5.6.2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ)
GENERAL HISTORY
УДК: 94(620)»2012/2013» ГРНТИ 03.09.55 EDN: KBPJBV
DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-126-135
Политический раскол входе конституционных преобразований в Египте в 2012-2013 годах
©Домбровский Павел Алексеевич12
Институт образования Томского государственного университета, г. Томск, Российская Федерация 2Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. Цель настоящего исследования в выявлении факторов последовавшего с конца 2012 полета 2013 годов политического раскола в египетском обществе в контексте противоборства за власть в стране в 2011-2013-х гг. двух сторон: армейского руководства в лице Высшего совета Вооружённых сил и исламистского движения «Братья-мусульмане» (запрещённая в Российской Федерации экстремистская организация) в лице «Партии свободы и справедливости». По результатам проведённого анализа фиксируется, что политический раскол в социуме Египта образуется в ответ на деятельность правительства исламистов во главе с президентом Мухаммедом Мурси. Предлагаемый и реализуемый (недолгое время) ими «проект» государственной трансформации имел реакционный характер, так как был нацелен на устранение введённых военными в 2011-2012-х гг. конституционных деклараций, призванных ограничить полномочия новоизбранных политиков. Введение их в нормативное и правовое поле расценивается в настоящей работе в качестве ключевого фактора последующего очередного витка политического кризиса «арабской весны». Именно для их устранения окружением Мухаммеда Мурси делается акцент на формировании собственной полноценной конституции, призванной изменить баланс сил в вертикали власти. Однако это расценивается политически активной частью общества как попытка узурпации власти и построения исламской диктатуры в конечном итоге.
Ключевые слова: Египет, «арабская весна», революция, политический раскол, «Братья-мусульмане», военное руководство, конституционные преобразования, электоральные процессы.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Домбровский П. А. Политический раскол в ходе конституционных преобразований в Египте в 2012-2013 годах // История и современное мировоззрение. 2024. Т. 6. № 2. С. 126-135. DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-126-135. EDN: KBPJBV
V_J
DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-126-135
Political Discord in Egypt's Constitutional Transformation Process in 2012-2013
©Pavel A. Dombrovskiy1-2
institute of Education, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 2Tomsk State University,Tomsk, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this study is to identify the factors of the political discord in Egyptian society that followed from the end of 2012 to the summer of 2013 in the context of the confrontation for power in the country in the 2011-2013s. by two players: the army leadership represented by the Supreme Council of the Armed Forces and the Muslim Brotherhood Islamist movement (an extremist organization banned in the Russian Federation) represented by the Freedom and Justice Party. According to the results of the analysis, it is recorded that the political discord in Egypt's society is formed in response to the activities of the Islamist government led by President Mohammed Morsi.The «project» of state transformation proposed and implemented (fora short time) bythem was reactionary as it was aimed at eliminating SCAF's constitutional declarations designed in 2011-2012s. to limit powers of newly elected politicians. Their involving into the regulatory and legal field is regarded in this work as a key factor in the subseguent next round of the political crisis of the Arab Spring. To eliminate them, the M. Morsi's government focuses on the formation of its own full-fledged constitution, designed to change the balance of power in political system. However, this is regarded by the politically active part of society as an attempt to usurp power and build an Islamic dictatorship in the end.
Key words: Egypt, the Arab Spring, revolution, political discord, Muslim Brotherhood, military authorities, constitutional transformation, electoral processes.
FOR CITATION: Dombrovskiy P. A. Political Discord in Egypt's Constitutional Transformation Process in 2012-2013 // HISTORY AND MODERN PERSPECTIVES. 2024. Vol. 6. № 2. P. 126-135. (in Russ.)
DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-126-135. EDN: KBPJBV
^____)
ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Тема феномена «арабской весны» в современной историографии представлена крайне широко: как со стороны отечественных, так и зарубежных авторов, исследовавших и анализировавших ход её событий с самого их начала в декабре 2010 г., а также их последствия (рефлексия которых в настоящее время вновь приобретает актуальность в востоковедческом сообществе ввиду очередного витка обострения арабо-израильских отношений).
В частности, одни из наиболее комплексных процессов, связанных с феноменом, фиксируются непосредственно в Египте 2011-2014 гг. Тогда страна проходит через революцию, попытки закрепить в собственной политической сфере её достижения с помощью ряда электоральных процедур, а также, в конце концов, военный переворот, который в целом определил завершение «арабской весны» для всего североафриканского и ближневосточного ареала.
В свою очередь, объектом настоящего исследования выступает процесс политического противоборства между двумя значимыми для Египта периода «арабской весны» (2011-2014) силами: военное руководство в лице Высшего совета Вооружённых сил (далее — ВСВС) с одной стороны, а с другой — исламистами в лице движения «Братья-мусульмане» (далее так же — «БМ»: запрещённая в России экстремистская организация) и представляющей их «Партии сво-
боды и справедливости». В качестве предмета определяется политический раскол, произошедший в постреволюционном египетском обществе (и в особенности в среде оппозиционных сил) в 2012-2013 гг. на фоне конституционных преобразований, начатых в контексте упомянутого противостояния между двумя силами за власть в государстве.
Сегодня в рамках историографического пласта, сформированного вокруг темы «арабской весны», можно наблюдать различные подходы. В качестве примера одного из наиболее комплексных анализов стоит привести коллективную монографию издательства Routledge под редакцией JI. Садики — «Routledge Handbook of the Arab Spring. Rethinking Democratization». Упоминая о коллективных трудах, так же невозможно не отметить о двух монографиях — 2014 и 2016 гг., соответственно, — из серии «Арабский кризис», изданных под эгидой Института африканистики РАН под общей редакцией А. М. Васильева. Три указанные книги представляют из себя попытку сделать широкий обзор на революционные события, происходившие в странах Северной Африки и Ближнего Востока с декабря 2010 г. по примерно 2014 г., а также на их потенциальные последствия. В том числе через междисциплинарную призму, представляя на своих страницах мнения историков, политологов, социологов, философов, экономистов и представителей иных областей социо-гуманитар-ной науки.
Относительно объектных и предметных рамок настоящего исследования, обозначенных выше, в числе одних из наиболее значимых и близких к рассматриваемой теме видятся труды М. А. Сапроновой и О. В. Карпачёвой. Монография первого автора представляет обзор на происходящие электоральные процессы в странах арабского мира в целом после революций и масштабных протестов — на примере Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Сирии и Туниса [Сапронова, 2015]. Вторая работа акцентирует внимание непосредственно на комплексном анализе истории египетского движения «БМ»1, объясняя исторические предпосылки давнего противостояния его участников с военным руководством страны [Карпачёва, 2013].
В целом, нельзя не отметить о развитии российского исследовательского пространства вокруг рассматриваемого феномена. Монография М. 3. Ражбадинова [Ражбадинов, 2013] представляет крайне комплексный разбор именно революционных событий в Египте 2011 г. В дополнение к ней можно отнести диссертацию кандидата исторических наук Э. А. М. А. Аб-делрасула [Абделрасул, 2017], предлагающую взгляд на «арабскую весну» через концептуальную призму феномена «цветных революций». Исторический, историко-экономический, демографический, политический и, в том числе, историко-правовой анализы отдельных составляющих в рамках «весны» со стороны отечественного академического сообщества можно так же встретить в статьях JI. М. Исаева [Исаев, 2014; Исаев, Коро-таев, 2014], JI. Е. Еринина [Еринин, Коротаев, 2013], А.Р. Шишкиной [Коротаев, Шишкина, Исаев, 2016], Ю. В. Зинькиной [Коротаев, Зинькина, 2011] и А. В. Коротаева [Коротаев, Исаев, 2014], И. В. Рыжова и М. Ю. Бородина [Рыжков, Бородина, 2012], К. М. Труевцева [Трувцев, 2012], Д. Я. Примакова [Примаков, 2017], а также В. Ахмедова [Ахмедов, 2021].
