Научная статья на тему 'Политика аре в отношении Арабо-Израильского конфликта (2005 – 2011 гг. )'

Политика аре в отношении Арабо-Израильского конфликта (2005 – 2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
Египет / Хосни Мубарак / Арабо-Израильский конфликт / АРЕ / Израиль / ХАМАС / ФАТХ / Egypt / Hosni Mubarak / Arab-Israeli conflict / ARE / Israel / HAMAS / FATH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Урвилов Михаил Александрович, Афанасьев Никита Игоревич

После парламентских выборов 2005 года в Египте на политическую авансцену выходят «Братья – мусульмане», что знаменует поворотный этап в современной истории АРЕ. С этого года и вплоть до событий «Арабской весны» в 2011 официальный Каир находился под прессингом со всех сторон, как с внешней, так и с внутренней. Учитывая ту роль, которую Египет стремился играть в разрешении АрабоИзраильского конфликта, это давление не могло не сказаться на этом векторе внешней политики государства. В данной статье рассматриваются изменения на данном направлении внешней политики Египта после 2005 года в новых внутриполитических реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARE POLICY WITH REGARD TO ARAB-ISRAELI CONFLICT (2005 - 2011)

After the 2005 parliamentary elections in Egypt, the Muslim Brotherhood comes to the political forefront, which marks a turning point in the modern history of Egypt. From that year until the events of the Arab Spring in 2011, official Cairo was under pressure from all sides, both from the outside and from the inside. Given the role that Egypt sought to play in resolving the Arab-Israeli conflict, this pressure could not but affect this vector of state foreign policy. This article examines the changes in this area of Egypt’s foreign policy after 2005 in the new internal political realities.

Текст научной работы на тему «Политика аре в отношении Арабо-Израильского конфликта (2005 – 2011 гг. )»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / PEDAGOGICAL sciences

91

Урвилов Михаил Александрович,

студент 4 курса

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия,

Республика Татарстан, г. Казань Афанасьев Никита Игоревич

студент 4 курса

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия,

Республика Татарстан, г. Казань DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10413 ПОЛИТИКА АРЕ В ОТНОШЕНИИ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА (2005 - 2011 ГГ.)

Urvilov Mikhail

4th year student,

Kazan (Volga region) federal university, Russia, Tatarstan Republic, Kazan

Afanasyev Nikita

4th year student,

Kazan (Volga region) federal university, Russia, Tatarstan Republic, Kazan

ARE POLICY WITH REGARD TO ARAB-ISRAELI CONFLICT (2005 - 2011)

Аннотация

После парламентских выборов 2005 года в Египте на политическую авансцену выходят «Братья -мусульмане», что знаменует поворотный этап в современной истории АРЕ. С этого года и вплоть до событий «Арабской весны» в 2011 официальный Каир находился под прессингом со всех сторон, как с внешней, так и с внутренней. Учитывая ту роль, которую Египет стремился играть в разрешении Арабо-Израильского конфликта, это давление не могло не сказаться на этом векторе внешней политики государства. В данной статье рассматриваются изменения на данном направлении внешней политики Египта после 2005 года в новых внутриполитических реалиях.

Abstract

After the 2005 parliamentary elections in Egypt, the Muslim Brotherhood comes to the political forefront, which marks a turning point in the modern history of Egypt. From that year until the events of the Arab Spring in 2011, official Cairo was under pressure from all sides, both from the outside and from the inside. Given the role that Egypt sought to play in resolving the Arab-Israeli conflict, this pressure could not but affect this vector of state foreign policy. This article examines the changes in this area of Egypt's foreign policy after 2005 in the new internal political realities.

Ключевые слова: Египет, Хосни Мубарак, Арабо-Израильский конфликт, АРЕ, Израиль, ХАМАС, ФАТХ

Key words: Egypt, Hosni Mubarak, Arab-Israeli conflict, ARE, Israel, HAMAS, FATH

Говоря об внешней политике Арабской Республики Египет в тот период времени необходимо учитывать множество факторов. Как минимум это то, что серьезные внутриполитические изменения достаточно заметно отразились на процессе принятия внешнеполитических решений. Ранее, на протяжении 25 лет египетские власти имели возможность не учитывать мнения оппозиции и действовать так, как выгодно им. Однако, теперь, выстраиваемая десятилетиями внешнеполитическая линия государства подвергалась обсуждению между представителями разных баррикад и руководство АРЕ вынуждено считаться с другим мнением и отслеживать риски, которые имеют место быть в государстве с малой степенью стабильности. Исходя из того состояния дел, которое существовало внутри Египта, у властей на повестке, первостепенно, должны стоять на повестке внутренние проблемы и их решения, однако истеблишмент АРЕ делал ставку на внешнюю политику так или иначе пытаясь угодить третьим странам и показать

себя как лидера в регионе. Это было также одним из глобальных просчетов, в результате которого, произошли события 2011 года.

