УДК 321
А.Ф. Тимофеев
Финансовый университет при Правительстве РФ
В.Г. Пузиков Омская гуманитарная академия
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Политическое, экономическое и социальное - это три кита, на которых строится жизненная стратегия молодежи. Мониторинг, проведенный авторами статьи, позволил выявить взаимосвязь политического поведения и социально-экономических предпочтений студентов в реализации их жизненных планов.
Ключевые слова: политическое поведение, социальные и экономические предпочтения, жизненная стратегия, студенческая молодежь.
Мониторинг, проведенный в ходе опросов по двум анкетам, позволил выявить взаимосвязь политического поведения и социально-экономических предпочтений студентов в реализации жизненных стратегий. Анкета первая - «Анкета студента: политическая социализация» (281 респондент) и анкета вторая - «Молодо - не зелено» (1319 респондентов). В качестве респондентов выступали будущие философы, конфликтологи, экономисты, менеджеры, историки, политологи, психологи, социальные работники, социальные педагоги и др. Их социально-демографические параметры таковы: по полу - 28% мужчин и 72% женщин, по возрасту - 18-20 лет - 83%, 21 год и старше - 17%. По семейному статусу: холостые, не замужем - 87%, женаты, замужем - 13%. В ходе социологического исследования применялись выборочный анкетный опрос студентов, индивидуальное стандартизированное интервью, наблюдение, анализ документов (личные карточки студентов, зачетные книжки, доклады и рефераты, курсовые и дипломные работы).
Прежде всего, предстояло выяснить, какое место в жизни современного студента занимает политическое и социальное, их взаимосвязь. 75% ответов были однозначны - политическое и социальное неразрывно взаимосвязаны, и поэтому их следует развивать и решать одновременно. В то же время считают, что решение острых социальных проблем общества является главным фактором в развитии страны, 19% опрошенных. 6% тех, кто полагает, что в первую очередь надо решать политические вопросы.
Рейтинг трех важнейших социальных проблем, решение которых является первоочередным, выстроился следующим образом: 1-е место - жилье - 61%; 2-е место - здравоохранение - 58%; 3-е место - образование - 53%. Соответственно с 4-го по 6-е места заняли: ликвидация бедности - 37%; демография - 30%, воспитание - 20%, достижение социальной справедливости и социального равенства в обществе - 12%.
В решении политических проблем тремя приоритетными, актуальными явились: обеспечение прав и свобод граждан - 86%; проведение честных и справедливых выборов - 58%; строительство социального государства - 43%. Соответственно 4-6-е места заняли: развитие местного самоуправления - 39%; достижение политической демократии - 32% и многопартийность - 17%.
Естественно, мотивация политической активности зависит от реализации социально обусловленных, жизненно важных ценностей молодежи. Какие же ценности социального порядка являются определяющими в социальной ориентации омской студенческой молодежи? Наиболее предпочтительными выступают высокооплачиваемая работа - 68%; качественное образование - 51%; личный успех, собственное благополучие - 48% опрошенных. Затем
следуют дом, семья, дети - 41%, престижная специальность - 36% и морально-этические ценности - 23%. Скромное седьмое место занимает патриотизм, любовь к Родине, родному краю - 10% лиц. Именно эти факторы определяют политические ценности студенчества, которые имеют место в регионе. Среди них - интерес к политике, к политическим реалиям и событиям является определяющим, превалирующим - 36%. Но данный интерес не всегда подкрепляется активной деятельностью: 33% респондентов проявляют политическое безразличие, апатию, неумение реализовать свои интересы и предпочтения. Непосредственное политическое участие проявляют 22%, личную политическую активность развивают только 17% лиц. В то же время политическую поддержку тех или иных партий, лидеров, организаций оказывают 29%. Отсюда следует, что в поведении личности социальная и политическая составляющие представлены в обратной зависимости: чем выше социальная активность личности, тем ниже политическая активность, и наоборот.
