Исследования экстрасоциальных практик политического
А.Н. Бурова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГАМАЛЯ АБДЕЛЬ НАСЕРА: КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ЕГИПЕТСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В статье анализируется современное восприятие фигуры египетского президента Гамаля Абдель Насера на фоне происходящих в Египте революционных событий. Автор показывает, что идеи, предложенные и высказанные Насером, не утратили своего значения и по сей день. Они сохраняют актуальность в новых условиях и используются в дискурсе египетских деятелей, представляющих различные направления политической жизни страны.
Ключевые слова: Египет, Насер, арабские страны, национализм, мифологизация.
Гамаль Абдель Насер (1918-1970) - второй президент Египта, долгое время считавшийся героем не только своей страны, но и арабской нации. Вследствие прихода Насера к власти на первый план выходит новая элита, представленная военными, в первую очередь членами организации «Свободные офицеры». Такое положение дел сохранялось долгое время, вплоть до революционных событий 2011 г. После того как ситуация в стране изменилась, к власти стали приходить новые силы. Они выстраивали свою мифологию, в которую Насер как представитель старого «прогнившего» режима не вписывался. В связи с этим проявляются процессы дегероизации личности Насера. Однако события лета 2013 г., когда в стране произошел еще один военный переворот, еще раз изменили положение дел. У власти опять оказались военные
© Бурова А.Н., 2014
во главе с министром обороны Египта Абдель Фаттахом Ас-Сиси. Соответственно, снова происходит обращение к фигуре Насера как авторитетнейшего лидера своей эпохи, чьи идеи востребованы и сегодня.
Революционные события в Египте, начавшиеся в 2011 г. и продолжающиеся по сей день, показали, что образ египетского президента Насера сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что с момента его смерти прошло более 40 лет. Проследив риторику ведущих современных политических сил Египта, можно увидеть, что к этой фигуре обращаются деятели, представляющие различные течения и с разными взглядами на будущее Египта. Однако эти процессы происходят по-разному.
Режим Хосни Мубарака, пошатнувшийся и рухнувший в результате революционных событий, следовал той традиции, которая сложилась в эпоху Насера и которая предусматривала получение ключевых постов государственной власти представителями военного истеблишмента. Эту традицию продолжил и бывший президент Египта Мубарак, который сделал карьеру на военном поприще. Именно Насер назначил его начальником штаба египетских ВВС. Если в Конституции Египта 1971 г. доминировало социалистическое начало, то в поправках к Конституции, принятых в 2005, 2007 и 2011 гг., от него стали отходить, однако оставалось неизменным немаловажное обстоятельство, а именно положение об обязательной доле «рабочих и крестьян» в парламенте, которая должна была составлять не менее 50%.
Идеи Насера часто фигурируют в дискурсе современных египетских политиков. Особенно ярко это проявляется, когда речь идет о ведущей роли Египта среди других государств арабского региона. Насер в своей книге «Философия революции» высказывал мысль о том, что Египет находится в центре нескольких «концентрических кругов», представленных арабским миром, африканским континентом и мусульманским сообществом. Это означало, что Египет во времена Насера стремился занять лидирующие позиции не только в арабском геополитическом пространстве, но и в африканском, а также мусульманском мире. Эти идеи продолжают сохранять свою актуальность и периодически перефразируются современными политиками. Исам Шараф, египетский политический деятель, возглавлявший МИД страны с марта по ноябрь 2011 г., в первом заявлении для прессы отметил, что его приоритетом на новом посту будет повышение роли Египта в арабском мире. Он заявил, что Египет находится «в сердце арабского мира», а происходящие в Египте события «будут иметь последствия во всех других
арабских странах». В частности, «если Египет будет идти вперед, вперед пойдет и весь арабский мир». Фактически он перефразировал строки «Философии революции» Насера о «круге арабских стран», в центре которых находится Египет и которые «связаны между собой самыми крепкими духовными и материальными уза-ми»1. Идея Египта как лидера и центра арабского мира более чем актуальна в современных условиях. В настоящее время позиции арабских стран по отношению к внутриполитическим революционным событиям в некоторых государствах региона существенно различаются. В связи с этим вновь вызывается к жизни пространство «арабских стран», которое, по сути, представляет собой рыхлую и негомогенную структуру и далеко от единообразия.
