макроэкономическая стабилизация, отражающая выздоровление национальной экономики после кризисных 1980-х гг. В ходе рыночных преобразований страна преодолела тотальный товарный дефицит и полную зависимость от зарубежной помощи, смогла многократно увеличить производство и экспорт, удовлетворить нужды населения в потребительских товарах, продуктах питания. Показательно в этом отношении увеличение валового сбора зерновых культур с 21,5 млн т в 1990 г. до 43,2 млн в 2008 г., а в подушевом выражении с 324 до 500 кг. Страна превратилась из импортера продовольствия в одного из ведущих экспортеров риса (в 2008 г. 4,7 млн т)3. Инфляция упала с трех- до однозначного показателя, резко выросли инвестиции в экономику. Долю граждан, живущих за чертой бедности, за период с 1993 по 2008 г. удалось снизить с 58 до 13%4.

Привлечение внешних средств, улучшенных технологий, способствуя расширению производства и сбыта продукции, стало одной из главных движущих сил вьетнамской экономики. Наличие богатых

2 КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2000 года. Ханой, 1991. С. 45.

3 Доклад ГСУ СРВ о социально-экономическом положении в 2008 г. Ханой, 2009. С. 5, 7 (на вьет. языке); Statistical Yearbook of Vietnam 1996. Hanoi, 1997. P. 32-34.

4 Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме: основные направления, динамика и результаты (1986-2006). М., 2007. C. 267; Muc tieu giäm ngheo näm 2008 khöng ve dich //vovnews.vn/Home/Muc-tieu-giam-ngheo-nam-2008-khong-ve-dich/200812/101975. vov - 04.12.2008.

природных и трудовых ресурсов, их активная эксплуатация и продажа за рубеж повысили занятость и доходы. Это также позволило создать поступления в твердой валюте, облегчило прохождение первоначального, самого сложного этапа в формировании рыночной экономики. При наличии позитивного стартового фона (развитие капитализма в Южном Вьетнаме на протяжении почти 100 лет) благоприятными оказались характеристики человеческого капитала, а именно готовность к реформам, сохранение традиций и навыков частного предпринимательства. Очень большой вклад в успех преобразований внесло умелое политическое руководство, сохранение власти в руках прежней полит ической элиты, использование ряда сильных сторон социалистического общественного устройства5. В результате мир стал свидетелем быстрого превращения Вьетнама в нового азиатского «дракона», начала «золотого века» в его развитии.

Главным свидетельством стабилизации и быстрого движения вперед являются устойчиво высокие темпы роста, поддерживаемые уже почти 22 года за исключением периодов экономического кризиса в регионе и мире. В результате удалось увеличить абсолютные размеры ВВП, в том числе дважды добиться его удвоения - с 1995 по 2003 г. и с 2004 по 2008 г., причем во второй раз вдвое быстрее6. В среднем за период 1991-2008 гг. ежегодные темпы прироста составляли 7,5% в год и оказались намного стабильнее, чем за период 1975-1990 гг.7 На примере целого ряда стран Азии известно, что стабильность роста - это одновременно и результат, и важнейший фактор развития, способствующий снижению инфляционных ожиданий и инвестиционных рисков, стимулирующий накопление.

По темпам развития экономики в последние полтора десятилетия СРВ заметно опередила многие страны ЮВА, а в Восточной Азии оказалась второй после Китая (табл. 1). С одной стороны, более развитые соседи Вьетнама прошли период высокого роста. С другой - эти темпы можно считать завышенными: если исходить из сравнительных исследований, нынешний размер ВВП на душу населения опережает другие показатели, характерные для данного

5 Подробнее о политических аспектах экономического роста и реформ во Вьетнаме см.: Мазырин В.М. Эволюционная модель общественной трансформации в СРВ // Юго-Восточная Азия - историческая память, культурно-этническая идентичность и политическая реальность/ Отв. ред. Н.Н. Бектимирова. М., 2009. С. 157-180.

6 Доклад ГСУ СРВ о социально-экономическом положении в 2008 г. С. 1-2. Как показывает опыт многих стран, планы удвоения ВВП помогают создавать мощные стимулы роста и укреплять веру населения в потенциал национальной экономики.

7 Vo Tri Thanh and Pham Hoang Ha. Vietnam's Recent Economic Reforms and Developments: Achievements, Paradoxes, and Challenges // Social Inequality in Vietnam and the Challenges to Reform/ Ed. by Taylor, Ph. Singapore. ISEAS, 2004. Р. 73.

этапа развития. Но даже если учесть подгонку реальных показателей органами вьетнамской статистики (уравновесив их не до конца отслеживаемым приростом, создаваемым в неформальном секторе), рост СРВ достаточно высок и достигает оценочно 5-6% в год. Мы исходим при этом из расчетов, примененных для корректировки темпов развития китайской экономики8. Соответствующая поправка для Вьетнама может составить порядка 1,5-2 процентных пунктов ВВП, а с учетом экологических потерь более 2,5. Показательно и сравнение с бывшими социалистическими странами, особенно на начальном этапе реформ: в 1993-1997 гг. 20-21 из них имела более низкие показатели9.

Таблица 1

Сравнение темпов экономического роста в странах Восточной Азии и Вьетнаме (в процентах за год по показателю ВВП)

Страна 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Вьетнам 9,5 8,2 4,8 6,8 6,9 7,1 7,3 7,8 8,4 8,2

Сингапур 8,0 5,4 9,4 -2,1 4,2 3,1 8,8 6,6 7,9

Таиланд 8,8 -1,8 4,1 4,7 2,2 5,3 7,1 6,3 4,5 5,0

Филиппины 4,8 5,2 3,2 6,0 3,0 4,5 4,9 6,4 4,9 5,5

Малайзия 9,5 7,5 5,4 8,9 0,3 4,2 5,7 6,8 5,0 5,9

Лаос 7,0 7,3 5,8 5,8 5,9 6,1 6,4 7,1 7,6

Индонезия 8,2 4,7 0,2 4,9 3,8 4,5 4,8 5,0 5,7 5,5

Мьянма 6,9 10,9 13,7 9,7 5,5 5,1 5,0 4,5

Ю. Корея 8,9 5,0 10,7 8,5 3,8 7,0 3,1 4,7 4,2 5,0

Китай 10,5 8,8 7,1 8,0 7,5 9,1 10,0 10,1 10,4 10,7

Источник: World Bank. East Asia Update 2004. Washington, Nov.2004; Statistical Yearbook of Vietnam 2007. Hanoi, 2008, p. 679-680 (по данным World Bank за 1999-2007 гг.).