Наше исследование выявило параметры политической активности, присущие молодежи Омского региона. К ним относятся: участие в голосовании - 51%, участие в избирательных кампаниях - 36%. Далее следуют участие в митингах, собраниях, политических акциях -25%, стремление глубже разобраться в политических событиях, политической обстановке -28%, членство в политической партии - 9%. Студенты отметили свое членство в таких политических партиях, как «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко». Следовательно, политическая активность для большинства студентов сводится к эпизодическому участию в голосовании на выборах, в отдельных политических акциях, в избирательных кампаниях. Реальные возможности созидательного и активного участия в политической жизни весьма ограничены. Отсутствуют способности к политической борьбе, навыки работы в политических организациях, незначительное членство в политических партиях - всего у 9% опрошенных.
Немаловажным фактором политической активности выступает политическая социализация личности студента. Содержанием политической социализации является приобщение будущего специалиста к нормам и традициям будущей политической системы, формирование навыков политического участия. Как же представляют себе студенты политическую социализацию? 51% респондентов полагают, что это включение индивида в общественно-политическую жизнь общества; 42% отметили, что это процесс формирования политической культуры, ценностей и установок; 31% связывают ее с усвоением политических традиций, опыта, норм и ценностей. Как известно, серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче и освоении опыта политического участия и поведения. Традиционные модели политического поведения и участия, освоенные старшими поколениями, как правило, не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Только 22% лиц определяют политическую социализацию как способность и возможность к моделированию соответствующего политического поведения. Обучение в вузе, как известно, представляет собой первичную политическую социализацию. Для общества крайне необходима вторичная политическая социализация, которая осуществляется в процессе практического включения специалиста в профессиональную и политическую деятельность. Однако только 9% студентов отметили, что политическая социализация является необходимым атрибутом, качеством для современного специалиста в последующей, вторичной социализации.
Словом, политическая социализация направлена на признание официально принятых политических целей, а также на использование институциональных политических средств их достижения и нормативного политического поведения. Если говорить об отношении студентов к решению насущных политических вопросов, то полученная нами социологическая информация позволяет констатировать их очевидную демократическую направленность: 69% опрошенных отметили, что все политические проблемы необходимо решать «на основе пе-
реговоров, соглашений, компромиссов». На возможность решения всех вопросов только мирным путем на основе консультаций, согласований и взаимных уступок указали 32% лиц. Число лиц, полагающих, что только ненормативным политическим поведением, неординарными политическими методами можно добиться желаемых результатов, - незначительно: только 11% уверены в том, что такие вопросы надо решать путем конфронтаций, противостояния, противоборства сторон; 10% считают, что их надо решать на основе собраний, митингов и акций протеста, а также через выдвижение ультиматумов, петиций; 2% ориентированы на вооруженное восстание, экстремистские действия, на террор против коррупции. Тем не менее, все это не означает, что сегодня проблема неординарного и экстремистского поведения не вызывает серьезного общественного беспокойства. Ведь до недавних пор такой тип политического поведения был весьма распространен, и он фактически всемерно поощрялся и культивировался.
Поэтому в преодолении «вспышек» политической аномалии крайне важно формирование политической культуры личности. В научной литературе в понятие «политическая культура» включают политическое сознание, сложившиеся взгляды, установки, образцы поведения, реакция людей на те или иные политические явления. Данное понятие, как правило, раскрывает то, что знают граждане о своем государстве, его политических институтах, как они воспринимают принятые нормы, ценности. 37% студентов уверены, что политическая культура означает культуру выработки, принятия и реализации важнейших политических решений. 32% лиц видят в ней фактор разрешения, регулирования социально-политических конфликтов. Политическая культура, по мнению студентов, не разъединяет, а объединяет, сплачивает общество: на это указали 34%. Это достигается через диалог, компромиссы, уступки, мирные переговоры. Особенно важна культура общения людей в решении таких вопросов, как законность и порядок, равноправие и соблюдение прав человека, благосостояние граждан как основа сильного государства: об этом свидетельствуют 26% всех ответов. Конфигурацию российской политической культуры будут определять национальный опыт, исторические и политические традиции российской государственности, общепризнанные ценности современного индустриального общества - 24% ответов.
