Научная статья на тему 'Политический плюрализм в России как одиниз основополагающих признаков правового государства'

Политический плюрализм в России как одиниз основополагающих признаков правового государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7326
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Татьяна Николаевна

Проведено сравнение между законодательным закреплением политического плюрализма как принципа правового государства и фактической реализацией его основ в России. Согласно конституции Российская Федерация является правовым государством, в котором закреплено политическое многообразие и многопартийная система. В Российской Федерации партии делятся на правящие и оппозиционные, входящие в состав нижней палаты парламента и не входящие. Дан анализ состава политических партий Российской Федерации, источники финансирования деятельности партийной системы. Несмотря на качество программ, разработанных политическими партиями, далеко не все из них могут достойно бороться за власть. В статье сопоставлена численность должностных лиц, являющихся представителями правящих политических партий и оппозиционных. Сделан вывод о низком уровне возможности вступления в борьбу за власть для политических партий, не входящих в состав Государственной думы Российской Федерации, что нехарактерно для государств с высоким уровнем политического плюрализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PLURALISM AS ONE OF THE MAIN OF PRINCIPLESOF LAW-BASED GOVERNMENT

The article compares the legislative consolidation of political pluralism as a principle of the law-based state and its actual realization in Russia. According to the Constitution, the Russian Federation is a law-based state where the political variety and multiparty system is fixed. In Russian Federation parties are divided into ruling and oppositional ones, as well as into those being members of the parliament and non-parliamentary ones. The composition of the political parties in the Russian Federation and the sources of financing are analyzed. Despite the quality of the programs, developed by the political parties, not all of them are worth fighting for power. The article contrasts the quantity of the official representatives of the ruling parties with their quantity in the oppositional ones. The conclusion is made about little chances of the non-parliamentary parties to win the race for power at the elections to the State Duma of the Russian Federation, which is uncharacteristic for the states with high level of political pluralism.

Текст научной работы на тему «Политический плюрализм в России как одиниз основополагающих признаков правового государства»

УДК 323.2

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-100-110

политический плюрализм в россии как один из основополагающих признаков правового государства

Соловьева Т.Н.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10А, Российская Федерация

Аннотация. Проведено сравнение между законодательным закреплением политического плюрализма как принципа правового государства и фактической реализацией его основ в России. Согласно конституции Российская Федерация является правовым государством, в котором закреплено политическое многообразие и многопартийная система. В Российской Федерации партии делятся на правящие и оппозиционные, входящие в состав нижней палаты парламента и не входящие. Дан анализ состава политических партий Российской Федерации, источники финансирования деятельности партийной системы. Несмотря на качество программ, разработанных политическими партиями, далеко не все из них могут достойно бороться за власть. В статье сопоставлена численность должностных лиц, являющихся представителями правящих политических партий и оппозиционных. Сделан вывод о низком уровне возможности вступления в борьбу за власть для политических партий, не входящих в состав Государственной думы Российской Федерации, что нехарактерно для государств с высоким уровнем политического плюрализма. Ключевые слова: правовое государство, политический плюрализм, политические партии, финансирование политических партий, борьба за власть.

political pluralism as one of the main of principles of law-based government

T. Solovieva

Moscow Region State University

10A, Radio ul, Moscow 105005, Russian Federation

Abstract. The article compares the legislative consolidation of political pluralism as a principle of the law-based state and its actual realization in Russia. According to the Constitution, the Russian Federation is a law-based state where the political variety and multiparty system is fixed. In Russian Federation parties are divided into ruling and oppositional ones, as well as into those being members of the parliament and non-parliamentary ones. The composition of the political parties in the Russian Federation and the sources of financing are analyzed. Despite the quality of the programs, developed by the political parties, not all of them are worth fighting for power. The article contrasts the quantity of the official representatives of the ruling parties with their quantity in the oppositional ones. The conclusion is made about little chances of the non-parliamentary parties to win the race for power at the elections to the State Duma of the Russian Federation, which is uncharacteristic for the states with high level of political pluralism.

© Соловьева Т.Н., 2018.

Key words: law-based government, political pluralism, political parties, financing of political parties, race for power.

