методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 144 с.
5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник для вузов. М.: Добросвет. 2000. 595 с.
Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, baranova@tula. net, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и НПРО ТО». '
THE USE OF SOCIOLOGICAL METHODS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH
G.A. Baranova
The process of using sociological methods in psychological and pedagogical research. Reveals the content of the sociological methods used in conducting psychological and educational research.
Key words: sociological methods; the tools of psychological and pedagogical research; designing, organizing and conducting surveys, interviews, compilation and processing of data; methods of collecting sociological information; methods of collecting primary data; survey, observation, document analysis, experiment.
Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, [email protected], Russia. Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region
УДК 378
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Т.А. Есина
Рассматривается подготовка к политическому диалогу как основа интерактивного обучения в высшей школе в условиях современного информационного общества.
Ключевые слова: высшее образование; политический диалог; политическая культура, интерактивное обучение.
Выдающийся представитель герменевтики ХХ века Г.Г. Гадамер подчеркивал: «Проблема понимания обретает в последние годы все возрастающую актуальность, что очевидным образом связано с обострением геополитической и общественнополитической ситуации и с усилением пронизывающих нашу эпоху противоречий» [1, с.43]. Проблема политической коммуникации, как он полагает, «встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопо-
нимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие общего языка» [1, с.43]. По мнению мыслителя, адекватность восприятия иной позиции особенно важна применительно к таким ключевым понятиям, как «демократия» и «свобода», которые в подобных ситуациях, нередко повторяющихся в политической истории, «начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения» [1, с.43]. Одним из истоков герменевтической традиции была древнегреческая риторика, направленная на поиск наиболее эффективных средств выражения идеи. Взаимопонимание всегда происходит в диалоге, который является основой герменевтического анализа.
Уже в период становления древнегреческой демократии было важно выявление подлинного смысла идейной позиции участников дискуссии, поисков общего языка как основы их взаимопонимания в условиях политической конфронтации, организации конструктивного диалога соперников в борьбе за власть. Характерно, что Аристотель рассматривал принципы риторики именно в правовом контексте на примере построения судебной речи, ориентированной на достижение справедливости. В XXI веке, в эпоху глобализации, владение навыками политического диалога становится необходимым компонентом политической культуры граждан современной России, живущих в информационном обществе. Осознанное отношение россиян к своему электоральному поведению, к властным структурам, к идеологическому воздействию СМИ, особенно сети Интернет, - важное условие становления и функционирования правового государства в нашей стране. Оно предполагает формирование навыков критического мышления, способности к рефлексии и компромиссу как к основе политической коммуникации. Особое значение имеет подготовка студенческой молодежи в высшей школе, в частности, на гуманитарном факультете ТулГУ, где сложились традиции политической культуры, соответствующие задачам строительства правового государства.
Интерактивное обучение как процесс взаимодействия преподавателя со студентами, опосредованный аудиовизуальными средствами, распространилось в системе высшего образования в условиях массового использования компьютерных технологий в XXI веке. Как новый тип коммуникации, соответствующий информационному обществу, интерактивное обучение расширяет возможности воздействия преподавателя на сознание студентов, предполагает разнообразные формы и методы учебного процесса, повышающие его эффективность. Это крайне важно для совершенствования системы высшего образования в нашей стране. Главная цель интерактивных методов обучения - активизировать творческое мышление студентов, предложить им участие в живом процессе обмена различными мнениями с учетом оценок политических противников, рассмотреть различные интерпретации политических событий и процессов. Это должно способствовать совместной выработке общей позиции на основе политического диалога, направленного на построение правового государства в России.
Герменевтика в широком смысле слова представляет собой теорию интерпретации любого артефакта культуры как текста, имеющего знаково-символическую структуру, несущего инварианты скрытого смысла, требующие дешифровки. Политический дискурс всегда подразумевает способность реципиента вскрывать истинное содержание текста как средства коммуникации, определять его идейные цели и значение. Диалог как системообразующий стержень любого процесса коммуникации всегда имеет определенные аксиологические основания. С точки зрения герменевтического подхода подлинное понимание смысла возможно только в процессе непосредственного или виртуального общения, когда складываются предпосылки солидарности, утверждаются прочные ценностные основы принятия иного мнения как собственного, признания его значимости и затем усвоения. Именно таким путем происходит его критическая проверка или верификация.
