Политический язык современного российского феминизма в социальной сети
«ВКонтакте»
The political language of modern Russian feminism in VKontakte social network
Никулин Егор Романович.
Бакалавр,
Московский педагогический государственный университет,
Россия, Москва. nikuliner@mail.ru
Nikulin Egor Romanovich.
Bachelor,
Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow. nikuliner@mail.ru
Шубин Арсений Евгеньевич.
Бакалавр,
Московский педагогический государственный университет,
Россия, Москва. arseniyshubin@gmail.com
Shubin Arseny Evgenievich.
Bachelor,
Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow. arseniyshubin@gmail. com
Аннотация.
Исследование посвящено изучению политических свойств социально-медийного дискурса представителей феминистской идеологии - одного из наиболее развивающихся идеологических направлений российской «андерграундной» политики. При помощи методики количественного контент-анализа в данной работе определяются ключевые политические коды, тематики, и, в целом, свойства актуальной феминистской повестки, что позволит более точно определять стратегии поведения и запросы представителей движения гендерного активизма.
Annotation.
The research is devoted to the study of political properties of social and media discourse of representatives of feminist ideology - one of the most developing ideological trends of Russian "underground" politics. Using the quantitative content analysis methodology, this paper identifies key political codes, themes, and, in General, properties of the current feminist agenda, which will allow us to more accurately determine the behavior strategies and requests of representatives of the gender activism movement.
Ключевые слова: политика, медиа, феминизм.
Key words: polititcs, media, feminism.
При активизации движений гендерной эмансипации в развитых странах Запада в том числе и в вопросах борьбы за власть, политическая повестка современного российского феминизма во многом остаётся нераскрытой. Для решения этой научной проблемы в данной работе нами поставлена цель определить, какие вербальные коды определяют политическую составляющую феминистского дискурса в России и в чём выражена её семантическая основа. Чтобы решить вышеуказанную задачу, как минимум требуется собрать количественные данные, демонстрирующие объём коммуникации представителей феминистского сообщества в социально-медийных группах, обработать публикации лидеров общественного мнения. Далее, в рамках количественного исследования можно проанализировать собранные данные, сформулировать выводы о степени политизации и особенностях российского феминистского дискурса в политическом ключе.
Для проведения количественного контент-анализа дискурсивного взаимодействия сторонников движения тендерной эмансипации, изучения политических кодов, используемых ими, необходимо установить как социальную сеть, которая будет определять границы исследуемого пространства, так и сами социально-медийные группы.
В рамках русскоязычного коммуникационного поля наиболее массовой и активно развивающейся социальной сетью, бесспорно, является «ВКонтакте». Согласно данным исследовательского агентства Brand Analytics, «ВКонтакте» на сегодняшний день является крупнейшей соцсетью в России как по числу пользователей, так и по объёму создаваемого ими контента (см. Рисунок 1). По этой причине именно данная социальная сеть является, по нашему мнению, оптимальной для исследования массового дискурса в рамках феминистского вопроса.
Рисунок 1. Статистика социальных сетей в России согласно Brand Analytics
Определим пять основных социально-медийных групп в сети «ВКонтакте», в которых осуществляется дискурс сторонников феминистских идеологий. Они представлены в нижеизложенной таблице
Таблица 1. Социально-медийные группы фем-дискурса «ВКонтакте»
Ссылка на Название Число Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее
паблик паблика подписчиков число число число число число
публикаций «лайков» репостов комментариев просмотров
в день
https://vk.c Феминизм: 167900 26 1455 24 0 37425
om/feminis наглядно
m visually
https://vk.c Soc-Fem 43910 4 674 36 0 16510
om/socfem
https://vk.c Подслушан 28928 14 61 1 15 3366
om/overhea о
r feminism Феминизм
https://vk.c Школа 19162 8 107 6 10 2091
om/fem_sc hool феминизма
https://vk.c Чашечку 18736 2 307 8 30 10215
om/od_fem феминизма и печеньку,
пожалуйста
Кратко опишем каждый из выделенных пабликов, публикуемый тип контента и основную направленность содержания. Однако, в целом, каждая из групп выступает с позиций борьбы за гендерное равноправие с женских позиций.
Крупнейшее сообщество - «Феминизм: наглядно». Основной публикуемый жанр - изображения, прежде всего юмористического характера (мемы), а также републикация постов лидеров общественного мнения из Twitter. Также имеются текстовые публикации, пропагандирующие идеи «третьей волны» феминизма, исторические и идеологические статьи, напрямую не привязанные к российскому политическому контексту. Комментарии в сообществе отключены, при этом имеются открытые обсуждения.