Тема политического плюрализма получила широкое освещение в трудах классиков философской, правовой и политической мысли Аристотеля [15], Э. Берка [2], Г. Болингброка [3], Ф. Бэкона [4], М. Вебера [5], Т. Гоббса [7], В.И. Ленина [17], Н. Макиавелли [18], К. Маркса и Ф. Энгельса [19; 20], Р. Михельса [22], Ж.-Ж. Руссо [26], А. Токвиля [28], Д. Юма [29] и др. Разнообразные аспекты политического плюрализма, как одного из ключевых принципов правового государства, рассматриваются в трудах зарубежных политологов, таких, как А. Бентли [1], Р. Даль [8], М. Дюверже [9], Н. Кенез [30], Дж. Сартори [31]. Общие вопросы становления и развития российской многопартийности получили отражение в комплексных исследованиях российских ученых Т.И. Заславской [11], З.М. Зотовой [13], Б. А. Исаева [14], А.И. Соловьева [27] и ряда других политологов и государствове-дов. В настоящее время тема политического плюрализма, многообразия и деятельности политических партий по-прежнему актуальна, ее изучают и развивают такие авторы как А.Н. Ме-душевский [16], Д.А. Жуковский [10], Э.А. Зелетдинова [12], Ю.Ю. Пономарева [24], О.М. Михайленок и О.Г. Ще-нина [21], П.Л. Попов, В.Г. Сараев, А.А. Черенев, Д.А. Галес [25], С.В. Володина [6].

Аристотель в своих рассуждениях приходит к выводу о том, что идея Платона о необходимости единства в государстве, в частности обеспечения единомыслия граждан, ошибочна, поскольку, по его мнению, если это един-

ство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно, как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом [15].

Термин «политический плюрализм» впервые был применён немецким ученым, философом-просветителем, юристом, математиком Христианом фон Вольфом, который рассматривал его в качестве принципа устройства правового общества, утверждающего необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества [23, с. 14]. Определение политического плюрализма, в зависимости от контекста, в котором употребляется данный термин, обретает различное содержание. Исследуемое явление является сложным и многогранным по отношению к этимологии данного термина.

Плюрализм в общем смысле означает существование множества независимых, автономных друг от друга видов бытия, форм знания и, как следствие, мнений. Далеко не редкостью является понимание данного термина как простого разномыслия, всегда присутствующего в обществе, являющегося условием его развития. Плюрализм мнений является естественной формой человеческого бытия, без которого невозможно развитие человечества. Ведь каждый человек по-своему уникален, наделен различного уровня интеллектуальными способностями, знаниями, образованием, своим неповторимым

жизненным опытом. Следует обратить внимание на высказывание К. Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [20, с.10]. А сознание, в свою очередь, является условием формирования общественного мнения.

В нашей статье термин плюрализм будет рассматриваться в более узком смысле, так как политический плюрализм, в отличие от плюрализма идеологического (ни одна идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, т.е. государственной), обладает другим политико-правовым значением. В самом тривиальном смысле данный термин можно понимать как закрепленную правом возможность каждого человека выражать собственные политические убеждения, которые отличаются, а временами - и противоречат государственной идеологии. Однако вероятность такого рода протеста относительно общественно значимых результатов сведена к минимуму. Как правило, это противоречие является своеобразным зрелищем, равносильным рекламе достигнутого уровня демократии. Для проявления плюрализма в политике требуются вполне определенные условия, подразумевающие под собой систему отношений и норм поведения широких масс в обществе.

Что касается законодательного закрепления плюрализма в России, то согласно ч.1 и ч. 3. ст.13 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются идеологическое, политическое многообразие, многопартийность. Более того, согласно ч.1. ст. 1 Конституции Российской Федерации Российская Федера-

ция - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В свою очередь, политический плюрализм является одним из основополагающих принципов любого правового государства, что является еще одним подтверждением признания политического плюрализма в ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Согласно официальной информации Министерства юстиции Российской Федерации в настоящий момент в России зарегистрировано 69 политических партий1. Однако при сопоставлении численности партий, их представительства во властных структурах, совокупности имеющихся технических и полиграфических средств воздействия на общественное мнение, являющихся следствием финансовых возможностей, становится очевидным факт невозможности свободной конкуренции идей, политических программ и установок. Следует обратить внимание на наиболее распространенное деление партий, в зависимости от нахождения их во властных структурах, на правящие и не правящие. В Государственной думе Российской Федерации и представительных органах субъектов Федерации действующих созывов доминирующее положение занимает фракция партии «Единая Россия» (табл. 1 и 2).

