5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики
(политические науки)
Public Administration and Regional Policies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-82-90
ГРНТИ: 11.15 EDN: RMDWIP
Политический плюрализм и политический процесс: нормативные императивы в борьбе за представительство в органах государственной власти РФ
А.А. Безрукова ©
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. Необходимость обеспечения демократического управления, защиты прав граждан, социальной стабильности, экономического развития в контексте современного политического процесса в РФ тесно связана с вопросами плюрализма политических взглядов в стране. Важность вопросов политического многообразия обусловлена сохраняющейся приверженностью страны демократическим принципам и идеалам правового государства. В данной работе рассматриваются генезис и эволюция политического плюрализма как неотъемлемого элемента политического процесса в РФ. В рамках поставленных задач в работе осуществлен анализ правового регулирования, касающегося реализации принципа и основ политического плюрализма в РФ в контексте формирования правовой политики. Но основании проведенного анализа определен ряд потенциальных проблем и препятствий для его развития с поиском возможных решений.
Ключевые слова: многопартийность, правовое регулирование, общественные объединения, политическое многообразие, законодательные изменения
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-82-90
Political Pluralism and the Political Process: Normative Imperatives in the Struggle for Representation in the Government Bodies of the Russian Federation
A.A. Bezrukova ©
Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The necessity of ensuring democratic governance, protecting citizens' rights, maintaining social stability, and promoting economic development within the context of the contemporary political process in the Russian Federation is closely linked to issues of political pluralism in the country. The significance of political diversity is rooted in the nation's ongoing commitment to democratic principles and the ideals of a rule-of-law state. This paper examines the genesis and evolution of political pluralism as an integral element of the political process in the Russian Federation. The study includes an analysis of the legal framework governing the implementation of the principles and foundations of political pluralism in the context of shaping legal policy in the Russian Federation. Based on this analysis, a number of potential problems and obstacles to its development are identified, along with possible solutions.
Key words: multi-party system, legal regulation, public associations, political diversity, legislative changes
FOR CITATION: Bezrukova A.A. Political Pluralism and the Political Process: Normative Imperatives in the Struggle for Representation in the Government Bodies of the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 82-90. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-82-90. EDN: RMDWIP
ВВЕДЕНИЕ
Процессы политической модернизации в РФ, направленные на совершенствование политической системы и повышение ее эффективности, привлекают все большее внимание исследователей в сфере политологии и права. Будучи обусловленными потребностью в формировании и развитии современных демократических политических институтов, эти процессы тесно связаны с вопросами политического многообразия (плюрализма). Политический плюрализм (ПП) представляет собой концепцию и практическое направление в политике, согласно которой в обществе существует множество различных и конкурирующих между собой групп и интересов, каждая из которых имеет право на существование и выражение своих взглядов. В то же время ПП является важнейшим принципом существования демократических политических систем -принципом, предполагающим поддержку наличия и активного участия различных политических партий, движений и общественных организаций в политиче-скойжизни государства [9].
Происхождение термина «политический плюрализм» связано с именем немецкого философа X. фон Вольфа, впервые в 1712 г. представившим данный термин в научном сообществе. По определению упомянутого философа ПП - это принцип организации правового общества, предполагающий необходимость
разнообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества [13]. Будучи приверженцем теории естественного права и придерживаясь идей просвещенного абсолютизма, фон Вольф пришел к использованию этого термина вместо устаревших догматических учений, вводя новые философские категории. Понятие плюрализма, признающего разнообразие взглядов, позиций и концепций, каждая из которых является независимой и несводимой к другим, противопоставлялось монизму, основанному на едином начале для всех явлений мира, и дуализму, который признает два независимых начала. Тем не менее, политический плюрализм как объективное явление существовал и до введения в научный обиход данного термина, а вопросы, с ним связанные, многократно рассматривались в трудах классиков философии, права и политической мысли разных периодов, включая Аристотеля, Дж. Лок-ка, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо и др. [7]. Политический плюрализм является основополагающим элементом демократии, обеспечивающим ее функционирование и устойчивое развитие. Он способствует тому, чтобы власть была подотчетной, политика - инклюзивной (учитывающей интересы всех членов сообщества), а гражданское общество - стабильным и открытым для новых идей и изменений.