Адекватность понимания смысла текста как проблема вначале стала предметом теоретического анализа в философской герменевтике и филологических науках. Показательно, что возникновение протестантизма стимулировало развитие герменевтики по общественно-политическим и идеологическим причинам - необходимо было дать новую трактовку библейских текстов в соответствии с инновационными идеями лютеранства, отразившего интересы буржуазии и политические ценности капиталистического общества, «дух капитализма», как отмечал М. Вебер. Это было сделано в трудах М.Лютера и Ф. Шлеер-махера, выдающихся протестантских мыслителей, исходивших из права человека, которого ведет его личная вера, свободно толковать классические тексты Библии и на их основе строить свои отношения с Богом. Начиная с XIX века проблемы восприятия текста художественного произведения специально рассматривались в эстетических трудах немецких философов, в частности, А. Ба-умгартена, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлеермахера, понимавших его как коммуникативный процесс, воображаемый диалог читателя с автором. Основоположники герменевтики полагали, что реципиент способен воздействовать на предлагаемые образные и лингвистические структуры, придавать им иной смысл, соответствующий потребностям его времени и его личным интересам. Интерактивность изначально предполагает преобразующее восприятия читателя или зрителя на образно-художественное содержание текста, основанное на творческой работе его воображения и способности сопереживания. Смысл как совокупность системообразующих идей, выраженных в содержании и форме текста как артефакта культуры, может варьировать в различных версиях. Эта проблема всегда была центром идейной полемики и политической пропаганды. Свобода интерпретации любого объекта как артефакта культуры имеет важное этическое и политическое значение, связана с реализацией права человека на свободу слова, выражение своих оценок, религиозных и политических убеждений.
С позиций семантико-семиотического подхода, получившего развитие в начале XX века, любой артефакт культуры стал трактоваться как некий текст, символическая система, несущая скрытое значение. Поскольку любой текст имеет смысл только в конкретном контексте, соответствующем культурно-
историческим условиям, именно парадигма культуры как система базисных ценностей эпохи является определяющей для его адекватной трактовки реципиентом. Для современной России это особенно важно как необходимое условие становления правосознания граждан, соответствующего правовому государству. Для субъекта зрелого правосознания его право на собственную политическую оценку всегда предусматривает ответственность за нее, как и за результаты политического действия.
Интерактивное обучение имеет значительные коммуникативные возможности - в процессе восприятия отдельного текста реципиентом его общение с автором происходит не только на рациональной, но и на чувственно-эмоциональной основе как «заражение чувством» автора, направляемое системой его этических и политических диспозиций. На эту коммуникативную направленность художественного произведения обращал внимание Л.Н.Толстой, считавший важнейшей задачей искусства заражение человечества высшими нравственными чувствами лучших людей, призванных служить важнейшей политической цели - устранению насилия из всех сфер общественной жизни. Хотя утопический характер политических идей Л.Н.Толстого вытекал из абсолютизации просветительской, пропагандистской роли искусства и литературы, но он одним из первых сумел предугадать огромные возможности образно-художественного воздействия артефактов культуры на массовое сознание, в том числе на политические ценности людей, многократно возросшие в современном информационном обществе.
Методологические принципы интерактивного подхода к восприятию текста как знаково-символической системы были обоснованы в русле философской герменевтики XIX века в трудах Ф. Шлеермахера, выделившего объективную и субъективную стороны круга понимания как основание дискурса. Его продуктивные идеи получили развитие в XX веке у немецких философов Г.Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера и других авторов, развивавших герменевтическую концепцию диалога автора и читателя на основе интерсубъективности. Эта категория, введенная в оборот представителями экзистенциализма, не только подразумевает воображаемое общение с автором, поиск различных интерпретаций его позиции, но и предполагает взаимопонимание и взаимозависимость с другими социальными субъектами. Показательно, что немецкие мыслители всегда особое внимание уделяли политическому значению коммуникации в единстве с ее этическим измерением. Особый интерес к политическим проблемам характерен для немецкой философской традиции в силу исторических причин и общественно-политической ситуации ХХ века. Проблема аксиологических оснований адекватной интерпретации текста также рассматривалась в рамках структуралистского и семантико-семиотического подхода к культуре - особый интерес представляют разработки Р. Барта, М. Бахтина, Ж. Бодрияра, Ю.М. Лотмана, М. Фуко и других авторов, имеющие важное значение для политического диалога.
Опираясь на базисные идеи классиков философской традиции, можно выделить методологические принципы, на которых основывается интерактивное обучение и диалог как его системообразующий стержень:
1. Принцип объективности неотделим от принципа целостного, системного подхода, позволяющего рассматривать интерактивность как динамическое взаимодействие взаимосвязанных факторов, необходимых для функционирования социума как иерархически организованной системы. В современном информационном обществе системы массовых коммуникаций встроены в повседневную жизнь людей и становятся определяющим фактором восприятия ими социальных явлений и политических процессов. СМИ стали значимым фактором политического диалога, его опосредующим звеном. Зачастую они могут служить целям политических манипуляций, создают барьеры для реализации принципа объективности.