1 См.: Список зарегистрированных политических партий в разделе «Деятельность в сфере некоммерческих организаций» на сайте Минюста РФ (http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/ spisok).

1 По данным официального сайта Государственной думы (http://www.duma.gov.ru)

Таблица 1

Список фракций Государственной думы России 7 созыва1

Партия Число депутатов % от общей численности депутатов ГД РФ

1 Единая Россия 343 76,22 %

2 КПРФ 42 9,33 %

3 ЛДПР 39 8,67 %

4 Справедливая Россия 23 5,11 %

Таблица 2

Принадлежность высших должностных лиц субъектов федерации РФ к политическим партиям РФ1

Количество высших % от общего количества

Партия РФ должностных лиц -представителей партии высших должностных лиц субъектов Федерации

1 Единая Россия 61 71,76

2 Беспартийные 20 23,53

3 КПРФ 2 2,35

4 Справедливая Россия 1 1,18

5 ЛДПР 1 1,18

1 Подсчитано по перечню («Действующие главы субъектов Российской Федерации»), размещенному на сайте «Википедия».

Основными составляющими финансирования политических партий в Российской Федерации являются средства федерального бюджета, пожертвования физических и юридических лиц (табл. 3). Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О политических партиях» государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета. Согласно пп. «а» п. 6 ст. 33 Федерального закона «О по-

литических партиях», государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется по результатам выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;

Согласно ч. 5 ст. 33 Федерального закона «О политических партиях», политические партии имеют на это

финансирование право в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в

голосовании по федеральному избирательному округу, либо если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таблица 3

Источники финансирования политических партий Российской Федерации в 2016 г.1

Источник поступления средств Сумма поступлений денежных средств политическим партиям, тыс.руб.

Партия Единая Россия Партия КПРФ Партия ЛДПР Партия Справедливая Россия Партия Яблоко Патриоты России

1 Поступило денежных средств на осуществление уставной деятельности, всего, в т.ч.: 8230401,04 2192348,66 1354623,66 2182190,56 481347,35 104276,79

2 Вступительные и членские взносы 223911,88 99263,12 13315,44 96,53 0,00 0,00

3 Средства федерального бюджета 3560891,07 1385936,2 843096,76 956500,38 247755,97 0,00

4 Пожертвования 4283835,53 667076,84 367796,52 1193677,73 233332,74 75429,05

5 Поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

6 Доходы от предпринимательской деятельности 1936,29 18579,64 7485,88 278,50 0,00 0,00

7 Поступления от гражданско-правовых сделок 144291,39 16465,14 2930,00 10726,48 0,00 28,519,06

8 Другие, не запрещенные законом поступления 15534,89 5027,73 119999,07 20910,94 2780,34 328,680

1 По данным официального сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации («Сводные финансовые отчеты политических партий за 2016 год»).

Основная доля поступивших денежных средств на осуществление деятельности политических партий, вошедших в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации, приходится на средства федерального бюджета. Так, средства федерального бюджета составили 43,27 % (в 2015 г. - 68,6 %) поступлений денежных средств на осуществление деятельности партии «Единая Россия», пожертвования на деятельность данной партии составили 52,05% (в 2015 г. - 22,99%), в партии КПРФ средства федерального бюджета составили 63, 22% (в 2015 г. 89,39%), пожертвования - 30,43% (в 2015 г. - 2,02%), в партии «ЛДПР» средства федерального бюджета - 62,24% (в 2015 г. - 74%), пожертвования - 27,15% (в 2015 г. - 19%), в партии «Справедливая Россия» средства федерального бюджета - 43,83% (в 2015 г. - 86%), пожертвования - 54,7 (в 2015 г. - 9,4%).

Что касается партии, не вошедшей в состав Государственной думы РФ 6-го созыва и 7-го созыва, но преодолевшей порог в 3% от общего числа голосов (партия «Яблоко»), средства федерального бюджета в 2015 г. составили 99%, в 2016 г. - 51,47% поступлений всех денежных средств, направленных на осуществление уставной деятельности партии. Исходя из изложенного, следует, что объем предоставления политическим партиям средств из федерального бюджета зависит от числа голосов, полученных политическими партиями на выборах. Объем денежных средств, перечисляемых в качестве пожертвований от физических и юридических лиц, зависит от степени влияния партии на политический процесс в государстве.