Актуальность вопросов политического плюрализма для современной РФ обусловлена необходимостью обеспечения демократического управления, защиты
прав граждан, социальной стабильности, экономического развития и международного сотрудничества. Согласно действующей Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством, в котором закреплено политическое многообразие и многопартийная система - основные признаки ПП. Несмотря на существующие проблемы и вызовы, развитие ПП остается ключевым фактором для устойчивого и справедливого развития страны. Его поддержка и укрепление требуют постоянного внимания и усилий со стороны общества и государства.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Теоретические исследования ПП охватывают широкий спектр вопросов, от идеологических основ до практических аспектов функционирования демократических систем [15]. ПП остается ключевым элементом демократического устройства, несмотря на все существующие вызовы и критику. Исследование ПП позволяет лучше понять механизмы политического участия, представительства и принятия решений в сложных и многообразных обществах. Его влияние на социально-политические процессы как одного из ключевых элементов демократии можно оценить по таким аспектам как представительство интересов, стабильность и гибкость, а также участие граждан в политическом процессе. Плюрализм способствует тому, чтобы в политическом процессе учитывались интересы различных групп и слоев общества, способствуя утверждению общеправового принципа справедливости [11]. Стабильность и гибкость, как элемент ПП подразумевает наличие динамичной системы, в которой сосуществуют множество конкурирующих групп и интересов создают. Такая система способна адаптироваться к изменениям политического контекста и предотвращать концентрацию власти в одних руках. Плюрализм поощряет активное участие граждан в политическом процессе, через группы интересов, партии и другие формы гражданской активности.
Вместе с тем, ПП, как элемент демократического процесса, сталкивается с критикой. Некоторые исследователи указывают на то, что политический плюрализм может привести к чрезмерной фрагментации общества, когда согласие становится трудно достижимым [15]. Важными остаются вопросы о неравенстве влияния. Так, в реальности различные группы имеют неодинаковый доступ к финансовым ресурсам и власти, что может привести к доминированию более сильных и богатых групп. Еще одним аспектом критики является вопрос сложности принятия решений в условиях ПП, когда множество конкурирующих интересов может усложнять и замедлять процесс принятия политических решений [11].
Российские и зарубежные исследования последних лет, охватывающие тему политического плюрализма в рамках политического процесса в РФ, посвящены таким вопросам как роль ПП в вопросах укрепления стандартов правового государства в РФ [7], изучение многопартийности современной политической системы РФ в контексте существующих рисков и способов их минимизации, современное место ПП в ряду основ конституционного строя России [3]. Вместе с тем, в со-
временных работах рассматриваются вопросы, касающиеся возможностей и препятствий реализации принципа политического плюрализма на фоне проблем политической стабильности и политического риска [2], изучения отдельных аспектов политического плюрализма в контексте конституционной реформы в РФ 2020 г., взаимовлияния политического плюрализма и СМИ в российском политическом процессе.
Исходя из обзора современных российских исследований можно отметить что основное внимание исследователей направлено на изучение вопросов оперативного характера, таких как межпартийная конкуренция, влияние СМИ и некоммерческих организаций на политически процесс. При этом практически не уделяется внимания вопросам о перспективах и стратегическим взглядам на развитие ПП в стране. Данное исследование призвано закрыть этот пробел. Цель данной работы - на основе анализа правового регулирования, касающегося реализации принципа и основ политического плюрализма в РФ (рассматриваемого в контексте формирования правовой политики) выявить потенциальные проблемы и препятствия для развития ПП в РФ с поиском возможных решений. Для достижения поставленной цели в работе поставлены задачи рассмотреть особенности институционализации ПП в рамках политический системы РФ, а также особенности импле-ментации ПП в плоскости правового регулирования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Документальную основу данного исследования составляют нормативно-правовые акты РФ охватывающие вопросы деятельности политических партий, политического процесса в частности закон «Об общественных объединениях» 1995 г., закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1997 г., закон «О политических партиях» 2001 г. а также Конституция РФ.
Методологическая основа исследования представлена методом политико-правового анализа, предполагающего рассмотрение изменений в сфере правового регулирования, охватывающих вопросы политического плюрализма, многопартийности в рамках политических процессов.
На первом этапе работы рассматриваются вопросы генезиса и политико-правовой институционализации ПП в РФ. На втором этапе рассмотрен вопрос о гарантиях реализации ПП в контексте политического процесса в РФ. Данный вопрос рассматривается с точки зрения международной практики. На третьем этапе осуществляется анализ проблем в сфере реализации принципа ПП в РФ и поиска путей для его укрепления.
Примененный в работе подход позволяет проследить особенности имплементации принципа ПП в РФ на нормативно-правовом и политическом уровне на разных исторических этапах. Рассмотрение правового регулирования РФ по данным вопросам в рамках зарубежного опыта позволяет определить возможные пути совершенствования законодательства и политики в сфере реализации и охраны политических прав граждан.
Методологические ограничения заключаются в том, что основной акцент в работе делается на федеральном
Безрукова А.А.
законодательстве, что не охватывает акты и практики отдельных территориальных субъектов. Временные рамки работы охватывают период с 1991 г. по сегодняшний день.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Политико-правовая институционализация политического плюрализма в РФ
Политический плюрализм является важнейшим элементом политического процесса, обеспечивающим разнообразие мнений, идей и интересов в рамках политической системы. Теоретический анализ и обобщение существующих взглядов в отношении вопросов ПП в контексте политического процесса обусловливает необходимость унификации терминологического аппарата, что дает возможность рассматривать ПП одновременно как основоположный принцип построения демократического государства, и как политический институт [12]. Кроме того, ПП можно рассматривать как состояние взаимодействия субъектов внутриполитического процесса, при котором разнообразные политические движения и субъекты политической жизни сосуществуют и конкурируют друг с другом в борьбе за власть и признание своих различных взглядов и позиций в рамках одной политической системы [13].