Soc-Fem, в свою очередь, является группой с прежде всего политическим контент-наполнением. Идеологическое позиционирование - социалистический феминизм, чему и соответствует название паблика. Жанр контента - текстовизуальный, изображения сопровождаются текстами идеологического характера, часто привязанными к актуальной политической повестке. Возможность комментирования в сообществе отсутствует, при этом обсуждения открыты для всех пользователей.
«Подслушано Феминизм» - ключевое сообщество феминистской тематики формата «подслушано»: основной жанр - публикация предложенных подписчиками группы текстов по остросоциальной тематике. Данное сообщество, по сути, представляет собой площадку для исследования языка, непосредственно, базовых участников феминистского дискурса «ВКонтакте». Записи комментируются участниками сообщества.
«Школа феминизма» позиционирует себя как образовательное сообщество, в котором происходит «процесс становления феминисткой - феминистского образования, формирования, развития». Жанр публикации контента - тексты образовательного и идеологического характера, часто базирующиеся либо на историческом, либо на актуальном социальном контексте. Также представлены жанры цитирования известных авторов либо общественных деятелей, публикации объектов художественного искусства. Записи комментируются участниками сообщества.
Авторы сообщества «Чашечку феминизма и печеньку, пожалуйста» позиционируют его как «информационно-развлекательный ресурс про женщин, равноправие, феминизм и прочие клёвые интересные штуки». Ключевые жанры публикаций: юмористические изображения; тексты, посвящённые проблематике гендерного равноправия. В данной группе, в отличие от развлекательного, редко публикуется контент, посвящённый актуальным политическим и социальным вопросам, при этом возможность комментирования доступна каждому пользователю.
Обобщая, следует указать на следующую особенность: выделенные крупнейшие сообщества феминистского дискурса «ВКонтакте» почти не отражают радикального взгляда на данную проблематику, оставаясь в рамках либеральной, интерсекциональной и социалистической концепций. Вообще актуальность в России идеи социалистического феминизма, которая утрачивает популярность на Западе, сменяясь радикализмом и интерсекционализмом, что показывает значительное отставание развития идеологических базисов движения гендерной эмансипации в России от трендов развитых стран.
Лишь незначительная часть исследуемых сообществ отдают предпочтение в контент-наполнении именно политической составляющей дискурса, а именно: борьбе за власть, коммуникации с другими политическими силами и противостоянию им и т.п. Однако без полноценного количественного анализа используемых участниками коммуникации языковых практик мы не можем утвержать, что политическая
проблематика для последователей феминистских движений в социальных медиа является слабовыраженной, а политический язык как таковой не является сформированным.
Для каждой из социально-медийных групп нами с помощью специального инструмента vk.barkov.net позволяющего выгружать со страницы сообщества все записи на «стене», в том числе комментарии пользователей, были получены все публикации за историю каждого из сообществ, которые затем были объединены в общий исследовательский набор данных, представляющий собой генеральную совокупость. Общий объём данных составил 295778 строк, хранящих в себе информацию о сообщениях, опубликованных в исследуемых сообществах, со следующими параметрами: название сообщества, ссылка на публикацию, дата и время публикации, текстовое содержание публикации, количество фактов социальной интеракции («лайков») к публикации.
Далее с целью ресурсной оптимизации анализа массива данных нами случайным образом, при условии даты публикации сообщения позже 30.04.2016 (актуальный период в 4 года) была составлена выборка в объёме 30 тыс. строк (ок. 10% от общего объёма).
Контент-анализ содержимого был осуществлён на основе выявления частотности использования тех или иных кодов (определённых слов) в масштабах исследуемой выборки данных. С этой целью, прежде всего, была проведена лемматизация (выделение начальной формы для базовых лексических элементов содержимого) текстовых данных каждой из публикаций. Затем автоматизированным образом была установлена частота использования каждого из кодов в общем текстовом массиве данных выборки.
Как промежуточный итог, был получен словарь дискурсивных кодов с указанным количеством использования того или иного кода и отсортированный по данному значению. Нами в ручном режиме были отобраны 111 наиболее часто используемых кодов, по нашему мнению, важных для анализа в рамках данного исследования (см. таблицу 2). Опишем особенности построения данного словаря, во многом характеризующие российский феминистский дискурс и его политическую составляющую.