Для занятия доминирующего положения в представлении интересов отдельных групп населения, осуществления политической власти, политическая партия должна обладать высокой степенью оснащенности техническими и полиграфическими и, как следствие, финансовыми, средствами для влияния на общественное мнение. Следовательно, у политических партий, деятельность которых не финансируется из средств федерального бюджета, степень влияния на общественное мнение существенно ниже, нежели у партий, основным источником финансирования которых является федеральный бюджет. Правовая возможность финансирования деятельности политических партий не только из средств федерального бюджета и путем внесения членских взносов, но и посредством перечисления денежных средств от юридических лиц, приводит к необходимости рассмотрения таких категорий политической сферы как группы интересов и политическое лоббирование.

Среди политических социологов разворачивалась также важная дискуссия о том, можно ли характеризовать как плюралистическую ту политическую систему, при которой за плюралистическим осуществлением власти в условиях демократии может скрываться действительное господство определенных групп и интересов [23, с. 29]. Следовательно, партии, которые были созданы и призваны для представительства различных групп населения во властных структурах, зачастую представляют интересы определенных коммерческих организаций. Еще одним наглядным подтверждением важности фактора финансирова-

ния политических партий послужит анализ динамики реализации принципа политического плюрализма на примере результатов выборов депутатов

Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, отображенных (табл. 4).

Таблица 4

Результаты выборов депутатов Государственной Думы РФ (партии, вошедшие в состав)1

Год выборов Тип избирательной системы Общий % явки избирателей Количество мест в Государственной думе

Единая Россия КПРФ ЛДПР Блок Родина Справедливая Россия

2003 смешанная 55,75 300 52 36 36 -

2007 пропорциональная 59,00 315 57 40 - 38

2011 пропорциональная 60,21 238 92 56 - 64

2016 смешанная 47,90 343 42 39 - 23

1 По данным официального сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации («Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации») и обзоров на сайтах ИТАР-ТАСС («История выборов в Государственную думу в современной России», 30.11.2011), РИА-Новости («Выборы в Госдуму-2016», 23.09.2016).

Входящие в состав нижней палаты Парламента Российской Федерации политические партии практически неизменны. Также, положение политических партий, вне зависимости от типа избирательной системы и явки избирателей, по большей части не меняется. Правящей партией, имеющей большинство голосов, является «Единая Россия», второе место по количеству депутатских мест занимает КПРФ, третье место попеременно делят ЛДПР и «Справедливая Россия».

Подводя итоги, необходимо заметить, что в Российской Федерации такой принцип правового государства, как политический плюрализм, не только законодательно закреплен, но и действует в политической системе посредством представления интересов групп населения со стороны политических партий. Однако механизм осуществления данного принципа не доведен до своего логического завер-

шения, поскольку борьба за политическую власть между партиями возможна лишь при наличии должного финансового обеспечения, которое, в свою очередь, является следствием доминирующего положения в партийной системе и возможностью наиболее плодотворной борьбы за политическую власть.

Отсюда следует, что политические партии, не входящие ранее в Государственную думу, испытывают сложность в составлении конкуренции лидирующим партиям в политической системе. Разумеется, не только уровень финансирования влияет на доминирующее положение той или иной политической партии, существует ряд таких факторов, как качество разработанной политической программы, социально-экономическое положение населения. Однако при должном уровне финансирования политическая партия имеет возможность привлечения больше-

го количества квалифицированных в различных областях специалистов, которые принимают участие в разработке и дальнейшем осуществлении политической программы.

Более того, социально-экономическое положение населения, хоть и не напрямую, но зависит от поведения правящей партии, поскольку, помимо решающего влияния в законодательной сфере, правящая политическая партия и оппозиционные партии, вошедшие в состав нижней палаты парламента Российской Федерации,

выполняют функцию согласования Председателя Правительства Российской Федерации. А Председатель высшего исполнительного органа власти, в свою очередь, согласно ст. 113 Конституции Российской Федерации, определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Исходя из этого, представление интересов всех слоев и групп населения в Российской Федерации в настоящий момент не представляется возможным.

литература

1. Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. М.: Перо, 2012. 408 с.

2. Берк Э. «Залог успеха - не наличие, а отсутствие таланта...» Ранние эссе // Вопросы литературы. 2008. № 1. С. 265-296.

3. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978. 360 с.

4. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические. М.: Мысль, 1978. 575 с.

5. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

6. Володина С.В. Многопартийность как основа конституционного строя России. М.: Проспект, 2016. 156 с.

7. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.

8. Даль Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархий // Полис. 2002. № 6. С. 34-56.

9. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

10. Жуковский Д.А.. Особенности становления методологического плюрализма в политологии // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 7 (51). С. 139149.

11. Заславская Т.И. О стратегии социального управления перестройкой // Иного не дано. М.: Прогресс, 1988. С. 9-50.

12. Зелетдинова Э.А. Оппозиция и стабильность политического процесса в России // Власть. 2013. № 11. С. 11-16.

13. Зотова З.М. Политические партии России: организация и деятельность. М.: Российский центр обучения избирательным технологиям, 2001. 134 с.

14. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

15. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 8-37.

16. Конституционный мониторинг: концепция, методика и итоги экспертного опроса в России в марте 2013 года / Под ред. А.Н. Медушевского. М.: Институт права и публичной политики, 2014. 183 с.

17. Ленин В.И. Опыт классификации русских политических партий // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 14. М.: Политиздат, 1972. С. 21-27.

18. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 540 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955. C. 419-459.

20. Маркс К. К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. C. 1-167.

21. Михайленок О.М., Щенина О.Г. Власть и несистемная оппозиция как субъекты политического согласия // Власть. 2015. № 7. С. 24-29.

22. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Диалог. 1990. № 3. С. 55-60.

23. Парникель Ю.Л. Политический плюрализм в современном российском обществе: социальные условия становления: дис. ... докт. полит. наук. М., 349 с.

24. Пономарева Ю.Ю. Реализация принципа политического многообразия в законодательстве о политических партиях // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 1 (24). С. 39-45.

25. Попов П.Л., Сараев В.Г., Черенев А.А., Галес Д.А. Результаты выборов в ГД РФ 2016 г. и перспективы региональной поддержки кандидатов от основных политических партий на президентских выборах 2018 г. // Власть. 2017. № 8. С. 74-82.

26. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: Кучково поле, 1998. 271 с. 416 с.

27. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2001. 559 с.

28. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

29. Юм Д. Малые произведения: эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М.: Канон, 1996. 462 с.

30. Kenez P. A History of the Soviet Union from the Beginning to the End / 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2006. 356 p.

31. Sartori G. Parties and Party Systems: A framework for analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. 370 p.

references

1. Bentley A. Protsess gosudarstvennogo upravleniya. Izuchenie obshchestvennykh davlenii [The process of state governing. A study of social pressures]. Moscow, Pero Publ., 2012. 408 p.

2. Burke E. ["The key to success is not available, and the lack of talent..."Early essays]. In: Vo-prosy literatury, 2008, no. 1, pp. 265-296.

3. Bolingbrokе G. Pis'ma ob izuchenii i pol'ze istorii [Letters on the study and use of history]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 360 p.

4. Bаkon F. Opyty, ili Nastavleniya nravstvennye i politicheskie [Experiences, or Instructions moral and political]. Moscow, Mysl' Publ., 1978. 575 p.

5. Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Progress Publ., 1990. 808 p.

6. Volodina S.V. Mnogopartiinost' kak osnova konstitutsionnogo stroya Rossii [Multi-party system as the basis of the constitutional system of Russia]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 156 p.

7. Hobbes T. Sochineniya: v 2-kh t. Tom 2 [Works: in 2 volumes. Vol. 2]. Moscow, Mysl' Publ., 1991. 731 p.

8. Dahl R. [Prerequisites and approval of polyarchy]. In: Polis, 2002, no. 6, pp. 34-56.

9. Duverger M. Politicheskie partii [Political parties]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2002. 560 p.

10. Zhukovskii D.A. [Features of methodological pluralism formation in political science]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2015, no. 7 (51), pp. 139-149.

11. Zaslavskaya T.I. O strategii sotsial'nogo upravleniya perestroikoi [On the strategy of social management of the perestroika]. In: Inogo ne dano [There is no other way]. Moscow, Progress Publ., 1988, pp. 9-50.

12. Zeletdinova E.A. [The opposition and the stability of the political process in Russia]. In: Vlast', 2013, no. 11, pp. 11-16.

13. Zotova Z.M. Politicheskie partii Rossii: organizatsiya i deyatel'nost' [Political parties in Russia: organization and activities]. Moscow, Rossiiskii tsentr obucheniya izbiratel'nym tekh-nologiyam Publ., 2001. 134 p.