В РФ, как и во многих странах, политический плюрализм играет ключевую роль в формировании демократических институтов и практик. В рамках современного политического процесса в РФ ПП обеспечивает легитимность власти и поддержание демократических принципов. Наличие различных политических сил и идей способствует сбалансированному и подотчетному управлению. Кроме того, в условиях многонационального и полиэтнического общества РФ политический плюрализм играет важную роль в предотвращении социальных конфликтов и обеспечении инклюзивного политического процесса.
Рассматривая вопрос о ПП в РФ с формальной точки зрения, к основным чертам политического плюрализма в стране следует отнести присутствие многопартийности, свободу выражения и собраний, разделение властей между разными ветвями (законодательной, исполнительной, судебной), состязательность выборов, а также участие гражданского общества, независимых общественных организаций и групп в политической жизни, что способствует диверсификации и выражению различных интересов и мнений. Вместе с тем, в российской литературе понятие ПП часто представлено в упрощенном виде - будучи приравненным к понятию многопартийности, хотя эти понятия не эквивалентны. Так, многопартийность, в наиболее широком понимании термина, является одной из важнейших составляющих ПП. Цель многопартийности - создание адекватной политической конкуренции, которая в политических науках признается одним из факторов политической стабильности [6]. При этом ПП как таковой не может быть обусловлен определенной целью и существует как индикатор определенных политических процессов в стране или состояния политической системы. В то же время, сама по себе многопартийность, многообразие политических партий не являются
безоговорочным доказательством наличия ПП в стране. Так, не все партии могут иметь равные возможности для конкуренции. Неравенство в доступе к финансовым ресурсам, медиа-пространству, правовым гарантиям может исказить процесс политической конкуренции. Также наличие многообразия политических партий не гарантирует, что они могут свободно функционировать и выражать разнообразные политические взгляды. Таким образом, многообразие политических партий в стране может быть показателем плюрализма только при наличии свободы политической конкуренции, равных возможностей и отсутствии манипуляций. С точки зрения некоторых российских исследователей, многопартийность как объективное явление не только подразумевает наличие множества политических партий, но также означает наличие доступных механизмов и гарантий для реализации разнообразных программных установок, предпочтений, задач и целей, а также способов их достижения. Без этих механизмов сама идея многопартийности лишается своей практической ценности и значимости [Там же].
Хотя понятие ПП может интерпретироваться по-разному, тем не менее, неизменным объединяющим элементом этих определений является свобода политической инициативы, а также плюрализм мнений и взглядов, проявляющихся в сфере политической деятельности. ПП не ограничивается политическим процессом. Он проявляется в широком спектре отношений между государством и обществом, между государственными учреждениями и гражданами, а также между различными государственными и общественными организациями. Кроме того, он отражается во взаимодействии между органами власти, должностными лицами, физическими и юридическими лицами в рамках различных правовых отношений в стране в целостности [3].
ПП, представленный в Конституции РФ как политическое многообразие, многопартийность, связан с принципом идеологического многообразия, восходя к объединяющей их юридической сущности. Это, в частности, подтверждается объединением их российским законодателем в одной статье Конституции (ст. 13)1. Идеологическое многообразие (плюрализм) предполагает отсутствие официально закрепленной государственной идеологии, допуская наличие различных взглядов, идей и мнений по всем аспектам общественной и государственной жизни, включая политические, экономические, культурные и прочие аспекты. Идеологическое многообразие противопоставляется монизму - концепции, согласно которой только официально признанная или утверждаемая идеология считается единственно верной или допустимой. При этом, другие идеологии подавляются или не признаются. В то же время, ПП, и многопартийность противопоставляется однопартийное™ (политической системе, в которой одна партия имеет доминирующее положение или монополию на власть), действовавшей в СССР и характерной для политических систем таких современных стран как КНР, КНДР. Таким образом, основным маркером существования в стране политического плюрализма является наличие идеологического многообразия, отсутствия единой государственной
1 Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/
идеологии. Приверженность этим принципам (ценностям) в РФ была формализована в ст. 1 Конституции закрепляющей демократический политический режим - общественно-политический строй, при котором власть осуществляется народом либо непосредственно, либо через избранных представителей, обеспечивается широкое участие граждан в политическом процессе, гарантируется защита прав и свобод человека, а также соблюдение принципа разделения властей. Признание народа единственным источником власти закреплено в ст. 3 Конституции2. В соответствии с данной нормой, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Конституционное закрепление демократии в качестве действующего правового режима в рамках российской политической и правовой системы имеет непосредственную взаимосвязь с принципом ПП. Представители гражданского общества, в рамках реализации своих демократических прав, имеют возможность свободно выражать свои взгляды на вопросы общенационального или местного значения. Гарантии свободы слова, волеизъявления и разнообразие мнений способствуют формированию более взвешенных и эффективных политических решений. Этот процесс способствует нахождению компромиссов, учитывающих интересы различных социальных групп. В органах государственной власти и местного самоуправления представители гражданского общества могут вносить предложения и обсуждать пути решения актуальных вопросов, что способствует более справедливому и всестороннему учету интересов всех граждан. Таким образом, политический плюрализм обеспечивает динамичное и инклюзивное участие в управлении страной, позволяя каждому гражданину иметь голос и влиять на формирование государственной политики [3].
