|ЫЛЯТ£’- ПГГМПЛ ~ 14‘ЧШ
iuoomum
L.V. Konstantinova The Political Higher Educational Institution: the Special Status in Conditions of Public Transformations
The system of managerial stuff training on the basis of vocational educationisstudied.Thespecialstatusof apoliticalhighereducationinstitutionin conditionsofpublictransformationsis defined
Key words and word-combinations: higher education systems, managerial stuff training, political higher education institutions.
Исследуется система подготовки управленческих кадров на основе профильного образования. Определяется особый статус политического вуза в условиях общественных трансформаций.
Ключевые слова и словосочетания: система высшего образования, подготовка управленческих кадров, политический вуз.
УДК 378 ББК 74.58
Л.В. Константинова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВУЗ: ОСОБЫЙ СТАТУС В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
И,
1стория России последнего столетия свидетельствуетотом, что в периоды общественных трансформаций резко повышается потребность в воспроизводстве управленческих кадров, управленческой элиты новой формации. В первой четверти XX в. это привело к необходимости создания принципиально новой системы вузов, имеющих особый политический статус и место в системе госу-дарственногоуправления. На них возлагалась миссия подготовкиуправленческих, руководящих кадров «под заказ» новой для того времени системы политической власти и управления. Данные вузы создавались в крупных культурных и образовательных центрах молодой советской России. Такое учебное заведение - Комвуз - былосозданоивСа-ратове в 1922 г. В его состав вошли Саратовский областной коммунистический университет и Губпартшкола, а в качестве основной задачи определялась подготовка партийных
2012 • ВЕСТНИК ПАГС
и советских работников, работников профдвижения, пропаганды и агитации, кооперативов, банковской сферы, советских юристов, журналистов, иными словами - специалистов, способных управлять и руководить политическими, социальными, экономическими процессами нового общественного строя, формировавшегося в то время в России. Комвуз, переименованный в 1923 г. в НижнеВолжский ( Саратовский) коммунистическийуниверситетимени В.И. Ленина, обеспечивал подготовку управленческих кадров не только для Саратова, но и для целого ряда областей Поволжья. Таким образом, осуществлялось непосредственное включение данных вузов в политическую систему государства в качестве важных элементов, обеспечивающих реализацию кадровой политики. В советский период саратовский политический вуз, как элемент данной системы, неоднократно претерпевал определенные трансформации, но всегда оставался в рамках основного профиля. С 1970-х годов вуз в качестве Саратовской межобластной высшей партийной школы помимо политической подготовки начал подготовку специалистов для управления народным хозяйством, руководства развитием экономики и культуры, работы с населением.
Кардинальные реформы в России начала 1990-х годов привеликнеобходи-мости трансформации советской системы управленческих вузов, связанной с требованиями новой российской государственности и воссоздающейся рыночной экономики. В ответ на эту потребность в начале 1990-х годов на базе высших партийных школ была сформирована абсолютно новая система про-фильныхуправленческихвузов - российская и региональныеакадемии государственной службы. Одним из ведущих региональных вузов стала Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина. По сути, была создана новая система профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих, которая определялась Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», рядомуказов Президента РФ, в частности Указом «О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение государственных служащих». Данная система за 20 лет существования продемонстрировала определенную эффективность. На региональном уров-неона оказалась мобильна, хорошо адаптировалась к изменяющимся политическим и управленческим задачам, в ней был выстроен институциональный и содержательный каркас системы непрерывного образования государственных, муниципальных служащих, а также бизнес-менеджеров ( многоуровневые программы подготовки и дополнительного образования) .
Региональныеакадемии государственной службы задвадесятилетия своего функционирования сформировались какобразовательныеучреждения, играющие ведущую роль в подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных в системе государственного и муниципальногоуправления, общественно-политической сфере, управленческих структурах предприятий и организаций различныхотраслей экономики. Вобласти реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования для государственного и муниципальногоуправления доля академий на рынкахобразовательныхуслуг в
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 7
регионах и федеральных округах достигала 90%. Они стали основными исполнителями государственного и регионального заказов на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере дополнительного профессионального образования управленческих кадров на своих территориях. Таким образом, в обновленном качестве особый политический статус профильных управленческих вузов - академий государственной службы - в постсоветской России был сохранен. Академии государственной службы в субъектах РФ и в федеральных округах в той или иной степени оказались встроенными в систему региональной власти, обеспечивая их кадровый потенциал, научное, экспертное, аналитическое, консалтинговое сопровождение их деятельности.