Со стороны зарубежной рефлексии вокруг представляемых событий в качестве наиболее значимых для указанных объектных и предметных рамок видятся работы Халила аль-Анани [Anani, 2015], Мухаммеда Муссы [Moussa, 2015] и Халеда Абу Эль Фадла [El Fadl, 2015].
Представленный краткий библиографический обзор демонстрирует широту имеющихся исследований и подходов к рассмотрению феномена «арабской весны» непосредственно в Египте. Однако на текущий момент именно вопросы, связанные с противоборством между ВСВС и исламистами в рамках египетских постреволюционных электоральных процессов, а также с влиянием их на последующий политический раскол в обществе, раскрыты в имеющейся литературе, как видится, не в полной мере.
В свою очередь, настоящая работа делает попытку внести свой вклад в обозначенную область, фокусируясь в качестве своей цели именно на выявлении в указанном противостоянии двух сторон факторов, способствовавших возникновению политического раскола в контексте конституционных преобразований исламистского правительства Египта. Ставится вопрос о том, какие аспекты в электоральных и политико-административных событиях как 2012-2013 гг., так и предшествующего 2011 г., стали движущими силами для начала протестного движения против власти «Братьев-мусульман»2 вскоре после избрания кандидатов от этого движения в парламент и на пост президента.
Кроме этого, в завершении данного раздела важно отметить, что в качестве основных источников исследование опирается на:
- египетские конституционные декларации 2011-2012-х гг.;
1 Движения «Братья-мусульмане» (далее так же — «БМ»); запрещённая в России экстремистская организация.
2 Движение «Братья-мусульмане» запрещённая в России экстремистская организация.
- отчёты о результатах парламентских и президентских выборов 2011-2012-х гг., а также конституционного референдума конца 2012 г.;
- материалы СМИ, освещавшие электоральные процессы и политические события вокруг них в эти же хронологические периоды;
- программу «Партии свободы и справедливости» от 2011 г.;
- конституцию Мухаммеда Мурси 2012 г.
Анализ обозначенных материалов строился в русле принципов историко-генетического подхода и проблемно-хроно-логического метода.
В свою очередь, события «арабской весны» в Египте представляются в рамках настоящего исследования через призму современных теоретико-методологических рамок пост- и неомодернизационного подхода, опирающегося, в частности, на положения трудов Р. Инглхарта (иная транслитерация фамилии исследователя: «Инглегарт») [Ингле-гарт, 1999; Инглхарт, Вельцель, 2011], Ш. Эйзенштадта3 [Е1зепз1асИ, 2000], А. Турена4. Исходя из этого, процессы 2011-2014-х гг. в египетском общественном и политическом полях рассматриваются как переходный период, в котором фиксируется борьба между несколькими силами непосредственно за выбор дальнейшей траектории трансформации страны, потенциально способной привести как к её новой модернизации, так и к усилению её консервации.
ПЕРЕД РАСКОЛОМ: ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕГИПТЕ 2011 -2012 ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
Летом 2012 г. в Египте завершается, можно сказать, первый этап здешнего «ответвления» феномена «арабской весны», начавшегося в начале 2011 г. с протестных событий и свержения президента Хосни Мубарака. Однако после этого в течение 2011-2012 гг. в стране проходят широкие электоральные процессы, связанные с выборами в обе палаты парламента и на пост президента.
Несмотря на продолжающуюся протестную активность в крупных городах, вызванную противостоянием между военными и представителями свергнутого режима X. Мубарака с одной стороны и сторонниками фундаменталистской (исламистской) оппозиции с другой [Сапронова, 2015; Апаш, 2015], абсолютно доминирующее положение в ходе параллельно проходящих электоральных процессов получили именно вторые. Большинство мест в парламенте получает «Партия свободы и справедливости», недавно образованная «Братьями-мусульманами»5, а в качестве нового президента избирается их лидер — Мухаммед Мурси6.
Важно отметить, что созданная «Братьями-мусульманами»7 и их сторонниками исламистская оппозиция, по своей сути, являлась одной из наиболее мощных политических
' Эйзенштадт Ш. Срывы модернизации // Неприкосновенный за-
пас. 2010. №6. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/6/sryvy-
modernizaczii.html (дата обращения: 19.02. 2024).
4 Touraine A. The Idea of Revolution // Theory, Culture & Society. 1990. Vol. 7. No. 2. Pp. 121-141.
5 Движение «Братья-мусульмане» запрещённая в России экстремистская организация.
6 Egypt: 2011/2012 People's Assembly elections results / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2013. URL: https://web.archive.org/ web/20230128140453/https: //www. eisa.org/wep/egy2012resultsl.htm (access date: 23.02.2024); Egypt: January/February 2012 Shura Council election results / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archive.org/web/20230128140429/https: //www.eisa. org/wep /egy 2012results 2.htm (access date: 23.02.2024).
7 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремист-
ская организация.
сил в Египте во время «арабской весны». Причины этого уходят в историю данного движения. Начав наиболее активно действовать при президенте Е. А. Насере как противники военизированного режима с 1950 гг., к событиям 2011 г. его участники накапливают значительный политический опыт, а также формируют широкую сеть своих сторонников [Moussa, 2015].
В свою очередь, военное руководство с 1950 гг. представлялось как основообразующий столп политического режима. Все президенты, кроме М. Мурси, являлись выходцами из армейской среды. При этом египетский генералитет является активным игроком в деле поддержания и контролирования существующей административной вертикали, что обеспечивает его участникам широкие возможности по выстраиванию собственной экономической деятельности и распределению финансовых ресурсов внутри бюджета Египта [Ахмедов, 2021].
В итоге, несмотря на интенсивные общественные дебаты относительно разрешения участия сторонникам бывшего президента X. Мубарака в проходящих выборах [Сапронова, 2015], вся электоральная конкуренция происходит непосредственно между двумя категориями игроков.
Условно: «фундаменталистской»: представители исламистской оппозиции в лице «Братьев-мусульман»8 и их сторонников; «контрреволюционной»9: представители режима X. Мубарака и высшего военного руководства.
Именно данные силы представляются наиболее масштабными и влиятельными, исходя из имеющихся в их распоряжении политического опыта и накопленных финансовых ресурсов [Anani, 2015; Moussa, 2015]. В свою очередь, образовавшаяся в ходе революционных процессов начала 2011 г. категория, условно, «демократической» оппозиции, выступавшей сначала строго за свержение режима X. Мубарака и против любого проявления возможности вновь его сторонникам прийти к власти электоральным путём, осталась в меньшинстве ввиду внутренней разрозненности и отсутствия должного опыта ведения политических кампаний [Сапронова, 2015].
Эту ситуацию иллюстрируют и электоральные данные, представленные в отчётах групп наблюдателей от Electoral Institute for Sustainable Democracy in Africa (далее — EISA):
218 мест из 498 на выборах в Народную ассамблею (нижняя палата парламента) с 28 ноября 2011 г. по 11 января 2012 г. занимает «Партия свободы и справедливости»10;
105 из мест из 180 на выборах в Совет Шуры (верхняя палата парламент) с 29 января по 22 февраля 2012 г. занимает демократическая коалиция, в которой доминирующие позиции занимает «Партия свободы и справедливости»11.