Существенное влияние на социально-политическую активность оказывает политическая и социально-экономическая ситуация в стране. Приемлема ли, устраивает ли нынешняя ситуация омское студенчество? Ответы распределились следующим образом: ситуация приемлема - 42%; совершенно не приемлема, ничего не устраивает - 12%. В нынешней политической ситуации молодежь не устраивает коррупция и преступность (64%), социальное расслоение общества (52%), ухудшение окружающей среды (33%), отсутствие реальных свобод и формальное правовое обеспечение граждан (32%).
Как изменить нынешнюю политическую ситуацию в стране? Современной России нужен сильный и влиятельный лидер, способный осуществить требования времени, так называемая «сильная рука» - 25%; России необходима независимая, свободная от внешнего давления, судебная система - 21%; в стране следует повысить действенность и авторитет правоохранительных органов - 17%; нам крайне необходима суверенная демократия - 10%. В то же время в ответах преобладает стремление к умеренному реформированию России - без потрясений, революций и социальных катаклизмов. Только 8% лиц выступают за то, чтобы в нынешней ситуации сосредоточить всю политику власти в одних руках. Власть первого руководителя страны должна уравновешиваться Государственной думой и Советом Федерации - 12%. Это индикатор того, что наша страна уходит от революционного радикализма и постепенно встает на пути нормального цивилизационного развития.
Основная задача современного демократического государства - создание гражданского общества. Оно предполагает достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации интересов различных групп, смягчения противоречия между ними, поиск общегражданского согласия. Социально-политическая активность и воспитание молодежи немысли-
мы без гражданского общества. Еще Г. Гегель обосновал роль гражданского общества как медиума между семьей и государством. Особенность нынешней ситуации в России в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать заново. 32% ответов свидетельствуют - говорить о реальном гражданском обществе применительно к современной России еще рано, но «лед тронулся» и «процесс пошел». Вместе с тем, в ближайшее время и в обозримом будущем оно вряд ли возникнет, в этом убеждены 19%. Однако не все ответы респондентов однозначны: 12% уверены, что Россия уже представляет собой гражданское общество; 10% согласны с тем, что нам пока не нужно гражданское общество, а необходимо современное правое государство. Были высказаны и другие мнения: нам необходимо современное капиталистическое общество с «человеческим лицом» (6%) и нам необходимо свободное капиталистическое общество западного типа (4%). К сожалению, 19% ответивших (почти каждый пятый) не дали ответ на данный вопрос, у них нет мнения, они затрудняются с ответом.
В целом анализ данных опроса свидетельствует о том, что студенты имеют весьма развитое «политическое чутье». Оно предполагает, что политика как общественное явление развивается в рамках решения важнейших экономических и социальных вопросов. Именно сквозь призму решения личностных и жизненно-ценностных проблем они оценивают собственную политическую ориентацию, политическую активность и политическое поведение своих сверстников. По их мнению, «политическое, социальное и экономическое - сочетание трех факторов при рационально максимальном их использовании может привести к развитию». Это триединство - развитие экономики, политики и социальной сферы просматривается во многих анкетах.
Цивилизационный прорыв России обеспечивается, по мнению студентов, модернизацией общества и инновацией экономики.
Важнейшей составляющей инновационной экономики выступает принцип распределения национального богатства, валового внутреннего продукта. Ответы на вопрос распределились следующим образом: считают справедливым сложившееся распределение в обществе - 33,4%, частично справедливое распределение - 9,8%, совершенно не справедливое -51,4%. В воспроизводстве национального продукта и его распределении по-прежнему значительную роль играет государство. Государство не прямо вмешивается в экономику, а способствует формированию социально ориентированной рыночной экономики. Недостаточную роль государства в российской экономике отметили 54,9%, что эта роль сбалансирована по принципу «вмешательство-невмешательство» - 36,4%, на чрезмерно избыточное вмешательство указали - 3,9%.