Становление политического плюрализма в РФ прошло через несколько этапов - от появления первых признаков ПП в конце 1980-х гг. до современного состояния. Хотя в начале 1990-х гг. были предприняты значительные шаги к созданию многопартийной и конкурентной политической системы, с начала 2000-х гг. происходит постепенная консолидация власти и ограничение политической конкуренции. Так, последняя декада XX в. ознаменовалась переходом к признанию многообразия взглядов и позиций, а также расширением круга политических акторов. Политические партии, общественно-политические движения и объединения стали значимыми участниками политического процесса в РФ. В то же время, активное участие упомянутых акторов в создании нормативно-правового фундамента, а также открытое и широкое обсуждение законопроектов становятся важными чертами законотворческого процесса в этот период. Законы, принятые в это время, в конечном итоге отражают разнообразие политических убеждений, взглядов и тенденций. Так, процесс законотворчества происходит в контексте многообразия политических идейных
2 Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/
направлений, что отражается не только на всех этапах подготовки законодательных актов, но и на содержании законов и подзаконных актов, а также механизмах их принятия [6].
С начала 1990-х до начала 2000-х гг. в России наблюдалась значительная активность в формировании и развитии политических партий. Этот временной отрезок характеризуется становлением многопартийной системы, появлением множества политических движений и партий, что требовало четкого правового регулирования для обеспечения прозрачности и легитимности политических процессов. В этот период начинается нормотворческая работа по подготовке правой основы деятельности политических сил, распределения представительский функций [4]. На нынешнем этапе борьба за представительство в органах государственной власти РФ регулируется рядом специальных нормативных актов, которые устанавливают правила и требования для участия в политической жизни. Предусмотренные действующим законодательством нормативные императивы направлены на обеспечение легитимности, прозрачности и справедливости политического процесса. Вместе с тем до начала 2000-х гг. правовую основу деятельности политических сил составляло в основном конституционное регулирование, без необходимой детализации их статуса и механизмов функционирования. В отмеченный период основу правового регулирования в сфере деятельности политических партий помимо Конституции составляли закон «Об общественных объединениях» 1995 г. а также закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1997 г.3 Первый закон регламентировал порядок создания и деятельности общественных объединений, включая политические партии, предусматривая в частности порядок регистрации общественных объединений, требования к уставным документам, права и обязанности общественных объединений, контроль за деятельностью общественных объединений со стороны государства. Второй - устанавливал правила участия политических партий в избирательных процессах. Кроме того, упомянутый закон регламентировал процедуру выдвижения кандидатов, формирования избирательных блоков, а также права и обязанности партий в ходе избирательной кампании.
Основа современного правового регулирования в сфере деятельности политических партий и гарантий ПП была заложена с принятием в 2001 г. закона «О политических партиях». Закон регулирует создание, деятельность и регистрацию политических партий в стране. Упомянутый закон неоднократно подвергался изменениям и дополнениям. Так, например, в 2016 г. в упомянутый закон были внесены изменения, предусматривающие право политических партий и их региональных отделений не принимать решение об образовании единоличного исполнительного
3 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция). URL: http://pravo. gov.ra/proxy/ips/?docbody=&nd=102035642; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (последняя редакция). URL: https://duma.consultant.ru/ documents/3617600
Безрукова А.А.
органа4. Помимо этого, были пересмотрены нормы, регулирующие ряд организационных аспектов деятельности партий. К таковым относятся положения регламентирующие порядок принятия политическими партиями, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям ряда решений организационного характера, в частности о создании какого-либо органа, досрочном прекращении его полномочий, размере и порядке уплаты членами политической партии вступительных и членских взносов, утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора. В соответствии с внесенными изменениями, порядок принятия решений такого характера должен регулироваться уставом политической партии.
Одновременно, в действующий закон был внесен ряд других изменений, уточняющих порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политических партий, а также руководящих и контрольно-ревизионных органов их региональных отделений. Последние изменения в действующий закон касались, в частности, пересмотра редакции некоторых норм о финансировании, формировании фондов политически партий5.