Однако уже президентские выборы для исламистов оказываются менее «спокойными» в отличие от парламентских, где их партия практически не встречает сопротивление. Основным конкурентом за избрание президентом у Мухаммеда Мурси был Ахмед Шафик, в недавнем прошлом — премьер-министр Египта, являвшийся в глазах оппозиционной общественности одним из активных сторонников свергнутого режима X. Мубарака.
3 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
у Нам бы казалось правильным назвать, консервативным это направление (редактор).
10 Egypt: 2011/2012 People's Assembly elections results / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2013. URL: https://web.archlve.org/ web/20230128140453/https://www.elsa.org/ wep/egy2012resultsl.htm (access date: 23.02.2024).
11 Egypt: January/February 2012 Shura Council election results / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archlve.org/ web/20230128140429/https:// www.eisa.org/wep /egy2012results2.htm (access date: 23.02.2024).
Президентские выборы были организованы в два раунда ввиду того, что в ходе первого из них сформировалась пара лидирующих кандидатов с минимальным отрывом в количестве полученных голосов между собой. Ниже представлены оба итога: в первом раунде (23-24 мая 2012 г.) — 24,78% у М. Мурси и 23,66% у А. Шафика; во втором раунде (16-17 июня 2012 г.) — 51,73% у М. Мурси и 48,27 у А. Шафика12
Несмотря на широкую поддержку сторонников контрреволюционного13 процесса, всё-таки лидирующие позиции в политической системе Египта к июню 2012 г. занимают именно исламисты, являясь значимой движущей силой египетской «арабской весны». Как показывает историография, исследователи данных событий склоняются к тому, что причиной таких результатов послужил именно фактор «протест-ного голосования»: население (и в особенности категория «демократической» оппозиции) исходило из желания максимально нивелировать вероятность возвращения к власти любых сторонников X. Мубарака и военного руководства. Ввиду его избиратели предпочли в большинстве своём отдать голоса кому угодно, но не тем личностям, к которым относилась такая ассоциация [Сапронова, 2015].
При этом сами прошедшие выборы даже на фоне постреволюционного периода и продолжающихся протестных активностей, в целом, наблюдателями и исследователями из EISA признаются легитимными и в достаточной степени честными и открытыми. Согласно двум доступным отчётам (ноябрь14 и декабрь15 2011 г.) о процессе подготовки к проведению парламентских выборов, все проделанные мероприятия и произведённые решения отмечаются как соответствующие минимальным требованиям демократическим выборам. В обоих отчётах сохраняются положительные заключения, отмечающие предоставление в достаточной мере полных возможностей для выражения волеизъявления народа, а также наблюдается отсутствие какой-либо конфликтности со стороны представителей разных политических и общественных течений в постреволюционное время. Рекомендации же касались во многом аспектов организации большей прозрачности голосования, развития инклюзивности, формирования более универсальной системы квот для независимых кандидатов.
В том числе нельзя не указать и на полный доклад от EISA о детальной аналитике обоих электоральных процессов — выборов и в нижнюю, и в верхнюю палаты парламента16.
Согласно нему, институт (EISA) обозначает указанные электоральные процессы не только как первые демократические выборы после революции начала 2011 г., но и как «первые конкурентные выборы в истории Египта»17.
12 Egypt: 2012 Presidential election results / EISA // WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archlve.org/ web/20230128140221/https://www.elsa.org /wep/egy2012 results.htm (access date: 23.02.2024).
Нам бы казалось правильным назвать, консервативным это направление (редактор).
14 EISA Witnessing Mission to the Egypt People's Assembly Elections 28-29 November 2011: Preliminary Statement / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2011. URL: https://web.archlve.org/ we b/202 3012 7015941/https://w ww. elsa.org/pdf/egy 201 leoml.pdf (access date: 18.03.2024).
13 EISA Election Witnessing Mission to the Arab Republic of Egypt: Interim
Statement 14 and 15 December 2011 / EISA//Way Back Machine: Internet
Archive. [S. I.], 2011. URL: https://web.archive.org/web/20230127015923/ https://www.eisa.org/pdf/egy2011eom3.pdf (access date: 19.03.2024).
lb EISA Election Witnessing Mission Report. Egypt. The People's Assembly and Shura Council Elections. November 2011 — February 2012 / EISA // WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archive. org/web/20230126220800/https://www.eisa.org/pdf/egy2012eomr.pdf (access date: 19.03.2024).
17 EISA Election Witnessing Mission Report. Egypt. The People's Assembly
and Shura Council Elections. November 2011 — February 2012 / EISA //
WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archive.
Дополнительно отмечается, что данный опыт «заложил основы для перехода к гражданскому демократическому обществу в Египте». Подобные заключения, а также отсутствие каких-либо широких протестных выступлений против результатов прошедших голосований за кандидатов в парламент подтверждают легитимность итогов электоральных событий 2011-2012 гг. В числе же рекомендаций исследователи EISA отмечают на необходимость развития законодательной базы для электоральных процессов. Прежде всего это касается важности трансформации конституции под вызовы постреволюционного времени, диктуемые, как ими подмечается, трендом перехода к демократическому обществу в Египте18.
Несколько схожие заключения были сделаны институтом и в отчёте наблюдателей за ходом обоих раундов президентских выборов в течение 2012 г.19 Согласно нему, так же можно сделать вывод и о легитимности результатов двухтактного голосования. Однако при этом здесь же признаётся, что полученные итоги нельзя отделять от внешнего контекста конституционного кризиса и постреволюционной хаотичности в обществе. В контексте с упомянутым ранее докладом в данном отчёте также заметны рекомендации исследователей о необходимости произведения кардинальных реформ в области электоральной системы и в целях закрепления верховенства права в политической жизни Египта после прошедших революционных событий. В том числе это видится и через реформирование конституционных основ стран, являющихся базовыми для смены власти избирательным путём.
Таким образом происходит полная смена политической власти в Египте после революции 2011 г. и свержения режима X. Мубарака. Теперь обновлённая вертикаль выстраивается вокруг исламистских сил, занявших по результатам прошедших выборов руководящие позиции (к чему стремились, можно сказать, всю вторую половину XX в. [Сапронова, 2015]). В свою очередь, сами египтяне в том числе ожидали дальнейших системных преобразований, связанных трансформацией (или потенциальной модернизацией) страны.
В целом, можно заметить, что начатые фундаменталистами преобразования с 2012 г. действительно возможно было бы охарактеризовать, как минимум, как попытки поиска национальной траектории модернизации, с внутренними культурными особенностями. Политический курс, при этом, был взят на исламизацию египетского общества с расширением полномочий исполнительной власти (и в особенности — президентских прав) [Moussa, 2015; El Fadl, 2015]; на расширение связей с «нефтяными монархиями» Аравийского полуострова и активным включением в панафриканские проекты Африканского союза. В этой канве правительство недавно избранного президента — М. Мурси — разрабатывает проект новой конституции, которая должна была быть принятой на референдуме к концу 2012 г. И во многом именно её положения рассматривались нынешним политическим истеблишментом как аспекты, определяющие путь для дальнейшего суверенного развития Египта.
Однако данные факторы становятся новой «искрой» для продолжения в Египте «арабской весны». Проводимые и предлагаемые реформы, наоборот, способствуют развитию нового протестного витка в стране, приведшего и к конституционному кризису, и к политическому расколу, оканчива-
org/web/20230126220800/https://www.eisa.org/pdf/egy 2012eomr.pdf (access date: 19.03.2024). 13 Ibid.
19 EISA Election Witnessing Mission to the Presidential Runoff Elections in the Arab Republic of Egypt: Statement on the Post-election Phase 28 June 2012 / EISA // WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archive.Org/web/20230127013154/https://www.eisa.org/ pdf/egy2012eoml5.pdf (access date: 20.04.2024).