Если обратиться к символике соответствующей эпохи и посмотреть, какие деятели поздравляли египетский народ с годовщиной июльской революции 1952 г., в результате которой Насер пришел к власти, то это в первую очередь маршал Хусейн Тантауи, занимавший пост главы Высшего Совета Вооруженных сил Египта с 2011 по 2012 г.2 Что касается такого известного политического деятеля и кандидата на пост президента АРЕ, как Мухаммед Аль-Барадеи, то он не произносил речей в честь революции 1952 г., ограничившись речью о «победоносном 6 октября», дате начала четвертой арабо-израильской войны (6-26 октября 1973 г.). Такая постановка проблемы возможна в условиях, когда нет необходимости в том, чтобы поставить под сомнение весьма спорную «победоносность» этого события.
Естественно, что во время очередной годовщины ухода Насера из жизни не кто иной, как маршал Тантауи возглавил все связанные с этим мероприятия, встретился с его родственниками и произнес речь, выразив от лица египетского народа и Вооруженных сил высокую оценку Насера, который «навсегда останется примером для будущих поколений» в решении «арабских и региональных проблем»3.
Что касается освещения этого события в прессе, то оно было весьма обширным. В египетских газетах сорок первой годовщине ухода Насера из жизни было уделено большое внимание, по некоторым оценкам, даже большее, чем за последние 30 лет4. Если в прошлые годы крупнейшие газеты, такие как «Гумхурийа», ограничивались короткими новостными сообщениями, то в этом году большинство газет выделило значительное пространство для материалов о личности Насера. Например, газета «Аль-Ахрам» опубликовала различные статьи о Насере в объеме шести страниц. На электронном сайте этой газеты в выпуске от 22 сентября была
выложена информация о Насере, охватывавшая его жизненный путь, карьеру, процесс формирования «Свободных офицеров», приход к власти и важнейшие достижения.
В 2010 г. газета «Аль-Ахбар» упомянула о годовщине лишь в одной новости, помимо письма редактору от генерала Мухаммеда Салеха Мукаррама, в котором говорилось о превращении виллы Насера в музей (к слову, этого до сих пор не произошло). Год спустя, в 2011 г. в газете было опубликовано интервью с сыном Насера, Абдель Хакимом Абдель Насером, а также воспоминания о президенте его родственников, секретаря и охранника. Также в газете содержалась статья писателя Галяля Арифа, который вспоминал Насера, говоря о нем в весьма позитивном ключе, упоминая о его национальном проекте, который был им предложен «ради строительства современного Египта». Помимо этого, в газете содержалось интервью с председателем египетского комитета по солидарности афро-азиатских народов Ахмадом Хамрушем, который рассуждал о «насеровском опыте» (at-tagruba аи-иазтуа), положительных и отрицательных аспектах политики Насера и о ее критике. Помимо этого, в газете было опубликовано интервью с политическим деятелем, юристом Самихом Ашуром под заголовком, который звучал так: «Июльскую революцию совершила армия и сохранил народ, а январскую революцию совершил народ и сохранила армия»5. Налицо тенденция египетских авторов сравнивать и уравновешивать события, казалось бы, несопоставимые по целому ряду параметров, начиная с контекста политического развития и заканчивая разницей в менталитете людей. Связав эти события, легко доказать желаемую логику исторического процесса, когда события, начавшиеся в 2011 г., предстают в качестве положительного или отрицательного, но все же аналога событий почти шестидесятилетней давности, которые происходили при совершенно других обстоятельствах.
В той же газете была опубликована статья, в которой о Гамале Абдель Насере говорили кандидаты в президенты АРЕ. Один из кандидатов, Хамдейн Иса, полагал, что Египет не нуждается в личности Абдель Насера, однако остро нуждается в его «мечте» (йи/т)6. Другой кандидат, основатель партии «Аль-Гад аль-Гадид» Айман Нур говорил о Насере, характеризуя его как «символ благородства египетского гражданина»7. Еще один кандидат, специалист по международному праву, помощник бывшего министра иностранных дел АРЕ Абдалла аль-Ашалль считал, что Насер является примером лидера, «верного своей родине»8. Однако далее он говорил о своем неприятии насеритского подхода к арабо-израильской борьбе. Такая позиция еще раз подтверждает, что в современных условиях
для политических деятелей представляется более целесообразным выбирать некоторые моменты в портрете лидера, отвергая другие, с учетом политической конъюнктуры.
