УДК 32.019.5
Макарова Татьяна Борисовна Tatiana Makarova
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В США
POLITICAL MANIPULATION AS STATE POWER CONSOLIDATION INSTRUMENT IN THE USA
- Ii
Раскрыта сущность политического манипулирования общественным мнением в современном американском обществе, направленного на сохранение и укрепление власти, и его отражение в государственной политике. Установлено, что политическая пропаганда в государственной политике США направлена на создание иллюзии открытости информации, например, с помощью приемов отвлечения внимания, дезинформации и т.д. Доказано, что американская пропагандистская машина уделяет неустанное внимание сохранению и укреплению концепции американской исключительности, стремясь поддержать баланс американского самосознания, при этом данный идеал является неотъемлемой частью как военно-политического, религиозного, так и социального аспектов пропагандистской деятельности. Определено, что языковая манипуляция является отличительной чертой американского политического дискурса
The essence of public opinion manipulation has been revealed aimed at state power consolidation and its exercise in politics. US political propaganda is proved to create an «open information» effect illusion through mind diversion and information deception techniques application etc. US propaganda machine is proved to pay constant attention to «American exceptionalism» concept support aimed at American consciousness balance preservation, this ideal being an integral part of propaganda activities in military, political, religious and social fields. Language manipulation is proved to be a specific feature of American political discourse
Ключевые слова: политическое манипулирование, укрепление власти, информация, пропагандистский прием
Key words: political manipulation, consolidation of power, information, propaganda stroke
Вначале XXI в. политическая пропаганда, один из самых важных инструментов реализации государственной политики, претерпела глубокие изменения, происходящие под влиянием политических, экономических, технологических и социальных сдвигов в мировом сообществе и растущего стремления мировых супердержав к моно-
полии на владение информацией. Для проведения своей политики любое государство должно иметь соответствующие государственно-правовые, социально-психологические и деятельностно-практические условия, незаменимым инструментом создания которых и является политическая пропаганда, особо значимая часть политической
сферы жизни общества. Она обеспечивает адекватную поддержку политических реформ и принимаемых решений, распространяя в обществе желаемые политические идеи, взгляды или теории, давая им соответствующие разъяснения и создавая, таким образом, условия для их приятия гражданами государства.
В результате происходит актуализация осознания особой роли политической пропаганды, т.к. в современном информационном обществе, где происходит практически мгновенное получение и распространение информации благодаря применению новейших информационных технологий, ее обработка и подача с помощью пропагандистских методов и приемов оказывает ощутимое воздействие на политическое сознание и поведение населения как внутри страны, так и при проведении государством внешнеполитической деятельности на население стран-рецепиентов. При этом, уровень интенсивности политической пропаганды имеет волновой характер, резко повышаясь в ситуации внешнего и внутреннего политического противостояния (как, например, политическая пропаганда «цветных революций» или новый политический проект противостояния на Украине) и постепенно снижаясь при стабилизации ситуации.
По словам американского политолога, социолога и экономиста Й. Шумпетера [13]: «Как только обычный гражданин затрагивает политические вопросы, он опускается на более низкий уровень умственной деятельности... Он вновь становится дикарем: его мышление становится ассоциативным и аффективным...». «... при анализе политических процессов мы в большей степени сталкиваемся не с подлинной, а со сфабрикованной волей... воля народа есть продукт, а не движущая сила политического процесса».
В условиях формирующегося глобального коммуникационного и информационного пространства, которое коренным образом влияет на перестройку всего жизненного уклада современного человека начала XXI в., наблюдающийся рост на-
ционального самосознания ставит перед политиками новую проблему учета национально-обусловленных особенностей при применении методов и приемов политической пропаганды. В этой связи особую актуальность приобретает анализ сущностных характеристик политического манипулирования, определение взаимозависимости национально-обусловленных особенностей рецепиентов политической пропаганды и ее приемов, а также конкретных примеров этой зависимости в американском обществе.