По состоянию на 2024 г. в РФ зарегистрировано порядка 30 политических партий6. Точное число политических партий в Российской Федерации может изменяться из-за процессов регистрации, реорганизации и ликвидации партий. Вместе с тем, следует отметить, что до принятия закона «О политических партиях» возможность участия в выборах определялась главным образом не наличием статуса партии, а включением в список общественных объединений (включая избирательные блоки), допущенных до участия в выборах по результатам проверки Центральной избирательной комиссии РФ.
Политический плюрализм в РФ и гарантии его реализации в контексте политического процесса
Таким образом, приверженность обеспечению политического плюрализма как концепции и практики, предполагающих наличие и признание множества политических партий, движений, идей и мнений в рамках одной политической системы на протяжении нормот-ворческой истории РФ не раз находило подтверждение на законодательном и институциональном уровне. С формальной точки зрения политический плюрализм как состояние сосуществования разнонаправленных политических движений целиком отображен в российской политико-правовой доктрине. Вместе с тем, углубляясь в теоретические аспекты вопроса о поли-
4 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О политических партиях"» от 02.03.2016 № 41-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_194692/
5 Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (последняя редакция) (см. Обзор изменений документа). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 32459/
6 Официальный веб-ресурс Минюста РФ. URL: https://minjust.gov.
ru/ru/pages/politicheskie-partii/
тическом плюрализме в РФ важно обратить внимание на вопрос о гарантиях ПП, как элементе практической имплементации его задач. С перспективы мировых практик [13], к последним следует отнести обеспечение представительства, содействие диалогу и компромиссу, стимулирование политического участия, а также контроль и подотчетность власти. Так, формально закрепленный политический плюрализм гарантирует, что различные группы и интересы общества находят свое отражение в политических институтах, при этом, разнообразие партий и политических движений призваны представлять широкий спектр социальных, экономических и культурных интересов [Там же]. Предполагается, что при наличии политического плюрализма создаются условия для конкурентных выборов, при которых граждане могут выбирать между различными политическими программами и кандидатами. Исходя из общепризнанных взглядов, политический плюрализм способствует конструктивному диалогу между различными политическими силами, что является основой для принятия сбалансированных решений. При этом разнообразие мнений в высших представительских органах, а также представительских органах на местах способствует более глубокому и всестороннему обсуждению законопроектов и политических инициатив [10]. Кроме того, политический плюрализм активизирует гражданское общество и повышает политическую активность населения. Это находит отображение в деятельности некоммерческих организаций (НКО) и гражданских инициатив, способствующих участию граждан в политическом процессе. В рамках таких инициатив создаются платформы для обсуждения важных общественных вопросов и проведения референдумов, отражающих волю тех или иных общественных групп (в широком понимании - народа, граждан). Помимо вышеупомянутого, ПП играет важную роль в контроле за действиями власти и обеспечивает ее подотчетность. В этом отношении неизменными атрибутами ПП являются независимые СМИ, а также оппозиция и правозащитные организации. Первые -освещают действия правительства и политических деятелей, стимулируя прозрачность и подотчетность, вторые - осуществляют, своего рода, контроль и надзор за деятельности власти, являясь элементом системы сдержек и противовесов, третьи - защищают в соответствующих случаях права граждан, их объединений (в рамках представительства интересов) или других заинтересованных лиц (например, лиц без гражданства) [17].
В современной России политический плюрализм проявляется через различные механизмы и институты, включая деятельность политических партий, представляющих широкий спектр идеологий, регулярные выборы президента, депутатов Государственной Думы, а также региональных и муниципальных органов власти, предоставляют гражданам возможность выбора. Кроме того, его присутствие проявляется через деятельность независимых НКО и активистов, которые играют важную роль в общественной жизни, а также СМИ. Хотя государственные СМИ доминируют, существуют и независимые медиа, которые продолжают освещать различные аспекты общественно-политической жизни.
Проблемы и перспективы развития политического плюрализма в РФ
Рассматривая вопрос о развитии ПП в РФ как комплексного явления справедливо утверждать, что его развитию способствует объективная и всесторонняя оценка его нынешнего состояния. Так, нынешнее регулирование (включая законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях»), закрепляющее основы ПП в правом поле РФ, устанавливает, в целом, исчерпывающие правовые рамки функционирования субъектов политического процесса и инициативы. В то же время, следует обратить внимание на отсутствие на нынешнем этапе политико-правовых инициатив, касающихся укрепления ПП, или расширения гарантий его реализации. Хотя политический плюрализм как принцип и элемент организации правового общества формально закреплен в российском законодательстве, инструменты его измерения (качественной оценки) остаются ограниченными или отсутствуют. Разумеется, предусмотреть допустимость имплемен-тации таких инструментов и механизмов на законодательном уровне не представляется возможным, поскольку они не содержали бы норм права. В то же время такие инициативы возможны в рамках политико-правовых механизмов РФ в области стратегического планирования7. Принятые на исполнение государственных стратегий специальные законы и подзаконные акты могут предусматривать разработку образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осведомленности граждан о ПП и их участие в политической жизни. Подобные акты также могут предусматривать создание независимых органов или комиссий, ответственных за оценку состояния ПП в стране, что обеспечит объективность и надежность результатов. Кроме того, законодательство может предусматривать выделение государственных средств на научные исследования в области политического плюрализма, что способствует развитию академической базы знаний и экспертизы в данной отрасли.