ющиеся свержением M. Мурси и его правительства ровно через год после его избрания.
РОЛЬ ВЫСШЕГО СОВЕТА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ (МАРТ 2011 — ИЮНЬ 2012 Г.)
Прошедшие два раунда президентских выборов 2012 г. в Египте20 уже могли демонстрировать первые тенденции, способные трактоваться как показатели начинающегося раскола среди некогда единой оппозиции, выступавшей в начале 2011 г. против режима X. Мубарака. Однако, как было обозначено выше, египетским обществом, в целом, результаты голосования были приняты. Теперь вся страна находилась в ожидании системных трансформаций, способных наладить переход государства на потенциальную колею демократического и правового развития.
Прежде всего такие ожидания касались деятельности недавно избранного президента Мухаммеда Мурси и его «Партии свободны и справедливости», являющейся детищем исламистского движения «Братья-мусульмане»21. В свою очередь, в основе их совместной политики лежала партийная программа, представленная общественности ещё во время парламентских выборов второй половины 2011 г.22
Основной нарратив документа фокусировался вокруг «закрепления достижений революции 2011 года», что станет центральной идеей решений исламистского правительства М. Мурси в течение всего второго полугодия 2012 г. Под данным «закреплением» прежде всего понималось, согласно программе партии, избавление от составляющих политической жизни Египта, связанных с администрацией X. Мубарака. По своей сути, египетскому народу предлагалась широкая и социально-ориентированная перестройка общества, предполагающая и системную конституционную реформацию, необходимую (в русле обозначенного нарратива) для дальнейшего развития страны в демократическом дискурсе23.
Важно отметить, что произведение конституционных реформ являлось необходимым для Египта после свержения X. Мубарака и введения военными временной конституции. Отмечается это как среди политических акторов того периода, так и в отчетах EISA, упомянутых ранее. В том числе ожидание данных трансформаций демонстрировалось между двумя раундами президентских выборов и самими членами Высшего совета Вооружённых сил, под временным управлением которого и находилась страна с 11 февраля 2011 г.
В свою очередь, именно деятельность данной структуры в 2012 г. требует в настоящий момент отдельного внимания, так как прежде всего в ней видятся основные фактические аспекты, ставшие затем юридическими первопричинами для дальнейшего политического раскола. Во многом это связывается и с постоянной конкуренцией за контроль над политическим полем между военными и исламистами в Египте
20 Egypt: 2012 Presidential election results/EISA//WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archive.org/web/20230128140221/ https://www.eisa.org/wep/egy2012results.htm (access date: 23.02.2024).
21 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
22 Election Program. The Freedom and Justice Party / FJP // WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2011. URL: https://web.archive.org/ web/201112020043 24/http://www.fjpon I ¡ne.com/view. php?pid=80 (access date: 20.04.2024).
21 Election Program. The Freedom and Justice Party / FJP // WayBack Machine: Internet Archive. [S. I.], 2011. URL: https://web.archive.org/ web/201112020043 24/http://www.fjpon I ¡ne.com/view. php?pid=80 (access date: 20.04.2024).
с XX века, что приобрело уже «исторический» характер [Карпачёва, 2013].
Видя угрозу собственным политическим интересам члены Высшего совета Вооружённых сил незадолго до второго раунда президентских выборов продвигают через Конституционный суд процесс роспуска нижней палаты парламента, в которой доминируют исламисты24. В контексте политической конфронтации фундаменталистов и военных данный шаг в значительной мере должен был ослабить позиции «Брать-ев-мусульман»25 и, в частности, М. Мурси в случае окончательного занятия ими доминирующих позиций в системе управления государством, что, в целом, скоро и случилось.
Однако в ещё большей степени ограничивающий президента Мухаммеда Мурси и «Партию свободы и справедливости» механизм видится не столько в факте роспуска парламента, сколько в конституционной декларации (именуемая в историографии в т. ч. как «временная конституция»), вводимой в правовой оборот Высшим советом Вооружённых сил после отставки X. Мубакара. В том числе на первостепенное значение данного документа в деле ограничения новой президентской власти отмечают в статье от 12 августа 2012 г. и журналисты «А1-АШгат» — одной из старейших и наиболее авторитетных газет Египта26.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Оформление и введение генералитетом в оборот первого документа, призванного после свержения режима X. Мубарака временно заменить ранее действующую конституцию 1971 г., можно отнести к 30 марта 2011 г. Тогда Высшим советом Вооружённых сил публикуется самая ранняя вариация постреволюционной конституционной декларации. В её содержании уже заметно значительное изменение правового нарратива в сторону ослабления президентской власти и, наоборот, усиления независимости судебной, законодательной и исполнительной ветвей друг от друга, а также обозначаются базовые нормы, регламентирующие принципы парламентских и президентских выборов. В качестве же основополагающей идеи таких изменений признаётся оформление Арабской Республики Египет как «гражданского и демократического государства»27.
Вторая вариация появляется в ноябре 2011 г. и уже представляет из себя более структурированный и детализированный документ, по своим характеристикам имеющий больше сходств непосредственно с конституцией28. Заметно, что в его содержании продолжается нарратив о достаточно радикальной (в сравнении с конституцией 1971 г.) трансформацией политической системы Египта. Прежде всего из нововведений наиболее показательным становится появление специ-
24 Egypt since Morsi's election. 22 November 2012 // Ahram Online. [S. I.], 2012. URL: https://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/58955/ Egypt/Polltics-/Egypt-slnce-Morsls-electlon.aspx (accessdate: 21.04.2024); Egypt court orders dissolving of parliament. 14 June 2012 // Aljazeera. [S. I.], 2012. URL: https://www.aljazeera.eom/news/2012/6/14/egypt-court" orders-dlssolvlng-of-parllament (access date: 08.03.2024).
25 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
26 Challenges facing Egypt's first democratically elected president. 12 August 2012 // Ahram Online. [S. I.], 2012. URL: https://english.ahram.org.eg/ NewsCon tent/1/140/4993 6/Egy pt/Flrst~days/Cha llenges-faclng-Egy pts-flrst-democratically-elec.aspx (access date: 07.03.2024).
27 Constitutional Declaration 2011, 30 March 2011 // NATLEX: International
Labour Organization. [S. I.], 2011. URL: https://natlex.llo.org/dyn/
natlex2/r/natlex/fe/details?p3_isn=90064 (access date: 08.03.2024).
23 Declaration of the Fundamental Principles for the New Egyptian State. Draf
dated 1 November 2011. // Constitution Net. [S. I.], 2011. URL: https://
constltutionnet.org/sltes/default/flles/2011.ll_-_commentary_on_
fundamental_prlnciples_engllsh_final.pdf (access date: 08.03.2024).
ального раздела, посвящённого власти военного руководства. Так, из него следует, что Высшему совету Вооружённых сил предоставляется полная самостоятельность в вопросах, касающихся управления всей армией: определение государственного бюджетирования, а также предложение и утверждение законов, связанных с вооружёнными силами страны29. В свою очередь, по действующей ранее конституции 1971 г. данные аспекты были во введении президента, как верховного главнокомандующего30.
Последняя же вариация конституционной декларации была опубликована в день окончания второго тура президентских выборов — 17 июня 2012 г31. Здесь необходимо отметить, что последние две версии этих документов содержат в себе достаточно подробные и детальные комментарии их составителей со стороны высшего военного руководства.
Из них особенно значимым видится текст введения июньской декларации 2012 г. Из него можно видеть, что, с точки зрения ВСВС, она рассматривается уже не только как последняя версия, но и как полноценная основа для новой конституции, по которой теперь должно быть организовано устройство всего египетского государства и, в особенности, его политической системы.