Однако очередной этап общественной трансформации российского общества, выражающийся в ускоренной модернизации социально-экономической и политической систем, вновь актуализировал потребность в институциональных изменениях сферы подготовки управленцев под новые политические и управленческие задачи. Осуществление модернизации российского общества в целом и политического преобразования в частности требует превентивной модернизации политической элиты и бюрократии. Новые задачи связаны с повышением результативности и качества предоставления государственных и муниципаль-ныхуслуг, формированием эффективной бюрократии, преодолением коррупции в органах власти. Решениеданныхзадач возможно при условии создания единой системы воспроизводства, развития и непрерывного образования профессиональной управленческой элиты в стране и модернизации в области подготовки и дополнительного образования государственных и муниципальных служащих.
В связи с этим и в соответствии с Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1140 был образован новый уникальный управленческий вуз - Российская академия народногохозяйства и государственной службы при Президенте РФ ( Президентская академия) , который объединил в одну систему веду-щиеуправленческие образовательныеучреждения России: Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и региональныеакадемии государственной службы. Особое положениеакадемии, как вуза политического, непосредственно осуществляющего образовательную, научную, экспертную и консалтинговую поддержку высших органов власти и органов власти регионального и муниципального уровня, был де-юре закреплен названнымУказом.
В состав Президентской академии вошла и Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина в качестве Поволжского института управления имени П.А. Столыпина. Саратовский политический вуз - от Ком-вузадо Поволжского институтауправления имени П.А. Столыпина - в составе российской системы подготовки управленческих кадров прошел непростой путь становления, модернизации и развития, отвечая на запросы трансформирующейся российской власти и общества. Путь этот не был простым, а оптимальная и эффективная система подготовки управленческих кадров в России сегод-
8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
ня еще не сложилась. В настоящее время осуществляется очередной этап ее трансформации. Поволжский институт управления находится в эпицентре этого процесса, являясь одним из ведущихуправленческих вузов в Приволжском федеральном округе, Поволжье и России.
В современных условиях стратегические задачи Поволжского института управления имени П.А. Столыпина состоят в следующем:
- содействие устойчивому социально-экономическому развитию Поволжского региона через повышение качества человеческих ресурсов, удовлетворение потребности общества в компетентных специалистах, а личности - в профессиональном образовании и развитии;
- обеспечение многоуровневой и многопрофильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров на основе интеграции фундаментального, междисциплинарного и практико-ориентированного обучения в интересах повышения эффективностиуправления во всехсферах;
- внедрение идеологии сотрудничества власти, бизнеса и общественных институтов через непрерывное и инновационное профессиональное развитие специалистов органов государственного и муниципального управления, бизнес-структур и институтов гражданского общества;
- обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда на основе стратегического партнерства с органами государственного и муниципального управления, предприятиями и организациями всех форм собственности;
- содействие интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство посредством участия в международных интеграционных процессах в сфере высшего профессионального образования.
Стратегические цели развития института, основанные на понимании и укреплении его роли как центра влияния на социально-экономическое развитие Поволжского региона:
- укрепление позиций как ведущего инновационного образовательного и научно-аналитического центра в области подготовки управленческих кадров, развития теории и практики государственного и муниципального управления;
- формирование условий и механизмов интеграции в мировое образовательное пространство через расширение международного сотрудничества, развитие системы многоуровневой профессиональной подготовки, внедрение ми-ровыхстандартов качества образования;
- достижение высокой стабильности и адаптивности на рынках образовательных, консалтинговых, информационныхуслуг и научных исследований за счет гибкого реагирования на динамику потребностей работодателей, потребителей и заказчиковуслуг.
К настоящему времени Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина сформировался как ведущий научно-образовательный комплекс Поволжского региона, ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификацииуправленческих кадров.
Поволжский институтуправления сегодня - это инновационный вуз, вклю-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 9
чающий шесть факультетов, центр дополнительного профессионального образования, системы довузовского и послевузовского образования, учебные, исследовательские, экспертные, консалтинговые центры.