2. Взаимообусловленность объективного и субъективного, их взаимопереход, обоснованный в рамках экзистенциализма через категорию «интерсубъективность», - в процессе социальной коммуникации субъективные намерения его участников объективируются посредством социального действия и тем самым становятся объективными факторами общественной жизни. Так складывается социальная иерархия, находящая отражение в иерархии властных структур.
Немецкий философ Ю. Xабермас, внесший значительный вклад в социологию коммуникаций, считает этот постулат основополагающим в этике дискурса, регулирующей общественные отношения через ролевой подход. Он утверждает: «Беспристрастной является только та позиция, откуда могут быть обобщены как раз те самые нормы, которые, во вполне узнаваемом виде воплощая в себе общий для всех адресатов интерес, могли бы рассчитывать на всеобщее одобрение - и потому заслуживают интерсубъективного признания. Таким образом, формирование беспристрастного суждения выражается в принципе, который понуждает каждого из них при взвешивании собственных интересов становиться на точку зрения всех остальных. Принцип универсализации должен вести к тому универсальному обмену ролями, который Дж. Г. Мид описал как «принятие идеальных ролей» или «универсальный дискурс» [2, с.103].
Можно принимать или оспаривать мнение Ю. Xабермаса о возможностях конвенционального подхода к данной проблеме, но эта попытка моделирования политического диалога явно конструктивна.
3. Взаимообусловленность онтологических и аксиологических оснований социальной коммуникации, поскольку нравственные и политические ценности детерминированы общественно-историческими условиями, политической ситуацией, состоянием хозяйственно-экономической жизни, отраженными в общественных интересах и целях.
Ю. Xабермас в работе «Моральное сознание и коммуникативное действие» подчеркивает большое значение этических дискуссий для политической жизни: «Вступая в моральную дискуссию, ее участники развертывают в рефлексивной установке свои коммуникативные действия с целью восстановле-
ния нарушенного консенсуса. Следовательно, аргументированные моральные дискуссии служат улаживанию конфликтов на базе консенсуса. Конфликты в области, регулируемой нормами интеракции, бывают напрямую вызваны нарушениями нормативного согласия. Восстановительные действия могут, следовательно, состоять лишь в том, чтобы обеспечить интерсубъективное признание тому притязанию на значимость, которое сначала представлялось спорным, а впоследствии уже не вызывало проблем, или другому притязанию, выдвинутому вместо первого. В согласии подобного рода выражается некая общая воля» [2, с.106].
Политическая воля субъектов, заложенная в основу их политического диалога, обеспечивает ценностные основания стратегической линии как стержня политической коммуникации.
4. Единство нравственных и политических ценностей участников коммуникативного процесса как основа социальной стабильности и социокультурной динамики. Субъекты коммуникации должны признать моральные установки друг друга и принять их как этически оправданную основу социального и политического действия. Ю. Хабермас отмечает наличие аксиологических оснований любой коммуникации: «В повседневной коммуникативной практике когнитивные толкования, моральные ожидания, выражения и оценки и без того пронизывают друг друга» [2, с.31]. Он подчеркивает необходимость достижения значимого согласия, достижения консенсуса в условиях демократического общества: «Только процесс достижения интерсубъективного взаимопонимания может привести к согласию, рефлективному по своей природе: только тогда его участники смогут осознать, что они совместными усилиями друг друга в чем-то убедили» [2, с.104].
Диалогичность является необходимым условием достижения консенсуса, это важнейший компонент эффективной интерактивной коммуникации. Г.Г. Гадамер отмечает, что открытость к диалогу, герменевтическая рефлексия, ведет к достижению общего способа мироистолкования на основе общих ценностей, обеспечивает нравственную и социальную солидарность. Его вывод однозначен: «Межчеловеческая общность поистине строится в диалоге» [1, с.48]. Именно политический диалог обеспечивает совместное создание смысла в процессе обмена мнениями, их взаимодействия на основе консенсуса, принятия общей позиции после обсуждения. Таков механизм реализации необходимых условий политического участия.
5. Особая системообразующая роль средств массовой информации и коммуникации в условиях информационного общества, ставшая его главным отличительным признаком.
Сегодня эффективные массовые коммуникации являются важными инструментами не только формирования ценностей граждан, но значимым средством социального управления и манипулирования массовым сознанием, предотвращения различных конфликтов, обеспечения социального и политического равновесия.