ОБСУЖДЕНИЕ
Несмотря на ряд законодательных мер, формализующих присутствие ПП в политической жизни страны, достаточно сложной задачей остается измерение политического плюрализма как с количественной, так и с качественной точек зрения. Как удалось обнаружить, довольно длительное время со стороны исследователей не проводилось работы, в отношении изучения вопросов влияния НКО, общественных движений на политические процессы, подсчета количества независимых СМИ, исследования охвата их аудитории, случаев вмешательства в их работу со стороны властей и цензуры. Кроме того, в последнее время предпринималось мало усилий в отношении оценки законодательства, регулирующего политическую деятельность, свободу слова, права граждан на участие в политическом процессе. Это подтверждается как систематическим обзором специализированных источников последних лет по данным направлениям, так и мнениями
7 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
ряда современных исследователей [5]. Наиболее вероятно, что отсутствие интереса к вопросам влияния НКО и других упомянутых акторов на политические процессы связано со специфической интерпретацией их роли в РФ. Например, в отдельных исследованиях высказывается мнение о том, что в отличии от многих зарубежных стран, в современной РФ НКО не имеет статуса полноценного участника политического процесса и политической инициативы. При этом, наивысшей степенью участия общественных объединений в социально-политическом процессе является делегирование НКО со стороны государства некоторых полномочий социальной сферы и гражданского контроля [1]. Такое мнение выглядит аргументированным и, в целом, дает некоторое объяснение, почему вопросы о роли НКО, как субъекта политического процесса, привлекают мало внимания среди исследователей. Частично это мнение разделяется и другими авторами [8]. Показательным в этом отношении также является отсутствие релевантной информации по вышеотмеченным опросам среди аналитических обзоров «флагмана» в сфере социологических исследований РФ - Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)8.
Формализация ПП на конституционном уровне подразумевает необходимость его развития наряду с политическим процессом как таковым. При этом в рамках существующего научного дискурса государство в лице властных институтов практически не рассматривается как проактивный участник формирования повестки в данном направлении, находясь как бы вне этих процессов, однако оставляющий за собой роль медиатора [3]. Предположительно, с этим связано смещение дискурса с вопросов о перспективах развития ПП в РФ в плоскость вопросов о нынешнем состоянии политической конкуренции. В этих условиях, отсутствие должного внимания со стороны академического сообщества к вопросам развития ПП как инструмента реализации конституционных прав выглядит совершенно необоснованным. Как отмечалось ранее, обзор современных исследований говорит о том, что основное внимание направлено на анализ текущих проблем без оценки перспективы развития ПП. Тем не менее, обобщая взгляды современных российских ученых допустимо утверждать, что осознание необходимости комплексной оценки современного состояния ПП в РФ все-таки присутствует [7]. В то же время следует отметить, что отличии от американских и других зарубежных исследований [14] в современных российских работах практически не уделяется внимание совершенствованию методик оценки различных аспектов политико-правовой действительности в комплексе формирующих понятие ПП.
Вместе с тем, необходимость разработки и импле-ментации методик оценки ПП неоднократно отмечалась в западных источниках [14]. В частности, в современных американских исследованиях отмечается, что в эпоху возросшей политической поляризации для американских властных институтов важно иметь инструмент измерения восприимчивости граждан США к различным политическим взглядам. Открытость к политическому плюрализму может включать в себя поддержание эмоциональной и интеллектуальной тер-
8 ВЦИОМ.Аналитическиеобзоры.Ц^:https://wciom.ru/analytical-reviews
Безрукова А.А.
пимости, гибкости и проактивную мотивацию к поиску различных политических точек зрения [14]. Учитывая специфику политического устройства в США эти методики имплементированы как правило на уровне рекомендательных документов НКО, либо подзаконных документов на уровне отдельных штатов [Там же]. Применение подобной практики могло бы быть заимствовано РФ, способствуя усилению гражданского общества и укреплению политической системы РФ.
При разработке методик оценки ПП особую роль играют социологические исследования, социологические методы и инструменты. В частности, речь идет о таких их инструментах как опросы общественного мнения и экспертные оценки. Первые предполагают возможность применения всего набора доступных социологических методов и необходимы для изучения восприятия гражданами ПП, их участия в политическом процессе, доверия к политическим институтам и свободы слова. Вторые направлены на экспертную интерпретацию факторов и событий, влияющих на ПП, и/или обусловливающих его формирование, и могут включать опросы, интервью с экспертами в области политологии, права и социологии, изучающих состояние политического плюрализма в стране [16]. В то же время необходимо принимать во внимание и тот факт, что такие исследования могут иметь свои ограничения, в частности - субъективность, (оценки могут зависеть от мнений экспертов и интерпретации данных), недостаток (ограниченность) данных, что затрудняет объективную оценку, а также контекстуальные различия (поскольку разный культурный, политический или образовательный бэкграунд также могут влиять на восприятие и оценку плюрализма) [Там же].