В институте реализуются более 100 образовательных программ различного уровня управленческого, юридического, экономического, социально-политического профиля, обучаются 6,5 тысячи студентов, ежегодно около 5000 слушателей проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации. На 25 кафедрах работаютоколо 400 преподавателей, 76% из них имеютученую степень кандидата илидоктора наук. В вузедействуют более 15 научно-исследовательских и инновационных образовательных структур.
Один из основных результатов деятельности института заключается в том, что в вузе выстроена устойчивая система непрерывного образования управленческих кадров, которая включаетследующие элементы.
Во-первых, довузовская подготовка и профессиональная ориентация, направленная на воспитание мотивированных абитуриентов путем реализации проектов работы со школьниками и выпускниками сузов.
Во-вторых, подготовка по программам среднего профессионального образования, включающая практико-ориентированные программы, имеющие пролонгацию на сокращенные программы высшего образования.
В-третьих, подготовка по программам высшего профессионального образования специалистов и бакалавров на трех факультетах: государственного и муниципального управления, экономики и управления, политико-правового управления. Здесь главное - переход на новые образовательные программы в соответствиисФедеральными государственными образовательными стандартами, где заложен компетентностный подход. На протяжении двух последних лет в институте проводилась серьезная работа по участию в разработке новыхобразо-вательных стандартов третьего поколения, в частности по направлению подготовки «Государственное и муниципальноеуправление», и по проектированию новых образовательных программ. Основное отличие от предыдущих этапов заключалось в активном привлечении работодателей кданному процессу.
В-четвертых, новый элемент системы непрерывного образования, активное встраивание которого в систему происходит в настоящее время - подготовка магистров. В вузе уже реализуется 11 магистерских программ по шести направлениям подготовки, при этом переченьданных программ постоянно расширяется, что означает развитие основных перспектив для выхода на новый качественный уровень. Для придания этому процессу более серьезного статуса создан специализированный факультет магистратуры и аспирантуры. Сложность связана с тем, что в обществе, на рынке труда в целом и управленческих кадров в частности, не сформирована потребность именно в магистрах как профессионалах, имеющих особый уровень высшего образования, специалистах с опреде-леннымхарактером квалификаций и компетенций. В образовательных стандартах и программах преподаватели стараются самостоятельно дифференцировать квалификации и компетенции бакалавров и магистров, в результате образовательное сообщество опережает рынок труда, работодателей, от которых пока не поступает такого дифференцированного заказа. Профессиональных стандартов
1 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
и четких квалификационных требований в сфере управленческого труда еще нет. Это касается и должностей государственной службы ( следует определить, какие должности могут занимать бакалавры, а какие - магистры) , поэтому у вуза очень серьезная миссия - своими образовательными программами, их содержанием, результатами, определенными в формируемых компетенциях, закладывать образ будущей системы распределения профессиональных квалификаций высшего образования по уровням для реальной управленческой практики.
Еще один важный элементсистемы непрерывного образования Поволжского институтауправления имени П.А. Столыпина - факультет второго высшего профессионального образования, подготовка на котором ведется по индивидуальным планам, выстроенным в зависимости от профиля предыдущего образования. Ежегодно на этом факультете выпускается порядка 200 человек. Отметим, что в настоящее время наблюдается высокий спрос на второе высшее образованиеуправленческого профиля, таккакуправленческие, экономические, юридические компетенции для современного человека, ориентированного на карьеру, становятся базовыми и необходимыми, это мировая тенденция.
Один из основных элементов сложившейся в институте системы непрерывного образования каксистемы образования взрослых - дополнительное профессиональное образование ( профессиональная подготовка, повышение квалификации, получениедополнительной профессиональной квалификации, стажировки) . В структуре института действует крупный Центр дополнительного профессионального образования, где реализуется несколько сотен образовательных программ по профилю вуза. Поволжский институт имеет многолетний опыт осуществления программдополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, выборных должностныхлиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления, специалистов различных организаций и учреждений. Только за 2007- 2011 гг. по данным программам прошли обучение 30 753 человека, в том числе 26 563 федеральных государственных гражданских и муниципальных служащих по 371 программе. 172 программы реализованы с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий для более чем 7000 слушателей. Широкая региональная сеть Центра дополнительного профессионального образования Поволжского института управления охватывает более 80 субъектов РФ. Возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяют проводить видеоконференции, вебинары, использовать электронное учебно-методическое обеспечение. С 1998 г. в вузе реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадровдля организаций народного хозяйства Российской Федерации «Менеджер XXI века». С 2011 г. институт стал участником Президентской программы подготовки кадров в сфере образования и здравоохранения. Институт также является базовым вузом по реализации образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами».