14. Isaev B.A. Teoriya partii i partiinykh sistem [A theory of parties and party systems]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008. 367 p.

15. Kessidi F.Kh. Eticheskie sochineniya Aristotelya [Ethical writings of Aristotle]. In: Aristotel'. Sochineniya: v 4-kh t. Tom 4 [Aristotle. Works: in 4 volumes. Vol. 4]. Moscow, Mysl' Publ., 1983, pp. 8-37.

16. Konstitutsionnyi monitoring: kontseptsiya, metodika i itogi ekspertnogo oprosa v Rossii v marte 2013 goda [Constitutional monitoring: concept, methodology and results of an expert survey in Russia in March 2013]. Moscow, Institut prava i publichnoi politiki Publ., 2014. 183 p.

17. Lenin V.I. Opyt klassifikatsii russkikh politicheskikh partii [The experience of classifying Russian political parties]. In: Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenii. T. 14 [Lenin V. I. Complete works. Vol. 14]. Moscow, Politizdat Publ., 1972, pp. 21-27.

18. Machiavelli N. Gosudar'. Rassuzhdeniya o pervoi dekade Tita Liviya. O voennom iskusstve [Sovereign. Reasoning about the first decade of Titus Libya. On the martial art]. Rostov n/D., Feniks Publ., 1998. 540 p.

19. Marx K., Engel's F. Manifest Kommunisticheskoi partii [The Communist Manifesto]. In: Marks K., Engel's F. Sochineniya. T. 4 [Marx K., Engels F. Compositions. Vol. 4]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1955, pp. 419-459.

20. Marx K. K kritike politicheskoi ekonomii [Critique of political economy]. In: Marks K., Engel's F. Sochineniya. T. 13 [Marx K., Engels F. Works. Vol. 13]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1959, pp. 1-167.

21. Mikhailenok O.M., Shchenina O. G. [Power and non-systemic opposition as subjects of political consensus]. In: Vlast', 2015, no. 7, pp. 24-29.

22. Michels R. [Sociology of political parties in democracy]. In: Dialog, 1990, no. 3, pp. 55-60.

23. Parnikel' Yu.L. Politicheskii plyuralizm v sovremennom rossiiskom obshchestve: sotsial'nye usloviya stanovleniya: dis. ... dok. polit. nauk [Political pluralism in contemporary Russian society: the social conditions of formation: Thesis ... doc. of polit. sci.]. Moscow,. 349 p.

24. Ponomareva Yu.Yu. [The implementation of the principle of political diversity in the legislation on political parties]. In: Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 2017, no. 1 (24), pp. 39-45.

25. Popov P.L., Saraev V.G., Cherenev A.A., Gales D.A. [The results of the elections to the state Duma 2016 and the prospects for regional support of the candidates from the main political parties in the presidential elections of 2018]. In: Vlast', 2017, no. 8, pp. 74-82.

26. Rousseau J.-J. Ob obshchestvennom dogovore. Traktaty [On the social contract. Treatises]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 1998. 416 p.

27. Solov'ev A.I. Politologiya: politicheskaya teoriya, politicheskie tekhnologii [Political science: political theory, political technologies]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 559 p.

28. Tocqueville A. Demokratiya v Amerike [Democracy in America]. Moscow, Progress Publ., 1992. 554 p.

29. Hume D. Malye proizvedeniya: esse. Estestvennaya istoriya religii. Dialogi o estestvennoi religii [Small works: essays. The natural history of religion. Dialogues on natural religion]. Moscow, Kanon Publ., 1996. 462 p.

30. Kenez P. A History of the Soviet Union from the Beginning to the End. 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2006. 356 p.

31. Sartori G. Parties and Party Systems: A framework for analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. 370 p.

информация об авторе

Соловьева Татьяна Николаевна - аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

information about the author

Tatyana N. Solovieva - post-graduate student of the Department of Politology and Law, Moscow

Region State University;

e-mail: [email protected]

правильная ссылка на статью

Соловьева Т.Н. Политический плюрализм в России как один из основополагающих признаков правового государства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 1. С. 100-110. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-100-110

for citation

T. Solovieva. Political Pluralism As One of the Main of Principles of Law-Based Government. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 1, pp. 100-110.

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-100-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.