Таблица 2. Словарь кодов феминистских сообществ
Число употреблений Код
10137 женщина
4874 человек
4413 мужчина
3530 ребёнок
1797 насилие
1547 феминизм
1030 семья
1003 муж
840 феминистка
805 против
475 россия
424 патриархат
417 полиция
398 социальный
383 патриархальный
374 власть
361 суд
333 система
322 бороться
308 преступление
305 защита
299 бог
295 борьба
294 государство
283 образование
268 война
247 сексизм
227 сша
198 москва
193 мизогиния
181 российский
181 дискриминация
174 домогательство
169 лесбиянка
156 равенство
152 рф
140 согласие
135 правительство
133 армия
126 народ
124 полицейский
122 социализация
120 политический
119 американский
117 пропаганда
115 германия
114 протест
113 диалог
108 феминистский
106 европа
104 советский
99 политика
97 английский
96 гражданский
95 гей
95 законопроект
94 рубль
94 государственный
90 гражданин
80 гендер
77 религиозный
76 оон
75 вайнштейн
71 партия
70 раб
69 америка
67 европейский
67 политик
67 революция
66 справедливость
63 неравенство
63 швеция
62 править
61 судья
59 рабыня
59 культурный
58 общественность
57 лгбт
56 феминистический
56 депутат
55 трамп
53 французский
52 правовой
49 шведский
48 пропагандировать
47 республика
46 дед
44 православный
44 консервативный
43 руководство
43 доллар
42 парламент
41 конституция
41 национальность
41 мораль
41 справедливый
41 протестовать
40 мвд
40 великобритания
38 демонстрация
36 либеральный
36 министр
34 эволюция
26 госдума
23 путин
22 выборы
15 навальный
13 демократия
13 дума
13 коррупция
10 зеленский
10 оппозиция
8 монархия
Во-первых, отметим, что сразу бросается в глаза высокая частота использования кодов, связанных с институтом семьи («ребёнок» - 3530 использований, «семья» - 1030, «муж» - 1003). Очевидна взаимосвязь с кодом «насилие» - проблематика домашнего насилия в семье является одним из ключевых вопросов современного российского феминистского дискурса. Что характерно, проблематика вопросов семьи и бытового насилия для дискурса российского женского движения стоит значительно выше проблемы в целом системы «патриархата» (424 использования кода «патриархат»), имеющей, по большему счёту, политическое измерение и часто интерпретируемой как ключевой объект противостояния западного движения гендерной эмансипации. Таким образом, мы можем предположить, что основной социальной проблемой современного российского феминизма в социальной сети «ВКонтакте»
Во-вторых, можно обратить внимание, что вопросы внешнеполитического характера часто становятся предметом обсуждения в феминистских сообществах, чем вопросы внутренней политики. Это, в первую очередь, касается США и России: это два наиболее часто употребляемых названия государств в дискурсе («россия» - 475 раз, «сша» - 227, «рф» - 152, «америка» - 69). Можно обратить внимание, что упоминания других государств также употребляются в дискурсе достаточно часто. Интересно, что код «Трамп» употребляется более чем в два раза чаще, чем код «Путин» - 55 против 23 раз. Всё это говорит об ориентации современного российского феминизма, по крайней мере в рамках данной социальной сети, на обсуждение преимущественно внешней политической повестки.
В-третьих, судя по собранным данным, современный российский феминизм действительно находится в парадигме интерсекционального движения, актуального в настоящее время в развитых государствах Запада. Часто используемыми являются коды «лесбиянка» (169 употреблений), «гей» (95 употреблений), «лгбт» (57 употреблений). Это говорит о важности для участников дискурса не только проблематики борьбы с угнетением по гендерному признаку, но и по признаку половой ориентации человека.
В-четвёртых, отметим ключевой момент: для данного словаря, характеризующего исследуемый дискурс, характерна концентрация ключевых акторов и явлений современной российской политики ближе к минимальным значениям частоты употребления кодов. Коды «выборы», «Путин», «госдума», «дума», «Навальный», «оппозиция» встречаются не более 30 раз на 30000 выбранных текстов; коды, определяющие российские политические партии либо встречаются единичные разы, либо не встречаются в выборке вовсе, поэтому не вошли в приведённый словарь. Абстрактные понятия, такие как «власть» (374 употребления), «система» (333) и «государство» (294), употребляются значительно чаще, так же как и системообразующие российские институты, не являющиеся по сути своей политическими: «полиция» (417 употреблений), «суд» (361) «правительство» (135), «армия» (133).