Имплементация соответствующих методик оценки в рамках политических программ, а также, в детализированном виде на подзаконном уровне могла бы способствовать усилению ПП и укреплению демократических институтов в стране. Так, измерение политического плюрализма является сложным, но необходимым процессом для понимания состояния демократии в разных странах, в т.ч. и в РФ. Использование различных статистических показателей (индексов), опросов и анализа данных помогает получить комплексную картину политической жизни и выявить области, требующие улучшений [Там же]. В данном отношении важно учитывать как количественные, так и качественные аспекты, чтобы обеспечить всестороннюю оценку политического плюрализма. Принимая во внимание тот факт, что в основе функционирования российской политической системы лежат демократические принципы, права и свободы человека и гражданина, признанные на международном уровне, следует помнить, что ПП является неизменным компонентом этих принципов и прав. Следственно, укрепление гарантий его реализации способствует укреплению политической системы.
ВЫВОДЫ
Политический плюрализм является фундаментальным элементом политического процесса, способствующим демократическому управлению, защите прав граждан и развитию общества. В условиях современной России развитие политического плюрализма сталкивается с множеством вызовов, но его поддержка
и укрепление остаются важными задачами для обеспечения устойчивого и справедливого развития страны. Преодоление существующих барьеров и проблем требует комплексных усилий со стороны государства, гражданского общества и международного сообщества. На текущем этапе развития общества и государства РФ процесс формирования ПП остается незавершенным, при этом сохраняется возможность его развития в различных формах - от сохранения в нынешнем виде, когда главным актором выступают политические партии, до некоторого расширения на ряд других субъектов, включая НКО. В то же время, анализ динамики изменений действующего законодательства дает больше оснований для поддержки первого сценария. Что касается государственной политики, основным приоритетом для государства в сфере охраны и защиты политических прав граждан должно оставаться сохранение и расширение политического многообразия, способствуя тому, чтобы власть была подотчетной, а политика - инклюзивной, т.е. учитывающей интересы всех членов сообщества.Как можно отметить, нынешнее регулирование (включая федеральные законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), закрепляющее основы ПП в правом поле РФ в целом охватывает большинство вопросов, касающихся деятельности политических сил в РФ. Так, основным субъектом и, одновременно, объектом, формирующим понятие политического плюрализма в современной РФ, остаются политические партии. На регулирование деятельности политических партий направлены основные законотворческие инициативы и усилия. На законодательном уровне это отображается в виде многочисленных изменений и дополнений к действующему Федеральному закону «О политических партиях».
В то же время можно отметить отсутствие специальных нормативно-правовых актов, расширяющих права (правовой инструментарий защиты и охраны прав) других действующих или потенциальных субъектов политической инициативы, политического процесса. Кроме того, следует отметить, что в современной РФ в настоящее время отсутствуют комплексные методики оценки разных показателей, в комплексе формирующих понятие политического плюрализма (участие граждан в политическом процессе, роль СМИ). Признание необходимости имплементация таких методик на уровне программно-стратегических документов стало бы важным шагом в вопросах последующего совершенствования правового регулирования, охватывающего вопросы политических прав граждан. Законы и подзаконные акты, реализующие такого рода государственные стратегии, могут давать нормативное обоснование организационным мерам, касающихся разработки методик оценки вышеупомянутых показателей. Они также могут предусматривать создание независимых органов или комиссий, ответственных за оценку состояния политического плюрализма в стране, что обеспечит объективность и достоверность результатов. Кроме того, законодательство может предусматривать выделение государственных средств на научные исследования в области политического плюрализма, что способствует развитию академической базы знаний и экспертизы в этой области.
Помимо прочего, важно отметить, что в настоящее время существует недостаток исследований и аналитических материалов по вопросам влияния некоммерческих организаций, общественных движений на поли-
тические процессы. Это, а также недостаток первичных данных об их деятельности, создает препятствия для более комплексной оценки эффективности политики в сфере обеспечения политических прав граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагапова Ф.Г.,Вагапов Р.Н., Устинкин С.В. Некоммерческая организация (НКО) в социально-политических процессах современной России: теоретический аспект // Власть. 2020. № 1.С. 170-177.
2. Кадушкин ВД. Политический плюрализм и политический процесс: проблема политической стабильности и политического риска // Российская наука в современном мире. 2018. С. 156-157.
3. Мархгейм М.В., Андреев С.Д. Политический плюрализм в ряду основ конституционного строя России//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 12. С. 59-62.