Поэтому целью статьи является раскрытие сущности политического манипулирования общественным мнением в современном американском обществе, направленного на сохранение и укрепление власти и его отражением в государственной политике.
Исследования сущности политического манипулирования, его влияния на менталитет американцев, а также его роль в формировании общественного мнения проводились рядом американских и российских ученых: Д. Бруксом [15], К.С. Гаджиевым [1], Ю.М. Галеновичем [2], В.В. Каряки-ным [5], М. Лернером [6], Ю.О. Макаровой [7], М. Паренти [8], С. Фолом [10], М. Хиршем [17], Н. Хомским [11, 16], В.П. Шестаковым [12], Ф. Эйджи [14] и др.
В течение всего периода существования американского государства основополагающим принципом его внешней политики является идеология, хотя в Конституции Соединенных Штатов отсутствует определение идеологической базы, на которой бы зиждилось развитие американского общества. Именно с помощью мощнейшей пропагандистской деятельности населению планеты внушается образ государства с особой миссией, государства-освободителя и спасителя мира, единственно способного поддерживать мировой порядок.
Американская пропагандистская машина уделяет неустанное внимание сохранению и укреплению концепции американской исключительности, стремясь поддержать баланс американского самосо-
знания, при этом данный идеал является неотъемлемой частью как военно-политического, религиозного, так и социального аспектов пропагандистской деятельности.
Современная структура пропаганды в США включает в себя не только печатные и электронные масс-медиа, но и комплекс современных научно-исследовательских центров, занимающихся проблемами формирования общественного мнения как в области развития экономики, так и других общественных наук. Эти центры находятся на балансе целого ряда крупных корпораций, таким способом оказывающих влияние на проведение американской внутренней политики в благоприятном для них ключе.
В американском массовом сознании поддерживается и постоянно укрепляется идея о богоизбранности и абсолютной исключительности американского народа. Благодаря свойственной всем американцам постоянной стимулируемой американской пропагандой агентивности, т.е. деятельному отношению к окружающей действительности, вмешательство США в дела других стран с целью «распространения демократии», «привнесения прав и свобод отсталым странам» не кажется жителям США чем-то ужасным, а выглядит вполне само собой разумеющимся фактом.
Для обеспечения контроля над большой массой населения, которая в течение продолжительного периода не воевала на своей территории, политтехнологами США придуман такой прием, как внушение страха перед террором. Он является эффективным инструментом формирования позитивного общественного мнения в деле расширения сферы деятельности и круга полномочий спецслужб, а также повышения уровня их финансирования. Кроме того, неустанно повторяется идея о равных возможностях для всех представителей американского общества реализовать великую американскую мечту.
В современном демократическом обществе перед политиками всегда стоит проблема сохранения власти, прежде всего, поддержание её престижа. Престиж высшего должностного лица, несомненно,
подкрепляется общественным мнением. И чтобы сформировать выгодное политику общественное мнение, ему приходится прибегать к определенным методам и техникам по управлению политическим сознанием людей. Таким образом, манипулирование присутствует и в политике.
Целью политического манипулирования является получение, реализация и сохранение власти. Манипулятор добивается успеха, когда человек верит, что окружающий его порядок вещей естественен и неизбежен. Смысл манипуляции заключается в препятствовании доступу к достоверной информации, в результате чего обществу приходится основываться на ее предложенной официальной интерпретации.
В современной политической практике существуют различные каналы манипулирования, объединенные общей целью скрытого воздействия. К таким каналам относятся, главным образом, СМИ (печать, периодические издания, радио и телевидение, сеть Интернет) и публичные выступления политиков.
Существует множество способов воздействия на сознание людей, например, снижение уровня доступа простых людей к информации; представление информации в тенденциозном виде; намеренное сокрытие информации для подрыва доверия к проводимой государственной политике; предоставление информации в объемах, затрудняющих возможность ее правильной оценки, анализа и усвоения обычными людьми; прием навешивания ярлыков позволяет компрометировать определенных политиков и их идей без приведения доказательств.