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что представители российского феминизма, по крайней мере в рамках выделенных крупнейших профильных социально-медийных групп, не демонстрируют потребности в политической мобилизации. Тематика борьбы за власть в рамках современных российских политических институтов не является востребованной, несмотря на политизированный характер идей борьбы с общественным устройством, свойственным третьей волне феминизма. Ключевые запросы остаются в
рамках актуальной повестки, а именно противостояния домашнему насилию и несправедливым действиям по вопросу вынесения наказаний за домашнего насилия.
Одной из важных задач данной работы являлась характеризация трансформации политической повестки российского феминизма в темпоральном ключе. Для определения степени политизации феминистского дискурса и характера его изменения в настоящее время необходимо задать период, в масштабе которого определяется изменение в частотности использования кодов, выделенных нами на предыдущем этапе исследования.
Для достижения этой цели, а также определения, непосредственно, свойств изменения особенностей политического аспекта феминистского дискурса в сообществах «ВКонтакте», была написана небольшая программа на языке программирования Python с использованием библиотек Pandas (используется для обработки табличных данных) и Matplotlib (используется для визуализации графических данных, диаграмм).
Прежде всего в программную среду для обработки был загружен датасет, сам по себе представляющий собой уже упомянутую выше структурированную выборку данных. Также на основе данных составленного словаря были выбраны 16 основных, наиболее часто встречающихся, политических кодов, с помощью которых возможно составить общее представление о политизации дискурса, а именно: «Путин», «Трамп», «Навальный» (чаще всего употребляющиеся коды политических акторов), «патриархат» (как ключевой объект политического противостояния представителей женского движения), «власть», «система», «бороться», «борьба», «протест», «политик», «политический», «демократия», «дума», «правительство», «оппозиция», «государство».
Автоматизированным образом каждое сообщение было обработано на использование в нём каждого из использованных кодов. Таким образом, была получена матрица, в которой обозначена, как сумма кодов в каждом сообщении, так и факт использования каждого из описываемых кодов. Следующим шагом была составлена сводная таблица с группировкой данных по каждому месяцу. Также было введено дополнительное условие для организации итоговой матрицы: общее число сообщений за месяц должно быть более 100. Таким образом мы можем избежать значительных искажений и выбросов в результатах.
Поскольку очевидно, что популярность сообществ изменяется со временем, как и число публикуемых в них сообщений пользователей, в полученной таблице для усреднения результата по месяцам также рассчитано соотношение суммарного количества всех использованных кодов за месяц к общему числу сообщений. Полученный результат и является репрезентацией темпоральных изменений в политизированности феминистского дискурса за последние 3 года. Данные были визуализированы на графике (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Средняя частота употребления политических кодов на одну публикацию феминистских
сообществ
Судя по графику, можно сделать вывод о снижении доли политических кодов в системе коммуникации представителей женского движения. Пиковые значения приходятся на ноябрь 2017 и апрель 2019 г., когда частота использования политических кодов составляла 0.14 и 0.125 на сообщение. Эти значения объясняются характерной для такого периода высокой долей политизации российского общества в пик агитационной и протестной активности электорального цикла в последние месяцы перед выборами президента России, состоявшимися 18 марта 2020 г.
Отдельными факторами также можно отметить участие в выборах известного общественного деятеля телеведущей Ксении Собчак в качестве кандидата, позиционировавшего себя в том числе как сторонницу феминистской идеологии и выступавшую в том числе с повесткой защиты прав и свобод женщин. Также, именно в этот период опубликованы вызвавшие общественный резонанс заявления журналисток о домогательствах депутата Государственной Думы Слуцкого Леонида Эдуардовича. Мы ранее указывали на то, что это событие активно обсуждалось прежде всего в коммуникационной среде представителей движения гендерного активизма и борьбы с угнетением по тендерному признаку.
После завершения электорального цикла политизация информационного потока идёт на спад. Постепенно, с увеличением количества публикаций, график стабилизируется и с сентября 2019 г. мы можем наблюдать неуклонное снижение частоты использования политических кодов. На май 2020 г., в настоящее время, оно достигает почти минимального значения за историю наблюдений. Однако необходимо также установить свойства и отдельные аспекты трансформации политического дискурса в феминистских социально-медийных группах, они продемонстрированы на следующих графиках.