Внешняя политика Египта в ближневосточном регионе имеет несколько основных направлений, на которые они делают наибольший акцент. В основном, те или иные действия обслуживают политику США на Ближнем Востоке, что не является странным, так как Вашингтон считает Египет одним из ключевых партнеров в регионе. Однако, исходя из практики, политика «двойных стандартов» в Америке заложена на инстинктивном уровне.

Первый вектор внешней политики АРЕ направлен на процесс ближневосточного урегулирования, другими словами, на решение Палестино-Израильских и межпалестинских противоречий, в которых Египет стремится играть центральную дипломатическую роль. Этот конфликт также является камнем преткновения в отношениях между официальными властями Египта и оппозицией с

РЕБЛООвГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8 / <<Ш1ШМУМ~^©УГМак>>#Щ17)),2©119

92_

1979 года, так как руководители АРЕ, начиная с Ан-вара Садата, который заключил Кэмп-Дэвидские соглашения с Израилем, проводили курс на сближения с Соединенными Штатами Америки и, соответственно, с Израилем. В то же самое время, голоса народа, представители оппозиционных кругов поддерживают ХАМАС в Палестине и категорично не признают Израиль, считая, что именно исламисты олицетворяют политику сопротивления сино-нистам.[1]

Стремительным толчком к заключению мирного соглашения с Израилем для Анвара Садата была дипломатия США, которые сыграли главную роль в посредничестве между сторонами. Последующий его визит в Иерусалим стал сенсационным, так как повлек за собой выход АРЕ из Хартумской резолюции от 1967 года, которая отрицала право Израиля на существование среди арабских государств. Исходя из этого, подписание египетским президентом мирного договора было воспринято в арабском мире, в большинстве своем, резко негативно. За этими действиями последовали обвинения в том, что Садат предал «арабское дело» в угоду сионистам. Египет был лишен всякой экономической поддержки извне, исключен из Лиги Арабских Государств, а также, практически все арабские страны разорвали с ним дипломатические отношения. [2]

Не менее важным является то, что египетское руководство не получило поддержки не только извне, но и со стороны своего народа. Активизировались различные фундаменталисткие группировки и народ начал выходить на улицы. Арабский мир целиком и полностью не признавал и не признает Израиль, считая его оплотом Запада на Ближнем Востоке. Заключение соглашения сыграло с президентом АРЕ злую шутку, и в силу того, что арабская улица бастовала, было организовано удачное покушение на Садата и он был убит исламистами в 1981 году.

Однако, даже по прошествии нескольких десятков лет, мнение оппозиции в отношении Израиля не изменилось. Они на протяжении этого времени продолжают не признавать Израиль и требуют разрыва всякого рода отношений и контактов с Израилем. Также не изменилась и позиция руководства АРЕ, но изменился подход. В стране было введено чрезвычайное положение и все исламисты были арестованы или загнаны в подполье. Другими словами, египетский истеблишмент обеспечил себе плацдарм все для того же сотрудничества с Израилем и США более жестким путем, пресекая любого рода общественную деятельность и выступления, которые запрещает режим ЧП. Несмотря на это, к 2005 году, оппозиция вышла из тени и добилась того, что режим пошатнулся и существующий государственный порядок был разрушен. По большому счету, результаты выборов 2005 год - это таймер обратного отсчета для администрации Муба-рака.

Хосни Мубарак и его Египет хоть и не предал убеждений его предшественника и продолжал

налаживать контакты с США, но вернул государству его статус и восстановил все отношения. Он стремился сделать Египет центром дипломатии на Ближнем Востоке, с чем неплохо справлялся.[3]

В 2005 году Египет являлся главным актором в процессе ближневосточного урегулирования, важнейшим посредником, как между Израилем и Палестинцами, так и во внутрипалестинских противоречиях между группировками ФАТХ, которые являлись более умеренными и прагматичными, и ХАМАС, которые являлись исламистами, ни при каких условиях не признающими Израиль. В этой связи Египет имел теснейшие связи с представителями ФАТХ и их лидером Ясиром Арафатом, однако позиции ХАМАС в Палестине были не менее прочными, чем у первых. Приход к полноценной власти ХАМАС означал создание Исламского государства под боком у Египта, чего власти допустить не могли. Однако «Братья - мусульмане» полностью поддерживали ХАМАС и в их лице непризнание сионистского государства, устраивая различные митинги и манифестации, в процессе чего набирая популярность, обвиняя администрацию Мубарака в службе Америке и Израилю.[3] Официальный Каир не мог не учитывать тот факт, что рейтинги «братьев» растут в геометрической прогрессии и, исходя из этого, они не могли быть резки в отношение ХАМАС, потому что большая часть египетского народа была уже давно не на стороне Мубарака.