При оценке динамики экономического роста надо учитывать, что он начался с предельно низкой исходной базы, и Вьетнам стремится поддерживать его высокие значения, чтобы выполнить цели догоняющего развития. По расчетам в 2003-2004 гг. он отставал по уровню подушевого дохода от КНР примерно на 10 лет, Таиланда на 15, Малайзии на 20, Южной Кореи на 25, Сингапура на 35 и Японии на 40 лет10. В условиях снижения динамики роста в Восточной Азии

8 См.: Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2006. № 2. С. 16.

9 Weeks J. A Tale of Two Transitions: Cuba and Vietnam // Globalization and the Third World Socialism: Cuba and Vietnam/ Ed. by C. Brundenius, J. Weeks New York, 2001. Р. 24-25.

10 Tang truong kinh te Viet Nam: Nhftng rao can can phai vuot qua. Nguyen Van Thuong chu bien. Ha-noi, 2005. Tr. 14, 17-18; Statistical Yearbook of Vietnam 2005. Hanoi, 2006. P. 641.

отрыв удается сокращать (кроме КНР и Индонезии), заметней - с более развитыми странами региона, как показывает сравнение по обменному курсу за 2000 и 2007 гг. (табл. 2).

Более корректное сопоставление доходов на основе паритета покупательной способности показывает, что отставание СРВ от соседей реально меньше и также сокращается, за исключением Сингапура и КНР. Подушевой ВВП Вьетнама за 1991-2008 гг. вырос со 158 до 1024 дол. (с учетом ППС до 3174 дол.), что по классификации ПРООН вывело его из категории наиболее бедных стран11. Конечно, это сравнение относительно, приводимые цифры служат скорее для иллюстрации и не претендуют на точность, поскольку изменяются каждый новый раунд международных статистических сопоставлений. Участие СРВ в раундах 2002 и 2005 гг., проведенных ВБ, обеспечивает сопоставимость приводимых данных.

Таблица 2

Сравнение показателей национального дохода на душу населения Вьетнама с рядом стран Азии в 2000 и 2007 гг.

Страна ВВП на душу, долл. Разница с СРВ, раз

текущие цены по ППС текущие цены по ППС

2000 2007 2000 2007 2000 2007 2000 2007

Вьетнам 402 836 1996 2600 1,0 1,0 1,0 1,0

Индонезия 800 1918 3043 3728 2,0 2,3 1,5 1,4

КНР 856 2485 3976 5345 2,1 3,0 2,0 2,0

Филиппины 991 1640 3971 3410 2,5 2,0 2,0 1,3

Таиланд 2021 3851 6402 8138 5,0 4,6 3,2 3,1

Малайзия 3881 6807 9068 13379 9,6 8,1 4,5 3,5

Южная Корея 10 890 19 983 17 380 24 712 27,1 23,9 8,7 5,1

Сингапур 22 767 35 160 23 356 50 300 56,6 42,0 11,7 19,3

Япония 37 409 34 252 26 755 33 525 93,0 41,0 13,4 12,9

Источник: World Bank Development Indicators database 2005-2007 // www. worldbank.org; Human Development Report 2001 - UNDP.

Если воспользоваться показателем подушевого ВНП, то только за 1990-2002 гг. его значение у Вьетнама выросло относительно США с 4,3% до 6,4%, а относительно пяти ведущих стран АСЕАН (исходя из их средневзвешенного индикатора) с 37,0% до 49,7%. Показательны и изменения по стоимости экспорта на душу населения: в 1994 г. СРВ уступала Филиппинам в 3,7 раза и Таиланду в 12,5 раз, а в 2004 г.

11 GDP da vuot nguong 1.000 USD/nguoi //vietnamnet.vn/kinhte/2008/12/821532 -31.12.2008.

40

уже в 1,5 и 4,8 соответственно12. В целом же ввиду незначительных размеров национальной экономики в дореформенный период даже высокие темпы развития СРВ пока дают скромный прирост в абсолютном выражении.

Вместе с тем полезно представить, с какими государствами Вьетнам находится сегодня по доходам на душу населения, выраженным в ППС, примерно на одном уровне развития. Среди стран Южной Азии - это Индия (2753 дол. в 2007 г.) и Пакистан (2525), из бывших республик СССР - Узбекистан (2425) и Молдова (2560), в Южной Америке Никарагуа (2578). В Восточной Азии СРВ немного отстает от Индонезии (3728 дол.).

Установки и реалии современной

экономической стратегии

В основу современной стратегии развития положен ряд ключевых установок. Уже упомянутая интеграция в мировое хозяйство призвана подключить экономику СРВ к транснациональным потокам товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, услуг и информации. Политика «открытых дверей» помогает расширению внешней торговли и экономического сотрудничества, привлечению иностранных инвестиций. Глобализация признается неизбежным процессом, к которому следует приспособиться с выгодой для страны, не утрачивая суверенитета.

Используются сравнительные преимущества Вьетнама - относительно дешевая, дисциплинированная рабочая сила, достаточно емкий, пока еще слабо насыщенный внутренний рынок. Преимущественно развиваются те отрасли экономики, которые обеспечены сырьевыми ресурсами. СРВ как отсталая страна, не завершившая стадию индустриализации, стремится раскрыть свои наиболее доступные резервы.

Однако механизмы ускорения роста в условиях интеграции в мировую экономику используются не лучшим образом. Так, во Вьетнаме понимают, что индустриализация должна опираться на международное разделение труда, а не вести к созданию полного хозяйственного комплекса. Тем не менее вместо приоритетного развития перспективных отраслей большая часть сил и средств направлена на производство товаров, которые в избытке на мировом рынке или морально устарели.

Следуя общемировой тенденции, взят курс на построение «экономики знаний» и освоение передовых технологий. Принятое по

12 World Bank. World Development Indicators 2004. CD-ROM. Washington, 2005; Мурадов К.Ю. Экономическая интеграция стран-участниц АСЕАН в 1990-2000-х годах: оценка и критерии эффективности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 59.