Прежде всего это обосновывается необходимостью сохранения в должной мере процессов, связанных с транзитом к демократическому режиму. Для его обеспечения, как отмечается во вступительной части июньской декларации, на фоне роспуска нижней палаты парламента (опираясь на соответствующее решение Конституционного суда от 14 июня 2012 г. о признании нелегитимным избранного состава парламента) дальнейший контроль над страной во многом должен сохраниться не столько у президента, сколько у Высшего совета Вооружённых сил. До избрания нового состава парламента наибольшая легитимность власти признаётся непосредственно за данным вторыми32.
Исходя из обозначаемых в документе положений, можно сказать, что президентские полномочия не только серьёзно ограничиваются, но ряд из них также переходит во введение Высшего совета Вооружённых сил. Таким образом, в целях «обеспечения транзита» вплоть до введения новой (полноценной) конституции в Египте предусматривалось в определенной степени «двоевластие», призванное сохранить за генералитетом полную автономию в деле управления вопросами, связанными с армией. В том числе — по вопросам назначения лиц на руководящие должности вплоть до определения главнокомандующего ВС и министра обороны. Как обозначается в самом тексте, «вооружённые силы формально определяются независимыми от государственных гражданских институтов»33.
Из представленного видно, что высшее военное руководство всеми силами (в том числе через влияние на Конституционный суд Египта) старалось как можно больше ослабить силы своих противников в лице фундаменталистов. Мотивация для принятия подобных решений прежде всего видится в стремлении сохранить за генералитетом административные
29 Ibid. Р. 13.
311 Constitution of the Arab Republlc of Egypt 1971 // Constitution Net. [S. I.], 2011. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ electronic/34111/67289/f (access date: 08.03.2024). 11 The Egyptian Constltutional Déclaration. Dated 17 June 2012 //Constitution Net. [S. I.], 2012. URL: https://constitutionnet.org/sites/default/files/ commentary_to_june_2012_constitutlonal_declaratlon_final.pdf (access date: 08.03.2024).
32 The Egyptian Constitutlonal Déclaration. Dated 17 June 2012 //Constitution Net. [S. I.], 2012. URL: https://constitutionnet.org/sites/default/files/ commentary_to_june_2012_constitutlonal_declaratlon_final.pdf (access date: 08.03.2024). " Ibid. P. 7.
возможности по распределению финансовых потоков внутри страны (в т. ч. и между своими кланами) [Ахмедов, 2021].
В свою очередь, набравшие широкую и мощную поддержку «БМ»34 со своей «Партией свободны и справедливости» во главе с М. Мурси рассматривались армией своими первостепенными противниками. Особенно если учитывать предлагаемый в их программных документах и заявлениях в СМИ нарратив о достаточно радикальных трансформациях государства в сторону избавления от всего связанного с режимом X. Мубарака, а, следовательно, с теневой властью генералитета.
Но при этом также важно отметить и иной аспект — больше идеологический, нежели прагматический. Необходимо учитывать, что, по своей сути, представители «Братьев-му-сульман»35 и их сторонники выступали за идею исламиза-ции общества, что шло вразрез с армейским руководством, готовым занимать больше светские позиции. Как отмечала по этому поводу О. В. Карпачёва в своей работе: «Идеальная общественная структура «Братьев-мусульман»36 — это гармоничное исламское общество, в котором верхушка общества не притесняет бедных, управляющие не эксплуатируют рабочих, а стремление к получению прибылей смягчается благочестием и хорошей работой»37.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКОЛ ВХОДЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА 2012 Г. И ПОСЛЕДОВАВШИЙ ЗА ЭТИМ ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ЛЕТОМ 2013 Г.
Из обозначенного выше видно, что после президентских выборов в июне 2012 г. в Египте устанавливается, по сути, режим управления двух сил. С одной стороны, значительные возможности и полномочия были сохранены за генералитетом. С другой — непосредственно права президента были сильно урезаны. В том числе за счёт увеличения таковых у ветвей исполнительной, законодательной и судебной властей, исходя из последней введённой в правовой оборот конституционной декларации38. Дополнительно на ослабление власти президента играл и роспуск нижней палаты парламента, где большинство составляли представители исламистских течений и, в частности, выходцы из «Партии свободы и справедливости»39.
Для реализации обозначенных предвыборных тезисов фундаменталистов по «укреплению достижений январской революции» и «обеспечению системного демократического развития Египта»40, сформировавшаяся политическая ситуация несла скорее деструктивный характер, исходя из логики борьбы самих исламистов с членами Высшего совета Вооружённых сил, как с неким «пережитком», оставшимся
34 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
35 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
36 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
37 Карпачёва О. В. История исламской оппозиции в Египте. М.: URSS, 2013. С. 124.
33 The Egyptian Constitutional Declaration. Dated 17 June 2012//Constitution Net. [S. I.], 2012. URL: https://constitutionnet.org/sites/default/files/ commentary_to_june_2012_constitutional_declaration_final.pdf (access date: 08.03.2024). P. 7.
3y Egypt court Orders dissolving of parliament. 14 June 2012 // Aljazeera. [S. I.], 2012. URL: https://www.aljazeera.eom/news/2012/6/14/egypt-court" orders-dissolving-of-parliament (access date: 08.03.2024). Партия свобода и справедливости.
40 Election Program. The Freedom and Justice Party / FJP // WayBack
Machine: Internet Archive. [S. I.], 2011. URL: https://web.archive.org/
web/20111202004324/http://www.fjpon Ii ne.com/view. php?pid=80
(access date: 20.04.2024).
от режима X. Мубарака. При этом важно обозначить, что Мухаммедом Мурси с самого начала своего президентского срока делались попытки борьбы с последствиями действий генералитета в правовом поле. Так, например, ещё в начале июля 2012 г. им было инициировано обращение в Конституционный суд о пересмотре решения по роспуску нижней палаты парламента. Однако оно было заморожено, а деятельность парламента ввиду этого, в целом, осталась в некоем «подвешенном» состоянии ввиду отсутствия возможности работать у одной из его палат41.
Подобная ситуация, безусловно, не являлась приемлемой для сторонников «Братьев-мусульман», продолжавших протестовать против действий ВСВС. Однако, при этом, уже с начала августа 2012 г. можно было наблюдать усиление тенденций политического раскола в среде бывших «союзников» по оппозиционным выступлениям начала 2011 г. Например, согласно материалам газеты "Al-Ahram" от 2 августа 2012 г., правительство Египта столкнулось с обвинениями в свой адрес, связанными со сговором между исламистами и военными в целях удержания власти обеими данными сторонами42.
Однако на текущий момент не представляется возможным определить, насколько указанное мнение являлось популярным среди политически активных египтян на момент лета-осени 2012 г. ввиду отсутствия соответствующих данных. При этом такое обвинение в основном звучало со стороны Молодёжного революционного объединения (Revolution Youth Union), являющегося одной из более радикально настроенных оппозиционных течений, активно участвовавших ранее в протестах против X. Мубарака.
Но несмотря на это, как минимум для населения, не связанного ни с исламистским политическим истеблишментом, ни с представителями свергнутого режима (и, соответственно, с армейским руководством), всё-таки можно отметить следующее: образовавшаяся ситуация «двоевластия» после президентских выборов, в целом, могла рассматриваться как одно из возможных проявлений комплексного процесса транзита в стране от авторитарного режима к чему-то более демократическому. Связано это было с тем, что даже в происходящей политической нестабильности уже хотя бы в виде конституционных деклараций были закреплены принципы разделения ветвей власти, и сделана попытка налаживания между ними хоть какого-нибудь баланса, отсутствие чего при X. Мубараке и стало основой для протестов против него.