Что касается взглядов Мухаммеда Аль-Барадеи, то этот политический деятель демонстрирует подчеркнуто негативное отношение к Насеру. В одном из интервью Аль-Барадеи заявил, что Насер «привел нас к войне с Израилем, к которой он не был готов»9, в то же время, он добавил, что «если мы не войдем еще раз в состав арабского единства, наша судьба будет наихудшей», т. е., насеровская идея арабского единства им не отвергается. В другом интервью Аль-Барадеи упомянул о притеснениях, которые терпел его отец, Мустафа Аль-Барадеи, в эпоху Насера. Аль-Барадеи упомянул, что предпочитает называть Насера «тиран (toghuut) Абдель Насер». В статье, опубликованной в газете «Ад-Дустур аль-Усбуий», египетский журналист Юсеф Аль-Акыд упоминает о телефонном разговоре с профессором университета Айн Шамс Хамидом Амма-ром, который изобличал Аль-Барадеи во лжи в том, что касалось притеснений, постигнувших его отца во время Насера, и говорил, что, напротив, Мустафа Аль-Барадеи пользовался большой благосклонностью и уважением (Мустафа аль-Барадеи, юрист, был во времена Насера одним из членов Совета нации10). Помимо этого, Хамид обвинял Мухаммеда Аль-Барадеи в наличии у него некоторых целей, ради достижения которых он и выдвигает такие «лживые претензии» (а1-144ГаО:а1-каг1Ьа) к президенту Насеру11.
После военного переворота в июле 2013 г., когда «Братьев-мусульман» и президента Мухаммеда Мурси лишили властных полномочий, на первый план вновь выдвинулись военные во главе с министром обороны Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. западные СМИ не замедлили сравнить его с Насером: британская «Гардиан» утверждала, что можно увидеть фотографии этих двух лидеров во всех уголках Египта и что они проводили жесткую политику в отношении «Братьев-мусульман». Также газета приводит слова некоего западного дипломата о том, что в Египте присутствует «голод по сильному лидеру»12, т. е., ас-Сиси выступает в качестве желаемого «сильного египтянина», фотографии которого, как утверждает газета «Ньюзвик», наполняют улицы и площади Египта13.
Один из сыновей Насера, Абдель Хаким Абдель Насер, выразил свою поддержку Абдель Фаттаху ас-Сиси в случае его участия в президентских выборах, поскольку, по мнению Абдель Хакима, именно он в состоянии вернуть Египту то «достоинство» [кагата] которое было «давно утеряно». Более того, Абдель Хаким заявил, что «находит в личности Абдель Фаттаха ас-Сиси дух его отца»14.
Таким образом, оценки Насера в современном египетском политическом дискурсе разнообразны и часто противоречат друг другу. Такое различие во мнениях говорит о том, что образ Насера подвергается процессам мифологизации, а высказанные им идеи используются для оправдания действий тех или иных сил, которые обращаются к нему для придания своей деятельности большей легитимности.
Примечания
1 Насер Г.А. Философия революции. [Электронный ресурс]. URL: http://nasser. bibalex.org/Books/BooksMain.aspx?ID=1&x=7&lang=ar.
2 Все о Египте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.egypty.com/egyptana/ state/consulative_council.asp.
3 Форум «Мухит аль-Яум». [Электронный ресурс]. URL: http://www.moheet.com/
4 Газета «Аль-Ахбар». [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-akhbar.com/
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 Совет нации - представительный орган, созданный на основе конституции 23 июня 1956 г. Состоял из 350 членов. Первое заседание состоялось 22 июля 1957 г. Просуществовал в таком виде до 10 февраля 1958 г., когда после объединения с Сирией была принята временная конституция, и в его состав вошли 200 египтян и 200 сирийцев. После распада ОАР этот орган существовал в составе 350 членов плюс 10 членов, которых назначал президент республики. В 1971 г., после смерти Насера, была принята новая постоянная конституция и прошли выборы уже в Народный совет.
10 Сабих А. Президент Абдель Насер и неправдоподобные рассказы аль-Бара-деи Аль-Шааб (на араб. яз.). (Электронный ресурс) URL: http://elshaab.org/ thread.php?ID=3234
11 Газета «Аль-Мысри аль-Яум». [Электронный ресурс]. URL: http://www. almasryalyoum.com/node/2016951
12 Там же.
Газета «Аль-Мысриюун». [Электронный ресурс]. URL: http://almesryoon. com/%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%A7%D8%B3%D9%8A%D 8%A9/241743-%D8%B9%D8%A8%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%AD %D9%83%D9%8A%D9%85-%D8%B9%D8%A8%D8%AF-%D8%A7%D9%-84%D9%86%D8%A7%D8%B5%D8%B1-%D8%A3%D8%AC%D8%AF-%D9%81%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%B3%D9%89-%D8%B1%D9%88%D8%AD-%D8%A3%D8%A8%D9%89
13