Говоря о политической манипуляции в Соединенных Штатах, стоит отметить, что психологическое сообщение (в нашем случае политическое действие) должно быть «комбинацией развлекательной, информационной и убеждающей составляющих» [9]. Под развлекательной составляющей понимается вызов эмоций к сообщению — шок, негодование, удивление или удовольствие от полученной информации.
Об этом также пишет И. Засурский [4]: «...в большинстве стран, где судьба го-
сударственных постов решается на выборах, успех тех или иных политических сил зависит не от того, насколько убедительная и грамотная идеологическая программа будет ими предложена, а от того, насколько эффективно им удастся организовать шоу в средствах массовой информации и насколько яркая персона станет центром медиа-кампании». С помощью пропагандистских приемов происходит подмена понятий, т.е. подлинное содержание демократии как власти народа заменяется на его современный вариант: «воля американской руководящей элиты».
Результаты выполненного автором исследования особенностей пропагандистской деятельности США позволили прийти к выводу о том, что политическая пропаганда в государственной политике США направлена на создание иллюзии открытости информации, например, с помощью приемов отвлечения внимания, дезинформации и т.д.
Неотъемлемым атрибутом американской политической жизни являются публичные выступления политических деятелей. Речевые стратегии, используемые политиками, имеют одну цель: оказать воздействие на слушателя, убедить его в том, что решение какой-либо задачи, предлагаемое политическим деятелем, является верным.
Наряду с искусно составленной речью важную роль играет создание эффектного имиджа политика. Политический имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера [3]. Имидж может формироваться как естественным путем, так и преднамеренно, когда образ политика и его исполнение подвергаются тщательному анализу, вносятся корректировки и формулируется новая стратегия для создания благоприятного образа.
Среди составляющих имиджа, которые воспринимаются обществом и определяют отношение к лидеру, важно, прежде всего, его политическое амплуа: «спаситель отечества», «отец народов», «борец с привилегиями» и т.д. К примеру, Б. Обама при
вступлении в должность президента выступал в качестве спасителя страны от повторения Великой Депрессии 1930-х гг.
Публичные выступления являются инструментом проведения успешной манипуляции американским народом. Они способны пробудить дух патриотизма, убедить рядовых американцев в том, что их страна является «исключительной», поскольку она — единственный борец за справедливость на международной арене. В результате подавляющее большинство американских граждан считает свою страну образцом для подражания, к ценностям и установкам которой следует стремиться всем остальным странам мира.
Рассмотрим подобные приёмы манипулирования на примере конкретных публичных выступлений политических деятелей США.
Так, в своей речи, посвященной завершению военных действий в Ираке, Б. Оба-ма делает акцент на благородности американского народа, на его желании помогать жертвам иракской войны: «We Americans have offered our most precious resource — our young men and women — to work with you (Iraqi people) to rebuild what was destroyed by despotism; to root out our common enemies; and to seek peace and prosperity for our children and grandchildren, and for yours»
[19].
Начиная предложение со слов «We Americans», Б. Обама использует стратегию манипулирования с целью пробудить в обществе чувство патриотизма, что неосознанно укрепит доверие к президенту. Также употребление данной стратегии поможет ему снискать расположение со стороны иракского народа.
Другим примером является одна из речей Дж. Маккейна. В 2014 г., говоря о вооруженном конфликте на Украине, он описывал тяжелые испытания и невзгоды, выпавшие на долю украинского народа, который, по словам Маккейна, страдает от агрессии со стороны России, и США, несомненно, должны прийти им на помощь. Точно такими же словами он описывал бедствия, выпавшие на долю грузинского
народа в 2008 г. во время конфликта в Южной Осетии. Тогда он, будучи кандидатом в президенты, пытаясь расположить к себе аудиторию, сказал: «The Georgian people have suffered before, and they suffer today. We must help them through this tragedy, and they should know that the thoughts, prayers and support of the American people are with them. This small democracy, far away from our shores, is an inspiration to all those who cherish our deepest ideals» [18].