В свою очередь, хоть Высший совет Вооружённых сил и имел несколько негативный статус «связанной со свергнутым президентом институции», всё же при обладании значительными политическими ресурсами мог рассматриваться населением и как дополнительный механизм, действительно обеспечивающий баланс не только между ветвями, но и в потенциальных реформах исламистов. Тем более если после избрания М. Мурси на пост президента довольно скоро был выбран курс на исламизацию государства со стороны его правительства [Moussa, 2015; El Fadl, 2015].
В представленных условиях, по всей видимости, правительству М. Мурси для снятия с себя ограничений, произведённых последними действиями генералитета, оставалось ухватиться за последнюю возможность. Учитывая опубликованную и принятую за практически полноценный основной
41 Fate of People's Assembly referred back to Egypt's High Constitutional Court. 19 July 2012 // Ah ram Online. [S. I.], 2012. URL: https://english. a hram.org. eg/NewsConten t/l/64/48154/Egypt/Politics-/Fa te-of-Peoples-Assembly-referred-back-to-Egypts-H.aspx (access date: 01.03.2024).
42 New Egypt cabinet faces criticism by revolutionary group, liberal figure. 2 August 2012 // Ahram Online. [S. I.], 2012. URL: https://english.ahram.org. eg/NewsConten t/l/64/49376/Egypt/Politics-/New-Egypt-cabinet-fa ces-criticism-by-revolutionary.aspx (access date: 01.03.2024).
закон конституционную декларацию 17 июня 2012 г. (а именно — прописанное в её содержании условие о действии документа до момента принятия новой конституции43), как-либо расширить пространство для политических манёвров исламисты могли только после создания и утверждения собственной полноценной конституции Египта.
Сама же деятельность по подготовке варианта новой конституции началась довольно быстро. Если исходить из материалов, опубликованных на официальном Интер-нет-портале движения «БМ»44, то можно заметить, что первые относительно конкретные новости о продвижении данного процесса фиксируются с начала августа 2012 г. Так, например, в новостных статьях указывается на обязательное закрепление в основном законе более урезанных полномочий за военным руководством, чем это было определено в содержании последней конституционной декларации: «Статус военных будет ближе к условиям Конституции 1971 года»45. В свою очередь, упоминания о возможном окончании разработки текста документа фиксируются уже в статье от 6 августа 2012 г.46
Следующее событие, крайне важное для трансформации политической ситуации в Египте, происходит 22 ноября 2012 г. Тогда президент М. Мурси представляет общественности собственную первую конституционную декларацию47, которая становится своего рода начальным «тараном» против действующих ограничений президентских полномочий, введённых временной конституцией от 17 июня Высшим советом Вооружённых сил. В данном небольшом документе основное внимание общественности приковывается к двум статьям. Статья V гласит: «Ни один политический субъект не способен распустить Совет Шуры [верхнюю палату парламента] или Учредительное собрание [нижнюю палату парламента]»; Статья VI: «Президент имеет право предпринимать необходимые действия и меры для защиты страны и целей революции».
Именно конституционная декларация 22 ноября 2012 г. становится триггером новых масштабных протестов, но теперь уже против М. Мурси, обвиняемого в узурпации власти практически по аналогии с предшествующим ему X. Мубароком [Е1 БасИ, 2015]. Причина этого — в вынесении двух указанных выше институтов как бы «за скобки» правого воздействия и наделения президента неограниченными полномочиями, так как не было конкретизации в том, что следовало понимать под «необходимыми действиями и мерами».
При этом, вновь исходя из опубликованных материалов самими «Братьями-мусульманами»48, это и последующие конституционные преобразования рассматривались исламистами именно как процесс обещанной трансформации поли-
43 The Egyptian Constitutional Declaration. Dated 17 June 2012//Constitution Net. [S. I.], 2012. URL: https://constitutionnet.org/sites/default/files/ commentary_to_june_2012_constitutlonal_declaratlon_final.pdf (access date: 08.03.2024).
44 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
45 No Political Role for Military Establishment In New Egyptian Constitution, Says Brotherhood. 1 August 2012// Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https:// lkhwanweb.com/no-polltical-role-fbr-mllltary/ (access date: 01.03.2024).
46 Darrag: Drafting of Egypt's Constitution End of This Week. 6 August 2012 // Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https://ikhwanweb.com/darrag%3a-drafting-of-egypts-co/ (access date: 01.03.2024).
47 English text of Morsi's Constitutional Declaration. 22 November 2012 // Ahram Online. [S. I.], 2012. URL: https://english.ahram.org.eg/ News/58947.aspx (access date: 01.03.2024).
43 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
тического режима49. В том числе и в сторону демократических изменений50.
Параллельно производится подготовка к двухфазовому референдуму о принятии новой конституции, текст которой уже полностью дорабатывается и представляется общественности к декабрю 2012 г. Даты самого голосования назначаются на 15 и 22 числа этого же месяца, all публикуется последняя декларация, отменяющая перед этим событием действие предыдущей и определяющая общие («рамочные») нормы для утверждения результатов референдума51.
В свою очередь, не меньше недовольства вызвал и сам текст новой конституции М. Мурси. В её содержании виден значительный дисбаланс между ветвями власти: перекос в сторону исполнительной вкупе с расширением полномочий самого президента52.
Всё это становится финальным толчком к началу процесса, обозначенного в историографии в качестве контрреволюции, и протестные настроения очень быстро усиливаются по всей стране [El Fadl, 2015]. Но несмотря на это, всё же в ходе референдума исламистам удаётся сохранить большинство — со счётом в 63,8% голосов «за» новая конституция принимается53. Хотя по отчёту наблюдателей EISA заметны аккуратные указания на то, что итоги обеих фаз хоть и считаются в достаточной степени честными и прозрачными, однако, напротив, вовсе не способствовали снижению массовых протестов54.
Дальнейшее развитие данная ситуация получает уже в 2013 г., когда постепенная утрата контроля М. Мурси за государством в большей степени начинает связываться не только с продолжающимися протестами вокруг принятой конституции, но и с постепенно набирающим оборот курсом на исла-мизацию египетского общества, параллельно чему продолжалось и перераспределение ресурсных потоков внутри страны от военного руководства [El Fadl, 2015]. Вследствие этого вскоре к протестующим присоединяется и сам генералитет, члены которого решают воспользоваться ситуацией.
Это приводит к военному перевороту 3 июля 2013 г. Спустя год после избрания президент М. Мурси был свергнут, а всё его правительство распущено, движение «Братьев-му-сульман» вскоре приравнивается к экстремистскому. Его членов ожидает широкая волна репрессий. При этом данная ситуация к августу указанного года приводит продолжающийся политический кризис к своему радикальному завершению.
49 Judges for Egypt: Morsi Decrees Achieve and Protect Revolution Goals. 23 November 2012 // Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https://ikhwanweb. com/judges-for-egypt%3a-morsl-decree/ (access date: 01.03.2023); Ghozlan: Morsi Constitutional Declaration In Line with Popular Will and Revolutionary Demands. 23 November 2012 // Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https://lkhwanweb.com/ghozlan%3a-morsl-constitutlonal/ (access date: 01.03.2024).
50 Egypt President's Political Affairs Assistant: Morsi Moved to Secure Democratic Transition In Egypt. 23 November 2012 // Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https://lkhwanweb.com/egypt-presidents-polltical-af/ (access date: 01.03.2024).