Египетская дипломатия стремилась убедить всех палестинцев признать Израиль и заключить с ними мир, чтобы решить все проблемы. Тем не менее, только лишь часть была к этому готова. Поэтому, прежде чем решать внешние конфликты, предстояло разрешить внутренние противоречия. На основе этих и многих других спорных вопросов, Египет устраивал конференции и встречи, создавал площадку для разрешения споров между сторонами, как между ФАТХ и ХАМАС, так и между Палестиной и Израилем.

В ходе огромной массы данных встреч, позиция дипломатии Египта гласила, что необходимо решать все вопросы исходя из планов «Дорожная карта»[4] и «Арабская мирная инициатива»[5], используя при этом только «язык дипломатии», исключив при этом силовые методы вовсе. «Дорожная карта» подразумевала урегулирование конфликта, путем сосуществования двух государств и терпимости друг к другу, реализацию множественных мер безопасности, экономического и политического характера, эффективную борьбу с терроризмом. Данная инициатива должна осуществляться в несколько этапов, именуемыми переходным периодом, что в последствии приведет к окончательному урегулированию. «Арабская мирная инициатива», согласно ее принципам, гласит, что все государства ЛАГ заключат с Израилем мирное соглашение в случае ухода Израиля с оккупированных в 1967 году территорий и признания Палестинского государства. В этом случае Арабо-Израильский конфликт будет считаться разрешенным.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SCIENCES

Израиль согласен работать на основе этих принципов и продолжать конструктивный диалог в то время, как внутри Палестины дела складываются совершенно иначе и внутренние противоречия не дают достичь консенсуса. Хосни Мубарак, высказываясь на этот счет, заявил, что пока не видит позитивных движений в конфликте, так как каждая сторона преследует свои цели и не настроены на конструктив. Так же он завил, что действия Ирана в регионе неприемлемы и пока позиции сторон остаются без изменений достичь мира будет сложно.

Заключив очередное соглашение с Израилем и выводе их войск из Сектора Газа, и отправки туда 750 египетских пограничников, в краткосрочной перспективе Египет снизил градус напряженности между двумя государствами, но в долгосрочной допустил огромную ошибку, не продумав, тем временем, что 750 человек не будут способны удерживать 14-ти километровую границу.[6] За выводом израильских войск из Газы, последовал ее захват боевиками ХАМАС и установления там самоуправления. Египет, поддерживая ФАТХ, осудили их за авантюризм и подрыв принципов процесса урегулирования.

Граница Египта и Сектора Газа стала головной болью для руководства АРЕ, так как силами 750 человек было невозможно держать 15 километров границы и уследить за всеми. Начались массовые перебежки палестинцев на территорию Египта, а, в следствие, теракты, появление террористических ячеек и контрабанда оружия. Также палестинцы устраивали постоянные нападки на Израиль на их границы, чем часто провоцировали все большее напряжение.

Египет, в этой связи, зная всю кухню межпалестинских противоречий, поддерживал ФАТХ и пытался договариваться с воинственно настроенными ХАМАС, однако дальше слов дело двигалось довольно редко. Египет осуждал действия ХАМАС, и даже тайно, в сотрудничестве с Израиля, поставляли оружие Ясиру Арафату для борьбы с боевиками ХАМАС, которых поддерживал Иран и «Хез-болла».

Постоянные пограничные конфликты вынудили, в конце концов, Израиль начать вооруженные действия в Газе для наведения порядка. [7] На что очень болезненно отреагировала арабская улица. «Братья - мусульмане», как главные лица из народа, требовали разрыва отношений с Израилем и немедленного военного вмешательства в конфликт с целью помочь братьям арабам. Однако, официальный Каир отвечал, что ни при каких условиях Египет не будет разрывать отношений и ввязываться в войну, так как это не будет мудрой политикой и они будут действовать только в рамках дипломатических методов. Египет осудил действия Израиля, но подчеркнул, что своими авантюрными действиями Хезболла и ХАМАС сами вынуждают к этому. Египетская сторона, как посредник в урегулировании конфликта предлагает свой мирный план, которые содержит 4 пункта: 1) немедленное

93_

прекращение огня; 2) возобновление режима перемирия; 3) открытие пограничных переходов; 4) создание механизма контроля за соблюдением этих положений. ХАМАС и Израиль объявляют прекращении огня. Была проведена мирная конференция, на которой договорились о новых встречах по урегулированию межпалестинских противоречий и восстановлении Сектора Газы.[8] За очередной жест в пользу Израиля, народ бастовал, на улицах Египта был хаос, который разгоняли силовыми методами, отчего популярность «Братьев - мусульман» росла быстрыми темпами.