В условиях глобализации каждая страна определяет свое место в мировой экономике. По мнению опрошенных, Россия входит в число успешно развивающихся стран - 43,4%, в то же время их беспокоит то, что страна продолжает терять мировые позиции - 40,3%, только 9,4% полагают, что Россия входит в число лидеров глобальной экономики. Способствует ли нынешняя экономическая политика вывести Россию в мировые лидеры, занять более высокое место? В этом убеждены только 15,3%, однозначно «нет» - 43,6%, а 40,0% не имеют компетентного мнения по данному вопросу и затрудняются с ответом.
В процессах глобализации мировой экономики заметную роль играет экономика стран СНГ. Она должна развиваться самостоятельно, используя внутренние ресурсы - 47,7%, но в то же время она должна объединяться в Евразийский союз - 42,2%. Однако стремления к объединению в Евросоюз маловероятно - отметили 7,8%. Опора на собственные ресурсы и евразийское сотрудничество - вот основа нашего экономического роста.
В России традиционно велика роль естественных монополий в экономике. Их политика должна определяться, прежде всего, государством - 50,4%, самими акционерами - 37,7% и инновационным менеджментом -5,6%. На роль трудового коллектива указали только - 2,1%. Флагманом естественных монополий в России выступают госкорпорации. Они содействуют
экономической модернизации - 43,7%, концентрации ресурсов на инновационных направлениях - 11,4%, и вместе с тем, они способствуют росту благосостояния чиновников и вип-персон, особо приближенных бизнесменов - 7,7%. Успех модернизации зависит от согласованных действий госкорпорации в российских компаниях. Насколько они заинтересованы в модернизации? Ответы распределились следующим образом: полностью заинтересованы -13,8%, частично заинтересованы - 79,2% и совершенно не заинтересованы - 2,7%.
Модернизация в экономике обеспечивается внедрением инноваций на предприятиях. Что же мешает использованию инноваций? На первом месте - незаинтересованность собственников и менеджмента - 55,0%, на втором - угроза сокращения персонала после высвобождения работников - 53,7%, на третьем - сложности финансирования - 32,5%, на четвертом - коррупция чиновников, на пятом - нехватка, отсутствие подготовленных кадров -11,5%, на шестом - отсутствие культуры инноваций - 11,3%. Все перечисленные преграды создают серьезные помехи во внедрении инноваций.
До тех пор, пока не достигнута модернизация производства и не создана инновационная экономика, приходится «перезагрузить» иные механизмы повышения внутреннего спроса на отечественные товары. Это тем более необходимо, так как Россия окончательно вступила в ВТО. Для повышения конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке, по мнению опрошенных, надо использовать, во-первых, протекционизм - 49,5%. Это универсальное средство, проверенное веками со времен Петра I. Во-вторых, моральную ответственность, честь и совесть российских товаропроизводителей - 49,3%; в-третьих, модернизацию производства - 30,8%; в-четвертых, высокое качество выпускаемых товаров -18,6%; в-пятых, инвестиции в перспективное производство - 13,7%. Все остальные шаги, направленные на привлечении покупателей, такие как налоговые льготы производителям, лозунги типа «покупаем только отечественное», «нам уже ничего не поможет» выделили 17,1% респондентов.