этому поводу в 2006 г. решение стало основой для создания инновационного кластера в недрах традиционной экономики. Вьетнам не может перескочить целый исторический этап: увеличивая темпы роста и объемы производства, он сначала собирается завершить индустриализацию. Открытым остается вопрос о том, что при постиндустриальной экономике сравнительные преимущества, приносящие наибольшую выгоду сегодня, будут утрачены.

Вьетнамские специалисты думают над тем, как при этом обеспечить устойчивое по международным меркам развитие страны. Например, по мнению Нгуен Дык Киена, гармоничного сочетания трудовых ресурсов и современных технологий можно добиться путем реструктуризации экономики. Он предлагает освоить выпуск оригинальных товаров, а не конкурировать с известной продукцией других стран13. Примерами такого рода могут быть производство экологически чистых продуктов питания в сельском хозяйстве, выпуск компьютерных чипов с использованием местных запасов редкоземельных металлов и т.п. В поисках новых сфер специализации, базирующихся на использовании «мозгов», Вьетнам хочет перенять опыт Индии, добившейся развития индустрии программного обеспечения без полного комплекса производства самих компьютеров.

Естественно, что выбор конкретных форм развития определяется наличными возможностями. Это наглядно проявилось в особенностях политики индустриализации. Согласно решениям VII съезда КПВ в 1991 г. был взят курс на подъем сельского хозяйства и основные усилия, ресурсы были направлены на развитие обслуживающих отраслей промышленности, модернизацию сельской инфраструктуры. За счет такого курса были созданы накопления для последующего промышленного строительства, развития других секторов экономики, например освоения новых источников роста в сфере услуг (туризма, телекоммуникаций, банковского бизнеса). Характерно, что аналогичным путем шли Гонконг, Сингапур, другие НИС. Как показал исторический опыт, эта последовательность шагов в максимальной мере подходит для модернизации аграрных стран.

В государственной политике СРВ по вопросам индустриализации и ускорения роста экономики смешивались концепции импорто-замещения и экспортной ориентации ввиду наличия у каждой своих преимуществ и недостатков. Это представляет собой специфику современного развития ранее отсталых стран. Первая из двух не до конца учитывает требуемый объем затрат и опасные экологические последствия, хотя удовлетворяет первоочередные потребности. Вторая выглядит реалистичнее, стимулируя отрасли, имеющие бо-

13 СЫпЬ засЬ йеп 1ё 1а ШапЬ со^ 1оп пЬй сиа паш 2008 //www.vneconomy. уп - 23.12.2008.

лее высокий внутренний потенциал. Однако в обоих случаях ставка делается на капиталоемкое и трудоемкое производство, прежде всего экстенсивные факторы, что естественно. Такое движение длинным путем, в свою очередь, замедляет «догоняющее развитие».

В 1990-е гг. преобладала политика импортозамещения, дававшая понятные преимущества госсектору. Ставка на индустриализацию в духе импортозамещения привела к чрезмерному импорту капитального оборудования, связанных с ним компонентов, материалов и в итоге к высокому торговому и бюджетному дефициту. Она подтолкнула рост производства в тех отраслях, где Вьетнам не имеет конкурентных преимуществ, например в металлургии, судо-и машиностроении, химической промышленности. Все это отчасти сдерживало повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, особенно промышленности. В то же время упор на удовлетворение внутренних потребностей позволил упрочить основы индустриального потенциала страны, способствовал насыщению рынка и расширению строительных мощностей, росту занятости населения.

Такой курс опирался на государственный протекционизм. Приоритет получили государственные корпорации (ГК), которые, согласно данным статистики, тратят более половины средств госбюджета, а приносят в него менее 15%14. Руководство Вьетнама считает, что они обеспечивают движение страны по социалистическому пути, социально-экономическую стабильность и сдерживают рыночную стихию, поскольку, развиваясь без противовесов, последняя несет усиление эксплуатации и социального неравенства. В экономическом отношении расчет строится на создании на базе этих ГК крупных корпораций регионального масштаба, способных завоевать позиции и влияние на рынках в Юго-Восточной Азии.

Углубляющаяся интеграция Вьетнама в мировое хозяйство, прием в 2006 г. в ВТО поставили вопрос: как защищать внутреннее производство и госсектор при новых «правилах игры»? Пришлось преодолеть инерцию протекционистской политики. Правительство начало переход от жесткой защиты внутренних рынков к тарифным мерам регулирования внешней торговли, более активной поддержке развития экспорта. Экспортная квота по товарам и услугам поднялась только за 2000-2007 гг. с 55 до 77% ВВП. Новая волна роста во многом оказалась связанной с экспортно-сырьевым разогревом экономики, что соответствовало общемировой конъюнктуре.

В текущем десятилетии экспортная ориентация СРВ развивалась в русле передислокации (аутсорсинга) важнейших элементов

14 2 nam gia nhâp WTO: Buoc và mât //vovnews.vn/Home/2-nam-gia-nhap-WT0/200812/101667.

производства из постиндустриальных в более бедные, адекватно управляемые страны. Вьетнам стал оплачивать импорт многих важных для народного хозяйства товаров вывозом нефти, других сырьевых товаров. Однако резкое падение доходов от этого экспорта с началом мирового экономического кризиса создало большие трудности по сохранению объемов производства и занятости населения. Стало зреть понимание опасности ставки только на вывоз непереработан-ной продукции, переработку давальческого сырья при расположении в начале производственной цепи мировой экономики.

Смену приоритета от импортозамещения к экспортной ориентации в СРВ отражает динамика краткосрочных рычагов экономического роста. В начале рыночных реформ он достигался во многом за счет иностранных инвестиций (доля ПИИ в общественном капи-талонакоплении достигала в 1995-1997 гг. 30%) и еще большего по объему международного содействия развитию, поступавшего в гос-бюджет15. Спустя 10 лет приток заемных средств уменьшился вдвое (ПИИ до 15-16%, а МСР до 10%), и активнее стали использоваться возросшие местные ресурсы. Тот факт, что развитие страны шло отчасти «взаймы», повысило ее внешнюю зависимость.

При реализации данной экономической модели роста возникли и другие серьезные проблемы, сопутствующие бесспорным достижениям. Наличный потенциал роста используется не самым оптимальным образом и не до конца раскрыт, реформы носят ограниченный характер и отстают от новых потребностей и вызовов. Фактически не удается достигнуть основных целевых ориентиров «догоняющего» движения: Вьетнам, очень медленно подтягиваясь к уровню ушедших вперед стран, не повышает качества развития и уровня социального равенства16.

