Научная статья на тему 'Политическое поведение толпы в Интернете'

Политическое поведение толпы в Интернете Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
733
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толпа / виртуальная толпа / социальные сети / Интернет. / crowd / virtual crowd / social networks / Internet

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Еременкова Ю. И.

Автор статьи рассматривает особенности виртуальной толпы, а также попытался раскрыть ее сущность и проиллюстрировать примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the peculiarities of the phenomenon of virtual crowd, and also tried to reveal its essence and illustrate with examples.

Текст научной работы на тему «Политическое поведение толпы в Интернете»

11. Pollytix German election polling trend [Электронный ресурс] URL: http://pollytix.eu/pollytix-german-election-trend/ Дата обращения: 14.04.17 г. 18:10.

12. Presidentielle intentions de vote vague 17 (15 avril 2017) Intentions de vote - 2nd tour. [Электронный ресурс] URL: http://www.youscribe.com/BookReader/Index/2825592?documentId=3057443 Дата обращения: 15.04.17 г. 17:44.

13. Présidentielle 2017: le suivi quotidien de la présidentielle [Электронный ресурс] URL: http://opinionlab.opinion-way.com/opinionlab/832/627/presitrack.html#m6 Дата обращения: 14.04.17 г. 18:49.

14. Sabatier P. A., Weible C. The Advocacy Coalition Framework: Innovations and Clarifications // In Theories of the Policy Process, 2nd ed., ed. Paul Sabatier. Boulder. CO: Westview Press. - 2007. - 189-220 pp.

15. 144 engagements presidentiels [Электронный ресурс] URL: https://www.marine2017.fr/wp-content/uploads/2017/02/projet-presidentiel-marine-le-pen.pdf Дата обращения: 15.04.17 г. 18:49.

16. 7 scandales qui accablent François Fillon décryptés [Электронный ресурс] URL: http://tempsreel.nouvelobs.com/presidentielle-2017/20170210.OBS5167/7-scandales-qui-accablent-francois-fillon-decryptes.html Дата обращения: 14.04.17 г. 18:25.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТОЛПЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Еременкова Ю.И., студентка 2 курса отделения Политология, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов.

Научный руководитель: Кузьмина Е.А.,

к.п.н., доцент, доцент кафедры политологии, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов.

Аннотация: Автор статьи рассматривает особенности виртуальной толпы, а также попытался раскрыть ее сущность и проиллюстрировать примерами.

Ключевые слова: толпа, виртуальная толпа, социальные сети, Интернет.

Summary: The author considers the peculiarities of the phenomenon of virtual crowd, and also tried to reveal its essence and illustrate with examples.

Keywords: crowd, virtual crowd, social networks, Internet.

В современной политологии большое внимание уделяется изучению феноменов, которые имеют огромное и весомое значение с точки зрения теории и практики. И одним таким феноменом и является толпа как явление.

С распространением сети Интернет возник такой термин как «виртуальная толпа». Она, по своей сути, не утратила признаки толпы и

является одной из самых больших ее разновидностей. В этой толпе также исчезает личность, притупляются чувства и мысли индивидов, человек в ней легковерен и внушаем.

Одним из первых исследователей виртуальной толпы стал американский социолог Говард Рейнгольд, который считал, что новой ячейкой общества станут, так называемые, «умные толпы» (от англ. «смартмобы»), которые с помощью определенной технической базы будут организовывать флешмобы (от англ. «мгновенная топа» или «вспышка толпы»).

Это заранее спланированные массовые акции, в которых группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественной месте и выполняют запланированные действия. Во время начала флешмоба у окружающих людей, которые не участвуют в акции, должно сложиться впечатление, что мобберы - это простые прохожие [2].

Со временем флешмоб приобрел политическую окраску. Для обозначения данного феномена был введен термин «политический флешмоб или политмоб».

Это один из видов общественной активности, который способен всколыхнуть (поколебать) основы демократии. Специалисты (в том числе и Г. Рейнгольд) утверждают, что политический флешмоб является одним из простых и эффективных способов выражения общественного мнения.

Такое объединение людей привлекает огромные слои населения по всему миру и является одним из ярких примеров горизонтальной политической мобилизации.

Признаки:

1. анонимность;

2. высокая скорость собрания;

3. небольшая длительность;

4. внезапность;

5. стихийность;

6. синхронность;

7. отсутствие централизованного руководства (организаторов, ответственных лиц);

8. автономность;

9. полная демократия;

10. абсурдность действий;

11. нет спонсоров;

12. отказ от освещения в СМИ [3].

Сегодня политический флешмоб превращается в некий политический инструмент влияния граждан на власть. Он, как правило, является реакцией на курс внешней и внутренней политики правящих политических элит.

Не так давно (с сентября 2014 года по июнь 2015 года) в Гонконге произошла серия выступлений против избирательной реформы, которая

предусматривала ограничение автономии этого региона. Позже в социальных сетях данные события назовут «Революцией зонтиков» (#UmbrellaRevolution), так как протестующе вышли на улицы с жёлтыми зонтами от солнца и дождя.

Акция «Occupy Central» («Оккупируй централ с любовью и миром») началась 28 сентября 2014 года с требованием жителей Гонконга провести демократические выборы главы региона и отправить в отставку главу администрации - Лян Чжэнъина. Цель данной акции - убедить правящую верхушку Китая выбрать главу Гонконга на выборах 2017 года самостоятельно, так как нынешнего лидера избрала в 2012 году специальная комиссия.

Около 80 тысяч человек полностью заблокировали центр города, распевая при этом песни и выкрикивая лозунги. Власти региона попытались разогнать митинг с помощью резиновых дубинок, слезоточивым газом и перечных аэрозолей, а также заблокировали в стране популярные социальные сети и сайты западных изданий.

В конечном итоге, в июне 2015 года Законодательный Совет Гонконга отклонил избирательную реформу, и протестующие мирно разошлись [1].

Таким образом, на сегодняшний день виртуальная толпа является влиятельным механизмом в политическом процессе, который имеет большие перспективы для своего развития. Во многом, толпа в Интернете имеет как положительные, так и негативные проявления. Однако, данный вид на текущий момент не является ведущим инструментом политических преобразований, зачастую воздействуя на социально-политические процессы в негативном аспекте.

Список использованных источников:

1. Из центра Гонконга выпроводили последних протестующих // [Электронный ресурс] URL:http://ru. euronews.com/2015/06/24/hong-kong-police-clear-last-remaining-protesters Дата обращения: 08.03.17 г. 12:00

2. Рейнголд Г. Умная толпа: новая социальная революция // Библиотека Гумер-Социология // [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Rein/index.php Дата обращения: 08.03.17 г. 12:00

3. Федорченко С.Н. Политический флешмоб - предвестник нового общества? // [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-fleshmob-predvestnik-novogo-obschestva Дата обращения: 08.03.17 г. 12:00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.