51 Translation of President Morsi's latest constitutional decree. 9 December 2012 // Ikhwan Web. [S. I.], 2012. URL: https://english.ahram.org.eg/ Ne wsCon ten t/1/64/60116/Egypt/Poll tics-/Tran slat Ion-of-Preside nt-Morsls-latest-constltutio.aspx (access date: 01.03.2024).
52 Egypt's Constitution of 2012 // NATLEX: International Labour Organization. [S. I.], 2012. URL: https://wwwex.ilo.org/dyn/natlex2/natlex2/files/ download/91655/Egypt.pdf (access date: 01.03.2024).
53 Egypt: December 2012 Constitutional referendum results / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https://web.archlve.org/ web/20230128140013/https://www.eisa.org/wep/egy2012referendum. htm (access date: 19.03.2024).
54 EISA Technical Assessment Mission to the 2012 Constitutional Referendum In the Arab Republic of Egypt: Preliminary Statement 24 December 2012 / EISA // Way Back Machine: Internet Archive. [S. I.], 2012. URL: https:// web.archlve.org/web/20230126222726/https://www.eisa.org/pdf/ egy2012eoml9.pdf (accessed: 19.03.2024).
Противостояния между военными и массами протестующих сторонников свергнутых исламистов оканчиваются вооружёнными столкновениями, приводящими для вторых к полному краху движения. Самым кровавым в историографии считается «Резня» у мечети Рабии аль-Адавии в Каире, где в ходе таких процессов был сметён целый уличный лагерь фундаменталистов [El Fadl, 2015].
Это позволяет окончательно вновь утвердиться у власти армейскому командованию. Уже через год данная ситуация закрепляется избранием нового президента в лице генерала Абдул-Фаттаха Халила Ас-Сиси, бывшего министра обороны, с чем связывается в большей степени реставрация аспектов режима X. Мубарака.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведённый анализ политических событий, произошедших в Египте во время «арабской весны», демонстрирует, в чём заключались основные факторы произошедшего в 2012-2013 гг. раскола. Прежде всего, важно отметить, что описанная в настоящем исследовании ситуация была обусловлена длительной конфронтацией между «Братьями-мусульманами»55 и военным руководством Египта ещё с 1950 гг. — со времён президента Е. А. Насера (и тем более после убийства египетского президента А. Садата фундаменталистами во время теракта в 1981 г.).
В свою очередь, события 2011 г. как бы высвобождают политические силы, сдерживаемые до этого политикой X. Мубарака, и позволяет им столкнуться в ходе открытой конкуренции с представителями сверженного режима, обладающими большими административными и экономическими ресурсами.
В то время как Высшим советом Вооружённых сил были расставлены юридические коллизии, уменьшающие влияние президента М. Мурси, исламистскому правительству, вероятно, оставалось идти только по пути издания аналогичных директив и деклараций по усилению собственных полномочий. В дополнение к этому стоит отметить о важности для египетской постреволюционной общественности времён «арабской весны» нарратива о сохранении достижений революций относительно «отхода» от авторитарной модели управления государством (после свержения X. Мубарака в 2011 г.) к попытке выстроить, более демократическую систему, чему свидетельствует существенное внимание общества Египта к проведению и наблюдению за выборами. Этому же способствовала и деятельность по сопровождению каждого голосования от таких организаций, как EISA, Африканская комиссия по правам человека и народов и иных структур, работа которых ориентирована на поддержании развития про демократические дискурсы в странах Африки и Ближнего Востока.
На этой основе старалась сформировать свою предвыборную кампанию и «Партия свободы и справедливости», как можно видеть по её представленной программе, в целом, имевшей в достаточной мере модернизационный характер. Однако на текущий момент, нельзя точно определить, насколько действи-
55 Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абделрасул Э. А. М.А. Революционные события в Египте 2011-2012 гг. в контексте «Арабской весны»: общее и особенное: дис.... канд. ист наук/Э. А. М. А. Абделрасул. — Н. Новгород, 2017. — 218 с.
2. Ахмедов В. Армия и политика в Египте // Ближний Восток и современность. — 2021. — Вып. 55. — С. 106-114.
3. ГрининЛ.Е„КоротаевА. В. Демократия и революция/Л. Е. Еринин, А. В. Коротаев // История и современность. — 2013. — №2. — С. 14-35.
тельно исламистское правительство после окончательного своего закрепления у власти (с избранием М. Мурси в президенты и с принятием конституции 2012 г.) было нацелено на проведение системных реформ, способствовавших потенциальной демократизации политической сферы Египта. Доступные сейчас источники не позволяют в полной мере констатировать это.
Но, несмотря на это, можно зафиксировать, что значительная часть избирателей и, в целом, политически активных граждан делала «ставку» на возможность политической и социально-экономической трансформаций страны именно через проект исламистов. Данный аспект в том числе, как представляется, и позволил объединиться фундаменталистской и продемокра-тической оппозициям вокруг голосования за кандидатуры, связанные с движением «Братья-мусульмане»56 в противовес политикам, рассматриваемым как причастные к правительству свергнутого X. Мубарака. Как минимум, такой дискурс прослеживается в период президентских выборов.
Затем подтверждение упомянутой «ставке» видится уже в рамках активно нарастающих протестов на улицах ключевых египетских городов против принятия варианта конституции М. Мурси. В контексте выше описанного восприятия обществом постреволюционных электоральных процессов (как путь к демократизации) значительная часть ранее объединённой оппозиции стала рассматривать положения нового основного закона как узурпацию власти недавно избранным президентом (что вкупе с инициативами по исламизации государства рассматривалось и как начало исламистской диктатуры). Непосредственно в данном положении вещей на фоне конституционных преобразований определяется сам политический раскол в Египте 2012-2013 гг., основанный на разрыве между возложенными на избранных кандидатов ожиданиями и аспектов их реальной поствыборной деятельности.
С другой стороны, в качестве ключевых и основообразующих данный раскол факторов можно обозначить именно действия (как минимум трижды) Высшего совета Вооружённых сил по созданию ряда административно-правовых коллизий, так или иначе направленных на расширение полномочий армейского руководства (как «временного правительства», прежде всего) и дальнейшее ограничение полномочий исламистского правительства. Это выражалось в составлении и принятии соответствующих конституционных деклараций 2011-2012 гг. Действие данных документов в правовом поле вкупе с последовавшим в 2012 г. роспуском нижней палаты парламента (и, соответственно, прекращением работы всего парламента в целом) рассматривалось «Партией свободы и справедливости» и М. Мурси, в частности, как барьер для любых преобразований. Как видится, именно этим, прежде всего обуславливается акцент исламистского правительства на произведении собственной конституционной реформы, должной произвести перераспределение баланса сил в вертикали власти.
В свою очередь, затем она становится «триггером» для раскола и массовых волнений, приведших в итоге к военному перевороту и свержению исламистов к лету 2013 г.
5Ь Движение «Братья-мусульмане» — запрещённая в России экстремистская организация.
REFERENCES
1. Abdelrasul £ Л. М. A. Revolutionary events in Egypt in 2011 -2012s in the context of the Arab Spring: general and special / E. A. M. A. Abdelrasul. — Nizhny Novgorod, 2017, —218 p.
2. Akhmedov 4. Army and politics in Egypt. Middle East and the modernity. — 2021. — Vol. 55. — Pp. 106-114.
3. Anarii K. The 'Anguish' of the Muslim Brotherhood in Egypt // Routledge Handbookofthe Arab Spring: Rethinking Democratization
4. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе:антология/под ред. В.Л.Иноземцева.— IVL: Academia, 1999. — С. 261-291.