Горизонт социально-экономического развития России определен «Стратегией-2020». А что за горизонтом, как изменится производительность труда в России в сфере производства и как определить потенциал стабильности рубля к 2030 г.? Ответы на эти вопросы более оптимистичны, чем прогнозы некоторых наших экономистов. 64,7% опрошенных уверены в том, что производительность труда либо превысит уровень ведущих стран, либо сравняется с уровнем развитых стран. Это мнение не разделяют 24,5% студентов, которые полагают, что отставание от уровня ведущих стран будет продолжаться. К этому периоду изменится и статус рубля: он станет одной из резервных мировых волют - 23,9% либо превратится в частично конвертируемую валюту - 51,3%. С этим прогнозом не согласны - 12,6%. По их мнению, рубль предстанет либо как резервная валюта, либо останется в прежнем статусе - только как национальная валюта. Однако 4,7% не питают никаких иллюзий - рубль по-прежнему будет неконвертируемой валютой.
Авторы проведенного исследования приходят к заключению о том, что возникает необходимость установления корреляционной связи между трансформирующимися ценностными ориентациями, мотивами поведения студентов и жизненными реалиями выбора профессии, которые, в свою очередь, в тандеме влияют не только на профессиональное становление, профессиональную карьеру, но и на изменения представлений о смысле качества и уровне жизни. Вместе с тем, политическое, экономическое и социальное - вот «три кита», на которых строится жизненная стратегия молодых. Она полностью соответствует теории устойчивого развития и становится универсальной системой развития научных взглядов. Теория устойчивого развития опирается на конкретное решение политических, экономических и социальных проблем в глобальном развитии социального мира.
Библиографический список
1. Банникова, Л.Н. Новые явления в ценностных ориентациях уральских студентов / Л.Н. Банникова, Л.Н. Воронина, Ю.Р. Вишневский // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 58-68.
2. Ваторопин, А.С. Политические ориентации студенчества / А.С. Ваторопин // СОЦИС. - 2000. - № 2. -С. 39-43.
3. Гавра, Д.П. Исследование политических ориентаций / Д.П. Гавра, Н.П. Соколов // СОЦИС. - 1999. -№ 1. - С. 66-77.
4. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги - М. : ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
5. Зиновьев, А.А. Коммунизм как реальность / А.А. Зиновьев. - М. : Центрополиграф, 1994. - 495 с.
6. Пузиков, В.Г. Молодежная политика и качество жизни молодежи : монография / В.Г. Пузиков, В.З. Шурбе. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. - 172 с.
7. Турченко, В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания : монография / В.Н. Турченко. - Барнаул : Азбука, 2004. - 496 с.
A.F. Timofeev
Financial University under the Government of the Russian Federation
V.G. Puzikov Omsk Academy of the Humanities POLITICAL BEHAVIOR AND SOCIO-ECONOMIC PREFERENCES IN LIFES STRATEGY
OF STUDENT'S YOUTH
The political, economic and social this the three pillars on which is being built the vital strategy young people. Monitoring has revealed the relationship of political behaviour and socio-economic preferences of students in the pursuit of their life plans.
Keywords: political behavior, social and economic preference, life strategy, students youth.
References
1. Bannikova L.N., Voronina L.N., Visnewskiy Yu.R. New developments in values and attitudes of the Ural students. Sociological researches. 2013, no. 2, pp. 58-58.
2. Vatoropin A.S. Political orientation of students. Sociological researches, 2000, no. 2, pp. 39-43.
3. Gavra D.P., Sokolov N.P. Study political orientations. Sociological researches, 1999, no. 1, pp. 66-77.
4. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait. Moscow, CSPiM, 2010, 592 p.
5. Zinovyev A.A. Communism as a reality. Moscow, Centropoligraf, 1994. 495 p.
6. Puzikov V.G., Shurbe V.Z. Youth policy and quality of life of young people. Omsk, Publishing House of the State Pedagogical University Press, 2011. 172 p.
7. Turchenko V.N. Foundations of modern sociological knowledge. Barnaul, Novosibirsk, Publishing House «Azbuka», 2004. 496 p.
© Тимофеев А.Ф., Пузиков В.Г., 2014
Авторы статьи:
Анатолий Федорович Тимофеев, кандидат философских наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ;
Владимир Георгиевич Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия, email: [email protected].
Рецензенты:
О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; В.А. Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.