Бесспорно, эффектное выступление и убедительное обращение Дж. Маккейна к американским гражданам повышали его шансы на победу в президентских выборах, а такие слова, как «violence», «invade», «occupy», «aggression», «attacks», «civilian killings», «ethnic cleansing» придавали речи более эмоциональный оттенок, давая возможность аудитории сделать вывод, что готовность Дж. Маккейна защищать права и свободы чужого народа означает, что он будет также честно и правдиво служить своему отечеству, а такой кандидат действительно внушает доверие.
Дж. Маккейн завершил свою речь следующими словами: «As I told President Saa-kashvili on the day the cease-fire was declared, today we are all Georgians. We mustn't forget it» [18].
Последнее предложение «сегодня мы все — грузины» стало апогеем выступления Дж. Маккейна, за которым последовали бурные овации. Неприкрытая фальшь с целью снискать расположение общества ни у кого не вызвала беспокойства, а напротив, повысила рейтинг кандидата.
Таким образом, языковая манипуляция является отличительной чертой американского политического дискурса. Политик оказывает воздействие на массовое сознание, играя на чувстве долга и других моральных установках с целью завоевания и удержания власти.
Говоря о влиянии политического манипулирования на формирование общественного мнения в Соединенных Штатах, можно прийти к выводу, что система СМИ и массовое сознание претерпели изменения. В настоящее время американская пропаганда начинает давать сбои, что объясняется инертностью пропагандистской машины, прибегающей к стереотипным приемам ведения пропагандистских кампаний. Общественное мнение в США перестало действовать как активный элемент политической системы. Современное американское общество вяло и безучастно наблюдает за тем, как средства массовой информации используют якобы их мнение для пропаганды своих собственных интересов.
Отсюда следует, что политическое манипулирование снижает способность американского общества критически мыслить и анализировать полученную информацию, и, в конечном итоге, уровень политической культуры граждан неуклонно снижается. Политический потенциал общества тратится преимущественно на созерцание политического шоу и сводится к инертному процессу наблюдения за происходящими событиями.
Литература_
1. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 2013. 142 с.
2. Галенович Ю.М. Россия — Китай — Америка: От соперничества к гармонии интересов? М.: Русская панорама, 2006. 575 с.
3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. с. 129.
_References
1. Gadgiev K.S. Amerikanskaya natsiya: nat-sionalnoe samosoznanie i kultura [American nation: national identity and culture]. Moscow: Nauka, 2013. 142 p.
2. Galenovitch Yu.M. Rossiya — Kitay — Amerika: Ot sopernichestva k garmonii interesov? [Russia-China-America: from competition to the harmony of interests?] Moscow: Russian panorama, 2006. 575 p.
3. Gnatiuk O.L. Osnovy teorii kommunikatsii [Fundamentals of communication theory]. Moscow: KNORUS, 2010. p. 129.
4. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 73.
5. Карякин В.В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира. М.: Граница, 2011. С. 59.
6. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Соч. в 2-х т. М.: Радуга, 2012.
7. Макарова Ю.О. Политическая пропаганда как инструмент формирования массового сознания // Аспирант. Чита: ЧитГУ, 2011. Вып. 1 (9). С. 4247.
8. Паренти Майкл. Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх США // Пер. с 7-го англ. изд. В. Горбатко. М.: «Поколение», 2010. 416 с.
9. Почепцов Г.Г. Психологические войны. Москва-Киев: Рефл-бук, 2012. С. 162.
10. Фол С. Эти странные американцы. М.: Эгмонт Россия, 1999. 72 с.