5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель; пер. с англ. М. Коробочкина. — М.: Новое издательство,
2011, —464 с
6. Исаев Л. М. Исламисты и политический процесс в Египте после «арабской весны» // «Арабский кризис» и его международные последствия / Под общ. ред. А. М. Васильева. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — С. 109-122.
7. Исаев Л. М, КоротаевА. В. Египетский переворот 2013 года: опыт эко-нометрического анализа / Л. М. Исаев, А. В. Коротаев // Азия и Африка сегодня. — 2014. — № 2. — с. 14-20.
8. Карпачёва О. В. История исламской оппозиции в Египте. — М.: URSS, 2013, —216с
9. КоротаевА. В., Зиньшна Ю. В. Египетская революция 2011 года: струк-турно-демографический анализ / А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина // Россия в глобальном мире, 2000-2011 : хрестоматия в 6 томах / Российский совет по международным делам. Том 4. — М.: Аспект пресс,
2012, —С. 175-187.
10. КоротаевА. В., Исаев Л. М. Анатомия египетской контрреволюции / А. В. Коротаев, Л. М. Исаев // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 8. — С. 91 -100.
/ /. КоротаевА. В., Шишкина А. Р., Исаев Л. М. Арабская весна как триггер глобального фазового перехода? / А. В. Коротаев, А. Р. Шишкина, Л. М. Исаев // Полис. Политические исследования. — 2016. — №3, —С. 108-122.
12. Примаков Д. Я. Политико-правовые основания провала революции 2011 года в Египте // Вестник СПбГУ. Право. — 2017. — Т. 8. — Вып. 4, —С. 403-410.
13. Ражбадинов М. 3. Анатомия египетской революции — 2011: Египет накануне и после политического кризиса в январе-февраля 2011 г. — М.: Институт востоковедения РАН, 2013. — 424 с.
14. Рыжков И. В., Бородина М. Ю. «Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий / И. В. Рыжков, М. Ю. Бородина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. — 2012. — №6 (1). —С. 252-256.
15. Сапронова М.А. Электоральный процесс после «арабской весны» (модификация государственных институтов в арабских странах на примере Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Сирии, Туниса). — М.: Институт Ближнего Востока, 2015.— 196 с.
16. Трувцев К. М. «Арабская весна» — ход, акторы, технологии и промежуточные итоги // Полития. — 2012. — № 1 (64). — С. 21-32.
17. Anarii К. The 'Anguish' of the Muslim Brotherhood in Egypt // Routledge Handbook of the Arab Spring: Rethinking Democratization / ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge, 2015. — Pp. 227-239.
18. EisenstadtS. N. Multiple Modernities // Daedalus. — 2000. — Vol. 129. — No. 1, —Pp. 1-29.
19. El Fadl K. A. Failure of a Revolution: The Military, Secular Intelligentsia and Religion in Egypt's Pseudo-Secular State // Routledge Handbook of the Arab Spring: Rethinking Democratization / ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge,2015, — Pp. 253-270.
20. Moussa M. Contemporary Islamist Discourses on the State in Egypt: Before and After the Arab Spring // Routledge Handbook of the Arab Spring: Rethinking Democratization / ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge, 2015, —Pp. 240-252.
/ ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge, 2015. — Pp. 227-239.
4. EisenstadtS. N. Multiple Modernities // Daedalus. — 2000. — Vol. 129, — No. 1, — Pp. 1-29.
5. El Fadl K. A. Failure of a Revolution: The Military, Secular Intelligentsia and Religion in Egypt's Pseudo-Secular State // Routledge Handbook of the Arab Spring: Rethinking Democratization / ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge, 2015. — Pp. 253-270.
6. Grinin L. E„ KorotaevA. V. Democracy and revolution // History and modernity. — 2013. — No. 2,— Pp. 15-35.
7. Inglehart R. Modernization and Postmodernization // New post-industrial wave in the West: an anthology / V. L. Inozemtseva (ed.). — M.: Academia, 1999,— Pp. 261-291.
8. Inglehart R„ Welzel C. Modernization, cultural change and democracy: The seguence of human development. — M.: New Publishing House, 2011. — 464 p.
9. IsaevL. M. Islamists and the political process in Egypt after the Arab Spring // «The Arab Crisis» and its international implications / A. M. Vasilev (ed.). — M.: LENAND, 2014. — Pp. 109-122.
W.lsaev L. M„ Korotaev A. V. Egyptian coup in 2013: experience in econometric analysis // Asia and Africa today. — 2014. — No. 2, — Pp. 14-20.
/ /. Karpachova O. V. History of Islamic opposition in Egypt. — M.: URSS, 2013. — 216 p.
12. Korotaev A. V., Shishkina A. R„ Isaev L. M. Arab Spring as trigger for global phase transition? // Polis. Political Studies. — 2016. — No. 3, — Pp. 108-122.
13. KorotaevA. V.,Zin'kina 1U. V. Egyptian Revolution in 2011: Structural and Demographic Analysis // Russia in the global world, 2000-2011: anthology in 6 volumes / Russian International Affairs Council. Vol. 4. — M.: Aspekt Press, 2012. — Pp. 175-187.
14. KorotatevA. V., Isaev L.M. Anatomy of the Egyptian counterrevolution //World economy and international relations. — 2014. — No. 8. — Pp. 91-100.
15. Moussa M. Contemporary Islamist Discourses on the State in Egypt: Before and After the Arab Spring. // Routledge Handbook of the Arab Spring: Rethinking Democratization / ed. L. Sadiki. — New-York: Routhledge, 2015. — Pp. 240-252.
16. Primakov D. IA. Political and legal grounds for the failure of the 2011 revolution in Egypt //Vestnik of Saint Petersburg University. Law. — 2017. — Vol. 8. — No. 4. — Pp. 403-410.
17. Razhbadinov M. Z. The anatomy of the Egyptian revolution — 2011: Egypt on the eve and after the political crisis in January-February 2011. — M.: Institut Vostokovedeniia RAN, 2013. — 424 p.
18. Ryzhkov I. V., Borodino M. IU. Arab Spring as a guintessence of inter-Arab contradictions // Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. — 2012. — No. 6(1). — Pp. 252-256.
19. Sapronova M. A. Electoral processes after the Arab Spring (modification of state institutions in Arab countries using the example of Algeria, Egypt, Libya, Morocco, Syria, Tunisia). — M.: Institute Blizhnego Vostoka, 2015. — 196 p.
20. Truvtsev K. M. Arab Spring — process, actors, technology and subtotals// Politiia. — 2012. — No. 1 (64). — Pp. 21-32.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 88,45%.
Рецензент: Михайленко В. И., доктор исторических наук, профессор кафедры ТИМО; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ).
Статья поступила в редакцию 19.05.2024, принята к публикации 09.06.2024 The article was received on 19.05.2024, accepted for publication 09.06.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Домбровский Павел .Алексеевич, младший научный сотрудник, преподаватель; Институт образования Томского государственного университета; г. Томск, Российская Федерация; аспирант. Факультета исторических и политических наук; Томский государственный университет; г. Томск. Российская Федерация. AuthorlD: 1060898. SPIN-код: 1756-7419. ORCID: 0009-0006-8301-9330. e-mail: pavel_dombr97(g!mail.ru
ABOUT THE AUTHOR
Pavel ,4. Dombrovskiy, Junior researcher, teacher; Institute of Education. Tomsk State University; Tomsk. Russian Federation; Postgraduate student. Faculty of Historical and Political Science; Tomsk State University; Tomsk. Russian Federation. AuthorlD: 1060898. SPIN-code: 1756-7419. ORCID: 0009-0006-8301-9330. e-mail: pavel_dombr97(g!mail.ru