В 2009 году начался очередную тур переговоров между ФАТХ и ХАМАС. Стороны продолжали договариваться о создании институтов в Палестине, которые бы помогли справиться с существующим кризисов. Пытались решить политические разногласия и проблемы безопасности. Но по его завершению ХАМАС начали настаивать на, различного рода, предварительных условиях, что не могло не внести нового напряжения между сторонами. Глава египетской разведки Омар Сулейман заявил, что соглашение будет заключаться лишь на основе ранее заявленных планов, без каких-либо предварительных условий, обвинив ХАМАС в попытке срыва переговоров и пригрозив тем, что Египет перестанет играть посредническую роль. [9]

Обобщив всю информацию, по данному вектору внешней политики АРЕ, напрашивается вывод, что египетские власти строя свой курс на данном направлении оказываются в тупике, даже лавируя между сторонами. С одной стороны, внутренняя борьба за власть и популярность «Братьев - мусульман», которая не перестает расти, с другой - американцы. В том случае, если Каир будет поддерживать ХАМАС, как основную силу на Палестинских территориях, то это не встретит одобрения на Западе, в следствие чего, Египет быстро окажется не у дел по всем возможным направлениям. Если взять за основу другой сценарий - поддержки исключительно Израиля и ФАТХ, то встает вопрос об уходе Мубарака и НДП с политической авансцены Египта, так как народ ислами-зируется и поддерживает оппозицию и ХАМАС. Лавирование по этим вопросам вызывает недовольства и с той, и с другой стороны, по сути, являясь бомбой замедленного действия. Другой сценарий этих событий маловероятен. Оценивая роль египетской дипломатии в ближневосточном урегулировании, стоит отметить, что, несомненно, они внесли большой вклад, но он будет всегда лишь относительным, потому что прежде чем решать проблему Арабо-Израильского конфликта, следует самим палестинцам решить свои внутренние противоречия. Основная проблема не будет решена, пока не будет полноценных ее участников за столом переговоров. Если со стороны Израиля есть четкая позиция и приверженность к урегулированию, согласно ранее разработанным планам, то со стороны палестинцев нет согласия. Поэтому завершить этот абзац стоит тем, что позиция официального Каира по ближневосточному урегулированию стала одной из основных причин событий Арабской весны 2011 года.

94

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>>#Щ17)),2©]]9

Список использованных источников и литературы

1) Египет и процесс ближневосточного урегулирования на современном этапе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=3076. - Институт Ближнего Востока. - (Дата обращения: 25.02.2019).

2) Кэмп-Дэвидские соглашения: 40 лет спустя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://share.america.gov/m/кэмп-дэвидские-согла-шения-40-лет-спустя/. - ShareAmerica. - (Дата обращения: 25.02.2019).

3) Cook, S. A. The Struggle for Egypt: From Nasser to Tahrir Square / S. A. Cook. - Oxford University Press, 2011. - 424 p.

4) Письмо Генерального секретаря от 7 мая 2003 года на имя Председателя Совета Безопасности: «Дорожная карта» продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undocs.org/ru7S/2003/529. - Организация

Объединенных Наций. - (Дата обращения: 25.02.2019).

5) Израиль и «арабская мирная инициатива»: дубль три? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=28890. - Институт Ближнего Востока. - (Дата обращения: 26.02.2019).

6) Израиль передаст "Филадельфийский коридор" под контроль Египту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.euronews.com/2005/08/24/israel-and-egypt-clinch-gaza-border-deal. - EuroNews. - (Дата обращения: 26.02.2019).

7) Расплавленный ХАМАС: Израиль ведет войну в секторе Газа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2008/12/29_a_2919786 .shtml. - Газета.ру. - (Дата обращения: 26.02.2019).

8) Посреднические усилия Египта в урегулировании израильско-палестинского противостояния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/info/1319427. - ТАСС. - (Дата обращения: 26.02.2019).

9) Эпштейн, А. Д. О диалоге с врагом / А. Д. Эпштейн, Е. А. Варшавер. - Институт Ближнего Востока, 2012. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.