На следующем графике (см. Рисунок 3) демонстрируется изменение в частоте использования кодов «Трамп», «Путин» и «Навальный» - политических лидеров, наиболее часто упоминаемых в феминистском дискурсе. Ранее нами установлено, что код «Трамп» используется более чем в 2 раза чаще, чем код «Путин». Судя по графику, наблюдается определённый параллелизм в частоте использования каждого из трёх кодов. Пики
использования кода «Навальный» можно связать с началом Алексеем Навальным избирательной кампании и многочисленными протестными акциями в июне 2017 г., а также с объявлением им так называемой «забастовки избирателей», проходившей с января по март 2018 г. Наиболее высокие значения частоты использования кода «Путин» также, по-видимому, связаны с его избирательной кампанией, а также с заявлениями о необходимости пенсионной реформы и Единым днём голосования в августе-сентябре 2018 г. Популяризация тематики обсуждения президента США Трампа, по сути, совпадает с внешним трендом феминизма на его осуждение, особенно в годовщину его инауграции в январе 2018 г. Однако важнее всего то, что мы можем установить, что, в целом, политизация и деполитизация феминистского дискурса в последние 3 года происходит примерно в одних и тех же временных рамках, вне зависимости от кодируемых институтов и персоналий, о которых идёт речь в сообщениях.
Рисунок 3. Частота употребления кодов «Путин», «Трамп» и «Навальный».
На следующем графике (см. Рисунок 4) нами во временном ключе рассматриваются политические коды «власть» и «система», свойственные политически-элитарной аут-группе движения феминизма и «протест» и «оппозиция», свойственные ин-группе и описывающие актуальность анти-элитарной деятельности для участников феминистского дискурса. Отметим, что частота использования кодов «власть» и «система» изменяется параллельно, тогда как «протест» показывает себя намного более актуальным кодом для феминисток, чем ассоциация себя с условной политической «оппозицией».
Рисунок 4. Частота употребления кодов «Власть», «Система», «Протест» и «Оппозиция»
Пики использования данных кодов также приходятся на этапы максимизации протестной активности и входят в общие рамки электоральной кампании осени 2017-весны 2018 гг. Стоит отметить, что в последние несколько месяцев важность кодов «протест» и «оппозиция» снижается при повышении частоты использования кодов, описывающих действующую политическую систему России. Это говорит о деактуализации протеста и вообще активного политического противостояния сложившейся системе. Представители современного российского феминизма чаще всего не определяют себя как оппозиционное протестное движение, оставаясь в рамках осуждения и противостояния отдельным фактам либо ситуациям, когда происходит определяемое участниками дискурса угнетение по тендерному признаку. Об этом говорит и график частоты использования кодов «борьба» и «бороться» (см. Рисунок 5), на котором демонстрируется, как приоритетность кодов, связанных с противостоянием тем или иным процессам, с апреля 2018 г. снизилась в совокупности более чем в 4 раза.
Рисунок 5. Частота употребления кодов «Бороться», «Борьба»
Рассмотрим также использование ключевого для феминисток третьей «волны» кода «патриархат» (см. прил. 11), как базового объекта противостояния - существующей по их мнению системы угнетения мужчинами женщин, существующей в том числе и на политическом уровне. Относительно данного кода также наблюдается снижение его использования, и, в целом, низкую его популярность относительно пиковых значений. Это также говорит о неактуальности в России мейнстримной западной повестки, движений феминизма и Social Justice Warriors.
Рисунок 6. Частота употребления кода «Патриархат»
На последнем графике демонстрируется взаимосвязь политических кодов, используемых в сообщении и медианного числа действий социальной интеракции («мне нравится»), оставленных пользователями к публикации (см. Рисунок 7). Медиана используется для снижения воздействия на итоговые данные искажений, которые могут вызвать отдельные публикации от имени сообществ, очевидно, получающие больше общественного отклика. Согласно данной визуализации, публикации, в содержании задающие больше политического контекста, имеют, в целом, больший отклик у аудитории сообществ. Это говорит о том, что, несмотря на в целом низкую политизированность дискурса, у участников коммуникации сохраняется интерес к тематикам обсуждения, связанным с общественно-политической повесткой.
Э00
2Б0
200
1Б0
100
50
к -*- l¡ líes
/
сойеь зит
Рисунок 7. Взаимосвязь между количеством использованных кодов и медианным числом «лайков» в
публикации.
Рисунок 8. Число публикаций в сообществах феминистского дискурса «ВКонтакте»
Вывод. С помощью методов количественного анализа и специальных инструментов автоматизированного сбора и обработки данных нами были получены результаты, отражающие политическую составляющую феминистского дискурса как обобщённо, так и в динамике. По итогу, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что для большинства представителей изучаемой социальной группы участие в борьбе за власть в существующих институциональных рамках не является приоритетной повесткой обсуждения. Затрагиваются прежде всего социальные вопросы, проблематика бытового насилия, тогда как обсуждению современных российских государственно-политических институтов, за исключением полиции и судебных органов, уделяется минимальное внимание.