Во многом данное положение объективно обусловлено. Странам, подобным Вьетнаму, нужно длительное время для создания прочных основ и институционального оформления конкурентоспособной рыночной экономики. Ее становление, тем более при совмещении элементов административно-командной и рыночной систем, отличается большой неравномерностью и противоречивостью. К противоречиям действующего хозяйственного организма относятся падение эффективности инвестиций, ограничение конкуренции, обострение проблем ресурсосбережения и структурных дисбалансов, загрязнение окружающей среды. Не решены многие вопросы и на микроуровне, например увеличилась убыточность госпредприятий, сохранились препятствия для развития частного сектора.

15 Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме... С.192, 210-212.

16 Vo Tri Thanh and Pham Hoang Ha. Vietnam's Recent Economic Reforms and Developments // Op. cit. P. 63; Tang truông kinh tê Viêt Nam // Op. cit. P. 12-13.

Объективное противоречие состоит в том, что упор на показатели количественного роста ограничивает качественные сдвиги, подъем наукоемких отраслей экономики. Расширение трудоемкого производства препятствует повышению производительности труда, хотя и уменьшает социальные издержки. Наращивание капитальных затрат ускоряет экономический рост, увеличивает прибыль и притом ограничивает расход общественных средств на социальные нужды. Увеличение физического капитала, не дополненное инвестированием в человеческий фактор, мешает поднять продуктивность и конкурентоспособность экономики. Эти черты характерны для многих развивающихся стран, начавших рост.

Перечисленные проблемы обусловлены и другими факторами. При решающей роли государства в осуществлении догоняющего развития экономика особенно чувствительна к недостаткам управления, как и несовершенству правовой базы. Они препятствуют улучшению бизнес-среды в стране, заставляют предпринимателей постоянно искать обходные пути решения текущих проблем, ведут к распространению коррупции и взяточничества17. В результате Вьетнам «проедает» немалую часть своих накоплений и зарубежной помощи.

Ход и успехи развития попали в растущую зависимость от состояния экономики ведущих партнеров и выполнения СРВ международных обязательств перед странами-донорами. Ставка на получение выгод от внешнеторговой либерализации оказалась во Вьетнаме сильнее прогнозов относительно негативных последствий включения в мировое хозяйство на условиях развитых стран18. Последствия этого проявились в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. Резкий спад внутреннего производства и спроса на рынках покупателей вьетнамских товаров уже потребовал переориентации на рост внутреннего потребления и вновь оживил протекционистские настроения в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экстенсивный характер экономического роста

Если проанализировать рост экономики Вьетнама с точки зрения движущих его сил, то окажется, что главной из них помимо природных ресурсов выступают капиталовложения, с большим отставанием идут труд и многофакторная производительность (МФП - Total Factor of Productivities). Вклад первой в увеличение ВВП несколько сократился, а других двух в разной мере поднялся (табл. 3). Это говорит о том, что для повышения темпов развития

17 См. подробнее: Tang truong kinh tê Viêt Nam // Op. cit. P. 40-41.

18 См. подробнее: Мазырин В.М. О проблемах присоединения Вьетнама к ВТО // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 1. С. 104-131.

за счет расширения капитальных затрат здесь задействованы не все резервы. Наряду с привлечением свободных средств, имеющихся в обществе, можно было бы более эффективно использовать поступающие в страну иностранные инвестиции19. Вместе с тем вклад капитала в экономический рост СРВ в 2-4 раза превышает вклад МФП, что типично для этапа индустриализации. Даже в более развитых странах ЮВА развитие носит все еще экстенсивно-интенсивный характер.

Количественные факторы роста - труд и капитал пока естественно преобладают во Вьетнаме, их общий вклад достигает почти 80%. Роль же интенсивных, качественных факторов - производительности труда, научного прогресса, новых технологий, зависящих от интеллектуального участия и знаний (их отражает индекс МФП), незначительна, хотя растет.

Таблица 3

Структура и динамика факторов прироста ВВП за 1992-2008 гг. (в %)

Периоды 19921997 19982004 20052008 19921997 19982004 20052008

Факторы Ср. вклад в год по периодам Внутренняя структура

Капитал 6,01 4,10 4,50 69 60 57

Труд 1,47 1,73 1,56 17 25 20

Многофакторная произво-дитель-ность (МФП) 1,24 0,98 1,76 14 15 23

Суммарно в год 8,72 6,82 7,83 100 100 100

Источник: Kinh tê Viêt Nam nam 2004: nhùng vân dê nôi bât (Nguyên Van Thuong, Nguyên Kê Tuân chù biên). Hà-nôi, 2005, tr.39; Prolonged discussion, opportunities may be missed // Vietnam Economic Times / www.gda.com.vn/? page=news&code=news&i d=1529, 02.01.2009.

По качественным показателям Вьетнам не может не отставать от более развитых стран ЮВА: у него фактор МФП обеспечивал в начале текущего десятилетия до 20% роста ВВП, тогда как в Таиланде 35%, на Филиппинах более 40%. Общественная производительность труда в СРВ ниже, чем в странах АСЕАН в 2-15 раз, причем не проявляет признаков роста. Так, производительность труда на предприятиях текстильной, швейной, бумажной, пищевой промышленности по выпуску пластмасс не превышает 30-40% от международного уровня. Больше отставание в сфере сельского хозяйства, где СРВ уступает развивающимся странам почти в 2,5 раза, в том числе Ки-

19 См.: Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Указ. соч. С. 30.

таю в 1,5, Индии в 3, Таиланду в 3,4 (отрыв от развитых стран еще больше, например от Южной Кореи в 54 раза)20. Это обусловливает низкую конкурентоспособность вьетнамских товаров не только на мировом, но и региональном рынке, и причина кроется не в сложных для интенсивного труда климатических условиях.

Стагнация или слабый рост производительности труда имеют свое объяснение. В СРВ медленно повышается качество труда и рабочей силы, распространена неполная занятость в сельской местности, сказывается вынужденное сохранение низко- и нерентабельных предприятий госсектора для поддержания занятости. Положительные изменения вызывает переход рабочей силы из аграрных в несельскохозяйственные отрасли и рост вооруженности труда физическим капиталом.