4. Панина Н.Н. Политические отношения и политический процесс в современной России. Липецк: Изд-во Липецкого гос. техн. ун-та, 2019.
5. Петухов В.В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3-14.
6. Селихов Г.С. Правовое закрепление политического плюрализма // Философия права. 2008. № 3. С. 109-113.
7. Соловьева Т. Н. Политический плюрализм в России как один из основополагающих признаков правового государства Ц Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 1.С. 100-110.
8. Трескин П.А. Роль современных некоммерческих организаций в цифровом развитии институтов гражданского общества II Социология. 2023. № 3. С. 147-159.
9. Hsiao К.С. Political pluralism: A study in contemporary political theory. Routledge, 2014.
10. Krisch N. Pluralism. In: Concepts for international law. Edward Elgar Publishing, 2019. Pp. 691-707.
11. Muller J.F. Political pluralism, disagreement and justice: The case for polycentric democracy. Routledge, 2019.
12. Muniz-Fraticelli V.M. The structure of pluralism. Oxford University Press, 2014.
13. O'Connell F.A., Connolly W. Pluralism in political analysis. Routledge, 2017.
14. ShroutP.E., Mogami M., Xu O. et al. Measuring openness to political pluralism Ц Journal of Social and Political Psychology. 2022. Vol. 10. No. 2. Pp. 624-642.
15. Swenson G. Legal pluralism in theory and practice // International Studies Review. 2018. Vol. 20. No. 3. Pp. 438-462.
16. Wiseman H. Political systems: Some sociological approaches. Taylor & Francis, 2024.
17. You J.S. Political process: Elections, interest group politics, and mass media I I Routledge Handbook of Korean Politics and Public Administration. 2020. Pp. 59-76.
REFERNCES
1. Vagapova F.G., Vagapov R.N., Ustinkin S.V. Non-profit organization (NPO) in the socio-political processes of modern Russia: Theoretical aspect. Power. 2020. No. 1. Pp. 170-177. (In Rus.)
2. Kadushkin V.D. Political pluralism and the political process: The problem of political stability and political risk. Russian Science in the Modern World. 2018. Pp. 156-157). (In Rus.)
3. Markhheim M.V., Andreev S.D. Political pluralism in the series of foundations of the constitutional system of Russia. Science and Education: Farming and Economics; Entrepreneurship; Law andManagement. 2019. No. 12. Pp. 59-62. (In Rus.)
4. PachinaN.N. Political relations and political process in modern Russia. Lipetsk: Publishing House of Lipetsk State Technical University, 2019.
5. Petukhov V.V. Civil participation in modern Russia: Interaction of political and social practices. Sociological Research. 2019. No. 12. Pp. 3-14. (In Rus.)
6. Selikhov G.S. Legal consolidation of political pluralism. Philosophy ofLaw. 2008. No. 3. Pp. 109-113. (In Rus.)
7. Solovyova T.N. Political pluralism in Russia as one of the fundamental features of a legal state. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: History and Political Sciences. 2018. No. l.Pp. 100-110. (In Rus.)
8. Treskin PA. The role of modern non-profit organizations in the digital development of civil society institutions. Sociology. 2023. No. 3. Pp. 147-159. (In Rus.)
9. Hsiao K.C. Political pluralism: A study in contemporary political theory. Routledge, 2014.
10. Krisch N. Pluralism. In: Concepts for international law. Edward Elgar Publishing, 2019. Pp. 691-707.
11. Muller J.F. Political pluralism, disagreement and justice: The case for polycentric democracy. Routledge, 2019.
12. Muniz-Fraticelli V.M. The structure of pluralism. Oxford University Press, 2014.
13. O'Connell F.A., Connolly W. Pluralism in political analysis. Routledge, 2017.
14. ShroutP.E., Mogami M., Xu O. et al. Measuring openness to political pluralism. Journal of Social and Political Psychology. 2022. Vol. 10. No. 2. Pp. 624-642.
15. Swenson G. Legal pluralism in theory and practice. International Studies Review. 2018. Vol. 20. No. 3. Pp. 438-462.
16. Wiseman H. Political systems: Some sociological approaches. Taylor & Francis, 2024.
17. You J.S. Political process: Elections, interest group politics, and mass media. In: Routledge Handbook of Korean Politics and Public Administration. 2020. Pp. 59-76.
Статья проверена программой Антиплагиат
Рецензен т: Долгих Ф.И., заведующий, кафедра фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Статья поступила в редакцию 27.09.2024, принята к публикации 21.10.2024 The article was received on 27.09.2024, accepted for publication 21.10.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Безрукова Анастасия Александровна, кандидат политических наук; доцент; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8075-247Х; SPIN-код: 7751-3015; РИНЦ Author ID: 718120; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Anastasia A. Bezrukova, Cand. Sci. (Polit.); associate professor; Moscow Financial and Industrial University "Synergy"; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-8075-247X; SPIN-code: 7751-3015; RSCI Author ID: 718120; E-mail: [email protected]