В настоящее время в активную стадию входит реформа дополнительного профессионального образования в России. Институт включен в данный про-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 1
1 1
цесс, его сотрудники принимали активное участие в разработке и продвижении новых федеральных государственных требований к программам дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.
Послевузовское образование, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации - безусловно, важный элемент системы непрерывного образования. В институте имеется возможность обучения в аспирантуре по 20 специальностям и докторантуре и получения степени кандидата и доктора наук в диссертационных советах института.
В вузе предоставляется возможность дополнительных образовательныхуслуг по востребованным направлениям для студентов, слушателей и широкого круга потребителей, что также является элементом вузовской системы непрерывного образования. При этом, обучаясь по основным программам, студенты приобретают дополнительные профессиональные навыки, умения и квалификации. В институте действуют различные инновационно-образовательные центры, предоставляющие подобные образовательныеуслуги.
Система непрерывного образования, сложившаяся и действующая в институте, представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных и последовательно реализуемых образовательных программ и присваиваемых квалификаций, обеспечивающих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров на протяжении всей карьеры и профессионального развития, на протяжении всей жизни.
Специфика системы непрерывного образования Поволжского института управления заключается в том, что доля и масштаб образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования молодых людей и различным формам образования взрослых равны и значимость их одинаково высока. Более того, конкурентоспособность всех реализуемых образовательных программ обеспечивается как раз за счет совмещения базового ( основного) и дополнительногообразования. Именно такое совмещение позволяет формировать в институте сильный преподавательский состав, специализирующийся на актуальных проблемахуправления в целом и государственного и муниципального управления в частности. Обучение в рамках программ второго высшего, дополнительного профессионального образования управленческих кадров, взрослого контингента специалистов и руководителей требует от преподавателей постоянного совершенствования содержания и методовобучения. В результате-более квалифицированные кадры преподавателей, обучающих по программам высшего профессионального образования, которые работаютсо студентами на основе актуального практико-ориентированного материала и с использованием современных образовательных технологий. Таким образом действует эффект взаимоусиления, что обеспечиваетлидерство вуза в программах и конкурентоспособность выпускников. Следовательно, сложившаяся система непрерывного образования, включающая все урони профессионального образования, - это основное условие для интеграции теории и практики в учебном процессе и обеспечения качества программ.
Содержательным отличием реализуемых образовательных программ является практическая интеграция образовательной деятельности, научных исследова-
1 2 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
ний, консалтинговыхуслуг, осуществляемыхинститутом, с реальнойдеятельно-стью органов государственного и муниципального управления субъектов Российской Федерации. Участие специалистов вуза в работе консультационных, методических, экспертных и аттестационных структур, создаваемых органами власти в регионах, специалистов в разработке целевых программ и законопроектов в сфере государственного и муниципального управления, реализации программ реформирования государственного управления и местного самоуправления создает возможности реального влияния на социально-экономические процессы в регионе, межрегиональное взаимодействие и обмен опытом.
Несомненным преимуществом института является то, что он располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским корпусом, совмещающим педагогическуюдеятельность с научно-исследовательской, экспертной, аналитической, консалтинговой, практической работой в области государственного и муниципального управления. Среди ведущих профессоров и доцентов эксперты международного, российского, окружного, региональногоуровня по вопросам административной реформы, реформы государственной службы и местного самоуправления, кадровой политики, стратегического планирования развития регионов, социальной и молодежной политики, политическогоанали-за и прогнозирования, оценки качества профессионального образования.
В связи с созданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации как беспрецедентной по масштабам и территориальной распределенности образовательной корпорации развитие системы непрерывного образования становится достаточно приоритетным. Серьезная база для этого в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпинасоздана. Сегодня актуально объединениеобразователь-ного потенциала всех вошедших в состав РАНХиГС вузов, формирование общего образовательного пространства, создание реально функционирующей территориально распределенной образовательной сети для повышения качества обра-зовательныхуслуг, конкурентоспособности Президентской академии в целом и обеспечения ее лидирующих позиций в сфере управленческого образования как ведущего политического вуза страны.
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 3