Для вьетнамской экономики сегодня неизбежен по преимуществу экстенсивный тип развития - ведь она опирается на традиционные отрасли и виды продукции. Производство такого типа ведется с большими материальными затратами и на простейшем технологическом уровне, что предопределяет низкое качество товаров. Для Вьетнама как отсталой и слаборазвитой страны природные ресурсы и земля, рабочая сила являются наиболее доступными и одновременно ценными источниками роста. В годы рыночных реформ, не говоря о периоде командной экономики, по признанию вьетнамских специалистов, эти ресурсы использовались к тому же нерационально.

Показательно общее отношение к земле, являющейся главным национальным достоянием. Большая часть сельскохозяйственных угодий, способная приносить 3 урожая в год, не дает и половины, господствует ручной труд, сохраняется фонд целинных и залежных земель, на обширных участках до сих пор ведется подсечно-огневое земледелие.

Способ бытового потребления вьетнамцев остается преимущественно традиционным, особенно у проживающих в деревне, хотя распространен и в городах. Для него характерны использование почти не переработанного натурального сырья, большие материальные и энергетические затраты, уничтожение редких видов животных и невосполнимых природных ресурсов. Подобная модель потребления ведет к ухудшению здоровья, в том числе следующих поколений, к перегрузке природной среды за счет выброса вредных веществ и чрезмерного расхода естественных богатств.

Экстенсивный характер развития тесно взаимосвязан с технической отсталостью экономики, вызванной ее медленным перевооружением и слабым применением научно-технических знаний в производстве. К полностью отсталым относится 7% применяющихся

20 Та^ кшЬ 1ё У1й Ыаш // Ор. ск. Р. 19.

в СРВ технологий; устарели, хотя пригодны 70% из них, современные технологии составляют менее четверти. Согласно данным министерства промышленности СРВ большая часть используемых в обрабатывающей отрасли оборудования и технологий устарела на десятилетия по сравнению с передовыми странами ЮВА21. При этом во Вьетнаме больше внимания уделяется расширению парка оборудования и меньше его обновлению.

Развитию современных видов производства и услуг препятствует и отсталая инфраструктура. Состояние коммунальных сетей, связи, морских портов, транспорта, здравоохранения во Вьетнаме не отвечает растущим требованиям, а цены на услуги выше, чем в регионе ЮВА в среднем. В частности, в коммунальной сфере это характерно для цен на электричество, телефонную связь, транспортные перевозки. В целом экономика СРВ остается высокозатратной. Она заметно проигрывает в этом отношении другим странам АСЕАН, которые после кризиса конца 1990-х гг. прошли структурную перестройку.

В силу этих причин не удается поднять эффективность работы промышленных предприятий, особенно в государственном секторе, где стимулы для роста производства остаются слабыми. Эти предприятия не полностью задействуют установленные мощности, отличаются высокими производственными затратами и соответственно низкой доходностью. Многие из них «остаются» на плаву только благодаря скрытым субсидиям.

Вследствие больших издержек цены внутреннего рынка в СРВ на многие виды продукции выше мирового уровня. Например, такие важные для производства и жизни населения товары, как цемент, сталь, бумага, ткани, удобрения, химикаты, сахар и проч., стоят на 20-30% дороже, чем в других странах региона ЮВА. За счет инфляции издержек происходит относительно быстрое увеличение общей стоимости промышленной продукции (до 12-15% в год)22. Аналогичная ситуация сложилась в аграрном секторе: продуктивность и эффективность в нем остаются низкими и заметно уступают промышленности.

Для оценки конкурентоспособности экономики Вьетнама в сравнении с другими странами обратимся к расчетам ВЭФ (World Economic Forum), выполняемым совместно с Гарвардским университетом. Как мы видим (табл. 4), позиции СРВ по уровню общей конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) невысоки и

21 Tang truông kinh tê Viêt Nam // Op. cit. P. 22-23; Chuyên dich co câu kinh tê Viêt Nam trong nhùng nam dâu thê ky 21. Nguyên Trân Quê chù biên. Hà-nôi, 2004. Р. 88-89.

22 Tang truông kinh tê Viêt Nam // Op. cit. P. 23; High and Sustainable Development to Reduce Poverty. Government Report to the Consultative Group Meeting. Hanoi, 2002. December. Р. 9.

улучшаются медленно. За 2001-2008 гг. произошло перемещение с 60 на 70-е место при расширении списка обследованных стран почти вдвое. В экономическом рейтинге позиции по индексам потенциала экономического роста, конкурентоспособности бизнеса выглядят не лучше. Более того, по ряду разделов экономического рейтинга - технологическому уровню, перспективам развития Вьетнам не случайно попадает в конец списка. Невысоко оценивает возможности ведения бизнеса здесь и ВБ (рейтинг СРВ в 2006 г. 104-й из 175 стран).

Таблица 4

Изменение глобальной конкурентоспособности СРВ

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество стран 75 80 102 107 125 122 131 134

Позиция Вьетнама 60 65 60 77 74 64 68 70

Количество стран позади Вьетнама в рейтинге 15 15 42 30 51 58 63 64

Источник: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2004-2005, 2008-2009. Country/ Economy Profiles. WEF, 2004, 2008 // www.weforum.org/pdf/ GCR08/GCR08.pdf.

Особенности и приоритеты инвестиционной политики

Экономический рост во Вьетнаме опирается на приток средств из различных источников. Государственные средства идут из бюджета, от предприятий госсектора в счет госкредитов и внутренних займов. Их доля в общем объеме инвестиций за 1995-2005 гг. выросла более чем в 1,5 раза, хотя включала международную помощь. Частный бизнес наращивал капиталовложения по мере либерализации экономики, акционирования госпредприятий, расширения поддержки со стороны государства, в итоге превзойдя госсектор во внутренней структуре общественных инвестиций (табл. 5)23. Их совместный вклад вырос с 70 до 84%, что подтверждает проявившуюся в ЮВА на прежнем этапе закономерность. Более крупные государства (Филиппины, Таиланд, Индонезия) активнее опирались для ускорения роста на внутренние факторы, а малые страны (Сингапур, Малайзия) преимущественно

24

использовали внешние источники24.