В действительности, внутригрупповой дискурс российского феминизма в социальных медиа значительно уходит от трендов, задаваемых на Западе, в сторону частных вопросов, а не противостояния «патриархату» в целом. При этом, сохраняется риторика интерсекционального либерализма, прежде всего касаемо вопросов гендерной небинарности и лиц нетрадиционной ориентации. Однако, как уже было указано выше, решение этих вопросов путём участия в борьбе за возможность принятия властных решений практически не рассматривается, а политизация дискурса в целом в последнее время демонстрирует тенденцию к снижению.
При этом подчеркнём, что популярность исследованных сообществ продолжает увеличиваться, количество публикаций по феминистской тематике растёт (см. Рисунок 8). Очевидно, что при всей низкой на настоящий момент актуальности политического нарратива для российского феминизма, участники дискурса остро реагируют на изменение политического поля в России, на электоральные процессы и остросоциальный событийный контекст, поэтому, по нашему мнению, потенциал для протестной активизации исследуемого коммуникационного пространства является высоким.
Список используемой литературы:
1. «Я всегда у людей козёл отпущения»: Интервью Ксении Собчак // Wonderzine URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life-interview/235999-sobchak (дата обращения: 16.05.2020).
2. 12 июня на улицы вышло больше людей, чем 26 марта Карта протестов «Медузы» и «ОВД-Инфо». Самые полные данные // Meduza URL: https://meduza.io/feature/2017/06/13/skolko-lyudey-protestovali-12-iyunya-i-skolko-zaderzhali (дата обращения: 17.05.2020).
3. Mayara Lustosa Silva Pessoa, Josefa Lusitania de Jesus Borges Questions and tensions: paradoxes of feminism // Revista Katálysis. 2018. №21(3). С. 92-101.
4. Soc-Fem // ВКонтакте URL: https://vk.com/socfem (дата обращения: 16.04.2020).
5. В России прошла «забастовка избирателей» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3533312 (дата обращения: 17.05.2020).
6. Выборы 9 сентября: ставленники Кремля теряют поддержку в регионах из-за пенсионной реформы // BBC URL: https://www.bbc.com/russian/features-45467375 (дата обращения: 17.05.2020).
7. Журналистки обвинили депутата Госдумы Леонида Слуцкого в домогательствах. Он все отрицает. Главное // Медуза URL: https://meduza.io/feature/2018/02/24/zhurnalistM-obvinili-deputata-gosdumy-leonida-slutskogo-v-domogatelstvah-on-vse-otritsaet-glavnoe (дата обращения: 16.05.2020).
8. Митинги ноября 2018 запомнятся числом задержанных и составом участников // КоммерсантЪ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3511570 (дата обращения: 17.05.2020).
9. О нас // ВКонтакте URL: https://vk.com/about (дата обращения: 16.04.2020).
10. Подслушано Феминизм // ВКонтакте URL: https://vk.com/overhear_feminism (дата обращения: 16.04.2020).
11. Поиск целевой аудитории в соцсетях // VK.BARKOV.NET URL: https://vk.barkov.net/ (дата обращения: 16.04.2020).
12. Результаты выборов президента России в 2018 году: Владимир Путин победил, набрав более 76% голосов // Комсомольская Правда URL: https://www.kp.ru/daily/26807.5/3842490/ (дата обращения: 16.05.2020).
13. Саламова Себила Якубовна Домашнее насилие в современной России: общая характеристика // Lex Russica. 2018. №9 (142). C.129 - 138.
14. Сотни тысяч американок вышли на улицы во славу феминизма // Лента.ру URL: https://lenta.ru/news/2018/01/21/womens_march/ (дата обращения: 17.05.2020).
15. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019 // Brand Analytics URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2019/ (дата обращения: 16.04.2020).
16. Феминизм: наглядно // ВКонтакте URL: https://vk.com/feminism_visually (дата обращения: 16.04.2020).
17. Чашечку феминизма и печеньку, пожалуйста // ВКонтакте URL: https://vk.com/od_fem (дата обращения: 16.04.2020).
18. Школа Феминизма // ВКонтакте URL: https://vk.com/fem_school (дата обращения: 16.04.2020).