Массовая культура, доступная большинству народа, реализует свою важнейшую социальную функцию так же, как и элитарное искусство, - формирует нравственные и политические ценности граждан, их идеалы, внося их в массовое сознание через эмоционально окрашенные художественные образы. Но содержание их различно. Механизм эстетического воздействия раскрыл великий Аристотель в работе «Поэтика», подчеркивая, что сила трагедии - в сочетании чувства страха и сострадания к героям, которые она вызывает у зрителей. В этом он усматривал социальное назначение искусства и его воспитательное воздействие как средства формирования высоких чувств - гражданской ответственности, благородства, семейной и родовой чести. Эстетическое переживание реципиента возникает в процессе созерцания сюжета, затем реализуется в нравственной оценке мотивов действующих лиц и результатов их поступков для общества. Политическая жизнь, как правило, трагична, она подразумевает возвышенные чувства героизма и патриотизма. В современной коммерчески ориентированной массовой культуре, призванной развлекать зрителя на комических и пошлых сюжетах, доминируют потребительские и гедонистические установки. Продукты современной массовой культуры существенно отличаются по ценностным критериям от классических образцов искусства. Нормативный контекст восприятия художественного произведения определяется парадигмой культуры конкретно-исторической эпохи, но подлинные произведения искусства, выражающие общечеловеческие ценности, всегда актуальны. Поскольку массовая культура аполитична, направлена на обыденное сознание определенных социальных групп, то ее продукция привлекательна не для всех. Человеку с развитым эстетическим вкусом и высоким интеллектуальным уровнем она, как правило, не интересна. Сопереживание зрителя или читателя зависит от его способности чувствовать свою сопричастность воспринимаемому действию, развертыванию сюжетной линии, в котором проявляется его воображаемая включенность в ситуацию. Интерактивность проявляется по-разному в зависимости от уровня интеллекта, политической культуры и эстетического развития личности студентов.
Преподаватель обладает большими возможностями привлекать внимание студентов к художественным произведениям, способствующим осознанию различных этических, социальных и политических проблем, волнующих молодых россиян, и путей их решения. Анализ классических текстов и образцов современной массовой культуры, отражающих насущные интересы молодежи, является важным средством для развития политического диалога. Xудоже-ственная и публицистическая литература, кинофильмы, игровые и политические телепрограммы могут дать информационные поводы для начала дискуссии и подведения итогов на основе диалогического метода.
Преподаватель на занятиях должен направлять и контролировать сложный социально-психологический процесс восприятия студентами гуманитарных специальностей определенного сообщения или текста, в том числе и его скрытого идейно-политического смысла, выраженного в подтексте через анализ лингвистической и образно-художественной системы символов в политическом
дискурсе. Этот коммуникативный процесс происходит на основе взаимодействия всех участников дискуссии друг с другом и с предложенным текстом. Если объектом изучения является классическое литературное произведение, проверенное временем, то имеет место виртуальный диалог читателей с его автором, не способным возразить своим критикам, предлагающим собственную интерпретацию содержания данного текста. Обсуждение художественных фильмов на занятиях влечет молодежь к свободному выражению своих чувств, развитию интуитивно-творческого мышления. Просмотр политических и публицистических телепрограмм в так называемом прямом эфире дает студентам возможность ощутить себя непосредственными соучастниками действия, способными оказать влияние на его результат путем голосования. В этом случае интерактивность для них становится более наглядной, обретает конкретное воплощение. При анализе публицистических телепрограмм следует определить критерии политического и нравственного выбора той или иной позиции. Огромное значение имеют целенаправленные ролевые игры, воссоздающие модель политического диалога в той или иной ситуации, например, выборы депутатов или политические дебаты по актуальной проблеме. Студенты в имитационных играх формируют навыки политического диалога, предлагают свои версии развития темы, решения проблемы, принимают на себя ответственность за выбор той или иной стратегии, развивают креативное мышление.
Таким образом, диалог как основание интерактивного обучения в российской высшей школе является важнейшим средством формирования политической культуры студенческой молодежи, управления ее нравственным, гражданско-патриотическим и правовым воспитанием через становление автономной ответственной личности россиянина.
Список литературы
1. Гадамер Г.Г. Язык и понимание. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М: Изд-во «Искусство», 1991.
2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
Есина Татьяна Алексеевна, канд. филос. наук, доц., Esina-123@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE POLITICAL DIALOGUE AND INTERACTIVE HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OFINFORMATIVE SOCIETY
This article deal with preparation to political dialogue as a goal of interactive higher education in the conditions of modern informative society.
Key words: higher education; political dialogue; political culture, interactive education;
Esina Tatiana Alexeevna, candidate of philosophicalscience, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University