23 Chuyên dich со câu kinh tê Viêt Nam// Op. cit. Р. 36; Ngân hàng thê gioi và Ngân hàng Phat triên Châu A. Viêt Nam: thuc hiên cam kêt. Bao cao phat triên 2003. Hà-nôi, 2003, tr.8; Nhin lai kinh tê Viêt Nam nam 2008 //dangcongsan.vn/tiengviet/chuyende/ sukienbinhluan/details.asp? topic= 201&subtopic=428&leader_topic=934&id=BT210 962781 - 02.01.2009.

24 См.: Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998. С. 7.

4 ВМУ, востоковедение, № 3

Таблица 5

Изменение структуры капиталовложений относительно ВВП в 1995-2008 гг. (%)

Сектора экономики 1995 1996 1997 1998 1999 2002 2004 2006 2008

Государственный сектор 13,3 15,7 17,1 18,0 19,2 21,4 19,5 19,0 12,5

Негосударственные инвестиции (внутренние) 8,7 8,0 7,8 7,7 7,9 9,5 15,3 15,8 17,8

Зарубежные инвестиции 9,6 8,3 9,7 6,7 5,7 6,5 5,8 6,7 12,8

Всего 31,7 32,1 34,6 32,4 32,8 37,4 40,6 41,5 43,1

Источник: Statistical Yearbook of Vietnam 2007, op. cit., p. 72, 93; Nhin lai kinh tê Viêt Nam nâm 2008//dangcongsan.vn/tiengviet/chuyende/sukienbinhluan/details. asp?topic=201&subtopic =428&leader_ topic= 934&id=BT210962781 - 02.01.2009.

Валовые капиталовложения увеличились в СРВ как в абсолютном, так и относительном измерении. Суммарно в 1991-1995 гг. они составили около 21 млрд дол. (в ценах 1994 г.), в 1996-2000 гг. 37 млрд, в 2004-2005 гг. достигли 36 млрд, а за один 2008 г. превзошли данный показатель25. При этом норма капиталонакопления (отношение валового объема инвестиций к ВВП) выросла до 43%, подойдя к уровню, отмеченному в Японии и НИС в период их быстрого роста26. Подобный индикатор расходов определяет инвестиционный характер экономического роста СРВ.

Экономисты и политики продолжают спорить относительно того, играют ли госрасходы роль стимула экономического роста. Как показало проведенное Всемирным банком еще в 1996 г. сопоставление доли этих расходов в ВВП и подушевого дохода в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, по мере роста последней растет и присутствие в ней государства27. Вместе с тем более поздние исследования российских экономистов не выявили однозначной обратной зависимости между госрасходами и темпами экономического роста в странах, проходивших этап ускоренного развития во второй половине прошлого века28.

25 Nhin lai kinh te Viet Nam nám 2008 // dangcongsan.vn/tiengviet/chuyende/sukien-binhluan/details.asp? topic =201&subtopic=428&leader_topic=934&id=BT210962781 -02.01.2009. ,

26 Kinh te Viet Nam 2004. Central Institute for Economic Management, Vietnam. Há-noi, 2005, tr.15; Statistical Yearbook 2005 // Op. cit. P. 81; Chuyen dich co cáu kinh té Viet Nam // Op. cit. P. 35.

27 World Development Report. Executive Summary. 1996. P.13.

28 Подробнее см.: Фридман Л., Видясов М., МельянцевВ. Государственные расходы и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11 C. 9-19.

Практика Вьетнама показала, что увеличение госрасходов и кредитов необходимо на данном этапе и дает значительный эффект. Большой объем инвестиций помогает удовлетворять общественный спрос на основные товары и услуги, развивать инфраструктуру. Позитивное влияние на экономический рост проявилось в повышении покупательной способности граждан за счет стимулирования спроса. Пока «накачивание» экономики ликвидностью не создало серьезной угрозы долговременной финансовой нестабильности. Дефицит госбюджета СРВ достиг лишь 5% (без учета внебюджетных расходов) и покрывался за счет долговых заимствований. По расчетам МВФ за 2007 г. накопившиеся суммы дефицита не вывели госдолг страны за приемлемые пределы в 50% ВВП (в 2005 г. - 37%)29.

В 2008 г. в целях обуздания вышедшей из под контроля инфляции и проведения других антикризисных мер государство заметно сократило расходы на капитальное строительство. Это имеет долгосрочное значение для преодоления структурных перекосов во вьетнамской экономике, повышения эффективности общественных инвестиций, в целом для корректировки модели развития, излишне зависимой от притока капитала, потенциально рискованной и завязанной на внешнюю торговлю.

Одним из условий повышения в СРВ эффективности общественных инвестиций является перераспределение вложений из «физического» капитала, который явно перенакоплен, в человеческий. Только так можно поднять влияние интенсивных факторов экономического роста, подойти ближе к уровню, который демонстрировали другие страны Восточной Азии в сходный период их развития30. Доля суммарных государственных и частных расходов на образование, здравоохранение, НИОКР составляла в ссредине этой декады около 10-11% от ВВП (соответственно примерно по 5% пришлось на первые две сферы и менее 1% на третью)31.

Конечно, вопрос об оптимальных размерах присутствия государства в экономике неотделим от проблемы рационального распределения и эффективности использования выделяемых им средств, как и работы государственных институтов в целом. Вьетнамские эксперты единодушно критикуют недостатки в этом отношении. По официальным данным в сельское, лесное и рыбное хозяйство государство направляет менее 10% инвестиций. Хотя это экстенсивные отрасли экономики, в данном случае, видимо, не учитываются частные

29 Ve chinh sach chong suy thoai 0 Viet Nam hien nay: Nghien cuu so 1. Ha Noi, 2008. Tr. 9-10. Наряду с центром значительными средствами в СРВ располагают местные администрации.

30 См.: Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Указ. соч. С. 24.

31 Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме ... С. 246.

вложения, которые обеспечивают их подъем. Большие потери, как и собственно затраты, сопровождают сооружение государственных объектов, особенно в промышленной сфере.

Данные причины объясняют тот факт, что в ходе индустриализации капиталовложения постоянно растут, а их вклад в общий рост экономики (капиталоотдача) падает. Это видно по динамике индекса предельной капиталоотдачи 1СОЯ (табл. 6): затраты капитала на производство 1% прироста ВВП поднялись примерно с 3-4% ВВП за 1990-1997 гг. до 5-7% за следующие десять лет. Расчет учитывает только капиталонакопление (увеличение основного капитала), а не капитальные затраты в целом, и произведенные, притом нереализованные товары, запасы которых выросли почти вдвое. В 2008 г. они достигли 5% ВВП, т.е. 4-5 млрд дол., тогда как в прежние годы не превышали 2-3% ВВП32.