11. Хомский Н. «Тихое оружие для спокойных войн». Режим доступа: http://www.newsland.ru/ news/detail/id/791829
12. Шестаков В.П. Америка извне и изнутри: очерки американской культуры и национального характера. М.: ПКПО «Духовное возрождение», 2006.
13. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. С. 346.
14. Эйджи Ф. За кулисами ЦРУ. М.: Воениз-дат, 1998.
15. Barack Obama. Responsibly Ending the War in Iraq. Camp Lejeune, North Carolina. February 27, 2009.
16. Brooks D. People Like Us. // Atlantic Monthly, 2003. Available at: http://www.theatlantic.com/ magazine/archive/2003/09/people-like-us/2774
17. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies. South End Press, 1999.422 p.
18. Hirsh M. At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World. Oxford University Press, 2003.
19. McCain John. On the Georgian crisis. York Expo Center, York, Pennsylvania. August 14, 2008.
4. Zasursky I. Mass-media vtoroy respubliki [Mass-media of the second republic]. Moscow: MGU, 2009. P. 73.
5. Karyakin V.V. Voennaya politika i strategiya SShA v geopoliticheskoy dinamike sovremennogo mira [Military policy and strategy of the US in the geopolitical dynamics of the modern world]. Moscow: Granitsa, 2011. P. 59.
6. Lerner M. Razvitie tsivilizatsii v Amerike: obraz zhizni i mysley v Soedinennyh Shtatah segodnya [Development of civilization in America: way of life and thought in the United States today]. In 2 vol. Moscow: Raduga2012.
7. Makarova Yu.O. Politicheskaya propaganda kak instrument formirovaniya massovogo soznaniya (Political propaganda as an instrument of mass consciousness formation), Aspirant. Chita: ChitGU, 2011. Vol. 1 (9). P. 42-47.
8. Michael Parenti. Demokratiya dlya izbrannyh. Nastolnaya kniga o politicheskh igrah SShA [Democracy for the elite. Handbook of political games US]; Trans. from the 7th Eng. ed. Gorbatko. Moscow: Generation, 2010. 416 p.
9. Pocheptsov G.G. Psihologicheskie voiny [Psychological wars]. Moscow-Kiev: Refl-book, 2012. 162 pp.
10. Foul C. Etistrannye amerikantsy [These strange Americans]. Moscow: Egmont Russia, 1999. 72 p.
11. Khomsky N. «Tihoe oruzhie dlya spokoinyh vojn» («Silent weapons for quiet wars»). Available at: http://www.newsland.ru/news/detail/id/791829
12. Shestakov V.P. Amerika izvne i iznutri: ocherki amerikanskoy kultury i natsionalnogo haraktera [America from within and without: essays on American culture and national character]. Moscow: PKPO «Spiritual Renewal», 2006.
13. Schumpeter J. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Economics, 1995. 346 p.
14. Agee F. Zakulisami CRU [Backstage of CIA]. Moscow: Military Publishing, 1998.
15. Barack Obama. Responsibly Ending the War in Iraq [Responsibly Ending the War in Iraq]. Camp Lejeune, North Carolina. February 27, 2009.
16. Brooks D. Atlantic Monthly (Atlantic Monthly), 2003. Available at: http://www.theatlantic.com/ magazine/archive/2003/09/people-like-us/2774
17. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies [Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies]. South End Press, 1999. 422 p.
18. Hirsh M. At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World [At War with Ourselves: Why America Is Squandering Its Chance to Build a Better World]. Oxford University Press, 2003.
19. McCain John. On the Georgian crisis [On the Georgian crisis]. York Expo Center, York, Pennsylvania. August 14, 2008.
Коротко об авторе _
Макарова Т.Б., канд. полит. наук, зав. каф. «Ре-гионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия тел.: (3022) 41-65-27
Научные интересы: политическое манипулирование, политическая пропаганда, внешняя политика США
_ Briefly about the author
T. Makarova, candidate of political sciences, head of North American Studies department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: political manipulation, political propaganda, US foreign policy