Таблица 6

Соотношение капиталовложений и сбережений в 1990-2008* гг. (процентная доля от ВВП в текущих ценах)

1990 1996 1999 2002 2005 2008

Валовые капвложения 12,6 28,1 27,6 37,4 40,9 43,1

Валовые внутренние сбережения 3,3 17,2 24,6 28,1 35,6 33,5

Индекс ICOR 4,3 3,0 5,8 5,3 4,9 6,9

Источник: Statistical Yearbook of Vietnam 2007. Op. cit. Р. 82, 93; Доклад ГСУ СРВ о социально-экономическом положении в 2008 г. (на вьетн. яз.). С. 2, 16; Vietnam's economy: one year, two crises // Vietnam Economic Times / www.gda.com. vn/?page=news&code=news&id=1527 - 29.12.2008.

* За 2008 г. данные предварительные, в том числе в авторской оценке33.

По индексу ICOR Вьетнам закономерно отстает от более развитых стран Азии (в Малайзии его значение равнялось 4,6, в Сингапуре 4,3, в КНР 3,5, в Индии 3,7). Такой показатель капиталоотдачи указывает на основную причину низкой конкурентоспособности вьетнамских товаров по сравнению со странами, где его значение лучше (Китай, Индия, Малайзия). По мнению ряда экономистов, например сторонников теории У. Ростоу, ухудшение индекса ICOR, как и инвестиционный характер роста, закономерны при завершении экстенсивного этапа развития.

32 Dapice D. Vietnam's Economy: success story or weird dualism? A SWOT analysis. UNDP, 2003. Р. 8; Tâng truong GDP 6,23%: «Bô truong cùng bât ngd» // www. vneconomy.vn/2009010612089457P0C10/tang-traong-gdp-623-bo-truong-cung-bat-ngo. htm - 07.01.2009.

33 Индекс ICOR рассчитан нами как частное от деления уцельного веса общественных капиталовложений в ВВП на темп прироста ВВП. См.: Kinh tê Viêt Nam nâm 2004: nhùng vân dê nôi bât (Nguyên Vân Thuong, Nguyên Kê Tuân chù biên). Hà-nôi, 2005. Tr. 37.

Растрата и неэффективное расходование инвестиционных средств признаются во Вьетнаме национальным бедствием34. В финансировании капитального строительства сохраняются гигантомания, формализм, дублирование, преобладает затратный подход. С начала 2000-х гг. поднялась волна строительства морских портов, в том числе глубоководных, промышленных зон. Слабый технический и финансовый надзор за исполнением проектов обусловил низкое качество построенных объектов, а иногда и невозможность их эксплуатации. Ввиду увеличения количества сооружаемых объектов происходило затягивание сроков строительства и сдачи их в эксплуатацию.

Вьетнамские экономисты критикуют гигантоманию в привлечении иностранных инвестиций, вызванную погоней властей за достижениями. Они также выступают против переноса из развитых стран экологически вредных и затратных видов производства35. Отмечается необходимость сокращения инвестиций в проекты, основанные на низких или очень отсталых технологиях. Серьезную озабоченность вызывает зависимость почти всех крупных отраслевых производств от импортного сырья как противоречащая стратегии устойчивого развития. При такой зависимости любые изменения мировых цен крайне чувствительны, что и проявилось в ходе циклических кризисов в конце 1990-х гг. и текущего десятилетия.

Принятие многих проектов капитального строительства без должной экспертизы и обоснования, без увязки с общей программой социально-экономического развития страны привело к крупным перекосам. Среди них перепроизводство многих товаров и превышение предложения над спросом, породившее порочный круг увеличения долгов предприятий и рисков банковской системы. Ввиду того что нередко это очень большие объекты, провалы и убытки имеют национальный масштаб36.

Итоги и перспективы

Проведенный анализ показал, что СРВ в основном завершила фазу первичной (сырьевой по форме) специализации и преимущественно импортозамещающей индустриализации. Страна в сравнительно короткие сроки (15-20 лет) постадийно интегрировалась в мировое хозяйство. Данная закономерность присуща и другим государствам с переходной экономикой. В следующую декаду предполагается закончить создание комплекса экспортных производств,

34 Kinh tê Viêt Nam nam 2004: nhüng vân ôê nôi bât // Op. cit. Р. 56, 160-161.

35 VN thiêu chiên luoc phat triên // http://www.bbc.co.uk/vietnamese/vietnam/ story/2008/09/080923_han_manh_tien.shtml - 23.09.2008.

36 Vo Tri Thanh and Pham Hoang Ha. Vietnam's Recent Economic Reforms and Developments: Achievements, Paradoxes, and Challenges // Op. cit. Р. 77.

выпускающих высокотехнологичные товары и набор продукции обрабатывающих отраслей.

Однако на пути реализации избранной модели Вьетнам сталкивается с новыми испытаниями, необходимостью преодоления ряда иллюзий и ошибок роста. В частности, здесь сохраняется убеждение, что экономика должна расти непрерывно высокими темпами, строиться в предельном масштабе и наборе отраслей37. Это ведет к чрезмерным затратам, в отдельных аспектах сдерживает процесс модернизации, лежащий в основе данной концепции, отдаляет переход к инновационному этапу развития.

Хозяйственное строительство ведется в СРВ в экстенсивных формах. Предпочтение отдано экспорту сырья и простейшей сборочной продукции перед конкуренцией в сфере производства высокотехнологичных товаров. Ставка делается на капиталоемкие проекты, пока слабо применяются и поощряются передовые технические знания. Такой характер роста не отвечает насущным требованиям, в том числе активной международной конкуренции и интеграции СРВ, замедляет преодоление отсталости. Если исходить из критериев качества развития, то здесь только предстоит достичь важнейших из них. Прежде всего необходимо обеспечить устойчивость экономического роста, увязать его с целями подъема благосостояния общества в целом.

Для решения первой задачи СРВ предстоит добиться повышения хозяйственной эффективности и охраны окружающей среды, поскольку экологическая деградация несовместима с устойчивым развитием. В рамках второй задачи требуется не только ликвидировать нищету, но и остановить дальнейшее усиление социальной дифференциации. Наконец, важно преодолеть разрыв между уровнем экономического развития различных регионов и этнических групп страны, города и деревни. Все это - важные условия выхода на более высокий уровень развития.

Последствиями мирового экономического кризиса во Вьетнаме является сужение основных внешних рынков, а вслед за этим и упадок ведущих отраслей СРВ (швейной и обувной промышленности, сборки электроники и электротоваров, автосборки). С начала 2009 г. отмечен спад производства в реальном секторе экономики. Пока непонятно, насколько сильным будет ее торможение в ответ на падение цен на нефть и проч. Возникшее под влиянием данных причин снижение покупательского спроса и кредитования вызвало сжатие внутреннего рынка. Такое сжатие, хотя, конечно, крайне болезненно, помогает активизировать структурную перестройку всего хозяйства, стимулирует заботу не только об уровне потребления, но и конкурентоспособности национального производства.

37 Отечественные специалисты указывают на аналогичную ситуацию в России, см.: Чадаев А. Заложники развития // Российская Федерация сегодня. 2008. № 24. С. 42. 54

В этих условиях стали звучать призывы переориентироваться в экономической стратегии СРВ на расширение внутреннего потребления и использование доходов на цели роста общественного благосостояния. Предлагается перенаправить государственные средства из капиталоемких, зависимых от импорта объектов на трудоемкое производство и проекты социальной значимости. Однако отход от стратагемы роста «экспорт -прибыль - инвестиции» чреват ослаблением конкурентных преимуществ, о чем уже задумались, например, в соседнем Китае.

Ряд вьетнамских экспертов - в качестве адекватного ответа на последствия мировой рецессии и протекционистские действия Запада - предлагает временно отложить выполнение отдельных обязательств перед ВТО, усилить финансовый контроль38. Выражается мнение, что в то время как развитые государства обогащались за счет спекуляций в финансовом секторе, развивающиеся страны, которые стали для них сборочным цехом, оказались обманутыми и не смогли ускорить свой прогресс. Подобное развитие, впрочем, вполне совершившееся, во многих случаях неизбежно обернулось социальными волнениями и загрязнением окружающей среды.

Таким образом, нарастающий сегодня глобальный кризис заставил вьетнамское руководство и экспертное сообщество ускорить внесение корректив в стратегию развития экономики с целью повышения его эффективности и устойчивости. Вьетнаму предстоит определить новые приоритеты, выделить и поддержать ключевые отрасли, которые, будучи ориентированы на качество и технический прогресс, позволят сохранять социальное и экологическое равновесие. Как представляется, пересмотр модели роста и международного поведения СРВ уже начался. Помогут ли новые подходы создать достойную альтернативу господствующей сейчас неолиберальной модели капитализма и найти выход из его системного кризиса, мы узнаем нескоро, но сможем наблюдать за этим процессом.

Список литературы

Доклад ГСУ СРВ о социально-экономическом положении в стране в 2008 г. (на вьетн. яз.).

КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2000 года. Ханой, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мазырин В.М. Эволюционная модель общественной трансформации в СРВ // Юго-Восточная Азия - историческая память, культурно-этническая идентичность и политическая реальность/ Отв. редактор Н.Н. Бектимирова. М., 2009.

38 См.: Qu6c Нос. СИиап Ы сИо хи Иио^ ш61 //www.vneconomy.vn/ 2009020903029630Р0С10/сЬиап-Ы-сЬо-хи-Ьио^-то1.Ьгш - БОТ^ 09.02.2009.

Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме: основные направления, динамика и результаты (1986-2006). М., 2007.

Мазырин В.М. О проблемах присоединения Вьетнама к ВТО // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 1.

Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2006. № 2.

Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998.

Мельянцев В., Фридман Л. Государственные расходы (потребление) и экономический рост // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1998. № 2.

Мурадов К.Ю. Экономическая интеграция стран-участниц АСЕАН в 19902000-х годах: оценка и критерии эффективности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

Фридман Л.А., Бельчук А.И. Россия в окружающем мире. М., 2006.

Фридман Л., Видясов М., Мельянцев В. Государственные расходы и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения, 1999. № 10-11.

Чадаев А. Заложники развития // Российская Федерация сегодня. 2008. № 24.

Юго-Восточная Азия - историческая память, культурно-этническая идентичность и политическая реальность/ Отв. редактор Н.Н. Бектимирова. М., 2009.

Asian Development Bank. Country Economic Review 2007 - Socialist Republic of Vietnam. Hanoi, 2007. November.

Chuyen dich co cau kinh te Viet Nam trong nhung nam 6au the ky 21. Nguyen Tran Que cM bien. Ha-noi, 2004.

Dapice D. Vietnam's Economy: success story or weird dualism? A SWOT analysis. UNDP, 2003.

Statistical Yearbook of Vietnam 1996. Hanoi, 1997.

Statistical Yearbook of Vietnam 2007. Hanoi, 2008.

Globalization and the Third World Socialism: Cuba and Vietnam / Ed. by С. Brundenius, J. Weeks. N. Y., 2001.

High and Sustainable Development to Reduce Poverty. Government Report to the Consultative Group Meeting. Hanoi,, 2002. December.

Kinh te Viet Nam nam 2004: nhung van de noi bat. Nguyen Van Thuong, Nguyen Ke Tuan cM bien. Ha-noi, 2005.

Kinh te Viet Nam 2004. Central Institute for Economic Management, Vietnam. Hanoi, 2005.

Tang truong kinh te Viet Nam: Nhung rao can can phai vuot qua. Nguyen Van Thuong cM bien. Ha-noi, 2005.

Ve chinh sach chong suy thoai o Viet Nam hien nay: Nghien cuu so 1: Chinh sach kich cau. Truong 6ai hoc kinh te, Dai hoc quoc gia Ha Noi, 2008.

Social Inequality in Vietnam and the Challenges to Reform. Ed. by Taylor, Ph. Singapore, ISEAS, 2004.

World Bank Development Indicators database 2004, 2007. Washington, 2005, 2008.

World Bank. Global Development Finance - Harnessing Cyclical Gains for Development - 2004. Washington, 2004.

World Bank. East Asia Update 2004. Washington, 2004. November.

World Development Report. Executive Summary 1996. Washington, 1997.

World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2004-2005, 20082009.

Сведения об авторе: Мазырин Владимир Моисеевич, канд. ист. наук, доц.

кафедры экономики и экономгеографии ИСАА МГУ. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.